• Название:

    Жизнь исходит из жизни (часть 01)

  • Размер: 0.59 Мб
  • Формат: PDF
  • Автор: Kris.h.Nive

Life Comes From Life/ Beyond Birth and Death (Russian)
на английском языке
BBL P.O. Box 324,
Borehamwood,
Herts.,WD6 1NB, (UK)

Жизнь происходит из жизни.
© 1991 THE
BHAKTIVEDANTA BOOK
TRUST ISBN 5-86175-004-1

1

Предисловие
Для людей, привыкших думать, что все,
что говорят современные ученые, —
проверенная и доказанная истина, эта книга
будет большой неожиданностью. «Жизнь
происходит из жизни» представляет собой
серию диалогов, где в импровизированной
манере подвергаются критическому разбору
некоторые из широко распространенных
теорий,
предубеждений
и
методов
современной науки. В этих диалогах один из
величайших философов и ученых нашего
времени Его Божественная Милость А.Ч.
Бхактиведанта Свами Прабхупада обнажает
скрытые и ни на чем не основанные
допущения, которые лежат в основе
популярных в наше время представлений о
происхождении и смысле жизни.
Эта книга составлена из записей бесед,
которые Шрйла Прабхупада вел во время
утренних прогулок с некоторыми из своих
учеников в 1973 году в окрестностях ЛосАнджелеса. Вопросы, связанные с наукой, во
время этих прогулок Шрйла Прабхупада
обсуждал, как правило, с одним из своих
учеников, доктором Тудамом Сингхом.
Химик-органик по профессии, д-р Сингх в
настоящее время руководит Институтом
Бхактиведан-ты — международным центром
углубленных
исследований
в
области
естественных наук, философии и теологии.
В каком бы уголке земного шара ни
оказывался Шрйла Прабхупада, каждый день
рано утром, когда в воздухе разлиты прохлада
и тишина, закутавшись в теплый чадар, он
уходил на продолжительную прогулку,
разделяя эти интимные моменты своей жизни с
небольшой
группой
учеников
и
последователей. Иногда в эти утренние часы он
молча любовался окружающей природой и
почти не разговаривал с ними. Но бывали дни,
когда он говорил много и увлеченно, на самые
разные темы.
В
этих беседах
он
демонстрировал, что философский анализ вовсе не обязательно должен быть скучным и
заумным, что он может быть острым, как
скальпель, позволяя проникать в глубь
любой сферы жизни. Сочетание глубокого ума,
духовной
проницательности
и
необыкновенного
остроумия,
присущих
Шрйле Прабхупаде, делало его анализ ярким и

беспощадным, обнажая то, что обычно
скрыто от глаз поверхностного наблюдателя.
Беседуя со своими учениками, он то бросал им
вызов, то поощрял их, поражал своей
эрудицией и учил их, заботливо ведя к более
глубокому пониманию действительности.
Шрйла Прабхупада (1896-1977) известен во
всем мире как писатель, ученый и духовный
наставник, а также как посланец великой
Ведической культуры , впервые открывший ее
для многих людей Запада. В книге «Жизнь
происходит из жизни» Шрйла Прабхупада
выступает в роли философа и общественного
критика. С философской строгостью и
обезоружи-вающей
откровенностью
он
обнажает не только методологическое
несовершенство современной науки и ее
тщательно маски-руемую предвзятость, но и
непроверенные (и не поддающиеся проверке)
произвольные допущения, которые ученые
выдают доверчивой публике за строго
доказанные факты. Так Шрйла Прабхупада
развеивает туман материалистических и
нигилистических мифов, который под видом
науки застилает глаза современным людям.

2

Введение

«Очерки о Земле» пишет: «Так же как раньше
невозможно было усомниться в авторитете
религии, не рискуя быть проклятым, сегодня
невозможно поставить под сомнение авторитет науки, не рискуя прослыть невеждой
или безумцем».

Наука: истина и вымысел
Откуда вы знаете, что непрерывный
прогресс науки не вынудит ученых
считать, что... вечна не материя, а
жизнь? ...Кто знает, может быть, через
10 000 лет человек склонится к тому
мнению, что материя скорее всего
произошла из жизни.
Луи Пастер

Были времена (как в сказке), когда
большинство из нас верило, что продукты,
которыми мы питаемся, в основном доброкачественные, полезные и не содержат
опасных химикатов, когда мы доверяли
рекламе и надписям на упаковке продуктов,
превозносящим их замечательные качества.
Были времена, когда мы верили в честность
людей, возглавляющих государство —
высокопоставленных
государственных
деятелей и местных чиновников. Были
времена, когда мы считали, что наши дети
получают
хорошее
образование
в
государственных школах. Были времена,
когда мы верили и в то, что атомная энергия
будет «использована в мирных целях» и не
принесет никакого вреда счастливому и
здоровому обществу.
Однако не так давно наши иллюзии
рассеялись. То и дело нам приходится
слышать, как пищевые концерны обманывают
покупателей, как заводы и атомные
электростанции
сливают
в
реки
радиоактивные отходы, а продажность
политических лидеров уже вошла в поговорку.
Все это не оставило и следа от нашей прежней
наивности. Теперь ни для кого не секрет, что с
помощью средств массовой информации
можно с невиданным доселе мастерством
создать завесу обмана и иллюзии, так что
никто не сможет отличить истину от лжи,
реальность от подделки.
Ученые дольше всего умудрялись
сохранять безупречную репутацию рыцарей
истины, затворившись в своих недоступных
для простых смертных башнях из слоновой
кости. Из всех прочих сфер деятельности
человека науке отводилось почетное место
заповедной земли, на которой пересекаются
пути искателей истины и ее
распространителей. Ошеломляющий технический прогресс и достижения современной
науки окружили ее ореолом непогрешимости.
Уильям Ирвинг Томпсон в своей книге

Однако на самом деле ученые, занявшие все
ключевые посты в системе образования, в
промышленности и правительстве, давно уже
известны своим умением сочетать научные
исследования с личными убеждениями,
пристрастиями и амбициями, подгоняя под них
полученные результаты.
Когда это происходит, поиск истины
подменяется
псевдонаукой
со
всеми
вытекающими
отсюда
последствиями:
искажениями фактов, фабрикациями и
подтасовками.
К
сожалению,
этот
антинаучный метод применяется и в одной из
самых фундаментальных областей научного
поиска — исследовании природы и
происхождения жизни. Однако это не мешает
людям
слепо
принимать
на
веру
непроверенные и неподтвержденные гипотезы
ученых о происхождении жизни.
Некоторые
ученые
пропагандируют
представления о том, что человек является
лишь скоплением лишенных сознания
молекул, однако не в состоянии объяснить
каким образом обыкновенные молекулы
могут испытывать радость от встречи с
любимыми людьми и горе от расставания с
ними.
На
недавней
выставке
в
Музее
естественной истории в Лос-Анджелесе
демонстрировалась
витрина,
целиком
уставленная ампулами и пробирками. В
каждой из них было по одному химическому
веществу, найденному в теле человека. В
пояснении говорилось, что, несмотря на тот
факт, что все эти вещества действительно
содержатся
в
человеческом
теле
и
представлены в соответствующих количествах
и пропорциях, их нельзя считать живыми, и
нет такого научного метода, с помощью которого их можно было бы оживить.
Майкл Полиани, автор «Атомных
реакций», пишет:
«Современная биология основана на
предположении, что феномен жизни
можно целиком объяснить с помощью
химии и физики; а физика и химия в
конечном счете могут быть сведены к
описанию
сил,
обеспечивающих
взаимодействие
между
атомными
частицами... Вот в чем кроется причина
наших ущербных представлений о
человеке, низ водящих его до уровня
либо бесчувственного автомата, либо
клубка слепых страстей. В этом
причина того, что наука так легко

3

превращается в послушный инструмент
в руках тоталитаризма, и стала
неисчерпаемым источником опасных
заблуждений».

