• Название:

    Курпатов Андрей 5 Великих Тайн Мужчины И Женщ...

  • Размер: 1.32 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении/Abuse

    Андрей Курпатов
    Пять великих тайн мужчины и женщины
    «Курпатов А. 5 великих тайн мужчины и женщины»: Нева; Санкт-Петербург, Москва; 2005; ISBN 5-7654-4090-8

    Аннотация
    Сокровенная тайна жизни — это тайна пола. Кто мы такие — «мужчины» и
    «женщины»? Почему наша близость так часто оборачивается отчужденностью? Как нам
    понять друг друга и не страдать от любви, а радоваться счастью взаимности? Несмотря на
    всю трудность, эти задачки имеют решение, и ответы здесь — в этой книге, написанной с
    переднего края «войны полов». Вам понадобится эта книга, если вы хотите увидеть мужчину
    и женщину изнутри, если вам интересны точки соприкосновения психологии полов и
    «рецепты» личного счастья.

    ОТ АВТОРА
    Эта книга уже хорошо знакома моим читателям под названием «Красавица и чудовище».
    И, видимо, пришлась им по душе, поскольку даже стала бестселлером. Но к ней всегда были
    нарекания... Мой издатель, например, считает, что у нее «непонятное название» — какая
    «красавица», какое «чудовище»? А читателям не понравилось, что такая «умная книжка»
    оформлена как «бульварный роман».
    Ну что ж, менять голову я бы не согласился, а обложку — это пожалуйста... Так что
    теперь перед вами не «Красавица и чудовище», а «Пять великих тайн мужчины и женщины» с
    моим изображением на обложке. Надеюсь, вы не сильно испугались... Шутка. В остальном —
    все как прежде.
    Почему «Пять великих тайн мужчины и женщины»? Вообще говоря, у мужчин и женщин
    тайн, конечно, больше. Особенно друг от друга, по вот основных, общих для всех нас тайн
    именно пять. Это тайна эволюции, тайна оргазма, тайна сексуальности, тайна инстинкта и тайна
    существа. Ровным счетом — пять штук, как и глав в этой книге.
    Природа зачем-то придумала два пола — мужской и женский. А она никогда и ничего не
    делает просто так. Мы — мужчины и женщины — разные. Космически! Считай — с разных
    планет. А живем вместе... Что было бы совсем приятно, так это, если бы мы друг друга
    понимали.
    Мужчины действительно очень хотят все знать о женщинах и понимать их. Только у них
    это редко получается. А женщины, в свою очередь, все хотят знать о мужчинах. Результат чуть
    лучше, чем у мужчин, но куда расти — есть. Как этого добиться? Нужно принять к сведению
    «тайны пола».
    Так что, усаживайтесь поудобнее — тайны открываются!
    Искренне Ваш, Андрей Курпатов

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Не сочтите за навязчивость или же за проявление неуважения, но сейчас я буду
    рассказывать вам сказку, которую все вы, конечно, знаете. Сказки — это такая странная
    штука... Их придумывают взрослые, и кажется, что для детей, но это действительно только так
    кажется. Взрослый, рассказывающий ребенку сказку, испытывает двоякие чувства: с одной
    стороны, это чувство ностальгии по утраченному детству, по «блаженному неведению»; с
    другой стороны, это чувство некоторого стеснения, какой-то неловкости — ведь врать
    собственному чаду не хочется, а разрушать его радужные иллюзии кажется жестоким.

