• Название:

    Толкование на послание к Титу. Дж. Мак Артур.

  • Размер: 0.14 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Название: titus.p65
  • Автор: Chingis-Khan

Ïîñëàíèå ñâÿòîãî Àïîñòîëà Ïàâëà ê

ТИТУ
Название
Послание названо по имени адресата, Тита, имя которого употребляется в Новом Завете
13 раз (1:4; Гал. 2:1, 3; 2Тим. 4:10; 9 раз во 2-м Коринфянам, см. Исторический фон и предпосылки написания). В греческой версии Нового Завета буквально читаем: «К Титу». 1-е, 2-е
Тимофею и Титу — послания Павла к сынам в вере, традиционно называющиеся «пасторские послания».

Автор и время написания
Авторство апостола Павла (1:1) по существу неоспоримо (см. во Введении к 1-му Тимофею). Послание к Титу было написано примерно в 62-64 гг. по Р.Х., во время служения Павла
в македонских церквах, между первым и вторым заключениями апостола в Риме, вероятно,
из Коринфа или Никополя (ср. 3:12). Наиболее вероятно, что Тит участвовал в служениях
Апостола Павла во втором и третьем миссионерских путешествиях. Тит, как и Тимофей
(2Тим. 1:2), стал возлюбленным учеником (1:4) и соратником в благовестии (2Кор. 8:23). В
последнем упоминании о Тите (2Тим. 4:10) говорится, что он отправился на служение в
Долматию, то есть современную Югославию. Письмо, вероятно, было доставлено Зином и
Аполлосом (3:13).
Исторический фон и предпосылки написания
Хотя Лука не называет имени Тита в книге Деяний, однако можно допустить, что Тит,
язычник (Гал. 2:3), встретил Апостола Павла и обратился к вере во Христа (1:4) до или во время
первого миссионерского путешествия Апостола. Позже Тит совершал служение вместе с
Павлом на острове Крит и остался там продолжать работу и укреплять церковь (1:5). После
прибытия Артема или Тихика (3:12) для руководства служением на Крите Павел просил Тита
присоединиться к нему в Никополе, городе в провинции Ахайя в Греции, и остаться там на
зиму (3:12).
Тит участвовал в служении коринфской церкви во время третьего миссионерского путешествия Павла, и потому Тит упомянут 9 раз в 2 Коринфянам (2:13; 7:6, 13, 14; 8:6, 16, 23; 12:18),
где Павел обращается к нему как «брат мой» (2:13) и «мой товарищ и сотрудник» (8:23). Молодой пресвитер уже был знаком со сторонниками иудаизма, лжеучителями в церкви, которые
среди прочего настаивали, что все христиане, язычники и иудеи, находятся под законом
Моисея. Тит также сопровождал Павла и Варнаву на собор в Иерусалиме, где обсуждалась
эта ересь (Деян. 15; Гал. 2:1-5).
Крит, один из крупнейших островов Средиземного моря, имеет 160 миль (256 км) в длину и 35 (56 км) миль в ширину и расположен к югу от Эгейского моря. Павел на короткое время
останавливался на острове во время своего путешествия в Рим (Деян. 27:7-9, 12, 13, 21). Он
возвратился туда для служения, а позже оставил Тита продолжать труд, так же, как он оставил Тимофея в Ефесе (1Тим. 1:3), отправившись в Македонию. Наиболее вероятно, что Павел
написал послание в ответ на письмо Тита или на сообщение с Крита.
Исторические и теологические темы
Как и в двух посланиях к Тимофею, Апостол лично ободряет молодого пастыря и дает ему
советы. Тит, будучи хорошо подготовленным и верным, столкнулся с продолжающимся противлением со стороны нечестивых людей внутри церквей, где он совершал служение. Тит

ТИТУ

1884

должен был передать ободрение и советы руководителям, которых он поставил в критских
церквах (1:5).
В отличие от некоторых других посланий Павла, например, церквам в Риме и Галатии,
Послание к Титу не содержит объяснения или защиты учения. Павел полностью доверял
теологической подготовке и твердости убеждений Тита и доказал это, поручив Титу столь
ответственное служение. Кроме предупреждения о лжеучителях и сторонниках иудаизма,
послание не содержит богословских наставлений, что свидетельствует о вере Павла в твердое
основание членов церкви, несмотря на то, что большинство из них были новообращенными.
Доктрины, подтвержденные в послании: 1) высшее избрание Богом верующих (1:1, 2); 2) Его
спасительная благодать (2:11; 3:5); 3) Божья природа Христа и Его Второе Пришествие (2:13);
4) заместительная жертва Христа (2:14); 5) возрождение и обновление верующих Духом
Святым (3:5).
Бог и Христос постоянно называются Спасителями (1:3, 4; 2:10, 13; 3:4, 6), и план спасения
упоминается в 2:11-14. Это указывает, что основной упор в послании делается на то, чтобы
научить церкви Крита успешному благовестию. Для этого нужны были благочестивые руководители, которые бы являлись не только пасторами для верующих (1:5-9), но также учили
бы христиан благовествовать своим соседям-язычникам, которых известный их соотечественник характеризовал «лжецами, злыми зверями и утробами ленивыми» (1:12). Чтобы приобрести слушателей благовестия среди таких людей, верующие должны были подготовить
прежде всего почву для благой вести: жить среди соседей, свидетельствуя им своей праведной,
самоотверженной, благочестивой и полной любви жизнью (2:2-14), в отличие от нечестивой
жизни лжеучителей (1:10-16). Отношение их к властям и неверующим также имело большое
значение для свидетельства (3:1-8).
Основные темы повторяются в Послании к Титу несколько раз. Это дела (1:16; 2:7, 14; 3:1,
5, 8, 14), здравая вера и здравое учение (1:4, 9, 13; 2:1, 2, 7, 8, 10; 3:15) и спасение (1:3, 4; 2:10,1
3; 3:4, 6).

