• Название:

    Похвала и обличение.

  • Размер: 0.2 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Название: Microsoft Word - p22_160909_pohvala_i_obli4enie_w.doc
  • Автор: Vladimir

Пасторские встречи

А. Ледяев, Похвала и обличение, 16.09.09

Похвала и обличение



Как похвала, так и обличение –
необходимы.



Признавайтесь в проступках, чтобы
исцелиться.



В основе обличения – любовь.



Обличать, но не осуждать!



Обличение ведет к покаянию.

Похвала и обличение. Эти два фактора нам необходимы, чтобы защитить нас от обочины
слева и от обочины справа. Практически похвала и обличение – это как бордюры той
дороги, по которой мы движемся.

Как похвала, так и обличение – необходимы
Что такое похвала?
Это оценка нашего труда, нашего служения. Это оценка наших побед и достижений.
Похвала сроит наше достоинство, строит наше имя. Похвала строит наш авторитет.
Нам нужны авторитетные лидеры, поэтому надо хвалить каждого помощника, каждого
заместителя, каждого служителя, каждого лидера, каждого пастора.
Похвала нужна всем. Потому что нам нужны авторитетные, уважаемые, самодостаточные
лидеры.
Обличение же создает ту обстановку, в которой человек может правильно развиваться и
освящаться.
Обличение – это своего рода коррекция.
Никто из нас не супермен, никто из нас не идеальный служитель. Никто из нас не
разбирается, как Бог, в своем деле.
Только Богу не нужны коррекции.
Да и то, когда Моисей Его скорректировал, Бог согласился.
• Обличение ведет нас к совершенству и оберегает от роковых ошибок.
• Чтобы избежать перекосов, фальши и падений нам нужны и похвала, и обличение.
• Зрелый лидер – это тот человек, который в равной степени ответственно
относится как к похвале, так и к обличению.
Похвала не вскружит ему голову и не будет сенсацией.
А обличение не станет для него трагедией.
Зрелость заключается в том, что мы и к похвале, и к обличению относимся практически.
Если хвалят, то мы не возгордимся. А если обличают, мы не обидимся.
Вот это есть. зрелость – соглашаться и на первое, и на второе
Чем отличается лидер зрелый от лидера незрелого?
• Духовно зрелый лидер застрахован от гордости и от разочарования тем, что он
слышит Бога.
И прежде, чем его похвалят люди, он уже похвалу от Бога услышит.

стр. 1 из 8

Пасторские встречи

А. Ледяев, Похвала и обличение, 16.09.09

И когда к нему подходит человек с похвалой, он ему говорит: «Ты уже второй... Потому
что меня первым похвалил Бог».
И точно так же с обличением. Если ты человек духовный, если ты знаешь Бога, если ты с
Ним рука за руку, то прежде чем какой-то человек придет обличать тебя и говорить, что
ты согрешил или что-то неправильно сделал, тебя Дух Святой задолго до прихода
человека уже обличит. И поэтому ты относишься к этому обличению как к повтору:
«Однажды сказал Бог и дважды услышал я…»
Чем отличается зрелость от незрелости?
Тем, как мы реагируем на то и на другое.
Для меня похвала человека не будет сенсацией, потому что Бог мне это уже сказал. А
обличение не будет трагедией. Потому что когда обличает меня праведник, это лучший
елей, который не повредит моей голове.
Запомните: обличение не вредит, обличение помогает.

