• Название: Размышления христианина об Ангеле-Хранителе на каждый день месяца

Размышления христианина об Ангеле-Хранителе на
каждый день месяца
(по изданию 1890 г.)
Предисловие........................................................................................................................................2
Введение..............................................................................................................................................2
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ................................................................................................................................10
ВТОРОЙ ДЕНЬ.................................................................................................................................11
ТРЕТИЙ ДЕНЬ.................................................................................................................................12
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ.........................................................................................................................13
ПЯТЫЙ ДЕНЬ..................................................................................................................................14
ШЕСТОЙ ДЕНЬ...............................................................................................................................15
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ.............................................................................................................................16
ВОСЬМОЙ ДЕНЬ.............................................................................................................................17
ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ.............................................................................................................................18
ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ.............................................................................................................................19
ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ..............................................................................................................21
ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ..................................................................................................................22
ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ..................................................................................................................24
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ............................................................................................................25
ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ..................................................................................................................26
ШЕСТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ..............................................................................................................27
СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ.................................................................................................................29
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ...........................................................................................................30
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ.............................................................................................................31
ДВАДЦАТЫЙ ДЕНЬ.......................................................................................................................32
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ..........................................................................................................33
ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ ДЕНЬ..........................................................................................................34
ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ ДЕНЬ...........................................................................................................35
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ...................................................................................................36
ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ ДЕНЬ............................................................................................................37
ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ ДЕНЬ.........................................................................................................38
ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ.......................................................................................................39
ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ ДЕНЬ......................................................................................................40
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ.......................................................................................................41
ТРИДЦАТЫЙ ДЕНЬ........................................................................................................................42
ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ..........................................................................................................43
МОЛИТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ....................................................44

Предисловие
Сии размышления написаны на каждый день одного только месяца; но благочестивый
читатель может повторять чтение их в те же числа каждого месяца, в продолжение года и
даже в течение всей своей жизни. Повторяя их со вниманием, он, без сомнения, возбудит в
уме своем новые мысли, которые при каждом повторном чтении более и более утвердят в его
сердце благоговейное чувство к Ангелу Хранителю. Питать это святое чувство в
благочестивых сердцах вот единственная цель, с которою сие сочинение издается.

Введение
Путешественник, странствующий в отдаленных местах, с радостью встречает своего
друга, пришедшего к нему для того, чтобы быть его путеводителем. В странствовании
земной жизни, которой пределом назначена вечность, дан нам верный друг путеводителем:
Небо послало его руководить нас на трудном пути, где мрачная темнота окружает нас. Если
мы пожелаем следовать за ним, то он под своим покровом безопасно доведет нас до нашего
отечества. Мы знаем, что Отец Небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех
путях и оберегать от всякого зла.
Хотя мы не можем видеть их телесными очами, но можем их видеть очами веры.
Ужели мы столько порабощены чувствам, что не хотим верить ничему, кроме того только,
что нам является под грубым видом вещества? Или сердце наше столько занято суетами
мира, что ничего не любит, кроме богатства и удовольствий? Бог послал нам Ангелов
спутниками и руководителями жизни. Но этот предмет, столь важный, касающийся всех и
каждого, занимает мысли весьма немногих христиан в наше время; почему постараемся
оживить веру ближних наших, объяснив учение Священного Писания и Предания об
Ангелах. Может быть, сие объяснение послужит моим братиям источником воды живой,
которою они освежат свои души.
Что есть другие существа разумные, кроме нас и выше нас, — это истина, о которой
свидетельствует нам самое древнее и всеобщее верование народов. Сия истина была
искажена злоупотреблениями и невежеством народов, поклонявшихся идолам; но она
сохранена во всей чистоте народом Божиим. Все наши священные книги, начиная с книг
Бытия до самого Апокалипсиса, представляют нам Ангелов действующими, исполняющими
в сем мире повеления Всевышнего и ограждающими людей благочестивых своим покровом.
