• Название:

    Откр 18


  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Глава18: Вавилон. Дочери

Стихи 1-3: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул онсильно, гром­ким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой

нечи­стой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,

и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее».

В этих стихах нам показано некое движение могущественной силы(см. комментарий к 4 cm. этой главы).Рассмотрение некоторых фактов приведет нас к безошибочному применениюэтих текстов. В14 главезвучит весть, про­возглашающая падение Вавилона. Вавилон является термином, включающим в себя не только язычество и римско-католическую церковь, но также и те религиозные общества, которые произошли от нее, сохранив многое из ее заблуждений и традиций.

Духовное падение.- Упомянутое здесь падение Вавилона не может быть буквальным разрушением, потому что после его падения происходят события, не допускающие подобного понятия. В нем, например, находится народ Божий, который вызывается оттуда после его падения, чтобы ему не стать причаст­ным язвам, которые вызовут буквальное уничтожениеВавилона. Здесь нужно понимать духовное падение, при котором он становится«жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и от­вратительной птице».Это ужасное описание отступничества показывает, что в результате его падения он нагромождает грехи даже до неба и подвергает себя судам Божьим, которые более не могут удерживаться.

Так как представленное здесь падение - это падение духовное, то оно должно применяться к некоторому ответвлению Вавилона, кроме его языче­ской или папской частей, потому что от самого начала язычество было ложной религией, а папство - отступнической. И далее, так как это падение произойдет незадолго до окончательного уничтожения Вавилона, то этот подъем и пред­сказанный триумф папской церкви может применяться только к той религи­озной организации, которая вышла из этой церкви. Они начали с реформации. Они некоторое время шли по правильному пути и были одобряемы Богом, но сковали свои ноги узами ложных убеждений и, не сумев далее шагать в ногу со светом пророческой истины, остались во тьме. Они падали все ниже и ниже, пока не стали такими же порочными и ненавистными в очах Бога, как и тецеркви, от которых они однажды отделились как реформаторы. Так как рассматриваемый пункт для многих является очень больным вопросом, то мы позволим членам этих различных деноминаций говорить самим за себя.

Александр Кемпбелл говорит: «Церковные организации, которые сейчас существуют в христианстве, учрежденные и поддерживаемые их соответ­ственным вероисповеданием и их церковными постановлениями, не являют­ся церквами Иисуса Христа, но они являются законными дочерьми матери блудниц, римской церкви».

И далее он говорит: «Реформация папства была предпринята в Европе три столетия тому назад. Она закончилась протестантской иерархией и большим количеством отделившихся. Протестантизм был реформирован в пресвите­рианство, которое затем было реформировано в конгрегационализм, а он, в свою очередь, - в баптизм и т. д. Методизм пытался все реформировать, но реформировал себя в различные формы уэслиизма... Все они содержат в себе - в своих церковных организациях, богослужениях, доктринах и соблю­дении традиций - различные пережитки папства. Они в лучшем случае явля­ются реформацией папства, и только частично - реформацией как таковой. Человеческие доктрины и традиции ослабляют силу и прогресс Евангелия, вверенного им».1

Отчет Мичиганской ежегодной Конференции, опубликованный в«Ис­тинном Уэспеянине»15 ноября 1851 года, гласит: «Мир, коммерческий, поли­тический и церковный, весь целиком идет по широкому пути, который ведет к смерти. Политика, коммерческая деятельность и номинальная религия - все потворствуют греху, взаимно помогают друг другу и объединяются в угнетении бедных. Ложь бесстыдно произносится на форумах и из-за кафедры; и грехи, которые шокировали бы моральные чувства язычников, существуют во всех больших деноминациях нашей страны. Эти церквиподобны иудейской церкви, когда Спаситель провозгласил:«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Является ли их состояние сегодня лучшим, нежели тогда»?

