• Название:

    Жажда целостности. Наркомания и духовный путь

  • Размер: 0.18 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Название: Жажда целостности

www.koob.ru
Жажда целостности. Наркомания и духовный путь .
От автора
Посвящается:
- Моему мужу Стэну, с глубокой
любовью и благодарностью за любовь,
постоянную
поддержку,
ласковое
поощрение и неистощимое терпение. Ты
сразу же раскрыл передо мной свое сердце
и свою жизнь, одарив меня множеством
даров.
-

Моей

дочери

Саре,

с

любовью

и

признательнос тью за проницательнос ть,
прямоту, красоту и за то, что ты стала
мне путеводной звездой. С первого дня
ты вдохновляла меня своим удивительным
сочетанием
грации
и
силы,
жизнерадостности и чувствительности.
- Моему сыну Натаниелю, с любовью и
признательнос тью
за
понимание,
мягкос ть
и

мудрос ть,
творческое

сочувствие. Твое уникальное соединение
юмора с серьезнос тью, решительнос ти с
нежностью
принес ло
мне
огромную
радос ть, и за это я тебе благодарна.
Эта книга связывает воедино множество нитей моей жизни, и создание ее б ез
неоценимой помощи и поддержки многих др узей и коллег б ыло бы невозможным.
Спасиб о моим с естрам - Кэти за люб овь, открытость и готовность поддерживать меня,
а также Пегги за юмор, забот у и теплое друж еское общение, которыми она одаривала
меня на многих стадиях создания этой саги. Спасибо Лизе Ливингстон за то, что она
всегда поддерживала меня, задавала отличные вопросы и привносила в мою раб от у
блестящие прозре ния.
Спасиб о моем у издателю, Барбаре Мо ултон за то, что она с самого начала
проявляла заботу об этом проекте, боролась за него на многих его этапах, а также за
то, что она помогла мне ус лышать мой собс твенный голос.
Я признательна Кэри Спаркс, подр уге и ангел у-хранителю, чьи постоянная
готовность, уравновешенность и преданность работе сделали мою жизнь легче и
крас ивее. Спасиб о моем у др уг у Тэву Спаркс у за то он во время моей работы над
идеями, отраженными в этой книге, проявлял себя как прониц ательный кон с ультант и

1

www.koob.ru
соотечественник.

Я

также

б лагодарна

Кэти

О лтмен

и

Лори

Зальцман

за

их

располож ение ко мне, без укоризненное понимание и квалифицированные советы.
Мне

хотелось

бы

выразить

особ ую

признательнос ть

Джек у

Корнфилд у,

сострадательном у и добром у др уг у, коллеге и учителю за то, что они помог мне
познать ряд тем, которые я впос ледствии отразила в этой книге. Огромное спас ибо Кит
Уилс он за ее чуткое руководство, м удрость и содержательные замечания к р укописи,
Фрэнсис Воон за многие годы теплой дружбы и неос лаб евающего доверия, Эйлин
Санчез за личное вдохновение и обратную связь в работе над книгой, Энджелес
Эрриен за преисполненную энт узиазма поддерж ку и за то, что она уверяла меня, что
это я могла бы написать эту книг у гораздо раньше, а также Монди Бриджес за
обеспечение продажи тиража и за теплое пристанище.
Я

также

выраж аю

глуб ок ую

признательность

многим

др узьям,

которые

перед

началом проекта и во время работы над ним поддерж ивали меня своей щедростью и
добротой - Уайет у Уэбб у, Роджер у Уолш у, брату Дэвид у Стэйндл-Рэсту, Мики Рени,
Джордж у Рэш у, Бетти Монаган, Джейн Миддлтон -Моз, отц у Томас у Мат ус у, Рок уэл лу
Лернеру, Па улине Кирби, Хелен Гиткинд, Кэти Колетти Бишоп, Энн Армстронг, Роду
Эллисон у, а такж е Бридж ит Аша уэр за термин "воинствующий альтруизм".
И

наконец,

мне

хотелось

бы

от

всего

сердца

поблагодарить

гр упп у

людей,

пытающихся избавиться от всякого рода зависимостей. Я гл убоко надеюс ь, что напис ав
эт у книгу, я отчасти с мог у возвратить им хотя бы мал ую толик у того, что они мне дали.

Введение
Когда я только начинала излечиваться от алкоголизма, мне попался отрывок из
письма знаменитого швейц арского пс ихиатра Карла Г ус тава Юнга Биллу Уилсону,
одном у из основателей об щества "Анонимных алкоголиков". Имея в виду одного из
своих прежних пациентов, Юнг писал : "Его стремление к алкоголю было, на более
низком уровне, эквивалентом свойственной нашему с ущес тву д уховной жаж ды
целостности, того, что в средневековом языке выраж алось как с оединение с Богом".
Читая, я понимала, что Юнг описывал нечто такое, что мне х орош о известно.
Больш ую часть своей жизни я ощ ущаю в себе это неопределенное стремление. Так
происходит с о многими из нас, и я постигла это в своем изб авлении от зависимости.
Это стремление отлично от физического пристрастия к алкоголю и имеет более далеко
ид ущие последствия. Прогулка по аллее, к ус очек торта, объятия - ни одно из этих
сиюмин утных решений не способно удовлетворить гл уб инную ж ажду.
Я беседовала с многими людьми, как не имеющими зависимостей, так и с теми, кто
пытается от них изб авиться, и он и опис ывали мне то же страстное стремление,
пронизывающее их ж изнь. Эта жаж да - вс епроникающий аспект человеческого опыта,
который неправильно тракт уют, неправильно понимают и под влиянием которого
поступают ош ибочным, порой трагически ошибочным образом. Е динственный спос об,

