• Название:

    Безмолвное обучение


  • Размер: 0.2 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: Шри Чинмой
  • Автор: Alesha

Предпросмотр документа

Шри Чинмой
«БЕЗМОЛВНОЕ ОБУЧЕНИЕ»
БЕЗМОЛВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Шри Чинмой

Центр Шри Чинмоя
Москва, 2006

THE SILENT TEACHING
A selection of writings by Sri Chinmoy with an introduction by Alan Spence
© Copyright © 1992 Sri Chinmoy
© Перевод на русский язык —
Центр Шри Чинмоя, М., 2006.

Другие книги Шри Чинмоя Вы можете найти на сайте http://www.dreambooks.ru/

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
2. МЕДИТАЦИЯ. ВИДЕНИЕ
3. ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ. ТЕОРИЯ
4. МЕДИТАЦИЯ. ПРАКТИКА
5. МЕДИТАЦИЯ НАЧИНАЮЩИМ
6. ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИ
7. ВНЕШНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
8. ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ
9. ПОЗА ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
10. ДЫХАНИЕ ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ
11. МАНТРА И МЕДИТАЦИЯ
12. МУЗЫКА ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
13. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ. УМ И СЕРДЦЕ

1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Медитация — это безмолвие,
наполняющее энергией
и приносящее осуществление.
Безмолвие —
это красноречивое выражение
невыразимого.
Название этого сборника — «Безмолвное обучение» — на первый взгляд может
показаться странным, даже парадоксальным. Мышление, привыкшее рассматривать
обучение как наставление или, в лучшем случае, как практическую демонстрацию, быть
может, с трудом представит себе подобный процесс безмолвным, лишенным слов.
Но когда мы говорим о медитации, мы попадаем в мир, где по традиции истина
передается непосредственно, в тишине, при помощи взгляда, жеста, прикосновения. Один
из наиболее известных примеров — «проповедь-цветок» Будды, когда он пришел
выступать перед большим собранием людей, и его «лекция» состояла в том, чтобы
показать цветок! Как говорит Шри Чинмой, «все истинные духовные Учителя обучают
медитации в безмолвии».
Поэтому не удивительно, что, когда такие Учителя все же прибегают к использованию
слов, их стиль оказывается поэтичным или парадоксальным, или мантрическим (то есть,
когда звук и ритм слов фактически призывают обозначаемые ими качества). Цель всегда
состоит в том, чтобы оставить в стороне аналитическое мышление и обратиться к более
глубокому источнику знания, который Шри Чинмой называет сердцем.
Книга такого Учителя никак не может быть просто учебником, в котором Медитация
сведена к техническим приемам, хотя в третьем разделе вы найдете также и ряд
практических советов.
Техники, предлагаемые Шри Чинмоем, подобны трамплинам для творческой работы с
воображением. То, что сегодня можно себе лишь представить, однажды окажется реально
существующим, а со временем в эту реальность можно будет вжиться.
Он пишет: «...Вы всегда должны творить. Это творчество и есть то, чем вы в конце концов
станете. В конечном счете вы поймете, что ваше творчество — это не что иное, как
раскрытие себя».
Шри Чинмой подчеркивает, что в медитации всегда присутствует нечто большее, чем
технические приемы, пусть даже и полезные. И это «большее» есть, по существу,
искреннее устремление ищущего, «внутренняя мольба» о высочайшем.
«Устремление, — пишет он, — это мольба в сердце. Сердце взывает и стремится, как
рвущееся ввысь горящее пламя». И в этом заключается главная суть его учения,
раскрывается динамизм, составляющий неотъемлемую часть его философии. Медитация
— это не просто пассивный процесс, хотя, несомненно, открытость и восприимчивость
важны. Позитивный творческий подход, устремление ввысь — вот что еще требуется.
2

«Медитация показывает нам, как можно к чему-то устремляться, а также как этого
достигать».

Раздел этой книги, посвященный практическим приемам медитации, помещен последним.
Такая структура книги и ход изложения представляются естественными: от
вдохновенного мистического видения к философским выводам, а затем к практическому
жизненному руководству. Книга охватывает весь диапазон тем и содержит выборку из
лучших произведений Шри Чинмоя по данному предмету. Здесь очень четко виден его
подход к тому, что описано выше как мантрический метод. Эти отрывки по своей
выразительности сравнимы со священными книгами и не оставляют у читателя никакого
сомнения в том, что они были написаны (или, вернее, «произнесены», так как они в
большинстве своем являются записями устных высказываний) поэтом и мастером
медитации. Они несут печать достоверности и приглашают к безмолвию за пределами
мира слов.
«Медитация — это безмолвие, наполняющее энергией и приносящее осуществление.
Безмолвие — это красноречивое выражение невыразимого».