Можно было бы привести много подобных свидетельств от лиц, занима­ющих высокое положение в этих различных церквах, которые были написаны не для того, чтобы критиковать или придираться, но из-за глубокого осознания опасного положения, в которое впали эти церкви. Термин «Вавилон», приме­нимый к ним, - это не термин упрека, он просто выражает замешательствои те различные мнения, которые существуют среди них. Вавилон не обязательно должен был пасть, его можно было излечить(см. Иеремии51:9)принятием истины, однако он отверг ее, и замешательство и разделения все еще царят в нем, а светскость и гордость поглощают каждое растение, насажденное небом.

Хронология этого движения.- К какому времени применимы эти тексты? Когда можно ожидать этого движения? Если занятая нами позиция в том, что эти церкви - ветвь Вавилона, верна, а также верно и то, что ониморально пали, отвергнув Первую весть из

14 главы, то это провозглашение в рассматриваемой нами главе не могло быть сделано ранее. Значит, оно осуществляется либо одновременно с вестью о падении Вавилона в14 главе, либо позже. Все же оно не может быть синонимично с вестью Второго ангела, так как он просто провозглашает падение Вавилона, а это провозглашение добавляет некоторые отличительные особенности, которые на то время не были исполнены и даже не находились в процессе исполнения. Если мы вынуждены искать исполнения этой вести после 1844 года, когда была провозглашена предыдущая весть, то мы спрашиваем: «Была ли подобная весть дана с того времени до настоящего?». Ответ будет отрицательным, а значит, эта весть еще в будущем. Но сейчас мы провозглашаем Третью ангельскую весть, которая является последней вестью перед Пришествием Сына Человеческого. Тогда мы приходим к выводу, что первые два текста этой главы являются характерными чертами Третьей вести, которая должна исполниться, когда эта весть будет провозглашаться с силой и вся земля будет освещена ее славой.

«Ангел, который присоединяется к проповеди Третьей ангельской вести, должен осветить своей славой всю землю. Здесь пророчески говорится о рабо­те, которая будет иметь всемирное распространение и будет сопровождаться необычной силой... Эта работа будет подобна той, которая произошла в день Пятидесятницы. Как Ранний дождь при излитии Святого Духа был дан в начале распростра­нения Евангелия для того, чтобы взошло драгоценное семя, так и Позднийдождь будет излит при окончании этой работы, чтобы поспела жатва».2

Работа, о которой говорится во2 тексте, находится в процессе исполне­ния и вскоре завершится актами спиритизма. Те, которые вОткровении 16:14представлены как«бесовские духи, творящие знамения»,тайно, но быстро прокладывают себе путь в религиозные деноминации, ранее упомянутые; так как их вероучение было сформулировано под влиянием вина (заблуждений) Вавилона, одно из которых заключается в том, что духи наших умерших дру­зей -сознательные, разумные и действующие - витают вокруг нас. Это делает наши деноминации неспособными противостоять злым духам, которые при­ходят к ним под именем и видом их умерших друзей.

Важная отличительная черта в работе современного спиритизма - эторелигиозная одежда, в которую он облекается. Оставляя в тени свои явные принципы, которые раньше были открытыми, он сейчас хочет выглядеть религиозным, как любая другая деноминация в нашей стране. Он говорит о грехе, раскаянии, искуплении, спасении черезХриста и т. д.; он почти такой же ортодоксальный, как и наиболее утвержденные стандарты. Что мешает ему войти почти в каждую деноминацию христианства под маской такого испове­дания? Мы уже показали, что основа спиритизма - бессмертие души - является фундаментальной догмой в вероучении почти всех церквей. Его тайные прин­ципы, увы, слишком широко распространены, и его темным ритуалам слишком многие следуют, чтобы не соглашаться с ними, пока они всеми старательно скрываются. Что может спасти христианство от соблазнительного влияния спиритизма? Здесь мы видим еще один печальный результат отвержения ис­тин, предлагаемых миру вестями из14 главы.Если бы церкви приняли эти вести, то они были бы защищены от такого обмана, так как среди великих истин, исповедуемыхрелигиозным движением, на которое сейчас обращено наше внимание, есть важная доктрина о том, что душа человеческая смертна; что вечная жизнь - это дар, который можно получить на условиях, и он дару­ется только через Христа; что мертвые находятся в бессознательном состоянии и что награды и наказания будущего мира произойдут после воскресения и Судного дня. Это наносит смертельный удар первой и основной концепции спиритизма. Может ли эта доктрина найти место в разуме, подкрепленном такой истиной? Приходит духи претендует на то, что он является душой или духом умершего человека. Этому можно противостоять тем фактом, что человек не обладает такой душой или духом; что«мертвые ничего не знают»;что эта его первая доктрина является ложью, и все это свидетельствует о том, что он принадлежит к синагоге сатаны. Тогда он сразу же отвергается, и вред, который он мог бы принести, был бы предотвращен. Однако очень многие религиозные деятели противятся истине, которая могла бы защитить их, и, как следствие, подвергаются влиянию сатанинской хитрости.

