ГЛАВА VI
    “РАДУЙСЯ, ВСЕЦАРИЦЕ...”
    (1995 – 2006 гг.)

    17 августа 1995 года послушание Наместника обители возложено на
    архимандрита ТИХОНА (Секретарева). Родился архимандрит Тихон 24
    января 1955 года в Подмосковье. По окончании средней школы с 1973
    по 1975 гг. служил в армии. В 1976 г. поступил в Псково-Печерский монастырь. 23 августа того же года пострижен в монашество, затем 28 августа рукоположен во иеродиакона и 19 сентября — в иеромонаха. Он
    исполнял последовательно послушания помощника келаря и помощника благочинного. Затем около десяти лет исполнял послушание Благочинного монастыря. С 1992 года проходил послушание катехизатора и
    преподавателя Псковского Духовного Училища. В 1985 году окончил
    Московскую Духовную Семинарию на заочном секторе. В 2005 году
    окончил экстерном Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата Богословия за курсовую работу: “Церковно-исторический очерк о Псково-Печерском
    Свято-Успенском монастыре в ХХ
    веке”.
    Впервые архимандрит Тихон
    совершил паломничество в Псково-Печерский монастырь со своей
    матерью Надеждой Васильевной в
    13 лет. Отец, протоиерей Николай
    Петрович Секретарев, был лично
    знаком с отцом Алипием со времени пребывания его на послушании
    ризничего в Троице-Сергиевой Лавре. Оба деда архимандрита Тихона
    — протоиерей Петр Секретарев и
    иерей Василий Тетерин — были
    репрессированы в 1937 году и мученически закончили свое служение,
    в настоящее время они реабилитиАрхимандрит Тихон (Секретарев),
    рованы. Прадедушка отца НаместНаместник Псково-Печерского монасника в конце своей жизни проживал
    тыря с 1995 г.
    232

    в Свято-Никольском монастыре на
    Белой Горе в Пермской губернии,
    где принял монашеский постриг с
    именем Василий.
    Архимандрит Тихон (Секретарев) был назначен исполняющим
    обязанности Наместника 17 августа 1995 года Высокопреосвященнейшим Евсевием, Архиепископом
    Псковским и Великолукским, Свято-Успенской
    Псково-Печерской
    обители Священноархимандритом,
    после совета со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).
    На другой день в древнем Успенском Соборе архимандрит Тихон в
    сослужении Братского духовника
    архимандрита Александра (ВасиВручение посоха Наместнику Архильева) совершил Божественную
    мандриту
    Тихону Настоятелем Псковолитургию, испрашивая Божие БлаПечерского монастыря Архиепископом
    гословение и Заступничество Не- Евсевием Псковским и Великолукским.
    бесной Игумении Пресвятой Бо26 августа 1997 г.
    городицы на предстоящие труды.
    Перед Духовным взором предстала обитель Псково-Печерская начала
    семидесятых годов ХХ века с её благодатной, старческой, молитвенной
    и хозяйственной жизнью...
    Началась подготовка к празднику Успения Божией Матери. После
    проведения главного Престольного торжества в обители состоялась поездка в Москву в связи с празднованием 600-летия Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Незабываемые дни... Крестный ход из Кремлевского Успенского собора в Сретенское подворье Псково-Печерского
    монастыря во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси
    Алексием II, Всенощное бдение перед древней святыней России — иконой Пресвятой Богородицы “Владимирской”; на другой день — Божественная литургия, совершенная Святейшим Патриархом с сонмом Архипастырей и священноиноков, — произвели неизгладимое впечатление
    на всех участников торжеств! Для исполняющего обязанности Наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева)
    здесь было получено благословение Царицы Небесной, Покровительницы нашего монастыря, и Главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
    233

