• Название:

    ИПО и ДВ.32


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



32. Вавилонское общество и государство в аморейский и касситские периоды своей истории.

После краха Третьей династии Ура в Месопотамии наступил период децентрализации. Пришла в упадок ирригационная система. Возникло несколько независимых государств. На юге двуречья это были города-государства Исин, Ларса; на севере – это были государства Ассирия и Мари. Эти государства постоянно враждовали между собой, междоусобные войны длились десятилетиями. И в ходе этой борьбы происходит возвышение города Вавилон.

В Вавилоне В 1894 году до н.э воцарилась Аморейская династия. Амореи – это кочевники, которые пришли в Месопотамию с запада и много поспособствовали краху государства III династии. Аморейская династия продержалась у власти 300 лет, до 1595 года до н.э., за это время на престоле сменилось 11 царей.

Шестым и самым знаменитым из царей этой династии стал Хаммурапи. Он царствовал 42 года с 1792 по 1750 годы до н.э. С его именем связано объединение Месопотамии и создание централизованного государства. Царю Хаммурапи потребовалось в общей сложности 35 лет, чтобы завоевать всю Месопотамию. Хаммурапи привёл в порядок ирригационную систему. Хаммурапи провёл судебную реформу.

Памятником его деятельности являются знаменитые Законы Хаммурапи. Стела с этими клинописными текстами была найдена в самом начале XX -го века французской экспедицией при раскопках древней столицы Элама, города Сузы. В Сузы этот столб попал после разгрома Вавилона в 12-м веке до н.э., который был учинён эламским царём Шутрук-Наххунте. Всего в настоящее время в изданиях этих законов насчитывается 282 статьи. Из них 35 статей в своё время погибли, они были выщерблены по указанию эламского царя Шутрук-Наххунте, который вероятно хотел сделать на этом месте свою победную надпись. Текст законов Хаммурапи представляет собой пример синтетического права, поскольку в одних и тех же статьях имеет место и сам закон, и санкция за его нарушение. Тексты делятся на введение, основной текст закона и заключение. На верху этой чёрной базальтовой стелы представлен рельеф, на котором изображён Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед богом солнца и справедливости Шамошем. Шамош передаёт Хаммурапи символы власти – таким образом проводится идея божественного происхождения царской власти. Сам Хаммурапи в тексте своей надписи на этой стеле утверждает, что он – царь царей, великий правитель, его слова бесподобны, его дела превосходны.

Держава Хаммурапи оказалась довольно непрочным государственным образованием, и после смерти основателя, эта держава начинает трещать по швам. Уже во времена правления преемника Хаммурапи, Самсу-илуны, возникают сложности. Самсу-илуна в одной из своих надписей сообщает о том, что он победил 26 узурпаторов, это говорит об отсутствии политической стабильности. Города на юге начинают захватывать эламиты. Со всех сторон вторгаются враги, кочевые племена, и всё труднее становится их отбивать. Кончается этот период тем, что в самом начале 16-го века до н.э., а именно, примерно в 1595 году, в Вавилонию вторгается хеттский царь Мурсили Первый и наносит страшный удар Вавилонскому царству. Этот удар был довершён касситским племенами, которые ликвидировали династию Хаммурапи. Это было во времена последнего, одиннадцатого правителя этой династии, Самсу-дитаны .

Касситы, господствовавшие в Вавилонии до 1204 г. до н. э., были воинственными племенами, обитавшими в горной области к северу от Элама. Очевидно, этот народ вел полукочевой образ жизни, занимался скотоводством и примитивным земледелием. Следы языка касситов, незначительны, чтобы надёжно установить родство этого языка с какой-нибудь из известных нам семей языков. Длительное господство в Вавилонии этого полукочевого народа в значительной степени затормозило дальнейшее экономическое и культурное развитие страны, особенно развитие земледелия и ремесла. Известно, правда, об использовании в это время лошадей, при перевозке грузов и в военном деле. В денежном обращении Вавилонии этого периода, несмотря на появление золота, можно отметить даже некоторый регресс. Значительно чаще, чем раньше, имел место натуральный обмен. Вавилония при касситах оставалась рабовладельческим государством.

Сами касситы, по-видимому, превратились в военное сословие. Отдельные районы страны вместе с земледельческим и ремесленным населением были распределены между различными знатными касситскими семействами или родами, а в ряде случаев и между некоторыми семействами местной знати. Знатные семьи или роды, между которыми была разделена значительная часть территории Вавилонии, назывались словом биту — “дом”. Все эти “дома” входили в состав военно-административного аппарата Вавилонского государства. Главы их назывались “господами дома” и были одним из важных звеньев административной системы. Укрепление экономического, а, следовательно, и политического могущества некоторых из этих “домов” способствовало ослаблению власти касситских царей. Последние пытались опереться на жречество, ростовщиков и купцов. Но усиление значения этих слоев привело к росту стремления у отдельных городов, где эти слои пользовались влиянием, к политической автономии. Три наиболее значительных торговых и ремесленных центра страны — Сиппар, Ниппур и Вавилон — преуспели в этом и добились (к концу II тысячелетия) освобождения от общественных работ, царского суда, денежных взносов в пользу царя и от поставок воинов в ополчение. Это также значительно ослабляло царскую власть.Вавилония весь этот период поддерживала оживлённые торговые отношения со многими странами. Регулярными становятся торговые связи с Египтом. Исторические источники свидетельствуют, о крайне пренебрежительном отношении фараонов Египта к царям Вавилонии. Так, один из них, Бурнабуриаш (1404—1379), убедившись, что египетский фараон не намерен прислать ему в жёны свою дочь, просил прислать хотя бы какую-нибудь другую женщину, которую он, ради поднятия своего престижа, мог бы выдать за египетскую царевну. Но даже такая просьба не была удовлетворена фараоном.

Уже с XV в. до н. э. Вавилонию начинает теснить усиливающаяся Ассирия. Ассирийским царям несколько раз удавалось временно овладевать Вавилонией. Неудачные воины с Ассирией также способствовали длительному упадку страны. После свержения господства касситов в Вавилонии воцарилась так называемая IV вавилонская династия (III вавилонской династией считается касситская), — видимо, местного происхождения.до н.э.