Kak_reki_morya_i_klimat_sozdayut_nashe_obschestvo

Формат документа: odt
Размер документа: 0.02 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Как реки, моря и климат создают наше общество
Почему идеальный климат вреден для развития общества? Как жара повлияла на возникновение буддизма? Могла ли античная культура возникнутьв другом месте? Начиная с XVIII века, такими вопросами стали задаваться философы, изучающие историю. Это привело к созданию школы географического детерменизма.
В античности историки сводили свой предмет исключительно к социуму, а природа выступала фоном для деятельности людей. Геродот писал в своей «Истории», что собирал сведения о прошлом, чтобы «великие деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности».
Однако в XVIII веке среди мыслителей появилась идея, что социальная история является продолжением биологической. Первым об этом написал Иоганн Гердер в своём труде «Идеи к философии истории человечества», уподобив жизнь человека развитию дерева из семени. Вслед за ним началась обширная дискуссия о природных факторах, наиболее влияющих на общество. В качестве параметров предлагались: климат, рельеф местности и почв, воздух и его состав, водные ресурсы и даже пища, употребляемая человеком.
В конечном счёте среди них остались две наиболее полные и внутренне непротиворечивые теории: водная и климатическая.
Реки: солидарность или смерть
Первым, кто обратил внимание на гидросферу, был географ и историк Лев Ильич Мечников — брат знаменитого биолога. Реки он считал выражением синтеза всех климатических условий: климата, почвы, рельефа и так далее.
У каждой реки есть своё историческое значение, причём оно не находится в прямой зависимости от длины или объёма приносимой воды. Из крупных рек только на берегах Нила возникла цивилизация, которая сыграла большую роль в общемировом развитии. А вот общества, жившие на берегах Амазонки, Миссисипи исибирских рек, не оказали большого влияния на другие народы. Такая зависимость наблюдается даже в рамках одной цивилизации: общество Китая сформировалось на берегах Хуанхэ, а не Янцзы, которая на 1000 километров длиннее.
Причина аномалии в том, что великие реки слишком много позволяли людям, которые их осваивали. Наиболее же значимые реки быликомфортны, но не особо.Жизнь должна постоянно пинать людей.К примеру, в некоторых участках течения Амура почвы удивительно плодородны, а вековые леса с приречной долиной — настоящий рай для охотников и рыболовов. Такая благоприятная для жизни среда делает бессмысленным прогресс и мешает развитию цивилизации. Целые века люди могли позволить себе образ жизни бродячих земледельцеви довольствоваться всеми возможными благами, пока не закончились богатые земли.
К этому добавляется проблема кооперации. Даже изолированные от других люди имели высокий уровень жизни, поэтому не были способны к координированным действиям. Без перехода на новый уровень общественной солидарности не появились прогрессивные социальные институты и высокая культура.
Совсем по-другому жили в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Нил проносил воды в три раза меньше, чем «неисторический» Дунай, но превращал огромные земли вокруг в плодородные житницы. Правда, обладалНилодной скверной привычкой.Время от времени рекапревращалаЕгипет в заразные болота, усыпанные горами трупов.
Река-кормилица была страшным убийцей, внушавшим священный трепет крестьянам. Страх внезапной смерти учил солидарности, заставлял людей объединять усилия для общей работы. Некоторые группы ненавидели друг друга, не все понимали смысл общественного труда, часть которого была возложена на каждого. Однакоэто создало не только сложную ирригационную систему, но и в целом способствовало развития науки и искусства. Из-за природных условий происходила естественная мумификация трупов, захороненных в песках. Это вызвало создание искусственных мумий, а затем — развитие знанийв медицине.
Изменениеисторических ролейгеографических областей тоже зависело от гидросферы. Прогрессивные цивилизации не останавливались на кормлении от рек,а захватывали берега морей и выходили на берега океанов. В соответствии с этим изменялись и формы социально-политического устройства: республика, которая была подходиладля небольшой общины на берегу Тибра, уже не годилась для управления Римской империи, раскинувшейся по разные стороны от Средиземного моря.
Климат: жара делает рабом плоти и государства
Климатическое направление наиболее полно разработал Шарль де Монтескье, известныйтакжедоктриной разделения властей. По Монтескье политический строй государства формируется в зависимости от типа климата: жаркого, холодного или умеренного.
Жаркий климат истощаеттело и обессиливает дух. Люди в таких странах исполняют всякую трудовую обязанность только из страха наказания, поэтому рабство становится привычным.Так как господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское рабство сопровождается в этих странахи политическим. А в странах с холодным климатом даже без ремёсел, образования и законов люди становились мужественными воинами, которые могли противостоять могуществу римских завоевателей.
Разумеется, лучшие страны – те, где доминирует умеренный климат (и проживает Монтескье). Европоцентризм торчал из каждого пункта его теории. Вся Европа, от Скандинавии до Пиреней, лежала в умеренном климате с достаточно мягкими переходами. Поэтому онаи оказалась достаточно цельной в своём культурном развитии и вывела цивилизацию на уровень несравнимо высокий по сравнению с Азией.
В Европе народы противостояли друг другу как сильный сильному.Азия же была более разнородной. Тёплый климат делал людей слабым, нежным, чувствительным к наслаждениям в гаремах. Поэтому в Азии воинственные, храбрые и деятельные народы соприкасались с народами ленивыми и робкими,из которых одиннеизбежно становится завоевателем, а другой − завоеванным.
Удовольствия тёплого климата оформили рабовладельческие отношения. Из-заэтого уровень свободы никогда не возрастает, между тем как в Европе он колебался в зависимости от конкретных обстоятельств. Так же и традиции с привычками не менялись на Востоке веками.
