Харизма фусэки Кобаяси Коити (переформатировано)

Формат документа: odt
Размер документа: 0.17 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Харизма фусэки Кобаяси Коити.
Часть 1
Прерыватель ситё
Играть фусэки Кобаяси так же хорошо, как «китайское фусэки». В настоящее время «стиль Кобаяси» становится популярнее, чем «китайский стиль». Каждое новое фусэки приобретает популярность на некоторое время. Давайте познакомимся с харизмой «стиля Кобаяси» подробнее.

Диаграмма 1. Развитие 1, 3, 5 и 7 известно как «стиль Кобаяси». Б.2 в «A», с последующим ч.5 в «B» и ч.7 тоже считается стилем Кобаяси.

Диаграмма 2. Если белые занимают точку 3-4, то играя в стиле Кобаяси чёрные ставят какари 1. В ответ на цукэ б.2 последовательность до ч.7 будет ещё одним примером стиля Кобаяси.

Диаграмма 3. Симари чёрных «А» было бы великолепным продолжением. Поэтому белым очень важно играть какари в правом нижнем углу. Белые могут играть «A», «B», «C» или «D». Игра в «D» встречается редко, поэтому мы не будем её рассматривать.
Высокое какари через один пункт

Диаграмма 4. Как чёрным отвечать на какари б.1? Во-первых не надо соблазняться получением потенциальной территории и играть цукэ 2. Последовательность до ч.14 приводит к слишком прочной форме чёрных с одной стороны(отмеченный камень стоит слишком близко к центру зоны), но с другой стороны остаётся адзи «A». Если бы отмеченный камень стоял в «B», то результат был бы удовлетворительный.

Диаграмма 5. Хасами.
Стиль Кобаяси создаёт возможности для атаки, поэтому чёрные должны атаковать при помощи хасами 2. После б.3 и 5 чёрные сначала играют нодзоки 6, а потом защищаются 8. Можно разворачивать свои силы и в «A». Я предпочитаю 8, что позволяет в будущем продолжить атаку в «B».

Диаграмма 6. Реальная партия. Исида Акира 8 дан (чёрные) против Фудзисавы Хосаи 9 дан (белые).
Белые прыгают 10 и играют тэнуки, откладывая обмен «A» на «B». На какари б.12 следует ответ ч.13. Ходом 23 чёрные расширяют свою территорию справа, атакуя два камня белых. Это соответствует целям стиля Кобаяси.

Диаграмма 7. Если тоби б.«A» помогает чёрным достичь своей цели, то белым надо искать иное тактическое решение. Как будет выглядеть огейма 2? Хотя это и основное дзёсэки, белые должны учитывать наличие камня ???, который делает этот выбор необоснованным. Чёрным следует провести тщательный анализ.

Диаграмма 8. Цукэ ч.1 необходимо. Дзёсэки Ч.5 в ответ на б.4 было в своё время очень популярно. Последовательность до б.10 – типичная линия дзёсэки «Священный меч». Результат приемлем для белых, т.к. они без труда стабилизировали свою группу. Чёрные получили хорошую территорию внизу, но этого мало и они не удовлетворены.

Диаграмма 9. Может быть чёрным стоит блокировать 2 в ответ на б.1? Это лучший способ захвата отмеченного камня. Локально, до б.7 разыграно дзёсэки. Тоби ч.8 – ключевая точка. Обмен б.«A» на ч.«B» помогает чёрным усилиться, а поворот ч.«A» неприемлем для белых. Результат можно рассматривать как равный.

Диаграмма 10. А есть ли более серьёзный вариант для чёрных? Интуиция подсказывает, что чёрные могут играть ниданбанэ 4 в ответ на б.3. Этот вариант в данной позиции будет темой следующего обсуждения.

