• Название:

    Откр 20


  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Глава 20:Первое и второе воскресение

Стихи 1-3: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, которыйесть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и за­ключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время».

Описанные в хронологическом порядке в начале главы события, кажется, присоединяются к предыдущим событиям. Здесь возникают следующие во­просы: Кто этот ангел, сходящий с неба? Какой ключ и какую цепь он держит в своей руке? Что такое бездна? Что означает заключение сатаны на 1000 лет?

  • Ангел.- Не Христос ли этот ангел, как некоторые предполагают? - Оче­видно, нет. Яркий луч света падает из древнего прообразного служения на эти тексты. Христос - Великий Первосвященник евангельской эпохи. В Ветхом Завете первосвященник брал обыкновенно двух козлов в день очищения и бросал о них жребий: один жребий - Господу, а другой - козлу отпущения. Козел, на которого выпадал жребий для Господа, закалывался, и кровь его вносилась во святилище как жертва примирения за детей Израилевых. По­сле этого исповедовались грехи народа над головой другого козла (козла отпущения), который потом уводился в пустыню, т. е. в необитаемую

мест­ность, нарочным человеком. Итак, если внастоящее время Христос является Первосвященником, то последующими доказательствами мы покажем, что козел отпущения представляет собой сатану.

  • Еврейское слово, обозначающее козла отпущения(см. Левит 16:8),-«Азазель».Согласно этому тексту Вильям Дженкс в своем комментарии подает его как «козел отпущения». Спенсер считает, придерживаясь древних мнений евреев и христиан, что«Азазель»- это имя дьявола, так же полагает и

Роззенмюллер. В сирийском переводе стоит «Azzail» - «сильный ангел, который взбунтовался».1

Последнее выражение совершенно очевидно указывает на дьявола. Таким образом, мы имеем определение термина Писания на двух древних языках, согласованное с древним мнением христиан, утверждающих, что козел отпущения является прообразом сатаны. Чарльз Бичер говорит: «Лучше всего подтверждают это множество древ­нихпереписей и переводов, которые излагают, что «Азазель» - это собственное имя, ибо в халдейском переводе и арамейском переводе Онкелоса и Ионатана, точно был бы дан перевод, если бы оно не было собственным именем, то они бы не перевели его. Септуагинта, илидревне-греческое издание Священного Писания, переводит это слово «Апопомпаиос». Этим словом греки обозначали злого бога, которого они время от времени умилостивляли жертвами. Дальнейшее подтверждение находится также в книге «Енох», где под словом «Азалзель» (очевидно, искажение слова «Азазель») обозначается один из павших ангелов;

из этого ясно вытекает, в каком смысле иудеи того времени употребляли это слово.

«Еще одно доказательство появляется, когда мы обращаемся к арабским сочинениям, где Азазель употребляется, как имя злого духа. А также мы имеем доказательство из еврейского сочинения «Зогар» и свидетельство кабалисти­ческих и раввинских писателей. Они сообщают, что евреи часто употребляют поговорку: «День примирения - дар Замаилю». По этой жепричине Моисей Джерандиненсис считает себя вправе утверждать, что это была не столько жертва, но просто исполнение одной из заповедей, данных Богом.

«Еще один шаг в доказательствах - это то, что мы видим, что это же самое мнение перешло от иудейской церкви в христианство. Ориген был самым

об­разованным из отцов церкви, и поэтому в таком вопросе, как этот (значение еврейского слова), мы можем полагаться на его свидетельство. Он говорит: «То, кто в Септуагинте назван словом «Апопотпаиос», и в еврейском - «Азазель» есть никто иной, как дьявол».

«Поэтому ввиду трудностей, сопровождающих любое другое мнение, и в виду всех этих свидетельств, Хенгстенберг с уверенностью утверждает, что Азазель - это ничто иное, как другое имя сатаны»2.

2) В общепринятом понимании слова термин«козел отпущения»приме­няется к любому, кто противится требованиям справедливости; и если при­менение этого термина к нему не согласуется с нашими понятиями о характере и славе Христа, то каждый заметит, что он очень подходит для определения дьявола, который в Писании называется клеветником, противником, ангелом бездны, Веельзевулом, Велиаром, драконом, врагом, злым духом, отцом лжи, убийцей, князем тьмы, змеем, искусителем и т. д.