Шри Чинмой родился в 1931 году в Бенгалии, в местности, которая в то время была
частью Индии.
В 1964 году он прибыл на Запад. За прошедшие годы он основал в Европе, Австралии и
Северной Америке ряд Центров, предлагая ищущим учение, очень близкое интегральной
йоге и соединяющее «духовность Востока и динамизм Запада».
Хотя Шри Чинмой признает, что «медитации никогда не научишься из книг», в то же
время слова человека, достигшего высшего осознания, могут явиться источником
огромного вдохновения для отправляющихся в духовное путешествие. Ведь Медитация
не является чем-то теоретическим. Конечно, о ней можно думать; да, о ней можно
говорить; но в конечном счете ею нужно заниматься: «Теорию нужно проверять. Факт
нужно уважать. Истиной нужно жить».
Алан Спенс

МЕДИТАЦИЯ. ВИДЕНИЕ
АБСОЛЮТ
Ни разума, ни формы — только Я.
Желания и мысли растворились,
Настал конец кружению Природы,
И оказалось — нужен мне лишь Я.

3

А беспредельное Блаженство распахнулось
В преодолении различий знания со мной,
Я упоен немыслимым покоем,
И созерцаю только Одного.
Постиг давно я все секреты жизни,
И оставалась Тайна лишь во мне самом,
И вот теперь незыблемо явилось:
Я сам есть Путь, и Я — Душа, Я — Бог.
Все-все высоты в духе я познал,
Безмолвен, в самом сердце Солнца я.
Не в силах изменить меня ни время, ни дела.
Моя космическая роль завершена.
Медитация — это око, видящее Истину, сердце, чувствующее Истину, и душа,
осознающая Истину.
Благодаря медитации душа полностью осознает собственную эволюцию в своем вечном
путешествии. Благодаря медитации мы видим, как форма превращается в Бесформенное,
конечное — в Бесконечное, и наблюдаем, как Бесформенное обретает форму, а
Бесконечное становится конечным.
Медитация говорит. Она говорит в безмолвии. Она раскрывает. Она раскрывает
устремленному, что материя и дух едины, количество и качество едины, имманентное и
трансцендентальное едины. Она раскрывает, что жизнь никак не может быть простым
существованием в течение семидесяти или восьмидесяти лет между рождением и
смертью; жизнь — это сама Вечность. Наше рождение, как и наша смерть, — это важное
событие в бытии Бога. После рождения жизнь протекает в теле. После смерти жизнь
протекает в духе.

Медитация означает сознательное расширение себя. Медитация означает познание или
открытие своего истинного «Я». Именно благодаря медитации мы преодолеваем бремя
ограничений, несовершенств и зависимости.
Медитация — это динамизм на внутренних планах сознания. Что на самом деле
происходит, когда мы медитируем? Мы погружаемся в более глубокую часть своего
существа. В это время мы способны вынести на передний план богатство, которое
хранится глубоко внутри нас. Медитация показывает нам, как устремляться к чему-то, а
также как этого достигать. Если заниматься медитацией ежедневно, то будьте совершенно
уверены — проблемы нашей жизни, внутренней и внешней, разрешатся.
Духовное сердце — это центр бесконечной и всеобъемлющей любви. Глубоко в сердце
находится душа, наша внутренняя божественность. Медитация в духовном сердце — это
самый надежный путь, приводящий к наибольшему самораскрытию. Во время такой
медитации мы сосредотачиваем все внимание на сердце, успокаивая ум, и погружаемся
внутрь на все более глубокие уровни покоя, блаженства и любви. Или мы можем призвать
на помощь воображение и представить себе, как в нашем сердце распускается цветок. Мы
4

