• Название:

    Врата небесные Арх. Тихон (Секретарёв), ч.3 4

  • Размер: 2.69 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Предпросмотр документа

    ГЛАВА III
    “О ПРЕСЛАВНОГО ЧУДЕСЕ,
    НЕБЕСИ И ЗЕМЛИ ЦАРИЦА...”
    (1917-1944)

    “О Преславного чудесе! Небеси и земли Царица! От святых сродников наших умоляемая, до ныне землю русскую покрывает и Лика Своего
    изображениями милостивно обогащает...” (Стихира Пресвятой Богородице пред Ея чудотворным образом, именуемым “Державная”). 2/15 марта Император Николай II подписал манифест об отречении от престола.
    В этот же день было явление иконы Божией Матери — “Державная”.
    Божия Матерь заботу о России взяла в Свои руки.
    Настоятель Архимандрит Александр
    (Петровский)
    Настоятель Архимандрит АЛЕКСАНДР (Петровский)33. До этого он
    был игуменом Афанасьевского монастыря близ Полтавы. По свидетельству монахов, отец Александр был энергичный украинец средних лет,
    человек культурный и воспитанный. Он имел высшее духовное образование — окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
    На его долю выпало управлять монастырём в очень сложное время с
    1917 по 1919 гг. Страна с трудом выдерживала лишения войны. В конце
    февраля 1917 года в России началась революция.
    Как только разнеслась весть о революции 1917 года, все окраины
    страны пришли в движение. В Псковском крае началась непрерывная
    смена политической ситуации. Это создавало общее смятение, что угнетающе отражалось на жизни монастыря. Печерская обитель оказалась в
    самом пекле страстей, военных схваток и вторжений.
    Немецкие войска оккупировали Печоры в феврале 1918 года, а 2 декабря того же года в город вступили войска Красной Армии. 4 февраля
    1919 года город оказался в руках белоэстонских войск. 2 марта 1919 года
    Печоры были вновь взяты войсками Красной Армии, а 29 марта белоэстонские войска снова вошли в город. Здесь они оставались до заключения Тартуского мира, т. е. до 2 февраля 1920 года. Можно только представить, какое страшное и беспокойное время пришлось пережить Печорам
    ____________________
    33
    Священномученик Александр (Петровский) причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 г.

    76

    Священномученик Александр (Петровский), Архиепископ Харьковский.

    Могила городского головы А.И. Суетова и его помощника П.М. Шведова,
    расстрелянных неизвестными в 1918 г., находится около Нижних врат обители.

    77

    и монастырю в особенности. По Тартускому договору 2 февраля 1920
    года город Печоры и вместе с ним монастырь вошли в состав Эстонской
    Республики. Кроме того, на фоне частой смены власти появились банды,
    занимавшиеся грабежом и разбоем.
    В декабре 1917 года произошло, к примеру, такое событие. Русские
    войска уходили с фронта, поэтому в Печорах было много солдат с оружием в руках. Однажды такой военный отряд, вооруженный станковым
    пулеметом, остановился около Варваринской церкви и готовился сбить
    из пулемёта двуглавого орла на Святых воротах, установленного Императором Петром Первым. Началась стрельба. Но двуглавый орёл держался крепко на металлическом стержне. Стрельба не прекращалась, что начинало угрожать разрушением самой башни.
    Настоятель монастыря Архимандрит Александр вышел к солдатам
    и строго потребовал прекратить стрельбу. Те не унимались. Тогда отец
    Александр, обеспокоенный сохранностью самой башни, переменил тон
    разговора и начал упрашивать солдат сохранить башню, взывая к их совести. Солдаты же в ответ стали издеваться над ним, усилив стрельбу,
    и попадали уже не в орла, а в стены. Настоятель быстро удалился, но
    через некоторое время вернулся. Он предложил солдатам деньги, прося
    уйти. Нашелся смельчак, который согласился залезть на башню и снять
    герб руками. Операция была довольно трудной. Но этот маневр солдат
    выполнил удачно, снял герб и благополучно вернулся, неся двуглавого
    орла в руках. Получив деньги, довольные наживой, солдаты оттащили
    пулемёт от Варваринской церкви, а герб бросили тут же. Пулемет также
    был оставлен где-то поблизости от монастыря.
    Расскажем еще об одном случае заступления Настоятеля Архимандрита Александра за местных жителей в марте 1918 от немецких захватчиков.
    “По Брестскому мирному договору во второй половине марта 1918
    года кайзеровские войска оккупируют западную часть Псковской губернии и город Псков. Печорский край полностью вошел в состав оккупированных немцами земель...
    Разъяренные немцы хотели сжечь целый ряд деревень: Лебеды, Затрубье, Барканово, Давыдов-Конец, Загорье Печерское, Умковичи и другие.
    По агентурным данным немцев, население указанных деревень принимало участие в нападении на немцев у Паниковичей. Журавлев Алексей,
    фельдфебель русской армии, георгиевский кавалер 3-х степеней, житель
    деревни Давыдова-Конца, был арестован, его пытали, но ничего не добились, он все отрицал и никого не выдал.
    Поздно вечером к местному начальнику немецкого гарнизона в Печорах явился настоятель монастыря Архимандрит Александр (Петровский)
    во главе делегации местных жителей с ходатайством о пощаде местных
    жителей и отмене приказа об истреблении огнем деревень. Архимандрит
    78

