• Название:

    Конференция " Русские Евангельские церкви: Прош...

  • Размер: 1.01 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Название: Курс «Русские Евангельские церкви – особенности развития»
  • Автор: Алексей Коломийцев

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

1

Русские Евангельские церкви:
Прошлое, настоящее, будущее - тенденции развития

Развитие христианства – чрезвычайно сложное явление. Каждому из нас необходимо
глубокое понимание сущности того, в чем заключается наша христианская жизнь.
Реакция учеников на то, что с ними делал Христос, изначально показывала, что
христианство – очень сложное явление.
Иисус говорил об основании Церкви:


Исповедание:

Мф 16:15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Христос, Сын Бога Живаго.



16

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты--

Возрождение:

Мф 16:16 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и
кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;



Обетование:

Мф 16:17 и Я говорю тебе: ты-- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее;



Полномочия:

Мф 16:18 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на
небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

При этом ученики имели множество проблем:


Ученики не понимали сути главной цели миссии Иисуса Христа

Возражение Петра Христу Мф 16:22-23


Ученики конкурировали друг с другом

Мф 20:20-28


Ученики впадали в разочарование, доходя до точки отчаяния

Тем не менее, ученики имели то, чего не имели другие.

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»



2

Жизнь словом Иисуса Христа

Ин 6:68

Молитва Христа об учениках.
Познали истину
Стали другими людьми
Христос посылает их в мир
Им необходимо единство

«Да будут все едины»

Семь Церквей Откровения
Вид Иисуса Христа, в котором Он явился Иоанну.
Отк 1:20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть
сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь
церквей.

Ефес
Достоинства
Отк 2:2-3 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных,
3
и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты
много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Проблемы
Отк 2:4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Пергам
Достоинства
Отк 2:13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не
отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель
Мой Антипа.

Проблемы

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

3

Отк 2:14-15 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама,
который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и
15
любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Личные проблемы служителей, упомянутых в Новом Завете

I.

Круг ортодоксии или круг проблем

Отношение к Богу

Мертвый фундаментализм – либерализм

Суверенность Бога

Фатализм – открытый теизм

Природа Библии

Теория диктанта – отвержение
богодухновенности

Толкование Библии

Буквализм – Высший критицизм

Отношение к тексту Писания

Буквоедство – Одухотворение текста Писания

Руководство церкви

Анархизм - Авторитаризм

Отношение к проповеди

Авторитарная проповедь – басни

Роль церкви

Парацерковность – жесткая деноминационность

Отношение к миру

Контекстуализация – сектантство

Роль личности

Крайний индивидуализм – коллективизм

Отношение к спасению

Законничество – вседозволенность

Религиозная жизнь

Академизм – Пиетизм

Дисциплина

Беспорядок – железная дисциплина

Организация, менеджмент

Хаос – Прагматизм

Отношение к обществу
Евангелие

Безразличие к обществу – Социальное

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

Отношение к политике

Анархизм – Теономия

Отношение к пастырству

Отсутствие пастырства – диктатура

Отношение к Духу Святому
правилам

Харизматия – механическое следование

Отношение к эмоциям

Эмоционализм – скучное философствование

Отношение к традициям

Традиционализм – нонконформизм

Отношение к богатству

Аскетизм – Евангелие благополучия

Отношение к принципам

Бесхребетность – рабство закона

Роль рациональности

Прагматизм – мистицизм

II.

4

Основные богословские тенденции в современном христианском мире.

Несмотря на то, что русское евангельское движение в большей части своей истории
было изолировано от внешнего мира, его возникновение и развитие тесно связано с
процессами, имеющими место в развитии Евангельской церкви вообще в мире.

