• Название:

    Ханафитский фикх 4 Семейно брачные отношения Бр...


  • Размер: 2.78 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



    Предпросмотр документа

    Фонд имени имама Абу-Ханифы

    'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз

    Серия «Ханафитское наследие»

    ХАНАФИТСКИЙ ФИКХ
    В НОВОМ ОБЛИЧЬЕ
    Книга четвертая

    СЕМЕЙНО БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    (АХВАЛ ШАХСИЙА)
    БРАКОСОЧЕТАНИЕ (НИКАХ)
    Изложение установлений шариата согласно
    мазхабу имама Абу-Ханифы с указаниями из Корана и Сунны

    Нижний Новгород Издательский дом «Медина» 2007

    ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
    Полная трансформация традиционной формы семейно-брачных
    отношений, произошедшая на Западе в течение последних десятилетий, самым шокирующим образом затронула и российское
    общество. Сегодня в сфере взаимоотношений мужчины и женщины
    нам в качестве нормы активно навязываются аморальность и
    пошлость. На телевидении и в прессе, в книжных изданиях и в
    Интернете животные инстинкты многократно превалируют над
    нравственностью и любовью, а само это слово сделалось
    синонимом блуда. Черное названо белым, белое — черным, и
    подобная трансформация характеризует абсолютно все сферы брака
    и семьи, будь то внебрачные отношения, противоестественные
    связи, рост числа абортов или распространение смертельно опасных
    болезней путем блудовства и содомии.
    Однако подобный декаданс не является чем-то новым для
    человечества. Напротив, безнравственность всегда сопровождала
    гибнущие цивилизации, а таковые сменялись на земле многократно.
    Античная Греция или Древний Рим, Вавилон или Ассирия,
    цивилизация острова Пасхи или бедуинское общество VI века —
    всякий раз, когда человек ставил во главу угла свои низменные
    инстинкты и заставлял общество принять извращенные формы
    поведения в качестве норматива, цивилизация сама себя
    приговаривала к гибели. И неизменно на обломках гибнущих
    могущественных империй рождались новые сообщества людей,
    морально более чистых по сравнению со своими «великими»
    предшественниками.
    В VI—VII веках наставником человечества стал кристально честный, очищенный от грехов и возвысившийся над низменными
    страстями толпы выходец из благородного семейства Хашим
    Мухаммад ибн Абдуллах по прозванию «аль-Амин» — «Честный».
    Его особая миссия состояла в том, чтобы он смог превратить
    развратное, неумное и неразвитое общество бедуинов в идеал для
    подражания, в духовно возвышенную цивилизацию воиноврыцарей, святых мистиков и величайших ученых. Таково было
    желание Всевышнего Бога, и по Его нескончаемой милости эта
    задача была выполнена в течение жизни всего одного поколения.
    Помимо прочих общественно-политических и культурных преобразований, Пророк Мухаммад совершил подлинную революцию и в
    сфере семейно-брачных отношений. Там, где раньше женщина являла собой некое подобие мебели, она стала обладать социальным
    статусом, не известным «просвещенной Европе» еще несколько столетий. Там, где «браком» считались посещения одной «жены»
    несчетным числом «мужей», были введены строгие критерии в
    отношении бракосочетания. Несчастные вдовы и девушки-сироты,
    не имевшие средств к существованию, получали возможность

