• Название:

    Сборник книг по технике сабли и палаша


  • Размер: 0.74 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: САБЛЯ И ПАЛАШ
  • Автор: Лебедев С. В.

Предпросмотр документа

САБЛЯ И ПАЛАШ

Европейские труды по фехтованию саблей и палашом

Содержание
Сабля и палаш

3

1.Оружие
2.Хват меча
3.Стойки (позиции)
4.Перемещения
5. Атака
6. Защита.
7. Специальные действия
8. Упражнения

3
3
3
4
4
4
6
6

Альфред Хаттон
Холодная сталь. Практический трактат о сабле.

16

1.Части сабли
2.Стойка
3.Мулине
4.Удары
5."Парад" или Защита.
6.Ответ (рипост). Простые атаки и защиты от них с одним рипостом.
7.Продвижение и дистанция
8.Управление
9.Финты
10. Комбинации рипостов

16
17
19
20
21
24
28
29
31
33

Сабля и палаш

1. Оружие
Авторы иллюстраций используют два вида оружия: кавалерийскую саблю и шотландский палаш. Учитывая,
что работа написана в 1799 году, можно предположить, что в качестве первого оружия выступает английская легкая
кавалерийская сабля образца 1796 года.

По оценке многих современных экспертов, этот клинок, возможно, самый лучший из всех, производившихся
серийно. Однако его недостатком считается форма, не позволяющая выполнять укол.
Он был разработан приверженцем рубящего оружия в кавалерии Le Marchant и имел широкий клинок с яв ным прогибом (почти 7,5 см от прямой); и одним широким, но неглубоким долом. Длина клинка 83 см (от рукояти
до острия по прямой) лезвие у острия шире, чем в месте соединения с рукоятью. Так как солдат учили рубить конце вой частью клинка, часто только последние 15-20 см лезвия подвергались полной заточке. Солдатская сабля весила
около 950 грамм. Офицерские образцы варьировали по массе и были легче солдатских.
Несмотря на очевидную непригодность сабли к уколу, были сделаны некоторые улучшения в этом направлении. Спинка клинка между окончанием дола и острием иногда стачивалась, чтобы увеличить проникающую способность клинка.
Другим оружием трактата является шотландский палаш. Предположительно, им вооружали только офицер ский и сержантский состав. Характерной чертой этого оружия является массивный эфес в виде корзинки.

Меч такого типа - тяжелое оружие весом 1,3-1,6 кг с длинным (80-85 см) прямым обоюдоострым клинком.
Клинок мог иметь полуторную заточку: одно лезвие затачивалось полностью, а второе ("ложное") - до половины
своей длины от кончика. Палаш имел ярко выраженное острие, приспособленное к уколу. Точка баланса располагалась на расстоянии 7-12 см ниже гарды. Центр перкуссии - в 25-30 см от кончика клинка.

2. Хват меча

Меч предлагается держать всей кистью плотно под гардой.
Четыре пальца обхватывают рукоять снизу, а большой палец - сверху.

3. Стойки (позиции) В трактате есть три основные позиции:

Первая - подготовительная и промежуточная между взятием защиты
контратакой
Ноги вместе, левая на полстопы впереди, носки врозь.

Вторая (средняя).
Боец стоит в правосторонней позиции (правая нога впереди).
Стопа правой ноги ориентирована по линии атаки. Стопа левой ноги развернута перпендикулярно положению правой ноги, пятка находится на одной линии с впередистоящей ногой.
Расстояние между ними - 50-70 см. Корпус развернут в пол-оборота влево.
Две трети веса находится на задней ноге.

Третья - положение выпада. Из второй позиции подайте корпус немного
вперед и сделайте большой шаг впередистоящей ногой (еще на 50 см). Движение дополняется толчком задней ногой, которая должна оставаться на
месте. В конечной позиции колено сзадистоящей ноги должно быть полностью выпрямлено, плечи развернуты, корпус держится прямо.

4.Перемещения
Техника палаша не отличается разнообразием перемещений. Среди них можно выделить приставные шаги
вперед и назад, а также подтягивание впередистоящей ноги к сзадистоящей. В данной технике есть два правила для
перемещений с мечом:
1. Атака всегда производится с выпадом;
2. Защита принимается либо в первой позиции, либо во второй с левой ногой впереди (левосторонняя позиция).