Признавайтесь в проступках, чтобы исцелиться
Иак. 5:16

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга,
чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

Не то чтобы ждать, когда тебя разоблачат.
Признаться друг другу в своих проступках – это есть превентивная мера для обличения.
Тебе не надо ждать, что кто-то тебя разоблачит, кто-то когда-нибудь придет и опозорит
тебя. Зачем этого ждать?
Превентивная мера – это проявление мудрости.
«Признавайте друг перед другом в проступках, чтобы вам исцелиться».
Ты знаешь, из-за чего ты болен, из-за чего ты страдаешь.
Мы – лидеры. Наше лидерство должно быть здоровым. Мы должны открыто смотреть в
глаза друг другу. Мы должны иметь простые, легкие, прозрачные отношения.
Мы не должны носить за пазухой какие-то камни. Как мы тогда проповедовать сможем?
Мы должны быть максимально свободны от всяких персональных обид.
Потому что служение Богу – это не только поднимать людям настроение.
Если думаешь, что служение Богу – это только поднимать людям настроение, лаская их
слух, ты ошибаешься.
Даже Библия говорит, что «горе вам, когда все люди будут хвалить» (Лук.6:26).
Беспрерывная похвала уничтожит человека, потому что она превращается в лесть.
Что такое лесть?
Это гипертрофированная похвала.
Если кто-то начинает с раннего утра хвалить тебя, подумай, какую выгоду он ищет. Лесть
погубит.
• Похвала строит человеческое достоинство, а лесть, лаская слух, усыпляет
бдительность и разбрасывает перед ногами человека силки.
Если ты духовный человек, то ты очень четко будешь в духе чувствовать разницу. У нас
же духовный нюх есть. Духовный нюх распознает, где заканчивается похвала и
начинается лесть.
стр. 2 из 8

Пасторские встречи

А. Ледяев, Похвала и обличение, 16.09.09

Похвала – это классно, это необходимо, это созидает достоинство.
Но бесконечная похвала – это уже тошно, это опасно. И «горе нам…» Потому что, если
кто-то льстит, он какие-то злые замыслы вынашивает.
Итак, «горе вам, если о вас всегда будут говорить хорошо».
Вы, наверное, в жизни встречали таких людей, которые тебе клянутся в верности,
которые тебя якобы боготворят, но потом кидают тебя на первом же повороте.
Почему они так тебя хвалят?
Чтобы ты не заподозрил что-то плохое в них.
И если ты все-таки что-то заподозрил, они тут же возмущаются: «Да как вы могли так
подумать?! Вспомните, как часто я вас хвалил...»
И ты наивно ведешься: «Ну, да...»
Запомните: служение Богу – это не только поднимать настроение и ласкать слух.
Настоящий Божий служитель – это человек, который должен быть готов иногда испортить
настроение слушающим, не жалея их ушей и говоря нелицеприятные вещи.
Естественно, человек так устроен, что когда его хвалят, его настроение поднимается, а
когда ругают – настроение падает.
Когда Самуил сказал Давиду: «Ты будешь царем», – естественно, настроение Давида
поднялось.
А когда Нафан пророк пришел к царю Давиду и обличил его: «Ты убил Урию Хеттеянина.
Это очень плохо», у Давида сильно упало настроение.
Никто не радуется, когда его обличают.
• Но если бы не было обличения, грех бы нас уничтожил.
Давайте не будем рассматривать обличение как угрозу нашей личности.
Пусть обличение будет для нас как действенная терапия против падения и против
гордости.
Позор – это отличное «лекарство» от гордости. Мы все должны будем хотя бы раз в жизни
опозориться, чтобы была сбита наша спесь и наша гордость.
Когда тебя обличают – как бы раздевают, – тебе становится стыдно и горько.
Но именно через этот позор ты будешь способен возненавидеть свой грех.
Запомните: мы никогда не освободимся от греха, если мы его любим.
Но только когда возненавидим свой грех, тогда наступает освобождение.
Поэтому бывает, что Божий служитель не только поднимает настроение, но и портит его.

В основе обличения – любовь
Встречная позиция. Ты скажешь: «Иногда человек не обличает, а хочет втоптать тебя в
грязь».
• Цель увещевания, или цель обличения, базируется на любви к ближнему от
чистого сердца.
Я сегодня говорю о дружеских отношениях. Пусть обличает меня праведник.
И я точно знаю, что когда нас хочет исправить человек, который изначально настроен
негативно, то это не есть обличение. Это есть осуждение.