почувствуем, что, когда раскрываются лепестки, все наше существо начинает излучать
свет своей внутренней божественности. Мы можем погрузиться в поток, исходящий из
сердца, и позволить ему разливаться у нас внутри и уносить наше сознание к далекомудалекому Запредельному. Во время самой глубокой медитации в сердце мы выходим
далеко за пре¬делы мышления. Медитация ведет нас к сознательному отождествлению с
нашим Высшим «Я».
Медитация подобна погружению на дно моря, где все тихо и спокойно. На поверхности
множество волн, но они никак не нарушают покоя морских глубин. В глубочайших
глубинах море — само безмолвие. Начиная медитировать, мы прежде всего пытаемся
достичь своего внутреннего существа, то есть дна моря. Тогда, если из внешнего мира
накатят волны, они никак на нас не повлияют. Страх, сомнение, беспокойство и всю
земную суету просто смоет прочь, потому что внутри нас будет нерушимый покой.
Мысли нас не затрагивают, потому что наш ум — это сам покой, сама тишина, само
единство. Мысли, как рыбки в море, выпрыгивают и проплывают мимо, не оставляя следа.
Находясь в своей высочайшей медитации, мы ощущаем себя морем, и морские обитатели
не могут нас потревожить. Мы ощущаем себя небом, и все птицы, пролетающие мимо, не
могут нас потревожить. Наш ум становится небом, а сердце — безбрежным морем. Вот
что такое Медитация. Когда в медитации мы хотим подниматься ввысь, наше
устремление взлетает, бесстрашно взлетает к Высочайшему. Предела нашему
восхождению нет — ведь мы путешествуем в Бесконечности. Мы поднимаемся к вечно
превосходящему себя Запредельному. С точки зрения расстояния, и движение ввысь, и
движение вглубь — это бесконечные путешествия к одной Цели: к Всевышнему. Однако
при помощи ума подняться высоко нельзя. Ум нужно преодолеть, выйти за его пределы и
еще раз вступить в царство духовного сердца. Область духовного сердца неизмеримо
выше и обширнее области наивысшего ума. Царство сердца лежит далеко за пределами
ума. Сердце безгранично во всех направлениях, поэтому внутри сердца находится и
высочайшая высота, и глубочайшая глубина.
Чем выше мы можем подняться, тем глубже можем погрузиться. И, наоборот, чем глубже
мы можем погрузиться, тем выше можем подняться. Это происходит одновременно. Если
мы сможем медитировать очень интенсивно, то непременно почувствуем, что
одновременно и поднимаемся очень высоко, и погружаемся очень глубоко. Высота и
глубина сопутствуют друг другу, но они, так сказать, относятся к двум разным
измерениям. Но если в медитации человек может очень высоко подняться, значит, он
способен и очень глубоко погрузиться.
Пока мы не осознали высочайшее, мы чувствуем, что высота и глубина — это разные
вещи. Поднимаясь ввысь, мы чувствуем, что достигли определенной высоты, а
погружаясь глубоко внутрь, мы чувствуем, что достигли определенной глубины. Но
высота и глубина — все это в ментальном сознании. Преодолев барьер ума и войдя в
Универсальное Сознание, мы видим, что все едино и неразделимо. В это время внутри нас
поет и танцует лишь Реальность, и мы становимся Реальностью. У нее нет ни высоты, ни
глубины, ни протяженности. Это нечто целостное, в то же время постоянно
преодолевающее свои собственные пределы.
В медитации горит пламя постоянного устремления. Наше путешествие вечно; наш
прогресс и наше осознание также постоянны и бесконечны, потому что мы соприкасаемся
с Бесконечностью, Вечностью и Бессмертием.
Медитация — это испытываемая человеком жажда Бесконечного Реального, Вечного
Реального и Абсолютного Реального. Секрет медитации в том, чтобы достичь
сознательного и постоянного единства с Богом. Высший секрет медитации —
5

почувствовать, что Бог всецело принадлежит нам, и в конце концов осознать Бога ради
Него Самого, раскрыть Его и осуществить Его Замыслы.
Медитация — это преодоление себя. Преодоле¬ние себя — это послание Запредельного.
Это послание Запредельного есть Бог — вечно развивающаяся Душа и Бог — вечно
осуществляющая Цель.
Медитация говорит только одно: Бог есть. Медитация раскрывает только одну истину:
вы увидите Бога.
Медитация — это безмолвие, наполняющее энергией и приносящее осуществление.
Безмолвие — это красноречивое выражение невыразимого.
Чего мы ожидаем от медитации в первую очередь? Покоя. Покоя, и ничего другого.
Покой — это начало любви. Покой — это завершение истины. Покой — это возвращение
к Источнику.
Медитация, подобно крыльям птицы, всегда расширяется, превращаясь в Покой, Свет и
Восторг.
Лишь Медитация может дать начало совершенству. Медитация поднимает нас над
разочарованием чувств, над ограниченностью рассуждающего ума. И, наконец,
Медитация может одарить нас дыханием совершенства.
Медитация помогает нам прожить от мгновения до мгновения. С другой стороны, между
мгновениями существует Вечное Сейчас. Ни одно мгновение невозможно отделить от
Вечного. Мгновение — вот оно, а повсюду вокруг — Вечность. Вечность охватывает
настоящее, прошлое и будущее.
Внутри Вечности заключено мгновение; и наоборот, внутри мгновения пребывает
Вечность. Это подобно океану. В океане бесчисленное множество крошечных капель. С
другой стороны, каждая крошечная капля хранит в себе сущность огромного океана. Мы
берем каплю и сразу же обретаем сознание безбрежного океана, потому что капля
воплощает огромный океан. И поэтому ни одно мгновение невозможно отделить от
Вечности и Бесконечности. Медитация — это единственный способ ощутить единство
конечного и Бесконечного.
Подталкивает ли нас Медитация к уходу от реальности? Нет! Напротив, Медитация
вдохновляет нас принять творение Бога как несомненную реальность, которая еще ждет
преображения и совершенствования. Мы сможем стать настоящим вместилищем
бесконечной Истины и бесконечного Света лишь тогда, когда преобразуется земное
сознание и сознание тела. Тот, кто медитирует, должен действовать в человечестве как
божественный герой. Человечество — неотъемлемая часть Бога. Как мы собираемся
достичь божественности, отстранившись от человечества? Надо принимать мир таким,
каков он есть сейчас. Как можно что-либо преобразовать, если этого не принимаешь?
Если гончар не возьмет в руки глину, как он вылепит из нее горшок? Мир вокруг нас
несовершенен, но и мы тоже несовершенны. Совершенное Совершенство еще не
появилось на свет. Надо понимать, что в настоящее время человечество от совершенства
далеко, очень далеко. Но мы ведь тоже часть этого человечества. Как же мы собираемся
отказаться от своих братьев и сестер, когда на самом деле они части нашего тела? Я не
могу оторвать свою руку. Это невозможно. Подобным же образом, когда мы
одухотворенно, преданно медитируем, мы должны принимать человечество как что-то
6

