• Название:

    этика 2


  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Использованы материалы статьи О. Тимофеева «Мастерство шоумена»

В современном осмыслении шоумен — специалист по организации и прове­дению шоу. Он же ведущий различных видов зрелищ: развлекательных, дис­куссионных, игровых и других форм общения с публикой. Шоумен — это культорганизатор, только на более высокой ступени профессионального мастерства; массовик-затейник выс­шего класса, в котором соединяются такт, эрудиция, доброжелательность и чувство юмора, ясное понимание цели.

Включение аудитории в единый твор­ческий процесс производится шоу­меном не агитацией с эстрады, а вклю­чением в активное действие (игры, аттракционы, лотереи, викторины, ток-шоу). Главная задача шоумена — орга­низация зрелища, действия на пло­щадке: дискуссионной или игровой, концертной или телевизионной.

Экспрессивность – черта поведения аниматора.

Аниматор должен помнить :

1 .Нужно подобирать игры соответственно аудитории

2. Игровые задания должны быть посильны. Основа любой игры – преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что быстро наскучит игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры не выполнимы. Необходимо, чтобы все участники имели примерно одинаковую умственную и физическую нагрузку, иначе интересно к игре пропадает.

3. В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.

4 .В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.

  • Очень важно четко, правильно и грамотно объяснить правила и условия игры. Нужно объяснить по следующей схеме: название игры, роли играющих, ход игры, правила игры. Объяснение сопровождать показом или небольшой репетицией. Участники должны хорошо запомнить правила игры и не нарушать их.

  • Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.

  • Очень важно правильно подвести итоги игры.

  • В момент проведения игры ведущий решает множество задач.

    Во-первых, создать непринужденную, дружескую атмосферу общения, обстановку доброжелательности, дружелюбия, чувства товарищества.

    Во-вторых, своевременно и тактично помочь людям преодолеть их застенчивость, неумение познакомиться с товарищами по отдыху, учесть возрастные особенности общения.

    Задача массовика — «заставить» выступать как можно больше желающих. Хороший аниматор мало говорит, а много играет.

    В-третьих, не просто демонстрировать схему игры, а «одевать игру в сверкающие одежды воображения и фантазии», моделировать игру.

    В-четвертых, изучать интересы людей и учитывать то, что они хотят получить от игры: для одних игра — возможность почерпнуть интеллектуальную информацию, для других — утолить потребность в движении, у третьих — получить зрительные и слуховые эмоции, зрительские симпатии.


    При выходе шоумена на публику необ­ходимо помнить о трех основопо­ла­гающих факторах. Во-первых, первое впечатление публики. Это, прежде всего, имиджевое наполнение вашего выступления: внешний вид, одежда, обувь, прическа, макияж, жесты, по­ходка, тембр голоса, ваша улыбка и настроение. То есть первое впечат­ление — это ваша внешняя культура. Как гласит народная мудрость, «встре­чают по одежке».
    Во-вторых, необходимо обладать уме­нием заинтересовывать публику. Здесь вам на помощь придут интеллект, кру­гозор, красноречие, тактичность, общи­тельность, чувство юмора. То есть второй основополагающий фактор —  внутренняя культура. И это подтверждает продолжение выше­названной посло­вицы: «…провожают по уму».
    В-третьих, значим доброжелательный настрой по отношению к публике. Дайте людям осознать, как вы к ним отно­ситесь. Зритель должен чувствовать ваше уважение к нему и любовь. Здесь недопустимы грубость, снобизм, высо­комерие, непристойность. Как гово­рится, «насильно мил не будешь».
    Первые 90 секунд — самые важные для шоумена. Зрители, участники про­граммы составляют о вас свое мнение. Непременно дайте осознать им, как вы рады, что они здесь. И так должно быть на самом деле!
    Очень важно в начале программы «ра­зогреть» публику. «Размораживать» публику — целое искусство. Это что-то вроде эмоционального массажа, от которого на лицах появляются улыбки, обостряются чувства, расширяются сосуды. Кто-то подготовит про­чувст­вованную вступительную речь, кто-то проведет игровой экспромт, кому-то в этом поможет песня, а кому-то — эф­фектное зрелищное появление. У каж­до­го шоумена в арсенале наличествуют свои профессиональные секреты.
    Что отличает хорошего шоумена от посредственного?

