• Название: История одной куклы
  • Автор: Н. Генсицкая

ЧАСТЬ 1. ПРОПОРЦИИ и РАЗМЕРЫ
Глава I. Основные пропорции головы и
туловища
1.1. Пропорции головы и лица
Кукла, как и человек, тоже имеет голову, туловище, руки и ноги. При
изготовлении кукол скульптурную часть (вылепленную из пластика) составляют
голова, руки и ноги. Туловище изготавливается мягкое, набивное, на проволочном
каркасе. Важно правильно
рассчитать пропорции лица,
лобная кость
рук, ног, туловища и всей
куклы в целом.
височная кость
Работу всегда лучше
носовая кость
начинать с самого начала с головы. Скульптура головы
всегда начинается с черепа.
Изучая
череп,
Вы
скуловая кость
приобретаете понятие о
верхняя челюсть
том, как голова и черты
лица соотносятся друг с
нижняя челюсть
другом.

Головы людей выглядят по-разному, и в то же время у них у всех есть сходство:
два глаза, два уха, нос, рот. Это сходство помогает использовать, при изготовлении
куклы следующие основные пропорции лица
человека. Спереди голова имеет яйцевидную
форму. Ширина головы равна двум третям
ее высоты. Если разделить голову продольно
на равные половины, от подбородка до
макушки, мы получим две части ширины
головы. Одна из этих частей, отложенная
три раза по высоте, даст пропорцию лица
в соотношении 2 : 3 (две части - ширина
три части - длина). По линии расположения
глаз ширина головы равна 5-ти диаметра
глаза. Расстояние между глазами равно
диаметру одного глаза

История одной куклы

На профильной схеме головы видно,
что по линиям, делящим лицо на 3
части, можно определить высоту
лба, длину носа, размер уха. Лобная
часть определяется длиной от
макушки до линии надбровной дуги
и равна расстоянию несколько
большему 1/3 части лица. Линия
надбровной дуги находится на одной
линии с верхней границей уха.
Кончик носа находится на одной
линии с мочкой уха. Так, размер уха
равен расстоянию от надбровной
дуги до кончика носа и равен 1/3
ширины лица. Рот находится
между носом и подбородком на
расстоянии 2/3 этой длины вверх
от подбородка.

1/3Н

Н
Важно также
правильно
сформировать форму и глубину
затылка. Глубина затылка
определяется следующим образом:
2/3 длины лица (назовем этот
размер Н) разделить на 3 части и
отложить в сторону затылка

Н

расстояние равное Н + 1/3 Н.
Затылок заканчивается на линии,
проходящей через мочку уха и
нижнюю часть носа.

История одной куклы

И еще одно правило, которое
необходимо обязательно соблюдать,
я называю его «правилом ступенек».
Просматривая голову в профиль.
заметьте, что лицо имеет угол
наклона. Самая выступающая часть
лица - это линия надбровной дуги,
затем скулы, верхняя губа, нижняя
губа
и
подбородок.
Лицо
выстраивается, как бы по
перевернутой лесенке. Нарушение
угла наклона искажает лицо куклы.
Поэтому лепите последовательно.
шаг за шагом по ступенькам вниз,
каждый раз просматривая голову
куклы в профиль.

1.2. Общие пропорции и размеры фигуры
Как было давно установлено и традиционно,
и исторически, высота фигуры человека равна
семикратной с половиной высоте головы. Размеры
фигуры, предлагаемые для куклы, отходят от
традиционных и
устанавливаются Ребёнок до года
на семи высотах
головы
для
женщин и восьми
высотах головы
для мужчин.

История одной куклы

Ребёнок 2-5 лет

Принимая высоту головы за единицу измерения для определения пропорций
фигуры и исходя из закономерности роста человека в разном возрасте, получим
следующие величины высоты фигуры куклы.