    Александр взялся за благородную, но тяжелую задачу. Разозлившийся
    немецкий комендант вначале и слышать не хотел о пощаде местных жителей, которые убили немецких солдат и якобы надругались над трупами
    убитых. Долго и настойчиво Архимандрит Александр убеждал немецкого военачальника, доказывая, что нападение на немцев совершили не
    местные жители, а оставшийся при уходе русской армии отряд, пробиравшийся на восток.
    Наконец сила убеждения, покоряющая настойчивость и веские аргументы Архимандрита Александра подействовали успокаивающе на коменданта, и он отменил свой указ о проведении дальнейшей карательной
    операции и сожжении деревень. Арестованные местные жители, Журавлев и другие были освобождены. Так Архимандрит Александр спас от
    казни несколько человек и сотни людей от пожара и разорения.
    Благодарное местное население до сих пор чтит память Архимандрита Александра как отважного своего заступника и благодетеля”34.
    Обитель оказалась в центре внимания разбойничьих банд разного
    рода. Они врывались в монастырь, в пещерах выкапывали гробы, ища
    сокровища. Забирали всё, что казалось им ценным. Они не щадили и бедные монашеские кельи. Врывались с оружием в руках, ставили насельника к стенке, а сами бесчинствовали. Подобные вторжения продолжались беспрерывно, в течение дня и ночи. Монахи не спали по нескольку
    недель кряду.
    В городе также было неспокойно.
    Так, 3 декабря (н. ст.) 1918 года, накануне праздника Введения во
    храм Пресвятой Богородицы, на рассвете около башни Нижних решеток
    группа неизвестных в солдатской форме расстреляла А. И. Суетова, городского голову Печор, и его помощника П. М. Шведова. Могила этих
    людей находится под стенами монастыря около Нижних ворот.
    Не удивительно, что некоторые наиболее пострадавшие из братии
    монастыря искали пристанища где-то вне пограничной зоны. У кого
    были родственники в деревнях, уехали к ним. Несколько человек во главе с иеромонахом Агафоном перебрались на близлежащий остров озера
    Пейпуса. Там они и жили, как в скиту. Отец Агафон знал эстонский язык,
    что помогало ему в общении с местными жителями.
    В ноябре 1919 года Настоятель отец Александр, передав дела игумену Парфению, оставил монастырь. В обитель он так больше и не возвратился. Иеромонах же Агафон с группой монахов по истечении некоторого времени вернулся благополучно обратно в монастырь.
    Время Гражданской войны было, безусловно, тяжелейшим периодом
    для
    монастыря. Хозяйство было уничтожено: ни коров, ни лошадей не
    ____________________
    34

    Шувалов М.П. Мои воспоминания. Печоры, 1972. (Машин.) Архив Псково-Печерского монастыря.