    Обаяние, коммуни­кабельность, позитивная энергетика, тактичность, умение импровизировать. Владение настоящими качествами и пра­вильным их применением в своей деятельности — формула успеха шоумена.
    Обаяние. Обаяние обладает притяга­тельной силой. В синтезе определенных качеств человек становится привлека­тельным, интересным, захватывающим внимание аудитории. Хорошо, если вы от природы человек обаятельный. А если нет? Надо им стать!
    Евгений Петросян так определяет это качество: «Обаяние — это доброта, а точнее, доброжелательность, чувство юмора. Это характер, взгляд на жизнь, форма, то есть внешние данные, жела­тельно с какой-то неожиданной чер­точкой, органично подчеркивающей индивидуальность и гармонирующей с сутью образа».


    Шоумены, которые не обделены обая­нием, как правило:
    — целеустремленные, умеют держать себя перед публикой достойно;
    — обращены во вне, а не внутрь себя; — думают прежде всего об аудитории, о ее настроении, заинтересованности в программе;
    — говорят уверенно, оптимистично, не суетятся по мелочам;
    — устремлены к публике, а не пятятся от нее;
    — излучают уверенность в своих спо­собностях, всегда в хорошем настро­ении;
    — хорошо смотрятся, со вкусом одеты, что свидетельствует о том, что они уважают публику.
    Всем известная кинодива Софи Лорен так выявляет секрет своего обаяния — абсолютная естественность.
    Коммуникабельность. Деятельность шоумена основывается на живом обще­нии с аудиторией. Качество общения зависит от интеллектуального и духов­ного уровня шоумена. Качество знаний, которые он предлагает зрителю, впря­мую зависит, с одной стороны, от его собственного интеллекта, а с другой — от потребности аудитории.
    Каждое появление шоумена перед публикой — это процесс взаимопони­мания и взаимодействия. Практика шоумена строится на прямой и обратной связи: шоумен — публика, публика — шоумен. И на этом взаимодействии выстраивается общение посредством диалога, игры, конферанса, шуток и т. д.
    Софи Лорен определяет коммуника­бельность как умение быстро и легко вступать в контакт, не страдая при этом от комплексов.

    Профессиональные советы шоумену.
    «Не дайте мячу упасть». Выступление шоумена — это большой легкий надув­ной мяч, который не должен упасть. Главное — чтобы он держался в воз­духе. Необходимо всегда подкидывать его вверх, постоянно направляя в публику. Но при этом мяч всегда должен возвра­щаться обратно, потому что именно ведущий не позволяет ему упасть, и это его мяч.


    «Установите визуальный контакт». Не прячьте свои глаза, принимайте взгляды зрителей с радушием. Переводя глаза от одного зрителя к другому, привле­кайте их на свою сторону, в этом вам помогут улыбка и доброже­латель­ность. Необходимо ощущать тягу к публике, а не парить где-то высоко над ней, публика должна понять, что вы ее уважаете и почитаете.

    Стремитесь об­щаться вдохновенно, волнующе, при­вле­кательно, без малейшей доли высокомерия.
    «Не позволяйте аудитории править вами». В своем желании приблизиться к публике, быть ею принятым и приз­нанным шоумен не разрушает принципа своей профессии. Однако именно это сталкивает его с тем, что он непро­извольно может привязаться к пуб­лике — к ее уровню, привычкам, при­страс­тиям. Здесь необходимо соблю­дать золотую середину — сохранять баланс между конъюнктурным настрое­нием публики и своим професси­ональ­ным мастерством. В
    Да, уважайте тех, кто с вами не со­глашается.


    Три «не» для шоумен

    Не говорите медленно, медленно гово­рящий ведущий способен довести пуб­ликуа. до исступления.


    Не может быть плавной речь высту­пающего, в ней должны быть скачки и резкие переходы, необходимо встря­хивать аудиторию, удивлять ее.


    Непозволительно быть диктатором, пусть зрители, участники полемизируют с вами, это доставляет им удовольствие.