История одной куклы

ЧАСТЬ II. СКУЛЬПТУРА
Глава II. Материалы и инструменты
2.1. Немного о полимерных материалах.
Полимеры (Роlymer С1ау) - искусственные материалы, состоящие из частиц
поливинилхлорида и пластификатора, и требующие обжига для отвердевания. Они
производятся различными фирмами, видов полимерных материалов достаточно
много. О них, их физических и технических характеристиках написано во многих
книгах и журналах. Я расскажу о тех, которые больше всего люблю.
Классический и самый доступный материал - Super Sculpey. Материал, с которого
я начинала. Очень легкий и удобный в работе материал, мягкий, пластичный, с хорошей
памятью. Жалко, что нет цветовой разновидности - выпускается только одного
бежевого цвета. Недостатком его является невысокая прочность. При длительном
хранении несколько теряет свои свойства, становится менее пластичным.
Cernit - радикально противоположный материал, в работе труден, быстро
нагревается в руках, из-за этого становится очень мягким, как бы течет, несколько
"инертен" плохо примазывается, обладает слабой памятью и плохо держит форму.
Положительным свойством является его отличная прочность и очень красивый
внешний вид - полупрозрачный, мраморный. Материал требует особых навыков
работы, для начинающих очень труден. Выпускается несколько оттенков телесного
цвета и большое количество других цветов. Может долго храниться, от этого
становится прочнее.
Смешивая два материала Super Sculpey и Cernit можно получить нечто среднее.
Свойства материалов дополняют друг друга: Super Sculpey получает прочность и
прозрачность, а Cernit - память, пластичность и некоторую жесткость. Их
смешивают в следующих пропорциях - 2 части Super Sculpey : 1 часть Cernit или
1 часть Super Sculpey : 1 часть Cernit. Негативом является то, что при смешивании
в материал попадает воздух и при обжиге на поверхности часто образуется "рыбная
чешуя".
Sculpey Living Doll - мой любимый материал. в последнее время в основном
работаю только с ним. Он обладает наиболее положительными свойствами прочный, пластичный, с хорошей памятью, красивого внешнего вида. При
необходимости в него можно добавить Cernit (в пропориии 1:1/4) для улучшения
свойств. Так же как Super Sculpey, выпускается только одного бежевого цвета.
Polymer Сlау - в переводе полимерная глина, полимерная масса. В России
употребляют термин - полимерный пластик. Иностранные мастера, приезжавшие в
Москву, не могли понять, о чем идет речь. Термин «пластик» в их понимании - это
материал промышленный, из которого, например, делают кукол Барби. Но в России.
как правило, всему дают свои имена Для нас слово «пластик» означает материал
для лепки, который в процессе обжига или высыхания становится жестким.
Возможно, это обозначение материалов появилось от названия прибалтийской массы
«Пластика», одной из первых появившейся у нас в продаже. В общем мы не будем
отходить от традиций, и далее будем употреблять обозначение «полимерный

пластик».

История одной куклы

2.2. Необходимые материалы и инструменты
Перед началом работы определитесь с размерами куклы. В данной технике
используются готовые стеклянные или пластиковые глаза. Они выпускаются
различных диаметров и цветов. Подберите для куклы глаза необходимого размера.
исходя из расчета пропорций головы, указанного выше.
Итак, для работы Вам понадобятся следующие материалы:

1.
Полимерный
(пластик)

материал

2. Стеклянные глаза
3. Пищевая фольга
4. Бумага и ручка
5. Каркасная проволока различного
сечения (для изготовления
каркасов рук и туловища)
6. Синтепон и трикотаж (для
набивки и обтяжки туловища)
7. Трессы (волосы для куклы) и клей
для их приклеивания
8. Краски и кисти (акрил, темпера
ПВЛ или маслянные краски)
9. Различные кусочки тканей,
отделки, кожи, тесьма, бижутерия
и аксессуары.

История одной куклы

Инструменты:
1. Инструменты для лепки
2. Ножницы, нитки и иголки
3. Прочный клей
4. Небольшой штатив
5. Плоскогубцы и кусачки
6. Тонкое сверло
7. Подставка для куклы

История одной куклы

Глава III. Лепим голову
3.1. Изготовление основы головы (черепа) из фольги
Для изготовления головы куклы, сделайте основу в виде черепа из пищевой фольги.
Фольгу лучше использовать тонкую, из нее легче сформировать необходимые формы.

От рулона фольги оторвите полосу, длиной
Затем придайте шару форму яйца.
примерно 1 -1,5 м (в зависимости от размера
куклы). Сверните его в мягкий неплотный
шар.
Равномерными, мягкими надавливаниями уплотните шар до необходимого размера.
Например, при диаметре глаз 8 мм ширина лица равна: 3 мм х 5 = 40 мм, соответственно
длина лица - 60 мм. Но учтите, что это расчет размера головы в готовом виде. Так как
слой пластика, накладываемый на основу примерно 5 мм, то основу надо сделать несколько
меньшего размера, с учетом толщины пластика

Со стороны лица голова имеет плоскую Надавливанием больших пальцев на
форму. Придайте необходимую форму заготовке выразите височную кость
заготовке основы головы, слегка сплюснув
ее с одной стороны

История одной куклы

Определите линию расположения глаз. Учтите, что в разном возрасте линия
расположения глаз находится на разном уровне.

