• Название:

    КТ


  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Контрольный текст экскурсии
Санаторий им. Розы Люксембург
В 1869 году сын императора Николая I Великий князь Михаил Николаевич приобретает земли в удивительной по красоте Гаспре для своей супруги, великой княжны Ольги Федоровны (1839-1891), урожденной принцессы Цецилии Баденской. В короткие сроки на территории он возводит Малый дворец, разбивает парк и называет своё имение Ай-Тодор по названию близлежащего мыса, впоследствии ставшее третьим по величине после Ливадии и Ореанды южнобережным владением семьи Романовых в Крыму. На заглавной фотографии стена детского дворца с древнегреческой плиткой из коллекции Великого князя Александра Михайловича, увлекавшегося археологией, с изображением землепашцев, символизирующих счастье и изобилие.

Санаторий Ай-Тодор с приходом нового главного врача Артема Васильевича стал преображаться, по периметру был установлен забор, поставлена два блока охраны. Последние двадцать лет основными посетителями санатория были дети из Киева. К сожалению, этим летом помещения были заполнены только на пятую часть. На данный момент очень важно, чтобы на санаторий были выделены деньги, чтобы он не остался без внимания. Это позволит в новом году встретить больше детей и сохранить памятник архитектуры...

Владельцы усадьбы: до 1869 - княгиня Мещерская, 1869-1888 г.г. - М.Н. Романов, 1888 -1921 - А.М. Романов
Архитектор усадьбы: М.И. Котенков, Н.П. Краснов.
Усадьбу посещали: Александр III и Николай II
Сохранность усадьбы: спальный корпус №1 (Малый дворец), 1869 года; спальный корпус №2 (Дворец для детей), 1912 года; корпус №3 (школа) 1912 года; пищеблок, 1860 года; прачечная, 1869 года; столовая, 1860 года; жилой дом (Церковь) 1912 года.
Адрес усадьбы: Детский санаторий имени «Розы Люксембург», Севастопольское шоссе 8, Гаспра, Крым, Россия (Остановка маршрутного транспорта «Санаторий Розы Люксембург»).
История имения Ай-Тодор до его приобретения М.Н. Романовым не столь богата на информацию. Известно, что оно принадлежало княжне Мещерской. В 1860 году архитектором Котенковым было построено здание, ныне столовой. В книгах в основном пишут о временах Александра Михайловича, унаследовавшего наибольшую территорию, вскользь посвящая пару строчек его отцу.

По окончании русско-японской войны 1904-1905 гг. в качестве благотворительной деятельности на деньги состоятельных людей на южном побережье Крыма становится обыденным появление зданий "бараков для раненых воинов" - санаториев, госпиталей, лазаретов для пострадавших. В довольно короткие сроки архитектором Н.П. Красновым строются ай-тодорские бараки. Позднее по указанию Александра Михайловича в 1912 году им же возводится Дворец для детей.

В украшении этого небольшого здания архитектор использует свой излюбленный приём. Он включает элементы декора, отражающие увлечение и занятия их владельцев. Так, для четы Романовых в наружные стены фасада и в вестибюле были удачно включены несколько белокаменных барельефов с изображением сцен из жизни античного мира.

Рядом находится Малый дворец, он старше Детского дворца на полвека. Из "Путеводителя по Крыму" - авторов Караулова и Сосногоровой (Одесса, 1883 г.) сказано: "За Ай-Тодорой по шоссейной дороге находится татарская деревня - Гаспра, окруженная великолепными виллами. Одна из них принадлежит Великому князю Михаилу Николаевичу: в последней даче находится домовая церковь. Около этой дачи, слева от дворца, идет дорога на мыс Ай-Тодор к маяку".
В Малом дворце находится администрация санатория. Слева от дворца постройка 1860 года, которую вместе с землей и выкупил Михаил Николаевич у княгини Мещерской в 1869 году.
В книге путешественницы княгини Е. Горчаковой "Воспоминания о Крыме" (Москва, 1887 г.), говорится, что в деревне Гаспра окружённой виллами "...одна из них, принадлежавшая прежде княгине Мещерской - теперь собственность Великого князя Михаила Николаевича". В официальном документе написано, что бумаги были составлены в ноябре 1870 года, а чертеж исполнен землемером Ивановым.
Солнечная тропа (Царская тропа)

Солнечная тропа (Царская тропа) — пешеходная тропа в Ялте, излюбленное место пеших прогулок Романовых, а сегодня и многочисленных туристов. Ее длина 6711 метров. Официально тропа начинается у Свитского корпуса Ливадийского дворца и почти доходит до гаспринского особняка, где в 1901–1902 гг. жил Л. Н. Толстой, на всем протяжении почти горизонтальная, без перепадов, крутых подъёмов и спусков. Уже за одно это, а также за великолепные пейзажи, открывающиеся с неё, она заслуживает своего названия.

