• Название:

    Намаз по мазхабу имама Абу Ханифы


  • Размер: 0.7 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: namaz_abu_hanifa1.qxd

Предпросмотр документа

ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МУСУЛЬМАН ДАГЕСТАНА

Íàìàç
ïî ìàçõàáó
èìàìà Àáó Õàíèôû 

МАХАЧКАЛА
2008

ББК 86.38
УДК 29

Намаз по мазхабу имама Абу Ханифы –/ Зайнулла Гамзатов. –
Издательство "Ихлас", 2008.–160с.– (Духовное управление
мусульман Дагестана).

В этой книге дается описание намаза согласно мазхабу
имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах).
Рассчитана на изучающих намаз, как основной столп
Ислама, и на широкий круг читателей.

Одобрено Экспертным советом ДУМД
Заключение № 08&1162

ББК 86.38
УДК 29

c

Духовное управление
мусульман Дагестана

Èìàì Àáó Õàíèôa 
вала Всевышнему Аллаху, озарившему всеми бла
гами людей, особенно защищающему религию Ис
лам и создающему все условия для этого. Одним из
этих условий, сохраняющий Ислам, являются имамы, при
званные пояснить религию, получившие научное и нравствен
ное наследство Посланника Аллаха .

Õ

Предводителем этих имамов является Абу Ханифа .
Имам Шафи'и  сказал об Абу Ханифе : «Ни один человек
не достиг знаний, не воспользовавшись наукой Абу Ханифы,
и ни одна женщина не родила сына, равного уму и понима%
нию Абу Ханифы».
Абу Ханифа  является сыном Ну'мана, сына Марзуба,
чья родословная исходит от благородного рода персов. Счита%
ется, что происхождение рода Абу Ханифы  идет из Кабула
— столицы Афганистана. Дед Абу Ханифы  Марзубан при%
нял Ислам во время правления халифата Умаром . Приняв
Ислам, он поселился в городе Куфа, что находится в Ираке.
Абу Ханифа  родился в 80%ом году хиджры в городе Ку%
фа. Внук имама Исмаил рассказал: «Мой дед Абу Ханифа ро%
дился в 80%ом году хиджры. Когда он родился, его отец Сабит
отнес сына к халифу Али . Халиф прочитал дуа за младенца
и его род».
3

Намаз по мазхабу имама Абу Ханифы 

Абу Ханифа  был единственным ребенком в семье. Его
отец имел лавку по продаже тканей и одежды, которая после
отца досталась сыну. Еще в детстве Абу Ханифа  выучил на%
изусть Коран, но присутствовать на маджлисах ему не удава%
лось из%за занятости в магазине.
В шестнадцатилетнем возрасте Абу Ханифа  вместе с
отцом отправился в паломничество и на зиярат к могиле
Пророка . Там он увидел одного шейха, вокруг которого со%
брались люди. От отца он узнал, что этот шейх — сподвиж%
ник Пророка  Абудуллах ибн Аль%Харис . От того шейха
Абу Ханифа  услышал хадис Пророка : «Все дела и земные
блага того, кто займется изучением Ислама, Всевышний об%
легчит и защитит и ему Аллах даст пропитание оттуда, отку%
да тот и не ожидал получить». Причиной, побудившей Абу
Ханифу  заняться юриспруденцией (фикх) стал вопрос не%
кой женщины о желательных действиях при разводе. Для от%
вета на этот вопрос он отправил ее к Хамаду, попросив затем
пересказать ему получивший ответ. Ответ на тот вопрос зву%
чал так: «Развод дают, когда женщина не находится в состо%
янии месячных, и после трех очищений от месячных она мо%
жет выйти замуж за другого». Услышав этот ответ, Абу Хани%
фа  стал усердствовать в изучении юриспруденции и актив%
но посещал уроки Хамада бину Муслима.
Абу Ханифа  учил наизусть все, что говорил учитель на
уроке и отвечал таким образом. Видя старание ученика, Ха%
мад во время урока в круг напротив себя сажал только его.
Абу Ханифа  оказывал почет учителю, выходил из дома с
целью достичь знания у учителя, помогал во всем шейху, да%
же у себя дома, садясь, не направлял пятки в сторону дома
учителя, после каждого намаза читал дуа за Хамада и его ро%
дителей. Таким образом, он учился у шейха Хамада около во%
семнадцати лет, т.е. до смерти учителя. После смерти учите%
ля все ученики согласились назначить преподавателем Абу
Ханифу , который был достойным преемником шейха. Об%
щее число учителей Абу Ханифы  достигает до четырех ты%
4

