• Название:

    Кто из шиитских учёных считал Коран изменённым


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Канонический редактор: Абу Нуайм Аль-Хупри Автор «Абу Умар ас-Сахаби»Книга Кто из шиитских учёных считал Коран изменённым Цунта | Даруль-Хупри

1437 х | 2016 г

© Издательский дом «Даруль-Хупри»

© Исламский Сайт: Даруль фикр.ру Сказал Али ибн Ибрахим аль-Кумми (260-329 г.х./ 874-941 г.м.):

ولكن الظاهر من كلمات غيرهم من العلماء والمحدثين المتقدمين منهم والمتأخرين القول بالنقيصة كالكليني والبرقي، والعياشي والنعماني، وفرات بن إبراهيم، وأحمد بن أبي طالب الطبرسي صاحب الاحتجاج والمجلسي، والسيد الجزائري، والحر العاملي، والعلامة الفتوني، والسيد البحراني وقد تمسكوا في اثبات مذهبهم بالآيات والروايات التي لا يمكن الاغماض عنها. والذي يهون الخطب ان التحريف اللازم على قولهم يسير جدا مخصوص بآيات الولاية...

"И очевидны из слов других ученных и мухаддисов, первых и последних, порочные слова (проверить перевод!), таких как аль-Кулейни (329 г. х./ 941 г. м.) и Аль-Баркъи (ум. 220 г.х./835 г.м.), Аль-'Аяши и Ан-Ну'мани, Фураат бин Ибрахим, Ахмад бин Аби Толиб Табраси автор работы "Аргументирование", и Маджлиси (примерно 1037-1110 г.х./1616-1699 г.м.), и Саййид Джазааир, и Хурр аль-'Амили (1033-1104 г. х./ 1624-1693 г.м), Аль-'Алляма Аль-Фатууни, Саййид Аль-Бахраани. Они взялись в доказательстве своего мазхаба за аяты и риваяты, на которые не возможно закрыть глаза и то, что облегчает в этом, это то что нужное искажение по их словам довольно незначительное и относится к аятам о Вилаййя."

(Тафсир аль-Кумми, 1/24-25)

Примечание: надо сказать, что я нахожусь в большом недоумении относительно того, как Кумми в своём труде мог указывать на воззрения живших уже после него Маджлиси, Джазири, Амили...

Сказал Мухаммад Бакир аль-Маджлиси (примерно 1037-1110 г.х./1616-1699 г.м.):

و اختلف أصحابنا في ذلك، فذهب الصدوق ابن بابويه و جماعة إلى أن القرآن لم يتغير عما أنزل و لم ينقص منه شي‏ء، و ذهب الكليني و الشيخ المفيد قدس الله روحهما و جماعة إلى أن جميع القرآن عند الأئمة عليهم السلام، و ما في المصاحف بعضه، و جمع أمير المؤمنين صلوات الله عليه كما أنزل بعد الرسول صلى الله عليه و آله و سلم و أخرج إلى الصحابة المنافقين فلم يقبلوا منه

“И наши компаньоны разногласили по поводу искажения Корана. Ас-Садук ибн Бабавейх аль-Кумми и группа учёных придерживались мнения, что Коран находится в той же форме, в которой он был ниспослан, ничего не изменено в нём или удалено из него. И Кулейни (329 г. х./ 941 г. м.) с Шейхом Муфидом и группой учёных пришли к мнению, что собранный Коран находится с имамами, а аяты в (имеющемся) мусхафе (Коране) это лишь часть из них. И повелитель верующих (Али, мир ему) собрал Коран таким, как он был ниспослан после смерти пророка (да благословит его Аллах и его семейство) и принес его сподвижникам-лицемерам, которые не приняли его (Коран) от него.."

["Миратуль укуль" 3/30]

Сказал Абу аль-Хасан аль-Амили:

اعلم أن الذي يظهر من ثقة الإسلام محمد بن يعقوب الكليني طاب ثراه أنه كان يعتقد التحريف والنقصان في القرآن لأنه روى روايات كثيرة في هذا المعنى في كتاب الكافي الذي صرح في أوله بأنه كان يثق فيما رواه فيه ولم يتعرض لقدح فيها ولا ذكر معارض لها، وكذلك شيخه علي بن إبراهيم القمي ره فإن تفسيره مملوء منه وله غلو فيه . . .