Диаграмма 11. Из партии между Кобаяси Коити 9 дан (чёрные) и Авадзи Сюзо (Awaji Shuzo) 8 дан (белые). Несмотря на симари от камня сан-сан в левом нижнем углу, можно рассмотреть игру в стиле Кобаяси и на этом примере.
На какари б.8 чёрные ответили хасами 9. Авадзи сделал новый ходы б.10 и 12, готовя ханэ 14 в ответ на отход ч.13.

Диаграмма 12. В партии чёрные нанесли атари 1 и 3. После спуска б.4 чёрные вынуждены защититься 5. Белые довольны тем, что захватили камень ходом 6. Последовавшее дальше какари б.8 сомнительно. Следовало играть цукэ в 12, и в ответ на ч.13 отступить б.10. Нехорошо позволять чёрным выбивать базу у белой группы ходами ч.9 и 11.

Диаграмма 13. Могут ли черные, спустившись 5, захватить два камня белых?

Диаграмма 14. Разрезание 1 и проползание 3 хорошо работают в этой позиции. Чёрные вынуждены удлиняться 4 и 6. Белые ползут дальше 7. Что делать чёрным? Блокировать «A» или продолжать удлиняться «B»?

Диаграмма 15. Сначала рассмотрим удлинение 1. Белые просто играют 2 и 4. Теперь белые обгоняют чёрных в сэмэае на одно дамэ.

Диаграмма 16. Что можно сказать о блоке ч.1? Предположим, что белые разрезают «A», атари ч.«B», стороны обмениваются удлинениями б.«C», ч.«D». На б.«E» чёрные упрямо сопротивляются «F». Теперь ни какие уловки не помогут белым. Но всё, что нужно сделать белым это вставить камень 2 и спуститься 4. В ответ на ханэ ч.5 белые строят ко 6. Это ко в пользу белых, т.к. первыми ко-угрозу должны наносить чёрные, а в начале партии нет соответствующих ко-угроз.
Всё это говорит о том, что ч.5 на Д.13 неприменимо. Но в этой базовой позиции есть ещё один вариант.

Диаграмма 17. Предположим, что чёрные наносят атари с другой стороны. Теперь после спуска б.4 чёрные захватывают 5.

Диаграмма 18. А что если белые разрежут 1? Форма отличается от Д.13-16. После проползания б.3-7 чёрные могут построить жизнь 8 и 10. Если далее последует ханэ б.«A», то чёрные прыгают «B». Теперь у белых под атакой тяжёлая группа справа.

Диаграмма 19. В ответ на ч.1 и 3 белым необходимо прыгнуть 4. Из-за разрезания «A» чёрные не могут вклиниться «B». Поэтому чёрные могут отвечать только последовательностью 5-11.

Диаграмма 20. Конечно же, надо посмотреть на позицию шире. Продолжая розыгрыш Д.19, белые берут в клещи 1, и происходит обмен ч.2 на б.3. Чёрные слегка проиграли в нижней части доски, но у них осталась атака «A» на будущее. Результат не столь плох для чёрных и может быть даже лучше, чем на Д.13.
Теперь рассмотрим другие варианты, которые отличаются от хасами 9 на Д.6 и Д.11.

Диаграмма 21. Что если чёрные играют низкое хасами через один пункт 1? Белые отвечают цукэ 2 в сан-сан. Чёрные разрезают 3 и удлиняются 5. На вклинивание б.6 правильным ответом будет ч.7. Далее играется последовательность «а»-«f», и у чёрных прекрасная позиция в нижней части доски.

Диаграмма 22. Значит белым надо выбирать дзёсэки с диагональным ходом 1. Обмен ч.2 на б.3 приводит плоской форме, что не устраивает чёрных. Если ч.2 в «A», то , the end result is up in the air after white B, black C, white D, and black E.