На тропе каждые 100 метров стоит знак: если № 12, значит, прошли от Ливадии 1200 метров. В советские времена к 150-летию Ялты сделали разметку терренкура: указано, сколько метров прошли, угол подъема, высота над уровнем моря. Знаков было 64, осталось 20. Тогда же установили скамейки. Да не простые: дед с бабой, дровосек, птицы, таксы. Их уже нет, а скамейка — крокодил, вырубленная из целого ствола дерева, осталась. Ближе к Ливадии появились совсем «свежие» скамейки, покрашенные сине-зеленой краской. Есть на тропе «Джалита» — каменная колонна, которую венчает голова девушки, символизирующая Ялту. Именно отсюда начинал свои пешие прогулки по тропе Николай II.

История и описание

Тропа называется Царской не только потому, что по ней ходили Романовы. С царской семьей связана вся ее история. Датой создания тропы многие считают 1901 год. Но тропа появилась в 1843 году и проходила лишь над Нижней Ореандой. А в 1861 году после покупки царской семьей Ливадийского имения у графа Потоцкого, возникла необходимость соединить царский дворец в Ливадии с великокняжескимимением «Ай-Тодор».

Протяженностью свыше 6 км тропа стала лишь в 1901 году, и с этого момента царская семья любила совершать по ней «6 верст 143 сажени пути здоровья» пешком или верхом.

Название «Солнечная тропа», придуманное в советское время, как и всякое переименование на скорую руку, не особенно удачно. Во-первых, Солнечная тропа уже давно существует в Литве между Друскининкаем и деревушкой Ясконис, во-вторых, Царская тропа хороша именно своей тенистостью, она почти полностью закрыта от солнечных лучей.

Царская тропа начинается в Ливадийском парке, сразу же за вторым по величине зданием дворцового комплекса — свитским корпусом. Она проходит по Ореанде, мимо белой романтической колоннады, господствующей над большим старинным парком и дикими скалами. Рядом с колоннадой была лестница в 202 ступеньки, которая вела ко дворцу в Нижней Ореанде, ее остатки видны со стороны Ялты. Затем — скала Крестовая (Ставри-Кая) с остатками средневекового поселения; на 176-метровом отвесном обрыве Крестовой проходят тренировки и соревнования лучших в мире скалолазов. Дальше мимо горы Ай-Никола, скал Белоголовая (Хачла-Каясы) и Пирожок попадаете в парк, окружающий корпуса санатория им. Розы Люксембург (старые постройки входили в великокняжеское имение «Ай-Тодор») и «Ясная поляна», бывшее имение князя А. П. Голицына, затем графини С. Паниной. Последнее название связано с пребыванием здесь в 1901 г. Льва Толстого. В комнате, где он останавливался, развернута выставка документов и фотографий о трёх периодах жизни великого писателя, проведенных в Крыму (обороны Севастополя, 1885 год и последний приезд на лечение).

Царская тропа соединяется или пересекается со многими другими тропами, парковыми аллеями, спусками к санаториям и пляжам; она предоставляет неисчерпаемые возможности для познавательных семейных прогулок и расширения своих представлений в ботанике, геологии и геоморфологии, истории и археологии, наконец, просто для развития чувства прекрасного. Ведь эти места вдохновляли целые поколения писателей, поэтов, художников, композиторов.

Картины природы меняются ежеминутно. Идти легко. Дышится свободно. Подъемы и спуски незаметны, прогулки по этой тропе не утомительны.

В окрестностях Царской тропы сохранились 3 таврских могильника. Они расположены в Гаспре. В 150 м от начала тропы, не доходя прохода под дорогой, справа находятся несколько каменных ящиков, два из которых с верхними плитами.

Тропа во времена Украины

В советское время Солнечная тропа обслуживалась организацией «Курортзеленстрой», у которой она состояла на балансе. Дорожку посыпали специальной крошкой, отливы для дождевой воды регулярно очищались, сухие деревья и кустарники обрезались. На всем протяжении оздоровительной тропы на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга были установлены урны и скамейки для отдыха.

Отсутствие у тропы единого хозяина после распада СССР стало одной из главных причин плачевного состояния, в котором к настоящему времени оказалось некогда любимое место царских прогулок. Часть тропы проходила через Ялтинский горнолесной заповедник, значительный ее отрезок пролегал по территории Гаспринского и Ливадийского поселковых советов, а один участок пересекал Ливадийский парк-памятник садово-паркового искусства.

Будучи практически без присмотра, тропа начала деградировать из-за ливней и оползней, но наибольший урон ей нанесло строительство на участке бывшего Ливадийского поссовета, которое развернулось вдоль дорожки и даже наложилось на нее.

В уже российском Крыму, власти Ялты намерены взять тропу на баланс города, придать «Солнечной тропе» статуса памятника местного значения, в дальнейшем как памятника республиканского значения, а затем и федерального. Также планируется вернуть занятые участки в городскую собственность и восстановить её до первоначального состояния.

Мосты-близнецы(Гаспринские мосты)
Севастопольское шоссе(рядом с Ласточкино гнездо)

Построены в 60-е годы XX в.. В связи с проблемами в про рубке дороги через твердую горную породу было решено разместить два абсолютно идентичных моста для экономии средств,времени и места.
Мосты представляют из себя парное сооружение на стыке которых расположена воинская часть ВАИ со времен СССР.
Служит соединением между верхней и нижней Севастопольскими трассами. На сегодняшний день является прямой дорогой к большинству санаториев и замку ласточкино гнездо.