Проблемы толкования
Послание к Титу написано простым языком, что является его достоинством. Разногласий
в толковании мало: 1) в 1:6 о детях сказано «верных». Это слово обозначает только «верных»
или «верующих»? и 2) что означает «блаженное упование» в 2:13?

План
I.

Приветствие (1:1-4)

II. Основы успешного благовестия (1:5–3:11)
А. Среди руководителей (1:5-16)
1. Признаки пресвитеров (1:5-9)
2. Упреки лжеучителям (1:10-16)
Б. В церкви (2:1-15)
1. Святой образ жизни (2:1-10)
2. Здравое учение (2:11-15)
В. В мире (3:1-11)
1. Святой образ жизни (3:1-4)
2. Здравое учение (3:5-11)
III. Заключение (3:12-14)
IV. Благословение (3:15)

1885
Ïðèâåòñòâèå
Павел, раб Божий, Апостол же
Иисуса Христа, по вере избранных
Божиих и aпознанию истины, bотносящейся к благочестию, 2 в надежде вечной жизни, которую обещал cнеизменный в слове Бог прежде вековых времен, 3 а в свое время явил Свое слово в
проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, —
4d
Титу, истинному сыну по общей
вере:

1

ÃËÀÂÀ 1
1 a 2Òèì. 2:25
b [1Òèì. 3:16]
2 c ×èñ. 23:19
4 d 2Êîð. 2:13;

8:23; Ãàë. 2:3;
2Òèì. 4:10
1 ÍÃ Õðèñòà Èèñóñà
5 e 1Êîð. 11:34
6 f 1Òèì. 3:2-4;
Òèò. 1:6-8 2 ðàñïóùåííîñòè,
áóêâ. íåèïðàâèìîñòè
7 3 áóêâ. áëþñòèòåëü

1:1-3 Приветствие подчеркивает характер служения
Павла как Апостола Иисуса Христа. Он провозглашал: 1)
спасение: цель Бога — спасти избранных через благовестие; 2) освящение: цель Бога — взрастить спасенных посредством Слова Божия и 3) прославление: цель Бога —
привести верующих к вечной славе.
1:1 Павел См. во Введении: Название; Автор и время
написания; Исторический фон и предпосылки написания.
раб Павел изображает себя нижайшим из рабов времен
Нового Завета (см. пояснения к 2:9; 1Кор. 4:1, 2), заявляя
о полном и добровольном рабстве Господу, искупившему
всех верующих «дорогою ценою» (1Кор. 6:20; ср. 1Пет.
1:18, 19). Только в этом месте Павел называет себя «рабом
Божьим» (ср. Рим. 1:1; Гал. 1:10; Флп. 1:1). Он поставил себя
рядом с ветхозаветными людьми Божьими (ср. Отк. 15:3).
Апостол Ср. Рим. 1:1; 1Кор.1:1; 2Кор. 1:1; Еф. 1:1. Основное значение слова — «посланник» или, буквально, «посланный». И хотя оно часто использовалось по отношению
к царским эмиссарам, которые, находясь на службе,
пользовались властью своего повелителя, высокое положение Павла как «Апостола» также обусловливалось его
служением как «раба Божьего». Это служение давало ему
огромную власть и требовало ответственности и жертвенности. См. пояснение к Деян. 20:24. избранных Божьих
См. пояснения к Еф. 1:4, 5. Милостиво избранных для спасения «прежде создания мира» (Еф. 1:4). Они должны упражнять личную веру, возбуждаемую и поддерживаемую
Духом Святым. Бог избирает верующих прежде их личного выбора (ср. Ин. 15:16; Деян. 13:46-48; Рим. 9:15-21; 2Фес.
2:13; 2Тим. 1:8, 9; 2:10; 1Пет. 1:1, 2) и дает им возможность
уверовать. истины Павел имел в виду истину благовестия,
спасительную весть о смерти и Воскресении Иисуса Христа
(1Тим. 2:3, 4; 2Тим. 2:25). Спасительная истина, ведущая к
«благочестию» или освящению (см. 2:11, 12).
1:2 в надежде Надежда на обетование Божие, на Божье поручительство дает стойкость и терпение всем верующим (ср. Ин. 6:37-40; Рим. 8:18-23; 1Кор. 15:51-58; Еф.
1:13, 14; Флп. 3:8-11, 20, 21; 1Фес. 4:13-18; 1Ин. 3:2, 3). См.
пояснения к 1Пет. 1:3-9. неизменный в слове Ср. 1Цар.
15:29; Евр. 6:18. Поскольку Бог есть Истина и Источник
истины, для Него невозможно произнести неправду (Ин.
14:6, 17; 15:26; ср. Чис. 23:19; Пс. 145:6). прежде вековых
времен Божий план спасения грешного человечества был
определен и узаконен прежде создания человека. Обетование касалось Бога Сына (см. пояснения к Ин. 6:37-44: Еф.
1:4, 5; 2Тим. 1:9).
1:3 Свое слово в проповеди Слово Божие есть единственный источник для любого верного учения или проповеди. Ср. 1Кор. 1:18-21; 9:16, 17; 2:1-4; Гал. 1:15, 16; Кол.
1:25. Спасителя нашего, Бога Ср. 2:10; 3:4. Бог разработал
план спасения до создания мира.
1:4 истинному сыну Духовному сыну, искренне верующему во Христа подобно Тимофею (1Тим. 1:2). общей