Херувим был поставлен с огненным мечом в руке у врат земного рая, дабы воспретить вход в
него человеку, преступившему заповедь Божию. Патриархи были удостоены посещения
Ангелов. Авраам однажды угощал сих Божественных посланников. Один из Ангелов
удержал руку его в ту минуту, как он хотел принести в жертву своего сына Исаака. Агарь в
пустыне была утешена также Ангелом. Иаков видел многих Ангелов, восходящих и
нисходящих по ступеням таинственной лестницы и наверху оной — сидящего Господа (Быт.
28, 12, 13). Ангел сопровождал сынов Израиля в пустыне и ввел их в землю обетованную. По
вдохновению сих Небесных посланников Иеффай, Гедеон и другие судии израильские
узнавали повеления Господни; Давид призывал их вместе воспевать свои священные песни.
Исайя видел небо отверстым, Господа, восседящего на престоле и множество Ангелов,
воспевающих Ему песнь вечную. Ангел Рафаил сопутствовал юному Товии в его дальнем
путешествии, привел его обратно на родину и возвратил зрение престарелому отцу его.
Когда иудеи были в плену Вавилонском, три отрока еврейские были ввержены в пещь
огненную, но между ними оказался Ангел, укрывавший их от пламени. Пророк Даниил был
избавлен от челюстей львиных Ангелом. Гавриил, получивший повеление возвестить

Спасителя миру, дал знать Пророку о близком пришествии Его; он нисшел во храм, где
Захария совершал каждение, и предсказал ему о рождении сына, который предназначался
быть Предтечею Мессии. Гавриил, посланный в Назарет к Деве Марии, возвестил Ей, что
Она соделается Материю Сына Божия. В скором времени после сего Ангел благовествовал
вифлеемским пастухам о рождении Предвечного Младенца, и Ангелы же воспели: Слава в
вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Спаситель, Которого
Ангелы провозвестили, Сам дал людям понятие об Ангелах. Он говорит нам о братской
любви, которая побуждает их радоваться нашему спасению и с которой они охраняют нас на
всех путях наших. Ангелы возвещали святым женам о воскресении Господа; а по вознесении
Его на небо Ангелы же явились ученикам Его и сказали им, что как Он вознесся на небо, так
приидет некогда судить живых и мертвых. Нужно ли говорить, как апостол Петр был
освобожден Ангелом из темницы и из рук Ирода? Рассказать ли, что видел святой Иоанн
Богослов и что написал он о силе и могуществе Ангелов в управлении царств земных? Я
должен остановиться, чтобы не переступить за пределы, предначертанные мною. Итак, не
буду более говорить о явлениях Ангелов апостолам, мученикам и многим праведникам. Но
возможны ли сии явления? — скажут неверующие. Может ли Ангел, существо духовное,
принять видимый образ человека, явиться нашим чувствам, говорить и действовать пред
нами? Кто же может доказать невозможность? Кто в состоянии исследовать бездну
премудрости Божией, определить бесконечные роды творений Всемогущего, обнять своим
умом необъятную лестницу этих творений, чтобы иметь право сомневаться в бытии существ,
о которых возвещает Слово Божие?
Наше верование в святых Ангелов, основанное на событиях, засвидетельствованных
Священным Писанием, подтверждается и учением мужей мудрых. Всем известны мнения об
этом предмете Сократа, знаменитого его ученика Платона и многих мудрецов Греции и
Рима. Но истинными мудрецами мы считаем учителей Церкви. Какое дивное учение об
Ангелах оставили нам святой Дионисий Ареопагит, святой Григорий Назианзен, святой
Василий Великий, святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие духовные
писатели, почитаемые Церковью! Сие достоверное свидетельство Отцов и учителей Церкви
единогласно подтверждено на Соборах, и Церковь всегда напоминает нам о тесном союзе
Ангелов с людьми. Ветхий и Новый Завет непрестанно говорят об Ангелах. Из этого можно
ясно видеть, какое участие Ангелы принимают в исполнении воли Божией, и в чем состоит
служение их в отношении к людям. Но еще более прояснится это из нижеследующего
рассуждения.
Любовь, свойственная Богу, побудила Его даровать бытие разумным существам,
способным познавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве. Первым плодом сей
любви были Ангелы.