A. Первоапостольская церковь
Простота служения
Особо сильное действие Святого Духа
Гонения
Возникновение ересей
B. Период ранних споров

C. Государственная церковь

D. Католицизм и православие
1054 год

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

5

E. Реформация



Лютер



Христианский гуманизм



Цвингли

Более последовательное отношение к роли таинств (крещение и вечеря Господня)



Кальвин

Систематизация протестантского богословия
Определение роли церкви по отношению к государству


Анабаптисты

F. Баптизм

G. Пуританство

H. Либерализм

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

6

I. Церкви святости

J. Братские церкви

K. Движение пробуждения (Revivalism)





Джон Весли - методизм
Уайтфильд
D.L. Moody

Возрождение Америки

L. Пятидесятничество

M. Фундаментализм

Борьба с модернизмом, разрушавшим изнутри основные деноминации

Одной из постоянных проблем, стоявших перед каждым поколением людей,
стремившихся к очищению церкви и возвращению ее к библейским основам, был
вопрос отделения от нее.
Нужно ли отделяться от погрязшей в отступлениях церкви или же оставаться в ней
пытаясь изменять ее изнутри?
Этот вопрос связан со многими другими. Оставаясь в деноминации или церкви,
стремящиеся к очищению, признают ее законной и правильной. Это было очень трудно
в ряде ситуаций. Отделение, в свою очередь, создавало целый ряд других проблем.
Независимость церквей ставила их в новые условия, в которых они не всегда могли
существовать. Кроме того, большая чувствительность к ошибкам других вызывала

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

7

многочисленные разделения, продолжавшиеся после отделения от основной
деноминации.

N. Неоортодоксия

O. Новый Евангеликализм
Не отрицали сепаратизм полностью, но отказались от него, как от обязательного
элемента веры.




Billy Graham
Фулеровская семинария
National Association of Evangelicals

Реакция на радикальный сепаратизм фундаменталистов
P. Харизматическое движение

Q. Движение Иисуса (Jesus movement)

R. Прагматизм
Уменьшение роли Святого Духа и преувеличение действенности человеческих средств
в процессе воздействия на человека при спасении






Harry Emerson Fosdick
Robert Schuller
Bill Hibles
Rick Warren

S. Сбалансированный фундаментализм




B.B. Warfield
R.C. Sproul
John MacArthur

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»




8

John Piper
Albert Mohler

T. Социально ориентированный фундаментализм
Billy Graham
Bill Bright
Chuck Colson

U. Emergent church movement
Последние формы выражения либерализма
Постмодернизм
Отрицание абсолютов
Отрицание авторитетов
Радикальная индивидуализация религиозного опыта
Множество форм и степеней выражения




Mark Driscol
Rob Bell
Органическая церковь

Отрицание организованности и руководства
Минимизирование роли Писания


Missional movement

Радикальная контекстулизация

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

9

Нарциссизм (Narcissism), самовлюблённость, самолюбование1
Развлечения вместо поклонения

III.

Возникновение русских Евангельских церквей – Богословские аспекты.

Богословские течения, оказавшие влияние на формирование русских Евангельских
церквей на этапе его развития.
A. Православие

B. Немецкий баптизм
Роль Онкена в формировании русского баптизма
 Каргель
 Павлов

C.
D.
E.
F.
G.

IV.

Штундизм
Английский пиетизм
Дарбизм
Европейский либерализм
Пятидесятничество

Особенности раннего развития

A. Баптисты – Евангельские христиане
 Причины возникновения
 Суть различия
 Формирование идентичности
 Попытки объединения
B. Роль внешних факторов
 Давление православия
 Временная свобода
 Давление Советской власти
C. Формирование идентичности
D. Попытки объединения
1

Взято частично из проповеди Allister Begg Evangelical Crisis

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

V.

Богословские аспекты жизни церкви в годы коммунистического режима

A.
B.
C.
D.
E.

VI.

Опьянение свободой
Традиционализм
Образование первых миссий
Возникновение богословских учебных заведений
Шок богословского разнообразия
Формирование богословских направлений
Попытки формирования национальной идентичности

Анализ современного положения

A.
B.
C.
D.
E.
F.

VIII.

Довоенные преследования церкви
Восстановление союза
Богословие и философия служения в 50-е – 80-е годы 20-го столетия.
Совет церквей и ВСЕХБ
Возникновение автономии

Богословское развитие в ранние годы свободы

A.
B.
C.
D.
E.
F.
G.

VII.

10

Традиционализм
Харизматическое влияние
Мистицизм
Прагматизм
Либерализм – неоортодоксия
Библейский фундаментализм

Формирование верного отношения к реалиям богословских тенденций в
Русском Евангельском мире

Принцип «Свободы совести» и верность Библейской истине

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011

Курс «Русские Евангельские церкви –
особенности развития»

11

Христианизация или Евангелизация общества?

Школа Библейского проповедования/Алексей Коломийцев/5-6 мая 2011