ТИТУ 1:7
благодать, милость и мир от Бога
Отца и 1Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.
Î ïðåñâèòåðàõ
5
Для того я оставил тебя в Крите,
чтобы ты eдовершил недоконченное и
поставил по всем городам пресвитеров,
как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, fдетей имеет
верных, не укоряемых в 2распутстве или
непокорности. 7 Ибо 3епископ должен

вере Возможно, речь идет о спасающей вере или о сути
христианской веры, то есть о «вере, однажды преданной
святым» (Иуд. 3). Спасителя нашего Христос называется
Спасителем всякий раз, когда Павел упоминает Его после
ст. 1 (ср. 2:13; 3:6).
1:5-9 Требования Бога ко всем верующим очень высоки. Его требование к руководителям церкви заключается
в том, чтобы они устанавливали эти стандарты и служили
примером. От руководителей требовались не особые природные способности, интеллект или образование, а моральные и духовные качества и способность учить с тем искусством, которым Дух наделил их свыше.
1:5 в Крите См. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания. довершил Тит должен был исправить
ложные доктрины и порочную практику в критских церквах.
Павел не смог завершить эту задачу. Это служение больше
нигде не упоминается. пресвитеров Ср. аналогичные качества в 1 Тим. 3:1-7. Зрелые духовные руководители церкви, которые назывались также епископами (ст. 7; ср. 1Тим.
3:2) или блюстителями (см. 1Пет. 2:25, где это же греческое
слово употреблено по отношению к Христу) и пастырями
(буквально «пастухами», см. Еф. 4:11), должны были опекать каждую местную общину. См. также Деян. 20:17, 28;
1Пет. 5:1, 2. Служение Павла заключалось в том, чтобы
назначить руководителей (ср. Деян. 14:23). тебе приказывал Напоминание о предыдущих наставлениях Апостола.
1:6 непорочен Слово означает не безгрешность и совершенство, но личную жизнь, не вызывающую законных
обвинений и публичных скандалов. Это общее и первоочередное требование к духовным руководителям, которое
повторяется (ст. 7) и объясняется в следующих стихах (ср.
1Тим. 3:2, 10). муж одной жены Буквально «одной женщины мужчина», т. е. муж, который постоянно, внешне и внутренне, предан своей жене (ср. 1Тим. 3:2). Другой достойный одинокий мужчина не обязательно признается негодным для этого. Речь идет не о разводе, но о внешней и внутренней стороне сексуальных отношений. См. пояснения к
Пр. 6:32, 33. Настоятельная потребность этого побуждала
Павла контролировать свое тело (1Кор. 9:27). детей…
верных Слово «верный» всегда употребляется в Новом
Завете по отношению к верующим и никогда по отношению
к неверующим, поэтому речь идет о детях, имеющих спасающую веру во Христа и подтверждающих это своим поведением. Поскольку в 1Тим. 3:4 от детей требуется послушание, этот стих, по-видимому, обращен к младшим детям
в семье, в то время как данный текст предназначен для старших. в распутстве или непокорности «Распутство» означает невоздержанность. «Непокорность» подразумевает
противление благовестию. Здесь пресвитеры показывают
свою способность привести собственную семью к спасению
и освящению (см. 1Тим. 3:4, 5), что является необходимым
условием для руководства церковью.
1:7 епископ Имеется в виду не иерархическая долж-

ТИТУ 1:8
быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, gне пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но
страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был
силен и наставлять в здравом учении и
противящихся обличать.
Çàäà÷à ïðåñâèòåðîâ
10
Ибо есть много и непокорных,
h
пустословов и обманщиков, особенно
из обрезанных, 11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые
домы, уча, чему не должно, iиз постыдной корысти. 12 jИз них же самих один
стихотворец сказал: “Критяне всегда

1886
7 g Ëåâ. 10:9
10 h Èàê. 1:26
11 i 1Òèì. 6:5
12 j Äåÿí. 17:28

13 k 2Êîð. 13:10;
2Òèì. 4:2
14 l Èñ. 29:13
15 m Ëê. 11:41; Ðèì.
14:14, 20; 1Êîð.
6:12
16 n Ìô. 7:20-23;
25:12; 1Èí. 2:4
o [2Òèì. 3:5, 7]
p Ðèì. 1:28 4 îòâðàòèòåëüíû

