• Название:

    Карл Ясперс Ницше и христианство.


  • Размер: 0.44 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



    Предпросмотр документа

    Карл Ясперс
    Ницше
    и
    христианство
    Перевод с немецкого
    Т.Ю.Бородай

    Московский
    философский фонд

    «МЕДИУМ» Москва 1994

    Перевод с немецкого
    Т. Ю. Бородай
    Введение
    Художник Е. А. Михельсон
    Корректор В. В. Ахметьева

    ISBN 5-85691-007-9
    © Перевод Т. Ю. Бородай, 1993
    © Оформление. Издательство "Медиум", 1993

    Все знают, с какой неслыханной резкостью
    отвергал Ницше христианство. Например: "Кто
    выкажет сегодня хоть малейшее колебание в
    своем отношении к христианству, тому я не протяну и мизинца. Здесь возможна лишь
    одна позиция: безусловное "Нет" (XVI, 408) 1 .
    Ницше не устает разоблачать христианство,
    переходя от негодования к презрению, от спокойного исследования к язвительному памфлету. С удивительной изобретательностью он меняет точки зрения, рассматривая христианские
    реалии со всех сторон и раздевая их донага. Он
    усвоил мотивы всех своих предшественников в
    этой борьбе и положил начало новой войне против христианства — войне небывало радикальной и до конца осознанной.
    Зная об этой пламенной вражде, внимательный читатель Ницше не раз встанет в тупик перед некоторыми его высказываниями, на первый взгляд никак не совместимыми с антихристианством. Ницше случается говорить о христианстве так: "Это лучший кусок идеальной
    жизни, какой мне по-настоящему довелось узнать: я устремился вслед за ним чуть не с пе1
    Ссылки даются на том и страницу полного собрания сочинений Н и ц ш е , выпущенного его сестрой: Fr. Nietzsche
    Werke, Bd. 1-19, Liepzig, 1903-1912, Bd. 20 Leipzig, 1926,
    hisg. von. E. Förster-Nietzsche.

    3

    робкое уважение; именно христианство, полагает он, "отчеканило самые, пожалуй, тонкие лица
    в человеческом обществе: лица, несущие на себе
    печать высокой и наивысшей католической духовности... Человеческий облик достигает здесь
    той всепроникающей одухотворенности, какая
    возникает в результате постоянного прилива и
    отлива двух родов счастья (чувства своей власти
    и чувства самоотречения)... здесь царит то благородное пренебрежение к хрупкости нашего тела и нашего счастья, какое бывает у прирожденных солдат... Властная красота и утонченность
    облика князей Церкви во все времена служила
    для народа подтверждением истинности Церкви..." (IV, 59-60). Иезуитов Ницше, как известно,
    особенно склонен поносить, однако не без восхищения пишет он о том, "какой подвиг самопреодоления возлагает на себя буквально каждый иезуит: ибо та облегченная жизненная
    практика, которую проповедуют иезуитские
    учебники, предназначается отнюдь не для них
    самих, а лишь для мирян" (II, 77).

    ленок и, думаю, никогда не предавал его в сердце
    своем" ("Письмо к Гасту", 21.7.81). Он может
    одобрительно высказываться и о воздействии
    Библии: "Неизменное благоговение перед Библией, сохраняющееся в Европе, в общем, и по
    сей день, — это, пожалуй, лучший образчик
    культуры и утончения нравов, каким Европа
    обязана христианству..." (VII, 249). Более того,
    Ницше, отпрыск священнических семей по линии обоих родителей, видит в совершенном христианине "благороднейший из человеческих типов", с какими ему приходилось сталкиваться:
    "Я почитаю за честь, что происхожу из рода, в
    котором принимали свое христианство всерьез
    во всех отношениях" (XIV, 358).
    Словом, если мы решим перебрать все высказывания Ницше о христианских предметах
    по отдельности, будь то о "священнослужителе"
    или о "Церкви", мы натолкнемся на подобные
    трудносовместимые оценки; правда, отрицательные оценки будут в таком подавляющем
    большинстве, что положительные просто трудно
    будет заметить.
    Так, священников он называет "коварными
    карликами", "паразитическим типом человека",
    "миропомазанными клеветниками", "ядовитыми
    пауками на древе жизни", "самыми ловкими из
    сознательных лицемеров", — и вдруг неожиданный панегирик "в честь благородных священнических натур": "Народ тысячу раз прав в своей
    неизменной любви к людям этого типа: к кротким, простым и серьезным, целомудренным
    священникам, которые принадлежат к нему и
    выходят из него, но выходят как посвященные,
    избранные, обрекшие себя на жертву ради него;
    и перед ними он может безнаказанно излить
    свое сердце..." (V, 287-288). К известным священническим типам он выказывает чуть ли не