Диаграмма 23. Высокие клещи через 1 пункт – самая опасная атака. После ч.3 на тоби б.«A» последует нодзоки ч.«B». Белые соединятся «C», а чёрные занимают правую сторону. Этот результат очень похож на атаку через два пункта на Д.5.
Часть 2
Кейма какари

Диаграмма 1. Напомню, что фусэки 1-7 носит имя знаменитого игрока современности Кобаяси Коити. В предыдущей главе мы рассмотрели варианты, возникающие после высокого какари белых через один пункт. Давайте проанализируем кейма какари белых.
С точки зрения чёрных такой подход можно только приветствовать, потому что этот камень можно весьма эффективно атаковать при помощи хасами.

Диаграмма 2. Хасами через три пункта.
Очевидно, что в этой позиции чёрным нужно брать белых в клещи, но какие клещи подходят больше всего? Например, если чёрные атакуют издалека, то б.2-6 быстро стабилизируют группу. Этот путь не использует все возможности стиля Кобаяси, т.к. два отмеченных камня только обозначают территорию и не участвуют в борьбе.

Диаграмма 3. Хасами через один пункт.
Близкое хасами полностью выявляет эффективность стиля Кобаяси. Высокое хасами ч.«A» тоже не плохой выбор.
Вариант б.«B», ч.«C» будет главным в нашем обсуждении.

Диаграмма 4. Белые удовлетворены.
После б.1 и 3 ответ ч.4 хорошо известен. Ч.4 в «А» тоже дзёсэки, но такой ход плохо взаимодействует с камнями слева. Белые стабилизируют свою группу ходами 5-9. Чёрные не довольны результатом по тем же причинам, что и на Д.2.

Диаграмма 5. Защита от разрезания.
Чёрные защищаются от разрезания в «А» ходом 4. Можно и прямо соединиться в «А». Теперь чрным приходится искать хороший манёвр против б.5.

Диаграмма 6. Ошибка чёрных.
В учебниках можно найти ход ч.1. Но в данной ситуации этот манёвр не работает. После обмена б.2 на ч.3 белые наносят атари 4 и отступают 6. Если чёрные поворачивают «А», то следует атари б.«B», и ситё в пользу белых. Поэтому ход ч.1 плох.

Диаграмма 7. Удар по диагонали.
И так, цукэ ч.«А» в ответ на б.1 не работает. Поэтому чёрным нужно пытаться стабилизировать свою группу в углу ходом 2. Белые строят форму 3-7. Кажется, что чёрные чувствуют себя неуютно, но это не совсем так…

Диаграмма 8. Равный обмен.
Продолжение предыдущей диаграммы. Атари ч.1 и захват 3. Не вполне очевидно, что лучше для белых – ползти 4 или соединяться «А». Тоби ч.5 – прекрасный ход. Теперь у чёрных образовалась неплохая связь между камнями слева и справа. Равный обмен.

Диаграмма 9. Белые терпят неудачу.
Нодзоки ч.1, сделанное до хода 3, демонстрирует тактическую мощь и понимание стиля Кобаяси. Если белые соединяются 2, то чёрные разрезают 3. На атари б.4 следует ответ ч.5.

Диаграмма 10. Успех
В ответ на ч.1 белые должны соединяться 2, и теперь чёрные разрезают 3 и захватывают 5, демонстрируя эффект камня ч.1. Далее чёрные прыгают 7, нацеливаясь на атаку белой группы. В дальнейшем чёрные могут играть ханэ «А» или разрезание «B».

Диаграмма 11. Цукэ-ноби.
Здесь показан вариант цукэ 1 с последующим ноби 3. До хода 8 разыграна первая стадия этого дзёсэки. Инициатива у чёрных, т.к. белая группа не стабилизирована. Чёрные с удовольствием усиливают свою территорию ходами 6 и 8. Вторая стадия дзёсэки – б.«А», ч.«B», ч.«С», б.«D». Чёрные приветствуют эту борьбу, потому что она улучшает их позицию справа.

Диаграмма 12. Чёрные удовлетворены.
Белые могут накрыть 1. Но чёрные без сомнений разрезают 2 и 4. После цукэ б.7 чёрные не удовлетворятся обменом ч.«А», б.11, что позволяет стабилизироваться обеим сторонам. Поэтому чёрные продолжают атаку ханэ 8. Теперь, после хода б.18 чёрные удовлетворены большой территорией внизу.

