• Название:

    Аллах существует без места


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Канонический редактор: "Абу Нуайм Аль-Хупри" Автор: "Muhakkik"

Книга

Аллах существует без места Цунта | Даруль-Хупри 1437 х | 2016 г

© Издательский дом «Даруль-Хупри»

© Исламский Сайт http://asharit.livejournal.com بسم الله الرحمن الرحيم

Аллах существует без места

Продолжая темы о сифатах Всевышнего Аллаха, в этот раз хотели ознакомить вас с мнениями ученых Ахли Сунны о том занимает ли Аллах Всевышний место/макан. Не смотря на всю ущербность мнения о том, что Аллах какое-то занимает место, к сожалению все еще находятся люди, которые приписывают подобный недостаток Господу миров.

Итак, рассмотрим, что же говорили ученые этой Уммы относительно этого вопроса. В начале приведем позицию имама этой Уммы - Имама Абу Ханифы, рахимахуЛлах, по поводу этого вопроса.

Многие интересуются позицией Имама Абу Ханифы относительно вопроса занимания места. Всем известны его слова: «Кто скажет, что я не знаю Аллах на небе или на земле, тот впал в неверие».

Не совсем очевидный смысл этих слов стал причиной того, что разные группы приводят их в свою пользу, толкуя так, как подходит их позиции.

Однако, чтобы выяснить действительную позиции кого-либо в определенном вопросе самым правильным путем является собирание всех его высказываний по этому поводу, а не прибегать лишь к не совсем ясным словам.

С этой целью я захотел собрать все высказывания Абу Ханифы по поводу джихата/стороны, макана/места и истикрар/утверждение. Он говорит в рисале «Аль Васийя» следующее:

ولقاءُ الله تعالى لأهلِ الجنة حقٌ بلا كيفيةٍ ولا تشبيهٍ ولا جهةٍ

«Видение Всевышнего Аллаха для обитателей Рая, без кейфийи (образа) без ташбиха (подобия) и без джихата (стороны) является истиной».

Также говорит в этой же рисале:

ونقِرُّ بأنَّ اللهَ سبحانه وتعالى على العرشِ استوى من غيرِ أن يكونَ له حاجةٌ واستقرار عليه ، وهو حافظٌ على العرشِ وغيرِ العرش مِن غير احتياج ، فلو كان محتاجا لما قدَر على إيجاد العالم وتدبيرِه كالمخلوقين ، ولو كان محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله ؟ تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا

«Мы утверждаем: Всевышний Аллах, субханаху ва таъаля, совершил истива над троном без какой-либо нужды в этом и без истикърара (утверждения, занимания места).

Он хранитель арша и всего другого помимо арша, без какой-либо нужды.

Если бы Он нуждался в чем-то, то Он не был бы в состоянии сотворить миры и управлять ими, как творениями.

Если бы Он нуждался в том, чтобы сидеть (джулюс) на арше и в занимании места (къарар), тогда где был Аллах до создания арша? Превыше Аллах от всего этого великим превознесением!».

Говорит Имам Абу Ханифа в другой своей книге «Аль Фикхуль Абсат»:

قلتُ أَرَأَيْت لو قيل أَيْن الله تَعَالَى ؟ فقال يقال له كان الله تعالى ولا مكان قبل أَنْ يخلُقَ الخلقَ وكان اللهُ تعالى ولم يكنْ أَيْنَ ولا خلقٌ ولا شيْءٌ وهو خالق كلِّ شيْءٌ

«Сказал: Если скажут где Всевышний Аллах, что сказать?

(Абу Ханифа) сказал: Всевышний Аллах был и не было места пока Он не сотворил все творения.

И был Аллах Всевышний и не было «где?» (места), не было творений, не было ничего. И Он творец всякой вещи».

Примечание Я (Абу Нуайм) скажу: Эти вышеприведенные слова Имама Абу Ханифы в вопросах джихата, макана и истикрара являются достаточно ясными словами выражающими его позицию. Любопытно еще и то, что те, которые без каких-либо оснований отрицают принадлежность этих книг Имаму Абу Ханифе, приводят слова «на небе или на земле...» из этой же книги «Аль Фикхуль Абсат»... Шафиитский ученый Абдуль Кахир Аль Багъдади (ум. 429 х/1037 м) передает, что в вопросе того, что Аллах Всевышний пречист от занимания места и влияния времени, состоялась иджмаъ:

وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ , وقد قال أميرُ المؤمنينَ عَلِيٌّ رضي الله عنه : "إنَّ اللهَ تعالى خلَق العرْشَ إظهاراً لِقُدْرتهِ لَا مكاناً لذاته" وقال أيضاً : قد كان ولا مكانَ وهو الآنَ على ما كان

«Сошлись ученые на том, что Всевышнего Аллаха не охватывает место и, что не течет над Ним время. Вопреки группам "Аль Хишамия" и "Аль Каррамия", которые заявляют, что Аллах буквально соприкасается с троном/арш.

Сказал Повелитель правоверных Али, радийаЛлаху анх: "Поистине, Всевышний Аллах сотворил трон, дабы явить Могущество Свое, но не как место для Сущности Своей".

И также сказал: "Был Всевышний Аллах, и не было места, и сейчас Он такой же, каким был до сотворения места"». Источник: Абдуль Кахир Аль Багъдади: Аль Фаркъ байнал Фиракъ: 333

Бейрут: Аль Мактабатуль Асрийя: 1416/1995 Великий шафиитский ученый, Имамуль Харамейн Абуль Маали Аль Джувейни (419-478 х/1028-1085 м) говорит:

مذهبُ أهلِ الحقِّ قاطِبةً أنَّ اللهَ سبحانه وتعالى يتعالى عن الحيِّزِ والتخصُّصِ بالجِهاتِ

وذهَبتِ الكرَّامية وبعضُ الحشويَّةِ , إلى أنَّ الباريَ - تعالى عن قولهم - متحيِّزٌ مختصٌ بجهةِ فوقٍ , عن الله تعالى قولهم

«Мазхаб ахлюль хакк (позиция людей истины) полностью на том, что Аллах свят Он и велик превыше от того, чтобы занимать пространство и быть в сторонах.

