• Название:

    Намаз Посланника Аллаха(саляллоху алейхи уа сал...

  • Размер: 1.52 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse
  • Название: بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ

Предпросмотр документа

Муфтий Джамиль Ахмад Назири.
Намаз Посланника Аллаха . — Казань. Религиозное просвещение.
2006. — 288с. Перевод с урду.
В книге приведены обоснования из Корана и Сунны способа чтения намаза
по ханафитскому мазхабу.

ISBN 5-85247-062-7

© «Религиозное просвещение», 2006
2

!‫م‬#‫ن! الر&ح!ي‬,‫م‬#‫م! ال! ال &رح‬#‫ب!س‬
ПРЕДИСЛОВИЕ
Намаз – это второй основной столп ислама, являющийся самым великим
и наилучшим поклонением. В День Суда в первую очередь будет
спрошено о намазе. Намаз не разрешается пропускать ни в путешествии,
ни дома, ни в молодости, ни в старости, ни будучи здоровым, ни больным,
ни в состоянии мира, ни в страхе, ни в коем случае. Намаз – это преграда
между куфром и исламом, он является отличительной чертой между
верующим и неверующим.
Это важное поклонение требует от нас, чтобы его совершали правильно,
соблюдая его требования и порядок. Если читать намаз, не выполняя его
требований, и неправильным образом, то есть опасность, что вместо
причины довольства Аллаха, он может стать грехом и бременем.
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

‫صلوا كما رأيتمونى اصلى‬

«Читайте намаз так, как вы видели меня, читающим намаз». (Бухари т.1,
стр.88).
Как читал намаз Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?
Данная книга является подробным ответом на этот вопрос.
Нельзя читать намаз, как хотим, а надо читать его так, как показал
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) на своём примере.
Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) тот же,
который следует из Корана, потому что вся жизнь Посланника Аллаха
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) являлась образцом Корана. Намаз
Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) тот же, который
следует из хадисов, первым передатчиком которых является
благословенная и священная группа сахабов (радиаллаху ‘анхум). Намаз
Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) тот же, который
подтверждается жизнью сахабов (радиаллаху ‘анхум), потому что они
жили по тому образу, который называется «усвай расуль» (образ жизни
Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)).
Имеется много книг о намазе и как его читать, поэтому не было
необходимости в новой книге по этой теме. Но в этом ряду данная книга
выделяется среди остальных тем, что в ней о намазе Посланника Аллаха
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказано не из книг по фикху, а из аятов
Корана и достоверных хадисов. И утверждение о том, что фикх ханафи
точно соответствует Корану и хадису, имеет основательные
доказательства. Поэтому для людей, которые злятся, услышав слово
«фикх», приведены отличные и золотые доказательства, которые
обратятся к их разуму и успокоят их сердца. И чтобы можно было
3

остановить усилия так называемых авторов, которые при помощи своих
книг и заявлений постоянно пропагандируют, что их способ намаза
доказан из достоверных хадисов, а у имама Абу Ханифы (рахматуллахи
‘алейхи) и его товарищей, кроме письменного изложения фикха, ничего
нет.
В этой книге я (автор), для того чтобы объяснить какой-нибудь вопрос,
если есть соответствующий аят Корана, привёл аят Корана, потому что
согласно принципам фикха ханафи, для вывода заключения Коран стоит
впереди хадиса, а не наоборот. Но если нет аята Корана, касающегося
этого вопроса, то ясно, что в этом случае в доказательство будет приведён
достоверный хадис, а если о каком-либо вопросе имеются несколько
хадисов, противоречащих друг другу, тогда высказывания и практика
первых передатчиков религии сахабов (радиаллаху ‘анхум) станут
причиной предпочтения одного хадиса над другими.
Данные принципы фикха ханафи имеют настолько высокую степень, что
самый упорствующий не сможет отказаться от них, а также не сможет
привести принципы лучше.
Для объяснения вопроса не ссылались на какую-нибудь книгу по фикху
ханафи. Конечно же, в некоторых местах приведены краткие обзоры и
наблюдения из книг по мазхабам маликитов, шафи‘итов и ханбалитов, для
того чтобы бы это стало причиной большего усилия и укрепления.
На учёных-ханафитов ссылались в тех вопросах, в которых противники
приписали им неправильные вопросы, поэтому, кроме разоблачения их
обмана, осведомляли читателей о планах противников.
Для единогласных вопросов удовлетворились делать одну или две
ссылки, но для спорных вопросов и, особенно, в которых имеется сильное
разногласие, например, «кыраат хальфаль имам» (чтение «Фатихи» за
имамом), «рафа‘ ядейн» (поднимание рук), «амин» вслух или про себя,
количество рака‘атов таравих и т.д. постарались привести много ссылок.
Настоящим поводом составления этой книгой являются те наши
товарищи разных регионов Индии, которых тревожат заявления
пропагандистского характера одной определенной секты. Уважая их
настойчивость и жажду, была составлена эта книга, чтобы благочестивые
рабы Аллаха были осведомлены о сути этих заявлений и о неверности их
пропаганды, и чтобы они остерегались тех, кто создаёт почву для
взаимной ненависти и вражды.
За особую помощь в предоставлении книг выражаю искреннюю
благодарность уважаемому Маулане Махфузур-Рахману Мифтахи,
учителю «Джами‘а Мифтахуль ‘Улюм» Меонат Банджан. (Джазахуллаху
хайран).
4

