Belyaeva_Anna_Frantsuzskaya_klassitsisticheskaya_tragedia_po_tvorchestvu_Rasina

Формат документа: odt
Размер документа: 0.05 Мб




Прямая ссылка через: 30 сек.

  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.


1.Этапы творчества Расина.
Расин впервые обратил на себя внимание одой «Нимфа Сены»,написанной в 1660г. К этому раннему периоду относится сотрудничество с Мольером , который поставил его первые трагедии « Фиваида ,или Брать-враги»(1664), «Александр Великий» (1665).
В первой трагедии Расина «Фиваида,или Братья-враги»(1664) возникают знакомые темы борьбы за престол и соперничества братьев. В пьесе царит атмосфера роковой обреченности ,ненависть героев друг к другу возникает как страсть ,предопределенная свыше,посланная героем. Герои вольно или невольно исполняют предначертание богов,пожелавших некогда истребить род Эдипа,их воля и разум оказываются бессильны,а власть служит средством удовлетворения страстей. Может оказаться ,что подобная проблематика далеко отстает от классицистической. Однако эта трагедия ,как и все творчество драматурга ,демонстрирует способность классицизма рисовать не только рациональные ,но и иррациональные действия и события ,запечатлевать аффектированные состояния персонажей ,но запечатлевать их особым ,сосредоточиваясь а динамике однако чувства ,на принципов классицистической трагедии ,но совершенно последовательно и органично использует их,не чувствуя себя ни в малейшей степени стесненным правилами ,которые он тщательно соблюдает..
Соперничество с Корнелем появилось и в следующей ранней пьесе Расина- «Александр Великий».здесь он обратился к историко-политическому сюжету , к проблеме идеального правителя ,но вновь продемонстрировал своеобразие собственного взгляда .
Прежде всего Расин,отвечая вкусом своего времени,ввел в сюжет экзотическое восточное пространств любовно-приключенческими элементами ,вывел в качестве главного персонажа тип галантного влюбленного .Комбинация «героического и нежного»,который был не чужд и поздний Корнель ,ценна у Расина в первую очередь тонким психологизмом ,анализом любовного чувства ,еще не приобретшим совершенства зрелых трагедий ,но уже несомненно ,предвещающим его.
Второй этап творчества Расина охватывает 1667-1677гг.
Он открывается трагедией «Андромаха» ,ставшей поворотным пунктом в истории французской классицистической трагедии .Сюжет взят из древнегреческого мифа о Троянской войне ,но так обработан ,чтобы воплотить конфликт чувства и долга и идею героев. Персонажи трагедии связаны между собой отношениями и соответствии со структурой пасторальных романов XVII века:любовь каждого человека оказывается безответной. Но если в пасторальных романах действовали пастухи и пастушки ,то в трагедии действуют властители ,ответственные за судьбу своих народов .государств. Это и позволяет раскрыть основной классицистический конфликт-борьбу между долгом и чувством. Расин решительно предпочитает греческие исторические и мифологические сюжеты римским : в них он находит больше эмоционально-аффектированных состояний в трагически противоречивых ситуаций. Вместо благопристойный-нежных приключений любовников в трагедии возникают безжалостные столкновения страстей и характеров ,жестокие коллизии ,убийства и смерти. В трагедии Расина герои не властны не только над обстоятельствами ,но и над собой.
Герои Расина позволяют на сцене ,уже как будто «выбрав»,определив дальнейшие поступки ,но бесконечно колеблются в исполнении собственных намерений,а то и меняют их на противоположные. Сюжет любой расиновской трагедии представляет собой историю бесконечных сомнений аффектированно-эмоциональных героев ,охваченных лишающей их волю страстью. Расин идет своим путем в трактовке героев и событий ,в самом обращени с фактами истории .Он называет трагедию именем героя-жертвы-Британка ,но в центре пьесы ,по общему пр знанию-становление Нерона .Расина интересует самораскрытие тирана в борьбе за власть,он демонстрирует «рождающееся чудовище»(как сказано в предисловии).Рождение при этом происходило не как превращение или становление. Нерон не борется с собой ,не выбирает между добром и злом ,а только колеблется в осуществлении уже задуманного ,знает ,чего он хочет ,но понимает ,что еще не все может осуществить.