    2

    Где-то глубоко внутри самих себя мы понимаем: ребенок должен знать правду — это его
    защитит. Но рассказать ему правду о жизни — значит лишить его детства! Как он будет себя
    чувствовать, если узнает, что у его родителей, мягко говоря, далеко не все гладко? Что
    завершающее сказку пиршество, где кто-то был и что-то пил, — только начало жизненной
    эпопеи? Что фраза «с тех пор они жили долго и счастливо и умерли в один день» — это просто
    шутка, и достаточно злая, надо признать!
    Если вопрос пола — мировой вопрос, если в поле есть истинное и тайное, тайна
    будет вечно раскрываться, до конца оставаясь тайной.
    Зинаида Гиппиус

    Стоит ли рассказывать своему ребенку о том, что пушкинская сказка про золотую рыбку
    — это грустная история, повествующая о причинах извечного мужского несчастья? Мужское
    несчастье — это жена, «вздурившаяся старая баба», меркантильная, неблагодарная, зло и без
    оглядки плюющая в нежную муж скую душу. А вечная мужская мечта — такая вот «золотая
    рыбка», удивительная женщина, которой хочется «все отдать», причем искренне и
    бескорыстно, ведь она с такой благодарностью помнит о том, что было для нее сделано.
    Женщина, которая всегда поддержит и не бросит в беде, а любит просто за то, что он — этот ее
    мужчина — есть. Надо ли отцу рассказывать об этом своему сыну или подождать, пока он сам
    узнает?
    А имеет ли смысл рассказывать девочке о том, что «Сказка о царе Салтане...» — это
    сказка о том, какую роковую роль в жизни женщины играет мужчина? О том, как он ее
    выбирает («будь царица и роди богатыря...»), как он в ней сомневается («родила... неведому
    зверушку»), на какие страдания он ее обрекает («бочка по морю плывет... плачет, бьется в ней
    царица»), как он ей изменяет (со «сватьей бабой Бабарихой»). О мужчине, который не понимает
    и не ценит ее — женщину, готовую пожертвовать ради него самым дорогим... А надо ли
    рассказывать девочке о том, каким должен быть мужчина? Как он должен защищать ее от
    «коршуна-кощея», беречь и поддерживать? Надо ли, если всякая женщина, в отличие от
    девочки, хорошо знает: такого мужчины в ее жизни никогда не будет? Наконец, стоит ли
    вообще рассказывать девочке сказку о «Царевне лягушке» или, например, «Русалочку» Ханса
    Кристиана Андерсена?..
    Нет, собственному ребенку хочется сказать: «Давай, малыш, не дрейфь! У тебя впереди
    большая и прекрасная жизнь! Все будет хорошо!» Но ведь каждый взрослый знает, что это
    неправда. Жизнь, скорее всего, действительно будет, но хорошей... Это вряд ли. И потому так
    хочется хоть чем-то защитить свое милое чадо, хоть что-то подсказать ему, как-то
    предупредить о грядущих напастях! Так появляются сказки, которые на самом деле — не
    пустые аллюзии, не развлечение и не фантазия, а закодированные послания из мира взрослых в
    мир ребенка. Впрочем, до ребенка эти послания дойдут только тогда, когда он сам станет
    взрослым. Однако же это не делает такие послания для нас как для исследователей менее
    интересными.
    Да, я предлагаю нам быть исследователями человеческой природы, поскольку считаю, что
    знание этой природы абсолютно и жизненно необходимо каждому уважающему себя человеку.
    И вот почему я должен сейчас рассказать сказку, на мой взгляд, самую драматичную из всех
    русских народньк сказок, хоть и с хорошим концом. Называется она «Аленький цветочек» (в
    иноязычной интерпретации — «Красавица и Чудовище»), а сюжет ее заковырист до
    невозможности.
    С одной стороны, у нас Настенька — девушка во всех отношениях хорошая, но
    ожидающая от папы того, чего он фактически исполнить не может, а именно: привезти ей из
    дальнего плавания аленький цветочек. С другой стороны, Чудовище — субъект вплоть до
    финальной сцены непонятный; очевидно, что оно «ужасное снаружи» и вроде как «доброе
    внутри». Впрочем, доброта эта до поры до времени сокрыта в нем категорически. У зверя этого,
    как потом выясняется, весьма непростые отношения с некой старой женщиной (видимо, со злой
    матерью), от чего, собственно, и все проблемы.