А "Каррамиты" и часть "Хашавитов" в том мнении, что Всевышний - который превыше их слов – занимает место в пространстве и наверху, превыше Всевышний от их речей».

Источник: Абуль Маали Аль Джувейни: Аль Иршад: 39

Египет: Мактабатуль Ханджи: 1369/1950

Ханафитский ученый Ибн Нуджейм Аль Мисри (ум. 970х/1563 м) в главе "Хукм Муртадов" приводя слова, которые выводят человека из Ислама, говорит:

وبإثباتِ المكانِ لله تعالى , فإن قال الله في السماءِ فإن قصد حكايةَ ما جاءَ في ظاهرِ الأخبارِ لا يكفُر وإن أرادَ المكانَ كفَر , وإن لم يكن له نيةٌ كفَر عند الأكثر , وهو الأصحُّ وعليه الفتوى

«И с утверждением места Всевышнему Аллаху (человек входит в куфр). Если же кто-то скажет "Аллах на небесах" и целью его будет пересказ того, что пришло в захире сообщений, то он не становится кафиром.

Если же имел ввиду место (Аллаху), то становится кафиром. И если даже у него не было какого-либо намерения, то он становится кафиром у большинства (ученых). И это является наиболее сильным/асах мнением и фетва дается по нему».

Источник: Ибн Нуджейм: Аль Бахрур Раик Шарху Канзид Дакаик: 5/202-203

Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1418/1997

Примечание Я (Абу Нуайм) скажу: Это же мнение приводит в своей книге «Маджмауль Анхур фи Шархи Мультакъаль Абхур» ханафитский ученый Шейхи Заде Абдур Рахман бин Мухаммад бин Сулейман (ум. 1078 х/1667 м).

Также это мнение подтверждается и приводится в книге «Аль Фатаваль Хиндийя» собранной 23-мя ханафитскими факихами с Индии.

Также подобная фатва приводится у большого ханафитского ученого Фахруддина Къази Хана (ум. 596 х/1196 м) в его известной книге «Фатава Къази Хан» в главе "Вероотступничество". Древний ханафитский ученый Аль Хаким Ас Самарканди (ум. 345 х/956 м) в книге «Ас Савадуль Азам аля Мазхабиль Имамиль Азам» по поводу приписывания Всевышнему Аллаху места говорит:

أنه ينبغِي له ألا يُثبِتَ له تعالى مكاناً ولا مجيئاً ولا ذَهاباً ولا صفةً كصفةِ المخلوقين , لأنَّ تمامَ الإيمانِ أن يَعرِفَ اللهَ تعالى ولا يشتغِلَ بكيفيَّتِه

«Следует муъмину, чтобы не утверждал Всевышнему ни "место", ни "приход", ни "уход" и ни одного сифата из сифатов присущих творению, поскольку полноценный иман - это чтоб он познал Аллаха Всевышнего и не занимался Его качествами».

Источник: Аль Хаким Ас Самарканди: Ас Савадуль Азам: 66

Стамбул: Мактабату Ясин: 2011 Шафиитский ученый Хафиз Абу Бакр Аль Байхаки (384-458 х/994-1066 м) в своей книге «Аль Асма вас Сифат» приводит от Абу Сулеймана Аль Хаттаби (319-388 х/931-998 м) следующее:

وليس معنى قولِ المسلمينَ إنّ اللهَ استوى على العرشِ هو أنَّه مُمُاسٌّ له , أو متَمكِّن فيه, أو متَحيِّز في جهةٍ من جهاتِه , لكنَّه بائنٌ مِن جميعِ خلْقِه , وإنما هو خبرٌ جاء به التوقيف فقلنا به , ونفينا عنه التكييفَ , إذْ ليس كمثله شيء وهو السميع البصير

«Не является смыслом слов мусульман - "Аллах истава над Троном", - что Он касается его, или же утвердился на нем, или же находится в какой-то из сторон. Однако, (смысл их), что Он отделен от всех творений.

Это то, что пришло в Шариате и мы (также) говорим это и отрицаем образ от Него (Всевышнего), как пришло в аяте "Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий"».

Источник: Абу Бакр Аль Байхаки: Аль Асма вас Сифат: 369

Каир: Аль Мактабатуль Азхарийяту лит Турас Также Хафиз Абу Бакр Аль Байхаки (384-458 х/994-1066 м) в своей другой книге «Аль Итикъад» говорит:

في الجملة يجب أنْ يُعلمَ أنَّ استواءَ اللهِ سبحانه وتعالى , ليس باستواءِ اعتدالٍ عن اعْوِجاجٍ , ولا استقرارٍ في المكان , ولا مُماسّةٍ لشيءٍ مِن خلْقه , لكنَّه مستوٍ على عرْشِه كما أخْبرَ بلا كيف , بلا أين , بائنٌ مِن جميعِ خلقِه

«В общем, обязательно знать, что "истава" Аллаха – субханаху ва таъаля – не является ни выпрямлением искривленного, ни истикърар/утверждением на месте, ни соприкасанием с Его творениями.

Однако, Он - истава над Своим троном так, как Он сообщил, и без "как?", и без "где?", отделен от всех Своих творений».

