• Название:

    А. Леман Книга о скрипке

  • Размер: 3.01 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении/Abuse
  • Автор: Sergei Muratov

А. ЛЕМАН

КНИГА
О СКРИПКЕ

2

3

А. Леман
-----------------------------

КНИГА О СКРИПКЕ
***

В ДВУХ ЧАСТЯХ
Со 115 рисунками в тексте
и с приложением десяти больших чертежей.
***

2-е издание

***

Париж 1900
Высшая награда: Grand prix и золотая медаль.
Собственность издателя

П. ЮРГЕНСОНА, 1903.
Новейшее электронное издание,
С.В. Муратов,
Сидней, 2011

4

5

От издателя.
Предлагаемая книга есть первое оригинальное сочинение на русском
языке. В последнее время инструментальное искусство сделало огромные
успехи заграницей. Однако при всем том там нет хорошего обстоятельного
составленного руководства, которое облегчало бы мастеру его работу, что
невыгодно отзывается на заграничных изделиях.
Всюду теперь копируются лишь древние итальянские инструменты. Но
они по своей недоступно высокой цене не могут часто попадать в руки
мастеров, работающих новые инструменты. Те же мастера, которые видят
эти инструменты, большей частью занимаются лишь починкой.
Эта книга заключает все указания для того, чтобы сработать
превосходный инструмент. Скрипачи и любители найдут тут много ценных
указаний, относящихся к смычковым и вообще струнным инструментам.
Первая часть сочинения посвящена скрипке, вторая смычку и струнам.
В виду того, что инструментальное искусство в России находится в
зачаточном состоянии, имелось главным образом в виду, при выпуске этого
издания – способствовать развитию у нас этой отрасли русского дела.
П. Юргенсон.
Москва, 1893 г.

6

ОГЛАВЛЕНИЕ
______________

Стр.
От издателя ........................................................................................................ 6
Вступление ........................................................................................................ 9
Часть первая
Происхождение скрипки ..................................................................................14
Исторический очерк инструментального искусства .....................................20
Оценка скрипки .................................................................................................30
Части скрипки ....................................................................................................37
Дерево .................................................................................................................38
Модели ............................................................................................................... 42
Обечайки .............................................................................................................48
Деки .....................................................................................................................54
Эфы и пружина ...................................................................................................61
Ручка и завиток ...................................................................................................63
Сборка скрипки ..................................................................................................65
Лакирование и полировка .................................................................................68
Душка, колки, подставка и проч. ......................................................................68
Размеры альта, виолончели и контрабаса ........................................................75
О лаке древних мастеров ...................................................................................76
Лаки, смолы и краски ........................................................................................79
Краски и цветные спиртовые лаки ...................................................................82
Лакирование спиртовым лаком ........................................................................86
Итальянский лак .................................................................................................87
Белый масляный янтарный лак .........................................................................88
Янтарный лак с драконовой кровью .................................................................89
Красочный масляный лак ...................................................................................90
Лакирование масляным лаком ...........................................................................92
Починка старых скрипок ....................................................................................93
Об итальянских скрипках .................................................................................100
О хранении смычковых инструментов ...........................................................102
О копировании древних инструментов ...........................................................105
Заключение .........................................................................................................107

7

Часть вторая
Смычок ............................................................................................................110
Инструменты для приготовления смычка ...................................................112
Модели для смычка ........................................................................................116
О дереве для смычка ......................................................................................116
Головка и колодочка ......................................................................................119
Полировка смычка .........................................................................................122
Вставка волоса в смычок ...............................................................................122
Канифоль ........................................................................................................125
Производство музыкальных струн ...............................................................126
О струнах вообще ..........................................................................................126
Материал для музыкальных струн ...............................................................127
Производство струн .......................................................................................128
Внешние признаки доброкачественности струн .........................................131
Струны крашенные, шелковые и перевитые канителью ............................132
Неаполитанские струны .................................................................................133
Примечания .....................................................................................................135
Чертеж первый ...............................................................................................136
---второй ................................................................................................139
---третий .................................................................................................141
---четвертый ..........................................................................................141
---пятый .................................................................................................144
---шестой ...............................................................................................146
---седьмой .............................................................................................146
---восьмой и девятый ..........................................................................146
---десятый..............................................................................................146
Теория звучности скрипки ............................................................................152
Длина шейки ...................................................................................................153
Высота подставки ...........................................................................................153
Толщина верхней деки ...................................................................................153
Нижняя дека ....................................................................................................155
Эфы ..................................................................................................................155
Обечайки ..........................................................................................................156
О душке ............................................................................................................156
Гриф и подгрифок ...........................................................................................156