2

www.koob.ru
которым мы можем успешно удовлетворять это стих ийное стремление к целостности
или к Богу - это непрерывная связь с бездонным вн утренним д ух овным источником.
Эта книга адресована тем людям, которые, осознавая в себе жажд у целостности,
порой пытаются перебороть ее, либо найти спос об ее утолить. Более вс его я
сосредоточиваюсь на проб леме зависимости; однако, я полагаю, что борьба
зависимого человека во многом является ужесточением того испытания, через которое
приходится проходить всем нам . Эти проблемы схожи, что также относится и к их
решениям. Кем бы вы ни были - студентом, родителем, спец иалистом, человеком,
пытающимся изб авиться от одной или нескольких зависимостей, или же просто
человеком, пытающимся сделать свою жизнь более наполненн ой, в стремлении
утолить жаж ду ц елостности вы вс егда мож ете узнать себя.
Когда я была ребенком, бож ественное манило меня к себе. Я обнар уж ивала его
отсветы в природе, в церкви, а также в незначительных эпизодах из личной жизни. Лет
в двадцать пять я спонт анно переж ила яркое мистическое проб уждение, которое
унес ло меня на нес колько световых лет от того, что я вс егда считала реальным и
доп устимым: оно полностью переверн уло мою ж изнь с ног на голов у. Дабы лучше
понять, что происходило со мной, я начала исслед овать, читать и задавать вопросы,
которые, как я считала, должны дать мне ключ к разгадке. Я встретила д ух овного
учителя из Индии, уч ения и практики которого помогли объяснить и подтвердить мои
переживания. Я стала его учениц ей и начала медитировать.
Вскоре

пос ле

этого

я

познакомилась

относительно

новой

областью

трансперсональной психологии - направлением, которое дает расширенное понимание
человеческого опыта. Сторонники трансперсональной пс ихологии говорили о
целостном человеке, о наших физичес ких, эмоци ональных и интеллектуальных
возможностях, и расс матривали наш у мистическ ую природу как неотъемлемый элемент
нашего с ущества. Эта теория отличалась от всех западных подходов, которые были
мне известны теоретически или на практике, и как человек, которого вс егда тян уло к
дух овности, я ч увствовала значительное облегчение просто от того факт, что есть
люди - с ерьезные люди, - которые мыслят и жив ут таким образом. Передо мной стал
раскрываться
ц елый
новый
мир.
Я
непрестанно
отыскивала
все
новых
трансперсональных мыслителей, д ух овных учителей и людей, практик ующих различные
психологические методы.
Я сл ушала и узнавала все больш е и б ольше. Я боролась со с воим собственным
непрекращающимся внутренним проц ессом, который переш ел в настоящий кризис
преображения или дух овный кризис, как я его называла. Я познакомилась с множество
очень тр удных и драматичес ких нюансов своей пс ихики. Пытаясь постичь и освоить то,
что со мной происх одит, я поч увствовала ос об ую тягу к восточным мистичес ким
традиц иям. Я также обнар ужила, что трансперсональные психологи и теоретики
помогли мне понять многие из моих прозрений и переж иваний, переведя их на
понятный западном у человек у язык.

3

www.koob.ru
В тот период я п утеш ествовала и раб отала в лих орадочном темпе. Вместе со своим
мужем Стэном я начала выст уп ать по вс ем у мир у с лекц иями, вести с еминары и
мастерские, а кроме того, координировать меж д ународные конференции по
трансперсональной психологии. В то же время я продолжала б ороться с испытаниями
своего собственного эмоц ионального и д уховного развития, ра вно как и преодолевать
немал ую боль, котор ую я до с их пор испытываю от разделения с моими детьми из -за
развода. Как-то поп утно я обнар уж ила временное об легчение от всего этого: я стала
употреблять алкоголь как исключительно действенное успокаивающее с редст во.
У меня с алкоголем никогда не было нормальных отношений: как контролир ующий
себя человек, я всегда строго относилась к употреблению алкоголя. Теперь же я
обнар ужила, что пара, или, быть может, несколько бокалов способны сгладить
напряж ение, пригл уш ить интенс ивность моей вн утренней жизни, расс лабить меня,
облегчить боль и на время увести меня от самой себя. Только позднее я поняла, что
алкоголизмом страдали несколько членов моей семьи. Биохимия моего организма плюс
множество др угих факторов создали во м не плодородн ую почв у для того, что должно
было с л учиться. Болезнь разразилась во мне подобно пожару, и за относительно
короткое время я стала тяжело больным алкоголиком.
Я обнар ужила, что во мне развивается глуб окий конфликт: в то время как мой
алкоголизм
прогрессировал,
я
ос тавалась
увлеченной
духовными
и
трансперсональными поис ками. Я помню, как я с идела у ног своего г ур у, а затем ш ла
домой, чтобы выпить, чувс тв уя себя ужасно виноватой и нес частной. Ничтожество
моего пьянства казалось бесконечно далеким от моего понимания божественного, и
алкогольный ад, который я переж ивала, не имел ничего об щего с экстатичес кими
мистическими состояниями и гл убокими прозрениями, которые мне довелось испытать.
В конце концов, в январе 1986 года я записалась на двадцативо сьмидневную
программ у лечения от химичес кой зависимости, где на десятый день я оказалась на
самом дне. Мое дно б ыло очень гл убоким и чрезвычайно опустошающим. В ходе этого
процесса я ч увствовала, что все, чем я была, или с чем я была связана кончилось, что
я умерла.
Но удивительно - с раз у по др уг ую сторон у того, что ощ ущалось как полное
разруш ение, лежал путь глуб окого исцеления и р уководства. Долгие месяцы я
ощ ущала связь с миром, с самой собой и с источником вн утренней силы и
вдохновения, который казался неисчерпаемым. Я ч увствовала, что мне дан еще один
шанс, и что я начинаю обнар уживать т у мистичес кую связь, котор ую так долго искала.
Я стала осознавать как во мне б урлит неиспользованная творческая энергия и начала
заново ощ ущать смыс л своего с уществован ия. Это было дивное, мистическое время.
Стоя на р убеже новой жизни, я впервые ощ утила горечь по повод у того, что за
время своей алкоголической "карьеры" я без толк у потратила так много дней, месяцев
и лет. О днако затем мое восприятие начало меняться, и ув идела, что мрачные годы
алкоголизма в действительности посл ужили важным этапом моего д уховного

