• Название:

    Винокур. Уловки в споре (Психологический тренин...


  • Размер: 2.03 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



    Предпросмотр документа

    ББК 88.53
    В49

    В49

    Винокур В. А.
    Уловки в споре. - СПб.: Речь, 2005. —142 с.
    ISBN 5-9268-0395-0
    Что такое конструктивный снор? Что может осложнять его течение? Ка­
    кие варианты уловок в споре используются наиболее часто? Как можно эф­
    фективно противостоять им и достигать успеха в трудных переговорах?
    В книге, написанной популярно и доступно для широкого круга читате­
    лей, обсуждаются вопросы, связанные со значением спора в межличностном
    общении, на большом количестве примеров демонстрируются многочислен­
    ные варианты уловок в споре, излагаются их лог ические и психологические
    характеристики. Кроме того, приводится описание различных приемов от­
    ражения уловок, позволяющих устранять разногласия, повышать конструк­
    тивность спора и эффективность переговоров по урегулированию конфликт­
    ных напряженных ситуаций в общении. Цель книги — расширить круг знаний
    читателя в вопросах психологии спора. Она может служить полезным посо­
    бием дня всех, кто заинтересован в повышении своей компетентности в меж­
    личностном взаимодействии.
    Книга не является набором «рецептов» и рекомендаций, а представляет
    собой скорее диалог равноправных партнеров.
    ББК 88.53

    ISBN 5-9268-0395-0

    © В. А. Винокур, 2005
    © Издательство «Речь», 2005
    © П. Борозенец, оформление, 2005

    Прохожий, гуляя по лесу, встретил дрово­
    сека, который долго, упорно и безуспешно пы­
    тался распилить дерево. Подойдя поближе и
    оценив, почему не движется эта работа, про­
    хожий спросил:
    — Мне кажется, что ваша пила совершен­
    но затупилась. Почему бы вам ее не заточить?
    — Для этого у меня нет времени, — про­
    стонал дровосек, — я должен пилить!
    Притча

    Не нужно ли и вам «заточить свою пилу»?

    СПОР В НАШЕЙ ЖИЗНИ

    Поданным ряда исследователей, успех человека в сфере посто­
    янного делового общения на 85% зависит от его коммуникативной
    компетентности и лишь на 15% — от его узкой профессиональной
    подготовки. Семеро из десяти уволенных работников расстаются
    со своим местом не потому, что не справлялись со своими обязан­
    ностями, а из-за разногласий и конфликтов с коллегами, на осно­
    вании чего можно заключить: именно умение конструктивно
    общаться с окружающими людьми нередко становится определя­
    ющим фактором успеха.
    Значение спора в жизни человека достаточно велико, посколь­
    ку он является важным элементом межличностного общения и вза­
    имодействия людей, а также неотъемлемым этапом процедуры при­
    нятия любых решений, которые затрагивают их интересы.
    Личность человека отождествляется с его неповторимостью,
    непохожестью на других людей. По определению М. М. Бахтина,
    личность всегда находится «на границе», а культура общения, со­
    существования с другими людьми прежде всего является культу­
    рой взаимодействия «границ». Из всего многообразия способов
    общения диалог может считаться самым универсальным, поскольку
    образует связь между людьми. Мышление человека всегда являет­
    ся диалогом. Еще Платоном было замечено, что человек постоян­
    но испытывает тягу к тому, чтобы делиться своими мыслями с дру­
    гими людьми и получать их поддержку. Человек всегда мысленно
    адресован к другому человеку, к оценке его и своих позиций в
    диалоге. Кроме того, мышление человека основывается на том, что
    он постоянно прогнозирует возможные мнения других людей, их
    оценки и отношения в ответ на свои поступки.
    В современном взгляде на диалог как основу общения наиболь­
    шее внимание отводится таким его характеристикам, как способ­
    ность понять позицию другого человека, сопоставить ее со своей,

    Спор в нашей жизни

    5

    определить степень понимания партнером своей позиции, выра­
    ботать умение возражать собеседнику, доказывать и опровергать
    различные высказывания, отстаивать свою позицию, стремиться
    к согласию и взаимопониманию. Поскольку для человека «суще­
    ствовать» означает, прежде всего, «существовать вместе с другими
    и для других», он живет и совершает открытия в себе и в окружаю­
    щем мире, только находясь в активном диалоге с другими людьми.
    Это помогает и лучшему пониманию самого себя, так как предпо­
    лагает умение развивать не только внешний, но и внутренний диа­
    лог. Последнее нередко рассматривается как свидетельство соци­
    альной зрелости человека.
    Диалогические отношения... это почти универсальное явле­
    ние, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения
    и проявления человеческой жизни вообще, все, что имеет смысл
    и значение. Где начинается сознание, там... начинается и диалог.
    Михаил Бахтин