И пока спиритизм так работает, в руководстве некоторых деноминаций происходят удивительные перемены. Неверность настоящего века под такими обольстительными названиями как «наука», «высший критицизм», «эволю­ция» и др.приобретает себе приверженцев.

Всеобщее внимание к этому было привлечено писателем Гарольдом Боулсом в журналеКосмополитенза май 1909 года. Исследовав учение, преподава­емое в некоторых основных университетах страны, он напечатал результаты вКосмополитене, на что редактор дал следующий комментарий:

«То, что нам представил здесь мистер Боулс, просто поразительно. В учеб­ном плане американских колледжей существует сильное движение, которое подрывает старое основание и продвигает революционную идею в жизнь. Те, которые не соприкасаются с великими колледжами страны, будут удивлены, когда узнают об идеях, которые пропагандируют преподаватели наших великих университетов. В сотнях аудиторий ежедневно учат о том, что Декалог является не более святым, чем учебный план; что семья как установление обречена; что нет абсолютного зла; что аморальность - это просто поступок, который противоречит общепринятым стандартам общества... Это только некоторые из революционных, сенсационных учений, которые с разрешения университета внедряются в разумы сотен тысяч студентов в Соединенных Штатах».3

Приблизительно в то же времяНью-Йорк Индепендент, представитель высшего критицизма, относительно состояния баптистских и пресвитерианских церквей написал, чтоэти «еретики победили в Чикаго и Нью-Йорке». Это про­явилось в их собраниях проповедников в тех городах, так как они отказались удалить от служения учителей наиболее явной ереси.Индепендентпишет далее: «Это была неудачная неделя для старой стражи, и этислучаи свидетельствуют о могущественном изменении взглядов по вопросам теологии за последние двадцать или даже десять лет».

Далее этот же журнал пишет:

«Огромная терпимость, которую проявляют эти баптистские и пресви­терианские учреждения, вряд ли не является революционной. Все началось с научного или исторического изучения Библии. Если мы узнали, что мир стар­ше шести тысяч лет, что не было всеобщего потопа четыре тысячи лет назад, что Адам не был создан прямо из праха, а Ева из ребра ичто различные языки появились не при строении Вавилонской башни, то мы зашли уже слишком далеко. Процесс критицизма должен продолжиться отБытиедоОткровения, не страшась проклятия в конце последней главы. Он не мог остановиться наМоисееилиИсаии; он охватывает иМатфея, иИоанна, иПавла. Каждого из них надо скрупулезно анализировать. Они уже не воспринимаются как безупречные авторитеты, так как неограниченное вдохновение последовало за словесным вдохновением, как только1 глава Бытиеперестала восприниматься как истин­ная история. А чудесаИисусанеобходимо испытать точно так же, как чудесаИлии. Дату и цельЕвангелия от Иоаннанеобходимо исследовать исторически, также как и пророчествоИсаии; и заключение исторического критицизма не­обходимо принимать, несмотря на древнюю теологию. Мы как раз пришли к этому; и есть много свидетельств о том, что это революция в теологическом воззрении. Именно это мы поняли в Чикаго и Нью-Йорке, в двух воинствующих деноминациях, таких как баптисты и пресвитериане».