Дорогие читатели! После чтения книги выразите свои драгоценные
мнения по поводу этой работы.

‫ آمين‬-‫ وارزقنا اجتنابه‬K‫ وارزقنا اتباعه و ارناالباطل باطل‬K‫اللهم ارنا الحق حقا‬
ВАЖНОСТЬ И ЦЕННОСТИ НАМАЗА
Ислам основан на пяти столпах:
1.
Вере в Аллаха и посланника Его.
2.
Выстаивании намаза.
3.
Выплате закята.
4.
Совершении хаджа к Ка‘бе.
5.
Уразе в месяц рамазан.
(Бухари т.1, стр.5, Муслим т. 1, стр. 32)
Самое любимое поклонение для Аллаха – это намаз.

.‫ الى ال قال الصلوةلوقتها‬a‫عن ابن مسعود قال سالت النبى اى العمال احب‬

(٧٦ ‫ ص‬،١ ‫ ج‬، ‫)بخارى‬
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) говорит: «Однажды я спросил
у Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Какой поступок (человека)
наиболее дорог Аллаху Та‘аля?» Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа
саллям) ответил: «Вовремя прочитанный намаз». (Бухари т.1, стр. 76).
Намаз является различием между верующим и кафиром.

.‫ة‬,‫عن جابر قال قال ر سول ا ل ب ين الر جل وب ين الشرك والك فر ترك الص لو‬

(٦١ ‫ ص‬،١ ‫ ج‬، ‫)مسلم‬
Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху
‘алейхи уа саллям) сказал: «Связь человека с куфром и ширком — это
оставить намаз». (Муслим т.1, стр. 61)
‘Абдуллах бин ‘Амр (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что однажды
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), упоминая о намазе, сказал:
«Для того, кто соблюдает его, он будет светом, свидетелем в его пользу и
спасением в День Суда. И для того, кто не соблюдает его, он не будет ни
светом, ни защитой, ни спасением. И в Судный День этот человек будет с
Фир‘ауном, Хаманом и Убай бин Халафом». (Ахмад, Дарами, «Мишкат»
т.1, стр. 59).
‘Умар (радиаллаху ‘анху) во времена своего халифата издал заявление
для всех своих наместников:

‫ة ف من حفظ ها و حا فظ علي ها ح فظ دي نه و من‬,‫ان ا هم امر كم عندى الص لو‬
(۳ ‫ ص‬، ‫)مؤطا امام مالك‬. ‫ضيعها فهولما سوا ها اضيع‬

«Я считаю намаз самым важным из ваших дел. Человек, который
дорожит намазом, скорее всего также будет выполнять другие требования
Ислама, но если он нарушает намаз, то он с большей лёгкостью нарушит и
остальное в Исламе».
Аллах Та‘аля сказал:
(‫ى )سورة اعلى‬,„‫ ‚فص‚ل‬‫م‚ ر‚ب!ه‬#‫ى و‚ ذ‚ك‚ر‚ اس‬,„‫ ت‚ز‚ك‬#‫ل‚ح‚ م‚ن‬#‫ ا‚ف‬#‫ق‚د‬
5

«Нашёл успех тот, кто очистился, и помянул имя Господа своего, и
помолился». («Высочайший» 14,15).