"Знай, что очевидно из слов СикатульИслама Мухаммада ибн Якуба аль-Куляйни (329 г. х./ 941 г. м.), что он верил в искажения и упущения в Коране. Потому что он привел множество преданий с этим смыслом (искаженность Корана) в своей книге "аль-Кафи". В начале своей книги он выразил свою убежденность в тех хадисах, которые он привел, он никак не порицал их (эти предания) и нету никакого упоминания о том, что кто-то их порицал. Тем же самым путем шел его шейх Али ибн Ибрахим аль-Кумми (260-329 г.х./ 874-941 г.м.) и у него чрезмерство в этом....

ولقد قال بهذا القول أيضاً ووافق القمي والكليني ره جماعة من أصحابنا المفسرين كالعياشي والنعماني وفرات بن إبراهيم وغيرهم، وهو مذهب أكثر محققي محدثي المتأخرين، وقول الشيخ الأجل أحمد بن أبي طالب الطبرسي كما ينادي به كتابه الاحتجاج وقد نصره شيخنا العلامة باقر علوم أهل البيت عليه السلام وخادم أخبارهم عليه السلام في كتابه بحار الأنوار، وبسط الكلام فيه ما لا مزيد عليه.وعندي في وضوح صحة ذا القول بعد تتبع الأخبار وتفحص الآثار بحيث يمكن الحكم بكونه من ضروريات مذهب التشيع وإنه من أكبر مفاسد غصب الخلافة فتدبر حتى تعلم توهم الصدوق ره في هذا المقام . أنتهى

так же из тех, кто говорил согласно этому и согласился с аль-Кулейни (329 г. х./ 941 г. м.) и аль-Кумми (260-329 г.х./ 874-941 г.м.), да смилуется над ними Аллах , есть группа наших ученых в области Тафсира, такие как аль-Аяши, Нуъмани, Фурат ибн Ибрахим (аль-Куфи) и другие, и это известно как Мазхаб Большинства поздних Мухаккыков Мухаддисов; так же это слово величайшего ученого Ахмада ибн Аби Талиба ат-Табраси, как заявил он в книге "Ихтиджадж" и поддержал его наш шейх, Великий ученый, Хранитель Знаний Ахль-уль-Бейт, мир им, и Служитель их преданий (т.е. аль-Маджлиси), в своей книге "Бихар уль Ануар", и он всесторонне разъяснил этот вопрос и мы не хотим добавлять ничего к его словам. И мое мнение в очевидности достоверности этих слов, после изучения преданий и исследования асаров, состоит в том, что они позволяют постановить наличие этого (убавления в Коране), и что это является одной из необходимостей в Мазхабе Шиитов а также является результатом большого зла, которое явило узурпация Халифата (*). Так исследуй же этот вопрос с мудростью и ты узнаешь, что шейх Садук (который отрицал убавление в Коране) лишь имел иллюзии в этом вопросе"

[Источник: Мукаддимат Тафсир аль-Бурхан Мираат аль-Ануар уа Мишкат ас-Асрар, "Великого аятолы" АбульХасана аль-Амили. Издательство "аль-Аъамили" Бейрут, Ливан. Второе издание, страницы 83 и 84]

(*) Примечание: подчёргнутые слова приводятся в книге аль-Амали (скорее всего это другой, не Абу аль-Хасан):

1 - أبو الحسن العاملي: إذ قال: وعندي في وضوح صحة هذا القول (تحريف القرآن وتغييره) بعد تتبع الأخبار وتفحص الآثار، بحيث يمكن الحكم بكونه من ضروريات مذهب التشيع وإنه من أكبر مقاصد غصب الخلافة (المقدمة الثانية الفصل الرابع لتفسير مرآة الأنوار ومشكاة الأسرار وطبعت كمقدمة لتفسير (البرهان للبحراني).

["аль-Интисар" 3/342]

Сказал Фейз Кашани (ум. в 1091 г. хиджры):

واما اعتقاد مشايخنا « ره » في ذلك فالظاهر من ثقة الاسلام محمد بن يعقوب الكليني طاب ثراه أنه كان يعتقد التحريف والنقصان في القرآن لأنه كان روى روايات في هذا المعنى في كتابه الكافي ولم يتعرض لقدح فيها مع أنه ذكر في أول الكتاب أنه كان يثق بما رواه فيه وكذلك استاذه علي بن إبراهيم القمي ( ره ) فان تفسيره مملوّ منه وله غلو فيه ، وكذلك الشيخ أحمد بن أبي طالب الطبرسي رضي الله عنه فانه أيضا نسج على منوالهما في كتاب الاحتجاج

