• Название:

    Можно ли описывать Аллаха движением


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Канонический редактор: "Абу Нуайм Аль-Хупри"

Автор: "Админ Сайта al-fatava.com"

Книга

"Можно ли описывать Аллаха движением". Цунта | Даруль-Хупри 1437 х | 2016 г

© Издательский дом «Даруль-Хупри»

© Исламский Сайт al-fatava.com بسم الله الرحمن الرحيم

Можно ли описывать Аллаха движением?

Нузуль, маджи’, итйан

Одной из тем необходимых для упоминания и разъяснения на сегодняшний день является тема о том, что Всевышнему Аллаху не присуще движение или какие-либо изменения/перемещения в пространстве. Из-за распространенных в наше время разных сомнений и невежественных толкований всякого рода студентами относительно этих вопросов, есть необходимость разобрать эти вопросы в свете понимания древних ученых. К примеру, можно ли описывать Всевышнего Аллаха беря захир некоторых хадисов и аятов нисхождением/нузуль, приходом/маджи’ в Судный День?

Одним словом рассмотрим, каковы же мнения ученых по поводу приписывания Всевышнему Аллаху движения, перемещения в пространстве и т.д. Имам Ахлю Сунны Абуль Хасан Аль Ашъари (260-324 х/874-936 м), рахимахуЛлах, в своей книге «Рисалятун иля Ахлис Сагър» написанной, как ответ на вопросы ученых Бабуль Абваба (современный Дербент), и в которой представлены мнения саляфов, говорит:

وأجمَعوا على أنّه عز وجل يجيءُ يومَ القيامة والملك صفاً صفاً لعرْض الأُمَم وحسابِها وعقابِها وثوابِها ، فيغفِر لمن يشاء مِن المُذنِبين ، ويعذِّب منهم مَن يشاء كما قال

وليس مجيئُه حركةً ولا زوالاً ، وإنما يكون المجيء حركةً وزوالاً إذا كان الجائي جسماً أو جَوْهراً ، فإذا ثبَت أنّه عز وجل ليس بجسمٍ ولا جَوْهر لم يجِب أنْ يكونَ مجيئُه نُقلةً أو حرَكةً

ألا ترى أنّهم لا يريدون بقولهم : "جاءتْ زيداً الحُمّى " أنها تنقّلت إليه ، أو تحرّكت مِن مكان كانت فيه إذ لم تكن جسماً ولا جوهراً ، وإنما مجيئها إليه وجودها به

وأنه عز وجل ينزِل إلى السّماء الدّنيا كما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم ، وليس نزوله نُقلة ، لأنه ليس بجِسم ولا جَوْهر , وقد نزَّل الوحيَ عند مَن خالفَنا

«(Саляфы) единогласно сошлись в том, что Аллах, азза ва джалля, придет в Судный день, и ангелы (придут) рядами, для расчета людей, их наказания или награды, прощения тем кому пожелает из грешников, и наказания кого пожелает, как Он сказал.

И не означает Его приход движение/харакат или передвижение. Приход бывает движением и передвижением если приходящий является телом или же материей, а когда установлено, что Он, азза ва джалля, не является телом и материей, то не обязательно, чтоб приход Его был переходом и движением.

Разве ты не видишь, что они (арабы) не имеют в виду словами «пришел жар на Зейда», что он (жар) перешел (с одного места) к нему или, что он (жар) передвинулся с места, в котором он был, так как он (жар) не является телом и материей и поистине приход его (жара) это присутствие его (жара) в нем (Зейде).

И поистине Он, азза ва джалля, нисходит на ближайшее небо, как это поведал нам Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, и нисхождение Его, не является перемещением, потому что Он не тело и не материя. По мнению наших оппонентов, Он спускает вахью (наззаля)».

