• Название:

    Откр 16


  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: ODT
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Глава 16: Семь чаш гнева Божия

Эта глава содержит в себе описание семи чаш, полных гнева Божьего, и тех последствий, которые произойдут на земле после их излития.Относительно их характера и хронологии мнение исследователей Библии расходятся. Поэтому нашим первым вопросом будет следующий: какова истинная позиция по этим пунктам? Символические ли они и исполнились ли, в основном, в прошлом, или же, как понимают некоторые, они буквальные и исполнятся в будущем? Краткое исследование этих свидетельств, я думаю, даст удовлетворительный ответ на эти вопросы.

Стихи 1,2:«И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божияна землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».

Хронология язв.Описание первой язвы предельно ясно открывает нам ее хронологию, так как она изливается на тех, которые имеют начертание зверя и поклоняются его образу. Это то, против чего предостерегает нас третий Ангел.

Это обстоятельство является верным доказательством того, что это наказа­ние будет излито только тогда, когда третийАнгел исполнит свое поручение относительно тех, которые, хотя и слышат весть, но отвергают ее; именнона них изольются первые капли из переполненной чаши гнева Божьего.Если эти язвы уже были в прошлом, то двурогий зверь, который создает образ,и его работа также должны быть в прошлом. Если все это осуществилось в прошлом, то тогда и Третья ангельская весть, предостерегающая нас относи­тельно этой работы, прозвучала в прошлом.Итак, если начало язв относится к прошлому времени, тогда Первая и Вторая вести были также в прошлом. Тогда и пророческие периоды, на которых основываются эти вести, особенно 2300 вечеров и утр, закончились далеко в прошлом. И если это заключение верно, то 70 седьмин из9 гл. Данииласовпадают с еврейской раскладкой, и до­казательство о деле посредничества Христа этим уничтожается.

Между тем, в комментариях наглавы 7,13 и 14Откровениябыло изложено, что Первая и Вторая вести были возвещены в наши дни, что Третья весть в настоящее время возвещается, что двурогий зверь начал действовать, что он именно теперь готовится испол­нить полученную роль и что, наконец, возникновение образа и принуждение к поклонению ему находятся в будущем.

Итак, если все эти утверждения не могут быть опровергнуты, то и язвы должны быть рассматриваемы нами как будущие события.

Существуют и другие доказательства, которые относят их к будущему, а не к прошлому:

1.Во время излитая пятой язвы люди хулят Бога

из-за язв своих, раз­умеется, из-за тех же язв, которые возниклипри излитии первой чаши гнева Божьего.

Из этого мы видим, что все эти язвы приходят на одно и то же по­коление людей и что, без сомнения, каждая из семи язв уничтожит лишь не­которых людей, другие же, напротив, перенесут все сцены ужаса. Этот факт прямо противоположен понятию, что излитие язв могло начаться в прошлом, что исполнение каждой занимает столетия, потому что иначе было бы немыс­лимо, чтобы те, на которых излилась первая язва, могли бы еще существовать во время пятой язвы.

2. Эти язвы названывином цельного Божьего гнева, которым угрожает третий Ангел(см. Откровение 14:10; 15:1).Это никак не может относиться к каким-либо судам, постигающим землю, пока Христос еще является

Посред­ником между Своим Отцом и падшим человечеством, поэтому мы должны отнести их к будущему, когда время испытания окончится.

3. В Откровении 15:8находится и другое, более определенное свидетель­ство о начале и продолжительности семи язв:«И наполнился храм дымом от славы Божьей и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов».Представленный здесь храм, очевидно, тот же, что и вОткровении 11:19,ибо там говорится:«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его».Другими словами, мы имеем здесь видениеНебесного святилища. В свидетельстве говорится, что когда семь ангелов с семью золотыми чашами получат свое задание, храм наполнитсядымомславы Божьей и никто не сможет войти в храм или святилище, покаОНИне закончат порученное им дело;

в святилищев это времяне будет служения. Следовательно, эти чаши не могут быть излиты до окончания служения в Небесной скинии, т.е. они будут излиты непосредственно после этого собы­тия, потому что Христос тогда уже не будет Посредником: Милость, Которая удерживала такдолго руку мщения, уже не ходатайствует, рабы Божьи уже запечатлены. Чего же тогда можно ожидать, как ни того, что настанет буря мщения, и земля будет полностью разрушена?