Замок Ласточкино гнездо — символ Крыма, одна из самых популярных достопримечательностей Южного берега полуострова.

Находится знаменитый замок Ласточкино на отвесной Аврориной скале мыса Ай-Тодор, возвышающейся на 40 метров над морем. Своей архитектурой он напоминает средневековый рыцарский замок, хотя и является «миниатюрным» для подобных объектов: его высота составляет 12 метров, ширина — 10 метров, длина — 20 метров.

С октября 2015 года Ласточкино гнездо является объектом культурного наследия федерального значения.

История замка Ласточкино гнездо в Крыму

На месте замка изначально была построена дача, принадлежавшая русскому генералу — ветерану русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Затем дом перешел во владение придворного врача Ливадийского дворца, а после его смерти вдова продала дачу купчихе Рахманиной, по распоряжению которой старое здание снесли, а вместо него построили деревянный замок, впервые именно Рахманиной названный Ласточкиным гнездом.

Современный облик замок на Аврориной скале обрел в 1912 году благодаря немецкому барону П. Л. Штейнгелю. Проект дворца в готическом стиле принадлежит инженеру и скульптору Александру Шервуду. Рядом со зданием был разбит сад.

В последующие военные годы замок успел сменить несколько хозяев, какое-то время оставался заброшенным.

В результате землетрясения 1927 года обрушилась часть опорной скалы. В здании продолжал работать читальный зал, но вскоре комплекс был признан аварийным и закрылся для посещения.
Работы по укреплению фундамента и стен дворца были проведены только в 1967–1968 годах — под руководством архитектора И. Г. Татиева и реставратора В. Н. Тимофеева. Крайнюю часть дома, продолжавшую висеть над обрывом, надежно закрепили, все здание отремонтировали, не разбирая его стен, и сделали устойчивым к сейсмической активности. К тому же, башня с четырьмя шпилями наконец приобрела законченный декоративный вид.

Замок вновь открылся для посещения в 2002 году. Некоторое время в нем располагался ресторан, но сейчас он закрыт. Комплекс ожидает очередную реставрацию.
Леонид Владимирович Шервуд (16 [28] апреля 1871, Москва — 23 августа 1954, Ленинград) — советский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Был в числе первых скульпторов, осуществлявших ленинский план «монументальной пропаганды», начиная с 1918 г. Представитель импрессионистского направления в советской скульптуре раннего периода («памятник Радищеву», 1918), и соцреализма (знаменитая героическая фигура «Часового», 1933). Автор официозных скульптурных портретов.

Крепость Харакс

Ха́ракс — римский военный лагерь на мысеАй-Тодор, крупнейшая (4,5 га) известная римская крепость в Крыму.

Не исключено, что название Харакс не является собственным, а лишь указывает на специфику поселения: древнегреческое слово Харакс обозначает «обнесенное частоколом место, вал с частоколом, укрепленный лагерь». У Плиния Старшего в «Естественной истории» (IV, 85) приведено другое название крепости на южном берегу Таврики — Харакены , которое больше нигде не встречается. Клавдий Птолемей даже указывает координаты Харакса: 62º00, 46º50 (География, III, 6).

Харакс был возведен при императоре Веспасиане. После того как в 60-х годах н.э. римская армия под командованием легата провинции Нижняя Мёзия Плавтия Сильвана одержала победу на тавро-скифским войском, осадившим Херсонес, римляне фактически устанавливают протекторат над Херсонесом и вводят туда гарнизон. Тогда же возникает военный лагерь в бухте Сюмболон. Для контроля над южным побережьем Крыма, где в основном жили тавры, возводится крепость на мысе Ай-Тодор.

По-видимому, Харакс был основан силами Равеннской эскадры Мёзийского флота и вексилляции XI Клавдиева легиона. В правление императора Домициана римские войска были эвакуированы, и крепость осталась опустевшей. Однако следы римского присутствия вновь фиксируются в 120-х годах н. э. Крепость была восстановлена вексилляцией I Италийского легиона. Второй раз солдаты XI Клавдиева легиона оказались в Хараксе в конце II века. (Названия легионов были реконструированы благодаря клеймам на черепице, найденной при раскопках.) Окончательно крепость была покинута в середине III века, вероятно в 244 году, в связи с концентрацией войск в Мёзии для подавления восстания. Перед уходом римляне разрушили водопровод и несколько важнейших зданий. Вскоре после этого крепость была занята готами, также там оставался рыболовецкий поселок, о чём свидетельствует некрополь IV века.

Харакс отличается от классического прямоугольного римского лагеря. Крепость расположена на холме и представляет собой два ряда стен с севера, с юга естественным укреплением является обрыв.