Источник: Абуль Хасан Аль Ашари: Рисалятун иля Ахлис Сагър: 227-229 Медина: Мактабатуль Улюми валь Хикам: 1422/2002 Шафиитский ученый Абдуль Къахир Аль Багъдади (ум. 429 х/1037 м) в своей книге «Аль Фаркъ Байналь Фиракъ» говорит:

وأجمَعوا على نفي الآفاتِ والغُموم والآلام واللّذات عنه , وعلى نفيِ الحَرَكة والسُّكون عنه خلافَ قولِ الهِشامِيّة مِن الرّافضة في قولها بجواز الحركة عليه

«Единогласны ученые Ахли Сунны относительно (абсолютного) отрицания подверженности Всевышнего Аллаха недугам, печали, боли, наслаждению и тому подобному. А также высказали единое мнение относительно отрицания (в отношении Аллаха) движения/аль-харакя и покоя/ас-сукун.

Это являет собой противоположность мнению группы "Аль Хишамия" из числа рафидитов, которое заключается в допустимости утверждения, что Всевышний Аллах может характеризоваться движением».

Источник: Абдуль Къахир Аль Багъдади: Аль Фаркъ Байналь Фиракъ: 333 Каир: Матбаатуль Мадани

Шафиитский ученый, хафиз Абу Бакр Аль Байхакъи (384-458 х/994-1066 м) в своей книге «Аль Иътикад» говорит:

وَأنَّ إتْيانَه ليس بإتيانٍ مِن مكانٍ إلى مكانٍ , وأنَّ مَجيئَه ليس بحركةٍ , وأنَّ نُزولَه ليس بنُقْلةٍ , وأنَّ نفْسَه ليس بِجسمٍ , وأنَّ وجهَه ليس بصورةٍ , وأنَّ يدَه ليستْ بجارحةٍ , وأنَّ عينَه ليست بحَدَقةٍ

وإنَّما هذه أوصافٌ جاء بها التَّوقيفُ فقُلْنَا بها ونفيْنَا عنْها التَّكييفَ

«Также нужно знать, что Его «приход»/«итйан» не является приходом из места в место, и что Его «приход»/«маджи’» не движение, и что Его «нисхождение»/«нузуль» не является передвижением, и что Его Сущность не тело, и Его «ваджх» не является образом, и что Его «йад» не орган, и что Его «айн» не зрачок.

Это сифаты, которые пришли от Аллаха, и мы подтвердили их, отрицая придание образа».

Источник: Абу Бакр Аль Байхакъи: Аль Иътикад: 123

Рияд: Даруль Фадиля: 1420/1999 Древний ханафитский ученый Аль Хаким Ас Самарканди (ум. 345 х/956 м) в книге «Ас Савадуль Азам аля Мазхабиль Имамиль Азам» по поводу приписывания Всевышнему Аллаху места говорит:

أنه ينبغِي له له ألا يُثبِتَ تعالى مكاناً ولا مجيئاً ولا ذَهاباً ولا صفةً كصفةِ المخلوقين , لأنَّ تمامَ الإيمانِ أن يَعرِفَ اللهَ تعالى ولا يشتغِلَ بكيفيَّتِه

«Следует муъмину, чтобы не утверждал ни Всевышнему место, ни «приход», ни «уход» и ни одного сифата из сифатов присущих творению, поскольку полноценный иман - это чтоб он познал Аллаха Всевышнего и не занимался Его качествами».

Источник: Аль Хаким Ас Самарканди: Ас Савадуль Азам: 66

Стамбул: Мактабату Ясин: 2011

Шафиитский ученый Ибн Аль Хаджар Аскъалани (773-852 х/1372-1449 м) говоря о хадисе «нузуль» упоминает убеждения саляфов и халяфов по этому поводу:

فمعتقَدُ سلفِ الأئمة وعلماءِ السنة مِن الخلف أنَّ اللهَ منزهٌ عن الحركة والتحوُّل والحلول

«То, в отношении чего были убеждены имамы саляфов и халяфов ученые сунны из это то, что Аллах пречист от движения, перемещения и слияния».

Источник: Ибн Хаджар: Фатхуль Бари: 8/505

Рияд: Дару Тайба: 1426/2005

Известный мухаддис из числа саляфов Ибн Хиббан Аль Бусти (270-354 х/883-965 м) говорит, что в нузуле Аллаха нет ни движения, ни изменения места:

كذلك ينزِل بلا آلةٍ , ولا تحرُّكٍ , ولا انتقالٍ مِن مكانٍ إلى مكانٍ

«Также нисходит не с (помощью) чего-либо, ни движением и без перехода с одного места на другое».