Имам Абу Ханифа 

сяч. Из них семеро — сподвижники Пророка , девяносто
три — табиины, остальные — табиу%табиины.
За семидесятилетнюю жизнь он пятьдесят пять раз со%
вершил паломничество (хадж).
Во время паломничества он встречался со многими али%
мами и охотно брал у них уроки. Алимы после написали це%
лую книгу об учителях Абу Ханифы .
Имам же говорил, что все знания он получил от воздая%
ния хвалы Всевышнему, т.к. воздавал хвалу за каждый изу%
ченный пункт науки. Абу Ханифа  имел около сорока уче%
ников, достигших степени ижтихада. Каждый вопрос обсуж%
дался с учениками. Иной раз на решение некоторых вопро%
сов уходил и месяц. На основе такой точности и построен
мазхаб этого великого имама. Если затруднялось решение по
какому%либо вопросу, имам говорил, что это происходит от
его грехов и каялся. Услышав это, Фузайл ибну Ияз сильно
заплакал и сказал, что это от малочисленности грехов, никто
другой не догадался бы покаяться. Всевышний возвеличил
Абу Ханифу , дав ему способных учеников. Это Абу Юсуф,
Мухаммад ибну Хасан, Зуфар, Давуд Таи, Асд ибн Амрин,
Юсуф ибну Хамид, Яхя ибну Закария и др. Каждый из них
стал великим ученым Ислама.
Сам Абу Ханифа  о своих учениках сказал, что 26 из них
достигли ступени кадия, т.е. (мужтахиды), восемь могут вы%
носить фетвы, а двоих можно поставить над кадиями и муф%
тиями — это Абу Юсуф и Зуфар. Он очень уважал своих уче%
ников, помогал им. За обучение не брал плату, а напротив,
сам старался обеспечить нуждающегося ученика и его семью
за время учебы. Когда ученик достигал степени алима, имам
говорил: «Теперь ты приобрел большое богатство. Это уме%
ние различать халал и харам» (т.е. запретное и дозволенное).
Алим Аль%Курдири в книге об Абу Ханифе  пишет:
«Абу%Юсуф рассказал: «Я учил науку хадисов. Жил очень
бедно, не было возможности добывать средства. Тогда по на%
ставлению отца я перестал посещать уроки. Имам нашел ме%
5

Намаз по мазхабу имама Абу Ханифы 

ня и спросил, почему я пропускаю занятия. Я ответил, что
приходится работать для пропитания семьи. Когда люди, на%
ходившиеся возле нас, разошлись, имам дал мне мешочек, в
котором оказалось сто дирхемов и добавил: «Когда эти день%
ги закончатся, сообщи мне и посещай уроки». Спустя неко%
торое время он вновь дал мне столько же и в дальнейшем то%
же периодически давал мне деньги, хотя ему никто не сооб%
щал, что у меня они кончились».
Другой ученик Абу Ханифы , Хасан ибну Зияд, был
очень беден. Он был единственным сыном в семье — осталь%
ные дети были сестры. Когда имам услышал, что отец заби%
рает ибну Зияда с учебы, то он (имам) взял на себя обеспече%
ние его семьи. А ученика наставил на изучение юриспруден%
ции (фикх). Маккию ибн Ибрахим (один из учителей имама
аль%Бухари) рассказал: «Я был торговцем, имам Абу Ханифа
 однажды пришел и сказал мне: «Я вижу, что ты занимаешь%
ся торговлей. Но, если не владеешь знанием, то в твоей тор%
говле может быть многое, что его нарушает. Почему бы тебе
не заняться изучением наук». Таким образом, имам не отста%
вал от меня, пока я не стал изучать науку. Его баракатом я по%
лучил хорошие знания и состояние. Я после каждого намаза
читаю дуа за него и его родителей». Многие алимы считают,
что имам Абу Ханифа  из поколения табиинов (последова%
телей сподвижников), другие считают, что он из табиу%таби%
инов (последователи последователей).
Захаби пишет: «Абу Ханифа видел Анаса . Он последо%
вал четырем сподвижникам Пророка , — это Анас ибну Ма%
лик, Абдулла ибну Абу Авфа, Сахль ибн Сад и Абу Туфайл
Амир ибну Василат».
Абу Ханифа  был чуть смуглым, среднего роста, худо%
щавым, с симпатичным и привлекательным лицом, имел
длинную бороду. Во всем был аккуратным. Говорил он очень
красноречиво. Много использовал благовония. Его худоба
была от долгого богослужения (ибадат). Сын Абу Ханифы 
Хамад рассказал: «Отец одевал хорошую и дорогую одежду.
6