Сегодня многие ученые пропагандируют
теорию, согласно которой жизнь произошла из
материи. Научно-популярные книги и
учебники утверждают, что жизнь возникла из
химических соединений, входивших в состав
«первичного бульона»: аминокислот, белков и
других необходимых веществ. Однако наука не
может доказать эту гипотезу ни экспериментально, ни теоретически. Фактически, вся
теория зиждется исключительно на слепой
вере ученых, которую не могут поколебать
никакие научные аргументы. Физик Хьюберт
Йоки с помощью своей теории информации
доказал, что даже одиночная молекула белка
цитохрома (не говоря уже о сложных
организмах) не могла возникнуть случайно за
все время, которое, по оценкам ученых,
существует Земля. Он пишет: «Необходимо
заключить, что, вопреки всем принятым и
существующим на сегодняшний день теориям,
сценарий, который описывал бы зарождение
жизни на Земле как результат случайности и
основывался бы при этом на фактах, а не
просто на вере, еще не написан».

сама по себе, без помощи жизненной силы, то
есть духа не способна произвести жизнь в
любой форме. Мы на деемся, что эта книга
заставит ученых задуматься и побудит их
посвятить себя иному, более честному и
страстному поиску истины, чтобы их разум,
средства и труд принесли истинное благо миру.
Тудам Дамодара Сингх

Сходным образом, некоторые ученые
поддерживают широко распространенное
мнение о том, что солнце, звезды, планеты,
галактики и сознательная жизнь неожиданно
возникли в результате «большого взрыва». Д-р
Эдвин Годвин, биолог из Принстонского
университета, сравнивает вероятность возникновения такой планеты, как наша, в результате
большого взрыва с вероятностью возникновения полного словаря английского языка в
результате взрыва типографии.
Известный биолог У. Г. Торп пишет:
«Нельзя исключить возможности того,
что проблема происхождения жизни (так
же как и проблема происхождения
вселенной) станет камнем преткновения
для науки, преградой, о которую будут
разбиваться все наши попытки свести
биологию к физике и химии». Эйнштейн
отмечает:
«Всякий,
кто
серьезно
занимается наукой, убеждается в том, что
законы вселенной несут на себе отпечаток
высшего разума — разума, настолько
превосходящего человеческий, что мы, с
нашими скромными
возможностями,
должны благоговейно склониться перед
ним».

«Жизнь происходит из жизни» с помощью
простой логики показывает, что жизнь нельзя
свести к атомам и молекулам и материя —

4

Первая
утренняя прогулка
Записано 18 апреля 1973 года
в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.
Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор
Тудам Дамодар Сингх, Карандхара дас
адхикарп, Брахмананда Свамп и другие
ученики.

Жизнь на других планетах
Шрйла Прабхупада: Даже на Солнце и
Луне есть живые существа. Каково на этот счет
мнение ученых?
Д-р Сингх: Они говорят, что жизни там
нет. Шрйла Прабхупада: Ерунда. Там есть
жизнь. Д-р Сингх: Они говорят, что на Луне
нет жизни, потому что не обнаружили ее там.
Шрйла Прабхупада: Почему они верят в
это? Планета Луна покрыта пылью, но даже в
этой пыли могут обитать живые существа.
Любая атмосфера пригодна для жизни. Любая.
Поэтому в Ведах1 живых существ называют
сарва-гатах, что означает «существующие в
любых условиях». Живое существо нематериально. Несмотря на то что оно
заключено в материальное тело, оно
нематериально. Но когда мы говорим о разных
атмосферах, то имеем в виду разные
материальные условия.
Карандхара: Они говорят, что атмосфера
Луны непригодна для жизни, но единственное,
что они вправе утверждать, это то, что она
непригодна для той формы жизни, которая нам
известна. Шрйла Прабхупада: В Ведах
говорится, что живое существо не зависит от
материальных явлений. Его нельзя сжечь,
разрезать, иссушить или намочить. Этот вопрос
обсуждается в «Бхагавадгйте»2.
Д-р Сингх: Ученые считают, что их
знания о жизни на нашей планете должны
быть приложимы и к жизни на других планетах. Шрйла Прабхупада: Да. Они думают в
первую очередь о самих себе. Они мыслят
очень узко, исходя из условий, в которых
находятся сами. Мы называем это
«философией доктора Лягушки». (Смех.)
В одном колодце жила лягушка. Услыхав
однажды от приятеля о существовании
Атлантического океана, она спросила:
--- А что такое Атлантический океан?
--- Это огромный водоем, — ответил он.
--- Огромный? Неужели в два раза больше
моего колодца?

--- О нет. Гораздо больше, — ответил
приятель.
--- Во сколько раз больше? В десять?
Так лягушка продолжала свои вычисления.
Но можно ли надеяться понять, насколько
огромен великий океан, если делать это
подобным образом? Наши возможности,
опыт
и
мыслительные
способности
ограничены. Все рассуждения ученых в
конечном счете не приводят ни к чему, кроме
лягушачьей философии.
Карандхара: Они очень дорожат так
называемой «научной добросовестностью»,
которая подразумевает то, что они могут
опираться только на свой непосредственный
опыт. Шрила Прабхупада: Вы можете
говорить о своем опыте, а я о своем. Но чего
ради я должен считаться с вашим опы гом?
Если вы глупец, то что же, и я должен, повашему, превращаться в глупца? Может быть,
вы и лягушка, но что, если я -— кит? Чего ради
я должен мерить все масштабами вашего
колодца? У вас есть свой метод научного
познания, а у меня свой. Д-р Сингх: Не
обнаружив воды на поверхности Луны,
ученые сделали вывод, что там не может быть
жизни. Шрила Прабхупада: Они не видели
всей поверхности Луны. Предположим, сюда
прилетит кто-нибудь с другой планеты,
приземлится в Аравийской пустыне и
вернется назад. Сможет ли он составить
полное представление о природе всей Земли?
Его знания будут неполными.
Карандхара: У них есть прибор, который
может обнаруживать воду. Они говорят, что
запускали его на орбиту Луны и пришли к
выводу, что там нет воды, а, следовательно,
не может быть и жизни.
Шрила
Прабхупада:
Даже
если
действительно там, как на Солнце, нет воды,
все равно там есть живые существа. Как
растет кактус в пустыне, казалось бы,
совершенно без воды? Карандхара: Он
получает
ее
из
атмосферы.
Шрила
Прабхупада: Да., Потому что в атмосфере есть
все необ-ходимые для поддержания жизни
элементы: земля, вода, огонь, воздух и эфир.
Эти элементы присутствуют в любом материальном объекте. Например, в моем теле есть
вода, хотя вы ее и не видите. Откуда исходит
это тепло? Вы не видите огня. Разве можете вы
видеть, как огонь горит в моем теле? Тогда
откуда же берется тепло? Как на это ответить?

Вселенная в атоме
Шрила Прабхупада: Материя — это
сочетание пяти грубых элементов — земли,
воды, огня, воздуха и эфира — и трех тонких:
ума, интеллекта и ложного эго.
Карандхара: Согласно ведической науке,
материальная энергия начинается с ложного

5

эго, которое затем преобразуется в интеллект,
потом в ум, а следом за этим в грубые
элементы: эфир, воздух, огонь и так далее.
Получается, что вся материя состоит из одних
и тех же первоэлементов. Правильно? Шрила
Прабхупада: Да. Возникновение материальной
вселенной подобно тому, как из крохотного
семени вырастает огромное дерево баньян3.
Никто не способен увидеть дерево в этом
семечке, но в нем есть все необходимые для
развития дерева элементы, включая разум.
Фактически, тело каждого — подобие
вселенной. Ваше тело и мое тело — это разные
вселенные, маленькие вселенные. Поэтому в
наших телах, как и во вселенной, представлены
все восемь материальных элементов. По
аналогии с этим, тело насекомого — тоже
вселенная. Карандхара: А атом?
Шрйла Прабхупада: К нему применима та
же формула: в атоме тоже присутствуют все те
же компоненты. Анор анпйан ма-хато
махпйан [Катха-упанишад, 1.2.20]. Это значит,
что, независимо от размеров материального
объекта он состоит из одних и тех же
первоэлементов. Это справедливо повсюду в
материальном мире. Точно так же, как
наручные женские часы
имеют
все
необходимое для нормальной работы, так и
муравью дан соответствующий мозг, для того
чтобы он мог прекрасно справляться со
своими проблемами. Как такое возможно?
Для того, чтобы как следует ответить на этот
вопрос, необходимо скрупулезно исследовать
ткань муравьиного мозга. Но вы не сможете
этого сделать. Более того, есть бесчисленное
множество насекомых меньше муравья. Таким
образом, должен существовать некий механизм,
осуществляющий
эту
разнообразную
деятельность, но ученые не могут его
обнаружить