4

www.koob.ru
путешествия. Мне были даны уроки, возможности и дары, которые могли прийти лиш ь
посредством такого опыта.
Тем временем, в какие бы страны я ни приезжала, везде меня рад ушно встречали
представители всемирного сообщества людей, избавляющих ся от зависимостей,
которые дарили мне любовь, понимание и приятие, никогда не испытанные мною
ранее. Я познакомилась с программами "Двенадцать шагов" и обнар уж ила, что они
содержат изложенные на понятном для западного человека языке многие из элементов,
которые привлекали меня в различных дух овных системах. Излечивающиеся
алкоголики и наркоманы, активно прораб атывавшие "Двенадц ать ш агов", ежедневно
занимались простой практической деятельностью, которая совершала в их жизни
чудес а. И их отнош ение к своей дух овности отличалос ь от всего, что я видела ранее их д уховная практика касалас ь жизни и смерти, и б ольшинство из них уже встречались
лиц ом к лиц у и с тем, и с др угим.
Я такж е стала много размыш лять о б уддийс ком понятии привязанности. Согласно
б уддийс кой философии, корень всех человеческих страданий - привязаннос ть или
желание, и п уть к ос вобождению леж ит через еж едневн ую практик у, которая включает
в себя элемент капитуляции или п озволения всем у идти своим чередом. Я начала
думать, что уж асающая неспос обность вырваться из порочного кр уга зависимости,
возможно, является крайней и чрезмерно увеличенной формой той дилеммы, с которой
сталкивается каждый из нас, привязываясь в своей жиз ни к ролям, отношениям,
определенным видам деятельности и материальным благам. Я поняла, что
действенность программы "Двенадцать шагов" отчасти связана с тем, что она
предлагает выход из наших привязаннос тей через д уховн ую практику, которая на
первых трех шагах включает в себя необходимый опыт капит уляции.
Все то, что я узнавала, ч увствовала и видела, производило на меня большое
впечатление и ис кренне восхищало. Мне хотелось знать больше. Я сознавала, что в
моем личном опыте существ ует важная связь меж д у д уховностью и завис имостью, и я
встречала многих др угих людей, на которых это также распространялос ь. Я выст упила
в качестве иниц иатора и одного из координаторов месячного семинара и дв ух
конференц ий для специалистов под общим названием "Жаж да целостности:
зависимость, привязанность и д уховный поиск", чтобы самой подробнее из учить эти
темы и дать возможность с делать это др угим. Я постоянно спрашивала с ебя, каким
образом все это связано, и как я мог у сформ улировать это для себя и для др угих
людей?
В этой книге представлена попытка ответить именно на этот вопрос. Книга состоит
из трех частей: в первой части дается определение преобладающего в нас стремления
к собственной целостности и его связи с зависимостью. Здес ь я обращаюсь к таким
вопросам как "Что такое д уховность?", "Что такое дух овный опыт?", "Как мы
определяем

и

узнаем целостность?", "Как с вязаны

высокая, бож ественная с ущность человека?"

5

индивидуальное

"я"

и более

www.koob.ru
Во

второй

части

говорится

о

человечес ком

состоянии

экзистенциального

отч уждения от божес твенного источника, а такж е исследуется роль злоупотреб лений в
ус уг уб лении ч увства личной изоляции. Я рассматриваю наш и механизмы выживания в
безразличном или враждебном к нам мире, наш у потребность избегать страданий
жизни и наш у тенденцию искать выход дл я себя в тех веществах и действиях, которые
мог ут вызвать зависимость и которыми нас соблазняет окр ужающий мир. Нам также
предстоит погр узитьс я в темн ую ночь зависимости и исследовать с ущественный вопрос
капит уляции и невмешательства в процессе формировани я зависимости и во
внутреннем путешествии. И, наконец, я коснусь связи меж д у всеобщей проблемой
привязанности и циклом активной завис имости.
В третьей части предлагаются способы, при помощи которых мы можем начать
утолять наш у вн утреннюю жаж ду. Здесь я ра ссматриваю качества дух овной зрелости и
исслед ую выздоровление как п уть к "гл убинном у Я". Я описываю некоторые испытания
и лов ушки, встречающиеся на пути, а также непростые проблемы признания и
прощения. Книга завершается обс уж дением тех вознаграждений, ко торые дает поис к
целостности, и важности открытия божественных измерений в повседневной жизни.
Путеш ествие по этой книге - это п утешествие героя или героини через некоторые
с ущественно важные элементы человечес кой дилеммы, и я гл убоко надеюсь, что оно
б удет полезной для других людей, стоящих на этом п ути.

