• Название:

    Можно ли говорить истава, нузуль бизатихи (сущностью)


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Подготовил: Абу Нуайм Аль Хупри بسم الله الرحمن الرحيم

Можно ли говорить "истава", "нузуль" - бизатихи (сущностью)?

Имам Бадруддин ибн Джама’а (639-733 х/1241-1333 м) сказал:

فمن جعل الاستواء في حقه ما يفهم من صفات المحدثين وقال استوى بذاته أو قال استوى حقيقة فقد ابتدع بهذه الزيادة التي لم تثبت في السنة ولا عن أحد من الأئمة المقتدى بهم وزاد بعض الحنابلة المتأخرين فقال الاستواء مماسة الذات وأنه على عرشه ما ملأه وأنه لا بد لذاته من نهاية يعلمها وقال آخر يختص بمكان دون مكان ومكانه وجود ذاته على عرشه قال والأشبه أنه مماس للعرش والكرسي موضع قدميه

وهذا منهم افتراء عظيم تعالى الله عنه وجهل بعلم هيئة العالم فإن المماسة توجب الجسمية والقدمين يوجب التشبيه والإمام أحمد بريء من ذلك فإن المنقول عنه أنه كان لا يقول بالجهة للباري تعالى وكان يقول الاستواء صفة مسلمة وهو قول بعض السلف رضي الله عنهم

«Когда же утвердилось это, то, тот, кто сделал "иставой" в отношении Него то, что понимается из атрибутов творений и сказал: "истава своей сущностью" или "истава буквально" то поистине он совершил новшество этими добавлениями, которые не утверждены в Сунне и не передаются ни от одного имама за которым следуют. Некоторые поздние ханбалиты пошли еще дальше и сказали: "истава дотрагиваясь сущностью", другие сказали: ограничен одним местом и место нахождения Его сущностью на Арше, также сказали: дотрагиваясь до Арша и, что Курси место для обеих ног.

Все это от них великая клевета - пречист Аллах от всего этого - и невежество в отношении состояния мира творений. Поистине из "дотрагивания" в обязательном порядке вытекает телесность, а (из) "двух ног" (вытекает) уподобление/ташбих. Имам Ахмад пречист от этого, поистине передается от него, что он не говорил утверждая сторону Всевышнему , и что он говорил "истава" сифат в отношении которого делается "таслим" (т.е тафвид), и это является также словами некоторых саляфов, да будет доволен ими Аллах».

[Бадруддин ибн Джама’а, «Идахуд Далиль катъи худжаджи Ахли Таътыль», стр. 136-137]

Примечание Я [Абу Нуайм] скажу: Кади Кадиев, шафиитский факих и мухаддис, имам Бадруддин ибн Джама’а был учеником имама ан-Навави и учителем таких известных ученых как аз-Захаби, Ибн Касир, Абу Хайян аль-Андалуси, Ибн аль-Кайим, Таджуддин ас-Субки, Салахуддин ас-Сафади, Иззуддин ибн Джама’а. Великий мухаддис и факих, имам Абу Умар ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368-463 х/978-1071 м) сказал в своей книге «Аль-Истизкар»:

وَقَدْ قَالَتْ فِرْقَةٌ مُنْتَسِبَةٌ إِلَى لسُّنَّةِ إِنَّهُ يَنْزِلُ بِذَاتِهِ! وَهَذَا قَوْلٌ مَهْجُورٌ لأنّه تَعَالَى ذِكْرُهُ لَيْسَ بِمَحَلٍّ لِلْحَرَكَاتِ وَلا فِيهِ شَيْءٌ مِنْ علامَاتِ الْمَخْلُوقَاتِ

«И сказала одна группа, которая относит (приписывает) себя к суннитам, что Всевышний нисходит (Сам) сущностью своей (бизатихи). Эти слова не принимаются, так как Всевышнему Аллаху не присуще движение, и нет у Него ничего из того, что присуще сотворенному».