Еще одна «римская» трагедия Расина- «Береника».В этой трагедии герои стремятся подчинять свою страсть разуму ,принести любовь в жертву нравственному закону , и -что редкость у Расина — им это удается . К тому же события пьесы значительно смягчены по сравнению с предшествующими трагедиям автора:в ней нет смертей.уьийств ,безумия.Вольтер справедливо назовет эту трагедию «элегией в драматической форме».
В двух следующих своих пьесах Расин обращается к теме Востока .в частности — к истории Турции- «Боязид» и «Митридат».История принца Боязида ,пленника султана,и влюбленной в него султанши Роксаны позволила Расину провести худочжественный анализ женской любви и ревности одновременно с анализом внутреннего состояния героя ,поставленного перед выбором:либо он изменит своей возлюбленной Аталиде ,получив взамен жизнь и власть,либо погибнет.Нрвственно-политические колебания ,сомнения героя составляют основной интерес сюжета.
Другая «восточная » трагедия Расина- «Митридат» уже снова обращена к давней истории почерпнутой у Плутарха,и она не только соединяет политическую линию с любовной ,но и подчиняет первую последней. Именно эта трагедия представляет классицистический конфликт чувства и долга в его наиболее чистом виде.
Второй период заканчивается трагедией «Федра»(1677).Расин особенно высоко ценил эту трагедию ,в которой ,по его мнению ,лучше всего осуществлены цели театра.

Третий период творчства охватывает последние годы жизни Расина .Он создает две трагедии на библейские сюжеты- «Эсфирь»(1689) и «Гофолия». В обеих трагедиях осуждаются преступления властителей ,обличается деспотизм. «Гофолия» сыграла большую роль в формировании просветительской трагедии XVIIIвека.

2.Эстетические взгляды драматурга.
Расин являл собой вершину поэтических сил Франции XVII столетия.Он не писал специальных теоретических трактатов и свои эстетические принципы скромно и немногословно изложил в предисловиях к своим трагедиям. Эти принципы не выходили за рамки общепринятых в его время норм классицистической теории.
Рационалистическая ясность, простота, логичность всей сюжетной линии, всей композиционной системы пьесы, расстановки действующих лиц, их взаимосвязей, по возможности прямая линия причин и следствий - вот ее желательные качества.
В предисловии к трагедии «Федра» Расин подчеркивал воспитательный характер театра. Необходимо показать порок так, чтобы заставить «понять и возненавидеть его безобразие».
Разумность всех основ произведения - его идей, эмоций, изобразительных средств - открывает, по мнению Расина, дорогу к умам и сердцам современников и дорогу к потомкам, ибо, как полагал он, здравый смысл всех времен одинаков.
Расин указал на слабости классицистического театра, которые обнаруживались особенно наглядно в пьесах второстепенных авторов,- нагромождение ужасов и происшествий, «бесконечные декламации», вялость сценического действия, словом, на многое из того, что впоследствии, в XIX в., романтики ставили в вину классицистическому театру.
Расину важно было утвердить право художника изображать «среднего человека» (не * в социальном, а в психологическом смысле), изображать слабости человека. «Они (герои трагедий) должны обладать средними достоинствами, т.е. добродетелью, способной на слабость».
В предисловии к «Андромахе» драматург весьма прозрачно, впрочем, с присущей ему мягкостью, критиковал изысканную литературу своих дней с ее «совершенными героями» (эти слова взяты в кавычки Расином), с ее изысканнейшим, утонченным, галантным, рыцарски преданным своей даме Селадоном, ставшим типичным представителем всех «современных героев» прециозных романов. «Пирр не читал наших романов,– пишет Расин о герое своей трагедии «Андромаха»,– он был от природы жесток. И не все герои созданы быть Селадонами».