Источник: Ибн Хиббан: Сахих Ибни Хиббан: 3/201

Бейрут: Муассасатур Рисаля: 1414/1993 Автор шарха на Сахих Бухари ханафитский ученый Бадруддин Аль Айни (772-855 х/1361-1451 м) говорит в «Умдатуль Къари Шарху Сахихиль Бухари»:

احتج به قومٌ على إثبات الجهة للهِ تعالى ، وقالوا : هي جهة العلوِّ ، قال وممن بذلك: ابن عبد قتيبةَ وابن البر، عن أبي وحكي أيضا محمد بن أبي زيد القيْرواني ، وأنكَر ذلك جمهورُ العلماء , لأنَّ القولَ بالجهة يؤدي إلى تحيُّزٍ وإحاطةٍ ، وقد تعالى الله عن ذلك

«Некая группа привела этот хадис (о нузуле) доводом для утверждения стороны Всевышнему Аллаху. Они И сказали: Это сторона «улюв» (возвышенность).

Из тех, кто говорили это: Ибн Къутейба, Ибн Абдиль Барр. Это Также передается от Абу Мухаммада бин Аби Зайд Аль Къайравани.

Однако большинство ученых отвергли это, поскольку сторона приводит к охватыванию места и к ограничению. А Аллах превыше этого».

Источник: Бадруддин Аль Айни: Умдатуль Къари: 7/290

Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1421/2001 Шафиитский ученый, известный как Ибнуль Иракъи, Хафиз Абу Зура Валийюддин Аль Иракъи (762-826 х/1361-1423 м) отвечая на заданный ему вопрос - «каким должно быть правильное убеждение в отношении сифатов?» - говорит:

أن لأهلِ العلم في آياتِ الصفاتِ وأحاديثِ الصفاتِ قولينِ مشهورينِ : أحدهما - وهو مذهبُ السلفِ - أنه لا يُتكلَّم في معناها , بل يجب علينا أن نؤمنَ بها , ونعتقِدَ لها معنى يلِيق بجلالِ الله سبحانه وتعالى مع اعتقادنا الجازمِ أنَّ اللهَ سبحانه وتعالى ليس كمثلِه شيءٌ , وأنه منزهٌ عن الأجسامِ والانتقالِ والتحيُّزِ في جهةٍ , وعن سائر صفاتِ المخلوقين , ليس كمثله شيءٌ وهو السميع البصير , وقد ذهَب إلى هذا جماعةٌ مِن المتكلمين أيضاً , وهو أسلمُ وأقلُّ خَطَراً

والقوْل الثّاني - وهو مّذهب أكثرِ المُتكلّمينَ أنّها تُتُأوَّل عَلى ما يليق بِها على حسَبِ مَواقِعها

«У людей знания в отношении аятов и хадисов о сифатах существует два известных мнения:

Первое – это мнение/мазхаб саляфов – они не говорят об их (сифатов) смысле. Напротив мы обязаны верить в них, и быть убежденным в том, что они (сифаты) имеют смысл подобающий Величию Аллаха, Свят Он и Велик, вместе с твердой убежденностью, что Аллаху, Свят Он и Велик, нет ничего подобного.

Также, что Он (Всевышний) чист от телесности, передвижения и от того, чтоб занимать место в какой-либо стороне и от остальных сифатов творений, "Нет ничего подобного ему, Он Слышащий, Видящий".

И также это мнение одной группы мутакаллимов. И этот (путь) наиболее безопасный».

Второе – это мнение/мазхаб большинства мутакаллимов – надо сделать таъвиль (этим нассам) на достойный смысл в соответствии с употреблением».