Источник: Абу Бакр Аль Байхаки: Аль Итикъад: 121

Рияд: Даруль Фадиля: 1420/1999

Известный маликитский ученый, усулий, Кади Абу Бакр Аль Бакъилляни (338-403 х/950-1013 м) в своей книге «Тамхидуль Аваиль фи Тальхисид Далаиль», говорит:

فَإنْ قال قَائِلٌ : أين هو ؟

قِيل له : الأيْنُ سُؤالٌ عن المكان , وليس هو مِمَّن يَجُوز أنْ يَحوِيَه مَكانٌ ولا تُحيطَ به أقْطَارٌ

غير أنَّا نَقُولُ : إنَّه على عرْشِه لا على معنى كوْنِ الجِسمِ بالملاصقة والمجاورة , تعالى عَن ذلك عُلُوّاً كبيراً

«Если спросит спрашивающий: "Где Он (Аллах)? ", ты скажи ему: "Где?" - это вопрос о месте. А Он не является тем, кого охватывают место и стороны.

Однако мы говорим: Поистине Он над Своим Троном, но не в смысле, что Он является телом примыкающим и граничащим с кем-то. Всевышний превыше этого».

Источник: Абу Бакр Аль Бакилляни: Тамхидуль Аваиль: 300-301

Бейрут: Муассасатуль Кутубис Сакъафийя: 1407/1987

Маликитский факих Къади Абдуль Ваххаб Аль Багъдади (362-422 х/973-1031 м) в книге «Шарху Акъидатиль Имам Малик Ас Сагъир» говорит:

واعلم أنَّ الوصْفَ له تعالى بالاستواءِ اتباعٌ للنصِّ ، وتسليمٌ للشرْعِ ، وتصديقٌ لما وصَف نفسَه تعالى به ، ولا يجوز أن يُثبَتَ له كيفيةٌ ؛ لأنَّ الشرْعَ لم يرِدْ بذلك ، ولا أخبرَ النبيِّ عليه السلام فيه بشيءٌ ، ولا سألتْه الصحابةُ عنه ، ولأنَّ ذلك يرجِع إلى التنقُّلِ والتحوُّلِ وإشغالِ الحيَّزِ والافتقارِ إلى الأماكنِ ، وذلك يؤُول إلى التجسيمِ ، وإلى قِدَمِ الأجسامِ ، وهذا كفرٌ عند كافَّةِ أهلِ الإسلام

وقد أجملَ مالكٌ رحمه الله الجوابَ عن سؤال مَن سأله : الرحمن على العرْش استوى , كيف استوى ؟ فقال : الاستواءُ منه غيرُ مجهولٍ , والكيْفُ منه غيرُ معقولٍ , والسؤالُ عنه هذا بدعةٌ , ثم أمَر بإخراجِ السائل

«Знай, что описывание Всевышнего сифатом "истава" является следованием нассам, подчинением шариату, и подтверждением того, чем себя описал Всевышний.

И не дозволяется, чтобы утверждали в отношении Него образ/кейфият. Потому что шариат не объяснил это (образ), и не рассказал Пророк, аляйхис салям, об этом что-либо, и не спрашивали его об этом сподвижники.

(Также не дозволяется) потому что это приводит к переходности, изменчивости, заниманию пространства и к нужде в месте, а это (в свою очередь) приводит к телесности/таджсим и предвечности тел. А это является куфром по мнению всех мусульман.

Поистине хорошо изложил Малик, рахимахуЛлах, в ответе на вопрос, спрашивающего:

"Милостивый истава над Троном", как истава? Он ответил: истава небезызвестно, «как» не поддается разуму, вопрос об этом новшество. Затем он повелел, чтобы спрашивающего вывели».

Источник: Абудль Ваххаб Аль Багъдади: Шарху Акъидатиль Имам Малик Ас Сагъир: 28

Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1423/2002

Ханбалитский ученый Къади Абу Яъля (380-458 х/988-1066 м) в своей известной книге «Аль Мутамад фи Усулиддин» говорит:

وَلا يجوز وصفُه في كلِّ مكانٍ بِأنَّهُ , ولا في مكانٍ

«Нельзя описывать Его тем, что Он везде или в каком-то месте».

Источник: Къади Абу Яъля: Аль Мутамад: 58

Бейрут: Даруль Машрикъ Шафиитский ученый, известный муфассир Абу Музаффар Аль Исфарайини (ум. 471 х/1078 м) в своей известной книге «Ат Табсир фид Дин ва Тамйизуль Фиркъатин Наджийати аниль Фиркатиль Халикин» рассказывая об акиде Спасшейся Группы пишет:

وأنْ تعلمَ أنَّه لا يجوز عليه الكيفيَّة والكمِّية والأيْنِيَّة ، لأنَّ مَن لا مِثلَ له لا يُمكِن أنْ يُقالَ فيه "كيف هو؟" ، ومَن لا عددَ له لا يُقال فيه "كم هو؟" ، ومَن لا أوَّلَ له لا يقال له "مِمَّ كان؟" ، ومَن لا مكانَ له لا يقال فيه "أين كان؟" , وقد ذكَرْنا مِن كتابِ الله تعالى ما يدُلّ على التّوحيد , و نفْيِ التّشْبيهِ , و نفْي المكانِ و الجِهَةِ , ونفْيِ الابْتِداءِ و الأوَّلِيَّة

وقد جاء فيه عن أميرِ المُؤمنِينَ عليٍّ رضِي الله عنْه أشْفَى البَيَانِ حِينَ قِيلَ له : "أين الله؟" , فقال : " إنَّ الذي أيَّنَ الأيْنَ لا يُقال له أيْنَ" , فقيل له : "كيف الله؟" , قال : "إنَّ الذي كيَّف الكَيْفَ لا يُقَال له كيْف