8

Вступление
Редко еще в каком деле царит такая путаница понятий, как в музыкальноинструментальном. Не только любители, но даже присяжные мастера,
артисты и оркестровые музыканты обыкновенно не знают, чего именно
требовать от действительно хорошего инструмента, и какой инструмент
можно считать таким.
Существует мнение, как нечто окончательно доказанное и незыблемое,
что в старину в Италии делали превосходные инструменты, а теперь
разучились делать их, и все новые инструменты фабричного происхождения
и никуда негодны.
Но особенно горячи толки о лаке. Отовсюду слышны голоса, что секрет
приготовления итальянского лака потерян, и что теперь уже нет возможности
достигнуть в лаке ни той прозрачности, ни эластичности, ни красоты в
окраске. Утверждают, что вещества, входившие в состав кремонского лака,
ныне уже исчезли. Таковы будто были соки некоторых трав и смолы
некоторых деревьев. Говорят, что теперь нет ни той ели, которой пользовался
Страдивариус, ни того клена, который украшает итальянские инструменты,
но было бы слишком утомительно, да и бесполезно повторять весь этот
вздор, который подобно сору тормозит развитие музыкальноинструментального дела.
Весьма немногие из кремонцев работали свои инструменты так
тщательно, как их теперь делают второстепенные французские и немецкие
мастера. Без сомнения, древние мастера не имели ни тех совершенных
режущих инструментов, ни тех приспособлений, какие вообще необходимы
при производстве скрипок. Эфы, усы, особенно завиток почти всегда сделаны
искуснее и тщательнее на новом инструменте, чем на старом. Очертания их
(модель, патрон) тоже по большей части весьма удовлетворительны. Таким
образом, новая скрипка, даже фабричного происхождения, имеет
несомненные достоинства.
Если же мы сравним то дерево, которое ставили итальянцы, с деревом
нынешних мастеров, то сравнение окажется куда не в пользу первых. Да это
и понятно. В старину музыкально-инструментальное дело, как отдельная
отрасль промышленности, находилась в младенческом состоянии. Торговцам
дерева не было выгоды разбирать сорта клена и из сотни кряжей выбирать
один, два “с игрой” (поперечными полосами), которые нужны лишь
скрипичным мастерам, а для столяров представляют брак. Поэтому древние
мастера с большими затруднениями доставали себе такое дерево, и этим
объясняется, почему на великолепных экземплярах Николая Амати или
Иосифа Гварнери иногда попадается дерево второстепенного достоинства. У
9

А. Л. Панаева в Казани есть драгоценный “исторический” инструмент,
скрипка Николая Амати, сделанная на заказ для высокопоставленного лица.
Она вся изукрашена резьбой, затертой черной мастикой, в углах на верхней
деке вставлены драгоценные камни. И что же: клен на этой скрипке такой,
какого никогда бы не поставил Люпо или Вильом, понимающие толк в
дереве и имевшие из чего выбирать. Это доказывает лишь то, что этот клен
считался во времена Амати первосортным. Вы наше время дерева для
струнных инструментов требуется очень много. Выгодно торговать им.
Поэтому заграницей, где дело идет хорошо, есть торговцы, снабжающие
деревом всех мастеров и мастерков (по большей части кустарей) в округе.
Существуют склады в десятки тысяч досок. Тут можно выбрать все, что
угодно. Поэтому теперешние первоклассные мастера делают свои
инструменты лишь из самого лучшего дерева. Собственно говоря, из древних
мастеров щеголял деревом один Страдивариус, и надо отдать ему
справедливость: чтобы найти и теперь такое же дерево, нужно осмотреть не
одну дюжину досок.
Лак и отсутствие определенного характера – вот, говорят, совсем слабая
сторона нового инструмента. Итальянцы употребляли масляный лак, как
более прочный и красивый. Почти все новейшие мастера пользуются лишь
спиртовым. Чтобы это объяснить, достаточно указать на основной
современный принцип музыкально-инструментального дела: дешевизна и
скорость производства. Не лак дорог, а время. Спиртовой лак сохнет в
минуту. Скрипку, вполне отчищенную и приготовленную для лакирования,
можно отлакировать в два-три часа, после чего она годна для игры. Между
тем лакирование масляным лаком требует нескольких недель и очень
большого искусства (в смысле наброска светотеней). Иной кустарь должен
сдать в месяц торговцу две-три дюжины инструментов, отдельные части
которых розданы работникам. Где уж тут возиться с масляным лаком?
Впрочем, в последнее время с усовершенствованием сиккативов (сушек)
явилась возможность приготовлять масляные лаки, сохнущие в несколько
часов, и некоторые французские мастера, например: Реми, Сальватор и др., уже пользуются этими лаками. Справедливость требует сказать, что эти лаки
уступают в прочности медленно сохнущим лакам и скорее напоминают
скипидарные.
Что же касается отсутствия определенного характера у новейших
скрипок, то это может относиться лишь к дюжинным инструментам.
Посмотрите, каким резко обозначенным типом отличаются все инструменты
Вильома. Достаточно раз взглянуть на его Гварнери или Страдивариуса для
того, чтобы не ошибиться в другой раз в определении его инструмента.
Почему же, спросить, все таки нет теперь хороших инструментов, не
только равных итальянским, а просто хороших? Этот вопрос требует
обстоятельного ответа.
Древние мастера установили столь прочно тип скрипки, что теперь почти
нет возможности сделать тут дальнейшие усовершенствования. Поэтому
новые мастера предпочитают копировать старых, подтверждая, как нельзя
лучше, старую истину, что копия всегда хуже оригинала.
10