3)Третья причина для такой позиции - это то, как она гармонирует с событиями, которые будут происходить в связи с очищением Небесного святилища, как нам открыто в Писаниях истины.

В прообразе мы видим, что: а) грех нарушителя переносится на жертву; б) грех посредством служения священникаи крови жертвы переносится во святилище; в) в десятый день седьмого месяца священник с кровью жертвы за грех народа удаляет все грехи из святилища и возлагает их на голову козла отпущения; г) козел уносит их в землю необитаемую(см.Левит 1:1-4;4:3-6;16:5-10,15,16, 20-22).

Параллельно этим событиям мы видим в данном образе следующее: а) великую жертву примирения на горе Голгофе; б) перенесение грехов тех, которые верой воспользовались заслугами Крови Христа, в новозаветнее святилище, пока Он приносит примирительную жертву; в) удаление грехов Его народа из святилища, после того, как Он снимает с Себя должность Перво­священника истинной скинии(см.Евреям 8:2),и возложение их на голову виновника - козла отпущения, который есть дьявол; г) высылкасатаны в землю необитаемую.

Это, по нашему мнению, и есть сцены, описанные в вышеприведенных стихах. Служение во святилище в описанное здесь время окончилось. Христос возлагает на голову дьявола грехи, перенесенные в святилище, которые более не приписываются святым, а он после этого отводится в место, называемое «пустыней» (бездной), не рукой Первосвященника, а другой личностью, точно так, как и в библейской скинии. Поэтому ангел этот-не Христос. Для полного рассмотрения этого вопроса смотрите книгу «Взирая на Иисуса» или «Христос в образе и прообразе».

2.Ключ и цепь.- Мы не можем предполагать, что ключ и цепь были буквальными. Они скорее используются, как символы власти и авторитета, которыми в данном случае был облечен ангел.

3.Бездна.- Это слово в древнем тексте обозначает, прежде всего, глу­бокую бездонную пропасть, а также темное, безлюдное место, место смерти. Так, например, вОткровение 9:1,2оно употреблено в отношении Аравийской пустыни; вРимлянам 10:7означает могилу; но место, которое особенно от­крывает нам значение этого слова, - этоБытие 1:2, где мы читаем: «И была тьма над глубиною»,это слово - та же бездна (русский перевод Библии так и гласит:«И была тьма над бездною»).Однако мы все знаем, что значит слово «бездна» в данном случае; оно относится именно к хаотическому (первона­чальному) состоянию нашей земли. Именно это и есть то значение, в котором оно употребляется в

3 cm. 20 главы. Ибо мы должны помнить, что земля в то время будет кладбищем, местомопустошения и смерти. Могучий голос Бога потрясет землю до ее основания; острова и горы будут сдвинуты со своих мест; великое землетрясение сравняет с землей могущественные сооружения человеческих рук; последние семь язв оставят свои печальные следы на земле; ослепляющая слава Сына Человеческого при Его явлении также сыграет свою роль во всеобщем опустошении; нечестивые будут истреблены в великой бит­ве, их отвратительные тела и бледные кости останутся лежать по всей земле никем не погребенными и не оплаканными. Земля станет опустошенной,

и бесплодной(см. Исаии24:1).Также стихи вИеремии 4:19-26(главным образом23 cm.)свидетельствуют о том, что земля в конце будет опять находиться в своем первоначальном состоянии запустения и хаоса. И какой лучший термин, чем бездна, можно употребить, чтобы описать землю, совершающую свое движение в темноте и запустении на протяжении тысячи лет? Здесь сатана будет заключен в течение всего этого времени среди руин, которые косвенно совершены его руками. Он не сможет убежать из этого жилища горя или хотя бы немного восстановить эти руины.

4.Сатана скован.- «Теперь происходит событие, прообразом которого было последнее торжественное служение в День Искупления. После того, как заканчивалось служение во Святом Святых, и грехи Израиля были удалены из святилища посредством крови жертвы за грех, пред лицо Господа приводили козла отпущения, и в присутствии всего народа первосвященник исповедовал«над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехиих» и возлагал их на голову козла (см. Левит 16:21).Подобным же образом будет завершено и дело очищения в Небесном святилище: в присутствии Бога, небесных ангелов и сонма искупленных людей грехи народа Божьего будут возложены на сатану, и он будет объявлен виновником всего того зла, к которому побуждал их. И как козел отпущения отсылался в необитаемую пустыню, так и сатана будет изгнан на опустошенную землю, в необитаемую мрачную пустыню».3