    обретения достойной семьи на основе четких юридических
    соглашений (брачного контракта). Прелюбодеяние же как массовое
    социально значимое явление практически исчезло. Все это и многое
    другое стало результатом не столько «кнута», то есть наказания,
    сколько «пряника» — проповеди, обещавшей вечное блаженство
    обитателям Рая из числа уверовавших в Бога и подчинившихся Его
    наказам.
    Воистину семья — прекрасный Божий дар, ценность, которую
    надо уметь создать, беречь и хранить. Крепкие семьи — залог процветания общества. И жизнь без создания семьи, без детей подобна
    древу без плодов. Пророк Мухаммад приказал создавать семьи и
    сам был прекрасным семьянином, любящим отцом и мужем.
    «Книга бракосочетания», рассказывающая о тонкостях супружеских отношений в Исламе согласно ханафитской правовой школе,
    будет интересна в первую очередь специалистам и студентам,
    изучающим шариат в религиозных учебных заведениях. Настоящее
    издание продолжает серию книг, рассказывающих об отдельных
    сторонах жизни мусульманина с точки зрения ханафитского толка.
    Надеемся, что данный труд займет достойное место в библиотеках
    медресе, мечетей и исламских вузов не только в Российской
    Федерации, но и во всех русскоязычных мусульманских общинах
    СНГ и сопредельных стран.
    Умар-хазрат Идрисов,
    президент Фонда имени имама Абу-Ханифы,
    председатель Духовного управления мусульман
    Нижегородской области

    ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЯ
    Качество учебных пособий в исламской образовательной среде
    современной России до недавнего времени оставляло желать
    лучшего. Так, российские мусульмане практически не оперировали
    современными учебниками, составленными в соответствии с
    ханафитским мазхабом, за исключением разработанных на рубеже
    XIX—XX вв. Более того, учебные пособия по некоторым
    специфическим предметам исламского богословия до сих пор
    зачастую просто не разработаны либо не приспособлены к
    действительности, несмотря на предшествующие многие годы
    благоприятных условий по развитию уммы.
    И связи с этим перед Издательским домом «Медина» была
    поставлена задача в минимально короткие сроки создать целую
    серию трудов на основе превалирующего в нашей стране
    ханафитского фикха, которые выступали бы в качестве учебных
    пособий для исламских вузов, медресе и мектебе по изучению
    Ислама. Всего за два года деятельности ИД «Медина» эта задача
    успешно выполняется благодаря слаженным действиям огромного
    коллектива целеустремленных людей, заботящихся о возрождении
    утерянных некогда позиций Ислама в России. На сегодняшний день
    издан первый том книги «Ханафитский фикх в новом обличье» из
    серии «Ханафитское наследие», подробно изучающий различные
    аспекты омовения, молитвы, поста, паломничества и закята.
    Отдельным трудом вышла книга о джаназа (похоронном обряде),
    где скомпилированы основные положения ритуального обряда
    согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам. Огромный
    резонанс получила новая книга о жизнедеятельности имама АбуХанифы, составленная на основе неизвестных русскоязычному
    читателю источников и собственных оригинальных идей автора,
    молодого богослова Р. Батрова. В печати находится новый
    бесценный труд, тафсир Священного Корана авторства Абдуллы
    Юсуфа Али, который должен стать крайне востребованным в среде
    российских мусульман и исследователей Ислама.
    Такая масштабная деятельность нашего Издательского дома не
    могла, разумеется, возникнуть на пустом месте; помимо энтузиазма
    и твердых намерений авторов, редакторов и издателей, этому способствовало учреждение в 2007 г. Фонда имени имама АбуХанифы, который и является основным финансистом большинства
    проектов ИД «Медина». Я убежден, что сегодня для реализации
    проектов по возрождению Ислама в нашей стране, назрела
    необходимость выстраивания целой линии из числа вакуфных
    учреждений, благотворительных фондов и мусульманских
    издательств; надеюсь, что этот пример будет востребован в
    широких кругах российской мусульманской общественности.
    Отсутствие подобной активности и кооперации чревато для