Мы видим явную попытку избавить литературу от идеализации действительности, попытку еще робкую, с оглядкой на древние авторитеты.
Расин – тончайший мастер рисовать психологию женщины, обычно страстной, динамичной натуры, способной переходить мгновенно от любви к ненависти, от гнева к безграничному восторгу, не останавливающейся ни перед чем. Такова его Гер-миона в трагедии «Андромаха», такова и Роксана в трагедии «Баязет».
Расин знает силу женской ревности. Он сталкивает султаншу с соперницей. Это Аталида. Она любит Баязета и любима им. Роксана ничего не знает об их любви, ничего не подозревает, но и Аталида – женщина, и ей свойственна ревность и непоследовательность. Только что она уговаривала Баязета, ради его жизни, притворно клясться султанше в любви и почти мгновенно, сраженная мыслью, что притворная любовь может перейти в настоящую, уже терзает его ревностью. И это разрывает клубок переплетенных судеб, воль, страстей. Молодые люди становятся неосторожны. Ревнивый ум Роксаны прозревает истину. Баязет пытается смягчить ее гнев щедрыми посулами, что будет любить ее… как мать, как сестру, что окружит ее почетом.
Если взглянуть на психологические коллизии трагедии Расина с позиций норм классицистического театра, то следует признать, что тех четких контуров чувства и долга, вступающих в конфликт в трагедиях Корнеля, мы здесь не увидим. В трагедии «Гораций» размежевание чувства и долга проведено поистине яркой пограничной чертой. Ее нельзя не видеть. Она сразу же бросается в глаза и читателю, и зрителю.
Долг – это необходимость убить Куриациев и завоевать победу Риму. Чувство – это мучительное нежелание поднять руку на близких, добрых и милых людей. Следовать долгу – честь, следовать чувству – бесчестье. Все ясно и просто. Не то в трагедии Расина «Баязет». Что было долгом для Баязета? Верность любви к Аталиде. Но к этой верности он влекся всем своим сердцем. И долг, и чувство находились в нерасторжимом согласии.
Расин в предисловии к трагедии говорит о правдоподобии как о важнейшем принципе драматургии. В былое время залогом правдоподобия он считал умение избегать крайностей, излишней контрастности в делении героев на добрых и злых. Сейчас этот принцип забыт. В трагедии «Аталия» на одной стороне – абсолютные, стопроцентные злодеи, на другой – без единого пятнышка добродетельные герои. К добродетельным героям принадлежат царевич Иоас, первосвященник Иодай, его жена Иосавет, его дети Захария и Суламифь, военачальник Абнер. Все они глубоко религиозны и, следовательно, честны, добры, мужественны, по логике автора.
3.какой античный сюжет положен в основу Расиновской трагедии? В чем его суть и кто из античных авторов обращался к этому сюжету?
В "Федре" сохраняется концепция времени как последнего дня с его разомкнутостью по отношению к прошлому, и мотив всесилия страсти и максимально усиливается мотив прошлого-судьбы (точнее, приобретает характер античного фатума, что в свою очередь есть метафорическое обозначения темы янсенистского предопределения). То есть финал "Федры" можно сказать с самого начала предписан и неумолим, отдельные моменты сценического действия предстают лишь как некоторое замедление неизбежного наступления этого предписанного неумолимого финала.
А вот поляризация власти и нравственности, двух этих миров, отсутствует. В связи с этим столкновение жестокой страсти и стремления к нрав достоинству превращается (по справедливому замечанию В. Б. Виппера) из столкновения двух противопоставленных друг другу людей в борьбу человека с самим собой. Свет и тьма, жестокая страсть и стремление быть верным нравственному идеалу - все сталкивается в душе одного и того же человека. Осмысляя сложность и противоречивость чел природы, Паскаль в мыслях писал: междоусобица разума и страстей - противоречие, борьба человека с самим собой. Разум клеймит страсти, которые бушуют в тех, что жаждет от них избавится.
Основа: миф о второй жене Тесея, которая влюбилась в своего пасынка Ипполита. Обратившись к этому популярному в 17 веке мифу, Расин на его основе создает трагедию-предопределение.