Относительность и знание
Шрила Прабхупада: Все живые существа
наделены
разумом,
необходимым
для
осуществления четырех основных форм деятельности: питания, сна, совокупления и
самозащиты. Эти четыре принципа присущи
даже атому. Человека отличает от всех
остальных только наличие дополнительного
интеллекта, с помощью которого он может
познать Бога. Это единственное отличие.
Ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча саманйам
этат па-шубхир наранам [Хитопадеша]. Еду,
сон, половую жизнь и самозащиту можно

видеть повсюду. Вы видели, как растут деревья. На суку кора не растет прямо; она
растет вокруг него. (1Йрпла Прабхупада
делает жест, показывая, как кора растет
вокруг сука, а не на нем.) Дерево сознает:
«Если расти в этом направлении, я
натолкнусь на препятствие, так что я выберу
другой путь». Но где у дерева глаза? Как оно
может видеть? Оно обладает разумом. Этот
разум, возможно, развит не до такой степени,
как у вас, но тем не менее это разум. У ребенка тоже есть разум, хотя и не такой
развитый, как у его отца. В свое время
ребенок получит тело взрослого, и тогда его
интеллект полностью разовьется и проявится.
Д-р Сингх: В таком случае разум —
понятие относительное. Шрила Прабхупада:
Да. Все относительно. У вас свое тело, своя
продолжительность жизни, а у муравья —
своя. И мы, и муравей живем сто лет, но
продолжительность этих «ста лет» зависит от
нашего тела. Даже Брахма, живое существо,
наделенное самой долгой жизнью в этой
вселенной, и тот живет сто лет. Нам может
показаться, что муравей живет всего несколько
дней. Аналогичным образом, на других
планетах, где атмосфера отлична от земной,
существуют формы жизни, приспособленные
к условиям на этих планетах. Но ученые
пытаются на все смотреть с точки зрения
относительных условий Земли. Это
абсурд. Почему они так поступают? Если все
космическое проявление подчиняется закону
относительности, то как ученые могут
утверждать, что условия на нашей планете
должны соответствовать условиям жизни на
других планетах?
Веды учат, что на любое знание нужно
всегда смотреть с точки зрения деша-калапатры. Деьиа значит «обстоятельства», кала
— «время», а патра — «объект». К каждому
явлению нужно подходить, учитывая эти три
момента. Например, рыба
прекрасно
чувствует себя в воде, а мы на берегу моря
дрожим. Причина этого в том, что наши
деьиа-кала-патра различны. Но если мы
решим, что чайки тоже будут дрожать в
воде, это будет вздор; их деша-кала-патра
опять-таки отличны. В материальном
космическом творении 8 400 000 различных
видов живых существ, и каждый из них
должен
приспосабливаться
к
обстоятельствам по-своему. Даже на этой
планете вы не будете чувствовать себя в
своей тарелке, скажем, на Аляске, хотя
Аляска — это часть Америки. Точно так же
живые существа, наслаждающиеся жизнью на
Аляске, не переселяются сюда.
Карандхара: Стало быть, относительность
зависит от занимаемого нами конкретного
положения.
Шрила Прабхупада: Да. Поэтому и
говорится: то, что является пищей для одного,
— яд для другого.

6

Брахмананда: Оттого что ученые не
смогут выжить на Луне сами, они думают, что
там не сможет жить никто.

Вторая
День, который длится
8 600 000 000 лет
Д-р Сингх: Беда в том, что практически
каждый в этом мире смотрит на все, исходя из
обстоятельств, в которых находится сам, а это
абсурд.
Ученик: Человек, никогда не покидавший
своей деревни, думает, что мир кончается за ее
пределами.
Шрила Прабхупада: Да. Лягушка ко всему
подходит с мерками своего колодца. Океан
велик, но она измеряет его величие своим
аршином. Бог тоже велик, но мы пытаемся
соотнести
Его
величие
с
нашим,
относительным величием. Есть насекомые,
которые рождаются ночью, вырастают,
производят потомство и умирают до
наступления рассвета. Они никогда не видят
утра. Поэтому, если они решат, что утра нет
вообще, это будет вздором. Так и мы, узнав из
шастр [богооткровенных писаний], что
продолжительность
жизни
Брахмы
исчисляется миллионами наших лет, не верим
этому. Мы говорим: «Как это возможно?» Но в
«Бхагавад-гйте» [8.17] говорится: сахасра-йуга-парйантам ахар йад брахмано видух —
«Четыре миллиарда триста миллионов лет
равны двенадцати часам Брахмы». Даже
выдающийся индийский политический деятель,
великий знаток «Гиты», не мог согласиться с
этим. Он сказал, что это выдумка. Каков
негодяй! И тем не менее его принимают за
серьезного ученого. Вот в чем проблема.
Негодяев и глупцов принимают за ученых,
исследователей и философов, и потому весь
мир идет в неверном направлении.

Утренняя прогулка
Записано 19 апреля 1973 года
в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес
Шрилу Прабхупаду сопровождают д-р
Сингх, Брахмананда Свамп, Карандхара дас
адхикарп и другиеученики.

Отживший дарвинизм
Шрила Прабхупада: Материальный мир
представляет собой сочетание трех качеств —
саттвы, раджаса и тамаса (благости, страсти
и невежества), — которые проявляются
повсюду. Эти качества в разных соотношениях
есть во всех формах жизни. Например, одни
деревья приносят замечательные плоды, тогда
как другие годятся только на дрова. Это
результат того, что они связаны с разными
качествами природы. Животным также
присущи эти три качества. Корова находится
под влиянием гуны благости, лев — страсти, а
обезьяна — невежества.

Различие
между живым и неживым
(Шрйла Прабхупада указывает своей
тростью на дерево.) Шрйла Прабхупада:
Раньше на этом дереве росли листья и побеги.
Теперь они не растут. Как это объясняют
ученые? Карандхара: Они сказали бы, что
изменилась химическая структура дерева.
Шрйла Прабхупада: Чтобы доказать эту
теорию, они должны суметь ввести
недостающие химические вещества, чтобы
ветви и листья снова стали расти. Научный
метод включает в себя наблюдение,
выдвижение гипотезы и затем практическую
демонстрацию. Тогда он безупречен. Но на
самом деле ученые не могут продемонстрировать в своих лабораториях, что жизнь
возникает из материи. Они ограничиваются
тем, что наблюдают, а потом болтают вздор.
Они похожи на детей. В детстве, глядя на
ящик граммофона, я думал, что внутри сидит
человечек и поет. Или электрический
вентилятор. Я думал, что в нем должен
находиться какой-то дух. (Смех.)
Д-р Сингх: Один из вопросов, обычно
возникающих при изучении биологии: «В чем

7

разница между живым организмом и неживым?» В учебниках говорится, что главное
различие между ними в том, что живое
существо может двигаться и производить
потомство, а для мертвой материи невозможно
ни то, ни другое. Но в этих книгах ничего не
говорится о природе души или сознания
живого существа.
HI рила Прабхупада: Но сознание —
главный признак присутствия жизни. Живое
существо может двигаться и производить
потомство, только обладая сознанием.
Человек думает о женитьбе и детях, потому
что обладает сознанием. Изначальное
сознание описано в Ведах: тад аикшата баху
сйам [Чхандо-гйа-упанишад, 6.2.3]. Это
означает, что Бог, первое существо,
обладающее сознанием, сказал: «Я стану
многим». Не обладая сознанием, нельзя
создавать побочные продукты.