ность, но слово, означающее «блюститель». Ср. Деян.
20:28; Евр. 13:17; 1Пет. 5:2. домостроитель Термин означает человека, управляющего имуществом другого, чтобы
обеспечить достойное существование тем, кого опекает его
господин. В данном контексте речь идет о тех, кто управляет духовными истинами, живет ради Господа и полностью
ответственен перед Ним. Церковь принадлежит Богу (Деян.
20:28; 1Тим. 3:15; 1Пет. 5:2-4), и пресвитеры, или епископы, ответственны перед Ним за путь, по которому они ведут
свою церковь (Евр. 13:17). пьяница Относится к употреблению любого алкогольного напитка, которое притупляет
разум и снижает самоконтроль в любых обстоятельствах
(ср. Пр. 23:29-35; 31:4-7) Это также применимо и к другим
подобным веществам, например, наркотикам, которые
затуманивают разум. корыстолюбец Даже в ранней церкви
некоторые становились пастырями, чтобы приобретать
богатство (см. ст. 11; 1Пет. 5:3; ср. 2Пет. 2:1-3)
1:8 страннолюбив Слово означает «друг странников».
целомудрен Серьезен, с правильными приоритетами,
благоразумен.
1:9 истинного слова Следует не только учить здравому
библейскому учению, но и твердо придерживаться его принципов. Ср. 1Тим. 4:6; 5:17; 2Тим. 2:15; 3:16, 17; 4:2-4. силен
и наставлять Верно преподавать и обосновывать Писание,
поддерживать благочестие и противостоять греху и ошибкам (тех, кто противится). См. пояснения к ст. 10-16; 3:10,
11; Деян. 20:29, 30.
1:10-16 Лжеучителя в критских церквах были похожи
на таковых в Ефесе, с которыми боролся Тимофей. (см. 1
Тим. 1:3-7; ср. Рим. 16:17, 18; 2Пет. 2:1-3).
1:10 непокорных Труд Тита был особенно тяжел, так
как подобных людей было множество; поэтому назначение
дополнительных благочестивых пресвитеров (ст. 5) имело
огромное значение. Некоторые из лжеучителей могли оспаривать даже авторитет Павла как Апостола во время его
короткого служения на Крите. обманщиков Ср. Иер. 14:14;
23:2, 21, 32. обрезанных Ср. Деян. 10:45; 11:2. Имеются в
виду иудеи, которые учили, что для спасения необходимо
физическое обрезание крайней плоти (см. пояснения к
Быт. 17:9-14) и соблюдение обрядов закона Моисея. См.
пояснения к Деян. 15:1-12; Гал. 3:1-12; Еф. 2:11; Кол. 2:12.
1:11 целые домы Ср. 2Тим. 3:6. постыдной корысти
Поступки лжеучителей всегда определялись жаждой денег
(1Тим. 6:4; 1Пет. 5:2).
1:12 стихотворец Эпеменид, знаменитый греческий

лжецы, злые звери, утробы ленивые”.
Свидетельство это справедливо. kПо
сей причине обличай их строго, дабы
они были здравы в вере, 14 не внимая
Иудейским басням и lпостановлениям
людей, отвращающихся от истины.
15 m
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого,
но осквернены и ум их и совесть. 16 Они
говорят, что nзнают Бога, а oделами отрекаются, будучи 4гнусны и непокорны
p
и не способны ни к какому доброму
делу.
13

Î çäîðîâîé öåðêâè
Ты же говори то, что сообразно с
здравым учением: 2 чтобы старцы
были бдительны, степенны, целомуд-

2

поэт шестого века до Р.Х. и уроженец Крита, отзывался о
своем народе как об отбросах греческой культуры. Павел
цитирует высказывания язычников и в других местах Писания (ср. Деян. 17:28; 1Кор. 15:33). Эта цитата говорит о
характере лжеучителей.
1:13 здравы в вере Истинное и чистое учение должно
быть в устах говорящих в церкви. Любой, допустивший даже
маленькое отклонение, заслуживает порицания.
1:14 басням и постановлениям людей Павел еще раз
подчеркивает (см. ст. 10 — «из обрезанных»), что большинство лжеучителей были иудеями. Они учили внешним обрядам, религиозным заповедям, не содержащимся в законе,
против которых выступали и Исаия и Иисус (Ис. 29:13; Мф.
15:1-9; Мк. 7:5-13).
1:15, 16 Лжеучителя были развращены внутренне («ум
и совесть») и внешне («дела» и «непослушание»). Ср. Мф.
7:15, 16.
1:15 оскверненных Внешние презренные поступки
этих людей (ст. 10-12) являлись простым отражением их
внутренней развращенности. См. пояснения к Мф. 15:1520. ум… и совесть Если ум осквернен, он не может правильно информировать совесть, а совесть не может предупреждать человека. Если совесть питать постоянно и правильно
истиной Божией, она будет выполнять предназначенную ей
Богом функцию предупредительной системы. См. пояснения к 2Кор. 1:12; 4:2; 1Тим. 1:19, 20.
1:16 знают… отрекаются Некоторые из лжеучителей
в церкви вовсе не являлись верующими. В итоге даже очевидные «добрые дела» неверующих соблазняли их. неспособны Не могли делать ничего, чтобы удовлетворить Бога.
См. пояснение к 1Кор. 9:27; ср. 2Тим. 3:8.
2:1-10 Здравое учение для старцев (ст. 2), стариц (ст.
3), молодых женщин (ст. 4, 5), юношей (ст. 6-8) и рабов (ст.
9, 10) говорит об обязанностях каждого в церкви.
2:1 здравым Означает «здоровое». Павел использует
это слово 9 раз в Пасторских посланиях (5 раз в Послании
к Титу), всегда подразумевая, что истина дает духовное
здоровье. «То» Павел упоминает в стихах 2-10 и к нему
относятся: истины, отношения и поступки, основанные на
библейской истине и соответствующие ей. Народ Божий
должен знать истину, которая ведет к духовному здоровью,
не только для того, чтобы угождать Богу, но также для того,
чтобы успешно свидетельствовать неверующим.
2:2 старцы Павел употребляет это слово по отношению
к себе (Флм. 9), когда ему было больше 60 лет. Слово от-