Видя такую плачевную перспективу под руководством подобных людей, сколько еще времени осталось, чтобы Вавилон сделалсяпристанищем всяко­му нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице?Какой прогресс уже сделан в этом направлении! Если бы благочестивые отцы и матери поколения, которое жило перед провозглашением Первой вести, встали из своих могил и увидели настоящее состояние религиозного мира, услышали его учение и увидели поступки, то как бы они удивились, увидев тот ужасный контраст между их временем и нашим, как они оплакивали бы это печальное вырождение! И Небо не будет молча наблюдать за этим; должна быть провозглашена могущественная весть, обращающая внимание всего мира на обвинение, выдвинутое против этих неверных религиозных организаций, чтобы была ясна справедливость наказания, которое постигнет их.

«Этот текст указывает на будущее время, когда сообщение о падении Вавилона, которое было сделано Вторым ангелом изОткровения 14:8, долж­но быть повторено с дополнительным упоминанием пороков, проникших в различные организации, составляющие собой Вавилон, с того времени, как летом 1844 года впервые была дана эта весть. Здесь описано ужасное состояние религиозного мира. С каждым отвержениемистины ум народа будет окутывать еще больший мрак, их сердца будут все больше ожесточаться, пока, наконец, не укрепятся в дерзости неверия».4

3 стихпоказывает обширность влияния Вавилона и то зло, которое он причинил своими действиями, а значит,и справедливость его наказания. Купцы земные разбогатели от великой роскоши [ее]. Кто лидирует в экс­травагантности этого века? Чьи столы заставлены самыми дорогими и от­борными блюдами? Кто одевается в самые экстравагантные одежды и носит самые драгоценные украшения? Кто является самим воплощением гордости и тщеславия? Не члены ли церкви? Где мы должны искать самое высокое представление роскоши, тщеславия, гордости житейской, которая является результатом суеты и греха человечества? Не на современных ли церковных собраниях в приятное воскресенье?

Однако есть и нечто хорошее в этой картине. Хотя Вавилон в целом и стал развращенным, все же есть исключения; поскольку Бог все еще имеет Свой народ там, и, благодаря им, Вавилон еще имеет благодать до техпор, пока они не будут призваны выйти из него. Однако не нужно будет долго ожидать это­го призыва. Вскоре Вавилон будет настолько подвержен влиянию этих злых агентов, что его состояние станет явным для всех чистых сердцем, и будет приготовлен путь для работы, которую сейчас представит апостол.

Стихи 4-8: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, на­род Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи се дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее;

в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и

ро­скошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести! За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее».

Голос исходил с неба; это должно означать, что эта сильная весть будет сопровождаться небесной славой. Как удачно указывают эти немногие слова на Божественное содействие! Чем ближе мы подходим к великому кризису, тем многочисленнее становятся помощники в деле Божьем. Поэтому нужно придать особое значение слову«иной»голос, так как это свидетельствует о том, что тут нам представлена новая сила. Это пятый из ясно названных небесных вестников, принимающих выдающееся участие в последней рели­гиозной реформации. Они суть: Первый, Второй и Третий ангелы14главы Откровения, Иной ангел1стиха 18-й главыи в вышеприведенном стихе сила, обозначенная символом«иной голос».Трое из них уже в действии: Второй ангел присоединился к Первому, а затем и Третий присоединился к ним. Первый и Второй не прекратили своей работы. Все трое в действии. Ангел 1 стиха18-й главыначинает действовать, так как условия для его работы уже созданы; Божественный призыв с неба должен быть услышан благодаря его работе.

Уже было доказано, что весть1 и 2 стихаэтой главыпровозглашается вместе со звучащей теперь Третьей ангельской вестью, которая отметит новую эру в этой работе. Понятие о ее размахе и силе можно получить из описания ангела. Первая ангельская весть была возвещена громким голосом, это же сказано и