свое собственное, совсем родное. Мы должны брать человечество с собой. Если мы,
находясь на шаг впереди, в состоянии воодушевить других, значит, у нас есть
возможность послужить божественности в тех, кто следует за нами.
Так что мы не должны уходить в гималайские пещеры. Мы должны смело принять
проблемы мира здесь и сейчас. Мы должны преображать облик мира с помощью
посвященного служения божественному в человечестве. Медитация — это не бегство от
действительности. Медитация — это принятие жизни во всей ее полноте с намерением
преобразовать ее для того, чтобы божественная Истина обрела здесь, на земле, высшее
проявление.

ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ. ТЕОРИЯ
КОГДА
Когда он концентрируется,
Все имеет значение.
Когда он медитирует,
Ничто не имеет значения.
Когда он созерцает,
Имеет значение только Бог.
Если мы чувствуем, что довольны тем, чем обладаем, и тем, кем мы являемся, значит, у
нас нет необходимости входить в область медитации. Мы обращаемся к медитации
потому, что испытываем внутренний голод. Мы чувствуем внутри себя что-то светлое,
безбрежное, божественное. Мы чувствуем, что очень-очень сильно нуждаемся в этом, вот
только в данный момент у нас нет к этому доступа. Так что наш голод вызван духовной
потребностью.
Медитировать не значит просто сидеть в тишине пять-десять минут. Медитация требует
сознательного усилия. Ум нужно сделать тихим, успокоить, но в то же время ему нужно
быть бдительным, и он не должен впускать никакие отвлекающие мысли или желания.
Заставив ум быть тихим и спокойным, мы почувствуем, как внутри нас зарождается новое
творение. Когда ум ничем не занят и спокоен и все наше существо становится пустым
сосудом, наше внутреннее существо может призвать бесконечный Покой, Свет и
Блаженство войти в этот сосуд и наполнить его. Это и есть Медитация.
Когда мы думаем, что это мы пытаемся медитировать, Медитация кажется сложной. Но
настоящая Медитация совершается не нами. Ее совершает наш Внутренний Кормчий,
Всевышний, который постоянно медитирует внутри нас и через нас. Мы просто сосуд, и
мы позволяем Ему наполнять нас всем Его Сознанием. Мы начинаем с личного усилия, но
стоит нам погрузиться глубоко внутрь, как мы видим, что это не наше усилие позволяет
нам войти в медитацию. Именно Всевышний медитирует внутри нас и через нас, с нашего
сознательного
Медитацией нужно заниматься спонтанно, одухотворенно и правильно. В противном
случае мрачное сомнение будет подавлять ум, а в сердце прокрадется полное
разочарование. И вы, возможно, обнаружите, что все ваше существо ввергнуто в глубины
разверзшейся пропасти.
7

Для медитации нужно вдохновение. Вдохновить вас могут священные книги. На то, чтобы
купить духовную книгу, нужно десять секунд. На то, чтобы прочитать эту книгу, нужно
несколько часов. На то, чтобы осмыслить эту книгу, требуется несколько лет. А на то,
чтобы жить ее истинами, может потребоваться не только целая жизнь, а несколько
инкарнаций.
Для медитации нужно устремление. Духовное или реальное присутствие духовного
Учителя может пробудить ваше спящее устремление. Он легко может сделать и охотно
сделает это для вас. Устремление — вот что вам нужно, чтобы достичь цели
путешествия. Вам не нужно беспокоиться об осознании Бога — об этом позаботится ваше
устремление.
Если у вас есть осознавший Бога Учитель, его безмолвный пристальный взгляд научит вас
медитировать. Учитель не должен объяснять вам при помощи внешних средств, как
медитировать, или давать вам опреде