• Название:

    Максималист№1

  • Размер: 1.03 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении/Abuse

    №1 2009 г.

    МАКСИМА ЛИС Т
    ТЕ
    М

    А

    НО
    М

    ЕР
    А:

    Издание Союза Революционных Социалистов (СРС)

    Что делать

    в эпоху кризиса капитализма?

    For a worthwhile education learn the 3 R’s:

    Resist, Rebel,
    Revolt!

    REVOLT.ANHO.ORG

    В НОМЕРЕ:
    Журнал «МАКСИМАЛИСТ»
    издание
    Союза Революционных
    Социалистов
    REVOLT.ANHO.ORG
    пишите нам по всем
    вопросам и предлжениям
    revolt2017@gmail.com
    Вы можете приобрести книгу
    «Левые коммунисты в России
    1918-1930-е гг.» а также многие
    другие книги по истории социалистического движения в НПЦ
    «Праксис».
    Книга ««Левые коммунисты...»
    посвящена малоизвестной
    истории российских левых
    коммунистов, ставших в
    оппозицию советскому
    партийно-государственному
    режиму еще при жизни Ленина
    и затем пытавшихся вести
    борьбу против сталинской
    диктатуры.
    Книга включает основные
    программные тексты левых
    коммунистов 1918–1930-х гг.,
    большая часть которых никогда
    прежде не публиковалась в
    России.
    Контактная информация:
    praxiscenter.ru
    Москва, 109443, а/я 7
    info@praxiscenter.ru

    Предисловие к номеру

    1

    Экономический кризис как момент истины

    4

    Марлен Инсаров
    Украина: незавершенная революция

    10

    Марлен Инсаров
    Каким быть рабочему движению?

    16

    К вопросу о профсоюзной борьбе

    27

    Францiш Санчэня
    Изгнание из социального рая

    31

    Предисловие к статьям левых коммунистов

    33

    Хенк Канне-Майер
    Коммунизм рабочих советов в Германии 35
    Биография Отто Рюле

    44

    Отто Рюле
    Основные вопросы организации
    Биография Паннекука

    45

    50

    Антон Паннекук
    Партия и класс

    51

    Андрей Здоров
    Последние вздохи сталинизма

    54

    Данный журнал делается нами в свободное от работы и учёбы время. Просим снисходительно относится к
    возможным опечаткам и неточностям.

    1

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Призрак бродит по планете – призрак катастрофы, и
    изгнать этот призрак неспособны никакие заклинания
    буржуазных политиков и попов.
    В начале 1990-х годов мировая буржуазия, приняв
    крах государственно-капиталистических режимов
    Восточного блока за «крах коммунизма», заявила
    о «конце истории» и провозгласила капитализм –
    «рыночную экономику» – вечным общественным
    строем, который якобы способен решить все
    общественные
    противоречия
    и
    обеспечить
    благосостояние, демократию и мир во всем мире. Эти
    обещания оказались ложью.
    Благосостояние? – Но класс пролетариев, лишенных
    власти и собственности работников физического и
    умственного труда, класс, чьим трудом создаются
    все богатства общества, при капитализме в лучшем
    случае может перебиваться со дня на день, выбиваясь
    из сил в изнурительной борьбе за существование, в
    худшем – бросается своим хозяином – капиталом
    на дно нищеты, обездоленности, отверженности и
    вырождения.
    Демократия, власть народа? Но о какой власти
    народа может идти речь в обществе, подавляющее
    большинство которого – класс пролетариев – лишено
    власти над своим трудом и над своей жизнью и
    является безвластным и бессильным перед лицом
    капитала и государства – этих иерархий насилия – от
    мастера до миллиардера и от мента до президента, в
    обществе, не стыдясь признающемся в использовании
    «политических технологий» и «административного
    ресурса»?!
    Мир во всем мире? Но буржуазный строй основан
    на всеохватывающей конкуренции – конкуренции не
    только внутри государств, но и между государствами.
    И мы видим, что сначала одну холодную войну
    сменило множество войн горячих, противостояние
    двух империалистических группировок сменилось
    ожесточенной борьбой всех буржуазных группировок
    друг против друга, и что затем из хаоса этой
    «войны всех против всех» стала все очевиднее
    вырастать тенденция к формированию новых
    империалистических блоков и к новой мировой войне,
    - войне, которая приведет либо к гибели человечества,
    либо к его откату на полторы тысячи лет назад.
    Все обещания капитализма оказались ложью, все
    надежды на якобы совершившееся изменение
    его хищнической природы, на его гуманизацию,
    провалились. Он остался тем же, чем был всегда,
    - строем, враждебным человеческой свободе и
    человеческому
    счастью,
    строем,
    неспособным
    преодолеть
    создаваемые
    им
    непримиримые
    противоречия.
    Никогда за всю историю человечества не были так
    велики открывающиеся перед ним возможности и
    так огромны угрожающие ему опасности. Созданные
    человечеством производительные силы позволяют
    теперь накормить всех голодных, одеть всех
    раздетых, заменить труд творчеством и открыть
    начало подлинно человеческой истории. Современные
    производительные силы все более становятся
    непосредственно общественными производительными