Диаграмма 13. Низкие клещи.
Низкие клещи ч.1 в ответ на кейма какари хорошо согласуются со стилем Кобаяси. До сих пор мы рассматривали варианты, связанные с ответами белых «А» и «B». Теперь проанализируем тоби 2. Это очень важный урок для атакующего.
Единственным ответом на ч.3 является б.4. С локальной точки зрения можно играть контрхасами «С», но в присутствии отмеченного камня такое дзёсэки совершенно неприемлемо.

Диаграмма 14. Продолжение предыдущей диаграммы. От ч.1 до б.10 – хорошо известное дзёсэки. Результат приблизительно равный. В прошлом обсуждался вопрос о том, что у чёрных есть сильная альтернатива ходу 9.

Диаграмма 15. Проползти еще на один шаг.
Вместо прыжка «А» чёрные ползут ещё раз 1. Какая мощная атака готовятся этим ходом?

Диаграмма 16. Коллапс белых
Если в ответ на ход чёрных отмеченным камнем белые по инерции ответят 1, то последует опасная атака чёрных 2. После ч.6 четыре белых камня захвачены. На вари-коми ч.2 до обмена на б.1 белые ответят в , что не выгодно чёрным.

Диаграмма 17. Чтобы избежать вари-коми чёрных белым нужно надавить 2. Однако, обмен б.2 на ч.3 чёрным даёт больше, чем белым. После ч.5 чёрные вполне удовлетворены и белым придётся ещё защититься в «А».

Диаграмма 18. Реальная партия.
Эта партия была сыграна между Тё Тикуном и Ханэ Ясумаса 9 дан. Хотя это фусэки не в стиле Кобаяси, но удачно иллюстрирует предыдущие рассуждения.

Диаграмма 19. Д.17 основана на точке зрения чёрных. Но белые могут ответить иначе. Что если на ч.2 последует ханэ б.3 и блок 5?

Диаграмма 20. Теперь ч.1 и 3 готэ и белые удовлетворены таким результатом.

Диаграмма 21. Серьёзным ответом на б.2 будет разрезание ч.3 и 5.

Диаграмма 22. Если белые начнут сопротивление с атари 1 и ноби 3, то не смогут защитить обе стороны после ч.8.

Диаграмма 23. Партия между Тё Тикуном и Като Масао. После 1 и 2, прежде чем поставить блок 5, белые надавили 3. К ходу 15 получилась равная позиция, но чёрные могли играть энергичнее.

Диаграмма 24. Мощнее будет в ответ на цукэ б.1 ответить вари-коми 2 и соединиться 4. К ходу 10 чёрные получают инициативу.

Диаграмма 25. Эту партию играли Катаока Сатоси и Като Масао. Простой блок б.6 в ответ на ч.5 привёл к равному результату.

Диаграмма 26. Высокое хасами ч.1 работает так же хорошо, как низкое. Основной вариант ответа – тоби б.2 и контрхасами 4. Теперь белые прицелились в «А» с последующим цукэ б.5.
Однако, основной целью стиля Кобаяси является атака в ситуации, когда есть небольшое преимущество. Поэтому чёрные спускаются 5. Ограниченный объём этой статьи не даёт возможности привести детальное объяснение. Борьба б.«B», ч.«С», б.«D», ч.«Е», б.«А» и ч.«F» вполне приемлема для чёрных.