стр. 3 из 8

Пасторские встречи

А. Ледяев, Похвала и обличение, 16.09.09

Обличение с целью исправления может исходить только из уст хорошего друга или
праведника.
Похвала, в безграничном своем развитии превращаясь в лесть, уничтожает человека в
такой же степени, как обличение, которое, гипертрофировано увеличиваясь,
превращается в осуждение.
• То есть человека уничтожает и лесть, как гипертрофированная похвала, и
осуждение, как гипертрофированное обличение.
Поэтому, когда меня осуждают, я не исправляюсь. В равной степени и лесть не строит
моего достоинства.
Но, будучи зрелым духовно, я уже сам способен фильтровать то, что вокруг меня.
Можно запутаться: одни и те же слова говорит друг и говорит мой соперник.
Но из уст моего друга я приму обличение, а из уст моего соперника даже не собираюсь!
– «Да и кому меня лечить?! У самого рыло в пуху и грязный хвост, а он еще начинает
учить меня, как жить! Иди вымой сначала полы в своей хате, а потом приходи в мой дом
учить порядку!»
• Основа увещевания – любовь от чистого сердца.

Обличать, но не осуждать!
Мих. 3:8
А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать
Иакову преступление его и Израилю грех его.
Я исполнен силы Духа Господня, чтобы обличать.
Вот когда Дух Святой обличает, тогда человек способен меняться.
Ты видишь брата согрешающего.
Писание говорит: «Иди и обличи его».
Но прежде чем идти и обличать, ты должен быть исполнен силы Духа Господня. Потому
что буква убивает, а дух животворит.
Даже если ты видишь брата согрешающего и даже получил от Бога поручение: «иди и
обличи», знаете, как можно по-разному обличать!
Поэтому, во-первых, надо проверить свою мотивацию: зачем ты хочешь обличать? Ты
хочешь его растоптать или ты хочешь ему помочь подняться?
Если ты на нем уже ставишь крест, приходишь к нему и говоришь: «Ну что, доигрался?!
Допроповедовался?!» – лучше не надо ходить. Ты завтра можешь оказаться на его же
месте, и тебя тоже кто-то растопчет.
Великодушие. В чем выражается любовь от чистого сердца?
Да, я знаю, что брат согрешает. И я должен ему высказать…
• Но дело в том, что мы обличаем грех, но человека спасаем.
Вот эту грань как проследить? Грех осудить, а человека помиловать.
Вот здесь просите у Бога, чтобы стать «нейрохирургом». Чтобы вот эту тонкую грань
почувствовать и не переступить ее.
Скажем, я понимаю, что этот служитель, этот лидер споткнулся. Но я также должен знать,
что он после моего обличения способен будет встать. Или я его нокаутировал?

стр. 4 из 8

Пасторские встречи

А. Ледяев, Похвала и обличение, 16.09.09

У нас есть горький опыт таких нокаутов. Наши слова порой бывают, как кувалда.
Но мы должны извлечь уроки из этого опыта и сказать: «Господи, научи меня быть
психологом такого тонкого уровня».
Представьте себе, Нафану Бог сказал, что Давид согрешил. И обратите внимание, как
пророк стелил, прежде чем сказать истину.
Мне кажется, он долго-долго молился: «Бог, дай мне правильное слово». Он же не с
порога, открыв дверь, сказал: «Давид, твоя песенка спета. Ты – грешник!» Нет. Он ему
притчи стал рассказывать, пока сердце Давида не смягчилось. И только потом сказал:
«Это ты...» И Давид понял все и принял обличение.
• Поэтому лучше уж не обличать, чем обличать осуждая.
Потому что тогда вступает в силу другая заповедь: «Не судите, да не судимы будете».
– «Я обличал!»
- «Нет, ты судил!»
Здесь тормозить надо вовремя, чтобы от обличения не перейти в область осуждения.
Кто тебя остановит там?
Чувство меры.
Кто дает чувство меры?
Дух Святой.
«Я исполнен силы Духа Господня… чтобы высказать Иакову преступление его и грех».
Обличать не могут слабые. Обличать могут только сильные.
И отсюда парадоксальный вывод: хвалить могут все, а обличать только сильные.
Обличать – это очень тонкое искусство.
Ты, как тяжесть, носишь внутри сознание того, что человек неправ. Ты болеешь этим: «Да
сто лет мне это знание нужно?!»
И Соломон говорит: «При множестве знаний множество скорбей».
А с какого перепугу ты начал любопытствовать: «А вот расскажи про это, про то...»?
Он взял и рассказал. И ты: «Ого, лучше бы не рассказывал!..»
Не радуйся, что ты докопался до истины.
выкарабкиваться из этой истины при этом знании.