    В связи с этим и ситуацию спора можно рассматривать как одну
    из абсолютно естественных форм межличностного общения. Мож­
    но уверенно утверждать, что полное единство точек зрения, абсо­
    лютное совпадение позиций, мнений, взглядов у разных людей или
    различных социальных групп невозможно. Это убеждение пред­
    ставлено в культуре многих народов. Например, в Японии в тече­
    ние многих веков считают, что, когда человек произносит что-то,
    он тем самым невольно подчеркивает, что его мнение отличается
    от мнения собеседника. Именно поэтому он и высказывает его, в
    то время как если люди думают одинаково, им, вероятно, следует
    молчать.
    Не только представители разных идейных, политических и со­
    циальных течений, но даже люди, считающие себя единомышлен­
    никами, не могут всегда думать совершенно одинаково. Сомнения
    (со-мнения), необходимость выбора из нескольких возможностей
    тоже несут в себе полемичность. Если различия во взглядах и плю­
    рализм мнений — явление абсолютно нормальное, то столь же ес­
    тественна и борьба позиций, столкновение мнений, стремление
    переубедить вдиалоге оппонента и доказать свою правоту. При этом
    следует помнить, что для успешного разрешения спорной ситуа­
    ции у ее участников должна быть возможность опираться хотя бы
    на минимальное количество общих исходных положений, иначе
    не имеет смысла, точнее — безнадежно вообще вести спор.

    6

    Уловки в споре
    Спор — это норма жизни. Если в вашей жизни нет споров,
    проверьте, есть ли у вас пульс.
    Чарльз

    ДИКСОН

    Вступая в общение, его участникам следует сразу согласиться с
    тем, что их точки зрения в чем-то могут расходиться друг с другом.
    И естественно, спор предполагает наличие хотя бы минимальной
    свободы мнений. Многим людям бывает трудно принять, что раз­
    личные взгляды по определенному вопросу могут быть не только
    равноправными, но и одинаково верными. Между тем эта установка
    предполагает терпимость к иной точке зрения, готовность и спо­
    собность человека к компромиссам и соглашениям, что нередко
    обусловливает достаточно нелегкий путь к их достижению.
    Общего у всех людей только одно: все они разные.
    Роберт Зенд

    Неверно утверждать, что разные люди имеют разные мнения
    относительно одного и того же предмета. Один и тот же предмет
    не является одним и тем же для разных людей, будь то футболь­
    ный матч, кандидат в президенты, коммунизм или шпинат.
    Плаус Скотт

    Как это часто случается, наиболее трудно людьми усваиваются
    самые простые истины. Идеи размежевания и противостояния,
    доминирования и подавления психологически даются человеку
    значительно проще, чем идея компромиссов и сближения, парт­
    нерства и сотрудничества.
    Там, где все думают одинаково, никто не думает
    слишком много.
    Уолтер Липпман
    Чем меньше думаешь, тем больше у тебя единомышленников.
    NN

    Спор представляет собой столкновение различных мнений, по­
    зиций, точек зрения, в ходе которого спорящие стороны приводят
    аргументы в поддержку и обоснование своих позиций и критику­
    ют, по их мнению, несовместимые с собственными представления
    другой стороны.
    Для того чтобы возник спор, необходимо, чтобы точка зрения,
    высказанная одним из участников диалога, подверглась сомнению,
    то есть не была принята как нечто само собой разумеющееся. При