    79

    было, земля отобрана, все здания внутри и снаружи пришли в ветхость
    и требовали ремонта. Трудно было временно управлявшему монастырем
    Игумену Парфению налаживать жизнь в обители.
    Во время набегов и вторжений в монастыре оставались только дряхлые старики, схимники и старцы, которые никуда не ушли. Милостию
    Божией с помощью Царицы Небесной они-то и спасли монастырь, не
    допустив его уничтожения.
    Настоятель Архимандрит Аркадий
    (Чанк)
    В 1919-1920 гг. Настоятелем монастыря был архимандрит Аркадий
    (Чанк).
    Архимандрит АРКАДИЙ (Чанк)
    — эстонец по национальности, находился в Псково-Печерском монастыре с ранней молодости. Здесь же был
    возведён в сан иеромонаха. Исполнял
    обязанности казначея. В 1894 году 17
    февраля был назначен Настоятелем
    Великолукского Троице-Сергиева монастыря, настоятельствовал там 24
    года 6 месяцев и в 1918 году вернулся в Псково-Печерский монастырь и
    был избран старцами на должность
    Наместника в 1919 году. В смутное
    время Гражданской войны авторитет
    и житейский опыт отца Аркадия в какой-то мере предотвратили полный
    упадок и разграбление монастыря.
    Архимандрит Аркадий состоял в личАрхимандрит Аркадий (Чанк),
    ной переписке с Епископом Тихоном
    Настоятель Псково-Печерского
    (Беллавиным), будущим Святейшим
    монастыря в 1919-1920 гг.
    Патриархом. В архиве монастыря находятся девять писем Св. Патриарха Тихона, датированных с мая 1905
    года по июль 1917 года. Приводим здесь одно из этих писем.

    ные.

    Достопочтенный о. Игумен!
    Два письма Ваших получены; пришли и сто руб., Вами послан-

    Сердечно Вас благодарю за Ваше любезное внимание к нуждам
    нашей миссии и за пожертвование.
    Деньги Ваши обращаю на монастырь, который устрояется у
    нас в Епархии; при нём есть и сиротский дом.
    80

    Св. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Рисунок начала XX века.

    Могила протоиерея Михаила Беллавина
    – внучатого племянника Св. Святителя Тихона. Погост Малы. Фото 2006 г.

    81

    Одно из писем
    Св. Святителя Тихона Архимандриту Аркадию.

    Больно читать о том,
    что теперь творится в бедной России. Кажется, все
    правящие потеряли голову.
    Бог знает, к чему всё это
    приведёт. Ужели Господь до
    конца прогневался на нас?
    Может быть, образумятся и недовольные на вас
    крестьяне. Думаю не лишне
    было бы пригласить некоторых из них на братскую
    трапезу в один из праздников
    и после переговорить с ними
    и разъяснить неосновательность их претензий.
    Господь да хранит Вас
    и обитель Вашу.
    Прошу Ваших св. молитв
    и призываю на Вас Божие благословение, остаюсь
    Ваш благожелатель
    Архиепископ Тихон
    15 ноября 1905
    Нью-Йорк”35.

    Архимандрит Аркадий управлял обителью до 20 февраля 1920 года.
    На 14 мая 1920 года в монастыре проживали 21 человек братии,
    включая послушников36.
    В энциклопедической по содержанию книге Патриарха Московского
    и всея Руси АЛЕКСИЯ II “Православие в Эстонии” прослеживается непростая история Православия в Прибалтийском крае. Нами будет часто
    использоваться богатейший исторический материал этой книги, особенно в период бытия монастыря с 1920 года по 1940 год. Мы благодарны
    Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
    АЛЕКСИЮ II за титанический труд по собиранию, аналитическому осмыслению истории Псково-Печерского монастыря в ХХ веке!
    ____________________
    35
    Псково-Печерский листок № 219. 1998.
    36
    ГАПО. Ф. 499, оп. 1, д. 54, л. 13.

