• Название:

    Спор о современной христианской музыке


  • Размер: 0.64 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: Споры о современной музыке
  • Автор: Vladimir

Предпросмотр документа

Споры о современной музыке
Стив Миллер

Оглавление:
Предисловие
Благодарности
Глава 1. Споры о христианской музыке
Часть первая. Современная христианская музыка под огнем критики
Глава 2. Угроза для здоровья
Глава 3. Моральное разложение
Глава 4. Обвинения в обмирщении
Глава 5. Красота и уродство. Предостережения членов церкви, не
принимающих современной музыки
Глава 6. Вредные ассоциации, сомнительное сходство, подозрительные
и опасные уклоны
Часть вторая. С библейской точки зрения
Глава 7. Библия о музыке
Глава 8. Библейские принципы для музыкантов и устроителей
христианских собраний
Часть третья. Что обнаружит путешествие вглубь истории
Глава 9. От ранних песнопений до песен эпохи Реформации
Глава 10. От псалмов до церковных гимнов
Глава 11. Чему нас может научить история?
Часть четвертая. Как обуздать современную музыку и использовать ее
энергию?
Глава 12. Нужна альтернатива
Глава 13. Как передать детям свои музыкальные взгляды и убеждения
Глава 14. Христианская альтернатива
Глава 15. Как привнести это в церковь?
Глава 16. Как привнести это в мир?
Приложение. Как четыре растущие церкви используют современную
музыку

Для меня все это началось в 1974 году, когда мой преподаватель, ведущий занятия
по изучению Библии, уговорил меня посетить концерт христианской музыки.
Ожидая увидеть что-то вроде церковного хора, я сам удивился своему волнению.
Вызвали его музыканты, использовавшие популярный стиль, чтобы передавать
духовную истину.
Музыка мне понравилась, я поклялся вместе со всеми Богу, когда зал пел с
музыкантами, мне захотелось любить Его превыше всего; и я принес домой
первый из множества современных христианских музыкальных альбомов, чтобы
пережить то же самое в одиночестве, у себя дома. И впрямь, записи на пластинках
и магнитофонных пленках так благотворно обновили мой ум, что христианские
группы «Песня любви» («Love Song»), «Истина» («Truth») и «Маранафа»
(«Maranatha») вскоре заменили «Лед Зеппелин» («Led Zeppelin»), «Рол-линг
Стоунз» («The Rolling Stones») и другие нехристианские группы, которым и дела
нет до моего духовного благополучия.
То были замечательные дни — дни свидетельства на улице, изучения Слова. Я
видел, как жизнь моих друзей изменялась силой Евангелия. Видел я и плоды —
некоторые друзья избирали миссионерское служение, а многие другие и сейчас
преданно служат местным церквям.
Возможно, отчасти именно по молодости лет позже я усомнился в музыке,
которая стала такой важной. Для этого движения, и потому присмотрелся к ней
поближе. Божьи люди, проповедники, которые старше и намного мудрее меня,
авторитетным тоном повторяли, что новая церковная музыка — волк в овечьей
шкуре, тонкая и коварная форма компромисса, придуманная врагом, чтобы
пропитать церковь духом обмирщения. К тому времени я был «овцой», но совсем
не хотел, чтобы меня обдуривали как барана. С компромиссом я не желал иметь
ничего общего.
По словам этих людей, психологические исследования доказали, что современные
стили музыки физически ослабляют человека и возбуждают в нем чувственность,
а ритмы ударных в примитивных культурах служат для поклонения демонам. Я
был потрясен. Неужели они правы, а я обманут? Я попросил Бога о даре
различения духов, но не получил никакого внутреннего предостережения. Кроме
того, я знал, что многие вполне искренние люди с точки зрения Библии
ошибались.
Я решил, что мне остается одно — с молитвой изучить обе стороны спорного
вопроса. Правда, у меня было мало источников. Авторам тех, что были мне
доступны, либо не удавалось рассмотреть и преодолеть главные возражения, либо
недоставало документальных обоснований. Поэтому, исчерпав современную
литературу, я стал разбираться сам. Я проследил историю наших церковных
гимнов, прочитал (что совсем нелегко) психологические исследования по этому
вопросу, которые сумел найти, встретился и побеседовал с теми, кто много лет
использовал современную христианскую музыку. Исследованиями я занялся не