Первоначально внешняя стена атрибутировалась как циклопическое сооружение и предполагалось, что она сооружена таврами до прихода римлян. Это объясняется крупными размерами камней, использованных при возведении стены. Однако впоследствии в кладке был обнаружен известковый раствор, который был, безусловно, неизвестен таврам. (Тем не менее римское происхождение внешней крепостной стены отнюдь не отрицает того, что на этой части мыса Ай-Тодор могло находиться таврское поселение или укрепление.) В стене имелись трое ворот. Главные ворота вели на север и представляли собой возведенные рядом две башни. Другие двое ворот вели на северо-запад и северо-восток и были значительно меньше по размеру. В 1960-х годах внешняя крепостная стена была полностью разрушена.

Внутренняя крепостная стена возведена из бутового камня, единственные ворота вели к главным воротам внешней стены. Пространство между внешней и внутренней стеной (около 2 га) по большей части не было застроено и, по-видимому, предназначалось для разворачивания войск и укрытия населения во время обороны.

Вилла Харакс — усадебный дом с парковой зоной на территории посёлка Гаспра, Крым.

История дворца начинается, когда в Гаспре было приобретено имение великим князем Михаилом Николаевичем (младший сын императора Николая I) у княгини Мещерской в 1869 году. Участок около 70 десятин (более 100 га) был расположен от Севастопольского шоссе до берега моря, заканчиваясь мысом Ай-Тодор. Название имение получило в честь римской крепости, находившейся на этом месте до середины III века н. э.

Некоторое время участок пустовал из-за отсутствия на нём воды. После покупки у гаспринских татар источника, Георгий Михайлович заказал архитектору Н. П. Краснову проект имения, размер которого составлял 16 га. Краснов выбрал для Харакса популярный тогда стиль позднего модерна. В 1909 году в Хараксе побывал Николай II. Сам архитектор так описывает своё творение:

«…исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей».

В 1922 году Харакс был превращен в одноименный санаторий, а в 1955 году его название заменили на «Днепр». Великая Отечественная война не пощадила здание — дворец сильно пострадал. Реставрация не полностью вернула прежний облик имения.В 1983 году санаторий был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Украинский ССР. В 1987 году на территории здравницы состоялось открытие историко-археологического музея.

Разбивкой Харакского парка, как и возведением усадебного дома, руководил Н. П. Краснов. Среди малых архитектурных форм особый интерес представляет античная беседка, сохранившаяся до настоящего времени (по другим данным — это копия с античными колоннами).
Никола́й Петро́вич Красно́в (23 ноября (5 декабря) 1864, село Хонятино, Глебовской волости Коломенского уезда — 8 декабря 1939 года, Белград) — aкадемик архитектуры, главный архитектор города Ялты, автор проекта Ливадийского дворца.

29 ноября 1864 года Николай был крещён во Введенской церкви Новинского монастыря.

В 1876 году, в 12 лет, Николай стал учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Предполагают, что помог ему в этом либо С. М. Третьяков, либо П. И. Губонин. Курс архитектуры вели московские зодчие М. Быковский и П. Зыков и другие. В Московского училища живописи, ваяния и зодчества проучился 10 лет. В 1882 году Н.Краснов оканчивает курс наук и переходит в старший проектный класс. В отделении «Зодчества» изучали 30 специальных дисциплин и проходили обширный курс общеобразовательных предметов.

За первый свой проект «Несгораемый театр» он в 1883 году был награждён Московским художественным обществом Малой серебряной медалью. Эта награда позволяла освободить Н. Краснова от уплаты за обучение, которая составляла 30 рублей в год. В это время он жил вместе с матерью в Москве в достаточно бедных условиях.

В конкурсе на Большую серебряную медаль, проект «Великокняжеский загородный дом» будущий строитель дворцов в Ялте потерпел неудачу по причине «неясностей исполнения».

В 1885 году он получает Большую серебряную медаль за проект «Гимназия». Это награда позволяла получить звания «классного художника 3-й степени, право самостоятельной работы в составлении проектов и строительстве зданий», а также получения личного почетного гражданства, если художник принадлежит к высшему сословию, а если не принадлежит, то получить по прошествии 10 лет за отличия в профессиональной деятельности.

В октябре 1885 года закончил училище. В 1911 году, был пожалован званием Архитектора Высочайшего Двора, чином статского советника. В 1913 году получил звание академика архитектуры.

Скончался 8 декабря 1939 года в Белграде.

Похоронен в русском секторе белградского Нового кладбища. Могила архитектора находится возле памятника императору Николаю II, бывшему заказчику его архитектурных произведений.

С 1887 по 1899 годы — главный архитектор Ялты.

В 1887 году переезжает в Ялту, 31 октября 1887 года Городская Дума утвердила прошение Николая Краснова в должности городского архитектора с правами государственной службы, окладом 900 рублей в год.

Назначен на должность в 24 года. В должности он проработал 12 лет, с 1889 по 1911 годы занимался частной практикой.

На молодого архитектора легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты как общероссийского города-курорта.

Архитектор Николай Краснов начинает свою работу с расширения набережной, которая к 1913 году стала главной улицей Ялты. В 1889 году он приступил к разработке нового плана развития города. Под его опекой сооружены — городская канализация, осуществлена прокладка новых улиц, переименование старых. Он лимитировал ширину улиц и высоту зданий, устранил хаотичность застройки в городе, построил гимназию, детскую больницу, благоустроил Пушкинский бульвар, укрепили берега реки Учан-Су подпорной стенкой и каменным парапетом, через речку построили два железобетонных моста, реконструировался порт.