    От таланту и успехи

    Энергетика. Есть такая категория людей, о которых говорят, что они «светятся изнутри», излучают добрую энергетику, что они жизнерадостны всегда и во всем. Те, кто связал свою профессию с проведением шоу-программ, организацией игрового общения, должны обладать такими особенностями.

    Составляющие внутренней энергетики: темперамент, эмоциональность, темпоритм, заразительность. Шоумену необходимо уметь воодушевлять участников (зрителей), не впадать в панику при курьезных ситуациях, быть готовым к изменениям в сценарии, быть неисправимым оптимистом, сделать так, чтобы все «вошли в азарт».

    Константин Станиславский говорил: «На сцене нужно действовать». Хоть эта реплика была адресована актерам, ею должен в полной мере проникнуться и шоумен. Действовать — это не значит бегать, передвигать стулья, вручать призы и т. п. Действовать прежде всего нужно внутренне — надо стремиться чего-то достичь. Шоумен — персонаж действующий, организующий, а не просто говорящий и комментирующий.

    Немаловажное значение для ведущего имеет его двигательная активность на площадке. Если шоумен неподвижен, зрителю трудно следить за тем, что он говорит. Неподвижный оратор — это невнимательная публика. Если ведущий во время программы двигается, то он привлекает внимание зрителей. Необходимо помнить, что 80% всех решений — результат зрительного восприятия. А еще движение — лучший способ снятия напряжения.

    Ведущий развлекательных и игровых шоу как личность творческая, как правило, волнуется перед встречей с публикой. Может ли это повлиять на его энергетику? Волнение — это и есть энергетический настрой на предстоящее выступление. Здесь есть два «но».

    Первое «но». Излишнее волнение может отрицательно сказаться на качестве работы шоумена. Видимое волнение порождает либо жалость публики, либо недоверие.

    Второе «но». Отсутствие волнения — это излишняя самоуверенность, надменность по отношению к аудитории и непочтительность к ней.

    Что делать с волнением перед выходом на публику?.. Вот вам хороший совет: если у вас «дрожат колени», не сообщайте об этом всем. Советовать ведущему не волноваться — то же самое, что рекомендовать ему не дышать. Некоторая доля волнения придаст выступлению шарм и очарование. Но, чтобы волнение не обратилось в фобию, могут помочь следующие рекомендации.

    Во-первых, не противоборствуйте волнению. Все равно ничего не удастся, напротив, оно еще больше обострится.

    Во-вторых, перед программой совершите небольшую прогулку (минут 5-7) скорым шагом. Это снимает мышечное и эмоциональное напряжение, освобождает от чрезмерной взволнованности.

    В-третьих, перед программой не сидите, положив ногу на ногу. Вы рискуете их отсидеть, вследствие чего ноги затекут, и походка может быть смешной, нелепой.

    В-четвертых, встряхните кистями рук, подвигайте пальцами. Это приводит кровь в движение, усиливает ее циркуляцию.

    В-пятых, энергично поработайте челюстью, несколько раз сделайте движения вперед-назад, в стороны. Если услышите хруст, значит, вы слишком напряжены.

    В-шестых, испробуйте глубокое дыхание. Вдох — живот выпятить вперед, выдох — втянуть обратно. Проделайте это упражнение 2-3 минуты, желательно на свежем воздухе.

    В-седьмых, перед самым началом скажите себе: «Я спокоен, я очень спокоен, я предельно спокоен».

    Всегда проделывайте одни и те же упражнения. В точности одни и те же, в строго установленном порядке — в этом весь секрет.

    Тактичность. Чувство меры — это золотая середина, находящаяся между живой непосредственностью и ненавязчивой сдержанностью. Важно знать — нельзя унижать человека ради дешевого успеха. Ведущий должен помнить, что он имеет дело не с подготовленными актерами, а с игроками. Малейшая помеха, раздраженно сказанное слово, вовремя не поданный реквизит — все выбивает игроков из атмосферы игры.