Диаграмма 27. Партия между Катаока Сатоси (чёрные) и Като Масао. В ответ на ч.1 белые ответили 2 с целью избежать прямой конфронтации. Если ч.3 в «А», то белые начнут строить сабаки 8. Вместо этого чёрные расширяют мойо 3-13, а белые получают территорию. Обе стороны могут быть довольны.
Часть 3
О-гейма какари. Катаока Сатоси

Диаграмма 1. Не дать возможность противнику поставить хасами.
Если белые сыграют в «А», то чёрные могут строго атаковать «B». Если играть б.«С», то хасами «D» увеличит эффективность стиля Кобаяси. Получается, что выбор белых весьма ограничен наличием отмеченных камней слева. Чёрные намерены атаковать слабый камень и захватить инициативу.
Чтобы избежать такой атаки белые играют о-гейма какари 1. Однако, такой подход не позволяет эффективно разделить угол между белыми и чёрными. Локально белые слегка проигрывают.

Диаграмма 2. Чёрные не удовлетворены.
Что, если чёрные всё же решают играть хасами? Правильным ответом белых будет цукэ 2. На ч.3 следует разрезание 4. До б.10 разыграны дзёсэки. На этом пути отмеченные камни потеряли эффективность. Более того, теперь они лишились базы. Такая стратегия противоречит стилю Кобаяси.

Диаграмма 3. Сначала косуми, а потом атака.
В ответ на о-гейма какари естественным ответом будет косуми ч.1. Если белые прыгнут 2, то атака ч.3 будет игрой, которая нравится Кобаяси. Чёрные рассчитывают построить мойо справа вверху и внизу атакуя никкенбираки белых.
Однако, ход ч.3 применим не во всех ситуациях. Если отмеченный камень стоит в комоку, то сначала надо рассматривать какари к камню в левом верхнем углу.

Диаграмма 4. Железная стойка.
Чёрным нужно ждать ответной атаки белых 1. Лучше всего отвечать прочной «железной стойкой» 2. Если чёрные отпрыгнут 2 в «А», то б. «B», ч. «С» и б.3 приведёт к узкой форме с отмеченным камнем. Чёрные будут не удовлетворены.

Диаграмма 5. Косвенное укрепление.
Однажды чёрными я сыграл 1-5. Эта последовательность косвенным образом защищает слабость, созданную ходом отмеченным камнем. Такая игра значительно интересней, чем простая защита «А» ходом 1.

Диаграмма 6. Заставить белых бежать в центр.
Ещё один пример привлекательной атаки, которая помогает правому верхнему углу.
Чтобы заставить белых убегать чёрные могут накрыть 1 и прыгнуть 3. Ч.1 укрепляет позицию внизу, а ч.3 наверху справа. Одновременно эти ходы готовят атаку позиции белых. Какая тактика атаки лучшая?
Диаграмма 7. Плохое нодзоки.
Хотя ч.1 смотрится не оригинально, но это достаточно строгий ход. Нодзоки «А» может показаться хорошим ходом, но после б.«B» у чёрных нет хорошего продолжения.

Диаграмма 8. Разрезание.
Если белые блокируют 2, то чёрные могут продолжить 3, атакуя слабость белых. После соединения 4 чёрные разрезают 5 и 7. Последовательность от б.«А» до ч.«D» отделяет три камня белых в центре.
Диаграмма 9. Белые защищаются.
Белые могут прыгнуть 1 и укрепить никкенбираки. Чёрные могут ответить «А», но это не срочный ход. Можно и не спешить делать его.

Диаграмма 10. Связь с камнем в хоси.
В ответ на косуми чёрных 1 белые могут прыгнуть 2. Теперь единственный ход чёрных на который белые не могут не ответить это 3.
Диаграмма 11. Фатальный удар.
Если белые не защищаются, то следует опасное вторжение чёрных 1. На цукэ б.2 чёрные отвечают разрезанием 3 и укреплением 5. Высокое утикоми 1-5 наносит фатальный удар белым.

Диаграмма 12. Белые обязаны защититься.
На форсирующий ход ч.1 белые должны ответить укреплением 2. Т.к. чёрным не обязательно защищаться «А» они могут играть тэнуки. Хотя белые и потеряли сэнтэ они стали намного прочнее и могут быть довольны.

