• Название:

    эссе педагог поэма


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Эссе «Педагогическая поэма»
Существует мнение, что методов воспитания существует ровно столько, сколько существует хороших педагогов. Жизнь и деятельность А.С. Макаренко – яркоеподтверждение этого тезиса. Его педагогический подход можно считать уникальным, и причин тому множество. Назовём лишь некоторые из них.
Во-первых, ему пришлось работать в исключительных условиях, и этоочень ярко показано в фильме «Педагогическая поэма». Колонисты во многом сами обеспечивали себя дровами, отчасти питанием, строили жилые помещения. Нужно было быть почти аскетом, чтобы в этих условияхнаходить силы для ежедневного педагогического подвига, совмещая его с хозяйственными делами и изучением специальной литературы.
Во-вторых, очевидно, что А.С. Макаренко и его соратники в буквальномсмысле ежедневно рисковали жизнью, ведь известно, что малолетние преступники – самый жестокий и опасный народ, способный на невиданные зверства. Совладать с таким коллективом – все равно чтодрессировать диких животных: без постоянной выдержки и внутренней силы в этой сфере и шагу не сделать. Специфика «объекта педагогического воздействия» многих бы поставила в тупик, но не гениального А.С. Макаренко, чей опыт в настоящее время изучается и за рубежом.
В-третьих, деятельность А.С. Макаренко не была его работой, но целиком составляла его жизнь. И это безусловный нравственный и педагогический подвиг. Действуя зачастую по наитию, через ошибки и поражения, педагог нащупал свой уникальный метод воздействия и взаимодействия и завоевал непререкаемый авторитет среди бывших уголовников и беспризорников, ставших колонистами-«горьковцами».
Какие же принципы лежат в основе педагогической системы А.С. Макаренко? Рамки нашей работы не позволяют детально последить за их становлением и подробно описать их, однако даже беглый обзор позволит составить общее представление об особенностях воспитательной работы в колонии имени М. Горького.
Сразу обращает на себя внимание поразительная способность А.С. Макаренко доверять человеку и верить в него. Не раз случалось, что его подводили, обманывали, но практически никогда он не вычеркивал человека из своей жизни. Такое сопоставление может показаться странным, но здесь проявляется глубоко христианский принцип, утверждающий возможность покаяния и нравственного воскресения падшего человека. Более того, в фильме есть своеобразная вариация истории блудного сына, когда воспитанник, покинув было колонию, возвращается к своему наставнику со слезами и становится его верным соратником, исполняя должность «инкассатора»-курьера (А.С. Макаренко поручает ему перевозку денег, вооружая личным наганом).
Именно доверие позволило бывшему преступнику и грубияну Задорову стать сначала командиром отряда, а затем студентом Технологического института. Этот же принцип лежит в основе системы самоуправления, на котором держится вся хозяйственная жизнь колонистов. А.С. Макаренко удалось внедрить в сознание подростков идею личной ответственности. Наказание неотвратимо» – об этом знал каждый его питомец. И в этом заключалась его полемика с кабинетными учеными, привыкшими к абстракциям, но не знавшими практической жизни и практической педагогики.
Если отвлечься от идеологических наслоений фильма и книги А.С. Макаренко, можно считать его подход в педагогике одним из самых значительных достижений отечественной педагогической мысли. Более того, педагог и воспитатель предложил, разработал и практически примени великолепную систему управления людьми, изучать которую следует и тем, кого называют современными менеджерами.
Принципы А.С. Макаренко основаны на высокой требовательности к человеку и вере в его высокое предназначение.