Мы все знаем, что если сатана хочет обольщать, то он должен иметь и существа, которых он заманивал бы в свою сеть. Если же их нет, то он ничего не может сделать. В течение его 1000-летнего заключения на земле все святые будут на небе, вне пределов его влияния, все нечестивые же будут мертвы, поэтому он уже не сможет обманывать их. Его круг деятельности будет огра­ничен, ибо он будет прикован к земле, и, таким образом, он обречен на состо­яние безнадежной бездеятельности на протяжении всего этого периода. Для него, который 6000 лет был неутомимо деятельным в искушении, это будет действительно самым тяжелым наказанием.

Согласно этому,«сковывание»сатаны означает, что существа, над кото­рыми он работает, будут находиться вне пределов его досягаемости, и его освобождение должно означать, что они, т. е. существа, через воскресение опять станут живыми, так что он снова возымеет над ними свою власть. Услышав это объяснение, некоторые смеются, говоря нам, что мы ошиблись сторонами, так как связали нечестивых, а не сатану. Однако, как часто в еже­дневной жизни мыслышим такие выражения: «Мой путь был полностью заблокирован», «Мои руки были связаны» и т. д. Но, когда люди используют эти выражения, неужели мы буквально понимаем, что на их пути в путеше­ствии было воздвигнуто непреодолимое препятствие или что их рукибыли буквально связаны веревками? - Нет, мы понимаем, что сложившиеся обсто­ятельства помешали им что-то совершить. Точно также и здесь: почему люди не позволяют иметь Библии ту же свободу в речи, которую они без вопросов и без насмешек используют в своемежедневном общении? Более того, здесь мы видим большие ограничения во власти сатаны, что также может быть названо«сковыванием».Он уже не может перемещаться в пространстве и посещать другие миры, но прикован к земле, как люди, и больше никогда ее не покинет. Место, которое он разрушил, теперь становится его мрачной тюрьмой, пока он не будет уничтожен в конце тысячи лет.

«На протяжении тысячи лет сатана будет бродить по опустошенной зем­ле и видеть результаты своего восстания против Закона Божьего. Это время будет особенно мучительным для него. Со времени падения в своей непре­рывной деятельности, он не имел времени для размышления, но теперь ему, лишенному своей власти, останется только размышлять о той роли, какую он играл, начиная с того времени, когда впервые возмутился против Небесного правления, и с трепетом и ужасом смотреть на страшную будущность, когда должен будет страдать за все причиненное им зло и понести наказание за грехи, причиной которых он был».4

Стихи 4-6: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Про­чие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».

Возвышение святых.- В вышеприведенных стихах апостол Иоанн опять обращает наш взгляд от мрачного заточения дьявола на победивших и торжествующих святых, царствующих со Христом. Они все вместе опреде­ляют наказание нечестивым, соответственно их злых дел. Иоанн обращает наше внимание на два класса святых: во-первых, мучеников, т. е. тех, которые были обезглавлены за свидетельство Иисуса; во-вторых, тех, которые не по­клонились зверю и его образу. Класс, который не принял начертание зверяи его образа, - это те, которые слышат и повинуются Третьей вести из 14 главы Откровения. Это не те, которые были обезглавлены за свидетельство Иисуса (как некоторые считают и хотят, чтобы мы поверили, что последнее поколение святых должно быть убито). Слово «ботк;»(hostis)«которые»в выражении«которые не поклонились зверю»показывает, что этим вводится другой класс.

В греческом переводе стоит слово «бс;»(hos),которое Лиддель и Скотт объясняют следующим образом: «кто бы ни», «что бы ни»,«кто-нибудь», «что-нибудь». Иоанн видел, что мученики образуют один класс, а те, которые не поклонились зверю и образу его, - другой.

Правда, что слово «ботк;»(hostis)иногда употребляется как простое от­носительное местоимение, как например,во2 Коринфянам 3:14; Ефесянам 1:23, но никогда в таком порядке слов, как выше, иначе ему предшествует союз «кои»(kai)«и».

Между тем, если кто-либо возразит, что мы в слова«и те, которые не поклонились зверю»включаем миллион язычников и грешников, которые не поклонились зверю (следовательно, приписываем им тысячелетнее царство со Христом), то мы ответим тем фактом, что предыдущая глава окончилась уничтожением нечестивых, и печать смерти будет пребывать на них в течение 1000 лет, а Иоанн видит только праведников, единственных имеющих участие в первом воскресении.