    Спор $ нашей жизни

    1

    этом для спора даже не нужно, чтобы были высказаны прямо про­
    тивоположные точки зрения. Простейший вариант спора состоит
    втом, что выдвинутая одним человеком позиция или идея сталки­
    вается с сомнением со стороны другого. Такие споры могут проте­
    кать вполне спокойно, ничем не напоминая ссоры или перебранки.
    Важно только иметь в виду, что противоположностью положитель­
    ного утверждения («Верно то, что...») может быть не только отри­
    цательное («Неверно то, что...»), но и «нулевая» точка зрения («Не
    уверен, правильно ли, что...»). Нередко споры могут быть гораздо
    более сложными по своей структуре, при этом их сложность может
    зависеть от многих факторов. Следует иметь в виду, что отстаивать
    (аргументировать) в споре необходимо не только «положительные»,
    утверждающие что-либо позиции, но и «отрицательные», поскольку
    утверждение определенной позиции в споре может содержать отри­
    цай ие («Я не думаю, что у женщин нет собственной логики»).
    Споры могут быть единичными и множественными. В единич­
    ном ставится под сомнение и соответственно может оспариваться
    точка зрения, которая относится только к одному утверждению,
    тогда как во множественном споре сомнению подвергается пози­
    ция, относящаяся к нескольким утверждениям. Единичный спор
    может быть вызван утверждением типа «Женщины водят машину
    лучше, чем мужчины». Но если утверждение станет более разверну­
    тым («Женщины водят машину лучше, чем мужчины. Они вообще более
    внимательны и дисциплинированны. Многие ответственные задания
    следует поручать именно женщинам»), то тут явно возникает мно­
    жественный спор, поскольку в нем высказано несколько утверж­
    дений, каждое из которых может стать тезисом самостоятельного
    спора, и поэтому все они требуют своей независимой и, главное,
    корректной аргументации.
    Человеческое общение держится на том, что люди — разные, и
    нужно научиться признавать и ценить отличия одного человека от
    другого. Став одинаковыми, мы сразу перестаем быть интересны­
    ми и нужными друг другу. Эту опасность отметил еще Ф. Честер1
    филд : «Хотеть, чтобы каждый рассуждал, как я, — все равно что
    хотеть, чтобы каждый был моего роста и сложения... Поэтому не­
    справедливо преследовать, а равно и высмеивать людей за те их
    убеждения, которые сложились у них в соответствии с их разумом
    и не могли не сложиться иначе».
    Честерфчлд Ф. Письма к сыну. М., 1971.

    8

    Уловки в споре

    Трагические последствия всеобщей нетерпимости к чужому
    мнению, взаимодействия по принципам «Кто не с нами, тот про­
    тив нас» и «Если противник не сдается, его уничтожают» наглядно
    продемонстрированы многочисленными примерами из нашей не­
    давней истории. «С еретиками не спорят, их просто сжигают», разве эта идея - только история Средневековья и не имеет отно­
    шения к сегодняшней действительности?
    Я прощаю людям, которые не разделяют моего мнения; я не
    прощаю им, если они имеют свое.
    Ш а р л ь Талейран

    Людовик XIII собрал узкий круг придворных, чтобы услышать
    их предложения и выбрать наиболее подходящее имя для своего
    новорожденного сына. После непродолжительной дискуссии по­
    бедителем в этом «конкурсе» стало предложение назвать его
    Людовиком XIV.
    ...У Петра I однажды спросили, чем отличается гласность от
    плюрализма.
    — Гласность, — объяснил им самодержец, — это когда бояре
    в Думе вслух обсуждают мои единственно верные решения, а
    плюрализм — это когда они потом размышляют над тем, в какой
    из великого множества монастырей они будут сосланы.
    Исторические байки

    В одной из поправок к Конституции США, утвержденной в 1964 го­
    ду, отмечается: «В ходе свободных дебатов ошибочные заявления
    бывают неизбежными, но право их публичного выражения надле­
    жит оберегать, дабы свобода выражения имела простор». В Конг­
    рессе США даже существует галерея для свободного доступа всех
    желающих послушать парламентские споры, что рассматривается
    как своеобразная школа умения вести политическую полемику.
    Один из парадоксов спора заключается в том, что после стол­
    кновения позиций и их прояснения обе стороны становятся бога­
    че, каждая из них приобретает новую информацию, новые идеи и
    предложения.
    Встреча двух личностей подобна соединению химических ве­
    ществ. Если между ними возникает реакция, они оба изменяются.
    Карл Юнг

    Важно, что при этом лучше узнается и сам собеседник. Однако
    все это богатство обретает истинную ценность только тогда, когда
    между участниками спора возникают взаимное доверие и стремле-

    9

    Спор 6 нашей жизни

    ние к взаимопониманию, подтверждаемые их конструктивным вза­
    имодействием.
    Меж ними все рождало споры
    и к размышлениям влекло:
    племен минувших договоры,
    плоды наук, добро и зло,
    и предрассудки вековые,
    и гроба тайны роковые,
    судьба и жизнь в своем чреду,
    все подвергалось их суду.
    А л е к с а н д р П у ш к и н . «Евгений Онегин»