Жажда
Целостности.
зависимостью

Стремление,

скрывающееся

за

Сколько я себя помню, я с самых ранних лет искала нечто такое, что не могла бы
назвать с ловами. Что бы я ни искала, это должно было помочь мне ч увствовать себя в
порядке, на с воем месте, ощ ущать свою принадлежность к чем у - то больш ем у. Ес ли бы
я смогла это найти, я больше не испытывала бы одиночества. Я бы узнала, что такое
быть люб имой и понятой и была бы с пособна на ответн ую любовь. Я была бы
счастливой, удовлетворенной и в мире с собой, своей жизнью и всем окруж ающим. Я
бы чувс твовала себя свободной, раскованной, открытой и жизнерадостной.
Мне довелось неоднократно и по - разном у испытать эту возможность: когда я сидела
на холме и с благоговением любовалас ь красотой заходящего солнца, когда мне
попадались крошечные вес енние цветы, пробивающиеся сквозь мерзл ую землю, когда
мое сердце переполняли голос а, исполняющие рож дественские церковные гимны и
крас ота витражей в храме, когда с радостным чувство м без удержности я скакала
верхом вдоль песчаного берега и с разб егу плюхалас ь в океан, чтобы иск упаться, а
такж е когда став молодой матерью, я смотрела на чудесное личико новорож денного
младенца.
И какими бы мимолетными ни казались эти мгновения, в них я видела отсветы той
перспективы, в которой все нити моего опыта как б удто вдр уг с оединялись вместе - и
все начинало действовать, привнося собой некий смыс л, который невозможно выразить

6

www.koob.ru
в словах. Это могло с лучиться, когда я раб отала в сад у, молилась или мед итировала,
когда выезжала с друзьями на природ у или когда сидела возле ног мудрого старца.
Я также вспоминаю случаи, которые, казалось, были обещанием свободы, единства
и любви - когда после многих часов и дней неистовых испытаний я высл уш ивала
похвалы по читаемого учителя, коллеги или признательных гостей. Я также д умала, что
чувс твовала это в об ъятиях любовников, или когда принимала валиум, или съедала
очередное ш околадное пирожное с орехами, или вела свою маш ину с лиш ком быстро.
И я знала, что находила э то в сладостном алкогольном забвении. Мои границы
таяли, б оль ис чезала, и я д умала, что стала свободной. Я ч увствовала себ я комфортно
в собственной шк уре и ощ ущала беспечн ую веселость, подс казывающ ую, что мне вс е
по плечу. Мне было легко об щаться с людьми, которые в обычной жизни казались мне
невынос имыми. Я ч ув ствовала себя включенной в ситуацию, принятой и желанной - но
лиш ь до той поры, пока алкоголь не об ерн улся против меня.

Зависимый человек как духовный искатель
С тех пор как я начала излечиваться от алкоголизма, мне довелос ь высл ушать
рассказы многих людей, избавляющихся от зависимости, об их поиске какого - то
неопределенного переживания единства и своб оды, и я помню те территории, на
которые их завели эти поиски. Эти люди описывали яркие, вдох новляющ ие и приятные
моменты своей жизни, а также разр уш ительные и саморазрушительные периоды, во
время которых они уб еждали себя, что нах одятся на верном п ути. В этих рассказах и
наблюдениях я узнала множ ество знакомых моментов, которые постоянно появляютс я
в моей собственной истории.
Многие алкоголики и наркоманы воображают себя мечтателями, творц ами в том или
ином смысле, ч увствующими силу и крас оту ж изни. Мы - идеалисты. Легионы нас
болтают о том, что хотят помогать другим или участвовать в реш ении мировых
проб лем. Кое- ком у даже пос частливилось испытать д ух овные переживания, которые
зачастую начинаются еще в детстве. Нам может оказаться трудно иметь дело с о
сложным и треб овательным миром, который нас окр уж ает, равно как и с замысловатой
эмоц иональной, псих олог ической и д уховной мозаикой вн утри нас. Мы реагируем на
это, вырабатывая в с ебе сложные и х итроумные механизмы, которые позволяют нам
выживать или избегать испытаний наш его с уществования. Большинство из нас
ощ ущают себя не такими как все, изолированными и одинокими - как б удто мы смотрим
со стороны на весь остальной мир. Нередко мы стыдимся самих себя, кажемся себе
неполноц енными, менее значимыми, умными или полезными, чем др угие люди.
Кроме того, нами часто овладевает вс епоглощающее беспокойство, желание чего- то
больш его.

Это

страстное

желание

приводит

нас

к

разруш ительным

или

саморазруш ительным отношениям, видам деятельности или к употреблению веществ,
которые, как нам каж ется, мог ут на время обеспечить долгож данный покой. Логически
обосновывая свои поступки или отрицая их пос ледствия, мы заходим все дальше и

7

www.koob.ru
дальш е. Поначал у нас вроде бы удовлетворяют секс, пир ушки, употребление алкоголя
и др угих снадобий, азартные игры и др угие занятия, развивающие в нас пагубные
привычки. Я слышала как многие говорили: "Когда я впервые выпил или впервые
принял наркотик, я почувс твовал, что все мои проб лемы решены. Я верн улс я домой."
Одна женщина, вырос шая в семье алкоголиков, вспоминает, что еще в детстве она
клялась никогда не употреблять алкоголь, ибо в свое время воо чию увидела его
разруш ительные пос ледствия. О днако выйдя зам уж, она сдалас ь "потом у что мой м уж
пил, и мне не хотелось, чтобы он был в этом одинок". Пос ле первого бокала вина говорила она - "Передо мной распахн ул двери целый новый мир. Я поняла, что это
именно то, чего мне всю жизнь так недос тавало. В этот момент я ч увствовала себ я
цельной."
В конц е концов, мы обнар уж иваем, что попали в порочный кр уг , который угрожает
нашем у физичес ком у, эмоц иональном у, душевному и д ух овном у состоянию. Мы более
не контролируем свои отнош ения с какими бы то ни было веществами и действиями, те
самые отношения, которые мы выбрали в качестве ответа на свои проб лемы. Мы
непрестанно д умаем о них, планир уем их и по привычке участвуем в них. Встречаяс ь
лиц ом к лиц у с наш им объект ом пристрастия, мы становимс я все более и более
беспомощными, пока что -то не заставляет нас измениться.
Опустившис ь на самое дно и столкн увш ись с осознанием того, что следовать
паг убным привычкам больш е невозможно, многие из нас впервые начинают находить
то, что на самом деле ис кали. Отказавш ис ь и освободившись от старых, б есполезных
способов
с уществования,
мы
посте пенно
обнар уживаем
понимание,
любовь,
внутреннюю гармонию, спокойствие и ч увство с амоос уществления. Эти качества не
развиваются в одночасье. Они треб уют времени, м ужества, терпения, готовности и
огромного внимания. Ощутив эти возможности, мы становимся гот овы посвятить себя
новой ж изни.