Чтобы избежать доктрины о двух воскресениях, некоторые считают, что слова«прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет»яв­ляются вставкой, которой нет в оригинале. Даже если это так, то это не опро­вергает основное предложение, что только умершие праведники воскресают в«первомвоскресении»и что есть второе воскресение тысячу лет спустя, в котором все нечестивые выходят из своих могил. Однако, эта критика не имеет основания. Все ученые против этого. В пересмотренном издании английской Библии относительно этого текста не указано, что он не был найден в древних рукописях...

Два воскресения.-«Прочие же из умерших не ожили, доколе не окон­чится 1000 лет».Какие бы возражения ни делали люди, это место ясно говорит, что будет два воскресения: первое - это воскресение праведников в начале 1000 лет и второе - воскресение нечестивых в конце 1000 лет. Над теми, которые будут иметь участие в первом воскресении, вторая смерть не будет иметь власти. Они смогут пройти неповрежденными через то, что уничтожает нечестивых. Это те, которые могут жить при пожирающем огне, при вечном пламени(Исаии 33:14,15);они выйдут и увидят трупы людей, отпавших от Господа,«ибо червьих не умрет, и огонь их не угаснет» (Исаии 66:24).Разница между праведными и нечестивыми здесь очевидна, потому что, если Господь для последних будет уничтожающим огнем, то для Своего народа Он - Солнце и Щит.

Пробуждение нечестивых.- Нечестивыебудут пробуждены по окон­чании 1000 лет и будут жить, как и прежде, на земле. Отрицать это значит отвергать Писание. Об их физическом состоянии после пробуждения мы ничего не знаем, хотя некоторые имеют обыкновение говорить, что то, чего мы, безусловно, лишились через Адама, точно так же, безусловно, получим через Христа. Нам не нужно между тем неограниченно применять эту фразу к физическому состоянию, потому что мы многое потеряли в телосложении и силе, однако, нет необходимости восстанавливать все это длянечестивых. Если они получат обратно среднее духовное и физическое состояние человека, которое они имели при жизни или в период времени их испытания, этого бу­дет достаточно, чтобы сознательно получить воздаяние за свои дела, которые они делали, живя в теле.

Стихи 7-10: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, иокружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

«Лишенный власти и отстраненныйот дела обольщения, князь зла тысячу лет находился в жалком и подавленном состоянии; однако, как только

вос­кресают нечестивые, и он видит такое огромное множество на своей стороне, надежда его оживает, и он твердо решает не сдаваться в великой борьбе. Онхочет собрать все эти полчища погибших под свое знамя и попытаться вместе с ними осуществить свои планы. Нечестивые являются пленниками сатаны. Отвергнув Христа, они согласились на господство мятежного предводителя. Они готовы принимать его предложения иисполнять его приказы. Однако, оставаясь верным своей прежней хитрости, он не признается, что является сатаной. Он выдает себя за князя, законного владельца мира, наследство ко­торого было незаконным образом отнято, и представляется своим обманутым подданным как освободитель, заверяя их, что это его сила подняла их из могил, и что он теперь намеревается освободить их от жесточайшей тирании».5

Уничтожение нечестивых людей.- В конце 1000 лет сойдет с неба святой город, Новый Иерусалим, который в течение этого времени был местом

пре­бывания святых и который навсегда останется на земле. И теперь он является станом святых, вокруг которого собираются воскресшие нечестивые; число их - как песок морской. Дьявол, древний змей, подстрекает их на брань противсвятого города и на битву с праведниками. Несомненно, он их обманывает, что они в состоянии победить святых, занять город и овладеть землей. Но вот с неба от Бога падает огонь и пожирает их! Профессор Моузес Стюарт считает, что слово, которое здесь переведено как «пожирает» и которое значит «съедать, пожирать, полностью уничтожать», является усилительным.6

Это время для уничтожения нечестивых людей, время, когда элементы земли расплавятся от жара и все, что на ней, сгорит(см. 2 Петра 3:7-10).Из этих мест Священного Писания мы видим, что нечестивые получат свое воз­мездие здесь на земле(см. Притчи 11:31).Мы также видим, что это возмездие не является вечной жизнью в мучениях, но заключается в «совершенном ис­коренении» и полнейшем уничтожении.