для того, чтобы что-либо доказать или кого-либо поправить. Я просто хотел
узнать факты и принять те выводы, которые из них следуют, какими бы они ни
были. В конце концов, Христос — Господь музыки; и я решил так: если я
обнаружу, что Ему угоден только григорианский распев, я сожгу все остальное и
выработаю в себе соответствующий музыкальный вкус.
Поначалу я не собирался писать книгу, но, когда мое исследование подходило к
концу, годы церковного служения подтвердили, что не я один хочу прояснить и
разрешить этот спорный вопрос. Кого ни возьми — и родители, и воспитатели, и
церковные руководители, — все должны были искать свой путь в стране, где мало
указателей и много противоречащих друг другу карт. Вот я и представляю
собратьям по паломничеству результаты моих трудов в надежде на то, что, даже
если вы не согласны с моими выводами, вы поймете связанные с этим проблемы и
будете лучше оснащены, нанося на карту ваш собственный маршрут.
Чтобы извлечь наибольшую пользу из последующих страниц, рассмотрите и
обдумайте такие предложения.
Во-первых, стремитесь к объективности. Музыка и формы поклонения Богу тесно
связаны с эмоциями, их трудно поверять разумом. Поэтому дискуссии часто
порождают больше жара, чем света. Если вы обнаружите, что читаете, чтобы
пополнить свой арсенал и укрепить свое положение, а не для того, чтобы
смиренно искать лица Божьего, то, пожалуйста, закройте книгу и просто
помолитесь о непредвзятости и руководстве. Вот как молился я, когда занимался
изысканиями для этой книги: «Дорогой Господь, Ты знаешь, что я приступаю к
этому исследованию с предвзятыми идеями, с определенной позицией. Я
искренне придерживаюсь этой точки зрения, но я понимаю, как это ни горько, что
многие искренние люди искренне ошибались. Пожалуйста, даруй мне мудрость
свыше и безжалостную объективность, которая позволит мне расстаться с
дорогими мне убеждениями, если они противоречат Твоей вечной истине».
Во-вторых, приготовьте себя к столкновению мнений. Я очень серьезно отношусь
к возражениям и полагаю, что каждое из них заслуживает вдумчивого ответа. В
этой книге я стремился упорядочить многие проблемы и тщательно
документировал сведения, составляя библиографию письменных источников. В
части первой рассматриваются возражения против современной христианской
музыки. В части второй исследуется Писание, чтобы понять, как Бог смотрит на
музыку. В части третьей современная дискуссия оценивается с очень интересной
точки зрения — истории наших церковных гимнов. В части четвертой я оставляю
оборонительную позицию и настоятельно призываю использовать современную
христианскую музыку.
Благодарю вас за то, что вы серьезно относитесь к одной из самых насущных и
безотлагательных проблем, с которыми сталкивается сегодняшняя церковь, и
молюсь о том, чтобы эта книга способствовала исцелению разделенной церкви,
помогая ясно явить Христа заблудшему, погибающему, умирающему миру.

Благодарности

Когда я начинал это исследование, я совсем не знал, что отправляюсь в долгое
путешествие. Иногда путь вел меня через хорошо знакомую землю. Однако много
раз я оказывался в областях мне незнакомых или даже на путях, которые,
очевидно, не отмечены на карте. Там я не отваживался идти в одиночку и потому
искал проводников, которые в этих незнакомых мне краях чувствовали себя как
дома. На других этапах пути я нуждался в поддержке друзей и родных. Воистину,
«от высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость» (Притч.
13:10), и тем, кто помогал мне своими советами, я хочу выразить благодарность.
Я благодарен ученым и церковным руководителям, которые делали неоценимые
критические замечания: д-ру Дж. Робертсону Макуилкину, ректору
Колумбийского Библейского колледжа и семинарии (КБКС), за его способность
проникнуть в сущность богословских вопросов; Дж. Уильяму Саппли, бывшему
профессору музыки, и д-ру Дэвиду К. Остерлюнду, заведующему музыкальным
отделением КБКС, которые помогли мне понять то, что связано с музыкой и
миссионерским служением; д-ру Генри Вѐклеру, профессору психологии и
консультирования в Университете Свободы, за его помощь в понимании
вопросов, связанных с психологией; д-ру Карлу Уилсону, прочитавшему
исторические главы книги и высказавшему свои советы и предложения; Джошу
Макдауэллу и д-ру Биллу Джонсу, которые поддерживали меня, вполне принимая
более популярный музыкальный стиль; и преподобному Джиму Бѐржжесу за то,
что он подходил к этим проблемам как пастор и делился со мной своей точкой
зрения.
Я благодарен всей моей семье и друзьям, которые помогали мне разрешить
многие вопросы, поддерживали и подбадривали меня на моем пути: моей матери,
Анне Миллер, которая несколько раз прочитала рукопись от начала до конца,
находя опечатки, исправляя ошибки и внося предложения; моему отцу, Джо
Миллеру, за его мудрые советы; моей жене Лорине за ее особую помощь и
поддержку; моим братьям, Филиппу и Ричарду, и их женам, Мэрилин и Анжеле;
родителям Лорины, Говарду и Анни Лауре; Бетти Сью и Форнадии Кук; Бриану
Макинтошу, Джеффу Старку, Джейми Хэммоку, Майклу Бентли и Эрину
Баттерворту за помощь в исследовании, которую они оказывали мне несколько
раз; а также Хэрольду Бейкеру, Джону Джойсу, Кену Уолкеру, Тиму Гюнтеру,
Делэйне Дакворт, Джери Брунеру, Роде Баадж, Дэвиду и Джуди Хэдден за то, что
они прочитали книгу, и за их предложения.
Я благодарен моим собратьям по церковному служению, пастору Биллу Пристеру
и Скотту Дэвису, отвечающему за музыку в своей церкви, которые проявили
удивительную моральную силу, энергию и решительность, когда мы сталкивались
со спорными вопросами в повседневном служении. Я признателен всем моим
новым друзьям в издательстве «Тиндэйл Хаус» (Tyndale House), благодаря
которым работа над книгой стала для меня радостью.