Бог, наделив их богатыми дарованиями, вселил их в обителях небесных. Впрочем,
хотя они были богаты совершенствами, но, как твари, не могли быть всесовершенными.
Един Бог, Творец всего сущего, всесовершенен.
Прельщенные величием своих ограниченных совершенств, некоторые из Ангелов
предались кичению и гордости. Гордость, говорит Писание, была причиной падения многих
Ангелов. (Тим. 3,2, 6. Сир. 10,15). Денница первый возгордился против своего Творца, а за
ним последовали многие другие Ангелы и оставили Бога. Но оставить Бога — значит
лишиться жизни и предаться смерти. Ангелы первые оставили Господа, и Господь
правосудный также оставил их, предоставив их самим себе. Что же произошло в результате?
Верные Ангелы, укрепляемые благодатию и торжествуя смирением, отделились от них и
отвергли их с ужасом; мятежники стали из Ангелов света ангелами тьмы. Облеченные
недавно в сияние и славу, учинились предметом отвращения и ужаса для всего неба и даже

для самих себя; те, которые воспевали Всевышнего, стали произносить своими устами хулу
и проклятия. Гонимые дуновением правосудия Божия и терзаемые своею яростию, они с
быстротой молнии ниспали в адскую бездну, подобно звездам, отторженным от небесного
свода, и падающим в беспредельное пространство вселенной.
Ангелы, оставшиеся верными Богу, стали совершенно блаженными. Они озарены
блистанием Божественной славы, и свет Святого Святых объемлет их, как океан
многоводный. Приходя в восхищение и восторг от созерцания богатств вечной красоты, они
теряются в безмерной любви и в упоении своего блаженства; славят и превозносят
Всемогущего Бога, Который вливает в сердца их потоки наслаждений. Не налагая на них
обязанности оставлять блаженную обитель Небесную, Господь разделяет с ними управление
миром. Он употребляет их как Своих верных служителей в действиях Промысла. Он
посылает их в мир возвещать людям Свои веления исполнить Его волю. По сей-то причине
мы называем их Ангелами, то есть вестниками. Бог поставил их на высшей степени Своих
творений, дабы они были живыми образцами Его совершенств, достойными
представителями Его величия. Божеская щедрость богато наделила сих Небесных Духов
естественными дарованиями; их ум и познания не имеют других пределов, кроме тех,
которые положены сотворенным духам в беспредельных глубинах премудрости Божией.
Ангелы одарены превосходнейшею силою и могуществом, посредством которых они могут,
по соизволению Божиему, действовать на тела и на мир вещественный. Здесь можно было
бы поставить множество вопросов, но ум наш скоро находит себе границы. Что можем
понять мы, бедные твари, погруженные в мрачную темноту? И песчинка есть тайна для
самого мудрого; а самих себя, со всеми нашими суетными науками, мы еще менее знаем.
Число падших ангелов весьма велико; но, по словам апостола Павла и возлюбленного
ученика Христова, множеству блаженных Ангелов нет числа (Еф. 6, 12; Апок. 12, 4). Пророк
Даниил видел в своем видении, что когда Ветхий денъми седе на престоле Своем, тысячи
тысяч служаху Ему и тьмы тем предстояху Ему (Дан. 7, 10). Другой тайнозритель
новозаветный также видел окрест престола Божия и слышал глас Ангелов многих, и 6е число
их тысячи тысячами (Апок. 5, 11). Конечно, эти тайновидцы, говоря таким образом, не
думали исчислять их; они желали только дать нам понятие, что ум их терялся в сем
бесчисленном сонме Ангелов. Сочтите песчинки морские или звезды небесные, и видимые и
невидимые; вы не составите еще того числа, сколько существует Ангелов.