    82

    Монастырь в составе Эстонской Республики.
    1920—1940 гг.
    “Первый Собор Эстонской Православной Церкви состоялся 21 марта
    1919 года и занимался упорядочением жизни Церкви в новых условиях.
    19 мая 1919 г. Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 2 февраля 1920 г. РСФСР и Эстонская
    Республика заключили мирный договор, определили советско-эстонскую границу и установили дипломатические отношения между двумя государствами. Советская сторона передала Эстонии исконно российскую
    часть Псковской губернии с расположенным здесь Псково-Печерским
    монастырем...”37.
    Настоятель Епископ Иоанн (Булин) и старец Симеон (Желнин)
    20 февраля 1920 года в монастырь прибыл новый Настоятель — иеромонах ИОАНН (Булин).
    Иеромонах Иоанн (Николай Александрович Булин) родился 1 марта
    1893 года в семье рабочего в местечке
    Вепс Ряпинской волости Выруского
    уезда. Предки его были выходцами с
    Дона. Императрица Елизавета переселила 220 семей с Дона в селение
    Ряпино для работы на бумажной фабрике. Эти переселенцы образовали
    свой собственный посёлок, в котором
    для них был выстроен православный
    храм во имя святых праведных Захарии и Елисаветы.
    Николай Булин окончил Рижскую
    Духовную Семинарию в 1915 году. В
    этом же году поступил в Петербургскую Духовную Академию. Был взят
    на фронт в 1916 году. В 1917 г. по
    распоряжению Главнокомандующего Крыленко освобожден из армии и
    вернулся в Академию.
    В 1918 году на втором курсе Академии Николай Булин был пострижен
    в монашество с именем Иоанн. Пострижение монаха Иоанна совершил
    Епископ Иоанн (Булин)
    Ректор академии Епископ Анастасий и
    12 мая того же года рукоположил его во диакона в академическом храме.
    12 августа 1918 года за Божественной литургией в Свято-Троицком
    ____________________
    37

    Патриарх Алексий II. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 376.

    83

    соборе Александро-Невской Лавры
    рукоположен во иеромонаха. Рукоположение совершал Высокопреосвященнейший Вениамин, Митрополит
    Петроградский и Гдовский. В конце
    1918 года иеромонах Иоанн был назначен Архиепископом Псковским
    Евсевием в Зачеренье приходским
    священником. В дальнейшем приходской опыт иеромонаху Иоанну очень
    пригодился при управлении ПсковоПечерским монастырем.
    Иеромонах Иоанн оказался энергичным Настоятелем Псково-Печерского монастыря. С пылом молодости
    он взялся за его восстановление. Во
    всех делах ему помогал молитвою и
    советом духовник братии старец Симеон.
    Положение же обители было
    очень тяжелым, монастырь почти
    находился в упадке, был разрушен и
    доведен до бедственного положения.
    Старец иеросхимонах
    Хозяйство, которое было единственСимеон (Желнин).
    ным источником существования обители, было уничтожено. Земля отобрана, здания пришли в ветхость,
    крыши текли, стены обвалились. Трапезная использовалась в качестве
    казармы для роты эстонских войск. Верхний этаж настоятельского дома
    был отведен под помещение мирового судьи, который там же и жил, а
    нижний этаж дома занимала землеустроительная комиссия. Настоятель
    же ютился в небольшой комнате Лазаревского корпуса.
    Братии было немного: престарелые монахи, несколько диаконов,
    послушников — почти весь штат.
    Невзирая на тяжелое материальное положение, Настоятель архимандрит Иоанн продолжал постепенно увеличивать число братии и украшать обитель. В 1924 году он был хиротонисан во Епископа Печерского,
    викария Таллиннской Епархии.
    Много внимания Епископ Иоанн уделял духовно-просветительской
    деятельности и особенно работе с Русским студенческим христианским
    движением (РСХД) в Прибалтике.
    “В августе 1929 года в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Душой собрания был Настоятель обители Епископ
    Нарвский Иоанн (Булин), и во многом, благодаря его духовному руководству, съезд, по словам одного из его участников, превратился в “великий взлёт веры и любви... сломал лёд самых холодных душ, сделав
    84

    Епископ Иоанн (Булин) с братией. Справа от Владыки – эконом, архимандрит
    Парфений (Шатинин), будущий Наместник монастыря.
    Слева – старец иеросхимонах Симеон (Желнин).