5. Атака
В альбоме встречаются 6 видов ударов сверху и два - снизу. Уколов нет.
Преобладающими являются вертикальный и диагональные удары по голове. Общее количество зон поражения достаточно велико. Удар наносится последней третью клинка.
Вот раскладка типов ударов и зон поражения.







Диагональные удары сверху:

Вертикальный удар:

в верхний уровень (голова, шея):
o в щеку
o в лицо
в средний уровень (торс, руки)
o в грудь,
o в руку снаружи,
в нижний уровень (ноги)
o в ногу,

Горизонтальные удары:




Восходящий удар:


o

6. Защита.

в ребра,
в живот,
в бок,

в запястье в бедро

в бедро.
В руководстве присутствуют следующие защиты:

Защита (Подвешенная защита)
Защита Св. Георгия
Внешняя защита (терция)
Внутренняя защита (кварта)
Внешний полукрюк (секунда)
Внутренний полукрюк (прима)
Полукруг (высокая октава)

Удар в голову

Защита (Подвешенная защита) - прикрывает большую часть тела

-

Защита Св. Георгия - защищает голову
Поднимите руку перед собой чуть выше верхушки головы. Локоть должен быть позади эфеса. Клинок направлен влево-вперед, острие слегка опущено.

Внешняя защита (терция) - закрывает лицо, правое плечо, руку (снаружи)
Сабля располагается на уровне груди, рука полусогнута. Пальцы смотрят вправо.
Острие меча направлено диагонально вверх, лезвие повернуто вправо от себя

Внутренняя защита (кварта) - защищает лицо, грудь и руку изнутри.
Сабля располагается на уровне груди, рука полусогнута. Пальцы смотрят влево.
Острие меча направлено диагонально вверх, лезвие повернуто от себя влево

Внешний полукрюк (секунда) - защита ребер
Сабля располагается в вытянутой руке. Эфес - на высоте плеча, острие смотрит вниз,
лезвие обращено вправо.

Внутренний полукрюк (прима) - защита живота
Сабля располагается в вытянутой руке. Эфес - на высоте плеча, острие смотрит вниз,
лезвие обращено влево.

Полукруг (высокая октава) - защищает запястье
Рука полусогнута, находится перед корпусом. Эфес - на высоте плеча, острие смотрит
вниз и назад-вправо, лезвие обращено к противнику. Кисть повернута ладонной стороной кверху.

7. Специальные действия
Авторам попались на глаза два специальных приема.
Первый - ускользание. Он заключается в убирании из-под удара передней ноги (и убирании ее за заднюю) с
контратакой в голову или руку. Применяется для всех ударов ниже талии.
На этом рисунке показан результат пренебрежения таким ценным приемом, как ускользание. По всей видимости, левый боец был обманут фин том в левую щеку и принял подвешенную защиту. При этом он не подтянул правую ногу к левой (как советует данное руководство). Этим
воспользовался боец справа и нанес восходящий удар по внешней стороне
правого бедра оппонента.

Здесь нам показывают преимущества ускользания. Вероятно, начало было
таким же, как и на предыдущем рисунке, только финтовал боец слева. Однако его противник применил ускользание (подтянул правую ногу к левой) и нанес контрудар слева по шее оппонента.

Следует отметить, что в упражнениях ускользание выполняется с взятием защиты Св. Георгия. Вероятно, это
действие преследует цель приучить ученика защищаться только уходом, а также предотвратить травматизм на занятиях при выполнении встречной атаки.
Второй спецприем - ложный удар (финт). Он представлен двумя разновидностями:



Наружный финт: выполняется отвлекающий удар слева (на внешнюю защиту оппонента), за которым следует атака запястья восходящим ударом.
Внутренний финт: выполняется отвлекающий удар справа (на внутреннюю защиту оппонента), с последующей атакой внешней поверхности вооруженной руки. Необходимо отметить, что все финты выполняются на
полушаге.