В лично составленном Красновым в 1913 году для Санкт-Петербургской Академии художеств списке работ, исполненных по собственным проектам, Краснов указывает свыше 60 значительных построек в Крыму, большая часть которых — дворцы, виллы, особняки.

Отдельные здания и ансамбли

Будучи главным архитектором Ялты, участвует в постройке:

  • ялтинский собор Александра Невского в псевдорусском стиле, по проекту архитектора Л. И. Шаповалова — куратор постройки, автор интерьеров и иконостаса;

  • церковь святой Нины в Ялте;

  • проект реставрации Бахчисарайского дворца;

  • собственный особняк (1903 год) на Николаевской улице в Ялте;

  • особняк кн. Н. А. Барятинской в её имении «Сельбилляр» (ныне санаторий им. Кирова) и созданный единый усадебный комплекс — двухэтажный дом в стиле итальянского Ренессанса на 14 комнат с двумя флигелями, парк, плодовый сад с виноградником, хозяйственные постройки (строительство с 1892 по 1894 годы);

  • дворец «Дюльбер» в Мисхоре в мавританском стиле для великого князя Петра Николаевича, двоюродного дяди Николая II;

  • дача Я. П. Семенова в Симеизе в стиле английского модерна;

  • вилла «Ксения» В. А. Чуйкевич в стиле так называемого северного модерна;

  • дом купца Е. О. Майтопа на Пушкинском бульваре в Ялте, в духе «венского сецессиона»;

  • дом учителя И. Н. Загордана на Дворянской улице в Ялте, в духе венского «сецессиона»;

  • костел в готическом стиле (затем в нем размещался краеведческий музей, ныне возвращен прихожанам);

  • дворец в имении Харакс (санаторий «Днепр») в стиле швейцарского шале (тип сельского дома), строился с1905 по 1907 годы;

  • Юсуповский дворец в Кореизе;

  • охотничий дом князя Юсупова в селе Коккоз (ныне Соколиное), построен в (1910 году);

  • дача «Мурад-Авур» Н. Н. Комстадиуса в Мисхоре;

  • закончил строительство здания банка Общества взаимного кредита в Симферополе (1914—1915);

  • вилла «Виктория» С. Крыма в Феодосии (1914—1915);

  • дача Н.С. Свиягина в Симеизе (1914—1915);

  • санаторий имени Императрицы Александры Федоровны «для выздоравливающих и переутомленных» в удельном имении Массандра, построен в 1915—1916 годах. За это здание 9 февраля 1917 года архитектор был удостоен титула действительного статского советника.

  • Кичкине «Малютка»

    Поместье Кичкине получило такое название из-за своих небольшых размеров, в переводе с татарского «кичкинэ», означает «малютка». Именно на границе Гаспры и Ливадии, из-за близости моря и густо растущего можжевельника, в воздухе содержатся полезные ионы йода и фитонциды.

    Благодаря этому лечебному воздуху, еще в 19 веке царская семья начала обустраивать здесь свои имения. «Кичкине» был построен в 1913 году ялтинским архитектором Н.Г. Тарасовым, для великого князя Дмитрия Константиновича Романова, внука императора Николая I.

    Он был построен в местечке Курпаты, сразу за Ореандой, на высоком обрывистом берегу моря. Действительно, крошечный дворец в мавританском стиле, с башенками, минаретом и арабской вязью над входом.

    Именно здесь, в поместье Кичкине, сразу после завершения строительства, поселилась молодая и невероятно счастливая семья: племянница Дмитрия Константиновича Татьяна с мужем, грузинским князем Константином Александровичем Багратионом-Мухранским и маленьким сыном Теймуразом.

    Их жизнь в «Кичкине» – это история невероятно нежной и преданной любви, преодолевшей все каноны Императорской семьи. Сам же великий князь Дмитрий Константинович провел в «Кичкинэ» с племянницей и ее детьми декабрь 1916 и январь 1917 годов.

    А в начале 1921 имение перешло во владение известного военного деятеля дореволюционной России — великого князя Николая Николаевича-младшего. Дальше имение пережило бедствия многочисленных революций и две мировые войны.

    Вход во дворец Кичкине находится со стороны нижней Алупкинской дороги. Территория усадьбы поделена на две части: юго-западная – парковая зона с многочисленными дорожками и посадками субтропических растений, северо-восточная – дворец с парадным двориком.

    Парковая зона была основана специалистом из Никитского ботанического сада Г. Клаиди. На сегодняшний день на территории имения реконструирован музей «Летняя резиденция Князя Романова» и расположился отель «Кичкинэ».

    Дворец, как и тогда, окружен живописным старинным парком, а к морю ведет лестница, вырубленная в скале, на которой для отдыха обустроены три бесетки-грота.

    С моря он смотрится как стилизованный корабль: минарет напоминает грот-мачту, купола и башенки – паруса, зубчатая балюстрада.