«Они будут нести различное по продолжительности и силе наказание со­гласно их делам, которое, в конце концов, окончится второй смертью. Так как по Своей справедливости и милосердию Бог не может спасти грешника в его грехах, Он лишает его жизни, право на которую человек сам утратил, доказывая всей своей жизнью, что он ее недостоин. Так говорит вдохновенный писатель:«Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его»(Псалтирь 36:10).И другой говорит:«И будут - как бы их и нe было» (Авдия 16 стих).Покрытые позором, они исчезнут в безнадежном вечном забвении.

«Так будет положен конец греху со всем тем горем и разрушением, кото­рые он вызвал... Иоанн вОткровении, взирая на будущую вечность, слышал хвалебный гимн всей Вселенной, и ни один фальшивый звук не нарушал его гармонии... Там не будет ни одной погибшей души, хулящей Бога в своих не­скончаемых муках; никакие несчастные существа в аду не будут смешивать свои стоны с гимнами спасенных».7

Нечестивые не вступят на новую землю. - Два мнения заслуживают здесь внимания. Первое - то, что земля обновится при Втором пришествии Христа, чтобы опять стать местом жительства длясвятых в течение 1000 лет. Второе - когда Христос явится во второй раз, Он восстановит Свое Царство в Палестине, пойдет со Своими святыми против наций, которые после 1000 лет будут все еще на земле, и под конец подчинит их Себе.

Среди многих возражений против первого мнения, более веским является то, что нечестивые при своем воскресении во главе с дьяволом поднимутся и своими нечестивыми ногами вступят на очищенную и обновленную землю; напротив же, святые, обладавшие ею в течение 1000 лет, принуждены будут отступить и бежать в город. Можно ли подумать, что наследие святых будет так стеснено? Смеем ли мы предполагать, что воскресшие нечестивые снова осквернят прекрасные земли Новой Земли своими позорными следами? По­добные представления не только невозможны, но и вовсе не подтверждаются Священным Писанием.

Относительно другого мнения: одно из его абсурдностей - это то, что, хотя Христос и святые завоевывают землю в течение тысячелетия, в конце этого периода они должны опять уступить ее нечестивым, они позорным образом удаляются под защиту города, оставляют землю неоспоримому владению своих врагов и лишаются плодов тысячелетней работы. Пусть кто хочет, ломает себе голову приведением в согласие противоречий и нелепостей этих теорий с законамилогического мышления, или пусть черпают отраду из такого мрачного будущего. Мы же лучше употребим свое время на другое, так как мы имеем лучшую надежду.

Тысячелетие на небе.- Если выше мы и встречали различные противо­речия, то здесь находим полнейшее согласие. Святые в течение тысячелетнего запустения земли находятся у Христа на небесах.

В конце этого периода они и город опускаются на землю, нечестивые же поднимаются со своих могил и восстают против святых, но в конце получают свое возмездие,которое за­ключается в огне, пожирающем их и потом очищающим небо и землю, чтобы она с того времени стала новым небом и новой землей, вечным местопребы­ванием праведников.

Кто будет мучим?- На основе10 стиханекоторые полагают, что толькодьявол будет мучим и днем, и ночью, но свидетельство этого текста более

ши­рокое. Глагол «будут мучиться» стоит во множественном числе и согласуется со зверем и ложным пророком; если бы он относился только к дьяволу, то стоял бы в единственном числе. Мы заметим также, что в выражении «где зверь и лжепророк есть» (с англ.) слово «есть»добавлено. Было бы более уместным добавить слова«быливвержены»,в согласии с тем, что сказано о дьяволе. Тогда предложение гласило бы так:«А диавол...ввержен в озеро огненное и серное, куда зверь и лжепророк ввержены были».Зверь и лжепророк были ввержены туда и уничтожены в начале тысячи лет

(см. Откровение 19:20). Люди, при­надлежащие к этим организациям, воскресают во втором воскресении, чтобы быть окончательно уничтоженными под именами Гога и Магога.