Федра принадлежит к проклятому роду. Начало этому роду положил бог солнца Гелиос, навлекший на себя гнев Афродиты. А матерью Федры была знаменитая Пасифая, влюбившаяся в быка и породившая на свет чудовище минотавра. С этим родом связано представление о древней природной стихии, о древнем хтоническом начале. Отсюда возникает мотив (постоянно повторяющийся в пьесе) древнего наследия природных неуправляемых страстей, которые передаются человеку вместе с кровью его предков. Кровь (в системе метафорических образов Расина) - это всегда метафорическое изображение первородного греха. Той порчи, которая в результате первородного греха вошла в человеческую природу. Мотив принадлежности Федры к проклятому роду является точно таким же метафорическим изображением темы первородного греха. Поэтому, что бы она не делала, от судьбы ей не уйти. Звенья разрозненных случайностей все равно сложатся в цепь написанного на роду.

Янсенисты, несмотря на свое общее отрицательное отношение к театральным постановкам (считали, что театральные постановки развращают человека), приветствовали "Федру". Так как они увидели в этой трагедии человека лишенного благодати и потому обреченного. АрнО (один из вождей янсенистов, которого современники называли Великим АрнО, а Буало назвал мудрейшим? из всех людей) писал: в характере Федры ничего поправлять не нужно, ибо этим характером Расин дает нам великий пример того, что в наказание за прошлые прегрешения Бог покидает нас, предоставляя самим себе.
В свете этих янсенистских представлений Расин и переосмысляет античный сюжет.
В предисловии к "Федре" Расин настаивает, что он в своем произведении следовал за Эврипидом (у которого мир утратил некогда присущую ему разумность, так как боги жестоки и несправедливы, они равнодушны к страданиям смертных и даже тешатся ими). Все определяется в трагедии Эврипида оскорбленностью богини Афродиты, которая была возмущена тем, что Ипполит чтит только Артемиду.
Расин опускает мотив соперничества Артемиды и Афродиты. У Расина Ипполит не женоненавистник, он влюблен в АрикИю, девушку из рода, враждебного Тесею. Тем самым Расин хотел придать некоторую виновность Ипполиту перед отцом, чтобы действие вызывало у зрителя не негодование, а, как и положено, страх и сострадание.
Античные образы и мотивы широко входят в произведение Расина, хотя они превращаются в философские и в психологические символы, и также становятся метафорическим обозначением темы первородного греха и предопределения.
Расин выдвигает в центр пьесы образ не Ипполита, а Федры. Тут он идет за Сенекой, а не за Эврипидом. Расин делает ее образ абсолютным центром трагедии. Остальные персонажи как нигде чисто эскизны, чтобы придать образу Федры больше рельефа.
Расин дает ее образу свою интерпретацию.
Мандельштам. Его сборник начинается стихотворением о Федре. Оно строится как чередование двустиший из Расина и строк из Эврипида.
В эврипидовских строках на первый план выходит древняя мифологическая основа. А у Расина мифологическая основа не выражена. Тут акцентируется расиновская концепция образа Федры, связанная с его представлениям о том, что в чел природе постоянно сталкиваются свет и тьма, жестокая страсть и стремление к нрав чистоте и достоинству.
Расин античному мотиву страсти-наваждению, с которым человеку трудно бороться, противопоставил контрмотив: властное нравственное начало.
Для того, чтобы это властное нравственное начало выступило более определенно, Расин вносит изменение в сюжетные мотивы. У Расина не Федра клевещет на Ипполита, а Энона. И не боги оправдывают Ипполита, а Федра восстанавливает справедливость.

4.Суть конфликта (расписать позиции противоборствующих сторон).
Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга. Также пьеса написана во время классицизма и главным конфликтом является борьба человека со своим внутренним миром. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. Она любит, но понимает, что это ужасно. Ее чувства против воли её, но поделать с этим не чего не может. Порой приходит к мыслям о смерти.