    Сан. Горный

    Санаторий "Горный" находится в 8 км от Ялты в курортном поселке Ливадия, Крым, на высоте 100 м над уровнем моря.
    Курортный поселок Ливадия расположился в зелени восточного горного склона Могаби в трех километрах от Ялты.

    Cанатории "Горный" соседствует с санаторием "Курпаты" (отделение "Дружба"), располагаясь на склоне и утопая в зелени ливадийского побережья.

    В санатории "Горный" созданы благоприятные условия для отдыха в Ливадии,проживания и климатолечения в любое время года; этому содействует обилие хвойных деревьев и морской воздух.

    Территория санатория, общей площадью 17 га, представляет собой обширный парк с проложенными аллеями, дорожками и площадками, переходящий в лес со знаменитой Царской тропой, которая соединяет санаторий с Ливадийским дворцом.

    Санаторий был введен в эксплуатацию в 1963 году, а в 1979 году на базе санатория было развернуто отделение для реабилитации космонавтов после длительных полетов.

    «Летающая тарелка» Сан. Курпаты

    Международный пансионат «Дружба» на 400 мест в Ялте

    Необычность судьбы объекта, о котором пойдёт речь, состоит в том, что с годами интерес к нему стихийно начал расти, преодолев границы США и Европы, а сам объект оказался в другом государстве. Своим рождением он обязан неповторимой Крымской природе, Золотому пляжу и, главное, – морю.

    Предполагалось, что Международный пансионат «Дружба» станет местом совместного отдыха трудящихся Чехословакии и Советского Союза. Под строительство отвели участок, представляющий собой крутой склон горы, обращённый к морю; к тому же он характеризовался сейсмичностью в 9 баллов, разломом земной коры и наличием оползня. Соединение более сложных природных условий трудно себе представить.

    Для преодоления проблем сложного участка авторы (руководитель проекта заслуженный архитектор РФ И.Василевский, архитектор Ю.Стефанчук, главный конструктор заслуженный строитель РФ Н.Канчели) избрали острое решение, где вся нагрузка от здания сосредоточивалась и передавалась скале через три башенные опоры как наиболее устойчивую систему.

    Отрыв от земли объекта и определил его образ, ассоциирующийся с «летающей тарелкой». Двухчастное кольцо диаметром 76 метров, состоящее из жилых номеров, не опирается на опоры, поставленные внутрь кольца, а, касаясь, как бы скользит по ним, тем самым создавая иллюзию парения в пространстве, полёта. Коническая форма объекта продиктована рельефом местности.

    Композиционной основой пансионата «Дружба» является кристалл – многосветный остеклённый атриум, где в разных уровнях расположены помещения общественного назначения. «Капля» морской воды в виде висячей чаши плавательного бассейна, подвешенной к трём опорам, стала основанием атриума. Водопад плавательного бассейна с восходящими струями светомузыкального фонтана пронизывает, по замыслу авторов, центр атриума, превращаясь в его эмоциональный стержень. Зрители, находящиеся в фойе вокруг фонтана, оказываются благодаря многократному витражному отражению внутри светящейся, танцующей и поющей водной феерии. Ночью это состояние усиливается отражениями трёх хрустальных люстр, преображая атриум в кристалл, искрящийся светом. На этом строится метаморфоза (превращение) дневного восприятия общественного центра, просматриваемого со всех открытых террас и остеклённых уровней, в неузнаваемое ночное.

    На центральной террасе атриума размещена пластическая композиция «Пробуждение», выполненная в керамике. Её барочные колонны живописно возвышаются в зелени зимнего сада.

    Гостиничные номера вынесены на внешний кольцевой контур объекта и раскрыты на море. Между ними и остеклённым атриумом находятся световые открытые дворы, создающие выразительную многочастную композицию.

     

    Односторонний остеклённый коридор-галерея спального корпуса, кольцеобразно огибая опоры, расширяется по мере подъёма по этажам и используется для размещения кафе, бильярдной, тренажёрного зала. Венчает объект трёхчастный консольный ресторан.

     

    Вестибюль, завершая атриум, находится на крыше пятого этажа на уровне подъездной площади и главного входа в пансионат. Крыша превращена в видовую площадку с панорамным обзором на высоте 56 метров над уровнем моря, что в какой-то мере компенсирует отсутствие прогулочной зоны на крутом рельефе. Скоростные лифты, размещенные в трёх опорах, опускают людей из вестибюля на жилые этажи и берег моря.

    Принятое объёмно-пространственное решение позволило сохранить без изменения естественный рельеф склона и существующую растительность.

    Уникальность объекта заключается в соединении архитектурного и конструктивного решений, где все элементы здания – продольные и поперечные стены, перекрытия, перегородки – включены в работу, представляя собой единую монолитную сотовую конструкцию, в которой нет несомых и несущих элементов. Даже отопление и горячее водоснабжение впервые на всём объекте обеспечены необычным способом – за счёт использования тепловой энергии моря.

     

    Благодаря участию чешских строителей и поставок из ЧССР стекла и металлоконструкций удалось достичь высокого качества исполнения задуманного.