Источник: Валийюддин Аль Иракъи: Аль Аджвибатуль Мардийя аниль Асилятиль Маккийя: 17-20 Мактабатут Тавиятиль Исламийя Ханафитский ученый Абуль Муин Ан Насафи (418-508 х/1027-1115 м) говорит по этому поводу:

ولا يجوز أنْ يوصَفَ الله تعالى بالمَجيء والذَّهاب , لأنَّ المَجيءَ والذَّهابَ مِن صفاتِ المخلوقين وأمَارات المُحدَثين , وهما صفتان منفيّتان عن الله تعالى , ألا ترى أنَّ إبراهيمَ عليه السلام كيف استدلّ بالمُنتقِل مِن مكان إلى مكان أنّه ليس برب حيث قال : { فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لا أُحِبُّ الْآفِلِينَ } , ومعنى قولِه تعالى : { وَجَاءَ رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفّاً صَفّاً } أي أمرُ ربِّك

«Не дозволено, чтобы описывался Всевышний Аллах приходом и уходом, поскольку приход и уход являются сифатами творений и признаками сотворенных (т.е. тех, которые имеют начало). И эти оба сифата отрицаемые в отношении Всевышнего Аллаха.

Разве ты не видишь как Ибрахим, аляйхис салям, указал с переходностью от места к месту, что эта (звезда) не является Господом. Когда сказал: «Когда она закатилась, он сказал, я не люблю закатывающихся» (Аль Анъам: 6/76).

И смысл слов Всевышнего «И придет твой Господь и ангелы рядами» т.е придет Его повеление».

Источник: Абуль Муин Ан Насафи: Бахруль Калям: 110

Мактабату Дариль Фарфур:1421/2000

Шафиитский ученый Имам Абуль Хасан Аль Ашъари (260-324 х/874-936 м) в небольшом послании «Рисалятун фи Истихсаниль Хавди фи Ильмиль Калям» написанном в опровержении тех, которые полностью отвергали Науку Калям, говорит:

فأمّا الحركة والسّكون والكَلام فِيهما فأصْلهُمَا موْجود في القُرءان وهما يدُلان على التوحيد ، وكذلك الاجْتِماع والافْتِراق

قال الله تعالى مخبِرا عن خليله إبراهيمَ صلوات الله عليه وسلامُه في قِصّة أُفُولِ الكَوْكَبِ والشمسِ والقمرِ وتحريكِها مِن مكان إلى مكانٍ ما دلّ على أنّ ربَّه عز وجل لا يجوز عليه شيءٌ مِن ذلك , وإنّ ما جاز عليه الأُفول والانتقال مِن مكان إلى مكان فليس بإله

«Что касается движения и покоя и речи в отношении них обоих, то основа их находится в Коране, и они оба указывают на единственность (Всевышнего), подобно им и собираемость/иджтима и разделяемость/ифтиракъ.

Сказал Всевышний Аллах, рассказывая о своем друге Ибрахиме, салявату Ллахи алайхи ва ссалям, в рассказе закатывании звезды, солнца и луны. Передвижение их с места на место указывает на то, что недопустимо в отношении Господа, азза ва джалля, что-либо из этого. Поистине тот в отношении кого допустимо «закатывание» и «переходность» с места на место то, оно не может являться божеством».

Источник: Абуль Хасан Аль Ашъари: Рисалятун фи Истихсаниль Хавди фи Ильмиль Калям: 91 Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1433/2012

Муфассир Низамуддин Ан Найсабури (ум. 850 х/ 1446 м) в своем тафсире под названием «Гъараибуль Къуран ва Рагъаибуль Фуркъан» в толковании 210-го аята Суры Бакъара говорит:

وأمّا إتْيان اللهِ فقدْ أجمَع المفسِّرون على أنّه سبحانَه منَزّهٌ عن المَجيء والذَّهاب لأنَّ هذا مِن شأن المُحدَثات والمُرَكّبات وأنّه تعالى أزليّ فَرْد في ذاته وصفاته

فذكَروا في الآية وجهَيْن

الأول - وهوَ مذهَب السّلف الصالح - : السّكوت في مِثل هذه الألفاظ عن التّأويل وتفْويضُه إلى مُراد الله تعالى , كما يُروى عن ابنِ عبّاس أنّه قال : نزَل القرآن على أربَعة أوجُهٍ : وجْهٌ لا يُعذَر أحدٌ بجهالته ، ووجه يعرِفه العُلماءُ ويفسِّرونه ، ووجه يُعرف مِن قِبَل العَربِيّة فقَط ، ووجه لا يعلَمه إلا الله

الثاني : وهو قولُ جمهور المتكلِّمين : أنّه لا بُدّ مِن التأويل على سَبيل التَّفصيل

«Что касается прихода Аллаха, то образовалась иджмаъ толкователей Курана на том, что Всевышний пречист от прихода и ухода, поскольку это из свойств сотворенных и собранных (из частей), а Всевышний предвечный и единый в сущности, и в атрибутах.