1887
ренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались
прилично святым, не были клеветницы,
не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить
мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, aпопечительными о
доме, добрыми, bпокорными своим мужьям, cда не порицается слово Божие.
6
Юношей также увещевай быть
целомудренными. 7 Во всем показывай
в себе dобразец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, e1неповреж-

ÃËÀÂÀ 2
5 a 1Òèì. 5:14
b 1Êîð. 14:34;
1Òèì. 2:11 c Ðèì.

2:24
7 d Ôëï. 3:17;
1Òèì. 4:12 e Åô.
6:24 1ÍÃ îïóñêàåò
íåïîâðåæäåííîñòü
8 2 äð. òåêñòû î
òåáå
9 f Åô. 6:5; 1Òèì.
6:1
10 3 íå òÿíóòü
4 ÷åñòíîñòü
11 g [Ðèì. 5:15]

носится к людям преклонного возраста, но не с тем значением, что слова «старейшина» или «пресвитер» (ст. 1:5).
степенны Это требование не только в отношении Бога, что
подразумевалось само собой, но требование обладать
чувством собственного достоинства и пользоваться уважением других людей. Старцы должны быть благоразумны и
духовно здоровы.
2:3 старицы Женщины, потерявшие детородную способность, обычно в возрасте около или старше 60 лет (ср.
1Тим. 5:3-10). одевались прилично См. пояснение к ст.
2. Ср. 1Тим. 2:9-11, 15. не… клеветницы Здесь использовано слово, употребленное в Новом Завете 34 раза для
характеристики сатаны, архиклеветника. добру То, что
удовлетворяет Бога (ср. 1:16), в частности перечисленное
в ст. 4, 5.
2:4 вразумляли молодых Собственный пример благочестия (ст. 3) дает старице право наставлять молодых
женщин в церкви, вызывает доверие к ней. Подразумевается, что старицы должны были служить примером добродетелей (ст. 4, 5), что именно этим они «вразумляли». любить мужей Эта добродетель, как и другие, упомянутые
выше, являлась безусловной. Она основана на воле Божией, а не на достоинствах мужа. Греческое слово «филео»
говорит о привязанности. См. пояснения к Еф. 5:22-24.
2:5 целомудренными Т. е. чистыми. Ср. 1Тим. 2:9-11,
15; 1Пет. 3:3-6. попечительными о доме Ср. 1Тим. 5:14.
Управлять благочестивым домом, достойно заботиться о
муже и детях — значит выполнять свою безусловную обязанность. покорными Идеи радикального феминизма
были неотъемлемой частью древней вавилонской и ассирийской мифологии, а также греческого гностицизма, который пышно расцвел в Римской Империи времен Нового
Завета и представлял постоянную опасность для ранней
Церкви. Современный феминизм не является ни новым, ни
усовершенствованным. Он такой же ветхий и бесперспективный. См. пояснение к Еф. 5:22. не порицается Цель
благочестивого образа жизни — не допустить упрека в
адрес Писания. Человеку, чтобы убедиться в возможности Божьего спасения от грехов, нужно увидеть святую жизнь
другого человека. Когда христиане призывают уверовать
в Слово Божие, а сами не повинуются Ему, то Слово бесчестится. Многие насмехались над Богом и Его истиной из-за
греховной жизни людей, заявляющих, что они христиане.
Ср. Мф. 5:16; 1Пет. 2:9.
2:6 Юношей Подростков от 12 лет и старше.
2:6, 7 целомудренными Благоразумными (см. ст. 2).
2:7 Во всем Логический конец ст. 6; требование к юношам, подчеркивающее исчерпывающее значение этого
указания. образец У Тита была особая обязанность: служить примером моральных и духовных качеств, которых он
требовал от других. Ср. 1Кор. 4:16; 11:1; Флп. 3:17; 2Фес.
3:8, 9; 1Тим. 4:12; Евр. 13:7. в учительстве Все три слова