وسأله آخرُ فقال : "ما جِهَة وجهِ الله؟" , فأمَرَ حتى أُوتِيَ بِشَمْعَةٍ , فوضَعها في أُنبُوبة قَصَبٍ , فقال للسائل : "ما وجه هذه الشَّمْعَة وبأيِّ جانب مُختصٌّ؟" , فقال له السائل : "ليس بمُختصٍّ بجانبٍ دُونَ جَانِبٍ" , فقال : "ففيم السؤال إذاً؟

ومعناه : "إذَا جازَ أنْ يكونَ في المخلوقاتِ شَيْءٌ لا اختِصَاصَ له بِجِهةٍ دُونَ جِهَةٍ , لِمَ لا يجوز أنْ يَكونَ خالقُ الخلْقِ غيْرَ مُختصٍّ بجهَةٍ دُونَ جِهَةٍ ؟

«Не дозволяется говорить относительно Него об образе/кайфийят, о численности/каммият и нахождении (в каком-то месте)/айнийят. Потому что в отношении того, которому нет подобного не возможно говорить "какой он?", о том кому не присуще численность не говорится "сколько его?", тому, у кого нет начала не говорится "откуда появился?", о том кому не присуще место не говорится "где он?".

Поистине мы упомянули из Книги Всевышнего Аллаха то, что указывает на единобожие и отрицание ташбиха, места, стороны и начала.

Пришло в отношении этого от Предводителя правоверных Али, радийаЛлаху анх, тонкое разъяснение, когда спросили его "где Аллах?". Он ответил: "Поистине Он тот, кто сотворил "где?", нельзя говорить в отношении Него "где?". Затем спросили: "как Аллах?". Он ответил: "Поистине Он тот, который сотворил "как?", нельзя говорить в отношении него "как?".

Затем спросили: "Какая сторона у Аллаха?". Он повелел, чтобы принесли свечку, затем поставил ее в трубку из пальмы и сказал спрашивающему: "Какая сторона у свечки, какой стороной она обособлена?". Спрашивающий ответил: "Она не обособлена одной конкретной стороной". Али сказал: "Тогда о чем речь?".

Смысл этого в том, что если возможно чтобы творение не было обособленным стороной, то почему не возможно чтобы Творец творений был не обособлен стороной?».

Источник: Абу Музаффар Аль Исфарайини: Ат Табсир: 138

Каир: Аль Мактабатуль Азхарийя лит Турас Один из шарихов на «Сахих» Муслима – Абуль Аббас Аль Къуртуби (578-656 х/1182-1258 м) при разъяснении "хадиса о рабыне" говорит:

وهو لا يصِحُّ إطلاقُه على الله بالحقيقة ؛ إذِ اللهُ تعالى مُنزّه عن المكان ، كما هو مُنزّه عن الزَّمان ، بل هو خالقُ الزمان والمكان ، ولم يزَلْ مَوجودًا ، ولا زمانَ ولا مكانَ ، وهو الآن على ما عليه كان

ولو كان قابلاً للمكان لكان مُختَصًّا به ، ويحتاج إلى مخصِّص ، ولَكان فيه إما مُتحرِّكًا وإما ساكنًا ، وهما أمرانِ حادثانِ ، وما يتّصِف بالحوادثِ حادِثٌ ، على ما يُبسَط القولُ فيه في علم الكلام ، ولما صدَق قولُه تعالى : ليس كمثله شيء

«И это (вопрос где Аллах) нельзя говорить в отношении Аллаха в буквальном смысле. Потому что Всевышний Аллах пречист от места, также как Он пречист от времени. Напротив, Он является Творцом места и времени. Был Аллах, и не было ни места, ни времени, и Он теперь такой же каким был.

Если бы по отношению к Нему было допустимо место, то Он был бы ограничен им и нуждался бы в том, кто ограничил (Его). Также Он был бы в нем (месте) либо в движении, либо в покое, а эти обе (характеристики) сотворенные, а то, что описано сотворенным само сотворенное по тому правилу, которое подробно объяснено в науке калям/акида. И (также это недопустимо) из-за правдивости Всевышнего в Его словах: "Нет ничего подобного Ему"».

Источник: Абуль Аббас Аль Къуртуби: Аль Муфхим: 2/143

Дамаск: Дар Ибни Касир: 1417/1996 Также Абуль Аббас Аль Къуртуби (578-656 х/1182-1258 м) в этой же книге по поводу "хадиса о рабыне" говорит:

تنبيه : ثُمَّ اعلمْ أنَّه لا خِلافَ بَيْنَ المُسْلِمِينَ قَاطِبةً ، مُحَدثِهم ، وفقيههم ، ومتَكلِّمهم ، ومقلِّدهم ، ونُظَّارهم : أنَّ الظَّواهِرَ الوَارِدَةَ بِذكر اللهِ في السَّمَاء ؛ كقوله : {ءَأَمِنْتُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ} , ليستْ على ظاهرها ، وأنَّها متأوَّلةٌ عند جميعهم

أمَّا مَن قال مِنْهم بِالجِهَة ،- فَتِلكَ الجِهَةُ عنده هي جهةُ الفوقِ ، كما جاءَ في الأحاديث - فلا بدّ أن يُتَأَوَّلَ كونُه في السماءِ ، وقد تأَوّلوه تأويلاتٍ ، وأشْبَهُ ما فيه : أنَّ " في " بمعنى : " على " ، كما قال : "ولأصلِّبنَّكم فِي جُذُوعِ النَّخلِ " أي : على "جُذُوعِ النخْلِ" ، ويكون العلوُّ بمعنى الغَلَبة