В понимании этого аята (ученые) разошлись на два мазхаба:

Первый – это мазхаб саляфу салих: (и это) воздержание от толкования в подобных словах и оставлять (относить) на волю Всевышнего (т.е верить в них в смысле который хотел и имел виду Он), как передается от Ибн Аббаса, что он сказал: Коран ниспосылался в четырех видах:

(1) вид, незнание, которого непростительно никому

(2) вид, который знают только ученые с глубокими познаниями

(3) вид, который понимается только пониманием арабского языка

(4) вид, который знает только Аллах.

Второй – это мнение большинства мутакаллимов: Обязательно делать подробный таъвиль».

Источник: Низамуддин Ан Найсабури: Гъараибуль Къуран ва Рагъаибуль Фуркъан: 1/579

Один из больших муфассиров Абу Абдуллах Аль Къуртуби (600-671 х/1204-1274 м) в толковании 24-го аята Суры Аль Маида говорит:

ثم جهِلوا صفةَ الرَّبِ تبارك وتعالى فقالوا { فَاذْهَبْ أَنْتَ وَرَبُّكَ } , وصَفوه بالذَّهاب والانتقالِ ، والله متعالٍ عن ذلك . وهذا يدلُّ على أنهم كانوا مشبِّهةً ؛ وهو معنى قولِ الحسن ؛ لأنه قال : هو كفرٌ منهم بالله

«Затем они (потомки Исраиля) проявили невежество в отношении сифата Господа, табарака ва таъаля, и сказали: «Ступай же ты и твой Господь» (5/24). Они описали Его уходом и перемещением, а Аллах превыше этого.

Это указывает на то, что они (иудеи) были мушаббихами. И это является смыслом слов Аль Хасана, потому что он сказал: Это является куфром/неверием от них в отношении Аллаха».

Источник: Аль Къуртуби: Аль Джами ли Ахкамиль Къуран: 7/399

Бейрут: Ар Рисаля: 1427/2007

Маликитский ученый Ибн Абдиль Барр (368-463 х/978-1071 м) в книге «Аль Истизкар» перечисляя мнения по поводу хадиса о «нузуль» говорит:

وقد قالتْ فِرقةٌ منتسبةٌ إلى السنة : إنه ينزِل بذاته ، وهذا قولٌ مهجورٌ , لأنه تعالى ذكْرُه ليس بمحَلٍّ للحرَكاتِ ولا فيه شيءٌ مِن علاماتِ المخلوقاتِ

«И сказала одна группа, которая относит (приписывает) себя к суннитам, что Всевышний нисходит (Сам) сущностью своей. Эти слова отвергаемые, так как Всевышнему Аллаху не присуще движение, и нет у Него ничего из того, что присуще сотворенному».

Источник: Ибн Абдиль Барр: Аль Истизкар: 8/153

В другой книге «Ат Тамхид» Ибн Абдиль Барр говорит следующее:

وقد قال الله عزّ وجلّ : وجاء ربُّك والملَكُ صفاً صفاً وليس مجيئُه حركةً ولا زوالاً ولا انتقالاً , لأنَّ ذلك إنما يكون إذا كان الجائي جسماً أو جوهراً , فلما ثبَت أنه ليس بجسْمِ ولا جوْهرٍ لم يجبْ أنْ يكونَ مجيئُه حركةً ولا نُقلةً

ولو اعتبرتَ ذلك بقولهم جاءتْ فلاناً قيامتُه وجاءَه الموتُ وجاءَه المرَض وشبْهُ ذلك مما هو موجودٌ نازلٌ به ولا مجيءَ لبان لك

«Сказал Аллах, азза ва джалля: «И придет твой Господь и ангелы рядами» (89:22). Его приход не является движением, закатыванием и переходом, поскольку это бывает, только тогда когда приходящий является телом или субстанцией. А когда установлено, что Всевышний не является телом и субстанцией, то не обязательно чтоб Его приход был движением и переходом.