    Воплощение идеи пансионата «Дружба» происходило на моих глазах. Наша комната оказалась буквально завалена чертежами и кальками с вариантами решений. С момента начала строительства все его участники были охвачены азартом и желанием выполнить невозможное. А когда возвели опорные башни, и они вознеслись над побережьем, произошёл курьёз: турки испугались, решив, что мы строим ракетодром, и им пришлось даже давать официальный ответ.

     

    Печальные исторические события остановили дальнейшее проектирование и строительство в Крыму. Недостроенные объекты так и остались незавершёнными. Однако «Летающая тарелка» и сегодня принимает гостей со всего света. Взгляды проплывающих вдоль Крымского побережья, мимо «Ласточкиного гнезда», Золотого пляжа невольно останавливаются на парящем объекте, ставшем неотъемлемой частью горного ландшафта и моря, увы, другого государства.

     

    Примечания.

    Пансионат «Дружба» вошёл в антологию Европейской архитектуры конца ХХ века.

    Годы проектирования 1981 – 1984, годы строительства 1983 – 1985.

     

    Об авторе. Архитектор Игорь Александрович Василевский (21.03.1935 г.р.), заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат Государственной премии ЧССР.

    Среди его построек и проектов: Дом охотника «Шалаш», деревянная гостиница, в пос. Завидово; реконструкция усадьбы ХVIII в., двухуровневый партер, включающий медицинский корпус, санаторий на 680 мест – «Вороново» Моск. обл.; международный пансионат «Дружба» в Ялте; санаторий на 400 мест в Джермуке, Армения; спальный комплекс д. о. «Юность» МИД в Моск. обл.; проект туристического комплекса на 500 мест в Ялте - Мисхоре; питьевая галерея на 5 тыс. посещений в Ессентуках; Ледовый дворец Олимпиады-2002 в Адлере - Сочи; пансионат на 300 мест в Отрадном Моск. обл.; концепция лечебно-оздоровительного комплекса «Победа» в Сочи; реконструкция пятиэтажного жилого дома в Москве; вантовый «Мост-факел» с рестораном на опорах в Салехарде; Центр всесезонных видов спорта «Московские Альпы» в Москве; туристический комплекс на Куршской косе, Калининградская обл.

    Храм Святого Архистратига Михаила
    в п. Ореанда

    Храм во имя Святого Архистратига Михаила расположен в красочном и живописном месте Крыма у подножия горы Ай-Никола над посёлком Ореанда, рядом со старой дорогой ведущей на Севастополь. Церковь построена в 2006 году и находится в юрисдикции Симферопольской епархии РПЦ Московского патриархата.

    Само место выбрано не случайно. Имеются достоверные исторические сведения, что недалеко на горе существовал древний христианский монастырь, остатки которого нашли археологи. Идея возвести на этом месте святыню — православный храм во имя грозного Воеводы Небесных сил Архистратига Михаила принадлежит одной семей г.Ялты — семье Карашкевич.

    Благодаря их материальной поддержке, храм был построен за предельно короткие сроки — 1 год. Храм создан по архитектурному проекту В.Бондаренко, который трудился над многими значимыми проектами гражданского и промышленного строительства г. Ялты. Строительство храма производилось по благословению правящего архиерея, митрополита Симферопольского и Крымского, — Лазаря (Швеца) и при поддержке ялтинского благочиния в лице о. Адама (Дмитриенко). Внутренний интерьер (иконостас, иконы) разрабатывался артелью В. Гуменюка, который оставил художественный след во многих храмах Западной Украины.

    21 ноября 2006 года было совершено освещение храма Архистратига Божьего Михаила.

    Сегодня храм Архистратига Михаила действует как приходской храм. В нем совершаются регулярные богослужения, он развивается. Появилась пристройка, не вписывающаяся в архитектуру. Отреставрирована беседка на смотровой площадке, фигурки в честь первых энтузиастов, которые открыли гору Ай-Никола для скалолазания расположенные чуть ниже беседки (во времена СССР гора была одним из основных мест тренировок скалолазов), рядом со смотровой площадкой ведется строительство.

    Особенности

    Горы, расположенные вокруг церкви, создают необычную акустику. Это используют священники для трансляции пения мужского церковного хора. Многократно отражаясь от скал, пение хора приобретает монументальное звучание, которое можно достичь лишь в специальных концертных залах. Хор слышен далеко вокруг и особенно завораживает, гуляя по Царской тропе (кроме понедельника — выходной).

    Ай-Нико́ла — куполообразная гора-отторженец, юго-восточный отрог горы Могаби у западной окраины посёлка Ореанда. Сложена из верхнеюрских известняков. Высота — 389 метров над уровнем моря. Как и у большинства отторженцев, северный склон Ай-Николы лесистый и пологий, а южный представляет собой крутую (до 70-80°) скалистую стену с цепляющимися за неё редкими растениями. Название в переводе с греческого означает Святой Николай.

