• Название:

    Доказательство непрерывности существования


  • Размер: 0.24 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



    Предпросмотр документа

    123456
    Автор:
    Перевод:
    Расшифровка:
    Редакция:

    Библиотека буддийских лекций «Тушита»
    Досточтимый геше Джампа Тинлей
    Майя Малыгина
    Дхарма-центр «Тушита»
    Дхарма-центр «Тушита»

    Доказательство непрерывности существования
    1. Цель религии ....................................................................................................... 2
    2. Религия и наука.................................................................................................... 3
    3. Возникновение и существование буддизма ................................................................ 5
    4. Непрерывность существования ................................................................................ 5
    4.1 - Смерть с точки зрения буддизма ........................................................................... 6
    4.1.1 - Самоубийство ............................................................................................... 6
    4.2 - Промежуточное состояние (бардо) ......................................................................... 7
    4.2.1 - Духи .......................................................................................................... 8
    4.2.2 - Подношение умершему ................................................................................. 8
    5. Доказательство непрерывности существования .......................................................... 8
    5.1 - Закон причинно-следственной взаимосвязи.............................................................. 8
    5.2 - Феномены и их категории .................................................................................... 9
    5.2.1 -Три категории феноменов [по способу восприятия] ...............................................10
    5.2.1.1 - Явные объекты [феномены] ........................................................................10
    5.2.1.2 - Скрытые объекты [феномены] .....................................................................10
    5.2.1.3 - Весьма скрытые объекты [феномены]............................................................11
    5.2.2 - Две категории феноменов [по способу существования] ..........................................11
    5.2.2.1 - Непостоянные (функциональные) феномены ...................................................11
    5.2.2.2 - Постоянные феномены ..............................................................................12
    5.3 - Способ существования сознания...........................................................................12
    5.3.1 - Первая характеристика сознания ......................................................................12
    5.3.2 - Вторая характеристика сознания ......................................................................13
    5.3.2.1 - Связь сознания и головного мозга ................................................................14
    5.3.3 -Третья характеристика сознания .......................................................................15
    5.4 - Механизм работы сознания .................................................................................15
    5.5 - Существует ли первопричина...............................................................................17
    6. Практическая направленность изучения философии .................................................. 17

    123456

    Доказательство непрерывности существования

    1. Цель религии

    Я очень рад снова видеть вас. Я встречался с вами летом, давал вам учение и был
    доволен своим визитом. И я очень счастлив, что мое учение принесло людям
    пользу. Основной целью людей, которые дают Учение, должно быть принесение
    людям пользы.
    Поэтому моей целью не является обращение вас в буддизм. Я хочу внести свой
    вклад в вашу жизнь и в вашу культуру. В буддийской традиции есть мудрость. И я
    хочу, чтобы эта мудрость принесла вам практическую пользу, так чтобы вы могли
    измениться к лучшему.
    В конце концов, все мы люди. А понятия: буддист, русский, христианин,
    мусульманин – все эти понятия вторичны.
    Для нас очень важно в трудных, кризисных ситуациях стараться возвращаться к
    своим основам. Сейчас я, просто как человек, даю вам Учение. Вы слушаете это
    Учение от такого же человека, как и вы сами. Затем, постарайтесь использовать
    его для того, чтобы стать лучше. Вот это очень важно.
    Основной целью религии – является изменение человека в лучшую сторону. Если
    вы изменитесь к лучшему благодаря христианской вере, я буду этому очень рад. Я
    буду рад, если вы станете лучше благодаря буддизму. Я буду рад, если вы станете
    более хорошими людьми с помощью ислама. Самое главное – вы должны стать
    лучше.
    Какая разница: примете вы тибетское лекарство – и вам станет лучше или примете
    европейское лекарство – и вам станет лучше. Самое главное вылечить вашу
    болезнь. Тибетское лекарство вы принимаете или европейское – это не важно.
    Главное, чтобы оно вам подходило. Вот это – очень важно.
    Религия – это тоже лекарство, лекарство от болезней ума. Если болезни ума не
    лечить всегда будут проблемы: этого не хватает и того не хватает, это не
    получается и то не получается, здесь кошмар и там кошмар. Почему? Потому что
    ум не совсем здоров. Посмотрите на нашу жизнь, в ней всегда есть проблемы: в
    начале жизни много проблем, в середине жизни проблемы и в конце жизни есть
    проблемы. Если вы не лечите свой ум и оставляете его в таком ослабленном
    состоянии, то проблемы все время увеличиваются.
    С какого лекарства надо приступать к лечению ума? Мы не можем, просто сказать:
    Вот это лекарство самое лучшее, а то – плохое. Прежде всего, надо посмотреть,
    какое лекарство подходит именно вам. Если вам более полезно христианское
    «лекарство», то надо принимать христианское «лекарство». Если буддийское
    «лекарство» вам подходит, то вы можете полностью вылечиться с помощью
    буддийского «лекарства». Не надо противопоставлять себя другим и говорить: «Я
    буддист, а он – другой».
    Если вы «лечитесь» с помощью ислама, то это тоже очень хорошее «лекарство».
    Но не надо говорить: «Я – мусульманин, он – буддист, а вы – христианин». Эта
    болезнь бывает у людей от неправильного понимания религии. Религия – это
    лекарство.
    Вы все пришли сюда, потому что вы заинтересованы в применении буддийского
    лекарства для излечения от болезней своего ума. И поскольку вы в нём
    www.tushita.ru – библиотека буддийских лекций