    Советы старцев Псково-Печерского монастыря
    Наместнику Архимандриту Тихону. 18 сентября 1995 г.
    Возвратившись в родную обитель, 18 сентября 1995 года архимандрит Тихон в первую очередь обратился к старцам за советом и наставлением, для того чтобы четко представить приоритетные направления
    деятельности своего послушания и иметь твердое руководство в повседневной жизни Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
    При подготовке к Духовному собору и. о. Наместника архимандрит
    Тихон почтительно попросил каждого участника Духовного собора дать
    письменные ответы на следующие вопросы:
    1. Что Вы считаете самым главным в духовной жизни монастыря и
    что необходимо для этого сделать?
    2. Что необходимо для укрепления дисциплины в братии монастыря?
    3. Что может служить финансовым источником дохода монастырской казны?
    4. Какие еще вопросы Вы хотели бы обсудить на Духовном соборе?
    Приводим тексты упомянутых старческих наставлений.
    Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на поставленные вопросы дал следующие ответы, которые, ввиду их важности для монастыря,
    мы приводим полностью.
    “Всечестному Отцу Наместнику архимандриту Тихону.
    Выполняя Вашу просьбу, отвечаю письменно на поставленные Вами
    вопросы в соответствующей им последовательности:
    1. Самое главное в духовной жизни монастыря есть четкое и предельно ясное знание, куда мы пришли и зачем пришли.
    Только ответственное отношение к делу своего спасения каждого насельника и паломника может создать здоровый монастырский климат в
    обители.
    Совершенство в христианской жизни есть главное дело всякого монашествующего.
    Из этого основного требования следует, что Священноначалие монастыря должно очень внимательно производить прием и паломников,
    и послушников в стены монастыря, непременно предваряя прием внимательным ознакомлением с документами и личным собеседованием с
    каждым приходящим.
    Лиц, побывавших в местах заключения, не спешить одевать в подрясники и зачислять в братство, но иметь их в поле зрения долгое время,
    наблюдая за их стараниями в духовной жизни.
    Непременно надо осуществлять более явный и постоянный контроль
    монастырской жизни Благочинным и Духовником монастыря, а также и
    всех ответственных за послушания лиц.
    234

    Необходимо пресекать проявления самолюбия, самоугодия, лености,
    своеволия, а также бесконтрольные без благословения выходы за стены
    монастыря.
    Особое внимание надо обратить на исполнение всего чина церковной
    молитвы и монашеского правила, так как молитва — главное и основное
    делание монашествующих:
    а) постоянное посещение всех служб;
    б) своевременный приход на службу и оставление храма только по
    окончании службы (на всякое отклонение от правила надо получить благословение от монастырского чиноначалия). Обратить внимание на существующие, как само собой разумеющиеся, нарушения:
    а) уход послушников на прогулки во время чтения кафизм;
    б) собрания группами-компаниями для братских собеседований после вечерних молитв.
    К вечернему правилу ради совершения общей братской молитвы добавить сотницу молитв Иисусовых во главе с голосовщиком.
    С целью совершения всего чина церковных служб ввести при больничной церкви субботнюю и воскресную полунощницы в определенное
    время с несением этой чреды одним иеромонахом и одним иеродиаконом
    или чтецом.
    Особого внимания требует контроль за чтением духовной литературы пользующихся монастырской библиотекой со стороны отца
    Библиотекаря.
    В стенах монастыря совершенно
    необходимо проводить духовно-воспитательные живые беседы с новоначальными послушниками. Ввести
    по возможности в практику откровения помыслов.
    Послушники ли, паломники ли,
    не соответствующие требованиям
    монастырского устава, должны из
    монастыря удаляться после нескольких предупреждений.
    2. Для укрепления дисциплины в
    братстве монастыря необходимы:
    1) Живая заинтересованность
    монастырского священноначалия к
    людям, приходящим в монастырь с
    целью в нем остаться.
    2) Постоянный контроль при исполнении послушаний и посещения
    Старец Архимандрит Иоанн
    церковных служб.
    (Крестьянкин).
    235