Всеобщая жажда целостности
Существ ует множество симптомов и проблем, связанных с состоянием зависимости,
которые специфичны именно для этого сос тояния, однако его б олее гл убокие, более
с ущностные атриб ут ы и поб уж дения, по -видимом у, прис ущи всему человеческому
опыт у. Рано или поздно больш инство из нас в той или иной степени переж ивают
пустоту, одиночество, чувство неполноценности, идеализм или дух овное стремление.
Мы распознаем в себ е недовольство, желание избежать страданий и склонность искать
ответы в различных видах деятельности, веществах или отношениях.
Здесь

я

с осредоточиваюсь

на

ч увстве

беспокойс тва

и

дух овного

томления,

знакомом многим из нас. Люди рассказывают о неясном желании чего -то, что им
кажется отс утствующ им в их жизни. Они описывают гнетущ ую вн утреннюю п устоту,
котор ую никогда не удается заполнить. Это непрекращающееся внутреннее волнение
настолько сильно, что порой может причинять боль. Оно кажется исходящим из самой

8

www.koob.ru
сердц евины, и у некоторых из нас ощущается даж е сильнее, чем половое влечение или
физический голод.
Я

осознавала

эт у

пус тот у

в

детстве

и

пыталась

как -то

заполнить

ее,

став

активисткой в местной церкви, проводя время рядом с лош адьми или участв уя в
спортивных играх. Я боролась с ней, б удучи не уклю ж им подростком; это волнение
было с ильнее, чем мое желание быть люб имой и принятой др уг ими детьми или быть
замеченной мальчиш кой, с которым я училась в литерат урном классе. Я помню его
боль, когда в своей комнате университетского общежития я, погасив свет, сл ушала
музык у.
В
юности
я
переж ивала
это
ч увс тво,
люб уясь
восхитительными
произведениями иск усства, читая стихи или наб людая изысканный танец. О но такж е
проявлялось во многих др угих острых моментах.
Я ощ ущала как у меня сосет под ложечкой, как разрывает ся мое сердце, и все мое
с ущество рвется к чему-то такому, чем у я не мог у дать название. По мере того как я
взрослела, эта боль в душ е все больше и больше проникала во все стороны моей
жизни. Я чувствовала мон ументальную тос ку по чем у -то неопределенном у, п о бытию,
мест у или переживанию, которым нет названия. Казалос ь, ничто не могло утолить эт у
внутреннюю жаж д у.
Я уверена в том, что есть счастливые люди, которые, ощ ущая эту жаж ду, все же не
утоляют ее разр ушительными способами. Однако многие определяют для себя это
дух овное стремление как некий голос, который непрестанно подсказывает им чего -то
доб иваться в жизни и поэтом у часто п утают его с повседневными ж еланиями. Они
определяют его как ж елание отличиться на игровом поле, развить интеллект, пост упить
в престижный колледж, встретить м уж чину или женщин у своей мечты. Возможно, их
переполняет желание иметь определенную модель автомоб иля, нов ую одеж д у или
секс уальные отношения.
Этот

данный

алкоголя,

от

природы

ник отина

или

аппетит
др угих

мож ет

проявляться

веществ.

в

употреблении

Некоторые

люди

пищи,

ч увс тв уют

неудовлетворенность в браке и обнар уж ивают в себе страстное желание чего -то еще:
приобретения нового дома, с ущественного изменения поведения своего партнера,
соверш енно др угих отношений. Ведь вс егда кажетс я, что хорошо там, где нас нет! Они
чувс тв уют не удовлетворенность, словно чего -то не хватает. Быть может счастье
принес ут больш ие деньги, более выгодное социальное полож ение или новая работа?
Том

являет

собой

самый

яркий

пример

человека,

который

боролся

с

этим

преобладающим чувс твом беспокойства. О н - преуспевающий б изнес мен. Он женился
на своей старой инстит утской подр уге и имеет от нее дв ух дочерей и сына, которых
сильно люб ит. За несколько лет он доб ился успеха в очень творческой и выгодной
работе. Чтобы выйти на тот уровень жизни, который он представлял для себя и для
своей семьи, ем у пришлось много работать. У него были собственный дом и деньги в
банке.
Но
несмотря
неудовлетворенность.