Огненное озеро.- Некоторые из наших читателей будут ожидать опреде­ления озера огненного. Как всестороннее определение, не может ли оно быть символом всех сил, которые Бог использует, чтобы положить конец борьбе сживыми нечестивыми в начале тысячелетия, а также со всем сонмом

нече­стивых по окончании этого периода? Разумеется, при этом будет употреблен настоящий огонь и в изобилии. Мы можем лучше описать последствия, чем само дело. При Втором пришествии Христа это будет огненное пламя, в ко­тором явится Господь; это дух Его уст и свет Его пришествия, которыми Он уничтожит человека греха. Это тот огонь, который должен окончательно сжечь великий Вавилон(см. Откровение 18:8).При окончании 1000 лет настанет тот день, который будет пылающим, как печь(см. Малахии 4:1).Жар, который расплавляет элементы, сожжет всю землю и все, что на ней. Огонь вечный, приготовленный для дьявола и его ангелов(см. Матфея 25:41),глубок и велик. Дыхание Господа зажжет их, как поток серы(см.Исаии 30:33).Это тот огонь, который упадет от Господа с неба (относительно выражения«будут мучиться день и ночь во веки веков» см. комментарий на стих 14:11).

Стихи 11-15: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».

В 11 стихе Иоанн представляет новую сцену, которая произойдет в связи с окончательной гибелью нечестивых. Это большой белый престол, перед ко­торым они собраны, чтобы услышать смертный приговор своего осуждения на смерть. Перед этим престолом небо и земля бежали, и не нашлось им места. Воспоминание об изменениях, которые должны тогда произойти на земле, укажут нам на великую силу этого выражения. Эта сцена является пылающим днем, по описанию Петра, днем, который есть«погибель нечестивых челове­ков»и в который даже«разгоревшиеся стихии растают» (2 Петра 3:7-13).Город тогда будет на земле, его основание, конечно же, будет прочным, и его не затронут изменения, которые могут произойти на земле под ним. Огонь нисходит от Бога с неба.

Вначале сгорают дела мира сего, и нечестивые уничтожаются ядовитыми газами и огнем. Это геенна огненная, которая содержит в себе все элементы, необходимые, чтобы полностью уничтожить каждое смертное существо, которое в него попадает

(см. Марка 9:43-48); изатем исполнятся слова изИсаии 66:24: «И (праведные) будут выходить и увидят трупы людей, от­ступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти».

Во-вторых, жара поднимается, пока все материалы, из которых состоит земной шар, не расплавится, как руда в плавильной печи, и вся земля стано­вится жидкой, огненной, расплавленной массой. На ней город будет плавать, как Ноев ковчег плавал на водах потопа. Тогда исполнитсяИсаии 33:14: «Кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?»Ответ в следующих текстах показывает, что это праведные и что это должно быть то время, когда это все совершится.

В-третьих, есть еще один этап, которого необходимо достичь. Хорошо известно, что при достаточном уровне температуры любое вещество на этой земле может превратиться в газ и таким образом, стать невидимым. Так будет тогда со всей землей. Если температура поднялась до достаточного уровня, то не превратится ли вся земля вгаз, и не станет ли она невидимой, и, таким образом, более буквально сможет «убежать», так что на ней невозможно будет найти места? Город тогда будет казаться, как бы это практически ни выглядело, подвешенным к небу.

Однакоэлементы не будут разрушены: посредством этого процесса они только очищаются от последней и наименьшей примеси греха и всякого следа проклятия. Всемогущее повеление вновь дано:«Се, творю все новое... Совершилось» (Откр. 21:5, 6),

и частицы вновь соединяются, чтобы составить новый мир; и там перед удивленными и восхищенными взорами всех спасенных и ангелов вновь совершается работа творения. При первом творении утренние звезды ликовали, и все сыны Божьи восклицали от радости(см. Иова 38:7).При новом творении радостные голоса спасенных присо­единятся к этой песне и восклицаниям. Так эта земля, на время отклоненная грехом от предназначенной атмосферы радости и мира, будет возвращена, обновлена, вновь обретет гармонию с верной Вселенной и станет вечным домом спасенных.

Книга суда.- Люди будут судимы согласно написанному в книгах. Отсюда мы узнаем о торжественном факте, что все наши дела записываются на небе. Ангелы-секретари ведут запись, причем надежным и безошибочным образом, поэтому нечестивым невозможно утаить какое-либо гнусное действие. Они не могут дать ангелам взятку, чтобы те пропустили в своих записях какое-либо беззаконное деяние. Они вновь встретятся с ними и соответственно этим записям будут судимы.