Утвердив хронологию этих судов, мы увидели, что они ожидают нас в не­далеком будущем, и что все они накапливаются ко дню мщения. Ну, а теперь давайте разберем их свойства и посмотрим, что случится, когда раздастся из храма торжественное и все-таки ужасное поручение семи ангелам:«Идите и вылейте семь чаш гнева Божьего на землю».Эти слова призывают нас загля­нуть в «арсенал» Господень и увидеть орудия Его гнева (см. Иеремии 50:25).Хранилища Господни, закрытые до смутного времени теперь раскроются на день битвы и войны(см. Иова 38:22, 23).

Стих 2:«Пошел первый Ангел и вылилчашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».

Первая язва.Мы не видим причин, почему это место нельзя принять буквально, так как эти язвы очень похожи на те,которые Бог навел на Египет, когда Он освобождал Свой народ от ига рабства; в реальности этого факта никто не захочет сомневаться. И теперь Бог готовится наградить Свой народ оконча­тельным освобождением и спасением, и Его судебные наказания будут не менее буквальны и не менее ужасны. Какими будут эти нарывы, мы не знаем, но, во всяком случае, они похожи на ту язву, которая была послана когда-то на египтян(см. Исход 9:8-11).

Стих 3:«Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море».

Вторая язва.Трудно представить себе более инфекционную и смерто­носную субстанцию, чем кровь мертвого человека, а также мысль о том, что великие водоемы земли, которые названы морем, придут в такое состояние вследствие второй язвы! Здесь заслуживает внимания еще и то обстоятель­ство, что выражение«одушевленное»употреблено в отношении неразумных животных, рыб и других морских живых существ. Здесь мы имеем сильное подтверждение того, что место вБытие2:7,говорящее о сотворении человека, не является доказательством того, что он был одарен бессмертной сущностью, называемой душой.

Стихи 4-7. «Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сде­лалась кровь. И услышал я Ангела вод, которыйговорил: праведен Ты, Господи, Который ecu и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услы­шал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинныи праведны суды Твои».

Третья язва.Предыдущие стихи дают нам описание ужасного отмщения, постигающего тех, которые своей преступной рукой или другими действиями пролили «кровь святых» или же имели такое намерение в своем сердце. Хотя мы теперь ине можем понять величие всех ужасов того времени, когда воды превратятся в кровь, но все-таки откроется правосудие Божье и Его судебный приговор будет одобрен. Даже святые ангелы воскликнут:«Праведен Ты, Господи, что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того», «Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои».

Здесь, во всяком случае, можно было бы спросить:

в каком смысле можно сказать, что последнее поколение нечестивых пролилокровь святых и проро­ков, если последнее поколение святых не будет убито? Это объясняюттекстыизМатфея 23:34,35 и 1 Иоанна 3:15.Из этих мест Писания ясно видно, что намерение наказуемо так же, как и само преступление, а вОткровении 12:17 и 13:15мы видим, что никакое другое поколение не проявляло такой решитель­ности убить всех святых, как это будет в настоящем поколении в недалеком будущем. Они имели намерение пролить кровь святых и пророков и поэтому не менее виновны, как если бы осуществили свои нечестивые планы.

Так как при продолжительности такой язвы ни один человек не избежал бы смерти, то мы смеем предположить, что время ее будет ограничено, подобно тому, как это было в случае карательной язвы в Египте(см. Исход 7:17-21,25).

«Эти язвы не будут всеобщими, иначе жители земли были бы совершенно истреблены. И все же это будут самые ужасные несчастья, когда-либо извест­ные смертным. Все суды, постигающие людей до конца времени благодати, были смешаны с милостью. Ходатайствующая Кровь Христа щадила грешника от полной меры наказания, но при окончательном суде будет излит гнев Божий, не смешанный с милостью.