    Невозможно предусмотреть все коллизии, все неожиданности, которыми так богата игра. Поэтому ведущему нужно уметь мгновенно применять то или иное правило к данной игровой ситуации. Он должен, по возможности не нарушая ритма игры, ее правил, преодолевать непредвиденные ситуации.

    Импровизация. Неотъемлемой частью творческого процесса ведения шоупрограмм является импровизация. Невозможно заранее знать, как сложится программа и чем она завершится. Можно только предвидеть и предугадать.

    Импровизация хороша, когда она подготовлена. Всем известна такая аксиома, и понимать ее нужно правильно. Это не значит, что необходимо вооружиться известными заготовками и штампами. Опыт, профессионализм, здравая интуиция позволяют шоуменам создать игровую ситуацию, прогнозировать игровое поведение, используя приемы, методы, средства, механизмы включения аудитории в коллективную игровую деятельность.

    Качество реализации импровизации зависит от следующих условий:

    — хорошее знание предмета разговора;

    — свободное владение материалом;

    — умение общаться с аудиторией;

    — умение создавать игровые ситуации;

    — умение управлять своим психофизическим состоянием;

    — умение держать паузу;

    — умение вовлечь зрителей в соавторы игрового процесса;

    — умение логично заканчивать импровизацию;

    — умение сделать мягкий переход к запланированному фрагменту программы.

    «На посошок» несколько важных и необходимых рекомендаций.

    Обратите внимание на свой имидж, он должен соответствовать вам, вашей программе, вашей аудитории.

    Каждое слово, произнесенное вами, должно быть услышано.

    Не старайтесь во всем походить на кумира, найдите свой стиль, свою «изюминку».

    Учитесь работать с микрофоном, держать его в руках, ходить с ним по залу, общаться через него с участниками.

    Не всегда и не во всем аудитория будет с вами согласна, в споре будьте как можно доброжелательнее.

    Подлинное доверие у зрителя возникает тогда, когда вы создаете ощущение комфорта в зале, аудитории, на площадке.

     

    Прием «ведение от маски»

    Повествование от вымышленного лица — давняя литературная традиция. Подтверждение этому — знаменитые новеллы Д. Бокаччо. Легко освоили этот прием и русские классики. Пушкин рассказывал от имени покойного Ивана Петровича Белкина, а Лермонтов — от штабс-капитана Максима Максимовича («Герой нашего времени»). Позже в произведениях Толстого («Холстомер»), Чехова («Каштанка»), Саши Черного («Дневник Микки Фокса») заговорили лошадь и собаки, а в конце XX века у Пелевина — комары, муравьи и мухи («Жизнь насекомых»).

    Как только прием попал в малую эпическую форму — рассказ, он тут же породил и актерский аналог — исполнение литературного произведения от лица маски. Скажем, рассказы Михаила Зощенко читались от имени обывателя-активиста, простодушного чудака или доморощенного хитреца. Первые чтецы-декламаторы XX века создавали свой репертуар из произведений большой литературы, но уже следующее поколение стало специально прибегать к монологам, которые писались для эстрады.

    В дальнейшем такого рода произведения стали основой репертуара лучших эстрадных артистов. В исполнении А. Райкина, А. Миронова, Г. Хазанова и многих других перед зрителями возникали бюрократы, кинорежиссеры, искусствоведы, политические деятели, попугаи и даже телефоны.

    Использование «масочного» приема в клубной драматургии опирается на традицию эстрадного монолога. Монолог в театрализованном представлении возникает при наличии ведущего. Следовательно, речь идет о театрализованном концерте, тематическом вечере, конкурсно-игровой программе, где ведущий выступает от себя или от лица персонажа. В том и другом случае он выполняет одинаковые функции:

    — информационную (объявление номера, объяснение условий конкурса и т.д.);

    — комментаторскую (сопровождение хода игры, кинофильма, представление реальных героев и т.д.);

    — коммуникативную (общение с реальными героями);

    — распорядительскую (проведение церемониалов).