о Третьем ангеле, но этот ангел, вместо того,чтобы просто лететь посреди неба, подобно другим, сходил с неба. Он приближается к земле с вестью более важной и определенной; он также имеет«великуювласть»,и земля осветилась от славы его. Никто в Священном Писании не находит других вестей, подобных этой. Это последняя весть, и поэтому ей подобает явиться с необычайным величием и необыкновенной властью. Действительно, та минута, в которую решится судьба целого мира, должна быть ужасной; это наиболее торжественный кризис, когда все современное поколениечелове­чества должно пройти испытание и когда раздается последний звук вести милости. В такое время мир не должен быть оставлен без предостережения. Этот факт должен быть возвещен столь широко, чтобы каждый понял гро­зящий приговор и не мог отговориться незнанием. Справедливость и долго­терпение Божье видны в отсрочке давно уже угрожающего наказания, пока каждый получит возможность узнать Его волю и исправиться. Ангел послан на землю, вооруженный небесной силой и окруженный сиянием, озаряющим Божественныйпрестол. Он спускается на землю. Только духовно мертвые, да, дважды умершие, выдернутые с корнем, не смогут заметить Его присутствия. Свет истины сияет повсюду! Он освещает самые темные уголки. И между тем, как лучи его блеска разгоняют тени неправды, он возвещает громким голосом последнее предостережение. Он воскликнул«сильно»,говорит Откровение, чтобы указать, что эта весть возвещается не тихим, невнятным голосом; это не простое провозглашение, но он кричит с силой, да, он выкрикивает эту весть громкимголосом на весь мир! Еще раз указывает он на роковые недо­статки светски настроенным церквам, еще раз, в последний раз, он раскрывает перед всем миром все заблуждения и показывает, что настоящее безбожное состояние, без всякого сомнения, будет иметь несчастный конец. Беспре­рывно предостерегает он мир о грехе и его неотвратимой ужасной судьбе, пока, наконец, его клич не раздастся по всей земле.

Между тем, Вавилон остается спокоен в своих грехах, которые вскоре дойдут до неба, и тогда Бог воспомянет неправды его. Все гуще сгущаются тени угрожающей непогоды, все ближе надвигается роковая волна Божественного гнева. Воздушная пена играет на ее гребне, свидетельствуя о том, что еще мгновение, и она накроет город замешательства, и гордый Вавилон падет под ней, как мельничный камень в глубины моря.

Вдруг с неба раздается другая весть:«Выйди из нее, народ Мой!».Смиренные, искренние и преданные дети Божьи, которые еще находятся в Вавилоне, и стонут и воздыхают под гнетом его мерзостей, слышат голос ангела, очищают свои руки от неправды, разрывают оковы, вырываются из него и будут спасены, между тем как Вавилон получит заслуженное на­казание с неба. Для церкви настают тяжкие времена. Давайте приготовимся к этому кризису!

«Согласно этому тексту, многие из народа Божьего все еще находятся в Вавилоне. В каких же религиозных организациях на сегодняшний день находится большая часть последователей Христа? Вне всякого сомнения, в различных церквах, исповедующих протестантскую веру. Во время своеговозникновения эти церкви заняли благородную позицию на стороне Бога и истины, и Его благословения сопровождали их... Но они пали через те же вожделения, которые Израилю послужили к проклятию и гибели, а именно: желание подражать обычаям безбожников и завоевать их дружбу.«Но ты понадеялась на красоту твою и, пользуясь славою твоею, стала блудить» (Иезекииля 16:14, 15).

Многие протестантские церкви следуют примеру Рима в их беззаконной связи с«царями земными» (см. Откровение17:2):государственныецеркви делают это посредством своих взаимоотношений со светскими властями, а другие общества - поисками благосклонного к себе отношения со стороны мира. И слово «Вавилон», т. е. замешательство, можно вполне справедливо применить к этим организациям, так как все они считают, что основывают свое учение на Библии, но в то же время раздроблены на почти бесчисленные секты, резко отличающиеся в своих символах веры и теориях».5

Тот факт, что Бог вызывает Свой народ из Вавилона, чтобы тот не стал участником его греха, доказывает, что народ только по истечении известного времени согрешает перед Ним, оставаясь там. Это объясняет, почему можно сказать о 144 000(см. Откровение 14:4),что они не осквернились с женами, хотя они принадлежат именно к тем, которые здесь вызываются.