[Ибн Абдиль-Барр, «Аль-Истизкар», 2/530; Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1421/2000] Аль-Бухари передал от Анаса ибн Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

عن أنس بن مالك أن النبي صلى الله عليه وسلم رأى نخامة في القبلة فشق ذلك عليه حتى رئي في وجهه فقام فحكه بيده فقال إن أحدكم إذا قام في صلاته فإنه يناجي ربه أو إن ربه بينه وبين القبلة فلا يبزقن أحدكم قبل قبلته ولكن عن يساره أو تحت قدميه

«…Когда вы совершаете намаз, вы беседуете со своим Господом (или: «…ваш Господь оказывается между вами и киблой), поэтому не плюйте в сторону киблы…»

Великий мухадис, шейхуль Ислам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) пишет в комментариях к этому хадису:

وقال ابن عبد البر : هو كلام خرج على التعظيم لشأن القبلة . وقد نزع به بعض المعتزلة القائلين بأن الله في كل مكان ، وهو جهل واضح ; لأن في الحديث أنه يبزق تحت قدمه ، وفيه نقض ما أصلوه ، وفيه الرد على من زعم أنه على العرش بذاته. ومهما تؤول به هذا جاز أن يتأول به ذاك والله أعلم

«Абу Умар Ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368-463 х/978-1071 м) сказал: «Это выражение, сказанное с целью возвеличить киблу. Некоторые мутазилиты привели этот хадис в доказательство тому, что Аллах находится везде, а это является явным невежеством, поскольку в хадисе говорится, что следует плюнуть под свои ноги, а это уже разрушает их основное убеждение в этом вопросе. Также в нем есть опровержение тем, кто сказал, что Аллах Сам Своей Сущностью (бизатихи) находится над Троном. И поскольку мы интерпретируем это, можно интерпретировать и то другое. А Аллах знает лучше».

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари», 1/508] Имам Абу Умар ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368-463 х/978-1071 м) в книге «ат-Тамхид» сказал, комментируя хадис о нузуль (нисхождении):

وَقَالَ آخَرُونَ : يَنْزِلُ بِذَاتِهِ. أَخْبَرَنَا أَحْمَدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ أَنَّ أَبَاهُ أَخْبَرَهُ قَالَ حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ خَالِدٍ قَالَ حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ عُثْمَانَ بْنِ صَالِحٍ بِمِصْرَ قَالَ سَمِعْتُ نُعَيْمَ بْنَ حَمَّادٍ يَقُولُ حَدِيثُ النُّزُولِ يَرُدُّ على الْجَهْمِيَّةِ قَوْلَهُمْ قَالَ وَقَالَ نُعَيْمٌ يَنْزِلُ بِذَاتِهِ وَهُوَ على كُرْسِيِّهِ - قَالَ أَبُو عُمَرَ لَيْسَ هَذَا بِشَيْءٍ عِنْدَ أَهْلِ الْفَهْمِ مِنْ أَهْلِ السُّنَّةِ لِأَنَّ هَذَا كَيْفِيَّةٌ وَهُمْ يَفْزَعُونَ مِنْهَا لِأَنَّهَا لَا تَصْلُحُ إِلَّا فِيمَا يُحَاطُ بِهِ عِيَانًا وَقَدْ جَلَّ اللَّهُ وَتَعَالَى عَنْ ذَلِكَ وَمَا غَابَ عَنِ الْعُيُونِ فَلَا يَصِفُهُ ذَوُو الْعُقُولِ إِلَّا بِخَبَرٍ وَلَا خَبَرَ فِي صِفَاتِ اللَّهِ إِلَّا مَا فِي وَصَفَ نَفْسَهُ بِهِ كِتَابِهِ أَوْ على لِسَانِ رَسُولِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلَا نَتَعَدَّى ذَلِكَ إِلَى تَشْبِيهٍ أَوْ قِيَاسٍ أَوْ تَمْثِيلٍ أَوْ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ تَنْظِيرٍ فَإِنَّهُ البصير

«И сказали другие: «Нисходит Сущностью (бизатихи)». Ну'айма Передается от ибн Хаммада, что он сказал: «Хадис опровергает джахмитов нисхождения в их утверждениях». Он И сказал: «Нисходит Сущностью (бизатихи) будучи на Своем Троне (кресле)».