Теперь

подумай,

как

ты

будешь

Мы настолько уже зрелые люди, что должны разобраться, где обличение, а где
осуждение. И вот этот весь высший пилотаж психологии – обличать или осуждать, хвалить
или льстить – мы должны уже знать. «Чувства навыком приучены…» Чтобы не повредить
человеку.
• Человеку вредят как лесть, так и осуждение.
• Человеку нужны похвала и обличение.
Настоящие друзья имеют добрые отношения, они говорят друг другу обо всем, и это
здорово.
Поэтому не мешайте тем, кто рядом с вами, совершать ту работу, которую Бог через них
проводит.

стр. 5 из 8

Пасторские встречи

А. Ледяев, Похвала и обличение, 16.09.09

Обличение ведет к покаянию
2 Кор. 7:8-10
Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было;
ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь
не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо
опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо
печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а
печаль мирская производит смерть.
Когда я перед собой ставлю цель – обличить человека, то я должен знать, что
результатом моего обличения будет его покаяние.
Исправляет человека не наше обличение.
• Меняет человека покаяние.
А обличение создает ту атмосферу, при которой возможно покаяние. Но его может и не
быть.
Так вот, меняет человека не обличение.
Перемены в жизни человека приходят благодаря покаянию...
После покаяния наша жизнь изменилась. И всякий раз после покаяния наша жизнь
меняется.
Так вот, если человек согрешил и ты это видишь, то ты, пастор, как опытный психолог,
должен знать, что человека надо привести к реальному покаянию.
• Покаяние – это результат правильного обличения.
Правильное обличение – это результат уважительного отношения к согрешившему
человеку.
И ты понимаешь, что человек опечалился.
А чего ему радоваться, если ты открыл наготу его? И он оказался перед выбором: или
захлопнуть дверь и сказать: «Нашелся здесь учитель!», или, если здесь правильный дух и
правильная атмосфера, он скажет: «Я это ненавижу! Я каюсь!»
• Главная цель обличения – привести человека к покаянию.
Обличение – это контакт между людьми: обличающим и обличаемым.
А покаяние – это уже контакт человека с Богом.
Правильное обличение не уводит человека от Бога.
• Правильное обличение ведет человека к Богу.
Когда ты обличаешь, не надо ожидать реакцию, что все на коленях будут стоять.
Духовный человек не ведется на душевную реакцию.
Апостол Павел видел внутреннюю реакцию: «Я вижу, что у вас возникла печаль».
Как опытный врач, он видит симптом болезни: «Все нормально, болезнь
активизировалась, поэтому здесь-то мы ее корешки и обрежем... И вот эта печаль ваша,
ваша реакция, приведет вас к покаянию...»
Сколько раз я слышал свидетельства от моих ближних и родных, которые говорили:
«Когда ты мне это говорил, у меня все внутри взорвалось! Я хотел хлопнуть дверью и
сказать тебе: «Посмотри на свою жизнь! У тебя этого никогда не было!» – и внутри бурная
реакция протеста... Но ты в ответ проговорил: «Я сказал. Можешь принимать, можешь не
принимать. До свидания...».