Если же поразмышлять над словами «такому-то пришел конец», «к нему пришла смерть», «к нему пришла болезнь» и подобными им, то тебе станет ясен этот вопрос. Потому что эти перечисленные вещи в действительности к нему не пришли, а были в нем».

Источник: Ибн Абдиль Барр: Ат Тамхид: 7/137

Визаратуль Авкъаф: 1387/1967

Также в этой же книге в другом месте он говорит:

وقال نعيمٌ : ينزِل بذاته وهو على كرسيِّه - قال أبو عمرَ : ليس هذا بشيءٍ عند أهل الفهْم من أهل السنة , لأن هذا كيفيةٌ وهم يفزَعون منها , لأنها لا تصلُح إلا فيما يُحاط به عياناً

«Сказал Нуъайм: «Нисходит Сам (Сущностью) будучи на Своем Троне».

Сказал Абу Умар (Ибн Абдиль Барр): Это мнение ничто (т.е. неверно) среди понимающих людей из Ахлю Сунна, потому что это придание образа. А они (Ахлю Сунна) страшатся этого (придания образа), потому что это возможно лишь для тех вещей, которые охватываются глазами».

Источник: Ибн Абдиль Барр: Ат Тамхид: 7/144-145

Визаратуль Авкъаф: 1387/1967

Маликитский ученый Абуль Хасан Ибнуль Къаттан (562-628 х/1167-1230 м) в книге «Аль Икъна фи Масаилиль Иджмаъ» в которой собраны вопросы в которых образовались иджмаъ, говорит:

وأجمعوا أنه تعالى يجئ يومَ القيامةِ والملَكُ صفاً صفاً لعرْض الأمَمِ وحسابِها وعِقابِها وثوابِها , فيغفِر لمن يشاء مِن المؤمنين , ويعذِّب منهم مَن يشاء كما قال , وليس مجيئُه بحركةٍ ولا انتقالٍ

«Вопрос 92: И они (ученые) единогласны, что Он - Всевышний придет в Судный День и ангелы ряд за рядом, для представления общин совершения и их расчета, для наказания и воздаяния. И Он простит тому, кому захочет из верующих, и накажет из них кого захочет, как (Он) сказал. И Его приход не является ни движением, ни перемещением».

Источник: Ибнуль Къаттан: Аль Икъна фи Масаилиль Иджмаъ: 1/44 Аль Фарукъуль Хадиса: 1424/2004 Ханбалитский факих Абуль Фарадж Ибнуль Джаузи (508-597 х/ 1114-1201 м) в своем тафсире «Задуль Масир» в толковании слов «...Аллах явится к ним...» из 210-го аята Суры Бакъара говорит:

كان جماعةٌ مِن السّلف يُمسِكون عن هذا في الكلام مثلِ , وقد ذكَر القاضي أبو يعلى عن أحمدَ أنّه قال : "المُراد به قدرتُه وأمره" قال تعالى في وقد بيّنَه قولِه : أو يأتي أمر ربك

«Община из салафов удерживалась от разговоров в подобном, и упомянул Къади Абу Яъла от Ахмада, что он сказал: «Имеется в виду Его могущество и Его повеление». И он (Имам Ахмад) сказал, и ведь Он Всевышний разъяснил это в своем слове: «...или придет повеление твоего Господа?» (Нахль; 16/33)».

Источник: Абуль Фарадж Ибнуль Джаузи: Задуль Масир: 1/225

Аль Ислами Мактабатуль: 1404/1984

Шафиитский ученый Имадуддин Ибн Касир (701-774 х/1302-1373 м) в своей книге «Аль Бидая ван Нихая» говорит:

روى البيهقي عن الحاكم عن أبي عمرو بن حنبل السماك عن عن أحمد بن حنبل تأول قول الله تعالى {وجاء ربك} أنه جاء ثوابه , ثم قال البيهقي : وهذا إسناد لا غبار عليه

«Передал Аль Байхакъи от Аль Хакима, от Абу Амра Ибн Ас Симмака, от Ханбаля (Ибн Исхака Аш Шайбани, двоюродный брат Ахмада Ибн Ханбаля), от Ахмада Ибн Ханбаля таъвиль к словам Всевышнего Аллаха: «И придёт твой Господь», т.е. «придет его вознаграждение (саваб)».