    силами, создаваемыми и приводимыми в движение
    не индивидуальным трудом того или иного лица, но
    коллективным знанием и коллективным трудом всего
    человечества. Но власть над этими коллективными
    производительными силами всего человечества
    удерживается паразитической группой капиталистов
    и чиновников – и за эту власть они будут цепляться
    зубами и когтями. В результате производительные
    силы превращаются в разрушительные силы,
    неподконтрольные создавшим их людям и обрекающие
    их на гибель.
    Огромная доля общественного труда идет не на
    обеспечение и развитие всех членов общества, но
    на паразитическое потребление эксплуататорских
    классов и на производство оружия, предназначенного
    убивать
    пролетариев,
    ставших
    ненужными
    эксплуататорской системе. Безграничный рост
    производительных сил сталкивается с ограниченной
    нищетой пролетариев узостью потребительского
    рынка, что ведет к экономическим кризисам,
    швыряющим пролетариев на дно нищеты и
    деградации. Рост производительности труда, вместо
    того, чтобы вести к снижению продолжительности
    рабочего дня и увеличению свободного времени всех
    пролетариев, ведет к выталкиванию все большего их
    числа из общественного производства (а тем самым и
    потребления), к их маргинализации и отверженности.
    В результате острова паразитического процветания
    окружены океаном народной нищеты, обездоленности
    и отчаяния.
    Капитализм отжил свое, вступил в эпоху упадка
    и разложения. Чтобы удержать свое господство,
    буржуазия использует все средства реакции и
    угнетения, казалось бы, навсегда оставленные в
    далеком прошлом рода людского. Экономические
    противоречия, становящееся все более невыносимым
    противоречие
    общественных
    производительных
    сил и капиталистического строя, превращающего
    их в разрушительные производительные силы,
    сопровождается политической реакцией, духовным
    маразмом,
    уничтожением
    всех
    естественных
    человеческих связей, нарастающим разрушением
    природы и человека.
    В безвозвратное прошлое ушли времена, когда
    буржуазная демократия имела какое-то реальное
    значение. Сегодня она стала фиговым листком,
    прикрывающим тиранию государства и капитала.
    Парламентские выборы перестали быть борьбой
    за победу хотя бы разных стратегий в пределах
    капитализма. В лучшем случае, в странах богатого
    империалистического
    центра, по традиции
    называющих себя «демократиями» они стали
    увлекательным шоу по выбору одного из многих
    претендентов, каждый из которых отстаивает одну
    и ту же стратегию – побольше взять у бедных и
    побольше дать богатым. В худшем – в странах
    империалистической периферии и полупериферии
    – победитель на этих «выборах» известен заранее,
    а допущенная «оппозиция» этому победителю не
    вредна, потому что не вредит.
    Чтобы увековечить свое господство, капитализм
    стремится сформировать всех людей подвластного
    ему общества по своему образу и подобию, превратить

    2
    их в бездушных и нерассуждающих роботов,
    производящих ему прибыль и не способных ни на что
    большее. Все естественные человеческие отношения
    сменяются голым эгоизмом и чистоганом. Дружба,
    любовь, страсть к познанию, энтузиазм к общему делу,
    - все это не приносит прибыли, поэтому сметается
    на обочину во имя великой цели – «делать деньги,
    чтобы с их помощью делать еще большие деньги».
    Разобщаемые и атомизируемые всеохватывающей
    конкуренцией пролетарии, приняв эти установки
    буржуазии, оказываются бессильными и покорными
    рабами капитала и государства.

    координировать свои действия без начальников
    и господ, делая последних абсолютно вредной
    ненужностью; позволяют работникам переложить
    функции механического труда на машины и тем самым
    уничтожить труд, заменив его творчеством; короче
    говоря, позволяют уничтожить эксплуататорское
    классовое общество и заменить его бесклассовым,
    бестоварным и безгосударственным строем –
    коммунизмом. Реализуется ли эта возможность, или,
    наоборот, капитализм увлечет за собой в могилу и все
    человечество, - зависит от субъективной воли, действия
    и борьбы угнетенного класса – пролетариата.