ЦЕННОСТИ НАМАЗА
В Коране и хадисах приводится бесчисленное количество ценностей
намаза.
Аллах Та‘аля сказал:
(‫)عنكبوت‬.#‫ب‚ر‬#‫̂رال! ا‚ك‬#‫ك‚ر! و‚ل‚ذ!ك‬#‫̂من‬#‫ش‚اء! و‚ال‬#‫ف‚ح‬#‫ى ع‚ن! ال‬,‫ه‬#‫ة‚ ت‚ن‬,‫ا!ن& الص‚لو‬
«Воистину, намаз отстраняет от мерзости и явного греха, а поминание
Аллаха более велико». («Паук» 45).
Аллах Та‘аля сказал:

‫ن‬#‫ ن‚ ي‚ر!̂ثو‬#‫ ن‚ ال&ذ!ي‬#‫و‚ار!̂ثو‬#‫ ن‚ ̂اولئ! ك‚ ̂ه مˆ ال‬#‫ ̂يح‚ا !فظˆو‬#‫ ع‚لى ص‚ل‚و‚ات!ه!م‬#‫ ن‚ ̂ه م‬#‫و‚ ال&ذ!ي‬
(‫ )مؤمنون‬.‫ن‬#‫ه‚ا خ‚ال!̂دو‬#‫ !في‬#‫س‚ ̂هم‬#‫رد‚و‬
# !‫ف‬#‫ال‬

«Те, которые соблюдают свои молитвы — это они наследники, которые
наследуют Фирдаус (джаннат), они в нём пребудут вечно». («Верующие»
9-11)
В сборнике хадисов Муслима приводится хадис Посланника (салляллаху
‘алейхи уа саллям):

‫الص لوة الخ مس والجم عة الى الجم عة ورمضان الى رمضان مكفرات ل ما‬
(١۲۲ ‫ ص‬،١ ‫ )ج‬.‫بينهن اذا اجتنب الكبائر‬

«Пять намазов и намаз джум‘а до другого джум‘а, и рамазан до другого
рамазана — есть возмещение за совершённое между ними, если человек
сторонится больших грехов». (Муслим).
В другом хадисе Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)
спросил своих сахабов:

‫ا بباب احد كم يغتسل فيه كل يوم خمسا هل‬K‫قال رسول ا ل ارأيتم لو ان نهر‬
‫ى من در نه شئ قال فذالك م ثل الص لوات‬,‫ى من در نه شئ قالوا ل يبق‬,‫يبق‬
(٧٦ ‫ ص‬،١ ‫ ج‬،‫الخمس يمحوا ال بهن الخطايا )بخارى‬

«Если человек купается 5 раз в день в реке, протекающей около его
дверей, останется ли какая-нибудь грязь на нём?» «Нет, никакая грязь на
нём не останется», — ответили сахабы. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи
уа саллям) заметил: «Точно такое же действие пятикратного намаза. Аллах
смывает им все грехи». (Бухари т.1, стр. 76).
Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи
уа саллям) сказал:
(‫ى ينا جى رب&̂ه )حواله مذكوره‬,„‫قال النبى ان احد كم اذاصل‬
«Когда кто-нибудь читает намаз, то он шёпотом разговаривает с
Аллахом». (Бухари т.1, стр. 76).
Абу Зарр (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что однажды Посланник
Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вышел из своего дома. Была осень,
и листья падали с деревьев. Он схватил две ветки дерева, от чего их
листья посыпались. На это он заметил: «О Абу Зарр (радиаллаху ‘анху),
6

когда мусульманин читает свой намаз ради Аллаха, его грехи спадают с
него, как опадают эти листья». (Муслим т.5 стр. 179, «Мишкат» т. 1,
стр.58).
Намаз — это прохлада очей Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
(٥٧ ‫جعلت ̂قر&ة عينى فى الصلواة )آثار امام ابو يوسف ص‬
«Намаз — это прохлада моих очей».
Было обычной практикой правителя мусульман Абу Бакра (радиаллаху
‘анху), когда подходило время намаза, говорить:
(‫ى ناركم التى اوقدتمو ها فاطفئوها )احياء علوم الدين‬
, ‫قومو اال‬
«Вставайте! Прочитав намаз, потушите огонь, который вы разожгли,
чтобы сжечь себя (совершая грехи)».