8. Упражнения
8.1. Одиночные упражнения Цель этой серии, состоящей из 16 движений - отработка основного арсенала
приемов фехтовальщика. Она включает атакующее действие и соответствующее ему защитное действие, и может
выполняться на месте или с продвижением.

И.П. в начале и конце
последовательности

Подвешенная
защита

Вертикальный удар в голову

Защита Св. Георгия

Удар в правую щеку

Наружная защита
(терция)

Удар в левую щеку

Внутренняя защита
(кварта)

Удар в правый бок

Внешний полукрюк

Удар в левый бок

Внутренний полукрюк

Удар в ногу

Ускользание

Удар по запястью

Защита полукругом

Раздел 1 - 4 движения

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в ногу

Ускользание

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Раздел 2 - 6 движений

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в ногу

Ускользание

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в ногу
Ускользание

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Раздел 3 - 7 движений

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в ногу

Ускользание

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в ногу
Ускользание

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар по ребрам

Наружный полукрюк

Раздел 4 - 6 движений

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в ногу

Ускользание

Ускользание

Удар в ногу

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Раздел 5 - 5 движений

Альтернатива защите против
удара в лицо - уклонение корпусом с отшагом

Внутренняя защита (кварта)

Удар в лицо

Удар в бедро

Ускользание

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Раздел 6 - 4 движения

Наружный финт

Наружная защита
(терция)

Удар по запястью

Защита полукругом

Внутренний финт

Внутренняя защита
(кварта)

Удар по ребрам

Наружный полукрюк

Раздел 7 - 12 движений

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в правую щеку

Наружная защита (терция)

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Внутренняя защита (кварта)

Удар в лицо

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар по ребрам

Наружный полукрюк

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Наружный полукрюк

Удар по ребрам

Раздел 8 - 5 движений

Внутренний финт

Внутренняя защита
(кварта)

Удар по руке снаружи

Наружная защита
(терция)

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Раздел 9 - 7 движений

Внутренний финт

Внутренняя защита
(кварта)

Удар по руке снаружи

Наружная защита
(терция)

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар по запястью

Защита полукругом

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Раздел 10 - 10 движений

Удар в голову

Защита Св. Георгия

Внутренняя защита (кварта)

Удар в лицо
(левую щеку)

Удар по руке снаружи

Наружная защита

Внутренний полукрюк

Удар в живот

Удар в грудь

Внутренняя защита
(кварта)

Защита Св. Георгия

Удар в голову

Удар в лицо

Внутренняя защита
(кварта)

Наружная защита
(терция)

Удар по руке снаружи

Удар в живот

Внутренний полукрюк

Внутренняя защита
(кварта)

Удар в грудь

Альфред Хаттон
Холодная сталь. Практический трактат о сабле.
1.Части сабли
Сабля состоит из двух основных частей - клинка и эфеса.
Клинок разделен на три части:




хвостовик - узкий кусок мягкого металла, на который насаживается эфес
forte - ближайшая к эфесу половина клинка, которой парируются все удары и уколы
foible - ближайшая к острию половина клинка, которой выполняются все атаки.

Далее мы должны сказать о лезвии, спинке и "ложном" лезвии - заточенной части спинки от острия до нача ла дола (около 20 см), использование которой сегодня находит слабое понимание в Англии, даже самими мастерами,
в то время как итальянские мастера понимают его очень хорошо и искусно им пользуются. В период ренессанса,
когда фехтование в европейских странах, можно сказать, достигло своего расцвета, вся спинка рапиры, модного то гда оружия, называлась "falso" и использовалась как для защиты, так и для рубки наравне с "правильным" лезвием.
Эфес состоит из:





щитка, который защищает кисть,
рукояти, которую обхватывают пальцы,
навершия - куска стали на конце рукояти, достаточных размера и веса, чтобы сбалансировать клинок.
Как держать саблю

Пальцы должны легко, но крепко, обхватывать рукоять. При этом большой палец вытянут вдоль спинки рукояти, а центральные костяшки пальцев находятся на одной линии с лезвием. Иногда большой палец может быть
подтянут, чтобы помочь кисти, и расположен вокруг рукояти, как и другие пальцы.

