• Название документа

    Cкачать Берг Е. Б.


  • Размер: 0.03 Мб | Формат: ODT
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Скачать через: 20 сек.



Установите безопасный браузер



Е.Б. Берг ТЕРМИНЫ ПЛЯСКА, ТАНЕЦ, ХОРОВОД В РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ

Народная танцевальная лексика по своему происхождению и по функционированию в речи связана как с общенародным русским языком, так и с его различными диалектами. В лексической системе диалекта выделяются терминологические пласты лексики. Они состоят из слов или словосочетаний, обозначающих многочисленные реалии народных ремесел, промыслов, видов искусства. Базой для появления диалектного термина обычно является общеупотребительная лексика говора, которая, используясь в производственном контексте, обусловливает специализацию термина. Поэтому лексику говоров, обслуживающую сферу народной хореографии, можно квалифицировать как хореографическую терминологию. Хореографическая терминология в русских народных говорах представлена как названиями конкретных хороводных игр и плясок, различными по происхождению, так и терминами общего характера. Основными терминами общего характера являются плясать - пляска, танцевать - танец, хороводить - хоровод. Лексический состав, морфологические и словообразовательные варианты, этимология и функционирование этой группы терминов и является предметом рассмотрения данной статьи. Весь материал представлен в словарных статьях, расположенных в алфавитном порядке; словарная статья включает в себя: 1) заглавное слово-термин; 2) толкование слова по диалектным словарям; 3) контекст (при наличии); 4) регион распространения слова по данным диалектных словарей; 5) указание на фиксации в диалектных словарях. Источниками явились «Словарь русских народных говоров», региональные словари русских говоров и лексическая картотека Топонимической экспедиции Уральского государственного университета. Плясать - пляска Плясать, плясывать ‘танцевать, ходить под музыку с разными приемами, телодвижениями’; плясанье, пляс, пляска ‘действие по глаголу плясать’ [Даль, 3, /33]; ‘пляска; хоровод’ [вят. - СРНГ, 27, 776]; вьтляска ‘пляска, танец’ [АОС, 8, 91]\ плясака ‘пляска’ [г.-алт., сиб. - СРНГ 27, 175]; плясакй (только род. пад. ед.) ‘о пляске, танцах’ [Деул., 405]; плясана ‘пляска’ [г.-алт. - СРНГ, 27, /75]; пляска ‘хоровод’ [вят. - СРНГ, 27, 176]\ плясня ‘пляска’ [Даль, 3, 133\ Подвысоцкий, 123; СРГСУ, 4, 37; СРГЮРКК, 277; Элиасов, 301\ СВГ, 5, 72]; плясовушка ‘танец, пляска’ [влг. - ЛК ТЭ]; плясуньки ‘пляски, танцульки’ [арх. - СРНГ, 27, 777]; плясынА ‘пляска’ [пск., твер. - СРНГ, 27, 777]; плясь ‘пляска, танцы’ [Деул., 406/, [горьк. - СРНГ, 27, 777]; плясьбд ‘пляска’ [влад. - СРНГ, 27, 777]; пляшнА ‘пляска’ [СВГ, 5, 72]; подплАска

© Е.Б. Берг, 2001

157

Диалектная лексикология и лексикография

‘кадриль’: «Кадрель ране у нас подпляской звали» [СРГСУ-Д, 442]; поплАсуха ‘пляска’ [пск., твер. - СРНГ, 29, 324; ДО, 200]; поплясуха ‘пляска’ [рус. кирг. - СРНГ, 29, 324]; по- плясушка ‘пляска’ [СРНГ 29, 324]; сухоплАска ‘пляска без музыкального сопровождения’: «Все под гармонику плясали, а когда и сухопляска бывала» [арх. - ЛК ТЭ].