    Церковь для Ницше — смертельный враг
    всего благородного на земле. Она отстаивает
    рабские ценности, она стремится растоптать
    всякое величие в человеке, она — союз больных,
    она — злокозненная фальшивомонетчица. Однако и тут он не может отказать ей в своем уважении как к особого рода власти: "Всякая Церковь есть прежде всего институт власти, обеспечивающий высшее положении духовно одаренным людям; она настолько верует в могущество
    духовности, что отказывается от всех более грубых средств насилия, и уже по одному этому
    Церковь при всех обстоятельствах более благородное учреждение, нежели государство" (V,
    308). Размышляя об истоках могущества католической церкви, Ницше приходит к заключе-

    4

    5

    нию, что она черпает свою силу "в тех, до сих
    пор еще многочисленных, священнических натурах", которые добровольно "делают свою
    жизнь исполненной трудностей, а тем самым и
    глубокого смысла" (II, 76). Потому и борьбу
    против Церкви он одобряет отнюдь не во всех
    случаях: "Борьба против Церкви означает помимо всего прочего также и сопротивление натур
    более низких, самодовольных, наивных и поверхностных против господства более глубоких, более тяжелых и осмотрительных, а потому и более злых и подозрительных людей, мучимых непрестанным сомнением относительно ценности
    бытия и собственной своей ценности..." (V, 286).
    Примеров подобных противоречивых оценок и толкований можно привести еще много;
    важно другое: чтобы понять Ницше в целом, необходимо понять эти его противоречия, ибо они
    не случайны. В поисках разумного и верного истолкования двойственного отношения Ницше к
    христианству попытаемся подойти к проблеме
    вот с какой стороны.
    Свое происхождение из дома протестантских
    священников и, следовательно, "естественную"
    близость к христианам сам Ницше расценивал
    как факт первостепенной важности, как нечто
    незаменимое. Однако сама эта близость приобретает для него совершенно иной смысл с тех
    пор, как он осознает, что большинство христиан
    — христиане несовершенные. Расхождение между притязанием, требованием и действительностью испокон веков было движущей силой христианства. Правда, нередко притязание, требующее невозможного, и действительность, отказывающаяся повиноваться требованию, могут спокойно сосуществовать, не соприкасаясь. Но там,
    где они, встретившись, не дают друг другу покоя, может вырасти нечто из ряда вон выходя-

    щее. Ницше замечает, что "дерзкий внутренний
    скептицизм" вырос "в Германии именно среди
    детей протестантских пасторов". Почему?
    "Слишком много в Германии философов и ученых, которым случалось в детстве, послушав
    проповедь, перевести глаза на самого проповедника (!) — и в результате они больше не верят
    в Бога... Немецкая философия есть, в сущности,
    не что иное, как неверие в homines religiosi ("людей религии"), в святых второго ранга, во всех
    деревенских и городских пасторов, включая и
    университетских богословов..." (XIII, 314).
    Здесь намечена характернейшая особенность
    страстной ненависти Ницше: его вражда к христианству как действительности неотделима от
    его связи с христианством как требованием. И
    эту фактическую связь сам он рассматривает не
    как прах, который следует отрясти со своих ног,
    а как нечто весьма позитивное. Он отлично сознает, что именно моральный импульс христианства впервые вызвал к жизни не знающую
    границ волю к истине; "что даже мы, сегодня
    ищущие познания, мы — безбожники и антиметафизики — зажигаем наши факелы от того
    старого пожара, разожженного тысячелетнею верой" (VII, 275). Вот почему он призывает "не
    просто отделаться от всего христианского, но
    преодолеть его через сверххристианское" (XVI,
    390). Значит, Ницше понимает себя так: его
    мысль выросла из христианства под воздействием христианских же импульсов. Его борьба
    против христианства отнюдь не означает стремления просто выбросить его на свалку, отменить
    или вернуться в дохристианские времена: напротив, Ницше желает обогнать его, преодолеть,
    опираясь на те самые силы, которые принесло
    в мир христианство — и только оно.

    6

    7

    Ницше твердо знает: "Мы больше не христиане", но к этому он тотчас прибавляет: "Быть
    христианами сегодня не позволяет нам само наше благочестие — оно стало и строже, и капризнее" (XIII, 318). Когда он противопоставляет
    всякой морали свое "по ту сторону добра и зла",
    он хочет сделать из морали нечто большее, чем
    мораль: "Мы желаем сделаться наследниками
    морали, уничтожив ее" (XII, 85). В наших руках
    "высокий результат, достигнутый прежним человечеством — моральное чувство" (XI, 35). "Все,
    что мы делаем, — всего лишь моральность, только обратившаяся против своей прежней формы"
    (XIII, 125).
    Именно христианские импульсы, то есть достигшая высочайших степеней моральная правдивость, во все времена возбуждали христианскую борьбу против действительного, реального
    христианства, как оно проявляет себя здесь — во
    власти Церкви и в фактическом бытии и поведении людей, называющих себя христианами.
    Эта борьба внутри христианского мира не осталась без последствий — Ницше видит себя как
    раз последним из таких последствий. Века христианской культуры вывели новую христианскую породу людей и породили, по его мнению,
    небывалую доселе возможность, реализации которой он посвящает самого себя: "Борьба против
    тысячелетнего христианско-церковного гнета
    создала в Европе великолепнейшее духовное напряжение, какого никогда еще не бывало на земле: отныне, держа в руках столь туго натянутый
    лук, можно поразить самые отдаленные цели...
    Мы, добрые европейцы, носители свободного,
    очень свободного духа — мы сохранили все томление духа, все напряжение духовной тетивы! Не
    исключено, что найдется у нас и стрела — зада-