Индивидуальная
жизненная сила
Шрила Прабхупада: Садовники поливают
зеленые деревья; почему бы им не полить это
мертвое дерево, чтобы оно зазеленело?
Д-р Сингх: Они по опыту знают, что оно
не будет расти. Шрила Прабхупада: Тогда
какого элемента недостает? Ученые говорят,
что причина жизни — химические вещества,
но все химические вещества, которые были в
живом дереве, сохранились в нем до сих пор.
И они поддерживают жизнь множества
живых существ — микробов, насекомых. Так
что они не могут сказать, что в теле этого
дерева нет жизненной энергии. Она есть.
Д-р Сингх: Но что можно сказать о
жизненной энергии самого дерева?
Шрила Прабхупада: Это другое дело.
Жизненная сила индивидуальна, и то живое
существо, которое было этим деревом, ушло.
Только так можно это объяснить — все
химические вещества, необходимые для
поддержания жизни, сохранились, а дерево
тем не менее мертво.
Вот другой пример. Предположим, я жил в
какой-то квартире, а потом съехал. Я уехал, но
там осталось множество других живых
существ — муравьи, пауки и т.д. Поэтому было
бы неверно утверждать, что квартира больше
непригодна для жилья только потому, что я с
нее съехал. Другие живые существа попрежнему живут там. Ушел только я —
индивидуальное живое существо. Химические
вещества в дереве можно сравнить с
квартирой: они являются для индивидуальной
силы — души — той средой, которая дает ей
возможность действовать. Душа индивидуальна. Я — индивидуальность, поэтому могу
уехать из своей квартиры.

Микробы тоже индивидуальности, обладающие
индивидуальным
сознанием.
Двигаясь в определенном направлении, они
рано или поздно наталкиваются на какое-то
препятствие и думают: «Нужно пойти другим
путем».
Они
обладают
качествами
личности.Карандхара: Мертвое тело не
проявляет
качеств
личности.
Шрила
Прабхупада:
Да.
Это
значит,
что
индивидуальная душа покинула это тело.
Душа ушла, поэтому дерево пересталорасти.
Д-р Сингх: Шрйла Прабхупада, в живом теле
бесчисленное ножество крохотных живых
существ, но индивидуальное «я», являющееся
хозяином тела, тоже находится в нем.
Правильно я говорю?
Шрила Прабхупада: Да. В моем теле
миллионы живых существ. В кишечнике
живет много червей. Если они станут
сильными, то будут съедать все, что я буду
есть, и пища не будет приносить мне никакой
пользы. Поэтому те, кто страдает глистами,
много едят, но не растут. Они худеют и всегда
испытывают голод, потому что эти крохотные
живые существа съедают их пищу. Таким
образом, в моем теле тысячи и миллионы
живых существ, все они личности, и я
личность, но это тело принадлежит мне, точно
так же, как мне может принадлежать сад, в
котором живут миллионы живых существ.
Ученик: Так что если я ем кршна-прасадам
[пищу, предложенную Кршне], то живые
существа в моем теле тоже едят прасад?
Шрйла Прабхупада: Да. Вы очень
великодушны. (Смеется.) Вы едите кршнапрасадам ради других
Карандхара:
То
есть
занимаетесь
благотворительностью. Шрйла Прабхупада:
Да, но в вас так много всего, чем они могут
питаться,
что
не
нужно
прилагать
дополнительных усилий, чтобы накормить их.

Словам тесно,
а мыслям просторно
Шрйла Прабхупада: Индивидуальная душа
никогда не исчезает. Она не умирает и не
рождается. Она просто меняет тела, как
человек меняет одежду. Это совершенное
знание.
Шрйла Прабхупада:. Благодаря Кршне нам
совсем не трудно понять, что в теле
присутствует жизнь. Он говорит:
дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхпрас татра на мухйати

8

[«Как находясь в одном теле, душа
переходит от детства к ста рости, так в момент
смерти она переходит в другое тело. Душу,
осознавшую себя, эта смена тел не может
сбить с толку» (Б.-г. 2.13).]
Этими двумя строками Кршна разрешает
все проблемы биологии. Вот что такое знание.
Словам тесно, а мыслям про сторно. Тома
книг, в которых излагается вздор, не имеют
ника кой ценности

Третья
утренняя прогулка
Записано 28 апреля 1973 года
в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.

Д-р Сингх: Они говорят: «Мы взяли
материалы у природы». Шрйла Прабхупада:
«У природы» значит «у личности». Они
взяли у природы, но они воры, потому что
все в природе принадлежит Кршне.
Йшавасйам идам сарвам: «Все сотворено Богом» [Ишопанишад, 1]. В «Бхагавад-гйте»
Мы должны думать: «Кршна, Ты дал
нам так много всего, чтобы обеспечить наше
существование». Единственное, чего хочет
от нас Кршна — чтобы мы признали это,
только и всего.
Мы должны признать доброту Кршны.
Поэтому прежде чем есть самим, мы
предлагаем пищу Кршне и говорим:
«Кршна, Ты дал нам эту чудесную пищу, так
что попробуй ее первым». А уже потом едим
ее сами.
Кршна не голоден, но тем не менее может
проглотить весь мир, а затем создать его
точную копию. Пурнасйа пурнам адайа
пурнам
эвавашишйате
[Йшопанишад,
обращение]. Кршна настолько совершенен,
что даже если вы заберете у Него всю Его
энергию, вся Его изначальная энергия все
равно останется у Него. Вот что значит
совершенное сохранение энергии.

Шрилу Прабхупаду сопровождают д-р
Сингх, Карандхара дас адхикарп и другие
ученики.

Происхождение природы
Ученые — воры
Шрйла Прабхупада (держа в руке розу):
Может ли кто-нибудь из ученых создать такой
цветок в своей лаборатории? Д-р Сингх: Это
невозможно.
Шрйла Прабхупада: Да, невозможно.
Только посмотрите, как изумительно действует
энергия Кршны. Ни один ученый не может
создать такой цветок в своей лаборатории.
Они не могут создать даже нескольких
песчинок и тем не менее заявляют, что по
уровню интеллекта во всей вселенной с ними
никто не может сравниться. Это нелепость.
Д-р Сингх: Они берут материю у Кршны,
делают с ней что-то, а потом заявляют, что
создали нечто замечательное.
Шрйла Прабхупада: Если бы они хотя бы
признали, что берут материю у Кршны, это
уже было бы неплохо. Мы осознаем, что все
исходит из Кршны.
Д-р Сингх: Но они никогда не признают,
что берут что-то у Кршны. Напротив, они
заявляют, что они и есть создатели. Шрйла
Прабхупада: Что они создали? Они берут песок,
смешивают его с какими-либо химическими
веществами и получают стекло. Они не
создавали ни песка, ни химических веществ, а
взяли их из земли. Как и что они создали?

Д-р Сингх: Есть научный журнал,
называемый «Нейчур» [«Природа»]. В нем
публикуются статьи о таких явлениях природы, как растения, цветы и минералы, но
никогда не упоминается Бог.
Шрила Прабхупада: Мы можем заметить,
что растения порождены природой, и будем
правы. Но следующий вопрос, который мы
должны задать: «Кто создал природу?» Понастоящему разумный человек будет задавать
этот вопрос.
Откуда появилась природа? Как только
речь заходит о природе, следующий вопрос
должен быть таким: «Природа кого?» Разве
не так? В частности, я говорю о моей
природе, а вы о своей. Следовательно, как
только упоминается природа, следующим вопросом должен быть такой: «Чья природа?»
Природа — это энергия. А коль скоро вы
говорите об энергии, мы должны спросить об
источнике энергии. Например, если вы
говорите об электрической энергии, то
должны признать, что у нее есть источник,
электростанция. Как можно отрицать ее
существование? Подобно этому, природа не
действует сама по себе, она находится под
контролем
Кршны.Ученик:
В
Ведах
говорится, что материальная энергия действует, подчиняясь Кршне.
Шрйла Прабхупада: Да. Коль скоро речь
идет об энергии, то должен быть и ее источник.