وأمَّا مَنْ يَعْتَقِد نَفْيَ الجهةِ في حقِّ الله تعالى ، فهو أحَقُّ بإزالةِ ذلك الظَّاهر ، وإجلالِ الله تعالى عنه ، وأَوْلى الفِرَقِ بالتأويل

وقد حصَل مِن هذا الأصل المحقَّق , أن قولَ الجاريةِ : " في السماء " ليس على ظاهرِه باتفاقِ المسلمين ، فيتعيَّن أنْ يُعْتقدَ فيه أنَّه مُعَرَّض لتأويل المتأوِّلين ، وأنَّ مَنْ حمَله على ظاهرِه فهو ضالٌّ مِن الضَّالِّينَ

«Затем знай, что нет разногласий среди мусульман, мухаддисов, мутакаллимов, мукаллидов и исследователей (в том, что): Захир нассов, в которых упомянуто, что "Аллах в небесах", как в аяте, "Разве вы не уверуете в Того, кто в небесах", все это не с буквальным внешним смыслом, и все мусульмане делают им таъвиль/толкование.

Что касается тех, кто говорит о стороне - и это сторона у них "над", как пришло в хадисах - то необходимо, чтобы они толковали (слова указывающие на) бытие Его в небесах. И они толкуют это разными толкованиями. Наиболее подходящим является, что "фи/в" в смысле "аля/над", как сказал Всевышний: "И распну вас "фи/в" стволах пальмы", то есть аля/на "стволах пальм". И бывает "улюв/возвышенность" в смысле величия.

А что касается тех, кто исповедуют убежденность отрицания стороны в отношении Аллаха Всевышнего, то они наиболее достойны, чтоб убрать внешний смысл и сделать Аллаха Всевышнего превыше этого (внешнего смысла) и у них самое хорошее толкование.

Итогом из этой утвержденной основы является то, что слова рабыни "в небесах" не в буквальном смысле по единогласию мусульман. Из этого становится ясным, что надо их толковать. А те, кто восприняли их внешне (в буквальном смысле) являются заблудшими из заблудших».

Источник: Абуль Аббас Аль Къуртуби: Аль Муфхим: 2/144-145

Дамаск: Дар Ибни Касир: 1417/1996 Известный шафиитский ученый, Хафиз Ибн Хаджар Аскъалани (773-852 х/1372-1449 м) в своем шархе на «Сахих» Бухари, «Фатхуль Бари» приводит от Абу Сулеймана Аль Хаттаби (319-388 х/931-998 м) следующее:

وقوله : فَأَسْتَأْذِنُ عَلَى رَبِّي فِي دَارِهِ فَيُؤْذَنُ لِي عَلَيْهِ , قال الخطابي : هذا يُوهِم المكانَ واللهُ منزَّهٌ عن ذلك , وإنما معناه في داره الذي اتخذها لأوليائه وهي الجنة وهي دار السلام ، وأضيفت إليه إضافة تشريف مثل بيت الله وحرم الله

«И его (Пророка, салляЛлаху аляйхи ва саллям) слова: "Затем я попрошу разрешения (войти) в дом моего Господа, и мне будет позволено зайти к Нему". Сказал Хаттаби:

"Эти слова дают ложное представление о том, что у Аллаха есть место, но Он абсолютно чист от этого. И их смысл: "Попросил разрешение для входа в дом, который Он сделал для Его любимцев, а этот дом – Рай, и он есть дарус-Салям.

И относят слово дом к Аллаху для возвеличивания, так же как относят к Нему Каабу словами "дом Аллаха" или "харам Аллаха"».

Источник: Ибн Хаджар Аскъалани: Фатхуль Бари: 17/438

Рийяд: Дарут Тайба: 1426/2005 Шафиитский факих Абу Бакр Ибн Фурак Аль Асбахани (ум. 406 х/1015 м) в своей книге «Мушкилюль Хадис ва Байанух», говорит:

أَنْتَ الأوّلُ فَلَيْسَ قَبلَك شَيْءٌ , وَأَنتَ الآخِر فَلَيْسَ بعْدَك شَيْءٌ وَأَنتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقك شَيْءٌ وَأَنتَ الْبَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَك شَيْءٌ , اقْضِ عَنَّا الدَّيْنَ وأعِذْنا مِن الْفَقْرِ

واعْلمْ أَنَّ هَذَا الْخَبَرَ يُبَيِّنُ صِحَّةَ مَا فِي قُلْنَا تَأْوِيل وَصْفِ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنَّهُ لَا فَوْقَ كُلِّ شَيْءٍ عَلى مَعْنَى الْمَسَافَةِ والمِساحَةِ , وَذَلِكَ أَنَّ كلَّ مَا كَانَ فَوق شَيْءٍ عَلى معْنى المَساحَة والتَّمَكّن فِيهِ والعُلُوّ عَلَيْهِ على على مَا كَانَ هَذَا الْوَجْه دُونَه شَيْءٌ وَهُوَ عَلَيْهِ مِن الْمَكَان

فَلَمَّا أبانَ صلّى الله عَلَيْهِ وَسلّم أَنّه لَيْسَ دُونَه شَيْءٌ عَلِمنَا أَنّ معْنى أَنّه فَوْقَ كلِّ شَيْءٍ لَا عَلى معْنى التَّمْكِين والمِساحَة والمَسافَةِ

وَقد أوْهَم هَذَا الْقَائِلُ خِلافَ ذَلِك وَهَذَا الَّذِي رُوِيَ من الْخَبَر يَدُلّ عَلى فَسَادِ مَا أَوْهَمَهُ

«"О Аллах, Ты первый и не было ничего до Тебя. Ты последний и нет ничего после Тебя. Ты Захир/Явный и нет ничего над Тобой. Ты Батын/Скрытый и нет ничего под Тобой. Избавь же нас от долга и избавь нас от бедности!".