    российских приверженцев Ислама застоем и в социальнокультурной, и в собственно богословской сферах.
    Ханафитская школа права во многих случаях совершенно оригинально рассматривает различные вопросы шариата, пытаясь логически осмыслить законодательство, заложенное в Коране и Сунне.
    Безусловно, мусульманская правовая мысль далеко не во всех
    случаях доведена до конца, в связи с чем задачей сегодняшних
    студентов медресе является глубокое постижение методов
    извлечения решений имамом Абу-Ханифой и его последователями.
    Очередная книга из серии «Ханафитский фикх в новом обличье»,
    представляемая сегодня читателям, «Китаб ан-никах» («Книга
    бракосочетания»), — это адаптированный перевод с арабского
    языка книги 'Абд аль-Хамида Махмуда Тахмаза. Переводчиком
    книги выступил признанный специалист в этой области Абдулла
    Нирша. С точки зрения канонов шариата никах (бракосочетание)
    представляет собой один из разделов «муамалят», общественноправовых отношений. К печати готовится еще одна книга — «Книга
    жертвоприношений».
    Искренне надеемся, что настоящий труд станет одним из
    настольных учебников по фикху во всех мусульманских
    образовательных учреждениях нашей страны и послужит делу
    возрождения и укрепления как богословской мысли, так и
    исламского образовательного компонента в Российской Федерации.
    Дамир Мухетдинов,
    ответственный редактор серии «Ханафитское наследие»,
    исполнительный директор Фонда имени имама Абу-Ханифы

    ГЛАВА I

    БРАК В
    ИСЛАМЕ

    Мужчина и женщина
    Разделение всего сотворенного на особей мужского и женского
    рода является одним из важнейших указаний на существование,
    всемогущество и величие Аллаха, слава Ему. Вот почему в том
    айате, где речь идет о всемогуществе Аллаха и доказательствах Его
    существования, сказано: «Это Он заставляет смеяться и плакать,
    и это Он умерщвляет и оживляет, и это Он создает пары —
    мужчину и женщину — из капли семени, когда оно
    изливается» 1 .

    Такое деление присуще не только людям, животным и
    растениям, но и бесчисленным частицам материи в микромире, где
    отрицательно заряженные частицы притягиваются к частицам с
    положительным зарядом, что подобно влечению мужчин к
    женщинам или самцов к самкам среди животных. Аллах
    Всевышний сказал: «Слава Тому, Кто создал все пары из того, что
    порождает земля, и из них самих, и из того, о чем они не знают» 2 .
    Аллах Всевышний также сказал: «Ты видишь землю ссохшейся, но
    когда Мы ниспосылаем на нее воду, она набухает, вздымается и
    порождает всякие прекрасные пары (растений)». 3 Аллах
    Всевышний также сказал: «И все сущее создали Мы парами, чтобы
    вы помнили» 4 .
    Создание мужчин или женщин является одним из деяний
    Аллаха Всевышнего, в которые никто не может вмешаться, и
    только Он создает одних мужчинами, а других — женщинами,
    и дарует одним сыновей, а другим — дочерей. Аллах
    Всевышний сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами
    и землей. Создает Он, что пожелает, даруя, кому пожелает,
    потомство женского пола и даруя, кому пожелает, потомство
    мужского пола. Или сочетает Он браком мужчин и женщин и
    делает, кого пожелает, бесплодным. Поистине, Он — Знающий,
    Всемогущий!» 5 .

    1
    2
    3
    4
    5

    «Звезда», 43—46.
    «Йа син», 36.
    «Хаджж», 5.
    «Рассеивающие», 49.
    «Совет», 49-50.

    Ибн Касир пишет: «Люди подразделяются на четыре группы: одним Он дарует дочерей, другим — сыновей, третьим — и сыновей,
    и дочерей, четвертым же не дарует никого, делая их бесплодными,
    в силу чего у них не бывает потомства» 6 .
    Аллах Всевышний сказал: «Неужели считает человек, что
    (будет) он предоставлен самому себе? 7 Разве не был он каплей
    семени изливаемого? Потом стал (человек) сгустком, и Он
    создал (его) 8 , и придал (ему) соразмерный образ, 9 и создал из
    него 10 пару — мужчину и женщину, так разве не в состоянии
    Он воскресить мертвых?!» 11 .