    3

    Ну что там дальше? Отец Настеньки отправляется по своим торговым делам за три моря и
    собирает предварительно наказы-заказы от своих дочек: одной — одно, другой — другое,
    третьей вроде бы что-то очень незатейливое — аленький цветочек. Первые два заказа вполне
    выполнимы: раскошеливайся — и пожалуйста, а вот аленький цветочек — это просто наказание
    какое-то, нигде его нет и даже где искать — неизвестно. В конечном счете запрошенный
    Настенькой ботанический раритет обнаруживается, причем не где-нибудь, а на необитаемом
    острове. Батюшка счастлив, решает: «Была не была!» — и устраивает кражу этого
    сельскохозяйственного имущества.
    Но недолго ему тешиться, поскольку «Кинг-Конг жив», и он уличает нашего
    вора-басурмана славянского происхождения на месте преступления. Изловивший
    добросердечного папашу субъект страшной до неприличия наружности (не то хозяин острова,
    не то хранитель аленького цветочка) требует себе жертву во искупление сего недостойного
    поступка. Сокрушенный отец возвращается домой, и Настенька, узнав о том, как она
    «подставила» дорогого родственника, решает принести себя в жертву.
    На острове, где она чудесным образом оказывается, все мило и благолепно, однако
    тревожно до жути. Она прислушивается и присматривается — где-то в густой лесной чаще
    бродит ужасное, бессердечное чудовище с абсолютно непонятными, но явно недобрыми
    намерениями. Ух!.. Впрочем, постепенно ужас сменяется тоской по дому, а чудовище
    оказывается не только не злобным, а чутким и даже чувствительным, и потому отпускает
    Настеньку на побывку. Но дома в дело вмешиваются «женщины-завистницы» — сестры
    Настеньки; они переводят стрелки часов и увольнительная главной героини угрожает перерасти
    в самоволку. В самый последний момент, уже опаздывая, Настенька спохватывается-таки и
    возвращается с помощью волшебного колечка-мобиля на остров.
    Картина на острове ужасная! Кажется, что мы присутствуем на Земле то ли в момент ее
    сотворения, то ли в процессе Армагеддона.
    Люблю я и делаю любимую моею, мною самим, раскрывая ее и себя. Нашел я ее и
    узнал. Но во мне и она меня искала, нашла и сделала своим и собою. И не бывает, не
    может быть истинной любви без ответа, она всегда — любовь двоих.
    Лев Каосавин

    Гигантское Чудовище, потерявшее надежду и чувствующее себя обманутым, лежит,
    обессиленное, на холме у взморья и умирает, а пересохшие губы шепчут: «Настенька,
    Настенька... Что ж ты так обманула меня, Настенька... Ненаглядная моя Настенька...» Аленький
    цветочек в ослабевших руках несчастного — уже не аленький, а серенький, с элементами
    тления. Вселенский потоп, крушение Вавилонской башни, жертвоприношение Авраама,
    сожжение Содома и Гоморры кажутся на фоне этой трагедии просто невинными шалостями
    «товарища сверху».
    И тут неимоверная сила женской чувственности просыпается в Настеньке, она бросается к
    чудищу и молит его о прощении: «Не умирай, миленький, пожалуйста, не умирай! Ведь я так
    люблю тебя! Так люблю! Как же я без тебя...» И безудержные женские слезы падают на
    аленький цветочек... Бах!.. Бездыханный зверь на глазах у Настеньки превращается в чудесного
    красавца — «не принца, а королевича»! Звук фанфар — чары спали, темные силы повержены, а
    впереди свадьба и длинная-предлинная жизнь, и так, чтобы вместе, и так, чтобы умереть на
    одной подушке. Ура!
    Ну и о чем эта сказка? Зигмунд Фрейд бы сказал, что вся проблема в «аленьком
    цветочке», который, вне всякого сомнения, есть символ «мужского полового члена». У каждой
    женщины, поведал бы нам отец-основатель психоанализа, наличествует «комплекс Электры»
    (это аналог знаменитого «Эдипова комплекса» у мужчины). Согласно этому комплексу,
    Настенька ждала от своего отца любви и страсти — то есть (даже не знаю, как такое и сказать)
    рассчитывала на отеческий «аленький цветочек». Папа, понятное дело, тоже всего этого хотел,
    но не сдюжил, а потому найден был этот «цветочек» в другом месте, т. е. у другого мужчины,
    на которого Настенька осуществила свой «перенос».