    2

    123456

    Доказательство непрерывности существования

    заинтересованы, то я постараюсь дать вам это буддийское лекарство.Но сначала
    вы должны исследовать лекарство. Не надо сразу же принимать его.

    Надо проверить: чистое лекарство или нет, полезно оно или не полезно. Сейчас
    много разных лекарств есть, в том числе новых: «нью эйдж», экстрасенсы, много
    разных духовных учений. Если вы их сразу броситесь принимать, то потом голова
    заболит. Ум и так больной, а в этом случае еще хуже будет. Поэтому не надо сразу
    бросаться принимать лекарства. Вначале надо проанализировать и понять:
    подлинное это лекарство или нет, чистое это лекарство или нет? Анализируйте,
    ведь у вас есть ум.
    Когда вы покупаете магнитофон, вы смотрите на производителя. Если это
    китайский магнитофон, то вы не будете его покупать, даже если он очень
    красивый. А если он сделан компанией Sony, то вы купите, потому что это хорошая
    компания. Вы купите, даже если он дорого стоит.
    Сначала я представлю вам буддизм в общих чертах. В первую очередь очень важно
    ознакомиться с полным механизмом системы. Узнав этот механизм, вы поймете,
    что и для какой цели предназначено. Тогда вы будете принимать лекарство с
    удовольствием. Даже если лекарство горькое, вы всё равно будете принимать его
    с удовольствием.
    Лекарство Дхармы не должно быть интересным для вас, оно должно быть вам
    наиболее полезным. Иногда люди просят то Учение или ту духовную практику,
    которая для них интересна. Это ошибка. Вы же не просите врача прописать вам то
    лекарство, которое вас интересует. Вы должны просить врача, чтобы он прописал
    вам то лекарство, которое вам полезно. Даже если оно горькое, то это не имеет
    значения. Главное предназначение лекарства – вылечить человека от болезни. А
    если вас интересует сладкое, то покупайте не лекарство, а шоколад. Шоколад
    создан для того, чтобы быть вкусным. Итак, очень важно знать цель.
    Поскольку вас интересует излечение от болезней ума, то вашей целью должно
    стать излечение ума: изменение себя в лучшую сторону.

    2. Религия и наука

    Когда мне было восемнадцать лет, я изучал буддийскую философию, но не считал
    себя буддистом. Сначала я не верил в религию и считал, что из-за религий много
    войн. Мои родители буддисты и это приносит им пользу. Но я не хотел быть
    религиозным человеком, я хотел быть человеком, который приносит пользу
    другим людям. Я относился к религии скептически и видел, что религиозность не
    всегда помогает. Религию часто используют для разделения. Люди сначала
    говорят: «Я – буддист. Я – христианин. Я – мусульманин», а потом дерутся. Я не
    понимал этого. Человеку итак достаточно трудностей, зачем конфликтовать и
    становиться из-за этого несчастным. Поэтому, когда мне было восемнадцать лет, я
    не поддерживал религию.
    Однако у меня в сердце было немного доброты и я думал, что надо жить не только
    для себя. Я хотел, чтобы все люди были одинаково счастливы. У меня нет
    сильного ощущения, что я тибетец, а другие люди не такие. Никто меня этому не
    учил, просто я так чувствую: самое главное, что все мы люди, и не важно какую
    религию мы исповедуем. У меня есть много друзей среди мусульман, много
    www.tushita.ru – библиотека буддийских лекций