Но в этом бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего порядок,
царствующий в небесных воинствах. Порядок есть красота совершенства, премудрость и
истина Божия. Премудрость Божия, сотворившая все сущее и даровавшая бытие Ангелов,
разделила их на девять чинов. В Священном Писании упоминаются: Ангелы, Архангелы,
Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, Херувимы, Серафимы (1 Кол. 1, 16; Еф. 1, 21;
1 Пет. 3, 22). Сии лики подчинены один другому и в своем различии дивно соединены
совершенным согласием. Свет льется от высших ликов на низшие. Сияние славы Христа,
ходатая всех, течет от избранного к избранному, на весь сонм блаженных; река жизни,
текущая из недр Божества, как прилив и отлив, исполняет небожителей. Какое
восхитительное зрелище представляет уму верующего сие чудесное разнообразие в
совершеннейшем единстве и сие единство в бесчисленном множестве! Блаженны, Господи,
Боже сил, обитающие в дому Твоем и созерцающие толикие чудеса!
Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют Ангелов на девять ликов, а
сии девять ликов — на три чина. К первому чину относятся: Престолы, Херувимы и
Серафимы; ко второму — Власти, Господства, Силы; к третьему — Ангелы, Архангелы,
Начала.

Первые суть Серафимы. Это название означает жар Божественной любви, которою
они воспламеняются и которую сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются
любовию, говорит святой Григорий Великий, что между ними и Богом нет ни одного Ангела,
стоящего и отделяющего их от Бога; они непосредственно соединены с Ним. Пламя любви
их тем сильнее, что они ближе других созерцают сияние Божества. (Слово о богослуж. 2-е в
твор. Св. Отц. Ш, 51).
Имя Херувимов означает полноту ведения, обилие премудрости, по словам святых:
Дионисия Ареопагита, Августина, Иеронима и Григория Великого. Сей лик Ангелов,
говорит святой Григорий Великий, получил название Херувимов потому, что эти блаженные
Духи озарены обильнейшими лучами света, созерцая непосредственно предвечный Источник
света. Они знают все настолько, насколько дано от Бога знать существам сотворенным; они
знают это тем совершеннее и полнее, что совершенство естества более приближает их к
Создателю (Песноп. тайн. слов. 6, в твор. Св. Отц. IV, 256). Два Херувима простирали
крылья над ковчегом Ветхого Завета. Иудеи, кроме ведения и премудрости, приписывали им
сильное могущество.
Те, в которых Бог предстает, говорит святой Григорий Великий, чтобы изрекать Суд
Свой, названы Престолами. Они настолько возвышенны и настолько одарены благодатию,
что, можно сказать, Господь обитает в них, являя чрез них Свое верховное Правосудие.
После сих Духов в блаженной обители Небесной царствуют Власти. Сии цари,
сияющие славою, восседя на огненных престолах, получают повеления от высших Духов и
передают их Духам подчиненным. Силы, по словам многих Святых Отцов, это те Духи, чрез
которых Господь совершает чудеса Свои. Он даровал им Свою силу, и их повеление имеет
действие всемогущества.
Господства повелевают врагами верховного величия Божия; повелевают теми злыми
духами, которые поклялись погубить человека: ибо сии мятежные духи не могли
освободиться от зависимости и власти Творца своего. Бог подчинил их сим Ангелам,
которые обуздывают их ярость и налагают цепи на их естественную силу.
Слово Ангел означает посланник; Ангелы — это служители, которых Царь
царствующих посылает со Своими повелениями в разные части вселенной. Архангелы —
начальники сих Божеских посланников. Будучи участниками тайных советов Божиих, они
получают повеления возвещать людям самые важные таинства; по сей-то причине не
простой Ангел был послан в Назарет к Деве Марии, но Архангел Гавриил; ибо надлежало,
говорит святой Григорий Великий, чтобы первый из всех Ангелов возвестил первое из всех
таинств. Здесь заметим, что название Ангел употребляется в смысле служебном и
приличествует Духам небесным только тогда, когда они посылаются возвестить волю
Божию. Ангелы обыкновенно представляются с двумя крыльями для обозначения быстроты,
с которою они стремятся исполнить повеления Божии в разных частях вселенной.
Вся вселенная исполнена присутствием Божества и бесчисленных Духов, служителей
Божиих: это храм, который непрестанно оглашается согласным пением певцов небесных.
Как они беседуют друг с другом