9

Игра слов и мировой кризис
Шрйла Прабхупада: В Ведах говорится:
йасмин виджнате сар-вам эвам виджнатам
бхавати — «Тому, кто знает Абсолютную
Истину, открывается и все остальное». У меня
нет ученых степеней, но тем не менее я могу
бросить вызов ученым. Почему? Потому что я
знаю Кршну, Абсолютную Истину. Йасмин
стхито на духкхена гурунапи вичалйате —
«Того, кто утвердился в сознании Кршны, не
могут вывести из равновесия даже
величайшие несчастья» [Б.-г., 6.22].
В «Шрймад-Бхагаватам» утверждается:
авичйуто 'ртахах кавибхир нирупито йад
ут-тамашлока-гунануварнанам — «Великие
души пришли к заключению, что сознание
Кршны является совершенством жизни». Вот
какое знание необходимо. А не то, что мы
проведем какие-то исследования, выдвинем
свою теорию, а через пятнадцать лет скажем:
«Нет, нет, на самом деле все обстоит иначе».
Это не наука, это детская игра.
Д-р Сингх: Да, именно так они и
совершают открытия — с помощью
исследований.
Шрйла Прабхупада: И какова цена такого
исследования?
Это
научный
метод
вытягивания денег у других, только и всего, а
иначе говоря, надувательство. Ученые играют
словами: плутоний, фотоны, водород и
кислород, — но что дает это людям? Когда
люди слышат такие слова, что они могут на это
сказать?
Сначала
один
ученый
до
определенной степени объясняет какое-либо
явление, затем приходит другой мошенник и
объясняет все заново, но уже по-иному,
другими словами. Но само явление, которое
они пытались объяснить, не меняется. Так в
чем же их прогресс? Они только написали
тома книг. Сейчас возникла проблема с
бензином. Ее создали ученые. Если запасы
бензина иссякнут, что будут делать эти
мошенники-ученые?
Они
бессильны
справиться с этим.

Куча пыли стоимостью в
миллиард долларов
Шрйла Прабхупада: Сейчас в Индии не
хватает воды, но как ученые пытаются решить
эту проблему? Воды в мире больше чем
достаточно. Тогда отчего ученые не обеспечат
водой те места, где в ней испытывают острую
нужду?
Они
безотлагательно
должны
провести ирригационные работы. Но вместо
этого они отправляются на Луну, покрытую
пылью
планету,
чтобы
сделать
ее
плодородной. Почему они не проведут орошение нашей планеты? В морской воде нет
недостатка, так почему бы им не оросить
Сахару, Аравийскую пустыню или пустыни

Раджастхана? «Да, — отвечают они, — мы
сделаем это в будущем. Мы стараемся». В
своей гордыне они не долго думая отвечают:
«Да, да, мы работаем над этим». В «Бхагавадгйте» говорится, что тот, кто удовлетворяет
ненужные желания, совершенно теряет разум
(камаис таис таир хрта-джнанах).
Этот полет на Луну — ребячество. Те, кто
стремится попасть на Луну, похожи на
хнычущих детей. Ребенок плачет: «Мама,
достань мне Луну», — поэтому мать
протягивает ему зеркало и говорит: «Вот тебе
Луна, сынок». И ребенок берет зеркало, видит
в нем Луну и говорит: «Ого, у меня есть Луна».
К сожалению, это не просто выдумка.
Карандхара: Израсходовав столько денег
на полет к Луне и привезя оттуда всего-навсего
пригоршню камней, в центре космических
исследований решили, что там больше нечего
делать. Брахмананда: Теперь они хотят
отправиться на другую планету, но им не
хватает денег. Путешествие на другие планеты
стоит миллионы и миллиарды долларов.
Шрйла Прабхупада: Люди трудятся в поте
лица, а бессовестное правительство взимает с
них налоги и тратит деньги попусту. Такое
правительство не должно вызывать никаких
симпатий, если выбрасывает на ветер с
трудом заработанные деньги, отобранные у
людей. Теперь руководители государства
придумали новую уловку: «Не беспокойтесь,
— говорят они, — мы соби раемся на другую
планету. На этот раз мы привезем еще больше пыли. Тонны пыли. Теперь у вас будут
тонны пыли».
Д-р Сингх: Они верят, что на Марсе есть
жизнь.
Шрйла Прабхупада: Они могут верить
или не верить. Это их дело. Мы знаем
наверняка, что жизнь есть здесь, но люди
воюют. Предположим, что на Марсе есть
жизнь. Разумеется, она там есть. Но что нам с
того?
Д-р Сингх: Людям любопытно узнать,
что там происходит. Шрйла Прабхупада:
То есть ради удовлетворения своего детского
любопытства
им
придется потратить
колоссальную сумму денег. Не смешно ли
это? А когда их просят помочь какой-нибудь
нищей стране, они отвечают: «У нас нет
денег». Каково?
Шрйла Прабхупада: Фактически есть
материальные элементы: это земля, это вода,
это огонь, это воздух, это эфир. Кроме того, к
этому списку можно добавить свой ум,
интеллект и эго. Не дальше своего эго я
считать уже не могу. Однако Кршна гово рит,
что есть нечто выше эго, а именно жизненная
сила. Уче ные этого не знают. Они думают,
что жизнь — это просто со четание
материальных элементов, но в «Бхагавадгите» [7.5] Кршна отрицает это:

10

апарейам итас те анйам
пракртим виддхи ме парам
джпва-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
«Помимо этой низшей природы [земли,
воды, огня, воздуха, эфира, ума, интеллекта и
ложного эго] существует Моя высшая
энергия, которая состоит из живых существ,
борющихся с материальной природой и
поддерживающих вселенную».
Д-р Сингх: Изучает ли современная
философия санкхйи обе эти энергии —
низшую и высшую?
Шрйла Прабхупада: Нет. Современные
философы школы санкхйи не изучают
высшую энергию. Они, как и ученые, только
исследуют материальные элементы. Ученые не
знают о существовании духовной души, то же
можно сказать и о последователях школы
санкхйи.
Д-р Сингх: Они исследуют созидательные
материальные элементы?
Шрйла
Прабхупада:
Материальные
элементы не созидают! Созидать способна
только душа. Жизнь не может быть создана из
материи, а материя не может создавать сама
себя. Вы, живое существо, можете смешать
водород и кислород, чтобы получить воду. Но
материя сама по себе не обладает
созидательной способностью. Если вы
поставите бутыль с водородом рядом с
бутылью с кислородом, соединятся ли они
сами собой, без вашей помощи?
Д-р Сингх: Нет. Их необходимо смешать.
Шрйла Прабхупада: Разумеется.
Кислород и водород — это низшая энергия
Кршны, но если вы, высшая энергия, соедините их, они смогут превратиться в воду.

Отдаленная и
непосредственная причины

локомотивом, который тянет первый вагон,
тот в свою очередь тянет следующий, и так
весь поезд приходит в движение. По тому же
приципу функционирует творение. Кршна дает
первый толчок, а затем с помощью серии
последовательных толчков возникает и
поддерживается все космическое проявление.
Это объясняется в «Бхагавад-гй-те» [9.10].
Майадхйакшена
пракртих
суйате
сачарачарам:
«Материальная природа действует под
Моим руководством и порождает все
движущиеся и неподвижные существа». А в
четырнадцатой главе [14.4] Кршна говорит:
сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах тасам брахма
лшхад йонир
ахам бпджа-прадах пита
«Материальная природа делает возможным
появление на свет всех видов живых существ,
о сын Кунтй, и Я — дающий семя отец». К
примеру, если посеять баньяновое семя, то со
временем из него вырастет огромное дерево, а
вместе с ним миллионы новых семян. Каждое
из этих семян может в свою очередь
произвести на свет новое дерево с миллионами
семян и так далее. Вот что имеется в виду,
когда говорится, что Кршна изначальный
отец,
оплодотворяющий
все,
является
первопричиной всего, что мы видим.
К сожалению, ученые видят только
непосредственную причину. Они не могут
понять отдаленную причину. В Ведах о
Кршне говорят как о сарва-карана-каранам,
то есть причине всех причин. Тот, кто поймет
причину всех причин, поймет все. Йасмин
виджнате сарвам эвам виджнатам бхавати:
«Тому, кому известна изначальная причина,
второстепенные причины открываются сами
собой». Ученые ведут поиски изначальной
причины, но когда Веды, источник
совершенного
знания,
провозглашают
изначальной причиной Верховную Личность
Бога, они с этим не соглашаются. Они
продолжают настаивать на своем частичном,
несовершенном знании. В этом их недуг.