У Ипполита любовь вне закона, который олицетворяет Тесей. Арикия в которую влюблён Ипполит, находится под стражей. Её заточил Тесей. Поэтому чувства Ипполита нарушают закон. Даже не смотря на то, что для Ипполита отец авторитет. Но понять его можно. Так же как и у Федры его чувства сильны. И становясь прямым наследником он меняет закон.
Тесей в итоге сам свой закон отменяет. Он освобождает Арикию и она для него почти становится дочерью. Трактовать это можно по-разному. Но, по моему мнению, его поступок связан со смертью Ипполита. Он наконец открывает глаза. В память об Ипполите он становится ближе к Арикии.
Боги в этой пьесе несут наименьшее действие. Они упоминаются, но бездействуют. Боги слепы, а люди решают всё. Смерть Ипполита не как не связана с судьбой. Борьбы человека и судьбы здесь нет. Ипполит не борется с роком. Он борется за жизнь. Он не знал, какая участь его ждёт. Ипполит погибает даже после убийства «быка-демона», которого насылает на него Посейдон. Он возникает не просто так. В этом опять задействован Тесей. Он просит Посейдона наказать Ипполита за его грех, желая ему смерти.
Исходной коллизией является запретная любовь. Кровосмешение. Федра идет против природы, любит противника, своего сына за престол. Она нарушает все устои человеческого мира. Ипполит так же выступает против законов. Он любит ту, которая вне закона. И закон отца для него не помеха. Но действовать он начинает только после «смерти» отца. Можно предположить, что без вести о смерти, Ипполит со временем «перегорел». Либо он вопреки воли отца похитил Арикию. Либо просто разлюбил или уехал прочь от этих страданий.
Завязка действия происходит, когда Понопа приносит весть о смерти Тесея. Федра решается рассказать Ипполиту о своих чувствах. Её признание приводит в ужас не только самого Ипполита, но и Энону.
Она решилась на это только потому, что Тесей мёртв. И за её поступок ей ничего не грозит. И она надеялась на ответные чувства. А об этом знала только Энона. Поэтому Федра безнаказанно рассказала всё Ипполиту.
Кульминация-пик тех самых событий после, которых ничего уже не вернёшь. И он наступает в то время, когда Энона решается на обман. Она убедила Тесея в том, что Ипполит напал на Федру.
Развязка наступает после признания Федры во лжи. Она решается на это, потому что смысл жизни потерян. Парадоксально, но чувства её мучили и в то же время были стимулом для жизни. Она не раз хотела покончить с жизнью. Но был предлог, чтобы этого не делать. У неё была надежда на ответную любовь. Но после того, как она узнала, что у неё есть соперница и именно ей Ипполит отвечает взаимностью, всё теряет смысл. В итоге она теряет Ипполита навсегда. Но для того, чтобы его оправдать, она принимает яд и кончает с жизнью. Она не смогла прожить остаток дней во лжи и собственных душевных муках. Её терзания не дали бы спокойно ей дожить до конца. Потеря рассудка, признание в любви, обман - всё это привело к ужасным последствиям. И Федра не может с этим не чего поделать. Ведь движущая сила внутреннего конфликта сильнее её воли. На всём пути Федра преодолевает преграды. Она борется со своим внутренним миром.
Федра грезит о самоубийстве. Любовь к Ипполиту сводит ее с ума, а точнее борьба, которая возникает между чувствами и законом, устоями общества.
5.Выделить главные и второстепенных персонажей трагедии.
Главные персонажи:
Тесей, царь афинский.
Федра, его жена.
Ипполит, сын Тесея
Антиопы, царицы амазонок.
Арикия, царевна из афинского царского рода.
Второстепенные персонажи:
Энона, кормилица Федры.
Исмена, наперсница (доверенное лицо) Ариции.
Панопа, женщина из окружения Федры .
Стражники.
Нянечки
6.Образ Федры и его противоречивость, элементы психологизма.