Глава 1. Споры о христианской музыке
После нескольких лет изысканий и исследований я пришел к такому выводу:
современная христианская музыка стала в наше время актуальной и важной для
семей, церквей, проповедников Евангелия и в значительно большей (и притом

возрастающей) степени — для миссионеров, едущих в другие страны. Однако
нерешительность церкви, которая еще не раскрыла полностью потенциальные
возможности этого орудия, наглядно демонстрирует, что верующих неотступно
беспокоит множество вопросов, остающихся без ответа. Кроме того, между
христианскими лидерами продолжаются горячие споры.
Одни приветствуют современную христианскую музыку, считая, что это —
движение, вызванное действием Святого Духа; другие осуждают ее как
вопиющий компромисс с духом мира сего. Словом, она стала одной из самых
спорных проблем, с которыми сталкивается церковь в конце двадцатого столетия.
Играют ее много, на людей она действует, и очень важно, чтобы те, кто был
настроен против нее, когда она появилась, — скажем, смеялся над «Музыкой
Иисуса» в конце шестидесятых и начале семидесятых, считая ее преходящим
увлечением, — по-новому взглянули на музыку, которая стала главным
проводником усердной проповеди и евангельского ученичества. В христианских
книжных магазинах есть полный набор записей, от кассет для детей с
современными ритмами ударных до христианского рока «Петры» («Petra»),
«Дегармо и Ки» («DeGarmo and Кеу») и «софт-рока» (soft rock, мягкий рок) Сэнди
Пэтти (Sandi Patti). Христианское радио доносит свою музыку в автомобили и
дома. Кассеты с музыкальным сопровождением, молодежные мюзиклы и
музыкальные вечера выводят ее из сферы личного использования и вводят в
церковь.
Некоторые быстро растущие церкви, в частности — те, чья проповедь обращена к
людям, родившимся в первое десятилетие после Второй мировой войны,
используют современные сочинения для хора и специальные музыкальные
номера в стиле «поп-музыки», мало того — они ставят их в центр своего
поклонения Богу. Эксперты, изучающие рост церкви, отмечают связь между
стилем этого поклонения и темпами церковного роста. Джеймс Эмери Уайт,
ведущий консультант по вопросам проповеди и поклонения в Южной
Баптистской конвенции, замечает: «Возможно, одна из самых заметных и
характерных черт, присущих быстро растущим церквям, — их переход от
традиционных гимнов к современной музыке». Журналист Рассел Чандлер
(удостоенный премии за свои статьи) пишет, что новые стили поклонения
«глубоко сказываются на том, как именно многие церкви объединяют музыку и
поклонение Богу». Когда она только появилась, современную христианскую
музыку считали какой-то смелой крайностью, но позже многие уважаемые
христианские лидеры восприняли ее, стали использовать, и это привело к
замечательным достижениям.
У Чака Смита, пастора Церкви Голгофы в Коста-Месе, вводящего там новшества,
родилось «Движение Иисуса». Он говорит, что пять тысяч человек спасено
благодаря этому служению, церковным концертам. Джош Макдауэлл, который
благодаря своим книгам и многочисленным выступлениям стал в Америке одним
из ведущих защитников христианской веры, выступал вместе с современной
христианской рок-группой «Петра» (по-гречески — «камень», «скала»), и
зрительные залы в США были переполнены. Во время выступления они