на

все

успехи,

9

Том

чувствовал

беспокойство

и

www.koob.ru
Том говорил: "Я не мо г точно определить, что происходит. Расс удком я знал, что у
меня есть все, чтобы быть счастливым. Я любил жен у и детей, б ыл доволен раб отой и
во вс ех делах добивался ус пеха. Но чего -то не хватало. Я ловил себя на мыс ли - не
переехать ли мне в другой штат, не создать ли нов ую семью, и не поменять ли работ у?
Я стал слишком много пить. Сп устя некоторое время, я понял, что ни одно из этих
решений не спасет меня от ощ ущения пустоты, ибо все они содерж ат в себ е
потенц иальную причину для еще больш их проблем. Я чув ствовал себя нес частным."
Но ирония состоит в том, что ни внешняя деятельность, ни прием веществ не
удовлетворят прис ущ их человек у стремлений или ощущения пус тоты. Многие люди
обретают объект своего ж елания, но непрекращающаяся боль остается. О дин может
выиграть звание игрока года по ф утболу, другой получить степеь в престижном
колледже. А кто-то еще, быть может, найдет себ е образцового спутника ж изни,
заработает достаточно денег и станет ж ить так, как ем у всегда мечталос ь. Однако,
даже к упаясь в изобилии, которое подраз умевает удовлетворенность, а также
ос уществление всех желаний, человек продолж ает ощ ущать эту жаж д у, которая при
каж дом внешнем достижении может лишь усиливаться - и эта жажда напоминает нам о
внутренней п устоте.
В отчаянных попытках заполн ить п устот у, некоторые люди потреб ляют огромное
количество алкоголя, курят вс е больше и б ольше сигарет, употребляют вс евозможные
наркотики
посредством
приема
вн утрь
или
инъекций.
Однако
многие
выздоравливающие наркоманы и алкоголики говорят, что хотя физич еская тяга к такого
рода веществам у них прох одит, более гл уб инная жаж да по преж нем у остается.
В феврале 1991 года Антония Новелло, министр здравоохранения Соединенных
Штатов, оп уб ликовала доклад под названием "Употреб ление алкоголя с реди студентов
американс ких колледжей и университетов и методы избавления от алкоголизма". Она
утверж дает, что с туд ент колледж а в среднем за год употребляет 34 галлона алкоголя
(128.69 литра), а полная цифра употреб ления алкоголя ст удентами составляет 430
миллионов галлонов в год (1627550000 литров). Этого количества достаточно, чтобы
наполнить 3500 огромных плавательных бассейнов, которые использ уются на
олимпийских играх, груб о говоря, по одному на каждый колледж или университет США.
Из алкогольных напитков больше всего потре б ляется пива, - приблизительно 4
миллиарда б анок в год. Ст уденты колледжей ежегодно тратят на алкоголь 5.5
миллиардов долларов: эта с умма превышает их затраты на учебники и намного больше
расходов на содержание биб лиотек колледжей и университетов. В доклад е
обс уждается возрастающая тенденция к употреблению алкогольных напитков с целью
напиться, а также рост числа х улиганских действий и преступлений, соверш аемых
студентами в нетрезвом виде на территории университетов и колледжей. Далее
говорится, что скоро в Америке больше студентов умрет от цирроза печени, чем
пол учит докторск ую с тепень по б изнес у, менеджмент у и средствам комм уникации.
Этот доклад иллюс трир ует то, как благое вн утреннее поб уж дение обрести
целостность мож ет вывести на неверный путь. Эта стати стика не только указывает на

10

www.koob.ru
деградацию

среди

населения

студенчес кого

возраста:

она

раскрывает

проб лемы

людей, которые усиленно ищут связи с чем -то таким, что выходит за пределы их
ограниченного с ущес твования. Учащиеся колледжей составляют лишь часть своей
возрастной группы: та же самая проблема развития завис имостей характерна и для
др угих молодых людей. У нас, как у к ульт уры, не так много санкционированных
структ ур, которые позволяют глуб око переж ить и удовлетворить стремление к
целостности. В рез ультате, люди всех возрастов искажают это чрезвычайно сильное
поб уж дение и выраж ают его в различного рода зло употреб лениях, - не только в
зло употреб лении алкоголем и различными препаратами, но и в неправильном питании,
секс уальном поведении, зло употреблении власть ю, деньгами, отношениями, азартными
играми и в бесчисленном множестве других действий, вызывающих завис имость.
Что же такое это беспричинное стремление? Я убеж дена, что Юнг был прав, сказав,
что это сильное и порой м учительное ж елание являет собой наш у гл уб ок ую жажду
целостности, жаж ду открытия в себе дух овной с ущности, божественного источника или
самого Бога. Возможно, такие од ухотворенные творцы как Ремб рандт и Моцарт,
создавая свои произведения, в мимолетном всплеске творческого вдохновения были
способны отчасти отразить, постичь и выразить этот источник, и я, как зритель и
слуш атель, это признаю. О днако даже для великих х удожников это прозрение длится
лиш ь миг, и я остаюс ь с гнетущей болью и не удовлетвореннос тью в д уш е, пос кольку
чувс тв ую, что не мог у д остичь этого переж ивания и остаюс ь здес ь.
Искомое нами место, где прис утств ует целостность - это наше д уховное ядро,
с ущностная составляющая нашей природы. Развитие отношений с этим внутренним
источником - об щий для вс ех и необх одимый аспект человеческого бытия. На
протяжении

вс ей

истории

связь

межд у

божеством

и

человеком

или

об ществом

поддерживалас ь множеством способов, - через различные формы д ух овной практики,
рит уалы и творческое выраж ение. Целые культ уры признавали важность и ценнос ть
дух овной составл яющей человеческой жизни и активно поддерживали проявление и
развитие этого важного аспекта человечес кого характера. Желание достичь развития
всего нашего потенц иала естественно. "Жажда целостности, котор ую испытывает наш а
душ а... единение с Богом", как го ворил об этом Юнг - это наш основополагающий
внутренний имп ульс, который оказывает на наш у жизнь величайшее воздействие. Это
поб уж дение узнать истин у
неудовлетворенность.