Знай же, что этот хадис разъясняет действительность того, что мы говорим в толковании описания Аллаха, азза ва джалля, что Он над всякой вещью, но не в смысле пространства и расстояния. Потому что всякое, что находится над чем-то в смысле пространства и занимания места в нем, и (также бывает) возвышенным (улювв) над ним (чем-либо) в этом же смысле, то под ним (тоже) бывает что-либо и они оба бывают на пространстве.

И когда Посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи ва саллям, разъяснил что "нет под Ним ничего" то мы понимаем что "Он над каждой вещью" не в смысле пространства, расстояния и занимания места.

Говорящий это (что Аллах над чем-то в смысле пространства) вообразил противоположное этому (выше данному разъяснению). И этот переданный хадис указывает на порочность и недействительность того, что он вообразил».

Источник: Абу Бакр Ибн Фурак: Мушкилюль Хадис ва Байанух: 1/395

Бейрут: Алямуль Кутуб: 1985

Хафиз Абу Бакр Аль Байхакъи (384-458 х/994-1066 м) в своей книге «Аль Асма вас Сифат» говорит:

واسْتَدلَّ بعضُ أصْحابِنا في نفْيِ المَكانِ عنْه بِقَولِ النَّبِيّ عَليْه الصَّلاةُ والسَّلامُ: "أنتَ الظّاهرُ فليْس فَوْقكَ شَيْءٌ ، وأنتَ الباطنُ فليْس دُونَك شيءٌ" , وإذَا لَمْ يَكنْ فَوقَه شيءٌ ولا دُونَه شيءٌ لمْ يَكنْ في مَكانٍ

«Некоторые наши сторонники приводят слова Пророка, алейхи ссаляту ва ссалям: "Ты Захир/Явный, и нет ничего над Тобой, Ты Батын/Тайный, и нет ничего под Тобой", в качестве доказательства того, что Аллах не занимает место. Ведь, если ничего нет ни под Ним, ни над Ним, значит, Он не занимает место».

Источник: Аль Байхакъи: Аль Асма вас Сифат: 406

Каир: Даруль Хадис: 1426/2005

Известный муфассир Абу Исхакъ Ас Саъляби Ан Нейсабури (ум. 427 х/1035 м) в своем известном, как «Тафсирус Саъляби» тафсире под названием «Аль Кашф валь Баян фи Тафсириль Къуран» в толковании 210-го аята Суры Бакъара, говорит:

ثُم اختَلفوا في تأويلِها

ففسَّره قومٌ على الإتيَانِ الذي هو الإنْتقال مِن مكان إلى مكان , وأدْخلوا فيه "بلا كيف" يدل عليه ظواهرُ أخبار ورَدت لم يعرِفوا تأويلَها , وهذا غير مَرضيٍّ من القولِ , لأنه إثباتُ المكان لله سبحانه , وإذا كان متمكناً وجب أن يكونَ مَحدُوداً متَنَاهياً ومُحتَاجاً وفقيراً , وتعالى الله عن ذلك علوّاً كبيراً

وقال بعض المحقِّقين الموفَّقين أظنّه عليَّ بن أبي طالبٍ : من زعَم أنَّ اللهَ تعالى مِن شيءٍ أو في شيءٍ أو على شيءٍ فقد ألْحَد , لأنه لو كان مِن شيءٍ لكان مُحدَثاً , ولو كان في شيءٍ لكان مَحصُوراً , ولو كان على شيءٍ لكان مَحمُولاً

وسكَت قومٌ عن الخَوْضِ في معْنى الإتْيَانِ , فقالوا : نؤمِن بظاهره ونَقِف عن تفْسِيرِه ؛ لأنّا قد نُهينا أنْ نقولَ في كتابِ الله تعالى ما لا نَعلمُ ولم ينبِّهْنا اللهُ تعالى ولا رسولُه على حقيقةِ معناه

قال يحيى : هذه من المَكتوم الذي لا يُفسَّر

وكان مالكٌ والأوْزَاعِيّ ومحمدٌ وإسحاقُ وجماعةٌ مِن المشايخِ يقولونَ فيه وفي أمْثَالِه : أمِرُّوهَا كَمَا جاءت بلا كيْفٍ

«Есть разногласия в её (итйан) толковании:

Одна группа токовала это, как "приход", который является перемещением с места на место и "без образа". (По их мнению) на это указывает захир этих сообщений, та’виль, которых они не знают. Эти их слова не являются удовлетворительными. Так как это означает утверждать место Аллаху, пречистому. Если бы Он был бы утвержденным в каком-либо месте, то это обязывало бы, чтобы Он был ограниченным, предельным, нуждающимся и бедным. Превыше Аллах от всего этого великим превознесением!

Сказали некоторые из мухаккыков, я (даже) предполагаю, что это Али ибн Аби Талиб: "Тот, кто думает, что Аллах Всевышний из какой-либо вещи, или же в какой-либо вещи, или же на какой-либо вещи, то он совершил ильхад (куфр). Поскольку если бы Он был из какой-либо вещи, то был бы сотворенным, а если был бы в какой-либо вещи, то был бы ограниченным, а если был бы на какой-либо вещи, то был бы несомым (переносимым)".

Одна группа воздержалась от углубления в смысл итйан, и сказали: "Мы верим в ее захир и воздерживаемся от разъяснения смысла (тафсира). Так как запрещено нам говорить в отношении Книги Аллаха то чего мы не знаем. И ни Всевышний Аллах, ни Пророк не раскрыли истинный смысл этого".