Имам Абу Ханифа 

Этим он показывал благо Всевышнего и уважение к наукам,
которыми сам владеет. Он ни к кому не обращался с прось%
бой, особенно к правителям».
В богослужении Абу Ханифу  никто не мог опередить.
Аль%Мувафак Маккию пишет, что Абу Ханифа  знал Коран
наизусть, перечитывал его тридцать раз в месяц, каждый
день раздавал милостыню. Со слов Бакра ибну Маруфа Мак%
кию передает: «Я был с имамом в пути и дома, т.е. много вре%
мени и я не видел человека, более старательного в ибадате,
чем он. Он днем постился, ночи проводил в богослужении
(бдении), много читал Коран, был приучен к поклонению,
обучал наукам ради Всевышнего Аллаха». После этого Бакр
признался, что не способен описать Абу Ханифу . Салим
ибну Салим рассказал от мекканца, у которого в Мекке оста%
навливался Абу Ханифа : «Однажды Абу Ханифа провел у
меня шесть месяцев, и я не видел его ни лежащим, ни спя%
щим, а все время в намазах или совершающим таваф (об%
хождение Каабы)».
Абдуллах ибн Мубарак рассказал, что, прибыв в Куфу,
он спросил: «Кто лучше всех знает фикх?». Мне ответили:
«Абу Ханифа». Я спросил: «Кто больше всех оторван от сего
мира». Мне ответили: «Абу Ханифа». Я спросил: «Кто более
праведен?» Мне ответили: «Абу Ханифа».
Мисар ибну Кидам рассказывал: «Когда мы с имамом
шли по улице, он нечаянно наступил на ногу какого%то маль%
чика. Тогда мальчик обратился к имаму: «О имам, не боитесь
ли Вы кары Всевышнего в Судный день?» Услышав этот во%
прос, имам потерял сознание.
От Язида, сына Камита, рассказали: «Абу Ханифа был
очень богобоязненным человеком. Однажды на ночном на%
мазе муэдзин после «Алхама» прочитал суру из Корана «Зем%
летрясение». Абу Ханифа в намазе находился за муэдзином.
После намаза все разошлись, а имам не встал. Оставив его в
таком положении, не потушив лампу, я ушел. Когда я пришел
призывать к утреннему намазу, я нашел имама в том же по%
7

Намаз по мазхабу имама Абу Ханифы 

ложении, держась рукой за бороду. При этом он повторял:
«О, дающий блага за благо равной и пылинке, О наказываю%
щий за плохое, равное даже пылинке. Ты защити меня от ог%
ня Ада, и нрава приближающего меня к нему, Ты укрой сво%
его раба в благах». Абу Ханифа  проводил много ночей в бо%
гослужении. Он сорок лет совершал утренний намаз, будучи
в омовении, сделанном еще для ночного намаза.
Имаму Абу Ханифе  от отца в наследство достались две%
сти тысяч дирхемов и много земель. Он же все это раздал во
имя распространения науки. Свои расходы уменьшил до
двух дирхемов в месяц. Дома у него не было ничего из утва%
ри и мебели, кроме одной циновки на полу.
Халиф Мансур предложил Абу Ханифе  стать кадием
(шариатским судьей). Абу Ханифа  ответил, что не спосо%
бен к этой работе.
— Ты врешь, — сказал Мансур.
— Почему же вы лгуну предлагаете эту должность? —
спросил Абу Ханифа .
Мансур посадил его в тюрьму и приказал наносить еже%
дневно по десять ударов розгами, дабы тот согласился занять
пост кадия. Он так и не согласился и его перестали кормить.
В ту еду, которую давали, размешали яд, вплоть до его смерти.
О смерти имама существует много разных версий. Исти%
на же известна лишь Всевышнему Аллаху.
Когда Абу Ханифа  понял, что наступил смертный час,
совершил сужда (земной поклон Всевышнему), и в таком по%
клонении его душа покинула тело.
По завещанию имама, его похоронили в местности Хай%
разан. На его похоронах присутствовало более пятидесяти
тысяч человек. Шесть раз совершили за него заупокойную
молитву. Последним, совершил сын имама — Хамад. Умер
Абу Ханифа  в 150 году хиджры.