о

нас

самих

проявляет

в

нас

некую

божественн ую

Врач Эндрю Уэйл в своей книге "Естест венный ум" рассказывает о человеческой
необходимости изменять сознание. Он говорит: "Я уб ежден в том, что желание
периодичес ки изменять сознание является врожденным, естественным поб уж дением,
таким как голод или половое влечение". Он описывает действия дет ей,
экспериментир ующих с необычными с остояниями: дети кр ужатся до полного
умопомрачения, пока не свалятся с ног, задерж ивают дыхание, пока не закр ужится
голова и не потемнеет в глазах или глуб око вдохн ув, выдых ают, в то время как их
товарищи по играм об хва тывают их на выдохе вокр уг гр уди и сж имают до тех пор, пока
те не начн ут терять сознание. Я убеж дена, что эта гл убинная потребность изменять

11

www.koob.ru
сознание отражает наше естественное желание вых одить за пределы повс едневной
эгоистичной личности и переживать себя в более ш ироком смыс ле.

Как мы реагируем на наше духовное стремление?
Некоторые люди могут чувс твовать в себе жажд у ц елостности и им удается утолять
ее относительно легко. Они спокойно и терпеливо вовлекаются в те виды
деятельности, которые постепенно ве д ут их к соприкосновению с их глуб инной
Сущностью. По мере продвижения, усваиваемые ими уроки начинают проявляться в их
образе жизни. О дни чувств уют тяг у к рег улярной д уховной практике, например к
молитве, медитац ии, священным обрядам или богос луж ениям, пр оводимых целой
общиной. Др угие могут открыть в себ е талант х удожника, служащий с редством
развития связи с бож ественным истоком. Есть и такие, кто находит в себ е д уховную
с ущность, участв уя в повседневных делах, выполняя любимую работ у, заботясь о себ е
и о своих близких или создавая вокр уг с ебя благодатную среду.
Однако немало и таких людей, которые ж ив ут, ничего не зная о своем д ух овном
потенц иале, иб о им не доводилось непосредственно переживать ничего подобного, или
же они ус иленно пытаются отрицать эт у ч асть себя. Наш и попытки отрицать или
подавлять имп ульсы, обращающие нас к нашем у истинному потенциал у, часто
происходят от того, что позволение нашей божественной природе выражать себя
подразумевает изменение, происходящее вместе с д ух овным ростом и расшир ением
сознания. Мы ч увствуем, что меняяс ь, мы можем ос лаб ить контроль над нами
привычных и устоявш ихся систем уб еждений. Даже ес ли мы не особенно счастливы,
мы, по крайней мере, можем полагаться на воспринимаем ую нами реальность, которая
для нас надежна.
Если мы вдр уг поч увствуем поб уж дение по -новом у взглян уть на себя и на свою
жизнь, нам, возможно, также придется столкн уться с новыми и тр удными сторонами
своей пс ихики. Многих из нас п угает изменение самоопределения и переж ивание того,
что находится вокр уг нас и вн утри нас - ведь ст упить на неисследованную территорию
всегда страшно! - и поэтом у мы создаем для себя ограниченное и зачаст ую жесткое
мировоззрение и защищаем его любой ценой. Но сама природа нашей жизни призывает
нас отказаться от того, кем, по н аш ем у мнению, мы являемся и позволить себе
перенестись в неизвестное.
Наше стремление к божественному выраж ено в религиозной поэзии мистиков многих
традиц ий.

Яркость

образов

и

настойчивость

тона

отражают

страстн ую

природу

дух овной жаж ды. Мирабай, индийска я святая, обращается к Гос под у Вселенной: "Мое
тело болит, мое дых ание горит. Приди и пот уши пожар разделения. Я провела ночь,
бродя вокр уг в с лезах." Христианский теолог Авг устин в "Исповедях " пиш ет: "Ты
поб уж даешь нас нас лаждаться воздаянием хвалы Тебе; ибо Ты сотворил нас для Себя,
и не упокоятся наш и с ердца, пока не найд ут покой в Тебе."
Каб ир, индийский д ух овный учитель и поэт пятнадцатого века, говорит: "Ни вн утри,
ни снар ужи я не найду покоя. Невеста {ищущий} желает своего возлюб ленного {Бога}

12

www.koob.ru
столь же страстно как ж ажд ущий желает воды." Псалом 41:2,3 гласит: "Как лань
страстно стремится к источникам вод, так с тремится д уш а моя к тебе, Боже! Моя д уша
жаждет Бога живого" Томас Мертон, монах римской католической церкви и поэт конца
двенадцатого века, п ишет о "живой воде дух а, которой мы жаждем испить, подобно
раненом у оленю, жаж дущем у найти реку в пустыне."
Раз умеется, я здес ь никоим образом не имею в вид у, что все авторы этих строк,
отличающиеся необычайной од ухотворенностью, были своего рода "наркома нами". О ни
понимали и воспринимали с вое стремление как д уховное. Однако я уб еждена, что эта
неистовая жаж да целостности, а такж е беспокойство, с вязанное с ней, являютс я
имп ульсом, лежащим в основе зависимос тей. Это гл уб окое стремление выходит за
пределы псих ологического желания, реально испытываемого людьми, попавш имися на
крючок наркомании или алкоголизма. Наш е врожденное стремление заново открыть в
себе д ух овн ую природ у часто является бессознательной движ ущей силой, котор ую
многие из нас ч увств уют на прот яж ении всей жизни.
Пока мы не признаем прис утс твие этой живой силы и не дадим ей возможность
проявляться, нас б удет б еспокоить затаенная не удовлетворенность ж изнью. Для
описания этой с илы стремления к Богу, многие поэты использовали в качестве
метафоры жаж д у и голод. Жаж да, голод и поб уждение познать свое подлинное "Я"
являются нашими неотъемлемыми вн утренними влечениями. Точно так же, как мы для
поддержания здоровья отвечаем на жажд у и голод, испытываемые наш им телом, мы
должны отвечать на внутреннюю жажд у, утолив котор ую, мы обретаем д уховное
равновесие и связь с нашим неограниченным потенц иалом.
Я понимаю, что принять такое утверж дение многим людям б удет нелегко. Я говорю,
что наше стремление к переж иванию целостности или единения с Богом - это основное
поб уж дение, скрывающееся за зависимостью. Я даже могу с казать, что оно охватывает
все др угие стороны проц есса развития зависимости. Я б уд у б олее
останавливаться на этой идее и рассмотрю ее в надлеж ащем контексте.