обращаются к молодым людям и подросткам, призывая их принять непреходящее
откровение Еваннгелия и со всей решимостью последовать за Христом. Билли
Грэм позволил таким христианским поп-певцам, как Кении Маркс (Kenny Marks)
и Клифф Ричард (Cliff Richard), разделить с ним трибуну его «крестового
похода». Пока что не видно, чтобы это движение шло на убыль. Чандлер
предсказывает, что тенденция использовать современные формы при поклонении
Богу в местных церквях «проявится с наибольшей силой после 2001 года,
особенно когда всеобщее внимание привлекут новые сборники песнопений,
новые тексты песен и христианские исполнители».
Тем не менее, хотя эта тенденция — «величайшая революция в современной
церкви», человек, изучающий рост церкви, называет ее и «источником
величайшего спора». Оппоненты накапливают свидетельства, факты и
доказательства, чтобы показать: то, что на первый взгляд кажется полезным и
даже выглядит как орудие, посланное Богом, на самом деле — плохо
замаскированный замысел врага. Церковь принимает его и использует, но это
показывает только, что ей не хватает духовной прозорливости. Противники
современной музыки настаивают на том, что плоды, выращенные таким
способом, не сохранятся; в лучшем случае, в них заведутся черви. Компромисс
этот считается настолько серьезной опасностью и так широко распространен, что
один автор пишет: «По-моему, соединение рок-музыки и поклонения Богу —
недвусмысленный признак того, что церковь вступила в заключительную,
Лаодикийскую эпоху вероотступничества». Эти резкие слова показывают» как
накалились чувства у спорящих сторон.
Разграничения проведены и установлены, но ответ по-прежнему неясен. От
дьявола или от Бога эта музыка? Она источник смерти и разрушения, отрава или
дар Божий? Земная она или Божественная?
Мнений много, они разнообразны, их порождает не только неприступная
твердыня богословия, но и история церкви, психология, теория музыки, эстетика,
антропология, миссионерская стратегия. Человек, отвечающий за стратегию
миссионерства, должен определить, можно ли приспосабливаться к музыкальным
вкусам других культур. Что это с библейской точки зрения компромисс или
мудрость? Ректор колледжа или член попечительского совета должен решить:
обучать студентов современным формам поклонения Богу или не обучать? Члены
церковного совета должны все объяснить членам общины, чьи музыкальные
вкусы и убеждения совсем не одинаковы. Родители должны решить для себя,
можно ли, чтобы христианский рок заменил светский рок для их детей.
Исследования церковной музыки по своей природе связаны с разными отраслями
знаний (у многих пасторов нет музыкального образования, а многим музыкантам
не хватает образования богословского), борьба глубока, напряженна и серьезна, а
потому большинство христиан предпочло бы избежать конфликта, а не разрешать
спорные вопросы, убеждая друг друга в своей правоте. Такое стремление к миру
похвально и даже мудро, когда речь идет о менее важных проблемах (например,
надо ли нам поменять ковер в храме), но почти никто из нас не может позволить
себе такой роскоши в отношении современной музыки.

Дискуссия бушует на многих фронтах, и, кажется, нет нейтральной территории,
на которой можно найти безопасность.
Вот на какие вопросы должен ответить каждый из нас:
Доказали ли ученые, что рок-музыка причиняет вред и уму, и телу?
Использует ли современная музыка те же самые ритмы, которые
используют африканские племена, чтобы вызывать демонов?
Ведут ли современные музыкальные стили к моральному разложению?
Идем ли мы на компромисс, когда берем что-то из мира и используем для
Бога?
Что говорит Библия о музыке и стилях поклонения?
Что мы можем узнать из истории наших церковных гимнов?
Как говорить со своими детьми об их музыке?
Как использовать современную христианскую музыку, не отдаляя от себя
тех, кто возражает и протестует против нее?
Есть ли в миссионерском служении место для этой музыки?
Как растущие церкви используют современные формы поклонения Богу?
У многих людей свое мнение по этим вопросам, однако немногие пришли к нему
посредством искренней молитвы, изучения Библии и серьезных и глубоких
исследований. Эта книга написана для того, чтобы сделать прозрачными мутные
воды. Пусть читатель ясно увидит проблему и тогда уж сделает собственный
выбор. (См. Откр. 3:14-22).

Часть первая. СОВРЕМЕННАЯ
ХРИСТИАНСКАЯ МУЗЫКА ПОД
ОГНЕМ КРИТИКИ
Глава 2. Угроза для здоровья
Назначение психологии —
давать совершенно иное понятие о том,
что мы знаем лучше всего.
Поль Валерии.
Возможно, самая разрушительная атака на современную музыку было
предпринята из области психологии. Впервые я столкнулся с этими доводами на

семинаре, который посещал в юности. Преподаватель авторитетным тоном
утверждал, что ритмы ударных (beat) рок-музыки причиняют вред и уму, и телу,
подкрепляя слова результатами исследований нью-йоркского психиатра Джона
Даймонда. Эти