"Что касается убеждений наших шейхов (да будет доволен ими Аллах) на эту тему, то, что очевидно от Сикатуль-Ислама Мухаммада бин Якуба аль-Кулайни (329 г. х./ 941 г. м.), что он был убеждён в искажении и упущения в Кур'ане, потому что он привел предания на эту тему в своей книге "аль-Кафи" без критики их, кроме того он отметил в начале своей книги, что он верит во всё, что он привел; и также его учитель Али бин Ибрахим аль-Кумми (да будет доволен им Аллах) чей тафсир полон этим (хадисами о тахрифе) и он излишествовал в этом; и также шейх Ахмад бин Талиб аль-Табрасси, да будет доволен им Аллах, который всецело последовал за ними двумя (в этом вопросе) в своей книге аль-Ихтиджадж»

(«Тафсир ас-Сафи», 1/52)

Также Фейз Кашани говорил:

أقول : المستفاد من جميع هذه الأخبار وغيرها من الروايات من طريق أهل البيت عليهم السلام إن القرآن الذي بين أظهرنا ليس بتمامه كما انزل على محمد صلى الله عليه وآله وسلم بل منه ما هو خلاف ما أنز الله ومنه ما هو مغير ومحرف وإنه قد حذف عنه أشياء كثيرة منها اسم علي عليه السلام في كثير من المواضع ومنها غير ذلك وأنه ليس أيضا على الترتيب المرضي عند الله وعند رسوله صلى الله عليه وآله وسلم .

وبه قال علي بن إبراهيم

"Я скажу: Очевидно из всех этих преданий, а так же из других передач (риваятов) от ахлю ль бейт, что существующий Коран не является полным Кораном, который был ниспослан Пророку, да благословит Аллах его и его семейство. Фактически, в нем есть аяты, которые противоречат тому, что было ниспослано; аяты, которые были искажены; и места, где были сделаны упущения. Такие, как (удаление) имени Али (алейхи салям) во многих случаях, и другие (упущения), помимо этого.

А так же порядок расположения (аятов) в нем (имеющемся Коране) не соответствует порядку Корана, принятому Аллахом и Его посланником, да благословит Аллах его и его семейство.

И Али ибн Ибрахим аль Кумми так же говорил согласно этому..."

("Тафсир ас-Сафи" 1/49)

Также относительно слов Всевышнего Аллаха:

لَٰكِنِ اللَّهُ يَشْهَدُ بِمَاأَ نْزَلَ إِلَيْكَ ۖ أَنْزَلَهُ بِعِلْمِهِ ۖ وَالْمَلَائِكَةُ يَشْهَدُونَ ۚ وَكَفَىٰ بِاللَّهِ شَهِيدًا

[4:166] Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это со Своим знанием. Ангелы также приносят свидетельство, но довольно того, что Аллах является Свидетелем.

Фейз Кашани привёл следующее:

القمّي عن الصادق عليه السلام انما أنزلت لكن الله يشهد بما أنزل إليك في علي في الآية

От Джафара ас-Садика (мир ему): Было ниспослано: "Но Аллах свидетельствует о том, что вам было ниспослано об Али в аяте".

["Тафсир ас-Сафи", комментарий к 166 аяту суры ан-Ниса/Женщины]

Сказал Всевышний Аллах:

وَإِذَا قِيلَ لَهُم مَّاذَآ أَنزَلَ رَبُّكُمۡ‌ ۙ قَالُوٓاْ أَسَـٰطِيرُ ٱلۡأَوَّلِينَ ﴿٢٤﴾

16: 24. Когда им говорят: «Что ниспослал вам Господь?». - они говорят: «Это - легенды древних народов!».

А что говорят шииты?

Приводит Фират бин Ибрагим Аль-Куфи (ум. 352 г.х.):

حدثنا محمد بن القاسم [ بن عبيد.أ، ب.قال: حدثنا الحسن بن جعفر قال: حدثنا أبوموسى المشرقاني قال: حدثنا عبدالله بن عبيد عن علي بن سعيد.ش ]: عن أبي حمزة الثمالي [ عن جعفر الصادق عليه السلام.أ، ر ] قال: قرأ جبرئيل [ عليه السلام.ب، ر ] على محمد صلى الله عليه وآله [ هذه الآية.أ، ش، ر ] هكذا: (وإذا قيل لهم ماذا أنزل ربكم) في علي (قالوا: أساطير الاولين).