Пропорции головы взрослого человека

Пропорции головы пятилетнего ребенка

Пропорции головы ребенка до года

История одной куклы

По линии расположения глаз при
помощи инструмента сделайте
углубления (глазницы)

Вставьте глаза в глазницы так, чтобы
между глазами расстояние было равно
диаметру одного глаза.

Определите середину ширины лица по
линии глаз и отложите в обе стороны
(вправо и влево) от середины отрезки,
равные диаметру одного глаза.
Полученные точки являются центром
каждого глаза.

Глаза должны быть посажены в основу
достаточно глубоко - наполовину
диаметра глаза. При необходимости
инструментом углубите глазницу.

История одной куклы

Зафиксируйте положение глаз кусочком пластика.

Для дальнейшей работы удобно пользоваться
небольшим штативом. Его легко изготовить из
деревянной подставки и тонкой бамбуковой палочки.
Итак, мы изготовили основу для головы - череп,
вставали глаза. Внимательно просмотрите ее со всех
сторон, проверьте симметрию. Правильно
изготовленная основа задает правильную форму
головы.

Приступая к работе с полимерными материалами, помимо их технических
характеристик, необходимо знать некоторые особенности работы с ними и
условия их хранения.
Одним из негативных моментов при работе с полимерами является их
загрязняемость. При этом грязь от рук, мелкие волоски и пыль вмешиваются в
пластик Работа получается в грязных разводах, которые удалить практически
невозможно. Поэтому чаще мойте руки и работайте в одежде без ворса.
Хранить полимерные пластики нужно при комнатной температуре, в обычной
коробке или полиэтиленовой упаковке, в шкафу, но не вблизи батареи отопления,
не под прямыми солнечными лучами и не в холодильнике При неправильном хранении
пластик теряет свои свойства.

История одной куклы

1.2. Голова
Возьмите кусок пластика, примерно
в половину куриного яйца или несколько
больше в зависимости от размера
головы. Хорошо разомните его в руках,
так чтобы он, набирая температуру
ваших рук стал мягче и податливее.
Из данного куска слепите пластину,
толщиной 6 мм и размером,
перекрывающим основу головы
наполовину.

Наложите данную пластину на
лицевую сторону основы

Края пластины аккуратно примажьте
в сторону затылка
Для того, чтобы закрыть затылочную
часть головы слепите еще одну
пластину меньшим размером и
толщиной и закройте ею затылок.
Равномерно выровняйте стыки
пластин, так чтобы не было видно
швов, и получилась ровная, однородная
поверхность.

История одной куклы

3.3. Глаза

Большими пальцами рук нащупайте
глаза и немного раздвиньте пластик,
чтобы их открыть

Расчистите глаза инструментом,
сглаживая пальцами острые углы,
Вылепите основание переносицы.

Для того, чтобы вылепить веки, Наложите его на верхнюю часть глаза,
скатайте из пластика тонкий жгутик. отсеките лишнюю длину и аккуратно
примажьте.

История одной куклы

Из данного припуска сформируйте
верхнее веко.

Выложите и сформируйте нижнее веко
аналогично верхнему.

Нижнее веко менее изогнуто, чем верхнее. Верхнее веко образует более широкую
дугу вокруг глазного яблока. Верхнее и нижнее веки соединяются в области
переносицы, образуя слезнячок.

История одной куклы

3.4. Нос
Перед тем, как вылепить нос, определитесь с его размером и формой. Вспомните
пропорции лица. Расстояние от надбровной дуги до подбородка разделите пополам
- это линия кончика носа. Так же можно наметить и линию рта

Из небольшого кусочка пластика
слепите заготовку для носа (в
соответствии с намеченным размером).
наложите ее на место расположения
носа и тщательно примажьте.

Сделайте углубления носовых отверстий.
Учтите, что крылья носа находятся
выше перегородки носа.

История одной куклы

Сформируйте переносицу, кончик носа
и крылья носа.

3.5. Щеки, рот
Перед каждой операцией всегда просматривайте работу в профиль. Помните
«правило ступенек».

При необходимости, увеличьте объем
щеки. Для этого на скуловые кости
наложите пластины каплевидной
формы. Тщательно примазав их,
сформируйте щеку.

Просматривая профиль, убедитесь в
необходимости добавления объема для
вылепливания рта.

Отделите инструментом область
щеки от области рта, дугообразной
носогубной складкой, которая
начинается у крылышек носа и
заканчивается уголками рта.

Инструментом наметьте разрез губ.
Отделите верхнюю и нижнюю губы.