    Люди чувствуют себя в полной зависимости от
    непонятных им и неподконтрольных общественных
    сил, действующих с бессознательной свирепостью
    сил природных. Трудящееся человечество одержало
    великие победы над темными силами природы,
    но осталось подчинено темными силами общества.
    Полное бессилие по отношению к кажущемуся
    всемогущим эксплуататорскому общественному строю
    приводит к возрождению всей духовной мерзости
    древних времен, казавшейся навсегда похороненной
    в эпоху прогрессивного развития капитализма.
    Религия, мистика, дичайшие суеверия, людоедский
    национализм – ожившие мертвецы клацают зубами
    и похваляются, что они живее всех живых.

    Одним из наиболее чудовищных противоречий
    современности является противоречие между все
    растущей объективной возможностью коммунизма
    и слабостью социальных сил, борющихся за ее
    реализацию. Однако нет оснований считать эту
    слабость роковой неизбежностью, нет оснований
    отказываться от борьбы еще до борьбы.

    Одной из стран, где экономическая деградация,
    политическая реакция и духовный маразм, присущие
    всему современному капитализму, имеют тягчайшие
    формы, является Россия. Докатившийся и до нее
    мировой экономический кризис, сопровождаемый
    волной
    массовых
    увольнений,
    доказал,
    что
    пресловутая «путинская стабилизация» имела своей
    единственной основой спекулятивно-высокие цены
    на энергоносители, что она не разрешила никаких
    общественных проблем, что и при ней Россия
    осталась страной, где финансовый паразитизм
    накладывается на разрушенную промышленность
    и разоренное сельское хозяйство, страной, большие
    империалистические
    претензии
    которой
    не
    подкреплены реальной экономической силой, страной,
    в длительной перспективе нежизнеспособной в ее
    нынешнем состоянии.
    Другого капитализма, чем тот, который сейчас есть
    в России, здесь нет и быть не может. Иллюзорными
    являются надежды на изменение ситуации в
    случае прихода к власти других буржуазных
    политиков. Русская буржуазия всегда была, есть
    и будет находиться в тесном симбиозе с русским
    паразитическим чиновничеством, образуя вместе с
    ним двуглавого урода, жиреющего за счета народного
    пота и народной крови; русский капитализм всегда
    был, есть и будет в зависимости от мирового рынка,
    являясь для него поставщиком сырья. Освобождение от
    господства мирового рынка невозможно в результате
    какой-то «национальной революции», его может
    достичь лишь всемирная революция пролетариата,
    уничтожающая мировой рынок и устанавливающая
    Мировую Коммуну.
    Созданные в эпоху научно-технической революции
    новые производительные силы, компьютеризированное
    и автоматизированное производство предоставляют
    человечеству возможность преодолеть, наконецто, первопричину деления общества на классы
    – разделение труда на управленческий и
    исполнительский; позволяют огромным массам людей

    Упадок и разложение капитализма повлекли за
    собой и упадок и разложение связавшего с ним свою
    судьбу официального рабочего движения. Старые
    социал-демократические
    и
    «коммунистические»
    партии и профсоюзы либо бесследно исчезли с лица
    земли, либо откровенно признали себя тем, кем были
    уже давно: поборниками и защитниками буржуазного
    порядка. Нет причин оплакивать их. Они всегда
    были последним спасением буржуазии, они всегда
    в решающие моменты классовых битв вставали на
    защиту буржуазного строя, предавая и продавая
    наивно веривших им пролетариев. С их смертью
    буржуазия лишилась незаменимых средств контроля
    над пролетариатом, и снова класс встает против
    класса.
    Развитие
    капитализма,
    перешедшее
    в
    его
    развивающееся разложение, стремится разъединить
    и атомизировать пролетариев, превратить их в
    полностью подвластных капиталу роботов. Но
    люди – не роботы, и разложение капитализма,
    усиление эксплуатации и бесправия, все чаще
    толкает пролетариев на сопротивление и протест.
    Шатается старый мир, пьяный от крови и безумный
    от своего кажущегося всемогущества, шатается и
    трясется от первых толчков грядущего мирового
    землетрясения, мирового переворота, и лава
    освободительной пролетарской борьбы то тут, то там
    прорывается наружу. Албания, Аргентина, Алжир,
    Киргизия, Франция, Греция, - вот некоторые из этих
    предвестников будущей бури.
    В этих пролетарских выступлениях борющиеся
    пролетарии в подавляющем большинстве своем очень
    хорошо чувствовали, против чего надо бороться, но не
    знали, за что нужно бороться. Помочь им обрести это
    знание – задача сознательных революционеров, в том
    числе и наша задача. Для осуществления этой задачи
    и предназначен данный журнал.
    Мы – социалисты, и мы – революционеры. Мы –
    социалисты, потому что мы убеждены, что человеческое
    достоинство, человеческая свобода и счастье могут
    быть обеспечены только в бесклассовом, бестоварном
    и безгосударственном обществе, в обществе где
    война всех против всех сменится товарищеским
    сотрудничеством, в обществе, где освободившиеся
    от проклятий старого мира люди станут хозяевами
    собственной судьбы. Мы – революционеры, потому что