    То обстоятельство, что сотворенные существа разделены на
    пары, указывает на единственность Всевышнего Творца, о чем в
    Коране сказано так: «Создатель небес и земли. Он создал для вас
    супруг из вас самих и (создал) скот парами — так размножает Он
    вас в (утробах). Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий,
    Видящий» 12 . Это значит, что Аллах Всевышний создал людей и
    животных парами для того, чтобы они плодились и размножались.
    Слова «размножает вас» означают «увеличивает ваше количество». Таким образом, все сотворенные существа плодятся и размножаются, и лишь Аллах Всевышний является Единственным (Вахид)
    и Одним (Ахад), Который не рождал и не был рожден. Вот почему
    Аллах отрицает, что какое-либо из сотворенных существ может
    быть подобно Ему, говоря: «Нет ничего, подобного Ему...» Это
    значит, что исключается любое подобие, в частности, возможность
    существования подобной Ему супруги и брачного союза с кем бы
    то ни было. Здесь под «подобным Ему» подразумевается Сам
    Всевышний. Ибн Кутайба указывает, что арабы используют слово
    «подобный» (мислъ) для обозначения того, о ком идет речь, и когда
    говорят «Подобный тебе не станет скупиться», это является
    иносказанием и означает: «Ты не станешь скупиться». Говорят
    также, что «мисль» означает «качество». В этом случае в слова
    6

    «Тафсир» Ибн Касира.
    То есть что будет он предоставлен самому себе, и что не будут возложены на него никакие
    обязанности, и что он не получит никакого воздаяния за свои дела.
    8
    То есть создал из этого сгустка живое существо.
    9
    Имеется в виду, что Аллах создал из сгустка крови маленький кусочек плоти, вдохнул в него жизнь
    и придал ему наилучший образ.
    10
    Имеется в виду семя.
    11
    «Воскресение», 36—40.
    12
    «Совет», 11.
    7

    «Нет ничего, подобного Ему» вкладывается иной смысл: никто не
    обладает качествами, подобными качествам Всевышнего. Эти
    слова указывают на то, что Аллах выше всего прочего, и хотя для
    того, чтобы охарактеризовать Его, часто используют те же слова,
    которыми характеризуют людей, качества Аллаха не имеют ничего
    общего с их качествами.
    Мужчина был создан первым
    По воле и замыслу Аллаха мужчина был создан раньше
    женщины. Аллах Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего
    Господа, Который создал вас из одного человека, и создал из
    него же пару ему, и рассеял (по земле) множество (родившихся)
    от них мужчин и женщин; бойтесь Аллаха, (именем) Которого
    вы требуете друг у друга (соблюдения ваших прав), и (бойтесь
    разрыва) родственных связей, (ведь,) поистине, Аллах
    наблюдает за вами!» 13 .

    Этот айат ясно указывает на то, что мужчина сильнее женщины,
    как и на то, что он был создан раньше женщины и явился основой
    самого ее существования. Аллах наделил мужчин и женщин определенными свойствами, что позволяет им играть в жизни свою роль и
    выполнять возложенные на них функции.
    Наихудшим бедствием, поражающим различные общества, становятся попытки людей выйти за пределы собственного естества. В
    пример можно привести стремление женщин вести себя подобно
    мужчинам и их попытки играть в жизни такую же роль, какую
    призван играть мужчина, и заниматься мужскими делами. Другим
    примером являются такие случаи, когда мужчины усваивают
    женские манеры, становятся женственными, пытаются избавиться
    от тех свойств, которыми от рождения наделил их Аллах, и
    уподобляются женщинам в своих внешних проявлениях, одежде,
    речах и делах, пытаясь выполнять в жизни женские функции и
    играть отведенную им роль. Ввиду этого Ислам запрещает
    мужчинам стараться уподобляться женщинам, как запрещает
    женщинам стараться уподобляться мужчинам. Сообщается, что Ибн
    Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха
    проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин

    13

    «Женщины», 1.