    Пюхтицкий монастырь. На обороте фото надпись: “Преосвященнейшему Иоанну
    Епископу Печерскому игумения Иоанна Пюхтицкого монастыря”.

    85

    40-летний юбилей псаломщика Сорокамученической церкви Иоанна.
    Епископ Иоанн (Булин) в центре. 1929 г.

    Епископ Иоанн (Булин) в редакции газеты “Слово”.

    86

    Праздник Успения Божией Матери в 30-е годы XX в.

    Икона Успения Божией Матери.

    87

    Записи в книге почетных гостей, заведенной епископом Иоанном Булиным.

    Богомольцы. Фото 30-х гг. XX века.

    88

    верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в
    своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия”38.
    27-28 августа 1923 года был отпразднован 450-летний юбилей Успенского собора. Торжественен был и крестный ход вокруг обители, на
    котором присутствовал глава Эстонской Республики И. А. Темант.
    Стараниями Епископа Иоанна всё в монастыре начало постепенно принимать должный вид. Был произведен капитальный ремонт всех
    жилых корпусов после выселения мирских жильцов. Трапезная и настоятельский дом были отремонтированы. В 1924 году осуществлен
    капитальный ремонт Сретенского храма, а в 1927 году — большой капитальный ремонт Успенского собора. Заменены стропила крыши, отремонтированы купола на средства рижского гражданина Ивана Петровича
    Ковалева. Произведен большой внутренний ремонт в Успенском храме.
    В том же году капитально отремонтирован Михайловский собор внутри.
    Устроены хоры для певчих. В 1927 году 5 ноября Михайловский собор
    освещен электричеством, проведенным послушником Павлом Тейсом.
    В 1930 году построена новая каменная лестница вместо деревянной
    — спуск от Михайловского собора вниз к центру монастыря.
    Епископ Иоанн (Булин) начал вести записи-отзывы паломников обители в “Книге посетителей Псково-Печерского монастыря”. Первая запись датируется 6.VII.1930 г. Названная книга является бесценным документом по истории Псково-Печерского монастыря в ХХ веке.
    Заслугой Епископа Иоанна, кроме приведения в порядок обители,
    было заступничество его как депутата Эстонского Парламента за русские приходы и за обездоленных в это тяжелое время. Национальных

    Крестный ход вокруг Псково-Печерского монастыря на праздник
    Успения Божией Матери в 20-е годы XX в.
    ____________________
    38
    Патриарх Алексий II. Православие в Эстонии. С. 381.

    89

    меньшинств в Эстонской Республике было много, но больше всего было
    русских. Нацменьшинства защищались их государствами: так, за немцев
    выступала Германия, за поляков — Польша, за шведов — Швеция, за
    русских же некому было заступиться. И Епископ Иоанн взял на себя этот
    крест защиты обездоленных русских соотечественников и русских церквей. И в этом его величайшая заслуга перед Родиной. В Печорском крае
    было 32000 русских и ещё 15000 сету, и все они были православными и
    при выборах в Парламент голосовали за Епископа Иоанна. И он оправдал их доверие. Когда был вынесен на решение Эстонского Парламента
    вопрос о закрытии Александро-Невского собора в Таллинне, Епископ
    Иоанн выступил в защиту собора.
    7 июля 1923 года Православная Церковь Эстонии вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
    “Весьма характерным для внутреннего состояния Православной
    Церкви в Эстонии во время её пребывания в юрисдикции Константинопольского Патриархата был конфликт, возникший в конце 20-х гг. в связи
    с имущественным положением Псково-Печерского монастыря.
    Издревле ценнейшее движимое и недвижимое имуще