Сказал Яхья: "Это (итйан) из скрытых (от нас) вещей и в отношении них не делают тафсир".

Малик, Авзаи, Мухаммад (бин Хасан Аш Шайбани), Исхак (бин Рахавейх) и группа из шейхов говорили в отношении этого и подобного им (муташабих аятов): "Проходим, как пришли, без кейфиййи (как?)"».

Источник: Абу Исхакъ Ас Саъляби: Аль Кашф валь Баян: 2/129

Бейрут: Дар Ихьяит Турасиль Араби: 1422/2002 Известный усулий Сайфуддин Аль Амиди (551-631 х/1156-1233 м) в книге «Гъаятуль Марам фи Ильмиль Калям», говорит относительно танзиха Всевышнего Аллаха:

بيانُ ما لا يجوز على الله تعالى

معتقدُ أهلِ الحق أن الباريَ لا يُشبِه شيئاً مِن الحادثات , ولا يُماثِله شيءٌ مِن الكائنات , بل هو بذاته منفرِدٌ عن جميعِ المخلوقات , وأنه ليس بجوْهرٍ ولا جسمٍ ولا عَرَضٍ , ولا تحُلُّه الكائناتُ , ولا تُمازِجه المحادثاتُ , ولا له مكانٌ يَحْوِيه , ولا زمانٌ هو فيه , أوَّل لا قبلَ له , وآخِرٌ لا بعدَ له , ليس كمثْلِه شيءٌ وهو السميعُ البصير

«Разъяснение того, что недопустимо в отношении Аллаха Всевышнего:

Убеждения ахлю хакк – это то, что Аль Бари (Аллах) не схож (шабих) ни с одним из творений, и что неподобно (мисль) Ему ничего из существующего.

Наоборот, Он сущностью отделен от всех творений. Также, Он не является джавхаром (неделимая частица), джисм (телом) и арад (акциденция). И не растворены в Нем существуемое и не смешано в Нем сотворенное. Нет места охватывающего Его, и нет времени в котором бы Он был. Первый, который не было до Него никого, последний, который после Него не будет никого. Нет ничего подобного Ему. Он Слышащий, Видящий».

Источник: Сайфуддин Аль Амиди: Гъаятуль Марам фи Ильмиль Калям: 158-159

Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1424/2004 Ханафитский ученый Джамалюддин Аль Гъазнави (ум. 593 х/1197 м) в книге «Усулюддин» говорит:

- 23فصل

صانع الْعَالم لَا يُقَال لَهُ : "أَيْن هُو؟َ "لِأَن" أَيْن؟ "يُسْتخبَر بِهِ عَن الْمَكَان , وَلَا مَكَان لَهُ

«Глава -23

Творец Знающий, не говорят в отношении него "где Он?". Потому что вопросом "где?" спрашивают о месте, а Ему не присуще место».

Источник: Джамалюддин Аль Гъазнави: Усулюддин: 81

Бейрут: Даруль Башаириль Исламийя: 1419/1998

Маликитский ученый Абу Абдуллах Аль Къуртуби (600-671 х/1204-1274 м) в книге «Аль Асна фи Шархи Асмаилляхиль Хусна» приводя мнение ученых, что приписывать Всевышнему Аллаху стороны и место является батыль, говорит:

الله تعالى - جلَّ وعزَّ - وتنزَّه عن الجهة والمكان

«Всевышний Аллах – Всемогущ Он и Велик – пречист от стороны и места».

Источник: Абу Абдуллах Аль Къуртуби: Аль Асна: 2/144

Дарус Сахаба: 1416/1995 Имам Къуртуби в той же книге, приводя множество мнений обладателей знания относительно "истива" Всевышнего Аллаха, называет тех, кто понимает "истива" в смысле занимания места муджассимами:

والثامن : قول المجسمة : أنه سبحانه على العرش بمعنى استقرارِ الكائنِ في المكان , سبحانه عن ذلك

«Восьмое: Это слова муджассимов. Они говорят: "в Всевышний над аршем утверждения смысле, существующий в (определенном) месте. Пречист Господь от этого».

Источник: Абу Абдуллах Аль Къуртуби: Аль Асна: 2/124

Дарус Сахаба: 1416/1995 Он же, в своем известном тафсире в толковании "Аяталь Курси" разъясняя смысл "Аль Алий" (Возвышенный), говорит:

يُراد به علوُّ القَدْر والمَنْزِلة لا علوُّ المكان ؛ لأنَّ اللهَ منزَّهٌ عن التحيُّز. وحكى الطبريُّ عن قومٍ أنهم قالوا : هو العلِيُّ عن خلْقِه بارتفاعِ مكانِه عن أماكنِ خلْقه

قال ابن عَطِيّةَ : وهذا قولُ جهلةٍ مجسِّمينَ ، وكان الوجه ألَّا يُحكى

«(Под словом "Возвышенный") имеется в виду возвышенность степени и возвышенность ранга и достоинства, а не возвышенность как буквальное нахождение наверху. Ибо Всевышний Аллах совершенно чист и свободен от того, чтобы занимать место в пространстве.

Передает Табари от группы людей, которые говорят следующее: "Он (Аллах) Возвышенный в смысле буквального возвышения Своего над творением через возвышенность Своего места от места своих творений".

Сказал по поводу этой цитаты Ибн Атийя: "Так говорят невежды муджассима (антропоморфисты) и (посему) имеется (серьезное) основание для того, чтоб не передавать и не рассказывать подобные слова».