Аль Байхакъи сказал: «Этот иснад - нет и пылинки на нем».

Источник: Ибн Касир: Аль Бидая ван Нихая: 1616

Байтуль Афкарид Даулийя

Шафиитский ученый Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/ 1233-1277 м) в шархе «Сахиха» Имама Муслима по поводу хадиса о «нузуль» говорит:

هذا الحديث مِن أحاديثِ الصّفاتِ وفيه مذهَبانِ مشهورانِ للعُلماء سبَق إيضاحُهما في كِتاب الإيمانِ ، ومختصَرهما أنّ أحدَهما وهوَ مذهَب جمهورِ السّلفِ وبعضِ المُتكلِّمين أنّه يؤمَن بأنّها حقّ على ما يليق بالله تعالى ، وأنّ ظاهرَها المتعارِف في حقِّنا غيرُ مرادٍ , ولا يُتكلَّم في تأويلِها مع اعتقاد تنزيه الله تعالى عن صفاتِ المخلوقِ وعن الانتِقال والحَركاتِ وسائرِ سِماتِ الخلق

والثّاني : مذهب أكثرِ المُتكلِّمين وجماعاتٍ مِن السّلف وهوَ مَحكِيّ هنا عن مالكٍ والأوزاعِي أنّها تُتأوَّل على ما يليق بها بحسَب مواطِنها، فعلى هذا تأوَّلوا هذا الحديث تأويليْن : أحدُهما : تأويل مالكِ بن أنسٍ وغيره معناه "تنزِل رحمتُه وأمرُه وملائكتُه ، كما يقال : فعل السّلطان كذا إذا فعله أتباعُه بأمرِه . والثاني : أنّه على الاستِعارة , ومعناه الإقبالُ على الدّاعينَ بالإجابةِ واللُّطف , والله أعلم

«Этот хадис относится к хадисам о сифатах/атрибутах Всевышнего. Существует два мазхаба (мнения) у ученых в понимании таких хадисов. Это было объяснено в «Китабуль Иман». Если коротко, то:

Первый. Это мазхаб большинства саляфов и некоторых мутакаллимов. И это, верить в их истинность, подобающим Всевышнему Аллаху образом, и что внешний смысл (хадиса) который известен в отношении нас (творений) не является тем, что подразумевается. И не толкуют это вместе с убеждением, что Аллах Всевышний чист от качеств творений, таких как перемещение, движение и т.п.

Второй. Это мазхаб большинства мутакаллимов и одной части из салафов. Это мнение было передано от Малика и Авзаъи. И это, толковать их так, как подобает величию Аллаха в соответствии с контекстом.

Основываясь на этом (таком методе), они истолковывали этот хадис двумя путями:

1. Толкование Малика бин Анаса и других в смысле: «Нисходят Его милость, и Его повеление и Его ангелы», - подобно тому, как говорится: «Сделал правитель то-то», - имея в виду, что это сделали его подчиненные по его приказу.

2. Понимается в переносном смысле, в значении принятия просьб просящих и проявления к ним милости.

И Аллах знает лучше».

Источник: Мухйиддин Ан Навави: Сахиху Муслим би Шархин Навави: 6/54 Муассасатуль Къуртуба: 1414/1994 Ханафитский факих 6-го века Мухаммад бин Аби Бакр Ар Рази в шархе известной касыды «Бадуль Амали» слова куфра делит на три категории: являющиеся куфром по единогласию, в куфре, которых есть разногласия и те, в которых есть опасность куфра. И после этого слова отмечая, в которых есть куфр по единогласию, говорит:

أو قال : اللهُ تعالى قامَ أو نزَل أو جلَس للإنْصاف

«Или же если человек скажет: Аллах Всевышний встал или же спустился или же сел для справедливости (единогласно является куфром)».

Источник: Мухаммад бин Аби Бакр Ар Рази: Шарху Бадиль Амали/Хидая миналь Итикъад: 331 Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1422/2001

Хвала Аллаху.