    4

    Карл Гюстав Юнг сказал бы, вероятно, что дело в «архетипическом образе Страшной
    Матери», который довлеет над мужской половиной человечества, не позволяя представителям
    этой половины воссоединиться с собственным «либидо». Возможно, у классиков психоанализа
    пошла бы еще речь о нарциссизме — слишком уж зациклено чудовище на своем, прошу
    прощения, «аленьком цветочке». Не исключаю, что были бы предложены и какие-то
    дополнительные версии, касающиеся сексуальных извращений самого разного плана
    (садомазохизм, например, эксгибиционизм и т. п.).
    Со всем этим я готов, при наличии некоторых оговорок, согласиться, но об этом ли
    сказка? Я полагаю, что сказка эта — об отношениях полов, отношениях драматичных, часто
    роковых, поскольку в них — в этих отношениях — сокрыты тайны, которые загадала нам
    эволюция и физиология сексуальности, красота и инстинкты, общество и сама сущность полов.
    И сейчас нам предстоит разгадать все эти тайны — как обычно, от главы к главе.
    Приятного путешествия!

    ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: «ОН» И «ОНА»
    «Что наша жизнь?» — восклицает оперный Гер-манн в «Пиковой даме» и дает
    неправильный, а точнее говоря, неполный ответ: «Игра!» Наша жизнь — это, конечно, игра, но,
    как показывает опыт и самого Германа, да и любого другого человека, наша жизнь — это игра
    мужчин с женщинами и женщин с мужчи нами. Вы только представьте себе на секундочку, что
    эволюция пошла по другому пути, что мы, как и амебы, размножаемся делением, никаких
    полов у нас нету, а на вершине эволюционной иерархии царит абсолютное половое, точнее —
    бесполое — единообразие... Представили? Что от нашей с вами жизни в этом случае останется?
    Будут ли в таком обществе существовать культура, наука, искусство? Станут ли в нем люди
    работать, а главное — чего ради, собственно, они будут это делать? И чем вообще они будут
    заниматься, не будь полов? Нет, дорогие мои, такое обще ство невозможно в принципе!
    «Половой вопрос» — это, как оказывается, самый важный, самый насущный, самый
    серьезный вопрос для всей нашей жизни в целом. И до тех пор, пока он не решен (а он, заявляю
    это официально, даже и не поставлен пока должным образом), наше существование обречено на
    бесконечные, бессмысленные и беспощадные муки сердца. Мы будем страдать, питать
    иллюзии, натыкаться на бесконечные препятствия, разочаровываться, снова и снова наступать
    на одни и те же грабли — и все до тех пор, пока не решим полового вопроса. С чем ко мне как к
    психотерапевту приходят на консультацию? С проблемами в личной жизни. А что это за
    проблемы? Это прежде всего проблемы отношений с представителями противоположного пола.
    Меня спрашивают: «А почему он ведет себя таким образом?»; «Что может значить эта ее
    реакция?». Меня никогда не спрашивают про «ОНО», меня спрашивают или про «НЕЕ», или
    про «НЕГО». И в этом все!
    В любви мужчина ищет безусловную рабыню, а женщина — безусловное рабство.
    Любовь возвращается к прошлой культуре и прошлому.
    Фридрих Ницше

