• Название:

    совместимость супругов


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Практическая работа по курсу «Психология семьи»

Эссе на тему «психология совместимости супргов»

 

Выполнила студентка Салаева Алина
группы СОВ-3.1


Москва, 2015г.

Оглавление

Введнеие

1.1 Виды и определение семьи

1.2 Психологическая совместимость в семье

2.1 Понятие и виды совместимости

2.2. Уровни совместимости

Заключение

Библиография

Введение

В современном мире проблемы поиска супруга особенно сильны выражены. В цивилизованных обществах традиция выдавать родителями своих детей по расчету и договоренности сжила себя. Молодые люди вынуждены сами делать свой выбор и часто сталкиваются с противоречиями: как сыграть свадьбу, где и как жить, кто должен занимать главенствующую роль, как воспитывать детй и т. д. Другая яркая проблема «совместимости» - брак по любви или по расчету?

Не зависимо от причин вступления в брак, успешность его будет зависеть от психологической совместимости, которая играет важнейшую роль и все-таки более значительную, нежели в деловых контактах. Психологический климат в семье является результатом стараний обоих супругов, определяет характер, устойчивость семейных отношений и удовлетворенность этими отношениями, а это в свою очередь оказывает свое влияние на развитие не только взрослых, но и детей, от которых зависит будущее страны и человечества.

Эйдемиллер, Юстицкий, Филлипова, Обозов и другие отечественные и зарубежные психология посвятили свои труды проблеме совместимости супругов. “Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, привычки не враждебны, а дополняют друг друга”.[1]

1.1. Виды и определение семьи

Семья как элементарная единица общественной структуры давно стала объектом исследователей научных дисциплин. Еще в конце XIX века были опубликованы первые научные труды, посвященные историческому анализу возникновения института семьи. В настоящее время интерес к развитию института семьи сохраняется, приобретая свою специфическую актуальность и значимость. Современный брачный союз имеет длинную историю и биографию.

1) Групповой брак. В период первобытно-общинного стада согласно концепции полового отбора, процветали в равной мере такие формы отношений между мужчиной и женщиной, как полигамия (когда один или несколько мужчин принимали участие в воспроизводстве потомства, а другие охотились) и промискуитет (половые отношения без установления постоянных связей). Необходимо обратить внимание на тот факт, что они были наиболее адекватны задачам истории – осуществлению полового отбора и сохранению вида. На смену первобытно-общинному стаду пришел род. На первое место выходят коллективная собственность и развитие производства. Групповой брак - это союз двух родов, существование которого обеспечивало половые отношения между их членами. [2]

2) Романтический брак. В процессе развития человеческого рода эволюционируют и отношения между мужчиной и женщиной. Так в истории появляется форма половой любви – страсть как высшая форма влечения к противоположному полу. Ее проявление запечатлено в различных исторических формах отношений: рыцарская любовь, трубадуры, гондольеры и т. д. В этот исторический период в развитии института семьи доминирует романтический брак (брак, основанный на чувственности). Отношение к женщине не сразу, но изменяется, хотя на долгие века сохраняет оттенок полярности. С одной стороны, женщины начинают пользоваться уважением, а их права – оберегаться законом. С другой, в соответствии с религиозными догматами они считаются низшими существами, презираемыми за чувственность. [3]

3) Моногамная семья. Мужчина захватил бразды правления, и женщина была лишена своего почетного положения – закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Семья становится моногамной: жена отдается под безусловную власть мужа. [2]

Постепенно повышается значение владения собственностью.

В период 8 тысяч лет до нашей эры возникло разделение функций в семье. Как следствие возрастает значение детей, они начинают представлять своеобразную ценность: от просто инстинкта размножения и продолжения человеческого рода к возникновению реальной рабочей силы и носителей (продолжателей) опыта рода. [3]

Итак, характерной основой супружеских отношений в древности период были экономические или политические отношения. Отсюда вывод: брак в древности – это, прежде всего, сделка.

Патриархальная семья и монашество. В эпоху Средних веков господствовала богословская идеология. В этот исторический период можно выделить три распространенные точки зрения. [4]

Согласно первой брак – это дар Божий, а его цель – деторождение. Вторая точка зрения сводилась к тому, что брак – это необходимое зло, что лучше вступить в брак, чем сгореть от любовной страсти (и сегодня многие ранние браки базируются именно на таких представлениях об интимной жизни). Третье мнение о браке – его следует полностью избегать (в связи с ожиданием христианами второго пришествия Христа). В целом же в эпоху раннего Средневековья отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью.

На протяжении многих эпох у мужчин постепенно воспитывались такие качества, как заботливость, постоянство. Таким образом, семья – как структурированное объединение двух полов - была первичным условием возникновения человечности.

Брак-товарищество. Период Ренессанса (эпоха Возрождения) характеризуется гуманизмом. Именно в этот период женщину начинают отождествлять с символом чистоты и святости, с непорочной Девой. Женщины из высших классов общества наслаждались новой свободой. Без чувства вины и боязни они постепенно стали одеваться в эротические наряды, пользоваться косметикой, посещать учебные заведения. Было узаконено право женщины на повторный брак, если, например, муж ей изменяет. [2]

Брак-содружество. Этот тип брака еще только формируется в современном обществе. Формирование этого уровня брачных отношений в истории человечества предполагает обобщение и повторение всех предыдущих форм отношений. Поэтому современное общество представлено столь пестрым ковром брачных форм отношений: можно встретить и полигамную семью, и патриархальную, и групповой брак (где нет ответственности за партнера), и брак-товарищество. Отсюда одной из причин кризиса семьи в современном обществе становится поиск новой парадигмы (концепции) брачных отношений, адекватной принципам и интересам современной цивилизации. [2]

1.2 Психологическая совместимость в семье

А.И. Антонов определяет семью, как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющих производство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. [5]

Т.е. можно утверждать, что важно знать совместимость еще в начале семейной жизни и определить, можно ли вообще жить вместе, потому что потом несовместимым людям будет очень сложно выстраивать отношения и воспитывать детей, а развод крайне плохо влияет на психику тех и других.