Шрйла Прабхупада: Низшая энергия
сама по себе, без вмешательства высшей, не
обладает силой. Это море (он показывает на
Тихий океан) спокойно и безмятежно. Но
когда высшая стихия, воздух, приводит его в
движение, поднимаются высокие °лны. Само
море без вмешательства высшей силы не
способно на это. Аналогично этому, есть и
иная, высшая по отношению к воздуху сила, за
ней следует другая, за той еще одна, пока,
наконец, мы не придем к Кришне. Так должно
проводиться истинное исследование.
Кршна управляет природой, как машинист
управляет поездом. Машинист управляет

11

«Верховный Господь пребывает в сердце
каждого. Он находится также в каждом атоме,
но тем не менее Он един. Таков Бог».
«Никто не хочет умирать, но ученые не могут
остановить смерть. Они говорят о смерти
вскользь, потому что не могут избавить
людей от нее.
Мы не хотим умирать, не хотим стареть и
болеть. Но чем тут помогут ученые?»

Его Божественная Милость

А.Ч. Бхактиведанта Свами
Прабхупада
ачарйа-основатель международного общества
сознания Кришны

12

«Мы не в состоянии постичь, каким
образом на Зeмле сами собой растут и
плодоносят растения.
По существу ученые не способны объяснить явление биологического роста. Они
лишь жонглируют словами: «молекула»
«хромосома», — но на самом деле
не могут объяснить этого явления»

13

Механическая вселенная
Шрйла Прабхупада: Ученые не знают, что
существует два вида энергии — низшая и
высшая, — хотя фактически имеют с ними
дело каждый день. Материальная энергия
никогда не может действовать независимо.
Сначала она должна вступить в контакт с
духовной энергией. Поэтому как можно
считать, что все космическое проявление,
материальная природа, возникло само собой?
Сложная машина не заработает, пока человек,
знающий как ее включить, не нажмет на
кнопку. «Кадиллак» — хорошая машина, но
если в ней нет водителя, какой от нее толк?
И материальная вселенная тоже представляет
собой машину.
Людей поражают громадные машины,
состоящие из многих-многих деталей, но
умный человек знает, что как бы совершенна
ни была машина, она будет бездействовать,
пока не придет оператор и не нажмет нужную
кнопку. Поэтому кто важнее: оператор или
машина? Вот почему нас интересует не эта
материальная машина, то есть не космическое
проявление, а оператор, Кршна. На это вы
можете возразить: «А откуда я знаю, что Он

оператор?»
Кршна
говорит:
майадхйакшена
пракртих
суйате
сачарачарам — «Под Моим руководством
действует все космическое проявление».
Если вы скажете: «Нет, не Кршна правит
мирозданием», — то должны будете указать
на другого оператора. Но вы этого не можете
сделать. Следовательно, не имея своего
доказательства, вы должны признать мое. Это
будет разумно.

Невидимый пилот
Шрйла Прабхупада: Почти все люди в
мире разделяют ложные представления о том,
что жизнь порождена материей. Мы не можем
допустить, чтобы эта вздорная теория осталась
не опровергнутой. Жизнь не возникает из
материи. Материя порождается жизнью. Это
не теория. Это факт. Наука исходит из неверной предпосылки, поэтому все ее
вычисления и выводы неверны, и от этого
люди страдают. Когда все эти ошибочные
современные
научные
теории
будут
исправлены, люди станут счастливыми.
Поэтому мы должны бросить ученым вызов и
нанести им поражение, в противном случае
они введут в заблуждение все общество.
Изменяясь, материя проходит через шесть
фаз: рождение, рост, сохранение, производство
побочных продуктов, увядание и смерть. Но
жизнь внутри материи (духовная душа) вечна;
она не претерпевает этих изменений. Это
только кажется, что жизнь развивается и

приходит в упадок, на самом деле она просто
проходит через эти шесть фаз вплоть до того
момента, когда материальное тело уже
невозможно больше поддерживать. Тогда
старое тело умирает, а душа входит в новое.
Когда наша одежда ветшает и изнашивается,
мы меняем ее. Точно так же в один
прекрасный день наши тела становятся
старыми и бесполезными, и мы переходим в
новое тело.
Кршна говорит в «Бхагавад-гйте» [2.13]:
дехино 'смин йатха °ехе каумарам йауванам
джара татха дехантара-npanmux — «Как
душа, воплощенная в этом теле, постоянно
переходит от детства к юности и ста-рости,
так в момент смерти она переходит в
новое тело». И далее [2.18]: антавана име
деха нит-йасйоктах шарпринах.
Это означает, что разрушению подвержено
только
материальное
тело
неразрушимого
и
вечного
живого
существа. Материальное тело тленно, но
жизнь в этом теле — нитйа, вечна.
Все приводится в действие этой
жизненной силой. Взять, к примеру, Тихий
океан: этими высокими волнами движет
живая сила. Или этот самолет (Шрила
Прабхупада указывает на пролетающий
самолет), разве им никто не управляет?
Д-р Сингх: Кто-нибудь им управляет.
Шрила Прабхупада: Да. Всем кто-то
управляет. Почему мошенники-ученые
отрицают это? Самолет — это большая
машина, но он летит, управляемый
крошечной духовной искрой, пилотом.
Ученые не могут доказать, что этот
большой самолет «Боинг-747» сможет
лететь без помощи маленькой духовной
искры. И подобно тому, как маленькая
духовная
искра
может
управлять
огромным самолетом, большая духовная
искра управляет всем мирозданием.
Закрывая глаза на реальные проблемы
Шрила Прабхупада: В «Шветашватараупанишад» говорится:
кешагра-ишта-бхагасйа
шатамшах садршатмаках джпвах
сукшма-сварупо 'йам
санкхйатпто хи чит-канах
Согласно этому стиху, размер души,
которой принадлежит тело, составляет
одну десятитысячную часть сечения
волоса. Это ничтожно малая величина,
порядка размеров атома. Но благодаря
этой атомарной духовной энергии мое
тело функционирует. Эта атомарная
духовная энергия присутствует в теле, п о тому оно функционирует, поэтому летит
самолет. Неужели это так трудно понять?
Предположим, человек считает себя
крепким и сильные Почему он крепок и

силен? Только потому, что внутри него
находится духовная искра. Стоит ей
покинуть тело, как он тут же лишается
всей своей силы и энергии, и прилетят
стервятники и сожрут его тело.
Если ученые говорят, что материя яв
ляется причиной и источником жизни,
тогда давайте попросим их вернуть к
жизни хотя бы одного умершего, одного
великого человека, например, профессора
Эйнштейна. Пусть они впрыснут ему
какие-нибудь
химические
вещества,
чтобы хотя бы один умерший смог
вернуться к жизни и снова работать.
Но они не способны на это. Есть очень
много такого, что им неизвестно, но тем не
менее этих людей называют учеными.
Д-р Сингх: Иногда, когда проблема
слишком серьезна, мы склонны делать вид,
что не замечаем ее.
Шрйла Прабхупада: Да. Когда
обезьяна сталкивается с тигром, она
закрывает глаза, и тигр тут же нападает на
нее. Так и ученые, если они не могут
разрешить проблему, то думают: «Хорошо,
пусть все так и остается». Вот что они в
сущности делают, потому что настоящая
проблема — это смерть. Никто не хочет
умирать, но ученые не могут остановить
смерть. Они говорят о смерти вскользь,
потому что не могут избавить людей от
нее. Мы не хотим умирать, не хотим
стареть и болеть. Но чем тут помогут
ученые? Они не могут ничего с этим
поделать.
Главные
проблемы
они
отложили в сторону.

Шестая
утренняя прогулка
Записано 7 мая 1973 года на берегу
Тихого океана в окрестностях ЛосАнджелеса
Йрплу Прабхупаду сопровождают доктор
Сингх, Брахмананда Свамп и другие ученики.