8

Òîëêîâàíèå ìàçõàáà
лимы нашей уммы являются врачами, взвешиваю
щими весами Всевышнего Аллаха все правильные и
неправильные деяния людей. Их наука — это путь,
призывающий к человеческому счастью в обоих мирах. Одним
из путей этих Алимов является путь, поясняющий решения
имама Абу Ханифы . Так как мазхаб этого великого имама
наиболее распространен по свету, то мы посчитали необходи
мым в первую очередь пояснить решения, связанные с этой
правовой школой.
Самое первое решение — это поклонение. А первым пунктом
поклонения является намаз. Приведем решения, связанные с на
мазом. Прежде, чем пояснить решения по намазу, уместно будет
привести толкования алимов этого мазхаба.

À

1. АЛЬФАРЗ
Это обязанное Шариатом действие. Оно обязывается
конкретным аргументом. В этом аргументе отсутствует воз%
можность иносказания, разночтения. Отказавшийся от это%
го фарза становится неверным, и отдаляется от Ислама. Тот
же, кто не отрицая фарз не будет соблюдать (совершать) его,
становится совершившим грех, и за это его ждет кара Все%
вышнего Аллаха.
9

Намаз по мазхабу имама Абу Ханифы 

2.АЛЬВАДЖИБ (НЕОБХОДИМОЕ)
Ваджиб — это то, исполнение которого требует Шариат,
но не достигает уровня фарза. Отрицающий ваджиб не ста%
новится кяфиром. Тот же, кто не отрицает, но и не соблюда%
ет его, попадает в грех и становится фасыком.
3. СУННА
Сунна %это то, соблюдение которого требует Шариат, но
не является обязанностью. За совершение (соблюдение)
сунны записывается вознаграждение, а за несоблюдение нет
греха, но все же получают упрек от Пророка . Алимы делят
суну на две части:
а) суннатунмуаккад. Это важная (настоятельная) сунна,
над совершением которого усердствовал Пророк . Пророк
 показал, что это не является фарзом тем, кто иногда не со%
блюдал его. (Например, совершение двухракаатного намаза
перед утренним намазом).
б) обычная сунна. Это сунна, которую совершал Пророк
, но не усердствовал. (Например, совершение четырех ра%
каатов суннат%намаза перед послеобеденным намазом).
4. АЛЬМУСТАХАБ
Это то, что считается сунной, но по значимости до преды%
дущих двух видов не доходит. За совершение мустахаба полу%
чают вознаграждение, за несовершение нет упрека. (Напри%
мер, разговение сразу после наступления времени и т.д.).
5. АЛЬХАРАМ
Это то, что Шариат конкретно запрещает совершать.
(Например, употребление спиртного). От харама нужно от%
даляться. За совершение его человек подвергается каре.
6. АЛЬМАКРУХ (карахата тахрими)
Это те действия, отказаться от которых требует Шариат,
но не конкретными аргументами. (Например, одевание шел%
10