    3) Ознакомление в первую очередь приходящих в монастырь с уставом монастыря, вручение каждому послушнику лично “Устава монастыря” и “Доброе слово для новоначального послушника”.
    Получить от послушника заверение в желании исполнять устав в
    жизни.
    4) Работа братского духовника и ответственных за послушания лиц с
    послушниками в единых требованиях монашеских правил:
    а) с полным послушанием и отсечением своей воли (не формальное,
    не видимое только, но исходящее от насущных внутренних требований
    монашеского уклада жизни);
    б) не исключать меры прещения и наказания за нарушение монастырского устава вплоть до исключения из братства.
    5) Крайне необходимо обратить внимание на паломников в монастыре, ибо их часто безответственное житие в монастыре нарушает монашеский строй жизни и разлагает послушников.
    Спрос за паломников должен быть с лиц, ответственных за послушания, на которых паломники трудятся.
    И последнее, что крайне важно для монастырской духовной жизни и монастырской дисциплины,— это правильные отношения между
    Наместником монастыря и должностных монастырских братий. Между
    ними должна преобладать братская любовь, единодушие и единомыслие
    в решении вопросов монастырской жизни, но Наместник — пастырь, а
    братия — пасомые, хотя и поставленные каждый на свое дело начальствующим.
    3. На этот вопрос исчерпывающий ответ могут дать лишь отец Наместник и Казначей монастыря.
    4. На Духовном Соборе хотелось бы обсудить следующие вопросы:
    1) О праздновании Собора Псково-Печерских святых (Совершать в
    Неделю 4-ю по Пятидесятнице). Просить редакцию ЖМП включить эту
    дату в Православный Церковный календарь грядущего года.
    2) О порядке совершения богослужений в храмах обители в летний
    период времени:
    – в Покровском храме служить раннюю Литургию каждую субботу и
    по окончании совершать панихиду в пещерах;
    – в Никольском храме в приделе преподобномученика Корнилия и в
    храме собора Псково-Печерских святых на Святой горе служить поочередно во вторник на каждой седмице раннюю Литургию.
    3) Желательно, чтобы и в те дни, когда Литургия совершается в других храмах, а не в Успенском, открывать Успенский храм после полунощницы, чтобы братия могла приложиться к чудотворной иконе Успения
    Божией Матери и к раке мощей преподобномученика Корнилия, получив
    от святынь благословение на предстоящие дневные труды.
    16/29сентября 1995 года
    Архимандрит Иоанн
    Псково-Печерский монастырь”.
    236

    В Приложении к своим ответам на поставленные вопросы отец
    Иоанн пишет:
    “Добрые пожелания священноинокам, готовящимся к исповеди:
    – проверять свою совесть по заповедям Закона Божия;
    – по некоторым молитвам: по 3-ей вечерней молитве, по 4-й молитве перед Св. Причащением, по некоторым местам Св. Евангелия от
    Мф., гл.5.
    Соборные послания: Ап. Иакова, гл. 3.
    Ап. Петра, гл.1, ст.4; гл. 3.
    Ап. и Ев.Иоанна Богослова, гл. 1.
    Ап. Павла к Римл., гл. 12.
    К Ефес., гл. 4.
    К Галат., гл. 5.
    I к Тимофею, гл. 3.
    А также всем священноинокам и монахам неопустительно читать в
    келии дневные Евангельское и Апостольское чтение, и для правильного разумения прочитанного читать толкование на Евангельское чтение
    Епископа Феофана (“Мысли на каждый день...”); на Апостольское чтение (“Жизнь и труды Ап. Павла”).