стр. 6 из 8

Пасторские встречи

А. Ледяев, Похвала и обличение, 16.09.09

И когда после моего ухода человек оставался один на один с Богом, то уже Бог человеку
говорил: «А что, он не прав?!»
Признавать свою вину человек не обязан перед человеком.
• Признать свою вину человек обязан перед Богом.
Потому что грехи прощает не человек, грехи прощает Бог.
И не обязательно, чтобы обличаемый прямо сразу: «Я каюсь!»
Если ты в духе чувствуешь, что ты сказал свое слово разумно, без всякого крика и
нажима, ты все сделал правильно. А он извинится потом. Извинится, во-первых, перед
Богом, а потом и перед тобой.
Другими словами, цель нашего служения – будь это похвала или обличение в Духе Святом
– и то и другое должно привести человека к Богу.
Когда ты искренне похвалил человека, он такой радостный! И знаете, как он молится?!
«Господь, спасибо Тебе! мой труд оценили...»
Похвала всех поднимает на высоту.
Поэтому давайте возьмем вот эти два момента и постараемся не разрушать наши
взаимоотношения лестью или осуждением.
Давайте сохраним баланс: похвала и обличение. Пусть это все будет к созиданию и к
построению дружеских, уважительных отношений друг с другом.
И пусть позиция обличителя или человека, который хвалит, будет адекватна с позицией
обличаемого или того, кого хвалят.
Потому что все мы меняемся ролями. Вчера меня обличали, а сегодня похвалили. И моя
задача – не возгордиться от похвал и в депрессию не впасть, когда обличили.
Сдашь этот духовный экзамен – завтра тебе Бог даст власть кого-то обличить или кого-то
похвалить.
И мне кажется, что тот человек, который сам сдал «экзамен» – не возгордиться и не
впасть в депрессию, – уже сможет понимать того, кого он сейчас будет обличать или
хвалить.
Поэтому пусть наши люди вокруг нас чувствуют себя спокойно.
Я недавно разговаривал с братом из Кулдиги. Он рассказал: «Я работал на одном
объекте, и там что-то сломалось. Работодатель подошел, разобрался. Он умеет прощать,
умеет понимать, он не судит. И не страшно работать с таким человеком, который
понимает и прощает, если человек ошибся. Он может терпимо, снисходительно относиться
к ошибкам других. А дайте мне шанс на исправление, и я покажу большие-большие
результаты!»
Давайте освободимся от категоричности, от осуждения и в то же самое время и от лести.
Потому что все должно быть на местах и все должно быть в меру.
Пусть наши отношения ведут нас к Богу. Все в Боге! Обличение от Бога. Господь обличает
мир о грехе.
Духовная терапия поможет нам сохранить дружеские отношения.
Пусть Бог поможет нам освоиться и на той позиции, которая внизу, и на той позиции,
которая наверху, потому что это есть характер нашего Бога.

стр. 7 из 8

Пасторские встречи

А. Ледяев, Похвала и обличение, 16.09.09

«Господь, благодарю Тебя за это время, за эти подсказки с небес.
Я благодарю Тебя, Дух Святой, за то, что Ты говоришь нам сегодня Свое слово.
Я прошу Тебя, драгоценный Дух Святой, защити наши отношения от всякого ущерба, от
всякой лести, от лукавства и неправды. Защити наши отношения от всякого раболепства,
контроля и осуждения. Научи нас любить по-настоящему и, любя своего ближнего,
хвалить его. Пусть достоинство и авторитет возрастают. Пусть наше лидерство будет
зрелым, высоким, духовным.
А когда нас обличают, пусть не приходят депрессия и разочарование. Пусть приходит
покаяние.
Я прошу Тебя, научи нас в равной мере правильно воспринимать и похвалу, и обличение,
чтобы исправляться, двигаться своим путем и достигать совершенства.
Мы поклоняемся Тебе, мы воздаем Тебе хвалу и честь и говорим, что мы любим Тебя,
благодарим Тебя за нашу зрелость, за совершенствование нас, за откровения Твои.
Пусть имя Твое прославится и возвеличится в наших жизнях».

стр. 8 из 8