Сказал Абу Умар (Ибн Абдиль-Барр): Это ничто (т.е. неверно) среди понимающих людей из Ахлю Сунна, потому что это придание образа, а они страшатся этого, потому что это годится лишь для того, что можно охватить собственными глазами, а Аллах Всевышний величественнее этого и того, что скрыто от глаз. Поэтому не описывают его обладатели разума кроме как переданным, и нет разговора в сифатах Аллаха кроме как тем, чем Он описал Себя в Своей Книге или на языке Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и мы не переходим границ этого к уподоблению или аналогии или сравнению или совпадению, ведь поистине «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий».

[Ибн Абдиль-Барр, «ат-Тамхид», стр. 144] Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) после того как привел слова Яхьи Ибн Аммара из его послания об акыде: "Мы скажем: Он над своим Троном Своей сущностью (бизатихи)" сказал:

قلت قولك بذاته هذا من كيسك ولها محمل حسن ولا حاجة إليها

«Я скажу: "Твое высказывание «бизатихи» (Сущностью) из твоего кармана, и для неё есть хорошее толкование и нет нужды в них (в словах «бизатихи»)"».

[Аз-Захаби, «Улюв», стр. 245] Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 х/1115-1201 м) говоря о некоторых муджассима из числа ханбалитов сказал:

ومن قال استوى بذاته المقدسة فقد أجراه سبحانه وتعالى مجرى الحسيات، وينبغي أن لا يهمل ما يثبت به الأصل وهو العقل فإنا عرفنا الله تعالى وحكمنا له بالقِدَمِ، فَلَو أنكم قلتم نقرأ الأحاديث ونسكتُ، لما أنكرَ أحد عليكم، إنما حَمْلُكُم إياها على الظاهر قبيح

«Если кто-либо заявляет, что Аллах «истава» Своей Сущностью (бизатихи), то он уже ограничил Его рамками ощущаемого и осязаемого. Не забывайте, что основой всегда является разум, ведь только благодаря ему мы познали Аллаха и Его извечность. Если бы вы заявили: «Мы читаем хадисы, но молчим об их смысле», то вам никто не сказал бы ни слова. Но ваша буквальная трактовка хадисов является мерзким деянием».

[Ибн аль-Джаузи, «Даф шубах ат-ташбих», стр. 97] Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи (510-597 х/1117-1201 м) сказал в толкованию к хадису о нузуле:

قال ابن حامد : هو على العرش بذاته، مماس له، وينزل من مكانه الذي هو فيه وينتقل. وهذا رجل لا يعرف ما يجوز على الله تعالى. وقال القاضي أبو يعلى: النزول صفة ذاتية، ولا نقول نزوله انتقال. وهذه مغالطة. ومنهم من قال: " يتحرك إذا نزل ". وما يدري أن الحركة لا تجوز على على الله تعالى. وقد حكوا عن أحمد ذلك وهو كذب عليه. ولو كان النزول صفة لذاته، لكانت صفاته كل ليلة تتجدد وصفاته قديمة كذاته

«Что же касается Ибн Хумайда, то он по этому поводу сказал: «Он над Троном Своей Сущностью (бизатихи), в соприкосновении с ним. После чего Он спускается со своего места, т.е. движется». Этот человек не понимает, что соответствует божественной сущности, а что нет. Кади Абу Я’ля сказал: «Нисхождение - это один из сущностных атрибутов, но мы не говорим, что это перемещение». Получается путаница, одни из наших оппонентов заявляют, что Он движется, а другие, что не движется, они не могут понять, что движение не соответствует божественной сущности. Они приписали мнение о движении даже имаму Ахмаду, однако, это ложь. Если бы нисхождение действительно было бы сущностным атрибутом, то этот атрибут каждую ночь изменялся бы, а, как известно, Его сущность и атрибуты извечны».