    Растительный мир Ай-Николы очень разнообразен. На нижнем ярусе горы встречаются вечнозеленые кустики редкого растения — пираканты красной, чьи колючие наклонные ветви в конце лета украшают гроздья мелких алых ягод. Средний ярус покрыт густым смешанным лесом, где вместе с крымской сосной, пушистым и скальным дубом, кизилом растут клён полевой, грабинник, калина, вечнозеленые кустарники иглица и жасмин. В верхнем ярусе горы растут реликтовые растения — можжевельник высокий и земляничника мелкоплодного, чья популяция на горе является одной из крупнейших в Крыму (около 350 взрослых плодоносящих деревьев, среди которых нередки экземпляры с толщиной ствола свыше 50-80 см, также произрастает много подрастающих ростков). На западном «плече» отторженца на высоте 320 метров растет один из старейших земляничников Южнобережья Крыма: экземпляр с толщиной ствола до 4-х метров, от которого отходят десять больших и малых ветвей, каждая из которых по виду самостоятельное дерево. Дереву более 1000 лет, но оно по-прежнему растёт и плодоносит. В 2001 году на горе случился лесной пожар, но дерево не пострадало.

    Гора Ай-Никола — памятник природы с 1969 года (с 1973 года в составе Ялтинского горно-лесного заповедника). На вершину горы Ай-Никола ведет прогулочная тропа, проложенная в 50-х годах XX века выдающимся советским физиком-ядерщиком Игорем Васильевичем Курчатовым, который часто отдыхал в санатории «Нижняя Ореанда». Тропа Курчатова начинается у подножия Ай-Николы неподалеку от ротонды с колоннами, украшающей старое Севастопольское шоссе, и ведет на вершину горы. Недалеко от неё на скале укреплена памятная доска с барельефом и словами ученого: «Горные прогулки — это вдохновение для творческой работы, которое я всегда испытывал, поднимаясь к вершине Ай-Николы»[3].

    В1972 году на вершине горы была найдена казачья веха, поставленная в честь казаков XVII века. Она представляла собой кованый двухметровый железный крест с вмурованной в его основание свинцовой плиткой (пробитой в нескольких местах пулями), на которой сохранилась надпись «Казачья веха, исторический памятник XVII века…». Когда и кем она была поставлена, осталось неизвестным. 16 марта 2002 года веха была восстановлена силами ялтинского казачества и освящена митрополитом Лазарем.

    В 2006 году у подножия горы Ай-Никола был построен храм Святого Архистратига Михаила. На горе также расположено несколько скалолазных маршрутов .

    В окрестностях горы Ай-Николы находится один из известных таврских могильников — так называемый Ореандовский могильник. Каменные ящики могильника находятся на возвышенности со стороны склона горы Ай-Никола, лежащего в сторону Ялты. Сохранилось около 20 каменных ящиков, одни находятся в удовлетворительной сохранности, другие почти полностью разрушены.

    Кресто́вая, также известна как Урья́нда-Иса́р — гора на Южном берегу Крымского полуострова. Расположена в Ореанде (Большая Ялта).

    Высота над уровнем моря — 204 м.

    С 1965 года комплексный памятник природы. Площадь памятника — 7 га.

    Гора является отторженцем, отколовшимся от Главной гряды Крымских гор. Сложена верхнеюрскими известняками. Для неё характерны заросли земляничника. На склонах горы растёт можжевелово-фисташковый лес с 500—700-летними деревьями.

    Вершина куполообразная со множеством утёсов. В древности на вершине располагалось таврское поселение, от которого до наших дней сохранились остатки могильника.

    Во время своего первого приезда в Ореанду 30 сентября 1837 года российская императрица Александра Фёдоровна вместе с графом Михаилом и графиней Елизаветой Воронцовыми поднялись на вершину горы Урьянда и установили там деревянный крест, с тех пор скалу стали называть Крестовой. Со временем крест заменили на чугунный со специальными отверстиями для иллюминации. А название скалы распространилось и на всю гору.

    В 1955 году на Крестовой состоялся первый чемпионат СССР по скалолазанию.
    Пушкин

    Отдельного внимания стоит памятник-лицо Пушкина на Солнечной тропе ,которое выбил в камне неизвестный скульптор вдохновленный стихами Пушкина написанными в Крыму,по легенде блягодаря стихам Александра Серегеевича Пушкина скульптор вдохновившись сотворил прекрасную статую и был приглашен в царские именния дабы продолжить свою работу.
    Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик. Член Российской академии (1833).

    Большинство биографов и библиографов Пушкина говорят о нём как великом или величайшем русском поэте, как о создателе новой русской литературы, в своем творчестве утвердившем нормы современного русского литературного языка. Его произведения признаются эталоном языка, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии. В 1820 году посещает Крым, проведенные здесь дни оставили заметный след в творческой биографии поэта.

    Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Его перевели из столицы на юг, а по сути сослали, за вольнолюбивые стихи в Екатеринослав (Днепропетровск) в распоряжение генерал-лейтенанта И. Н. Инзова, главного попечителя колонистов южного края. Заболев лихорадкой в конце мая 1820 года был отпущен без колебаний своим гуманным начальником на Кавказ и в Крым с семьей генерала Н.Н.Раевского (с сыном Николаем и двумя младшими дочерьми Марией и Софьей).

    Первые крымские города, увиденные Пушкиным, Керчь и Феодосия, не произвели на поэта ярких впечатлений, но здесь он задумался о судьбеКрыма, о его значении для истории.