По и при том все таки копия копии рознь. Можно копировать, имея
древний инструмент перед глазами, как то делал Вильом, и можно работать
по памяти, имея лишь сомнительного достоинства модель, как то делают
почти все современные мастера. Наконец, можно стремиться к тому, чтобы
новый инструмент изображал старый таким, каким он был, когда только
вышел из мастерской, и можно добиваться того, чтобы новый инструмент
был точной копией со старого, каким он представляется в настоящее время.
Так как теперь можно лишь воображать, каким был когда-то древний
инструмент, то искусству тут или слишком много, или слишком мало места.
Обыкновенно выходит, что слишком мало, поэтому и видишь десятки дюжин
фабричных скрипок, смастеренных на один лад. Между тем, чтобы сработать
новый инструмент со всеми характерными чертами старого, для этого
требуется тонко воспитанный глаз, привыкший схватывать малейшие
оттенки, строгий вкус, обширная техническая опытность, заключающаяся не
только в знании ремесла, но и в умении пользоваться красящими
веществами, и наконец в понимании стиля инструмента. Все это требует
таланта и образования, что крайне редко встречается среди ремесленников.
Мастер же с этими качествами всегда сделает инструмент не хуже
итальянского.
Что касается лака и красоты, то и тут мы имеем огромное преимущество
перед итальянцами. Русские янтарные масляные лаки, быть может, теперь
лучшие в мире. Технология красок ушла так далеко в последние два
столетия, что о сравнениях с прошлым не может быть и речи. У нас есть для
красных тонов краплак (старое название, во времена Лемана, крапп –
современное название марена, добывается из корня марены Rubia tinctoru; в
начале 20 века этот краситель был полностью вытеснен анилиновыми
красителями – прим. С. Муратова) добытый впервые лет шестьдесят назад.
По прочности и прозрачности он представляет удивительное органическое
соединение. Страдивариус не имел этой великолепной красной краски,
дающей пять-шесть чистых тонов от коричневого до бледно-желтого
(Саккони в своей книге “Секреты Страдивари” утверждает, что Страдивари
использовал этот краситель – прим. С. Муратова). Если к этому прибавить
индийскую желтую, гуммигут (желтая смола), то в нашем распоряжении
будут уже все краски для получения итальянских лаков всяких цветов.
Нечего и говорить, что фабрикация красок и лаков тоже теперь достигла
большого совершенства. Краски размалывают на особых красочных
мельницах и обращают в мельчайший порошок; масло отлично варят и
вполне обесцвечивают, а итальянцы сами терли краски на стекле пестом
(курантами) и сами варили масло, получая различные результаты. Лаки
выходят теперь и прозрачней, и крепче.
Таким образом, нынешний мастер и тут может отличиться. Лак Вильома
весьма хорош, дурна лишь его стереотипная манера накладывать его. Лак
Люпо – это нечто удивительное. В главе о лаках здесь указаны рецепты для
получения лаков еще более красивых и прочных.
Собственно говоря, нет существенного внешнего признака, по которому
можно было бы отличить от нового старый инструмент. Даже структура
дерева недостаточная к тому гарантия, ибо можно достать для нового
11

инструмента весьма старое дерево. Искусно подкрасить его, сделав лысинки,
с художественным вкусом набросать пятна, затереть сажей и пылью
царапины, можно сделать такой инструмент, что ни один знаток не отличит
его от старого. Гораздо труднее добыть чистый и полный звук. Тут можно
помочь делу лишь тогда, когда инструмент хорошо обыгран.
У одного любителя я видел несколько скрипок, замечательных по тону,
дереву и лаку. Все они сделаны, вероятно, между 1830-1850 годом. Ни на
одном итальянском инструменте не встречал я лака столь прозрачного и
чистого по колеру. Особенно удался Страдивариус. Верхняя дека была
покрыта необычайно хорошо, (про нижнюю и говорить нечего). Мастер не
обозначил своей фамилии, но несомненно – рука везде была одна. Очень
характерны были усы (из эбена и клена), которые вообще соответствуют
росчерку в письме, а главное типичен был самый лак. Он был наложен смело,
густо и лучи света переливались в нем, как в драгоценном камне.
Одним из известных в Европе имитаторов считается венский мастер
Роберт Цах. Ежегодно он наезжает в Россию. Инструменты его работы более
художественно передают итальянские оригиналы, чем даже Вильома, хотя
инструменты Вильома во всех других отношениях гора