ПОЛОЖЕНИЕ О ФАРЗ НАМАЗАХ
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ НАМАЗОВ ИЗ
КОРАНА.
Нижеследующие аяты Корана являются доказательством обязательности
фарз намазов:
(‫ )النساء‬.‫ا‬K‫̂قوت‬#‫ا م&و‬K‫م!ن!ين‚ ك!ت‚اب‬#‫̂مؤ‬#‫عل‚ى ال‬
‚ #‫ة ‚ك‚ان‚ت‬,‫ة‚ إ!ن& الص&لو‬,‫ا الص&لو‬#‫ف‚أ‚ق!ي̂مو‬
1. Выстаивайте молитву, поистине, молитва для верующих —
предписанное в определенное время. («Женщины» 103).
(‫ر!ك!ين‚ )روم‬#‫̂مش‬#‫ة و‚ل‚ا ت‚̂كو̂نوا م!ن‚ ال‬,‫ا الص&لو‬#‫و‚أ‚ق!ي̂مو‬
2. «И выстаивайте молитву, и не будьте из числа многобожников»
(«Римляне» 31).
(‫ )بقره‬. ‚‫ة‬,‫ا الز&ك‚و‬#‫̂تو‬,‫ة‚ و‚ا‬,‫ا الص&لو‬#‫و‚أ‚ق!ي̂مو‬
3. «И выстаивайте намаз, и давайте закят». («Корова» 43).
(,‫ه‬,‫)ط‬.‫ه‚ا‬#‫ ع‚ل‚ي‬#‫ط‚ب!ر‬#‫ة و‚اص‬,‫ل‚ك‚ ب!الص&لو‬#‫ر أ‚ه‬
# ‫̂م‬#‫و‚أ‬
4. «И прикажи своей семье намаз, и сам будь постоянным в нём. Мы не
просим у тебя пропитания, Мы пропитаем тебя. И ахират — за
богобоязненностью». («Таха» 132).
(‫ )عنكبوت‬.‫ة‬,‫ك!ت‚اب! و‚أ‚ق!م! الص&لو‬#‫ك‚ م!ن‚ ال‬#‫̂ل م‚ا ̂أوح!ى‚ إ!ل‚ي‬#‫̂ات‬
5. «Читай им то, что открыто тебе из писания, и выстаивай намаз».
(«Паук» 45).
Кроме этих, есть много других аятов Корана, которые являются
доказательством фарз намазов, но для сокращения автор удовлетворяется
вышеприведённым.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ НАМАЗОВ ИЗ
ХАДИСО В.
Из хадисов Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) явно
доказывается обязательный статус фарз намазов. Некоторые из них
приводятся ниже:
7

1. ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

‫ه الال وان محمدا رسول ال ويقيموا‬,‫امرت اقاتل الناس حتى يشهدوا ان لال‬
‫ة فاذا فعلوا ذالك عصموامنى دماء هم واموالهم البحق‬,‫ة ويوتوا الزكو‬,‫الصلو‬
(۳٧ ‫ ص‬،١ ‫ مسلم ج‬،٨ ‫ ص‬،١ ‫السلم وحسابهم على ال )بخارى ج‬

«Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не
засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник
Аллаха, и не станут совершать намаз и выплачивать закят. Если же они
будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество,
кроме как по закону ислама (наказания по шариату за убийство), и тогда
отчёт у них только перед Аллахом». (Бухари т.1, стр. 8, Муслим т.1, стр.
37).
2. Абу Дарда (радиаллаху ‘анху) говорит: «Мой дорогой Расулюллах
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) предостерёг меня, сказав:

‫ا ف من ترك ها متعمدا فقدبرئت م نه الذ مه رواه‬K‫ة مكتو بة متعمد‬,‫ولتترك صلو‬
(۵٩ ‫ ص‬،١ ‫ة ج‬,‫ابن ماجه)مشكو‬

«Не оставляй фарз намаз намеренно, так как Аллах свободен от
обязательств перед человеком, который пропускает фарз намаз
намеренно». («Мишкат» т.1, стр. 59).
3. Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху
‘алейхи уа саллям) сказал:

‫تنا وا ستقبل قبلت نا وا كل ذبيحت نا فذالك المس لم الذى له ذ مة‬,‫„ى ص‚لو‬,‫من صل‬
(۵٦ ‫ ص‬،١ ‫الوذمة رسوله )بخارى ج‬

«Тот, кто прочитал наш намаз, повернулся лицом в сторону нашей
кыблы (то есть прочитал намаз в сторону нашей кыблы) и поел зарезанное
нами (мясо), то он мусульманин, за него Аллах и Его посланник несёт
ответственность». (Бухари т.1, стр. 56).
4. Малик ибн Хувейрис (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