Толкование мазхаба

ковой одежды для мужчин). За совершение карахата тахри%
ми подвергаются наказанию, за несовершение — вознаг%
раждение.
7. АЛЬМАКРУХ (карахата танзихи)
Это действия, отказ от которых требует Шариат, но не
конкретно (неуверенно), не угрожая за его совершение на%
казанием. За несовершение его ожидается вознаграждение,
за совершение — упрек.
8. АЛЬМУБАХ
Это действия, которые Шариат не требует ни исполнять,
ни отказываться, т.е. оставлены на рассмотрение (волю) са%
мого человека. В совершении мубаха нет ни вознагражде%
ния, ни наказания. Если при совершении мубаха иметь наме%
рение для исполнения фарза или необходимой сунны, то за
это записывается вознаграждение. (Например, есть, чтобы
набраться сил для совершения фарза и т.д.).
По важности приобретаемого знания, как мы заметили
ранее, главным является поклонение (ибадат). Всевышний
Аллах сказал (смысл): «Я не создал ни джиннов, ни людей,
кроме как для поклонения Мне» (сура «аз%Зарият», аят 56).
Алимы в поклонении в первую очередь ставят намаз, так
как Всевышний Аллах приводит намаз сразу после веры,
придавая большое значение в Исламе этому виду поклоне%
ния. Чтобы намаз стал действительным и полноценным, в
первую очередь, нужно соблюсти чистоту (тахарат). Это са%
мое важное условие для намаза. Поэтому алимы обращают
на него внимание в первую очередь. Посланник Аллаха 
сказал: «Ключом намаза является чистота, вступление в на%
маз «Аллаху акбар», выход из него «Салам».(Абу Давуд, Тирми%
зи, Ибну Маджа).

11

×èñòîòà âîäû
лово «тахарат» — в переводе означает чистота,
т.е. наведение чистоты от видимой, ощущаемой,
осязаемой или от мнимой грязи (нечисти) или
очищение от пороков в сердцах людей. По толкованию маз
хаба Абу Ханифы  тахарат — это очищение от нарушения
омовения и от того, с чем нельзя совершать намаз. Эту чис
тоту можно навести всякими водами (дождевой, минераль
ной (вышедшей изпод земли), речной, морской, колодез
ной, проточной (оврагах и т.д.), талой (снег, лед). Всевыш
ний в Священном Коране говорит (смысл): «Я вам из небес
дал воду для наведения вами чистоты» (Сура Анфаль аят №11).
Когда спросили о морской воде, Пророк  ответил: «Это во
да чистая и то, что умрет в ней из её обитателей тоже чис
тое, т.е. дозволенное для употребления в пищу» (Абу Давуд,
Тирмизи, Насаи, Ибну Маджа). Также, Пророк  сказал: «Вода
чиста и ничто ее не загрязнит» (Абу Давуд,Тирмизи,Насаи).

Ñ

Вода (сорта и качества)
По сорту и качеству вода делится на пять видов:
‹ Чистая, очищающая вода, в употреблении которой
нет порицания (макрух). Эта вода остается чистой, если даже
12

Чистота воды

она долгое время останется на одном месте (т.е. стоячая), и в
ней появится зеленоватый оттенок, если в нее попадает то,
от которого трудно уберечь ее (листья деревьев и т.д.).
‹ Чистая, очищающая вода, в употреблении которой
есть порицание (макрух). Это вода, до которой дотронулась
кошка, курица, птица, мышь и т.д. Если имеется вода чище
этой, то такую воду использовать порицательно (макрух). Но,
если нет другой воды, то в использовании этой нет порицания.
‹ Чистая, но для омовения не пригодная вода. Такая во%
да очищает нечисть (наджаса) с одежды и с тела. Это вода,
которой уже один раз пользовались (хадас) или, в которую
добавлены другие жидкости (уксус и т.д.), и имеющая цвет и
вкус цветов или фруктов.
‹ Нечистая вода (наджаса). Эта вода, в которую попала
нечисть (наджаса). Если изменены или не изменены качест%
ва воды и она является стоячей и не достигшей определенно%
го объема, при котором вода не считается загрязненной. Это
то, что достигает размеров 4, 80 метров( десяти локтей в ши%
рину и в длину), если емкость круглая, то 36 локтей по кругу,
который равен 17, 28 метров . Если воды больше этого объе%
ма, то она будет грязной только при обнаружении в ней
свойств наджасы.
Эта вода не очистит от наджасы и не наведет чистоты.
Также вода, имеющая указанный объем, но изменены каче%
ства нечистотами, тоже не очищает.
‹ Сомнительная (в очищении)