    3

    123456

    Доказательство непрерывности существования

    друзей среди индуистов и много среди буддистов. Среди мусульман есть очень
    хорошие люди, среди индуистов тоже и среди тибетских буддистов тоже есть
    хорошие люди. Плохие люди тоже везде есть. Плохие мусульмане очень опасны,
    плохие буддисты очень опасны, плохие индуисты и плохие христиане тоже очень
    опасны. Все люди одинаковые. Позже, когда я стал изучать буддийскую
    философию, я понял, что это не догма. Буддизм – это не религия, это наука об
    уме.
    Итак, я стал буддистом, потому что обнаружил, что буддизм – это наука об уме.
    Именно поэтому я и стал буддистом. Если бы мой Духовный Наставник сказал бы
    мне, что я должен во все это поверить, потому что это так и все, то я бы никогда
    не стал буддистом. И сколько бы не настаивали мои отец с матерью, я бы никогда
    не стал буддистом, потому что моя жизнь – это моя жизнь. Мои родители –
    буддисты, хорошо, я не против. Но я не хотел быть буддистом, не хотел относить
    себя в какую-либо категорию или религию.
    И мой Духовный Наставник никогда не говорил мне, что я должен стать
    буддистом. Он всегда говорил мне: «Самое главное будь хорошим, добрым и
    полезным человеком. Твоя человеческая жизнь должна быть полезна для других
    людей. И для того чтобы увеличить свой потенциал, ты должен открыть для себя
    реальность жизни и смысл жизни: что такое жизнь, откуда произошла жизнь, где
    было начало твоей жизни и что будет концом твоей жизни».
    Позже, изучая буддизм, я обнаружил, что не существует ни начала, ни конца
    жизни. Мы непрерывно продолжаем свое существование. И то, что я сам для себя
    обнаружил, я пытаюсь объяснить вам и надеюсь, что это принесет вам пользу.
    Однако вы должны слушать меня скептически. Если вы будете благоговейно
    принимать на веру все, что вы слышите, то это будет подобно промыванию мозгов.
    Это не принесет вам пользы. Пока я здесь, вы будете говорить: «Да, тибетский
    лама говорит правду». Потом кто-то другой скажет: «Тибетский лама говорт не
    правильно, нужно думать совсем по-другому», и вы согласитесь: «Да, это правда».
    Ничего хорошего это вам не даст. Никогда не верьте, если вам скажут: «Потому
    что это – так». Думайте и анализируйте сами. Поэтому не верьте мне сразу,
    проанализируйте. Нужно иметь скептический ум: «Может быть – это правда, может
    быть – не правда. Мне надо подумать».
    Для вас очень важно все время сравнивать науку и буддизм. Тогда вы много для
    себя откроете. Я действительно уважаю науку и ученых. Почему? Не смотря на то,
    что ученые делают много ошибок, мне нравится их принцип. Они открывают
    реальность, и у них нет догм. Они не пытаются надергать догмы из христианства,
    ислама или буддизма. Ученые просто пытаются открыть и понять, со своей точки
    зрения, что такое действительная реальность. И все свои открытия они
    записывают. Вот это мне действительно нравится в науке.
    Для нас очень важно открыть для себя истину, открыть для себя реальность, а не
    что-то сконструировать или придумать. Например, в коммунистические времена
    было очень много придумано в области идеологии. Люди ничего не пытались
    открыть, не искали истину, а очень много создавали такого, что не имело
    отношение к реальности. Из-за этого возникали проблемы.

    www.tushita.ru – библиотека буддийских лекций

    4

    123456

    Доказательство непрерывности существования

    3. Возникновение и существование буддизма

    Буддизм, как традиция появился две с половиной тысячи лет тому назад в Индии,
    где родился Будда Шакьямуни. Он родился царевичем. Именно он стал
    основателем этой традиции.
    Считается, что в течение этой кальпы (кальпа или эон – это неисчислимый период
    времени в буддизме) в этот мир должна прийти тысяча Будд.
    Будда Шакьямуни считается четвертым по счёту Буддой. Перед Буддой Шакьямуни
    в этот мир уже приходило три Будды. Они пришли и ушли. Третий из них был
    Будда Кашьяпа – непосредственный предшественник Будды Шакьямуни. И между
    приходом Будды Кашьяпы и Будды Шакьямуни прошел миллион лет.
    Пятым по счёту Буддой, который придет в этот мир будет Будда Майтрейя. Но он
    придет сюда еще очень не скоро. Пройдут еще тысячелетия и тысячелетия,
    прежде чем он придет. Когда Учение Будды Шакьямуни полностью исчезнет из
    этого мира, то пройдет еще очень много лет, и появится Будда Майтрейя, который
    будет давать то же самое Учение. Но это Учение уже будет считаться Учением
    Будды Майтрейи.
    Итак, с буддийской точки зрения, конца света не будет еще очень и очень долго.
    Потому, что в этот мир должна прийти тысяча Будд, а Будды приходят с
    промежутками в миллионы лет. И если в этот мир пришло только четыре Будды из
    тысячи, то вы можете себе представить, что после прихода Будды Майтрейи, еще
    девятьсот девяносто пять Будд должны будут прийти в этот мир до конца света.
    Этим летом многие люди в мире были напуганы, они ожидали конца света
    (связанного с солнечным затмением). Но я сказал, чтобы они не волновались – мир
    просуществует еще миллионы и миллионы лет. Проблемы конечно будут, но конца
    света пока не будет. И действительно, конец света этим летом не наступил. Так
    что не думайте о каких-то коротких промежутках времени, думайте в перспективе,
    глобально.