2.Стойка
Стойка - это то положение тела и оружия, которое наиболее удобно для защиты, и больше всего готово для
атаки. Важно не смешивать это понятие, как это часто делается, с "парадом" или "парированием", которое является
явным защитным движением с целью остановки удара или укола.
Все мастера фехтования, как мне кажется, согласны с тем, что для начинающего крайне полезно изучить
рапиру прежде, чем начинать работать с саблей. Об этом же свидетельствует и мой личный опыт.
Лоннерган, один из наиболее достоверных и полных авторов "периода палаша", замечает в своей работе 1771
года "Наставление фехтовальщику":
Человек, получивший сначала хорошую подготовку с малым мечом, будет настолько посвящен в
тонкости отрыва от противника, что он сохранит эту способность и дальше; и таким образом, поначалу будет чаще ловить раскрытия от широких высвобождений в фехтовании палашом, чем даже его
учитель, если он несведущ в малом мече. Если первым изучается палаш, запястье будет в опасности,
будучи неспособным должным образом вести в упражнении с малым мечом в дальнейшем.
Поэтому я буду считать, что ученик настолько искушен в уроках с рапирой, что понимает правильные пози ции стойки и выпада, а также защиты, используемые в фехтовании на рапирах, которые я в той или иной степени и
использую, в моей настоящей системе. Эти защиты можно перечислить: кварта, терция, септима, секунда, прима,
секста и октава. Две последние защиты мало используются в сабельной практике.
Первая позиция - прежде, чем стать "в стойку".
Саблю надо держать, как сказано выше. Тело и ноги должны находиться в той же позиции, что и в рапирной
практике.
Мастера прошлого, как
Левая рука должна быть сжата и закрыта на левое бедро. Воправило,
оруженная рука опущена, лезвие вправо, острие направлено
обучали
вперед по диагонали к земле. Пальцы книзу, т.е. в позиции,
четырем
называемой "pronation".
обязательным стойкам,
хотя
одна
или
две другие
также могли присутствовать в их работах. Эти стойки: Внутренняя, Наружная, Средняя и Подвешенная. Положение
ног в стойке должно соответствовать позиции "стойки" в рапирном фехтовании.

Внутренняя стойка является разновидностью Кварты.

Наружняя стойка - разновидность Терции.

Средняя - ни Кварта, ни Терция, но, как подразумевается из названия, нечто среднее между двумя. Лезвие наклонено книзу, острие напротив лица
оппонента.

Подвешенная стойка является вытянутой "Примой". Она образуется опусканием острия на уровень бедра оппонента, кисть поднята на высоту головы, лезвие направлено вверх - т.е. вы как бы выглядываете из-под прикрытия клинка. Эта стойка полезна, главным образом, как убежище, в котором можно скрыться после выполнения атаки. И ее всегда надо использовать, вне зависимости от успешности атаки, т.к. некоторые фехтовальщики, в силу ли своей нервозности, или со злым умыслом, постоянно атакуют снова, вместо признания, что они получили явный и законный удар.
Из этих стоек Терция и, особенно, Средняя стойка, которая ни что иное как "Guardia Mista" Алфьери (1640),
являются самыми лучшими для комбинированных целей защиты и атаки, так как в этих позициях рука меньше всего
устает. На Средней стойке я, следуя совету старого Алфьери, основываю все мои последующие уроки.
Высокая Секунда, или, как некоторые называют ее, "низкая подвешенная стойка", очень популярна сейчас,
особенно в военной гимназии. Это не современное изобретение, я нашел упоминание о ней в "Fechtkunst" Иоганна
Андреа Шмидта (1713), а также в работе Жирарда (1736) и Анжело (1763). Эти авторы изображают малый меч,
успешно противостоящий этой защите. А так как работы этих авторов были посвящены главным образом этому оружию, они, естественно, показали неудачного espadonneur в худшей позиции, в которую они могли его поместить.
Эта защита была очевидно неприменима для бойца с палашом. Она также невыгодна, как и Подвешенная Стойка.
Это связано с излишней утомляемостью руки. Рука поднята на уровень плеча и удерживается дельтовидной мыш цей, которая не является сильной в состоянии постоянного напряжения.
Еще есть одна стойка, разновидност