6 и 7 стихисодержат объяснение пророка, что Вавилон будет наказан согласно своим делам. Это место относится к той части Вавилона, которая

пре­терпела духовное падение. Как уже было сказано, оно относится в особенности к«дочерям»,т. е. к протестантским деноминациям, которые упорно следуют по стопам своей«матери»и этим доказывают свое родство с ней. Уже раньше было изложено, что именно они будут сильно преследовать истину и народ Божий. Они сформируют образ зверя. Они сделают то, чего раньше никогда не делали, - введут свои догматы с помощью светской власти. Несомненно, это первое упоение властью приведет к тому, что эта ветвь Вавилона скажет в сердце своем:«Сижу царицею, я невдова»,т. е. «я не оставленная и не бессиль­ная, какой была раньше, но я теперь властвую, как царица, и не увижу больше горести». Бог - в Конституции, церковь же сидит на троне и управляет.

Слова«воздайте ей так,как и она воздавала вам»указывают, что время для этой вести и для воззвания к святым, чтобы они оставили город, настанет, когда она начнет поднимать свою руку для угнетения. Когда чаша преследования святых наполнится, падшую церковь начнет преследовать Ангел Господень(см. Пс. 34:6),и суды свыше постигнут ее, она получит вдвойне то, что хотела причинить смиренным слугам Господа.

На стр. 137 книгиДуховные дары, а также и вРанних произведенияхЭллен Уайт, мы читаем свидетельство о том, что первая часть18 главы книги От­кровениеособенно относится к религиозному притеснению, которое будут оказывать так называемые христиане в Соединенных Штатах. А именно: «Отраднее будет папистам и язычникам в день суда Божьего, нежели этим людям... Имена мучителей написаны кровью, иссечены рубцами и залиты горячими слезами и страданиями притесненных. Ярость Божья не прекра­тится, пока Он не даст получившим свет истины испить чашу Своего гнева и не отплатит Вавилону вдвойне:«Воздайте ей так, как онавоздала вам, вдвое воздайте ей по делам ее. В чаше, в которой она приготовляла вам вино, воздайте ей вдвое».

День, в который, согласно8 стиху, придут на нее казни, должен быть пророческим, или, по крайней мере, не буквальным, потому что невозможно, чтобы в такой короткий срок мог наступить голод. Казни вавилонские, без сомнения, - это последние семь язв, которые мы уже рассмотрели раньше. Согласно этому тексту и подобному ему описанию вИсаии 34:8мы делаем вывод, что эти язвы земля будет испытывать целый год.

Стихи 9-11: «И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто ужене покупает».

Заслуженный результат.- Первая язва, разумеется, сейчас же причи­нит полнейшее затишье в торговле предметами роскоши, в чем именно и заключалась слава Вавилона. Когда же эти купцы, которые большей частью являются гражданами символического города, разбогатевшие главным об­разом благодаря продаже подобных вещей, а также их соседи будут заражены злокачественными чумными нарывами, то вся их торговля прекратится, их склады будут переполнены, но никто ничего не будет покупать у них; тогдаони поднимут плач о судьбе великого города, потому что только одно может причинить боль человеку этого поколения - потеря земных богатств. Ах, сколь заслужено это возмездие! Те, которые незадолго перед этим издали приказ, чтобы святым было запрещено покупать и продавать, сами подверглись этому ограничению, но со стороны более сильной власти.

Здесь может возникнуть возражение: как же это возможно, что некоторые из тех, которых касается ужасное несчастье, будут издали стоять и горевать и т. д. Однако необходимо помнить о том, что это разрушение представлено образно, а именно в символе города, над которым разразится несчастье. Если бы бедствие постигло буквальный город, то, естественно, жители этого города уехали бы оттуда, как только появилась бы возможность, и, стоя вдали, горе­вали бы о его падении, и чем больше бедствие, тем больше будет расстояние до того места, где они будут стоять и смотреть на этот город. В этом случае образ, который использует апостол, не будет полным без этой особенности, поэтомуон использует его, не имея в виду, что люди в действительности убе­гут из символического города, что и невозможно, но для описания ужаса и поражения людей во время наказаний.