    А. И.
    Р.S. Принимать из других монастырей не следует, так как монашествующие должны пребывать согласно обету в тех монастырях,
    в которых отреклись от мира
    (согласно 4-го правила IV Вселенского Собора).
    Путешествующему монаху
    можно только оказать странноприимство, но не должно
    принимать его в монастырь без
    воли его игумена. (21-е правило VII Вселенского Собора)”.
    Приведем ответы на эти же
    вопросы Братского духовника
    архимандрита Александра (Васильева).
    “1. Монастырь создает все
    удобства для спасения, а спасение зависит от личного подвига. Многие за краткий срок
    жизни в монастыре при личном

    Архимандрит Александр (Васильев).
    Продолжение традиций благочиния. 1982 г.

    237

    подвиге и под руководством достигли спасения, как иеродиакон Анатолий, схимонах Марк, архимандрит Никита и другие.
    Сам Спаситель увещевал Иуду, а против его воли не мог спасти.
    Для откровения помыслов — с моей стороны в любое время двери
    моей келии открыты.
    2. Я неоднократно говорил, что по примеру практики монастырей
    необходимо Благочинному ежедневно утром и вечером отмечать по журналу посещаемость храма и делать обходы по келиям.
    3. Финансовые источники известны, а обратить внимание на транжирство, от кого бы это ни исходило. Некоторые любят часто звонить по
    телефону или злоупотребляют энергией — без нужды обогреватели, в
    комнатах и по коридорам включают все, что можно...
    18 сентября 1995 года.
    Братский духовник архимандрит Александр”.
    Ответ Архимандрита Нафанаила (Поспелова).
    “Его Высокопреподобию, Всечестному архимандриту Тихону,
    Наместнику Псково-Печерского монастыря
    1. Рассмотрение поставленных вопросов может прежде всего сделать человек, просвещенный свыше; таковыми являются святые отцы,
    которые нам изложили правила монашеской жизни и оставили свои святоотеческие творения, но прежде всего нам необходимо обращаться к
    Священному Писанию: “светильник ногама моима и свет стезям моим
    Закон Твой, Господи”. Рассмотреть настоящие вопросы может духовник,
    потому что он духом вник.
    Для нашего времени руководство в духовной монашеской жизни
    можно найти в творениях Святителя Игнатия Брянчанинова.
    Прежде всего, нам необходимо сохранить хотя бы то, что имеем в
    нашей духовной жизни монастыря.
    Старец отец Симеон говорил, что “цель нашей жизни – стяжать Духа
    Святаго”. Для духовной жизни необходимы Таинства, молитва, чтение и
    слушание слова Божия. В журнале “Русский инок” было написано, что
    “точное исполнение устава является двигателем духовной жизни”.
    Святитель Игнатий пишет, что нам, прежде всего, нужно знать хорошо Священное Писание и особенно Новозаветное и понимать его по толкованию Святых отец. Священное Писание поможет раскрыть все козни
    врага нашего спасения в любых обстоятельствах жизни.
    В чтении Слова Божия должны быть последовательность и руководство. Спросил я старца иеросхимонаха Симеона: “Почему сейчас не благословляют читать “Добротолюбие”? Он ответил: “Начитаешься того,
    что в наших условиях не выполнишь, и впадешь в уныние; читай лучше
    Священное Писание”.
    238

    Необходимо удаляться от соблазнов мира сего и удалять от себя эти
    соблазны. Можно наблюдать, что мероприятия и проведение празднеств
    совместно с гражданским устроением ввергает нас в грехи. Знание
    Священного Писания нужно проводить в жизнь: “бывайте друг другу
    блази, милосерды...” и т. д. “Сие да
    мудрствуется в вас, еже и во Христе
    Иисусе...”
    “Если человек и впадет в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте
    таковаго духом кротости, наблюдая
    каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон
    Христов” (Гал. 6, 1-2). Чтобы исправлять, нужно быть духовным, исправлять нужно духом кротости и следить, Архимандрит Нафанаил с Выдропусской иконой Божией Матери, которую
    чтобы самому не впасть в искушение. спас
    от сожжения в 1944 г. Фото 2001 г.
    Сопоставление нашей жизни с
    Новым Заветом, с уставами Святой
    Церкви выявит, что нужно нам сделать. И вопросы эти требуют изучения, чтобы, исправляя нашу жизнь,
    не сделать вреда. Использовать опыт
    прежних и ныне действующих благоустроенных монастырей. В конце сороковых годов братии было меньше,
    придерживались, чтобы братия стояла в храме отдельно от мирян, читали
    только братия и в храме, и в трапезе,
    предварительно готовились. В братском корпусе мирян не было.
    2. Чтобы поведение в братии соответствовало монастырскому уставу, необходимо конкретно выявить, в
    чём, где, как и почему он нарушается. К устранению же этих нарушений
    нужно действовать также на основании Священного Писания, устава и
    руководства к духовной жизни.
    Архимандрит Нафанаил (Поспелов).
    239