Танец - танцевать Танец ‘род, вид пляски’; танцовать ‘плясать’ [Даль, 4, 390]; танца ‘пляска’: «Была еще танца такая - кокорица, она другая, чем восьмерка да кадрель» [арх. - ЛК ТЭ]; танцовёнъ ‘пляска, танцы’ [Деул., 556]; танцовка ‘танцы’ [СРГСЧБО-Д, 2, 221]; танцули ‘танцы’: «На танцули ходили, плясали польку, краколяк» [СРГСУ, 6, 55]; танчик ‘танец’: «Все были хорошие танчики» [влг. - ЛК ТЭ]; тонцы-болонцы ‘вечеринка с танцами’ [СРГСУ-Д, 533]. Небольшое количество вариантов слова танец (6) объясняется тем, что в русский язык оно проникает лишь в середине XVII в. (заимствовано < польск. taniec < ср.-в.-нем. tanz) [Фасмер, 4,18-19], в отличие от слова пляска (17 вариантов) (< др.-рус. гшясати) [Фасмер, 3,291], родственные которому формы фиксируются уже в словаре древнерусского языка: плясание - «Схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовская игрища» [Срезневский, 2, 978]; пляс, плясъба - «Не подобает крестьяном игор бесовских играти, иже есть плясьба, гудьба, песни бе- совскыя» [Срезневский, 2, 979]. Специфика контекстов, в которых они употреблены, обусловлена результатами религиозной реформы IX-X вв. «Пляска, игры, песни, музыка ... были как бы изъяты из жизни, подвергнуты жестокому преследованию, отнесены к категории “греха” и аттестованы представителями новой религии “еллинским беснованием”, “сотонинским прельщением”»1. Таким образом, со временем танец становится семантическим дублетом пляски. Первичность и более широкое распространение в говорах термина пляска (в паре пляска - танец) подтверждается и его большой словообразовательной активностью, ср.: плесковой ‘плясовой’ [вят. - СРНГ, 27, 176]; плясдльный ‘связанный с пляской’; плясальная площадка ‘площадка для танцев, хороводов’ [СРНГ, 27, 175]; пля- сковдй ‘плясовой’ [урал. - СРНГ, 27, 176]; плясовдй ‘умеющий хорошо плясать’ [влг. - СРНГ, 27, 176]; плясучий ‘любящий, умеющий плясать’ [олон. - СРНГ, 27, 177]; плясунистый ‘любящий и умеющий плясать’: «Федор плясунистый, таки коленца отделывает дак» [тюм. - СРНГ, 27, 177]. Музыкальной основой пляски чаще всего была песня, исполняемая хором или на музыкальных инструментах, ср.: плесковая ‘плясовая песня’ [вят. - СРНГ, 27, 176]; плясйвый ‘плясовой (о песне)’ [нижегор. - СРНГ, 27, 176]; плясковский ‘плясовой (о песне)’ [вят. - СРНГ, 27, 176]; плясндй ‘плясовой (о песне)’ [СРНГ, 27, 176]; пля~ совский и плясовской ‘плясовой (о песне)’ [свердл. перм. - СРНГ, 27, 176]; подпляска ‘плясовая песня’ [перм. - СРНГ, 28, 140]; приплАска 0 в припляску (в значении наречия) ‘в сопровождении пляски’: «Песня сначала в притопку поется, а потом в припляску» [нижегор. - СРНГ, 33, 349]. Также на базе терминов пляска - плясать возникли устойчивые словосочетания: дать (задать) плясакд ‘пуститься в пляс’: «Посылала меня мать/ Караулить гусака/ А я вышла за ворота/ Задаю там плясака» [тул., ряз., том. - СРНГ, 27, 175]; медвёжья плАска ‘неумелое исполнение танца’ [олон. - СРНГ, 27, 176]; плясать в три ножки ‘сильно радоваться’: «Матвеевна, пляши в три ножки, премию нынче большую дали» [влг. - СВГ, 5, 72]; пляска

1 Голейзовский К Я. Образы русской народной хореографии. М., 1964. С.7. 158

Л.Г. Гусева. Информативность устаревшей уральской лексики

берет (кого-л.) ‘кому-л. хочется плясать’: «Разодвинься народ, меня пляска берет» [СРНГ, 27, 176]; плясучись плясать задорно, азартно плясать: «Плясучись Саша плясала, парню на руки упала» [арх. - СРНГ, 27,175]. Хоровод - хороводить

Хоровод как хореографическое произведение русского народа существует уже несколько столетий, он тесно связан с поверьями, обрядами и народным бытом. Хороводы почти повсеместно сохранились в народе до наших дней, на что указывает большое количество вариантов слова хоровод на территории распространения русских народных говоров: хоровод ‘собранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе, для пляски с песнями*; хороводить, хороводничать петь, ходить в хороводе [Даль, 4, 561]; каравод [арх., влг., нижегор., новг., перм. - СРНГ, 14, 354]; [ворон., орл., ряз. - Даль, 2, 90], [ОСГКО, 83], [ЯОС, 5, 20]; каравдн [ЯОС, 5, 20]; карагдд [Миртов, 131], [ворон., орл., ряз. - Даль, 2, 90]; [СРГЮРКК, 131], [ОСГКО, 83]; кара1од [Васнецов, 103]; каревод [влг., ворон. - СРНГ, 13, 55]; кареод [СВГ, 3, 40]; каревод [арх., влг. - ЛК ТЭ]; кароюд [Васнецов, 103]; коровдд [акм., влад., влг., ворон., вят., зап.-брян., иркут., казан., калуж., кемер., колым., костр., куйбыш., моек., нижегор., новг., олон., перм., петерб., ряз., сарат., сиб., смол., твер., том., тул., ульян., урал., челяб., чкал., якут., яросл. - СРНГ, 14, 354], [СРГГ1, 126], [СРГСРКК, 138]; коровой [влад. - СРНГ 14, 355], [ЯОС 5, 70]; коровонт [казан., чебокс. - СРНГ, 14, 355]; корогвод. [куйбыш. - СРНГ, 14, 355]; корогбд [белг., брян., в.-лук., ворон., дон., иркут., калуж., колым., курск., моек., орл., пенз., пск., ростов., ряз., сиб., смол., тамб., тул., чкал., якут. - СРНГ 14, 358]; коро- готь [иркут. - СРНГ, 14, 359]; ьурогдд [Деул., 241]; харагод [юж. - Даль, 4, 561]. На широкое употребление слова кроме географических данных указывает и его словообразовательная активность: коровбдик уменьш.-ласк. к коровод [влг. - СРНГ, 14, 355]; коровддичек уменьш.-ласк. к коровод [вят. - СРНГ, 14, 355]; корогодец уменьш.- ласк. к корогод [СРНГ, 14, 355]; корогддик уменьш.-ласк. к корогод [ряз. - СРНГ, 14, 355; Деул., 241]; корогодчик уменьш.-ласк. к корогод [тул. - СРНГ, 14, 359]. Фасмер [2, 332] не находит объяснения формам карагод, корогод, коровод, караюд и др. Он допускает разные возможности: первично хоровод, а остальные формы - поздние диалектные разновидности этого слова, или наоборот, корогод - более древняя форма. Черных считает, что старшей формой слова была форма с начальным к: коловод или колоход (от о-слав. *ко1о). В дальнейшем могла иметь место народная этимология: переосмысление слова под влиянием хор, что привело к потер« внутренней формы слова [Черных, 2,352]