    8

    ча, а может быть, даже и цель — кто знает?.."
    (VII, 5).
    Подытожим: основной опыт собственной
    жизни Ницше — противостояние христианству
    из христианских побуждений — становится для
    него моделью всемирноисторического процесса.
    Век, в который он жил, обозначал для него —
    на историческом фоне тысячелетий — некий поворотный пункт, таивший одновременно и величайшую опасность и величайшую возможность для души человека, для истины его оценок
    и ценностей, для самой сути человеческого бытия. И Ницше сознательно вступает в самый
    центр этого водоворота мировой истории.
    Чтобы измерить душевную глубину, в которой совершилась эта революция, нам следовало
    бы поставить вопрос так: каким образом она
    происходила в самом Ницше? Нам было бы желательно увидеть его первоначальное наивное
    христианство, а затем шаг за шагом проследить,
    как совершалось превращение. Нас интересовали бы подробности освободительной борьбы
    Ницше на пути его развития — из христианина
    в противника христианства. Но на самом деле
    ничего подобного никогда не происходило:
    Ницше с самого начала — и это чрезвычайно
    важно для характеристики его мышления в целом — воспринял христианские импульсы
    именно в том виде, в каком они продолжали
    жить в нем до самой его смерти; то есть безусловность высшей морали и истины он изначально ощущал как нечто свое, родное, как несомненную действительность, но христианское содержание этой морали и этой истины, христианские данности и христианские авторитеты не
    существовали для него как нечто реальное даже
    в детстве. Так что впоследствии ему не от чего
    было освобождаться: не было юношеских иллю9

    зий, которые пришлось бы разбивать, не было
    праха, который пришлось бы отрясать с ног своих. Ход размышлений мальчика-Ницше мы можем восстановить с помощью нескольких примеров.
    Христианство как содержательное вероучение и догма чуждо ему с самого начала; он признает в нем лишь человеческую истину в символической форме: "Главные учения христианства выражают лишь основные истины человеческого сердца" (1862). А эти основные истины
    для мальчика те же, какими они останутся и для
    взрослого философа Ницше, к примеру: "Обрести блаженство через веру — это значит, что не
    знание, а только лишь сердце может сделать нас
    счастливыми. Бог стал человеком — это значит,
    что человеку должно искать блаженства в бесконечном, но созидать себе свое небо на земле".
    Уже в ранней юности он записывает мысли,
    предвосхищающие его позднейшую критику
    христианства. Вот — против мировой скорби,
    которую порождает христианское миросозерцание: это не что иное, как примирение с собственным бессилием, благовидный предлог, извиняющий собственную слабость и нерешительность, трусливый отказ от созидания собственной судьбы. Мальчик уже пишет о своем подозрении: "Не идет ли человечество две тысячи лет
    по ложному пути в погоне за миражом?" Или
    вот: "Нам еще предстоят великие потрясения,
    когда масса начнет сознавать, что все христианство стоит на одних лишь допущениях; что бытие Божие, бессмертие, авторитет Библии, инспирация всегда были и останутся под вопросом.
    Я пробовал все это опровергать: о, до чего же
    легко разрушать, но вот строить!.." Поначалу
    мальчик высказывает лишь гипотезы — нерешительно, с сомнением и колебанием; с годами