подробно

Я подчеркиваю, что обс уж дая дух о вные измерения зависимости, я всегда принимаю
во внимание и др угие стороны этой сложной сит уац ии. Я ясно виж у, что зависимости
воздейств уют на все уровни человечес кого бытия, и чтобы понимать и лечить людей,
страдающих этим потенциально опасным нед угом, мы должны обратиться ко вс ем
сторонам себя - физическим,
дух овным. Огромная и важная

эмоц иональным, познавательным, социальным и
работа в области избавления от завис имостей,

проведенная за многие годы, помогла по - новому понять и пос тавить на совершенно
новый уровень лечение от химической зависимости и от др угих пристрастий. В течение
этого времени основной акцент делался на физической, психологической и социальной
сторонах процесса привыкания. Спец иалисты из различных областей написали
множество блестящих кни г и статей, касающихся каждой из этих сторон. Разработаны и
ус пешно применяютс я различные виды терапии и другие формы лечения, которые
обеспечили значительный вклад в лечение многих тысяч людей.

13

www.koob.ru
Мозаика завис имости имеет множество граней, которые с уществу ют одновременно.
Выздоравливающие наркоманы и алкоголики регулярно открывают для себя, что их
проб лема, возможно, отчасти происходит из генетической предрасположенности, из
вызывающей привыкание х имической реакц ии организма на то или иное вещество или
из истории их семьи. Они признают свою необходимость убежать от реальности,
загл ушить б оль, которую приносит им жизнь или очиститься от неприятных ч увств.
Вдобавок к этом у, многие признают, что давление, оказываемое на людей к ультурой,
поощряющей маниакальный, эгоистический и стяжательский стиль ж изни, такж е
является фактором развития их зависимого поведения. Люди, которых посещают
догадки относ ительно того, что они имеют дело такж е и с гл убоким дух овным
стремлением, говорят, что эта бож ественная не удовлетворен ность охватывает вс е
остальные стороны жизни. И если эти люди, признавая все др угие стороны своих
паг убных привычек и работая с ними, не обращаются непосредственно к дух овному
стремлению, они не с талкиваются в полной мере со своей дилеммой.
Есть и такие л юди, которые уб еждены, что вся проб лема в целом носит д ух овный
характер. Такое понимание в значительной степени зависит от того, как мы себ я
определяем: если мы принимаем, что в гл уб ине каж дого из нас прис утств ует
божественная
с ущность,
то,
по
с уществ у,
вс е
мы
является
отдельными
представителями б ожественного. Ес ли пос мотреть под таким широким углом зрения, то
люб ое испытание, с которым мы встречаемся, любой уровень, на котором нами
овладевает нед уг, является божественным.
Успех общества "Анонимных алкогол иков" (АА) и многих гр упп, занимающихся по
программе "Двенадц ать шагов", говорит о силе и важности д уховного измерения в
понимании причин алкоголизма и в его лечении. Несмотря на то, что с уществ уют и
др угие восстановительные программы, ориентированные на д ух овное начало,
применение которых в лечении алкоголизма показало аналогичный успех, я все же
остановлюсь на модели "Двенадцати
известность и уж е более пятидесяти

шагов", которая приобрела
лет оправдывает себя как

наиб ольш ую
чрезвычайно

эффективный метод и збавления от алкоголизма.
Программы "Двенадцать шагов" говорят о переж ивании алкоголиком болезни душ и, когда алкоголика охватывают прист упы, связанные с процессом привыкания. Как только
алкоголики "достигают дна", то есть доходят до того момента, когда осознают, что это
разруш ительное и с аморазр ушительное поведение их окончательно "достало", они
сталкиваются с дух овным банкротством. Группы, практик ующие "Двенадцать шагов",
предлагают вдохновляющ ую дух овн ую программу, которая помогает их членам не
только прекратить следовать своей паг уб ной привычке, но и вылечить болезни д уши, а
такж е избавиться от опустош ающего вн утреннего банкротства.
По мере того как люди, при поддерж ке гр уппы и других выздоравливающих,
практик уют "ш аги", они начинают идти навс тречу д у ховной жизни. Пустота мало -помал у
заполняется; желание постепенно утих ает. Сп ус тя некоторое
становится наполненной с частьем, покоем и состраданием.

14

время

их

ж изнь

www.koob.ru
Юнг в своем знаменитом письме Билл у Уилсону писал: "Алкоголь по латыни spiritus,
и то же слово, которое мы использ уем для самого г уб ительного яда, мы использ уе м
для и самого возвышенного религиозного переживания. Стало быть, здесь справедлива
форм ула spir itus contra spiritum ". Дух (спирит) божественного излечивает от
разруш ительного действия алко голя или "спиртного". Это предписание особ енно
поощряет развитие дух овности как противоядия от алкоголизма, но оно также
применимо

и

к

другим

видам

зависимости,

включая

привыкание

к

наркотикам,

зло употреб ление едой, сексом, отнош ениями, властью и азартными играми. Если мы
вместо следования пагубной привычке начнем утолять свою жажду переж иванием Бога,
к нам, в конце конц ов, придет та удовлетворенность, которой мы так страстно желали.

15