[Ибн аль-Джаузи, «Даф шубхат ат-ташбих», стр. 49-50] Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (510-597 х/1117-1201 м) сказал:

وقد حمل قوم من المتأخرين هذه الصفة على مقتضى الحس فقالوا: استوى على العرش بذاته.

وهي زيادة لم تنقل، إنما فهموها من إحساسهم، وهو أن المستوي على الشيء إنما يستوي عليه بذاته.

«Некоторые же более поздние ученые начали трактовать этот аят как физически ощутимый атрибут и заявили, что Аллах истава на троне Своей Сущностью (бизатихи). Давая такой комментарий, они не ссылались ни на какие доводы, а исходили лишь из своих ощущений, ведь кто-либо, располагаясь на чем-либо, всегда совершает это действие своей сутью».

[Ибн аль-Джаузи, «Даф шубхат ат-ташбих», стр. 20] Вопрос шейху Албани: Шейх у меня пару вопросов по акиде и ахкамам (фикху).

1-й вопрос по акиде. «Истава ‘аляль Аршихи». Означает ли это, что Аллах Своей Сущностью (би затихи) утвердился (мустакиррун) на Троне?

Ответ: Нельзя использовать слова, которые не пришли в Шариате.

Нельзя описывать Аллаха тем, что Он утвердился (мустакиррун), потому что «истикрар» (утверждение) во первых – это качество (сифат) людей. Второе, мы не говорим по отношению к нашему Господу «Утвердился как подобает Его Величию» как это мы говорим при «Истава» (т.е. Возвысился как подобает Его Величию).

Мы не описываем Аллаха, кроме как тем чем Он Сам Себя описал, далее говорим это с «танзихом» (тем, что Он Пречист): «Нет ничего подобного Ему, Он Слышащий и Видящий». Это ответ на первый вопрос. Аль Хафиз Имам аз-Захаби рахматуллах в своем Сияре (поздняя многотомная работа имама):

ومسألة النزول فالإيمان به واجب وترك الخوض في لوازمه أولى وهو سبيل السلف فما قال هذا نزوله بذاته إلا إرغاما لمن تأوله وقال نزوله إلى السماء بالعلم فقط نعوذ بالله من المراء في الدين وكذا قوله ^ وجاء ربك ^ ونحوه فنقول جاء وينزل وننهى عن القول ينزل بذاته كما لا نقول ينزل بعلمه بل نسكت ولا نتفاصح على الرسول بعبارات مبتدعة والله أعل

Касаемо темы Нисхождения (ан-Нузуль). Вера в это — обязательна и (также) отказ от вхождения в рассуждения об этом (тоже обязательно), и это путь саляфов. Те кто сказали «Нисходит Своей Сущностью», (сказали) по принуждению тех (вынуждены были сказать) кто сделал таавиль и сказал «Нисходит на небо Своим Знанием». И мы ищем убежища у Аллаха от лицемерия в религии. И также по отношению к словам «Придет твой Господь». И мы говорим «придет и нисходит» и запрещаем (нахи) говорить «нисходит Своей Сущностью (би-Затихи)» также как мы не говорим «Нисходит Своим Знанием». Однако мы молчим и не пытаемся быть красоноречивее пророка используя нововведенные выражения, Аллах знает лучше.

[«Сияр» аз Захаби 20/331]

قد ذكرنا أن لفظة بذاته لا حاجة إليها وهي تشغب النفوس وتركها أولى والله أعلم

Мы упомянули, что нет довода для слова «би-Затихи» и это (слово) приводит души в смятение.