    и сказал: "Изгоняйте их из ваших домов!" И Пророк
    выгнал (из своего дома) такого-то, а 'Умар — такого-то» 14 .

    В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха
    проклинал мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин,
    уподобляющихся мужчинам» 15 .
    Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха
    проклинал мужчин, надевавших женскую одежду, и женщин, надевавших мужскую одежду» 16 .
    Ибн Хаджар пишет: «Ат-Табари сказал: "Это значит, что
    мужчины не должны уподобляться женщинам по манере одеваться
    и использовать украшения, как не должны уподобляться мужчинам
    и женщины"». К этому я добавлю, что то же самое относится к
    манере говорить и ходить. Если говорить о манере одеваться, то
    следует помнить, что в каждой стране свои обычаи. Это значит, что
    у некоторых народов женская одежда по виду может не отличаться
    от мужской, но женщины отличаются от мужчин тем, что
    используют покрывала и скрывают себя от взоров посторонних
    мужчин. Стремление к уподоблению представителям другого пола
    по манере говорить и ходить достойно порицания в таких случаях,
    когда люди поступают так намеренно. Теперь что касается тех,
    кому это свойственно от роду. Ислам велит каждому такому
    человеку пытаться постепенно отказываться от этого, а порицания
    будет достоин тот, кто не станет предпринимать никаких попыток
    и будет продолжать вести себя так же, особенно в таких случаях,
    когда имеются указания на то, что человек доволен подобным
    положением вещей. Ибн ат-Тин сказал: «В этом хадисе были
    прокляты мужчины, старающиеся одеваться подобно женщинам, и
    женщины, которые стараются одеваться подобно мужчинам. Что
    же касается мужчин, уподобляющихся женщинам до такой
    степени, что другие мужчины совершают с ними половые сношения, или женщин, занимающихся лесбийской любовью, то такие
    люди заслуживают порицания и наказания в большей степени, чем
    те, кто не дошел до этого и кого было велено изгонять из домов му-

    14

    Аль-Бухари.
    Там же.
    16
    Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.
    15

    сульман, чтобы уподобление не находило свое выражение в
    наиболее порицаемых формах» 17 .
    Необходимость заключения брака
    Аллах, слава Ему, оказал человеку честь, отдал ему
    предпочтение перед всеми прочими живыми существами,
    населяющими мир этот, возвысил его до положения наместника на
    земле и наделил его способностью воспринимать различные виды
    знания. Аллах Всевышний сказал: «Когда сказал Господь твой
    ангелам: "Поистине, Я помещу на земле наместника", они
    спросили: "Неужели сделаешь Ты (наместником) на (земле) того,
    кто станет творить на ней нечестие 18 и проливать кровь, тогда как
    мы прославляем Тебя хвалой и чтим Тебя свято?" 19 . Он сказал:
    "Поистине, знаю Я то, чего не знаете вы". И научил Он Адама
    всем именам, а потом представил их ангелам и сказал: "Назовите Мне имена их, если вы правдивы". Они ответили: "Слава
    Тебе! Знаем мы лишь то, чему Ты научил нас. Поистине, Ты —
    Знающий, Мудрый!" (Тогда) Он велел: "О Адам, сообщи им
    имена их", а когда (Адам) сообщил им их имена, (Аллах)
    сказал: "Разве не говорил Я вам, что знаю сокрытое в небесах и
    на земле и знаю, что вы обнаруживаете и что вы
    скрывали?"» 20 .

    Ясно, что для такого создания Аллаха, которому была
    предназначена роль наместника, необходимо было упорядочить
    одну из важнейших сторон его жизни на земле, а именно — все, что
    связано с продолжением рода и отношениями между мужчиной и
    женщиной. Ввиду этого Аллах Всевышний узаконил для человека
    брак и разъяснил людям суть всех связанных с браком
    установлений, о которых им необходимо знать. Так, например, в
    Коране есть целый ряд айатов, где подробно изл