‫ة فليؤذن ل كم احد كم ول يؤ م كم‬,‫صلواكمارأيتمونى ا صلى فاذا حضرت الص لو‬
(٨٨ ‫ ص‬،١ ‫اكبر كم )بخارى ج‬

«Читайте намаз так, как вы меня видите читающим намаз, поэтому когда
приходит время намаза, то пусть один из вас сделает азан, затем старший
из вас становится имамом». (Бухари т.1, стр. 88).
5. Не только взрослым приказано читать намаз, но даже велено
прививать привычку к намазу у детей.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

‫ة و هم ابناء سبع سنين واضربوا هم علي ها و هم ابناء‬,‫مروا اولد كم بالص لو‬
(٨٦ ‫ص‬،١ ‫عشر وفر¦قوا بينهم فى المضا جع )ابوداؤد ج‬

«Велите читать намаз вашим детям, когда им семь лет, и бейте их, если
они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно». (Абу Дауд т.1,
стр. 86).
8

УПОМИНАНИЕ ПЯТИКРАТНОГО НАМАЗА В КОРАНЕ
В Коране в следующих аятах упоминается пятикратный намаз:

‫ ن‚ الس&ـي¦ئ‚ات! ذ‚ال!ك‬#‫ذه!ب‬# ‫ح‚س‚ن‚ات! ̂ي‬#‫ل! إ!ن& ال‬#‫ا م¦ن‚ الل&ي‬K‫ة ط‚ر‚ف‚ى الن&ه‚ا !ر و‚̂زل‚ف‬,‫و‚أ‚ !قم! الص&لو‬
(‫ ل!لذ&اك!ر!ين‚ )هود‬,‫ى‬#‫ر‬#‫ذ!ك‬

1. «Выстаивай намаз в обоих концах дня и в ближнюю часть ночи.
Истинно, хорошие дела уничтожают плохие. Это есть напоминание для
вспоминающих». («Худ» 114).
Соответственно мнениям толкователей Корана, «в обоих концах дня»
рассказано о времени намазов фаджр, зухр и ‘аср, «и в ближнюю часть
ночи» указывается на время магриба и ‘иша намазов. (см. тафсир Абу
Са‘уда ‘Али Хамша «Тафсир кабир» т.5, стр.145 и стр.142, тафсир «Рухуль
ма‘ани» т.12, стр. 156 и тафсир «Джалалейн» т. 1, стр. 189).

‫ض‬#‫ ‚أر‬#‫ت! و‚ال‬,‫و‬,‫̂د ف!ى الس&م‬#‫ح‚م‬#‫ون‚ ﴿﴾ و‚ل‚̂ه ال‬# ˆ‫ب!ح‬#‫ن‚ ̂تص‬#‫ن‚ و‚ح!ي‬#‫سˆو‬#‫ن‚ ̂تم‬#‫ن‚ ال! ح!ي‬,‫ح‬#‫ف‚سˆب‬
‫ح‚ى‬#‫م‚ „ي! ت‚ م! ن‚ ال‬#‫ !ر جˆ ال‬#‫م‚ „ي! ت! و̂يخ‬#‫ى م! ن‚ ال‬
& ‚‫ح‬#‫ !ر جˆ ال‬#‫ ن‚﴿﴾ ̂يخ‬#‫ه!̂رو‬#‫ ن‚ ̂تظ‬#‫و‚ع‚ش! ي¬ا و&ح!ي‬
(‫ن‚﴿﴾)روم‬#‫ر‚جˆو‬#‫ل!ك‚ ̂تخ‬,‫ت!ه‚ا ط و‚ك‚ذ‬#‫د‚ م‚و‬#‫ض‚ ب‚ع‬#‫لا‚ر‬# ‫حى! ا‬
# ‫و‚̂ي‬

2. «Хвала же Аллаху, когда настает для вас вечер и когда начинается
утро. Слава Ему на небесах и на земле, во время предвечернее и в
полдень. Выводит Он живое из мёртвого и мёртвое из живого, оживляет
Он землю, после того как иссохла она. Таким же образом будете выведены
и вы (из могил)» («Римляне» 17-19).
В этом аяте упомянуто четыре слова: “маса”, “субх”, “‘аши” и “зухр”.
Под “субх” и “зухр” имеется в виду фаджр (утренний) намаз и зухр
(полуденный) намаз – это очевидно. «‘Аши» означает последняя часть
дня, когда солнце бывает ближе к заходу, и ясно, что под этим имеется в
виду ‘аср намаз. Слово “маса” включает в себя оба намаза, магриб и ‘и