ТИТУ 2:11
денность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен,
не имея ничего сказать 2о нас худого.
9 f
Рабов увещевай повиноваться
своим господам, угождать им во всем,
не прекословить, 10 не 3красть, но оказывать всю добрую 4верность, дабы они
во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Ñïàñèòåëüíàÿ áëàãîäàòü
11
Ибо явилась gблагодать Божия,
спасительная для всех человеков,

«чистота», «степенность», «непорочность» характеризуют должное отношение к учению.
2:8 слово здравое. Повседневные разговоры. Ср. Еф.
4:31; Кол. 3:16, 17; 4:6. неукоризненное Не вызывающее
упреков. ничего сказать о нас худого. Опять, как и в ст.
5, цель благочестивого образа жизни — заставить молчать
противников христианства и благовестия (см. пояснения к
1Пет. 2:11, 12) и сделать власть Христа очевидной.
2:9 Рабов Слово применимо ко всем наемным работникам, но в этом тексте относится прежде всего к рабам:
мужчинам, женщинам и детям, которые в Римской Империи
и в большей части Древнего мира были собственностью
своих господ. У них практически не было гражданских прав
и достоинства, и о них заботились немногим больше, чем
о домашних животных. В Новом Завете рабство нигде не
одобряется и не осуждается, однако постоянно говорится
о том, что свобода от уз греха гораздо более важна, чем
свобода от любых уз человеческих, которые носит человек
(см. Рим. 6:22). повиноваться… угождать Павел ясно говорит, что даже в рабстве верующие должны повиноваться и стараться угодить своим хозяевам, вне зависимости от
того, являются их господа верующими или неверующими,
справедливыми или несправедливыми, добрыми или злыми.
Насколько же больше обязаны верующие проявлять уважение и повиноваться хозяевам, на которых они работают
охотно! Так же и жены должны повиноваться своим мужьям
(ст. 5). Единственным исключением может быть только,
если от верующего потребуют не подчиняться Слову Божьему. Ср. Еф. 6:5-9; Кол. 3:22–4:1; 1Тим. 6:1, 2.
2:10 не красть Здесь означает «не присваивать чужие
деньги». всю добрую верность Т.е. лояльность. украшением учению Опять (ср. ст. 5). Павел подразумевает, что
высшая цель добродетельной жизни — сделать привлекательным учение о том, что Бог спасает грешников.
2:11-13 Сердцевина послания. Высшая цель Бога, когда
Он призывает пресвитеров (1:5) и наставляет Свой народ на
путь праведной жизни (ст. 1-10), заключается в том, чтобы
свидетельствовать об исполнении Божьего плана спасения.
Павел коротко формулирует три составных части Божьего плана спасения: 1) спасение от наказания (ст. 11); 2)
власть греха (ст. 12) и 3) наличие греха (ст. 13).
2:11 благодать Божия Имеется в виду не Божья природа благодати, но Иисус Христос, воплощение благодати, высший милостивый дар Божий падшему человечеству.
Ср. Ин. 1:14. всех человеков Эти слова не означают всеобщее спасение. «Всех человеков» звучит как «человеколюбие» в 3:4 и относится к человечеству в целом, как к
категории, а не к каждому человеку лично. См. пояснения
к 2Кор. 5:19; 2Пет. 3:9. Жертвы Иисуса Христа достаточно, чтобы покрыть все грехи каждого уверовавшего (Ин.
3:16-18; 1Тим. 2:5, 6; 4:10; 1Ин. 2:2). Павел открыто объясняет в Послании к Титу, что спасение достигает цели только

ТИТУ 2:12
12

научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 hожидая
блаженного iупования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 j Который дал
Себя за нас, чтобы избавить нас от
всякого беззакония kи очистить lСебе
народ особенный, ревностный к добрым делам.
15
Сие говори, mувещевай и обличай
со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Íàñëåäíèêè âå÷íîé æèçíè
Напоминай им повиноваться и aпокоряться начальству и властям,

3

1888
13 h 1Êîð. 1:7
i [Êîë. 3:4]
14 j Èñ. 53:12; Ãàë.
1:4 k Èåç. 37:23;
[Åâð. 1:3; 9:14;
1Èí. 1:7] l Èñõ.
15:16
15 m 1Òèì. 4:13;
5:20; 2Òèì. 4:2
ÃËÀÂÀ 3
1 a [Ðèì. 13:1];
1Ïåò. 2:13
b Êîë. 1:10
3 c 1Êîð. 6:11;

1Ïåò.
4:3
4 d Òèò. 2:11 e 1Òèì.
2:3
5 f [Ðèì. 3:20]; Åô.
2:4-9 g Èí. 3:3
6 h Èåç. 36:26
7 i [Ìô. 25:34];
Ìê. 10:17; [Ðèì.
8:17, 23, 24; Òèò.
1:2]