Говоря о семье, подразумевается совместимость [6]:

* эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека);

* духовную, то есть совместимость основных жизненных ценностей;

* психологическую, то есть сочетание (или дисбаланс) определенных черт характера, свойств и особенностей партнеров;

* интеллектуальную (иногда ее называют совместимостью по индексу образования);

* поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний)

* семейно-ролевую, то есть сочетание представлений каждого из партнеров о ролях мужа и жены (то есть представления отом, кто и что должен делать, за что отвечать в семье и т. п.);

* педагогическую, то есть совпадение основных представлений партнеров о характере воспитания ребенка;

* материально-бытовую, то есть совпадение представлений партнеров о том, сколько должно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т. п.; * сексуальную.

Считается, что наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества партнеров и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из партнеров. Рациональным и комплексным показателем индивидуальности может служить тип личности, наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость партнеров.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений определяют несколько основных элементов[6]:

* эмоциональная сторона партнерских отношений, степень привязанности;

* сходство их представлений, видений себя, партнера, распределения ролей, представлений о социальном мире в целом;

* сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческих особенностей;

* сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

* общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей партнеров. Л.Н. Собчик .[7] считает, первое, что нередко игнорируется, -- это типологически разные варианты переживания любви у представителей разного пола.

2.1 Понятие и виды совместимости

Понимание и взаимопонимание супругами друг друга и отношений друг к другу - важный фактор устойчивости супружеских отношений. Показателями взаимопонимания супругов выступают: адекватность понимания (совпадение оценок и самооценок), идентификация (степень соответствия самооценки и оценки партнера) и Я-образ.

Совместимость -- значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой многослойной совместимости -- эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной -- зависит судьба брака: чем полнее эта совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше -- тем тусклее их жизнь.

Слово «совместимость» родилось в биологии и медицине. Чтобы ткань, которую пересаживают в другой организм, прижилась (оказалась совместимой), ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом. Для психологической совместимости важно не родство, а сходство, душевные «общие знаменатели»: достаточно, чтобы люди хотя бы в чем-то главном дополняли друг друга или были похожи друг на друга, как похожи березы разных пород, как похожи рифмующиеся слова. То есть надо, чтобы разные свойства людей не враждовали, а уживались между собой.

2.2. Уровни совместимости

Обычно в психологической литературе различают 3-4 уровня совместимости. Много информации по определению этих уровней мы находим в трудах Н. Н. Обозова.

Какие же уровни выделяет Обозов?

психофизиологический;

психологический;

социально-психологический (семейно-ролевой);

социокультурный.

“Всесторонняя совместимость бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, и ее обычно хватает для хороших отношений, если только бережно к ней относиться”. [6]

Таким образом, брачная пара – это союз

хозяйственно-бытовой (функция потребления и бытового обслуживания);

сексуальный (функция полового удовлетворения);

психологический (функция моральной и эмоциональной поддержки, организации досуга и создания среды для самореализации и развития личности);

семейный (функция рождения и воспитания детей)”. [2]

На удовлетворенность браком в большей степени оказывают влияние и особенности межличностного восприятия сексуального партнера, их характерологические и личностные особенности, а также согласованность ценностей супругов. Установлено, что с психологической удовлетворенностью супругов в браке положительно коррелирует высокое сходство характеров партнеров. В стабильных браках наблюдается тесная связь между ценностями супругов. С увеличением продолжительности существования браков ценности, не затрагивающие смысловые образования супругов, изменяются, отражая тем самым степень их личностной удовлетворенности браком и жизнью в целом [7].


Заключение:

При выборе партнера особое значение надо уделять своим представлениям, ожиданиям от брака и на характер супруга, его темперамент, особенности, привычки.
Шнейдер выделил следующие возможные причины неудачного брака:

—не может брать на себя ответственность, в том числе финансовую (влезает в долги);

—эмоционально неуравновешен, так как в детстве перенес серьезные травмы (ребенком его бро­ сили или оскорбили);

—эмоционально холоден (не умеет любить и от­ вечать на любовь);

—постоянно находится в депрессии или плохом настроении (жалуется, обвиняет других);

—жестокий, легко впадает в гнев (может приме­ нить физическую силу);

—имеет сексуальные расстройства (импотенция, фригидность); склонен к супружеской невер­ ности (флиртует с другими);

—имеет пристрастие к алкоголю, наркотикам, сексу или азартным играм;

—еще не пришел в себя после предыдущего романа. [8]

Библиография
1. Супружеская жизнь: гармония и конфликт/Сост. Богданович Л.А. – М: Профиздат

2. Полякова И.Ю. Искусство быть вместе: мужчина и женщина: искусство взаимоотношений: искусство быть родителем/ И.Ю. Полякова, А.Ю. Меньшова, О.И. Панова; Междунар. науч. шк. универсологии [и др.]. – М.: Амрита-Русь, 2006. – 240 с.

3. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 512 с.

4. www.azps.ru

5. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой  семье// Психологический журнал. - 1986.

6. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре./ Учебное пособие. -- СПб.: Речь, 2006. -- 176 с.

7. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях). - СПб.: «Речь», 2002. - 80 с.

8. "... Шнейдер Л. Б. Ш 76 Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с. (Серия «Кафедра психологии»)...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/SPs/SPs-001.HTM]