Источник: Абу Абдуллах Аль Къуртуби: Аль Джами ли Ахкамиль Къуран: 4/279

Бейрут: Ар Рисаля: 1427/2007 Известный муфассир Абу Хаййан Аль Андалуси (654-745 х/1256-1344 м) в своем тафсире «Бахруль Мухит» в толковании 64-го аята Суры Аль Маида, говорит:

مُعتقَد أهلِ الحقِّ أنَّ اللهَ تعالى ليس بجسْمٍ وَلَا جارِحةَ لَه ، وَلَا يُشبِه بِشيْءٍ مِن خَلقِه ، وَلَا يُكَيَّفُ ، وَلَا يَتحَيَّز ، وَلَا تَحُلُّه الحَوادِثُ ، وكُلُّ هَذا مُقَرَّر في عِلم أصولِ الدِّين

وقال قومٌ مِنهم القَاضي أبو بكر بن الطَّيِّب : هذه كلُّها صِفَاتٌ زَائِدةٌ عَلى الذَّات ، ثابِتةٌ لِلّه تَعالى مِن غَير تَشبيهٍ ولَا تَجديد

وقال قومٌ مِنهم الشَّعْبِي ، وابنُ المُسَيَّب ، والثَّوْري : نُؤمِن بِها وَنُقِرُّ كَما نَصَّتْ ، وَلَا نُعَيِّنُ تَفسيرَها ، ولا يُسبَق النظَر فيها

«Убеждения Ахлюль Хакк это - что Всевышний Аллах не является телом и нет у Него органа. Он не похож ни на одно из творений. Ему не придают образ, и не ограничивают местом и не растворен Он в творениях. Все это утверждено в науке усулюддин (акида).

Сказала одна группа и из них Къади Абу Бакр бин Таййиб (Аль Баккиляни): "Все эти сифаты добавочные к Сущности (т.е не являются Сущностью, но в то же время нельзя отделять их) установленные Аллаху Всевышнему без уподобления и обновления".

Сказала также группа и из них Аш Шаъби, (Саид) Ибн Мусаййаб и (Суфйан) Ас Саври: "Мы в них верим и утверждаем (икърар) их, как они пришли в нассах (Коране и Сунне). Мы не даем им определенного толкования и не углубляемся в них"».

Источник: Абу Хаййан: Бахруль Мухит: 3/534-535

Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1413/1993 Ханбалитский ученый Ибнуль Факих Къисса, который брал знания от таких ханбалитских ученых, как Мансур Аль Бухути, Мари Аль Карми, Йусуф Аль Фатухи и других, известный под именем Абдуль Бакъи Аль Мавахиби (1005-1071 х/1596-1661 м) в своем послании по акиде «Аль Айн валь Асар фи Акъаиди Ахлиль Асар», говорит:

ويجب الجزمُ بأنَّ اللهَ تعالى ليس بجوْهرٍ، ولا جسمٍ ، ولا عرَضٍ ، ولا تحلُّهُ الحوادثُ ، ولا يحُلُّ فى حادثٍ ، ولا ينحصِر فيه , فمَن اعتقد , أو قال: " إن الله بذاته فى مكانٍ ", فكافرٌ

بل يجب الجزمُ بأنه سبحانه وتعالى : بائنٌ مِن خلقِه ، فكان ولا مكانَ ، ثم خلَق المكانَ ، وهو كما كان قبلَ خلقِ المكانِ ، ولا يُعرَف بالحواسِّ ، ولا يُقاس بالناس ، فهو الغنيُّ عن كلِّ شيءٍ ، ولا يستغني عنه شيءٌ ، ولا يُشبِه شيئًا ، ولا يُشبِهه شيءٌ

«Обязательно иметь твердую убежденность, что Всевышний Аллах не является джавхаром/неделимой частицей, телом, акциденцией, что в нем не растворены творения, и Он не растворен в творении, и не бывает ограниченным в них (творениях).

И тот, кто убежден, или скажет, что "Аллах сущностью своей в (каком-либо) месте", тот становится кафиром.

Напротив, должно быть твердое убеждение, что Аллах, субханаху ва таъаля, отделен от творений. Он был и не было места. Затем сотворил место, и Он (остался) таким же, как был до сотворения места. Его не познают органами чувств, не проводят аналогию с людьми. Он не нуждается ни в чем и все нуждается в Нем. Он не похож ни на что и ни что не похоже на Него».

Источник: Абдуль Бакъи Аль Мавахиби: Аль Айн валь Асар: 34

Даруль Мамун лит Турас: 1407/1987 Маликитский ученый Абуль Хасан Ас Сафакъиси (1053-1118 х/1643-1706 м) в своей книге «Такърибуль Баид Шарху Джавхараль Тавхид», говорит:

والتّوحِيد : أنْ تُثبِت ذاتاً مَوصوفةً بالصفاتِ , منَزَّهةً عن النقائص , مخالِفةً للحوادث . قال بعضُ الحكماء : أصول التوحيد أربعةٌ

أوّلها : العِلم بوحدانيّة الله تعالى

والثاني : أنْ تعلَمَ أنّه منزَّهٌ عن الكيفيّة

والثالث : أنْ تعلَمَ أنّه مُتَعالٍ عن الكمِّيّة

والرابع : أنْ تعلَمَ أنّه مُتَعالٍ عن الأيْنيّة

«Таухид: Это подтверждение тобою – сущности, описанной сифатами, пречистой от недостатков и неподобной творениям.

Сказали некоторые обладатели мудрости: Основ таухида четыре:

1. Знание о единственности Аллаха Всевышнего,

2. Знание о том, что Он пречист от кайфия (образа),

3. Знание о том, что Он превыше от каммия (количественности),

4. Знание о том, что Он превыше от айнийя (нахождения в каком-либо месте)».

Источник: Абуль Хасан Ас Сафакъиси: Такърибуль Баид: 38

Бейрут: Муассасатуль Маариф: 1429/2008 Хвала Аллаху.