История одной куклы

Верхняя губа более широкая, чем нижняя, как бы нависает над ней. Обе губы и
верхняя, и нижняя имеют особую своеобразную форму.
По замыслу вылепите губы куклы.

3.6. Подбородок, нижняя челюсть

Определитесь с формой подбородка, Нижняя челюсть имеет наклон в
вылепите его и оформите линию сторону затылка, делит профиль головы
пополам и заканчивается мочкой уха.
нижней челюсти.

История одной куклы

3.7. Шея

Из пластика слепите
четырехугольную пластину
толщиной 5-6 мм.

Сверните ее в цилиндр.

Нижнюю часть шеи немного
разведите в стороны в виде
«юбочки». Края «юбочки»
сделайте потоньше. При
необходимости
задайте
наклон головы. Это придаст
кукле динамику и живость.

Шея внутри получается полая.

Прилепите и примажьте
шею к голове на уровне
закругления затылка и
за линией нижней
челюсти.

Сзади на шее, ниже уровня роста
волос ставится клеймо (подпись
автора) и год изготовления куклы.

Я никогда не леплю шею целиком из пластика и не использую различные
основы для нее. Во-первых - это утяжеляет голову; во-вторых - очень толстый
слой пластика требует определенного обжига, а это не всегда получается; втретьих - при полой шее крепление головы к набивному туловищу гораздо прочнее.

История одной куклы

3.8. Уши

Уши у всех разные, но строение у
них одинаковое. Ухо имеет форму
раковины, состоит из хряща и
заканчивается мягкой мочкой.
Размер уха равен расстоянию от
кончика носа до надбровной дуги.
Крепится оно параллельно носу
посередине профильной части
головы, задняя часть уха имеет
угол наклона, равный углу наклона
носа.

Чтобы вылепить уши. скатайте из пластика шарик
диаметром, равным половине размера носа. Разрежьте
его пополам и вылепите две заготовки ушей

Уши можно лепить достаточно схематично. Они могут быть слеплены
анатомически правильно или утрированы. выражая характер и образную
принадлежность куклы. Главное, чтобы уши были пропорциональны и правильно
крепились к голове.

Заготовки прилепите к
голове и вылепите уши.

История одной куклы

Очень важно при работе с полимерным пластиком, чтобы ваши руки постоянно
были чистыми Если же работа всетаки загрязнилась, предлагаю Вам несколько
способов ее очистить:
1. Используйте обычные влажные салфетки (не
бумажные). Такие салфетки имеют пропитку, которая
при легком протирании пластика, снимает тонкий
верхний слой грязи и мелких волосков. При этом
поверхность хорошо разглаживается. Часто я
специально использую влажные салфетки для выведения
гладкой формы.
2. Если же грязь сильно вьелась в слой пластика и
ничем уже не стирается, то снять ее можно, срезав
инструментом крайний тонкий слой загрязненного
места.

3.9. Роспись «по сырому»

Есть замечательный способ росписи кукол из полимерного пластика - роспись
«по сырому». В данном понятии имеется в виду роспись по сырому не обожженному
пластику. Такая роспись выполняется порошкообразными красками, сухими
пигментами или, самое удобное, женской, декоративной косметикой (тени, румяна,
пудра). Важным условием использования косметики является ее абсолютная
матовость. Перламутровые тени или румяна дают неестественный блеск и
использовать их можно лишь для декоративной росписи.

Роспись «по сырому» подразумевает под собой нанесение естественного
основного румянца на лицо куклы (5 точек). Данной техникой росписи можно
расписать и все лицо куклы - губы, глаза, нос и т.д.

История одной куклы

Пять точек нанесения основного румянца:

скулы
щеки
кончик носа
подбородок
середина лба
мочки ушей

3.10. Обжиг
Итак, мы дошли до весьма важного и решающего этапа - до обжига. Вы уже
что-то слепили и это что-то требует, чтобы его зафиксировали и оно стало
жестким и прочным.
Перед обжигом внимательно изучите упаковку пластика. На упаковке всегда
написаны температурные и временные режимы обжига. Как правило, полимерные
пластики обжигают при температуре 130°С-140°С, время обжига колеблется от
15 до 30 минут, при толщине слоя пластика 6 мм. Так как температура
затвердевания полимеров не очень высокая, то совершенно не обязательно иметь
специальную печь, вполне можно обжигать пластик в обычной бытовой духовке.
Нельзя обжигать полимерные пластики в микроволновой печи (СВЧ). В ней
пластификатор может закипеть и взорваться.