    Например, в посвящениях в студенты следуют монологи ведущих от лица Боцмана, Капитана, а при праздновании Дня знаний — от лица Домовенка и Архивариуса. И тогда особой интонационной и жанровой убедительности требуют сцены общения этих героев с реальными людьми. Здесь особая мера сценической условности. Сценарист и режиссер создают моменты, где зрители понимают, что Боцман — это старшекурсник, Архивариус —собрат по сессии. В театральной драматургии этот прием принято называть «отстранением» исполнителя от персонажа. Создается драматургическая возможность играть не образ, а отношение к образу. Если в общении с реальными людьми нет элемента розыгрыша, своеобразного дурачества, возникает психологическая неловкость. Несмотря на эту опасность, прием используется повсеместно, а театрализованные представления вызывают неизменный интерес публики. Стоит понять, почему это происходит.

    1. Вымышленный образ — это, как правило, элемент развернутой метафоры (сквозного хода). Он детализирует ее и реализует на протяжении всего театрализованного действа. Для Боцмана, который посвящает первокурсников в студенты, институт — корабль, экзамены — шторм, учеба — кругосветка. И это придает сценарию смысловую и художественную целостность.

    2. Маска заимствована из давно знакомого источника (книга, кинофильм, пьеса). Она создает ассоциативный фон. Если же она оригинальна, то вызывает в воображении зрителей конкретные социальные явления.

    3. Персонаж — это всегда сумма смысловых и сюжетных возможностей. Скажем, задумывается игровая программа о любимой футбольной команде. Ведущий — болельщик-фанат. Варианты развития сюжета: инструктаж своих сподвижников (зрителей) перед игрой; вербовка поклонников; экзамен для новых болельщиков и т.д. Каждое из этих направлений предполагает свой разворот темы, а следовательно, новые игры, конкурсы, забавы. Сценаристу надо только выбрать наиболее яркий и эмоционально насыщенный вариант.

    4. Каждый персонаж живет в конкретной реальности. Она помогает сценаристу найти нешаблонные игровые ситуации, придумать остроумные конкурсы, веселые забавы, оригинальные розыгрыши, если речь идет о развлекательной программе. В сценарии же тематического вечера помогает придумать нестандартное обрамление церемониала.

    5. Персонаж создает уникальную лексико-стилистическую ситуацию. Используется социальный и профессиональный словарь (иногда сленг). А смысловые ряды темы (жизнь учебного заведения) и сценарного хода (жизнь корабля) постоянно пересекаются на словах и словосочетаниях (курс корабля — курс наук, вода в океане — вода на лекциях и т.д.). Кроме того, становится незаметной техническая или протокольная сторона ведения, исчезают речевые и синтаксические штампы.

    Сценарий, в котором ведущий работает от имени маски, дает дополнительные постановочные возможности режиссеру, а исполнителю — яркие краски в речи и пластике. Возникают новые выразительные средства: элементы декорации, бутафория и реквизит, музыка, хореографическое сопровождение, костюм, элементы грима. Все это превращает театрализованное представление в яркое и запоминающееся зрелище.

    Итог

    Культурно-досуговая работа – это особый жанр искусства, а аниматор – артист, которой использует в своей работе элементы цирка, театра, эстрады, искусства хормейстера и хореографа, иллюзиониста, лектора и, что самое главное – искусство импровизатора, где необходимы

    большие организаторские способности,

    тонкое чувство юмора,

    моментальная находчивость,

    умение чувствовать аудиторию, вовлекать в игру и управлять ею.

    Постоянная собранность, самоконтроль,

    динамичный темперамент,

    энергичный жест

    подчиняют окружающих и поведение аниматора принимается как должное, а его уверенность импонирует, внушает доверие. Простодушная веселость привлекает людей, они ждут, что придумает этот человек с лукавой улыбкой, и обычно к концу вечера или программы, разумеется, аниматор-профессионал уже становится добрым другом, с которым интересно встретится еще.

     

    Заповеди ведущего анимационной игровой программы:

    1.      Твой голос, язык – это твои инструменты, богатство, относись к нему бережно.

    2.      Внешний вид, твое умение держаться, твое лицо «по одежке встречают, по уму провожают».

    3.      Помни: «Красота хорошо, но обаяние лучше».

    4.      Будь приветливым, радушным, доброжелательным по отношению к публике.