Федра — персонаж трагедии Ж. Расина, жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Расин не указывает ее возраста. Федра пылает страстью к своему пасынку Ипполиту и открывается ему, но когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, то, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы ее кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит погибает, а Федра, полная раскаяния, отравляется, перед смертью признаваясь Тесею в своей вине и невиновности Ипполита.
Разрабатывая характер Федры, Расин опирался на трагедии Еврипида «Ипполит увенчанный» и Сенеки «Федра». Сенека сделал Федру главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Федра с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая бы, в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля, могла бы вызвать сострадание и ужас. Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну. И когда она вынуждена открыться, она испытывает при этом замешательство, достаточно ясно показывающее, что ее грех есть скорее божественная кара, чем акт собственной воли». Расин отходит от первоисточников, стремясь смягчить вину героини. Драматург создает философскую трагедию, не случайно в предисловии он ставит рядом театр и философию античных авторов: «Их театр был школой, а добродетель преподавалась в нем с не меньшим успехом, чем в школах философов. В философской трагедии характеры важны не сами по себе, а как иллюстрации определенных идей. В «Федре» образ главной героини призван осветить идею добродетели, которую Расин раскрывает так: «...Ни в одной из моих трагедий добродетель не выведена столь отчетливо, как в этой. Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; слабость любящей души приравнивается к слабодушию; страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство». Но хотя создание образа Федры было для Расина не целью, а средством раскрытия идеи добродетели, он по-новому понял задачи воспроизведения характера в литературе, став одним из основоположников психологизма во Франции. Он показал один день (последний день) ее жизни. Страсть, терзавшая ее многие годы, достигла в этот день высшего напряжения, из скрываемой впервые стала явной и привела к трагической развязке.
Первое упоминание о Федре появляется во второй тираде Ипполита (Акт I, явл.1), оно уважительно по отношению к пропавшему отцу и к Федре. Но уже в следующей тираде Ипполит, выразивший желание покинуть Трезен, объясняет его тем, что «мир изменил свой лик», когда здесь воцарилась «дочь Миноса и Пасифаи». Зрителям, хорошо знавшим античную мифологию, драматург напоминал, что Федра не просто страдающая женщина, она — внучка богов, ее родители несли в себе первобытный хаос желаний, они передали дочери темные, неуправляемые страсти, неразумность и жестокость, но в то же время, может быть, понимание справедливости и светлое начало (Пасифая — лат. вся светящаяся). Ипполит и его наставник Терамен говорят о ненависти Федры к пасынку. По ее настоянию Тесей изгнал Ипполита из Афин.
В следующем явлении Энона сообщает о том, что царица на пороге смерти. Вот появляется сама Федра, она прощается с жизнью, желая унести в могилу некую тайну. И, неожиданно для себя, признается Эноне в пагубной страсти к «сыну Амазонки». Страсть эта возникла давно, когда Федра, став женой Тесея, впервые в Афинах увидела своего пасынка. Пока все, что испытывает Федра, полностью соответствует внешнему выражению ее чувств. Но вот она сообщает Эноне о том, что, стараясь скрыть от других и себя свою преступную страсть, она стала преследовать «любимого врага» — и Расин создает ситуацию, требующую глубокого психологического анализа. Федра добилась изгнания Ипполита из отчего дома — «и тут настало облегченье». Федра тщательно скрывает от Тесея, что их брак несчастлив, воспитывает своих детей — и на некоторое время страсть утихает. Но переезд Тесея и Федры в Трезен, куда был сослан Ипполит, снова открывает рану. Теперь, говорит Федра, только смерть может скрыть позор. Но тут приходит известие о смерти Тесея. Федра решает остаться жить ради старшего сына.
Почему Федра делает признание Эноне? Почему она изнемогает, почти умирает? Почему ее признание прозвучало до сообщения о смерти Тесея, дающей ей больше прав его сделать? Потому что она хочет, жаждет признаться в своей любви к Ипполиту, хотя это желание ни разу не высказано. И объяснение с Ипполитом становится неизбежным, это внутреннее решение, не зависящее от внешнего обстоятельства — известия о смерти мужа, делающего Федру более свободной в изъявлении своих чувств.