    Но что такое эти «ОНА» и «ОН»? Попытки психологии дать ответ на этот вопрос пока
    успехом не увенчались — вы при всем своем желании нигде не найдете книги, которая бы
    содержала в себе внятную и стройную систему описания мужской и женской психологии. И
    знаете почему? Потому что в голове ученых мужей никак не укладываются два загадочных
    противоречия. Первое: все умом понимают, что мужчина и женщина — это не одно и то же, но
    никто не чувствует этой разницы. Второе: «муж чин» и «женщин» в действительности просто
    не существует, однако же все наше существо опреде ляется тем, к какому полу мы
    принадлежим. Догадываюсь, что обе эти фразы звучат как бред сумасшедшего. Но в этом-то,
    собственно, вся и проблема! Если же мы сможем вникнуть в суть этих высказываний, если мы
    увидим, что это вовсе никакие не парадоксы, то «половой вопрос» будет снят с повестки дня,
    причем раз и навсегда. Ну или, по крайней мере, он перестанет быть проблемой, влеку щей за
    собой бесконечные издержки.

    5

    Сейчас нам и предстоит поставить «половой вопрос», разглядеть проблему и понять, что
    перед нами такаязагадка природы, на разрешение которой нужнацелая книга, которую,
    впрочем, вы в руках и держите.

    Курица — не птица. А петух?..
    Начнем разбираться с нашим первым «парадоксом». Утверждение о том, что мы —
    мужчины и женщины — друг от друга отличаемся, наверное, ни у кого сомнений не вызывает.
    Но понимаем ли мы это по-настоящему? Не является ли это наше «понимание» лишь
    формальной, пустой, по сути, констатацией факта? К сожалению, весь мой практический опыт
    врача-психотерапевта свидетельствует о том, что по большей части мы только думаем, что
    понимаем этот тезис. Понимать что-то и принять, прочувствовать, пропустить через себя это
    «что-то» — вещи, согласитесь, разные. Я могу понимать, что все люди «внутри» хорошие, но
    это не мешает мне испытывать негативные чувства к тем, кто не разделяет моих убеждений, кто
    действует вопреки моим желаниям, кто ставит меня в неудобное положение. Понимать и
    чувствовать нутром — это разные вещи.
    Так что при всем нашем «понимании» различий между мужчинами и женщинами ничто
    не мешает нам вести себя так, словно этих различий не существует. Все мужчины, и я это
    подчеркиваю, — все мужчины подсознательно ждут от женщин, что они — женщины — будут
    вести себя так, как ве дут себя мужчины, что они будут чувствовать то, что чувствуют
    мужчины, что они все будут пони мать так же, как это понимают мужчины. Разумеется,
    подобные ожидания тщетны, поскольку мы — мужчины и женщины — разные. Никогда
    женщина не будет вести себя так, как ведет себя мужчина (она может только изображать из
    себя «мужчину»), поскольку она никогда не будет думать так же, как думает мужчина, никогда
    ее чувства не будут идентичными или хотя бы родственными чувствам мужичин . В результате
    ожидания мужчин терпят фиаско, ]разочаровываются и пускаются в самые разнообразные
    обвинения: «женщины думают только о себе»; .«все бабы — дуры»; «что с женщины
    возьмешь?» Но ведь весь этот жалкий лепет — от бессилия, я бы даже сказал, бессилия
    непонимания.
    С женщинами, к слову, та же самая ситуация. Все женщины, и я снова это подчеркиваю,
    сами того не осознавая, ждут от мужчин, что они — мужчи ны — будут воспринимать мир так,
    как восприни мают его женщины, что они будут понимать, что думают женщины, что их
    поведение будет таким, каким его хотят видеть женщины. В действительности мужчины, даже
    если бы они и хотели, не способны ощущать, чувствовать, думать в соответствии с этими
    ожиданиями и требованиями