    3. Финансовым источником дохода монастырской казны, по святому Иоанну Златоусту, служат добровольные пожертвования верующих.
    Это самое прочное обеспечение, потому что верующие люди пребывают
    всегда, а доходы от источников внецерковного устроения не прочны, так
    как внешняя жизнь всегда подлежит переменам.
    Пожертвования могут быть без всяких к нам просьб, могут быть и с
    просьбами о молитвах, о поминовении, о приобретении свечи, креста и
    иконы. Все эти средства необходимо рассматривать как пожертвования,
    потому что все, приобретаемое верующими в Святой обители, служит к
    удовлетворению духовных нужд, свечи тут же сгорают в храме; все это
    не является предметами обычных житейских нужд.
    Монастыри, совершенно отдаленные от внешнего мира, содержат
    собственным трудом, иногда им подается и небесная помощь. В нашей
    же Святой обители содержание братии в настоящее время частично обеспечивается личным трудом.
    Простите. Архимандрит Нафанаил.
    21 сентября 1995 года”.
    Ответ архимандрита Тавриона (Балова).
    “Ответы на вопросы Наместника монастыря архимандрита Тихона
    от 18 сентября 1995 года
    Положив в основу жительства заповеди Св. Евангелия, подобает:
    1. Последовательно проводить линию на укрепление уклада
    монастырской жизни с тем, чтобы
    в рамках уклада проходила вся
    жизнь насельника. Это неприметным образом учит послушанию,
    смирению, воспитывает страх
    Божий, избавляет от лишних попечений, помыслов и греховных
    увлечений.
    2. Не оставлять без внимания
    ни одного проступка насельников монастыря и своевременно
    принимать серьезные меры, способствующие к их пресечению и
    исправлению.
    3. Может быть, к уже существующим источникам пополнения
    монастырской казны приступить
    к изготовлению в столярной масАрхимандрит Таврион (Балов). 2005 г.
    терской и реализации для насе240

    ления так называемых ритуальных принадлежностей, то есть гробов и
    деревянных крестов на могилы.
    4. Подумать и обсудить вопрос о необходимости изучения, разработки и принятия канонического устава монастыря.
    19 сентября 1995 года.
    Архимандрит Таврион”.
    Автор-составитель для исследования периода с 1995 года по 2005 год
    использует в качестве источника годовые отчеты Наместника монастыря,
    что позволяет соблюсти хронологическую последовательность событий.
    Духовная жизнь обители подчинена главной цели — стремлению к
    духовному совершенству. Прежде всего, нужно очистить сердце от греховных страстей. Этому способствуют: откровение помыслов духовнику,
    молитвенное правило келейное и церковное, усердный труд.
    Индивидуальная работа священноначалия обители по воспитанию
    трудников и послушников дала свои результаты. С 1998 года число братии вместе с послушниками превысило сто человек.
    Уставное монастырское Богослужение составляет основу духовной
    жизни обители. Братия неленостно посещают храм. Восстановлено чтение ежедневного монашеского правила в Сретенском храме в 14-00 часов. Присутствие насельников на Богослужении