Диаграмма 13. Ката-цуки.
И в заключение рассмотрим самый распространённый ответ на о-гейма какари – удар в плечо. Косуми чёрных «А» защищает угол, а ката-цуки 2 активно строит мойо с двумя отмеченными камнями. Пока, правда, такое построение только планируется.

Диаграмма 14. Один из вариантов.
Если белые ставят цукэ 1, то чёрные блокируют 2. Ч.4 в ответ на б.3 занимает прекрасное место. Тем не менее ситуация не плоха для белых. Они стабилизировали форму 5-11. За соединением ч.12 следует вторжение белых 13. Это один из вариантов.

Диаграмма 15. Кейма.
Что будет, если белые сыграют кейма 1? Как отвечать? До конца этой главы мы будем обсуждать ответ на этот вопрос.
Диаграмма 16. Обычная тактика.
С локальной точки зрения естественно брать белых в клещи 1 и принуждать двигаться в центр. Но соответствует ли это стилю Кобаяси? Правильно играть б.2-ч.11. Далее…

Диаграмма 17. Тактика обволакивания.
Белые разрезают 1 и обволакивают чёрных 3 и 5. Это тэсудзи.
Диаграмма 18. Чёрные совсем не довольны.
После ч.1-7 белые получили реальную территорию, а чёрные влияние на центр. Но это чёрным не может понравиться. Почему? Потому что отмеченный камень стоит слишком близко к силе чёрных, что делает позицию переконцентрированной. К тому же внизу имеются слабости.

Диаграмма 19. Стиль Кобаяси.
В ответ на кейма белый в стиле Кобаяси будет цукэ ч.1 и накрывание 3. Это расширяет мойо чёрных.
Удлинение ч.3 в «А» позволит белым играть ханэ 3, что не устраивает чёрных. Косуми ч.3 в «B» позволит белым защититься «С», что тоже не входит в планы чёрных. Прыжок 3 изящно давит на белых и строит мойо.
Диаграмма 20. Пробный ход.
После атакующего давления на ход б.1 чёрным необходимо дать ответ. Это сэнтэ проба, которая даст возможность выбрать дальнейшую тактику. Чёрные ответят или спуском «А» или соединением «B».

Диаграмма 21. Прочное соединение.
Чёрные прочно соединяются 1. Белые стабильны в углу, поэтому могут атаковать и разрезать 2 и 4. С точки зрения чёрных такую борьбу можно приветствовать.
Диаграмма 21. Сагари.
Спустившись 1, чёрные угрожают вторжением «А», что лишит белых базы в углу. Поэтому белые не могут упрямо атаковать, а должны прыгнуть 2. Чёрные соединяются 3 и противопоставляют своё мойо территории белых.

Диаграмма 23. Сомнительный ход.
Прыжок б.2 в ответ на соединение ч.1 имеет сомнительную ценность. После соединения 3 создаются точки для атаки. Ход чёрных в «А», «B» или «С» принесёт неприятности белым.
Диаграмма 24. Пример из партии.
Партия между Сагиюти Масао 9 дан и Ивата Тацуаки 9 дан. После косуми б.2 чёрные соединились 3. белые разрезали 4, 6 и чёрные начали атаку 7-13. Вместо ч.7 можно блокировать «А».

Диаграмма 25. Ещё один пример из партии.
Тё Тикун против Като Масао. Чёрные спустились 3. Белые правильно прыгнули 4. Чёрные расширяют мойо 7. Белым необходимо вторгаться, что они и делают ходом 8.

Диаграмма 26. Высокое какари через два пункта.
Такой ход редко встречается в реальных партиях, но к нему тоже нужно быть готовым. Ч.«А» не единственный возможный ответ. Можно играть и в «B», что вызовет ответ б.«С». Ход ч.«D» приводит к позиции на Д.14.
Диаграмма 27. Чёрные атакуют.
Чёрные могут атаковать хасами 1. Последовательность 2-9 не плоха для чёрных. Чёрные могут продолжать атаку белой группы.