Стихи 12, 13: «...товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга,и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева,

и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота иовец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих».

Вавилонские товары.- Вышеприведенные стихи содержат в себе перечис­ление товаров великого Вавилона, среди которых выделяются такие предметы, которых требует роскошная жизнь, т. е. светское великолепие. Выражение«тела и души человеческие»относится больше к духовному рабству, к рабству совести, вызванному вероисповеданием тех церквей, рабство которых во многих случаях угнетает даже больше, нежели телесное рабство.

Стих 14: «И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его».

Наказанная невоздержанность.- Плоды, упомянутые здесь согласно оригиналу, - это«плоды осени».В этом мы видим пророчество, что «редкостные деликатесы», которыми расточительные, невоздержанные гурманы удовлет­воряли свое избалованное чрево, вдруг исчезнут именно вследствие голода, который причинит четвертая чаша(см. Откровение 16:8).И мы можем уже сейчас иметь представление об этом в филлоксеревиноградников и в щитовке, моли и других врагах растительности.

В связи с этим мы в общем не можем не обратить внимания на физические явления, замечаемые повсюду, потому что эти явления показывают слишком ясно, что природа потревожена в своем течении, и земля некоторым образом стареет в предчувствии своей скорой погибели. За последние несколько лет сколько неестественных несчастий, таких как землетрясения, пожары, бури и наводнения стали причиной разрушений в различных местах и пробудили страх в сердцах людей. Это подтверждает и пожар в Чикаго, пожары в Бал­тиморе и Торонто, землетрясение и пожар в Сан-Франциско, Валпарайсо и Кингстоне; наводнение в Огайо, на реке Миссисипи и других реках запада; разрушительные наводнения в Европе, голод в Китае, России и чума в Индии, циклоны, бурные приливы, которые разрушают гордые сооружения чело­веческого искусства и тысячам приготавливают преждевременную могилу.

Стихи 15-19: «Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача

и рыдая и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камня­ми драгоценными и жемчугом! Ибо в один час погибло такое богатство. И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики,

и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои,

и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие кораблина море, ибо опустел в один час».

Вопли нечестивых.- Читателю легко догадаться о причине этих воплей. Пусть он представит себе, как мучительны были злокачественные нарывы на людях, кроме того реки были обращены в кровь, море было подобно крови мертвеца, солнце жгло людей огнем, торговля прекратилась, и они, несмотря на свое золото и серебро, не были в состоянии спастись! Не стоит удивляться их крикам отчаяния и тому, что даже корабельщики и служащие на кораблях присоединяются к ним в воплях. Совершенно противоположные чувства ис­пытывают святые, о чем свидетельствуют стихи:

Стихи 20-24: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море,говоря: с таким стремлением повержен бу­дет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появит­ся в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле».

Чувства праведников.- В этих стихах апостолов и пророков призывают ликовать, потому что разрушен великий Вавилон и с его падением они будут спасены от власти смерти и могилы благодаря первому воскресению.

Словно жернов в море, падает Вавилон, и никогда больше не восстанет, хи­трость его и коварство, употреблявшиеся для достижения его конечной цели, теперь уже не опасны. Навсегда умолкли их великолепные звуки, украшавшие хотя и пышные, но лишьформальные и духовно мертвые богослужения. На­всегда закончились их празднества и пиры, которые они устраивали, когда жених подводил невесту к алтарю.

Волшебство - главный грех Вавилона, именно волшебством занимаются спиритисты сегодня.

«И в немнайдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле».Итак, мы видим, что Вавилон существует с тех пор, как существует ложная религия, он постоянно противился делу Божьему и поэтому постоянно преследовал Его народ. Относительно вины последнего поколениясмотри комментарий на6 стих16 главы.

1. Alexander Campbell. Христианское крещение. - C.15.

2.Великая борьба. - С.611.

3.Космопопитен, май 1909 года. - С.665.

4.Великая борьба. - С.603.

5.Великая борьба. - С.383.