    характер высказываний изменится радикально:
    всякая страсть начинается с ошеломления, и
    только позднее превращается в волю к борьбе.
    Но принципиальная позиция налицо уже в ребенке и останется неизменной до конца.
    Если мы сравним в этом отношении Ницше
    с Киркегором, разница окажется колоссальной.
    У Киркегора христианская вера всегда покоится
    в глубине его души, где-то на самом дне; до конца дней он не теряет связи с нею, именно с историческим ее содержанием: "потому что так
    сказал мне отец". Ницше же, напротив, историческое содержание христианства изначально
    чуждо. В результате Киркегор удостоился посвящения — проник в самые глубины христианского богословия. А Ницше и в голову никогда не
    приходило, что у этого богословия могут быть
    глубины, и до его возвышенных и утонченных
    конструкций ему просто не было дела.
    Все вышесказанное позволяет нам наметить
    основное направление предпринятого нами критического анализа. Во-первых, мы рассмотрим
    прежде всего, каким образом борьба Ницше
    против христианства мотивируется христианскими импульсами и в какой степени он сам это
    сознает. Во-вторых, нам предстоит убедиться в
    том, что христианские импульсы Ницше с самого начала лишены всякого христианского содержания, превратившись в голую движущую
    энергию. А отсюда мы сможем разглядеть, втретьих, тот путь, на котором Ницше громил одну за другой все позиции, какие ему случалось
    занимать, и который привел его к нигилизму.
    Причем стоило ему самому отдать себе отчет в
    том, куда он движется, как он тотчас объявлял
    движение к нигилизму неизбежным для всей
    эпохи; правда, толпе оно только еще предстоит
    в будущем, но он, Ницше, отныне станет совер-

    10

    11

    шать его вполне сознательно и пройдет этим путем до конца. Однако отнюдь не ради того, чтобы
    остаться нигилистом, нет, но чтобы открыть абсолютно новый источник сопротивления нигилизму, антинигилистического движения. И перед лицом этой новой философии мы попытаемся дать ответ на наши последние вопросы: сохранила ли эта философия что-нибудь общее со
    своим христианским исходным пунктом? и существует ли она вообще в действительности? а
    если да, то какого рода эта ее действительность?
    Однако прежде чем подойти к этим критическим вопросам, нужно уяснить взгляды Ницше на сущность и историю христианства. Излагая их, мы оставим вначале без внимания противоречивые высказывания и дадим единую,
    четкую картину так, как она выступает на первый план в поздних сочинениях Ницше. Лишь
    разглядев ее во всей ее резкости, мы можем двинуться глубже и постараться рассмотреть второй
    план — глубинную взаимосвязь мыслей; отсюда
    первоначальная картина покажется поверхностной и грубой — такую сам Ницше едва ли мог
    считать абсолютным и окончательным знанием.

    Взгляд Н и ц ш е на мировую историю

    Теперь перед нами три круга вопросов: первый — осознание Ницше современной эпохи как
    кризиса; второй — учение о христианстве как источнике этого кризиса; и третий — взгляд Ницше на мировую историю в целом и на место
    христианства в этой истории.
    1. Кризис
    современной эпохи
    Устрашающую картину современного мира,
    которую все с тех пор без устали повторяют, первым нарисовал Ницше: крушение культуры —
    образование подменяется пустым знанием; душевная субстанциальность — вселенским лицедейством жизни "понарошку"; скука заглушается
    наркотиками всех видов и острыми ощущениями; всякий живой духовный росток подавляется шумом и грохотом иллюзорного духа; все говорят, но никто никого не слышит; все разлагается в потоке слов; все пробалтывается и предается. Не кто иной как Ницше показал пустыню,
    в которой идут сумасшедшие гонки за прибылью; показал смысл машины и механизации
    труда; смысл нарождающегося явления — массы.
    Но все это для Ницше — передний план,
    рябь на поверхности. Сегодня, "когда дрожит вся
    13

    земля, когда все трещит по швам", главные события происходят в глубине — в недрах, а то,
    что мы наблюдаем — лишь последствия; житель
    уютного века спокойной и самодовольной буржуазности, Ницше с содроганием подлинного
    ужаса пишет о том, чего никто еще не замечает:
    главное событие — это то, что "Бог умер". "Вот
    чудовищная новость, которая дойдет до сознания европейцев лишь через пару столетий; но
    тогда — тогда им долго будет казаться, что вещи
    утратили реальность" (XIII, 316).
    Ницше не мысль формулирует, он сообщает
    факт, ставит диагноз современной действительности. Он не говорит: "Бога нет", не говорит: "Я
    не верю в Бога". Не ограничивается он и психологической констатацией растущего безверия.
    Нет, он наблюдает бытие и обнаруживает поразительный факт, и тотчас объясняются все отдельные черты эпохи,— как следствия этого
    главного факта: все беспочвенное и нездоровое,
    двусмысленное и изолгавшееся, все лицедейство
    и суетливая спешка, потребность в забвении и
    дурмане, характерные для этой эпохи.
    Но на констатации факта Ницше не останавливается. Он задается вопросом: "Отчего умер
    Бог?" Ответов на этот вопрос у него несколько,
    но только один до конца продуман и развит:
    причина смерти Бога — христианство. Именно
    христианство разрушило всякую истину, которой жил человек до него, и прежде всего разрушило трагическую истину жизни досократовских греков. На ее место христианство поставило чистые фикции: Бога, моральный миропорядок, бессмертие, грех, милость, искупление. Так что теперь, когда начинает обнаруживаться фиктивность христианско