    5.      Никогда не успокаивайся на достигнутом, постоянно ищи новое. Совершенствуй свое мастерство и расширяй репертуар. Шагай в ногу с жизнью.

    6.      Никогда не говори о том, чего не знаешь, а знай больше того, что говоришь.

    7.      Яркий красочный реквизит – украшение твой программы.

    8.      Больше дела, меньше слов.

    9.      Не давай ставить себя в неловкое положение, обладай чувством юмора, будь находчивым в нужный момент.

    10. Будь хорошим психологом.

    11. Чувствуй аудиторию.

    12. Сумей завладеть ею.

    13. Сумей показать свою творческую индивидуальность, сумей показать наиболее сильные стороны твоего дарования.

    14. Знай приемы вовлечения в игру.

    15. Сумей выбрать из публики интересных людей, они твои помощники в программе.

    16. Будь тактичен и вежлив с партнером и музыкантом.

    17. Будь хозяином дома.

    18. Не позволяй себе «оскорблять публику».

     

    ____________________________________________________________________-

    Чемоданчик ведущего

    Собираясь проводить юбилей, свадьбу, корпоративную вечеринку, всегда тщательно продумываю и готовлю весь реквизит, который нужен для торжества: шарики, костюмы, головные уборы, маски, комнатные фонтаны, свечи и т. д. Но всего не предусмотришь: может возникнуть незапланированная пауза, или гости окажутся тяжелы на подъем. Тогда приходится быстро ориентироваться в ситуации и проводить игру, конкурс на ходу, без подготовки.

    На этот случай в моем чемоданчике обязательно лежат:

    — воздушные шары. Предлагаю гостям их лопать разными способами, переносить с места на место, расписываться и рисовать на них, собирать в мешки, коробки (кто быстрее или кто больше). Шары беру разные: из длинных тонких можно выкладывать буквы, слова, рисунки;

    — лента, веревка. Через веревку прыгают, как на скакалке, под опускающейся лентой проходят, ею связывают пары для конкурсов, обматывают предметы или части тела, чтобы определить их размеры, например, сколько раз нужно обернуть бутылку, чтобы получить рост одного из гостей или виновника торжества;

    — игральные карты маленького и большого размера использую как манки к различным конкурсам (раздаю во время праздника гостям и вызываю для участия в конкурсах определенную масть, предлагаю их вытягивать по ходу торжества, карты могу заранее разложить под тарелками);

    — дудки, свистки. На них играют различные мелодии, которые стараются отгадать другие гости, играют одновременно с фонограммой, солируя, разговаривают со свистками во рту, задавая вопросы и отвечая на них. Дудка может быть вручена в качестве приза победителю конкурса, который в дальнейшем будет издавать сигнал, приглашающий всех танцевать. На свадьбе, юбилее и других праздниках дама и ее кавалер исполняют на этих музыкальных инструментах любимые мелодии друг друга;

    — надувные игрушки (сердце, бутылка, ягодка и т. д.), которые передают под музыку и определяют тем самым участника следующего конкурса, произносящего тост, выполняющего задание и т. д.;

    — мешок и мешочек. В большом красивом мешке прячу приз, который продаю с аукциона или вручаю гостю, отгадавшему, что это. Маленький мешочек использую для листочков с фантами, предсказаниями, маленьких предметов, по которым можно гадать;

    — коробочки (от 2 до 7 штук). Гость, выбрав коробочку с меткой внутри, становится победителем или выполняет задание, которому соответствует спрятанный в коробке предмет. Коробка черного цвета служит черным ящиком, содержимое которого можно или продать на аукционе, или угадать. В коробку складываю вещи гостей, разыгрывая фанты. Из коробки достаю предметы, указывающие на профессию или статус человека (скалка — повар, ручка — писатель очки — бабушка, газета — сосед на лавочке и т. д.);

    — маски, которые надевают гости, чтобы, участвуя в конкурсе и оказавшись в центре внимания, более комфортно чувствовать себя или играть роли в моментальных спектаклях, сделать что-либо от имени маски. Их можно передавать из рук в руки так же, как надувные предметы.

    Особую гордость составляют лошади на палочке, на которых гарцуют мужчины, и женские наряды разных эпох и народов