    3
    мы убеждены, что социализм может быть достигнут
    только действием и борьбой самого угнетенного класса,
    что его не создадут никакие спасители сверху – «ни
    бог, ни царь и ни герой», что он может быть достигнут
    лишь всеохватывающей освободительной социальной
    революцией самого угнетенного класса, революцией,
    в ходе которой угнетенные экспроприируют у
    угнетателей и поработителей власть и собственность и
    устанавливают свою власть – власть общих собраний
    трудящихся.

    говорится в статьях «Каким быть рабочему
    движению?» и «К вопросу о профсоюзах».

    Борясь за всемирную социальную революцию,
    мы продолжаем дело всех героев и мучеников
    освободительной борьбы угнетенных классов прошлых
    времен – от повстанцев Спартака и Степана Разина
    до установивших на короткое время свою власть во
    время Великой Российской Революции 1917-1921
    гг. рабочих Петрограда и крестьян Гуляй-Поля;
    продолжаем дело таких революционных организаций
    прошлого,
    как
    Международное
    товарищество
    рабочих (Первый Интернационал), Севернорусский
    и Южнорусский рабочие союзы, Индустриальные
    рабочие мира, Союз эсеров-максималистов, Партия
    левых эсеров, Коммунистическая рабочая партия
    Германии и Всеобщий рабочий союз Германии
    – Единство, Рабочая федерация аргентинского
    региона и т.д. и т.д.; продолжаем дело таких идейных
    традиций, как революционные течения марксизма,
    левое народничество и пролетарский анархизм.

    Наконец, в статье нашего товарища из ИСПРК Андрея
    Здорова «Ответ г-ну Шапинову» содержится критика
    рафинированной версии современного сталинизма
    с изложением в качестве противовеса позитивной
    программы.

    Герои пролетарской борьбы прошлых эпох должны
    быть моральным примером, однако напрасно было
    бы требовать от них готовых ответов на сегодняшние
    вопросы, - вопросы, которых не существовало в их
    время. Ответы на эти вопросы должны искать и
    найти те, кто действует сегодня, искать и найти
    сами. Поэтому борцы за социальную революцию
    должны соединять непоколебимую верность делу
    освобождения угнетенных классов со смелой
    критической мыслью, не останавливающейся перед
    милыми сердцу предубеждениями и предрассудками.
    Смелая мысль не заменит смелое действие, но она
    подготовит его. Как писал один из наших учителей,
    Карл Маркс, «оружие критики не заменит критики
    оружием, но и теория становится материальной
    силой, когда она овладевает массами».

    ***
    Материалы, публикуемые в первом номере нашего
    журнала, посвящены в первую очередь проблемам
    пролетарской борьбы и пролетарской организации в
    условиях современного капитализма.
    В статье «Экономический кризис как момент
    истины» говорится о современном экономическом
    кризисе - который многое множество буржуазных
    комментаторов уже сравнивало с Великой депрессией
    1929г. – и о том, что единственным возможным путем
    выхода из этого кризиса при сохранении капитализма
    является новая мировая война.
    В статье «Украина: незавершенная революция»
    содержится анализ ситуации на Украине, где
    экономический кризис принял весьма острые формы.
    О путях борьбы пролетарского класса, о ложности
    профсоюзнических
    и
    парламентских
    иллюзий

    Опыт и позиции германо-голландского левого
    коммунизма – революционного течения в немецком
    пролетариате, возникшего на пике революционной
    волны 1917-1923 гг., изложены в печатаемых нами
    статьях активистов этого течения: «Коммунизм
    рабочих Со