"Передается от Мухаммада ибн Касима ибн Убайда, который сказал: "Передал мне Хасан ибн Джафар, от Абу Мусы Машруджани, от АбдуЛлаха ибн Убайда, от Али ибн Саида, от Абу Хамза ат-Тумали, от Джафара ас-Садика (мир ему), который сказал:" Джабраил читал Мухаммаду (алейхи соляту уа салям) [этот аят] вот так: "Когда им говорят: Что ниспослал вам Господь /об Али/? — они говорят: Это — легенды древних народов."

["Тафсир аль-Куфи", 1/234]

Приводит Айаши (ум. 320 г.х.)

18 - عن جابر عن أبي جعفر عليه السلام في قوله: (وإذا قيل لهم ماذا أنزل ربكم في علي قالوا أساطير الأولين)

От Джабира, от Абу Джа'фара, мир ему: "Что ниспослал вам Господь об Али — они говорят: Это — легенды древних народов"

["Тафсир Айаши", 2/257]

Также Айаши привёл следующее:

71 - وقال جابر: قال أبو جعفر: نزلت هذه الآية على محمد صلى الله عليه وآله هكذا والله " وإذا قيل لهم ماذا انزل ربكم في علي " يعنى بنى أمية " قالوا نؤمن بما انزل علينا " يعنى في قلوبهم بما انزل الله عليه " ويكفرون بما وراءه " بما انزل الله في علي " وهو الحق مصدقا لما معهم " يعنى عليا

Передал Джабир, от Абу Джаъфара (Мухаммад Бакира) сказавшего: "Этот аят был ниспослан Мухаммаду следующим образом "И когда им говорят - что же ниспослал Аллаха касательно Али" т.е. когда говорят омеядам, "они отвечают: мы верим в то, что было ниспослано нам", т.е. в своих сердцах касательно того, что ниспослано ему (Али), "и они отвергают то, что явилось впоследствии", тут имеется ввиду - отвергают то, что ниспослано касательно Али, "хотя это является истиной, подтверждающей то, что есть с ними", т.е. подтверждающая Али."

["Тафсир Айаши", 1/51]

Почему концепция искажённости Корана не была популяризирована?

Говорит известный шиитский муфассир (толкователь Корана), Табраси (ум. в 620 г. хиджры):

ولو شرحت لك كلما أسقط وحرف وبدل مما يجري هذا المجرى لطال، وظهر ما يحظر التقية إظهاره من مناقب الأولياء ومثالب الأعداء

«Если б я мог бы объяснить вам все, что было опущено, изменено и подменено в Коране, это было бы очень длинным; и правило такыйи (сокрытия) запрещает подобное раскрытие»

[Аль-Ихтиядж, 1/377-378]

Говорит аль-Мирза Хабибулла аль-Хои (ум. в 1324 г.х.):

لأنا نقول : إنّ الأئمة عليهم السّلام إنّما أمرونا بالرّجوع إلى هذا الكتاب الموجود بأيدينا مع ما هو عليه من التّحريف و النّقصان لأجل التقية و الخوف على أنفسهم و شيعتهم

"...Я скажу: воистину, имамы (мир им) приказали вернуться к этой Книге, которая находится в наших руках, вместе с его "тахрифом" (искажением) и упущением из-за такийи, по причине страха за самих себя и своих шиитов."

["Минхадж уль бараа фи шархиль Нахдж уль Балага" 2/206]

Почему Коран не был "исправлен" имамами?

Говорит аль-Мирза Хабибулла аль-Хои (ум. в 1324 г.х.):

فان قلت : سلّمنا وجود التّحريف فيه فلم لم يصحّحه أمير المؤمنين عليه السّلام حيثما جلس على سرير الخلافة مع أنّه لم يكن منه مانع يومئذ

قلت : إنّه عليه السّلام لم يتمكن منه لوجود التقية المانعة من حيث كونه مستلزما للتشنيع على من سبقه كما لم يتمكن من إبطال صلاة الضحى ، و من إجراء متعتي الحجّ و النّساء ، و من عزل شريح عن القضاوة ، و معاوية عن الامارة ...

Если ты скажешь:"Мы согласны с тобой в том, что он (Коран) искажён, но тогда почему Повелитель Правоверных (Али, мир ему) не исправил это, когда стал халифом и никто не мог ему мешать?"

Я говорю:"Он (мир ему) не сделал этого по причине Такиййи, которая удерживала его, считая необходимым опорочить тех, кто был до него (первых трех халифов), также как он не мог отменить молитву "Духа" и не мог практиковать "Хадж таматту" и временный брак с женщинами. Он не был в состоянии ни устранить "Шуру" (Совет) от позиции судьи, ни Муавию от позиции Амира..."