«по вере избранных Божьих» (1:1). См. пояснение к 3:2.
Среди всего человечества, только те, кто веруют, спасутся (Ин. 1:12; 3:16; 5:24, 38, 40; 6:40; 10:9; Рим. 10:9-17).
2:12 отвергнувши… жили Спасение преобразует
(2Кор. 5:17; Еф. 2:8-10), и преобразование (новое рождение) дает новую жизнь, в которой власть греха не имеет
силы (см. пояснения к Рим. 6:4-14; Флп. 3:8, 9; Кол. 3:9, 10).
2:13 блаженного упования Относится ко Второму
Пришествию Иисуса Христа, включает Воскресение (ср.
Рим. 8:22, 23; 1Кор. 15:51-58; Флп. 3:20, 21; 1Фес. 4:13-18;
1Ин. 3:2, 3) и увенчание святых во Христе славою (2Тим.
2:10). явления славы Ср. 2Тим. 1:10. Буквально «проявления славы». Это будет спасением и очищением посредством
Бога и Спасителя. Указание на Божью природу Иисуса. Ср.
2Пет. 1:1.
2:14 избавить… очистить Выражение (ср. ст. 12), указывающее на двойную роль спасения (возрождение и освящение). «Избавить» означает освободить кого-либо из
плена, заплатить выкуп. Кровь Христа была ценой, удовлетворившей Божие чувство справедливости. См. пояснения
к Деян. 20:28; Гал. 1:4; 2:20; 1Пет. 1:18, 19; ср. Мк. 10:45.
народ особенный Народ, который особенный благодаря
добродетелям Божьих заповедей и утвержденный благодатью спасения, которую принял (см. пояснения 1:1-4). Ср.
1Кор. 6:19, 20; 1Пет. 2:9. ревностный Ср. 3:8. Добрые дела
есть следствие, а не причина спасения. Ср. Еф. 2:10.
2:15 говори, увещевай и обличай Эти три глагола
определяют нужду в провозглашении, применении и исправлении Словом Божьим. властью «Власть» приказывать
людям в духовной сфере приходит только от Слова Божьего. Ср. Мф. 7:28, 29.
2:15 никто не пренебрегал тебя См. 3:9-11. Бунт против истины, с которым придется иметь дело. Ср. Мф. 18:1520; 1Кор. 5:9-13; 2Фес. 3:14, 15.
3:1-11 В заключительной части послания Павел призывает Тита напоминать верующим, находящимся под его
попечением, об их обязанностях по отношению: 1) к неверующим правителям (ст. 1) и к человечеству в целом (ст. 2);
2) к их прежнему положению, когда они были неверующими, погибающими во грехе (ст. 3); 3) к милостивому спасению через Иисуса Христа (ст. 4-7); 4) к праведному свидетельству неспасенному миру (ст. 8) и 5) к противлению
лжеучителей и членов церкви, участвующих в расколе (ст.
9-11). Все вышеперечисленное имело огромное значение
для успеха благовестия.

быть готовыми на всякое доброе
дело, 2 никого не злословить, быть не
сварливыми, но тихими, и оказывать
всякую кротость ко всем человекам.
3
Ибо и cмы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были
рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были
гнусны, ненавидели друг друга. 4 Когда же явилась dблагодать и человеколюбие eСпасителя нашего, Бога, 5 Он
спас нас fне по делам праведности,
которые бы мы сотворили, а по Своей милости, g банею возрождения и
обновления Святым Духом, 6 hКоторого излил на нас обильно через
Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7
чтобы, оправдавшись Его благодаb

3:1 повиноваться Повиновение власти Писания требовало подчинения человеческим властям в качестве частного
христианского свидетельства (см. пояснения к Рим. 13:17; 1Пет. 2:12-17).
3:2 всем человекам Христиане должны служить примером благочестия и добродетелей в своих отношениях с
людьми и в первую очередь с неверующими. В данном контексте фраза означает человечество в целом (в частности
тех, кто встречается нам на пути), но не каждого живущего человека в отдельности. Это подтверждает, что словосочетание имеет то же значение, что и в 2:11.
3:3 мы Это не означает, что каждый верующий совершил все перечисленные здесь грехи. Скорее здесь имеется в виду то, что до спасения жизнь каждого человека была
наполнена грехами. Эта истина способствует выработке
терпимости и милосердия у верующих по отношению к тем,
кто не спасен, даже если бы они были аморальными и нечестивыми. Если бы не благодать Божия, то все нынешние
верующие тоже остались бы среди нечестивых. См. пояснение к 1Пет. 3:15; ср. 2Тим. 2:25. О других грехах см. Рим.
1:18-32; 1Кор. 6:9, 10; Гал. 5:19-21; Еф. 4:17-19.
3:4 явилась благодать Как и в 2:11, Павел говорит
здесь об Иисусе Христе, Который был воплощением благодати и человеколюбия, явившись в человеческом образе. Ср. Еф. 2:4-6.
3:5 не по делам Спасения не бывает по делам (см.
пояснения к Еф. 2:8, 9; ср. Рим. 3:19-28). по Своей милости Ср. Еф. 2:4; 1Тим. 1:13; 1Пет. 1:3; 2:10. банею возрождения См. пояснения к Иез. 36:25-29; Еф. 5:26; Иак. 1:18;
1Пет. 1:23. Спасение приносит чудесное очищение от греха
и дар новой, духовно возрожденной, духовно обогащенной,
духовно защищенной жизни как детей Божиих и как Его
наследников (ст. 7). Это новое рождение (ср. Ин. 3:5; 1Ин.
2:29; 3:9; 4:7; 5:1). обновления Святым Духом Ср. Рим. 8:2.
Дух Святой действует как «баня возрождения».
3:6 обильно Если верующие спасены, Дух Христов
благословляет их сверх всякой меры (ср. Деян. 2:38, 39;
1Кор. 12:7, 11, 13; Еф. 3:20; 5:18).
3:7 оправдавшись Главная истина спасения — оправдание только по вере. Если грешник кается и верует в Иисуса
Христа, Бог провозглашает его оправданным, наделяет его
праведностью Христа и дарует ему вечную жизнь посредством заместительной жертвы Христа за беззакония грешников. См. пояснения к Рим. 3:21-5:21; Гал. 3:6-22; Флп. 3:8,
9. наследниками Как приемные дети Бога через веру в