    4. Непрерывность существования

    С другой стороны – если вы умрете, то это тоже будет не конец.
    В буддизме считается, что не существует ни начала, ни конца. Вы существуете с
    безначальных времен, и будете существовать до бесконечности. Но формы,
    которые вы принимаете, будут всё время меняться.
    Иногда вы будете рождаться в тибетском обществе и называть себя тибетцем или
    тибеткой. У вас будет тибетское тело и маленький нос (у тибетцев не бывает
    большого носа), лицо как у меня, не очень высокий рост. И вы будете говорить: «Я
    тибетец». Если вы будете фанатиком, то будете говорить: «Я тибетец. Поэтому я
    самый духовно чистый и самый хороший». Потом вы родитесь русским человеком,
    будете иметь русское тело и говорить: «Я русский». Но это всего лишь ваше тело,
    которое подобно дому.
    Если вы подумаете о том, как много людей живет в Башкортостане, и как мало из
    них пришло послушать мое Учение, то вы поймете, что это не случайно. У всех у
    www.tushita.ru – библиотека буддийских лекций

    5

    123456

    Доказательство непрерывности существования

    вас есть довольно сильная связь со мной. Именно вы, из всего населения
    республики пришли сегодня сюда.
    Итак, наш ум, подобно гостю, всё время меняет тела, подобные дому. И какое
    тело вам достается, с тем вы себя и отождествляете. Если вы плохо занимаетесь
    духовной практикой и совершаете много негативных поступков, то вы можете даже
    воплотиться в теле собаки. И в это время вы называете себя собакой. Таким
    образом, иногда вы воплощаетесь в теле собаки, иногда в теле человека, иногда в
    телах других живых существ. Именно таким образом, мы существуем с
    безначальных времен, по сей день. И дальше всё будет продолжаться точно
    также.

    4.1 - Смерть с точки зрения буддизма
    Итак, что такое смерть, с буддийской точки зрения.
    Смерть – это не просто остановка вашего сердца. Это еще не смерть. Смерть – это
    полное отделение сознания от тела, когда всякая связь между телом и сознанием
    прерывается. Именно это называется смертью.
    После того, как ваш ум отделяется от тела, и до момента вашего нового
    воплощения, вы проходите через промежуточное состояние, которое в буддизме
    называется бардо. Бардо – это состояние между смертью и следующим
    рождением.
    Эти знания – очень полезны для вас. Даже если вы в них не верите, когда-нибудь
    вам придется умереть. И я знаю совершенно точно, что после того как вы умрете,
    вы попадете в состояние бардо. Возможно, там вы подумаете: «Тибетский лама
    когда-то об этом рассказывал. Оказывается всё это – правда». И если сейчас вы
    мне не верите, то в тот момент, вы переживете это на собственном опыте.

    4.1.1 - Самоубийство
    Очень важно знать, что такое бардо, потому что вам будет необходимо его
    пережить. Если бы вам не надо было через это всё проходить, то было бы очень
    хорошо. Если бы смерть действительно была концом всему – полным небытиём,
    тогда нам не надо было бы вообще страдать. Тогда людям было бы очень легко
    решить все свои проблемы: когда у человека возникает слишком много проблем,
    он просто совершает самоубийство. Тем самым он всё решает: ничего нет, и я не
    существую.
    Но факт в том, что самоубийцы совершают очень большую ошибку. Если они не
    могут решить свои проблемы, будучи человеком, то после того, как они покончат с
    собой, эти проблемы станут еще хуже. Тогда они вообще не смогут их решить. Им
    г