[...]

قلت : السّر في عدم إظهارهم عليهم السلام له وجوه كثيرة :

Я говорю: Причина того, почему они (Имамы), мир им, не выявили (истинный Коран) основывается на многих пунктах.

منها أنّه لو أظهر ذلك الكتاب مع بقاء هذا الكتاب المحرّف لوقع الاختلاف بين النّاس و يكون ذلك سببا لرجوع النّاس إلى كفرهم الأصلي و أعقابهم القهقرى

Из них: Если бы эта Книга была выявлена, пока эта искажённая книга присутствовала (на то время),то возникло бы много разногласий между людьми и они могли бы вернуться к своему предыдущему положению Куфра (неверия).

و منها أنّ شوكة النّفاق يومئذ كان أكثر فلو أظهروه لأحدث المنافقون فيه مثل ما أحدثه رئيسهم قبلهم

И из них: Лицемеры были сильно господствовающими на тот момент. Поэтому, если бы они выявили это (истинный Коран), тогда бы лицемеры изменили его (Коран) подобно тому, как их руководители сделали это до них.

و منها أنّه مع إظهاره أيضا لا يكون له رواج ، لمكان شهرة ذلك المحرّف إلى غير هذه من الأسرار التي تستفاد من الأخبار . و كيف كان فقد ظهر و تحقّق ممّا ذكرنا كله أنّ حدوث التّحريف و النّقصان في القرآن ممّا لا غبار عليه

Из них: Если бы он (неискаженный Коран) был обнародован, он не получил бы распространение из за распространенности искаженной версии (Корана), и этому так же много еще причин.

И не имеет значения какова причина, это - очевидно и доказывается всем, что мы заявили, что нет никакого разногласия, в действительности, что Коран искажён посредством удалений (аятов или слов).

["Минхадж аль Бараа ви Шарх Нахдж уль Балага", 2/219-221]

Искажение, зачастую, подразумевает не добавдение чего то к тексту, но удаление из него определённых слов и фраз

Говорит аль-Мирза Хабибулла аль-Хои (ум. в 1324 г.х.):

و أمّا الزّيادة ففيها تردّد و الأقوى العدم إذ الدّليل عليها ليس إلاّ عدّة روايات و هي لا تقاوم الاجماعات التي ادّعاها الشّيخ و الصّدوق و الطبرسي و المحقّق الكاظمي

Что же касается высказываний об искажении посредством добавлений,то это не является сильным мнением,и это основывается только на немногих преданиях, которые не могут противоречить единогласному мнению установленному аль-Шейхом, ас-Садуком,ат-Табарси и аль-Мухаккиком аль-Казыми"

["Минхадж аль Бараа ви Шарх Нахдж уль Балага", 2/219-221]

Говорит известный шиитский толкователь Корана Мухаммад Хусейн Табатабаи (1321- 1402 г.х./ 1904-1982 г.м.)

وبالجملة الذى تدل عليه هذه الروايات هي اولا ان الموجود فيما بين الدفتين من القرآن هو كلام الله تعالى فلم يزد فيه شئ ولم يتغير منه شئ واما النقص فانها لا تفى بنفيه نفيا قطعيا

"В целом, что эти источники доказывают - так это то, что независимо от того, что находится между двумя обложками напечетанного Корана - это слово Аллаха. Ничего не было добавлено к нему и ничего не было примешано туда. Однако, они точно не доказывают, что какая-нибудь часть текста не пропала".

(«Тафсир аль-Мизан», 1/125)

И сказал далее:

وبالجملة الروايات السابقة كما ترى آحاد محفوفة بالقرائن القطعية نافية للتحريف بالزيادة والتغيير قطعا دون النقص الا ظنا ودعوى بعضهم التواتر من حيث الجهات الثلاث لا مستند لها

“В целом, вышеупомянутое повествование, как вы заметили, рассказывается людьми (а не отдельными передатчиками), которое усилено другими подтверждающими доказательствами, что определенно исключает любое искажение Коранического текста дополнением или вмешательством. Однако, нет подтверждающего доказательства на эти отдельные сообщения, что из текста ничего не исчезло. Следовательно, доктрина о том, что часть текста не была потеряна, просто не доказана. Утверждение теми, что Коранический текст был безупречно сохранен многочисленными рассказчиками по всем трем аспектам (то есть дополнение, вмешательство или удаление слов) не имеет под собой основы (авторитетных доказательств)”

[«Тафсир аль-Мизан», 1/126]

На этом, воздав хвалу Аллаху, завершаем