Климат формировал темперамент, а темперамент —законы. Древние германцы жили в условиях, не позволявших распаляться страстям. Обнажение женщинами тела, как и везде, считалось нарушением.Однако воспринимали его как оскорбления, нанесённые мужчинам, то есть сухо и по-математически. За обнажение головыполагался штраф в 6 солидов. Обнажишь в два раза больше — например, ноги по колено — плати 12 солидов. Монтескье определял это как преступление глаз, а не воображения. Но когда одно из германских племён перебралось в более тёплую Испанию, то разбушевавшееся либидо установило множество новых ограничений. Вплоть до того, что врачи могли пускать кровь женщине только в присутствии родителей или других родственников мужского пола.
В тёплых странах законы, как правило, усиливали воздействие климата. Вместо того,чтобы побуждать к труду,индийские правители присваивали всю землю себе,лишая людей духа собственности. В более холодном Китае существовал обряд открытия земледельческих работ, в котором участвовал император, чтобы поощрить крестьян к труду. Также каждый год императору докладывали о наиболее отличившемся земледельце, которого тот производил в мандарины восьмого разряда.
Тёплая лень создавала под себя и религиозные представления. В Индии, где чрезмерная жара подавляла и затормаживала людей, высшим блаженством считались бездействие и бегство от страданий. Китайское же конфуцианствобыло более практически направленным и регулировало бытовые обязанности и отношения человека с обществом.
Потеряв мужество, индийцы ради веры подвергали себя невероятным мукам,а женщины устраивали самосожжения. Природа, которая дала этим людям слабость, делающую их робкими, наделила их чрезмерным воображением. Поэтому чувствительность, которая заставляла избегать опасностей, давала силу презирать эти опасности.
Синтетическая теория: Греция — рай для прогресса
Учение о климате Иоганна Гердера носило синтетический характер. Он учитывал различия в рельефе, климате, плодородности почвы, наличие или отсутствие выхода к морю для анализа трудовой деятельности человека и особенностей формирования цивилизации.
Некоторых сама природа огораживала от соприкосновения с другими культурами. Китай оказался защищен от внешних влияний заслоном пустынь и гор, а такжеокеаном почти без бухт и заливов. Та же участь постигла Японию, Корею и страны Юго-Восточной Азии, расположившихся вдали не только от основных торговых путей, но и от идеи смешения культур. Поэтому до сих пор в Японии доля коренного населения близится к 100%.
Не полагаясь на международную торговлю, китайцы выработали необыкновенное трудолюбие и уникальную культуру. И её неотъемлемой частью были не только роспись фарфора или шитьё по шёлку, но дополнительная система ограждения себя от мира, то есть Великая китайская стена. В культурном же плане изоляция приводила к тому, что отсутствовал сам концепт развития. Основанием искусства было копирование каноничных образцов, а не создание новых форм. Например, правила классического стиха люйши чётко определяли длину строки и правила чередования тонов.
Совсем по-другому развивалась культура Вавилона. Он не толькорасполагался на стыке Европы, Азии и Африки, но и былсвоеобразным оазисом. Плодородная долина Тигра и Евфрата в окружении гор и пустынь манилаогромное количество кочевников-завоевателей. Природа предоставляла много глины, поэтому Вавилон быстро сталцентром оседлого земледелия и местом развития ремесел и искусств (глиняная утварь, клинопись).
Меньше повезло другой стране Западной Азии – Финикии. У неё не было ни Тигра, ни Евфрата. Только пустыня, по которой финикийцы однажды добрались до Красного моря. Единственным шансом выжить было мореходство,а вместе с ним и торговля. Финикийцыначали бороздить морские просторы, все большеукрепляя связи с другими странамии обмениваясьне только товарами, но и знаниями. Такова особенность любого племени купцов – они способствует не только собственному развитию, но и развитию всего мира.
Однако преимущественно страны Азии и Африки консервировались внутри своих границ. Культураже, требовавшая постоянного развития, двинулась в Европу, которой достались наиболее благоприятные условия. Мягкий климат, множество судоходных рек и выход к морям позволил самому маленькому континенту аккумулировать всё лучшее, что приходило с юга и востока: товары, изобретения и идеи. Менее жестокие природные условия позволили использовать не только принудительный труд, но и цеховой, основанный на разделении труда, обучении и конкуренции.
Особое место в развитии Европы заняла античная цивилизация. Её можно назвать самым ярким выражением закономерности, согласно которой навсех пригодных для жизни морях, островах, полуостровах и побережьях возникалинамного более целеустремлённая деятельность и свободная культура, чем на материке. Сочетание творческой энергии с эстетической созерцательностью давало не только мягкостьнравов, но и тонкий вкус, которые становился стимулом к развитию искусств и наук. Даже внутри самой Греции наблюдалось доминирование республик, более близких к морю – например, первое законодательство было выработано на Крите. Да и в религиозных представлениях блаженные души обитали на острове, где могли встретить больше свободных людей.
Древняя Греция расположилась на полуострове с огромным количеством заливов и бухт – по сути, её можно было назвать архипелагом. Это позволяло полисам обезопаситься отобъединения и превращения в деспотию, которая неминуемо ведёт к медленному отмиранию культуры.В такой расчлененной стране одно племя защищено было долиной, другое — берегом или островным положением. Не существовало отношений центр – периферия, поэтому каждой регион внёс свой вклад в развитие культуры.
Полисы находились в состоянии постоянного развития и движения. Причём движения и буквального – Средиземное или Эгейское море были достаточно небольшими, поэтому и критяне, и спартанцы, и многие другие не разсменяли место жительства, перебираясь в Малую Азию, Италию или Сицилию.Так достижения в поэзии, философии, астрономии и математике, которые до сих пор играют важную роль в мировой науке, распространялись по миру и способствовали всеобщему прогрессу.