    Из спора рождается размышление.
    Лев Выготский
    Если двое людей полностью согласны друг с другом, чаще
    всего бывает так, что ошибаются они оба.
    Иоганн Гете
    — Люди постоянно сравнивают меня с Аленом Делоном.
    — Да между вами нет ничего общего!
    — Вот и они говорят мне то же самое.
    NN

    Существование в человеческом общении множества различных
    мнений, отражающих разные версии в понимании одних и тех же
    фактов или событий, является отнюдь не недостатком объясняю­
    щих способностей и качеств человека, определенным образом оце­
    нивающего спорную ситуацию, а скорее его достоинством, даже
    преимуществом. Известный физик Лео Сцилард, начав вести лич­
    ный дневник, однажды заметил своему другу, что не думает в даль­
    нейшем его публиковать. Он просто собирается фиксировать в нем
    некоторые факты своей жизни, чтобы Бог был «в курсе дела». На
    это его друг возразил, что Бог и так, без этого дневника, все знает.
    «Да, конечно, — отвечал ему Сцилард, — все факты он, безуслов­
    но, знает, но ему ведь совершенно точно не известна моя точка зре­
    ния по поводу них и мое к ним отношение».
    Плюрализм мнений является важной предпосылкой конструк­
    тивности общения, особенно делового, поскольку опираться мож­
    но только на то, что оказывает сопротивление.
    ...Не всякая критика есть мысль, но всякая мысль есть крити­
    ка. Мысль не имеет другой формы существования.
    Фозиль Искандер

    10

    Улобки в споре

    Примечательно, что в китайском языке иероглиф, означающий
    «столкновение, конфликт», состоит из двух частей. Верхняя перево­
    дится как «опасность», нижняя — как «скрытая возможность». Сто­
    ит также вспомнить, что столь популярные раньше слова «оппорту­
    низм» и «оппортунист», несущие в русском языке явно негативную
    идеологическую и эмоциональную окраску, происходят от совершен­
    но нейтрального английского «opportunity» — «возможность».
    В получившей в середине XX века достаточно широкую по­
    пулярность конфликтологической теории социального развития
    (Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Болдинг и др.) конфликт и спор как
    один из вариантов его разрешения рассматриваются в качестве уни­
    версального механизма социального прогресса и регулирования.
    Согласно этим представлениям, открытое общество развивается че­
    рез баланс возникающих в нем и разрешающихся конфликтов и
    споров — это помогает устанавливать четкие правила социального
    взаимодействия, сплачивать группы людей, совершенствовать их
    интеграцию и самосознание, поскольку конфликтность, в соот­
    ветствии с природой самого человека, отражает наличие у него
    определенных, значимых для него потребностей, которые он стре­
    мится удовлетворить. Одна из этих потребностей связана с само­
    сохранением, что часто служит почвой для конфликтного обще­
    ния с другими людьми.
    В последние годы в психологии активно изучается вопрос о том,
    как формируется творческая личность. Среди условий, стимули­
    рующих развитие творческого мышления, выделяют и развитие его
    критических качеств. Многими учеными подчеркивается тесная
    связь критического мышления и творческого потенциала челове­
    ка. Это в определенной мере опровергает широко распространен­
    ные представления о только негативном характере критичности,
    настроенной на «плохие» идеи, — она позволяет одновременно за­
    мечать и их достоинства. Поэтому критичность несет в себе несом­
    ненный позитивный эвристический потенциал и придает системе
    мышления человека более систематизированный, гибкий и в це­
    лом — более эффективный характер, что, безусловно, очень важно
    для формирования конструктивного межличностного общения.
    Пары противоположностей обладают естественной тенден­
    цией встретиться посередине... Это результат конфликтов, кото­
    рые нужно выстрадать... Их нужно прожить. В действительности
    нужно подогревать такие конфликты, пока они не достигнут пол­
    ного размаха, так что противоположности могут медленно спла-

    11

    Спор в нашей жизни
    виться друг с другом... Я полагаю, что правильную формулу най­
    ти нелегко, но если это удается, — вы становитесь целостным, а
    это и есть смысл человеческой жизни.
    Корл Юнг

    Широко распространены представления, скорее, даже мифы, о
    том, что спор — это поиск истины. Они опровергаются достаточно
    простой мыслью, ясно высказанной еще несколько столетий назад:
    Споры вокруг какого-нибудь положения ничего не говорят о
    его истинности: иной раз несомненное вызывает споры, а сомни­
    тельное проходит без возражений. Споры не означают ошибоч­
    ности утверждений, равно как всеобщее согласие — его правиль­
    ности.
    Влез

    Пас