1889
тью, iмы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
8j
Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.
Óäàëåíèå îò ðàñïðåé
9
Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе kудаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
10
Еретика, после первого и второго
1
вразумления, lотвращайся, 11 зная, что
таковой развратился и грешит, будучи
самоосужден.

8 j 1Òèì. 1:15
9 k 1Òèì. 1:4;
2Òèì. 2:23
10 l Ìô. 18:17
1 ïðåäóïðåæäåíèÿ

12 m Äåÿí. 20:4;
Åô. 6:21; Êîë.
4:7; 2Òèì. 4:12
13 n Äåÿí. 18:24;
1Êîð. 16:12

Иисуса Христа верующие становятся «наследниками Божиими, сонаследниками же Христу» (Рим. 8:17; ср. 1Пет. 1:3, 4).
3:8 Слово… верно Общепринятое выражение в ранней
Церкви. В пасторских посланиях оно использовано 5 раз
(ср. 1Тим. 1:15; 3:1; 4:9; 2Тим. 2:11). полезно человекам
Т.е. ради евангелизации. Слово «человекам» (ср. ст. 2; 2:11)
опять употреблено в общем смысле, обозначая тех, кто
откликнулся на святое свидетельство Евангелия.
3:9 Глупых же состязаний Павел снова предупреждает о бессмысленности вступления в пустые дискуссии с
участием множества лжеучителей на Крите (см. 1:10, 14-16),
особенно же сторонников иудейских традиций, которые
утверждали, что христиане должны быть послушны «закону
Моисея». Подобный взгляд оспаривал доктрину оправдания исключительно по благодати через веру и, в отличие от
святого образа жизни, доброго и полезного, вел к «бесполезной и суетной» жизни. Библейский путь благовестия
лежит через провозглашение истины, а не через обсуждение ошибок.
3:10 отвращайся Любой человек в церкви, который
непокорен, своеволен, стремится к расколу, должен быть
отлучен. Допускаются два предупреждения в соответствии
с основным положением о церковной дисциплине, установленным Христом (см. пояснения к Мф. 18:15-17; ср. Рим.
16:17, 18; 2Фес. 3:14, 15).
3:11 самоосужден Собственным нечестивым поведением участники раскола выносят себе осуждение.

ТИТУ 3:15
Çàêëþ÷èòåëüíûå ñëîâà
12
Когда пришлю к тебе Артему или
m
Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести
зиму. 13 Зину законника и nАполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни
в чем не было недостатка. 14 Пусть и
наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым
нуждам, дабы не были бесплодны.
Ïðîùàíèå
15
Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас
в вере.
Благодать со всеми вами. Аминь.

3:12-14 Павел дает Титу специальные наставления.
3:12 Артему Об этом человеке известно только то, что
Павел явно доверял ему. Тихика Этот «возлюбленный
брат и верный служитель» (Кол. 4:7) сопровождал Павла
из Коринфа в Малую Азию (Деян. 20:4), доставил послание Апостола церкви в Колоссах (Кол. 4:7) и, возможно,
послание в Ефес (см. Еф. 6:21). в Никополь Название переводится как «город победы». Один из 9 различных городов, названных так из-за различных военных сражений,
выигранных вблизи или в самих городах. Никополь, упомянутый Павлом, вероятно, находился в южной Греции, на
западном побережье Ахайи. Подходящее место для того,
чтобы «провести зиму».
3:13 Зину Об этом верующем ничего не известно.
Вероятно, он был специалистом в библейских законах
или в римском праве. Аполлоса Уроженец Александрии, он был выдающимся учителем Писания. Обратился
ко Христу, зная учение Иоанна Крестителя (Деян. 18:2428). По-видимому, некоторые из его последователей
стали причиной раскола в коринфской церкви. (1Кор.
1:11, 12; 3:4).
3:14 добрых делах Опять подчеркивается значение
добрых дел для успешного свидетельства (ср. ст. 8; 1:13-16;
2:5, 8, 10, 12, 14).
3:15 все находящиеся со мною Ср. 1Кор. 16:20; 2Кор.
13:12; Флп. 4:22; ср. также Рим. 16:21-23; Кол. 4:10-14, где
находившиеся с Павлом названы по имени.