Исполнение приговора.- Нечестивые будут судимы поделам своим. В Писании говорится, что они получат возмездие за свои дела. А значит, долж­но быть несколько степеней при наказании нечестивых. Спрашивается, как же это согласуется с мнением, что смерть должна быть наказанием за грех, если она будет одинакова для всех? Для большего понимания посмотрим сперва, как верящие в вечные муки определяют степени в своей системе. Они скажут нам, что боль будет пропорциональна вине страдальца.

Но как же это возможно? Разве пламя ада не везде одинаково сильно, и не про­изводит ли оно одинаковое действие на все брошенные туда бестелесные души? Конечно, могут возразить, что Бог может вмешаться, чтобы произ­вести нужное действие. Мы отвечаем: очень хорошо, но разве Бог не в силах дифференцировать боль, которая будет сопровождать наказание грешника смертью, как кульминацией его наказания? Тогда наше мнение тождественно с общепринятым в этом отношении, но оно имеет большие преимущества над ним в других отношениях; если здесь необходимо определить степень на­казания только в интенсивности боли, а продолжительность во всех случаях одинаковая, то тут наказание отличается не только по степени боли, но и по продолжительности; одни погибнут за короткий период времени, у других, напротив, муки смерти будут продолжительными.

Все же мы полагаем, что телесные страдания будут ничто в сравнении с умственной агонией, той

ду­шевной мукой, которую они испытают при осознании невозвратимой потери, каждый согласно его способности понимания. Юноша, который только что достиг ответственных лет, который меньше способен понять свое положение и свою потерю, конечно же, меньше прочувствует все происходящее; а человек более престарелый, имеющий больше проницательности и большее сознание своего греха при тех же обстоятельствах глубже прочувствует свою судьбу. Человек с исполинским разумом и безграничным пониманием, который в силу этого больше способствовал злу и отдавал свои силы негодному делу, становится еще виновнее и положение свое поймет еще лучше, еще глубже осознает свою судьбу, прочувствует свою потерю во всей силе и поэтому страдать будет больше всех. Его душу пронзают невыносимые муки. Суще­ствующие законы мышления вынуждают нас считать, что мера наказания будет соответствовать мере греха.

То, что при определении наказания принимается во внимание степень страдания, видно изРимлянам 2:6-10, где Павел, говоря о будущем праведном суде, свидетельствует:«Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во- первых Иудея, потом и Еллина!»

Книга жизни.- Можно было бы спросить: почему в этом случае раскры­вается Книга жизни, тогда как все участвующие во втором воскресении уже обречены на смерть вторую? Очевидно, это делается для того, чтобы каждый мог видеть, что в Книге жизни не записано ни одно имя из всех тех, кто дол­жен претерпеть вторую смерть, и показать, почему были вычеркнуты, если и находились в ней; чтобы вся Вселенная могла увидеть, что Бог действует справедливо и нелицеприятно.

«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Этосмерть вторая».-Это по­следний некролог всем силам, которые восстали от начала и до конца, чтобы противостоять воле и работе Бога Всемогущего. Сатана начал эту гнусную работу и руководил ею. Часть небесных ангелов присоединилась к нему в его ложной позиции и смертоносной работе, и для них приготовлен вечный огонь(см. Матфея 25:41).Люди были вовлечены в это только потому, что присоединились к нему в его восстании. Однако тут борьба заканчивается. Огонь для них вечный, так как от него нет спасения. Вторая смерть - это их наказание, и она является «вечным наказанием»(Матфея 25:46),так как они никогда не спасутся от ее страшных объятий. «Наказание за грех - смерть»(Рим. 6:23),а не вечные муки.

Чтобы подытожить сказанное, апостол говорит:«Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».Читатель, записано ли твое имя в Книге жизни? Стараешься ли ты избежать в своей жизни ужасной участи, которая ожидает нечестивых? Не останавливайся, пока ты не будешь уверен в том, что твое имя записано в списке тех, которые в конце разделят благословения вечной жизни!

1.WiUiam Jenks. Подробный комментарий. -T.1.-C.410.

2.Charles Beecher. Спаситель и спасенные. - C.67,68.

3.Великая борьба. - С.658.

4.Великая борьба. - С.660.

5.Великая борьба. - С.663.

6.Moses Stuart.Коммент. Апокалипсиса.т.2.с.369.

7.Великая борьба. - С.544, 545.