Мистическая сила —
источник материи
Шрйла Прабхупада: Ученые говорят, что
жизнь возникает из химических соединений.
Но сначала они должны ответить на вопрос о
том, откуда появились эти химические
соединения.
Химические
вещества

порождает жизнь, и это означает, что жизни
присуща мистическая сила. Например, на
апельсиновом дереве много апельсинов, и
каждый из них содержит химические
вещества: лимонную кислоту и т.д. Откуда
появились эти химические вещества?
Очевидно, их порождает жизнь, заключенная
внутри дерева. Ученые упускают из виду
вопрос о происхождении химических
веществ. Они начинают свои изыскания с
химических веществ, но не могут выяснить
их происхождения. Химические вещества
порождены высшей жизнью — Богом. Как
тело живого человека создает множество
химических веществ, так и высшая жизнь
(Верховный Господь) создает все химические
вещества, которые находятся в атмосфере, в
воде, в теле человека, животных и в земле.
Это и называется мистической силой. Не
признав существования мистической силы
Господа, невозможно ответить на вопрос о
происхождении жизни.
Д-р Сингх: Ученые скажут, что не могут
поверить в мистическую силу.
Шрйла Прабхупада: Но тогда они
должны
объяснить
происхождение
химических веществ. Каждый видит, что
обыкновенное дерево производит множество
химических веществ. Но как оно это делает?
Поскольку ученые не могут ответить на
этот вопрос, они должны согласиться с тем, что
жизни присуща мистическая сила. Я не могу
объяснить даже, как мой ноготь растет из
пальца — это выше моего понимания. Иначе
говоря, мой ноготь растет благодаря
непостижимой силе, ачинтйа-шакти. Таким
образом, если ачинтйа-шакти есть даже у
обыкновенного человека, то представьте,
какой ачинтйа-шакти обладает Бог.
Разница между Богом и мной в том, что,
хотя я обладаю теми же возможностями, что и
Бог, но могу создавать только небольшое
количество химических веществ, тогда как Он
производит их в колоссальных количествах. Я
могу создать только немного воды в виде пота,
но Бог может создавать океаны. Достаточно
сделать анализ одной капли морской воды,
чтобы определить качественный состав всего
моря. По аналогии с этим, обыкновенное
живое существо предствляет собой неотъемлемую часть Бога, поэтому, изучая живых
существ, мы можем начать понимать Бога.
Бог обладает огромной мистической силой.
Его мистическая сила обладает мгновенным
действием, как электрическая машина.
Некоторые машины работают с помощью
электрической энергии и устроены так совершенно, что начинают работать от одного
нажатия кнопки. Подобно этому, Бог сказал:
«Да будет мир», — и процесс творения
начался. Если посмотреть на деятельность

15

природы с этой точки зрения, то ее будет
совсем не трудно понять. Бог обладает такими
удивительными энергиями, что стоит Ему
только повелеть, как тут же начинается
процесс творения. Брахмананда: Некоторые
ученые не признают ни Бога, ни ачинтйашакти.
Шрйла Прабхупада: Это говорит об их
недобросовестности. Бог есть и Его ачинтйашакти тоже есть. Откуда у птиц способность
летать? И вы, и птица — живые существа, но
благодаря своей ачинтйа-шакти птица
может летать, а вы нет. Возьмем другой
пример: семя вырабатывается из крови. Тело
мужчины наделено мистической силой, и из-за
того, что у него есть сексуальные желания, его
кровь преобразуется в семя. Как бы это могло
быть, если бы в этом не участвовала некая
мистическая сила?
Живые существа обладают многими
мистическими силами. Корова ест траву и
производит молоко. Это всем известно, но
если дать вам пучок травы, появится ли у вас
мо локо? Следовательно, корова обладает
мистической силой. Съев траву, корова
может превратить ее в молоко. В основе
своей мужчины и женщины устроены
одинаково, но мужчина не может, съев пищу,
превратить ее в молоко, а женщина может.
Все это мистические силы.
Д-р Сингх: Ученые возразят на это, что в
различных телах вырабатываются различные
ферменты, и этим объясняется то, что корова
дает молоко.
Шрйла Прабхупада: Да, но кто создал эти
ферменты и этот механизм? Это было сделано
с помощью мистической силы. Вы не в
состоянии создать эти ферменты и этот
механизм. Вы не можете получить молоко из
сена в вашей лаборатории. В своем теле с
помощью мистической силы вы можете
превращать пищу в кровь и ткани, но в
лаборатории без мистической силы вам не
удастся даже превратить траву в молоко.
Поэтому вы должны признать существование
мистической силы.

Происхождение
мистической силы
Шрйла Прабхупада: Йоги главным
образом заняты развитием в себе различных
мистических сил. Йог может ходить по воде и
не тонуть. Он не подчиняется закону
гравитации. Эта мистическая сила называется
лагхимой. Это слово означает, что человек
может стать легче пуха и нарушать закон
гравитации. Система йоги только развивает
непостижимую силу, уже имеющуюся в том,
кто занимается этой практикой. Эти ребята плавают (указывает на купающихся в волнах
прибоя), а я не умею плавать. Однако
способность плавать потенциально заложена

во мне. Необходима только практика. Итак,
если человек обладает такими йогическими
силами, подумайте, какой же йогической
силой обладает Бог. Поэтому в Ведах Его
называют Йогешварой, «владыкой всех
мистических сил». В «Бхагавад-гйте» [10.8]
Кршна говорит: ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате — «Я источник
всех духовных и материальных миров. Все
исходит из Меня». Пока мы не согласимся с
этим утверждением Господа, мы не сможем
последовательно объяснить происхождение
материальной природы. Бога нельзя понять, не
признав существования мистической силы, но
если вы придете к научному пониманию Бога,
тогда вы поймете все.
Д-р Сингх: То есть вы хотите сказать, что
наука начинает свои исследования с
промежуточной ступени, а не с исходного
пункта?
Шрйла Прабхупада: Да, именно так. Они
не знают источника всего сущего. Ученые
принимают что-то за точку отсчета, но откуда
берется эта точка? Этого они не знают,
несмотря на обширные исследования. Следует
признать, что первоисточник всего сущего —
это Бог, который обладает мистическими силами и из которого все возникает. Он Сам
говорит в «Бха-гавад-гйте»: ахам сарвасйа
прабхаво маттах сарвам правар-тате — «Я
источник всех духовных и материальных
миров. Все исходит из Меня». Наши выводы
не основаны на слепой вере — они сугубо
научны. Материю порождает жизнь. Жизнь —
источник — обладает неограниченными
материальными ресурсами. Это великая тайна
творения.
Если выронить иголку, она тотчас упадет,
но птица весом в несколько фунтов может
парить в воздухе. Мы должны установить
источник ее способности летать. Изучая
природу, можно обнаружить, что любое
живое существо обладает той или иной
мистической силой. Человек не может жить в
воде дольше нескольких часов, а рыба живет
в ней постоянно. Разве это не мистическая
способность?
Д-р Сингх: Это мистическая способность,
но для меня, а не для рыбы.
Шрйла Прабхупада: Да. Это потому, что
мистические способности распределяются не
поровну. Но Бог, источник всего сущего,
обладает всеми мистическими силами.
Немного Его мистической силы достается мне,
немного вам, достается своя доля и птицам.
Но кладезем мистических сил является Бог.
Существует восемь основных видов
мистических сил. Вот некоторые из них:
лагхима (с помощью которой можно стать
легче перышка), махима (с помощью которой
можно стать больше горы), прапти
(позволяющая взять все, что угодно) и
ишитва (с помощью которой можно

16

полностью подчинить себе другое существо
и управлять им). Другим видом мистической
силы обладает солнце, потому что из
солнечного света необъяснимым образом
возникает множество вещей. Hе признав
существования мистической силы, ученые не
смогут объяснить эти явления. Они просто
будут ходить вокруг да около.
Д-р Сингх: Изворотливые ученые ради
того, чтобы обосновать свою точку зрения,
могут сказать все что угодно, не приводя
никаких доказательств. Но подлинный ученый
должен постичь высшую изначальную
причину — то есть произвести исчерпывающий анализ.
Шрйла Прабхупада: Да, до тех пор, пока он
не обнаружит высшую причину, нельзя
считать, что он занимается наукой. Д-р Сингх:
Подразумевает ли познание мистических сил
понимание того факта, что наше тело умирает
с каждым днем? Шрйла Прабхупада: Да.
Д-р Сингх: Но средний человек не думает,
что умирает. Шрйла Прабхупада: Это
следствие его глупости. Он умирает с каждым
мгновением, но думает: «Я буду жить вечно».
В сущности, смерть начинается с самого
рождения. Мы смотрим на эту проблему так:
поскольку люди умирают, мы должны положить конец смерти. Но так называемые
ученые не только приближают смерть, но и не
хотят исправиться, прислушавшись к дельным
советам.

Седьмая
утренняя прогулка
Записано 8 мая 1973 года на
берегу Тихого океана в
окрестностях Лос-Анджелеса.

Шрплу Прабхупаду сопровождают
доктор Сингх и другие ученики.
Обманщики и обманутые
Шрила Прабхупада: Такие явления
природы, как сила тяготения или
невесомость, — это ачинтйа-шакти,
непостижимые энергии, и настоящая наука
подразумевает познание ачинтйа-шакти.
Начинать исследование цепи явлений с
какого-либо
определенного
момента
времени не научно и не может дать
полного знания. Мы должны знать, откуда
все берет свое начало. Дойдя в своих
исследованиях до известной черты, мы обнаружим,
что
природа
порождена
ачинтйа-йшкти. К примеру, с помощью
своего ума, кисти и красок мы можем

изобразить цветок. Но постичь, каким
образом на земле сами собой растут и
плодоносят растения, мы не можем. Мы
можем понять нарисованный цветок, но не
в силах понять настоящий. По существу
ученые не могут объяснить явление
биологического
роста.
Они
лишь
жонглируют
словами:
«молекула»,
«хромосома», — но на самом деле не
могут объяснить этого явления.
Главная ошибка так называемых
ученых заключается в том, что в своих
рассуждениях и умозаключениях они
используют индуктивный метод. К
примеру, если ученый захочет с помощью
индуктивного метода установить, смертен
ли человек, то Должен будет исследовать
каждого человека, пытаясь узнать нет ли
среди них одного или нескольких
бессмертных. Он говорит: «Я не могу
согласиться с утверждением, что все люди
смертны.Нельзя исключить существования
нескольких бессмертных. Я еще не всех
обследовал. Как же я могу утверждать,
что человек смертен?» Такой процесс
называется индуктивным. Дедуктивный же
метод подразумевает следующее: ваш отец,
ваш учитель или гуру говорят вам, что
человек смертен, и вы соглашаетесь с этим.
Д-р Сингх. То есть, существует и
восходящий, и нисходящий процессы
получения знаний?7
Шрйла Прабхупада: Да. Восходящий
процесс никогда не приведет к успеху,
поскольку
основан
на
информации,
полученной нами с помощью чувств, а
чувства
несовершенны.
Поэтому
мы
принимаем нисходящий процесс.
Бога нельзя познать с помощью
индуктивного метода. Поэтому Он зовется
адхокшаджей, что означает «тот, кого невозможно познать непосредственно, с
помощью чувственного восприятия».
Ученые утверждают, что Бога нет,
поскольку
пытаются
познать
Его
непосредственно, эмпирическим путем. Но
Он — адхокшаджа\ Следовательно, ученые
ничего не знают о Боге, поскольку не
располагают методом, необходимым для
познания
Его.
Чтобы
понять
трансцендентную
науку,
необходимо
обратиться к истинному духовному учителю,
со смирением внимать и служить ему.
Господь Кршна говорит об этом в «Бхагавадгйте» [4.34]: тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа.
Однажды мой Гуру Махараджа8 сказал:
«Современный МИр — это общество
обманщиков и обманутых». К сожалению,

17

обманутые превозносят обманщиков, таким
образом маленькие обманщики поклоняются
большим. Предположим, сюда придет стадо
ослов и начнет восхвалять меня: «О, Вы
Джагад-гуру»9. Чего стоит их похвала? Но
если хвалит джентльмен или образованный
человек, тогда его слова имеют цену.
Обычно же и те, кто хвалит, и те, кого
хвалят, невежественны. Как говорится в
Ведах,
самстутах
пурушах
пашух:
«Маленькое животное возносит хвалу
большому».
Вайшнав думает только о том, как сделать
людей счастливыми. Он знает, что они
тщетно гонятся за несбыточными мечтами.
На протяжении пятидесяти-шестидесяти лет
люди гоняются за призрачным счастьем, а
затем умирают, так и не завершив своих
трудов и не зная, что случится с ними после
смерти. Фактически, они мало чем
отличаются от животных, потому что
животное тоже не знает, что с ним будет
после смерти. Животное не знает, в чем
ценность жизни, как не знает и того, зачем
оно появилось на свет. Под воздействием
майи оно просто ест, спит, совокупляется,
защищается и умирает. Только и всего. На
протяжении
всей
своей
жизни
невежественные животные, а также люди с
животными наклонностями прикладывают
огромные усилия только для того, чтобы
добиться зтих пяти вещей: еды, сна,
совокупления, защиты и смерти. Поэтому
обязанность вайшнава — наставлять людей:
говорить им о существовании Бога и о том,
что мы Его слуги и можем наслаждаться
вечной жизнью, полной блаженства, служа
Ему и развивая в себе любовь к Нему.

За пределами клетки
Д-р Сингх. Но разве живое существо,
пока пребывает в материальной природе, не
нуждается в материи?
Шрйла Прабхупада: Нет,
живое
существо абсолютно духовно, и потому не
нуждается в материи. Но поскольку его ум
воспален, ему кажется, что оно нуждается в
ней. Живое существо подобно алкоголику,
которому на самом деле нет никакой
небоходимости пить, но тем не менее он
думает: «Если я перестану пить, то умру».
Это и есть майа, иллюзия. Неужели
алкоголик и впрямь умрет, если не выпьет?
Д-Р Сингх. Нет. Но
откажется от еды, он умрет.

если

человек

Шрила Прабхупада: Это тоже не совсем
так. Вчера вечером мы говорили о Рагхунатхе
дасе Госвамй11. На склоне лет он практически
полностью воздерживался от еды и сна. Он
пил лишь немного пахты раз в три-четыре дня
и работал по двадцать два часа в сутки,
оставляя на сон всего два или три часа. А
были дни, когда он совсем не спал. Вы
спросите: «Как же он мог жить?», — но он
прожил сто лет. Еда, сон, совокупление и защита не заботили Рагхунатху даса Госвамй, но
тем не менее он продолжал жить. Будучи
чистым преданным Кршны, он отдавал себе
отчет в том, что душа вечна и независима,
несмотря на то, что оказалась в клетке этого
тела, в которой на самом деле не нуждается.
Предположим, птица попала в клетку. Разве
она живет только потому что находится в
клетке? Без клетки она будет свободна. Люди
думают, что пребывание в клетке этого тела
делает их счастливыми. Это чепуха. На
самом же деле наше заключение в темнице
тела и является причиной того, что мы
испытываем страх. Но если мы очистим свое
существование (нам даже не надо для этого
покидать свое тело), то сразу станем абхайа,
не знающими страха.
брахма-бхутах прасанннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам12
Мы можем тотчас пробудиться и вернуться
к
нашему
изначальному
духовному
существованию, которое свободно от страха,
скорби и материальных желаний.
Д-р Сингх. Но ученый все же захочет
получить более подробные объяснения, каким
образом живое существо может быть
независимым от материи.
Шрила Прабхупада: До тех пор, пока вы
обусловлены, вы будете зависеть от
материи. К примеру, человек, приехавший
сюда из Африки, обусловлен, потому что
неприспособлен к этому холодному климату.
Поэтому он чувствует себя здесь не очень
хорошо. Но многие здесь (показывает в
сторону детей, играющих на пляже) холода
не замечают. Способность переносить те или
иные обстоятельства зависит от обусловленно
сти. В обусловленном состоянии человек
мыслит категориям У двойственности: тепло —
холод, боль — наслаждение. Но, до стигнув
освобождения,
вы
избавитесь
от
обусловленных мыслей. Духовная жизнь
предполагает
освобождение
от
обусловленности, то есть достижение уровня
брахма-бхуты.
В
этом
заключается
совершенство жизни. Когда живое существо
пребывает в обусловленном состоянии, оно

18

думает, что рождается, умирает, болеет и
стареет, хотя на самом деле оно вечно. Но
тот, кто необусловлен, даже не стареет. В
«Брахма-самхите» про Кршну говорят, что Он
адваитам ачйутам анадим анан-та-рупам
адйам пурана-пурушам нава-йауванам на. Это
означает, что Он старее всех, первое живое
существо, но при этом Он вечно юн. Он всегда
выглядит двадцатилетним юношей, потому что
всецело духовен.

19