В тот день многие будут искать убежища в милости Божьей, которую они так долго презирали».1

Стихи 8, 9:«Четвертый Ангел вылил чашусвою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, име­ющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу».

Четвертая язва.Нужно заметить то, что каждая последующая язва уве­личивает ужасы предыдущей язвы и страдания виновных. Сначала на людях появились ядовитые нарывы, которые заражали их кровь. Однако этого мало: их мучение все увеличивалось, потому что, кроме крови, им нечем утолить свою жгучую жажду. И как будто для того, чтобы завершить все это, солнцу дана сила направить свои раскаленные жгучие лучи на измученных жаждой людей и палить их своим жаром. Теперь, как говорит Священное Писание, они произносят ужаснейшие богохульства, претерпевая такие муки.

Стихи 10, 11:«Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сде­лалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих».

Пятая язва.Это свидетельство является красноречивым доказатель­ством того, что не всякий раз язвы уничтожают свои жертвы, потому что тех, которые в самом начале излития язв заразились нарывами, мы находим еще живыми во время пятой язвы: они кусают себе языки от страданий. Иллю­страцией пятой чаши является казнь египетская, описанная в книге Исход 10:21-23. Эта чаша выливается на престол зверя, или папство. Престол зверя находится там, где стоит престол папы, который до сих пор и в будущем, как мы полагаем, будет находиться в городе Риме. Под выражением «царство его», по всей вероятности, подразумеваются те, которые в духовном отношении являются подданными папы.

По мнению толкователей, относящих эти язвы к прошлому, первые пять уже прошли, и мы хотим на минуту остановиться, чтобы посмотреть, в каком из прошедших поколений исполнились эти ужасные наказания. Могли ли такие грозные суды Божьи быть излиты так, чтобы никто о них не знал? Если нет, то где исторические доказательства их исполнения? Когда злокачественные, ядовитые нарывы поражали определенную часть чело­вечества? Когда море было подобно крови мертвеца и все одушевленное умерло в нем? Когда это было, чтобы все источники вод и реки обратились в кровь, и когда люди вынуждены были пить кровь? Когда это было, чтобы солнце пекло так знойно, чтовызывало у людей проклятия и богохульства? Когда подданные зверя кусали себе языки от страданий и в это же время произносили хулу на Бога за свои нарывы?Толкователи, которые безумным образом отнесли эти сцены к прошлому, где нет даже тени их исполнения, стали посмешищем сомневающихся и неверующих и дали им в руки могучие орудия против Святой Божьей Книги. Этими язвами, согласно пророчеству, окончится гнев Божий, но как возможно смотреть на гнев Его, как на ужасное зрелище, или как могут пугать людей Его суды, если они совершаются для всех незаметным образом?

Стихи 12-16:«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверяи из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.

И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон».

Шестая язва.Что означает великая река Евфрат, на которую выльется эта чаша? По мнению одних, здесь говорится о буквальной реке Евфрат в Азии, другие же смотрят на это, как на символ, применяемый к народу, жи­вущему в ее водном бассейне. Мы присоединяемся к последнему мнению по следующим причинам:

  • Трудно сказать, чего можно было бы добиться, высушив буквальную реку,так как она не могла бы быть достаточным препятствием для остановки наступления армии. Причина высыхания ее вод заключается, как отмечено, в том, чтобы приготовлен был путь царям востока, т. е. военным регулярным корпусам, а не сборищу невооруженной толпымужчин, женщин и детей, как, например, было у народа Израильского у Красного моря или у Иордана. Длина Евфрата не более 1400 английских миль, или, приблизительно, третья часть Миссисипи. Кир при осаде Вавилона отвел всю реку из ее русла и, не­смотря на множество войн, которые велись на ее берегах, и на великие во­йска, которые переправлялись то туда, то сюда, она никогда не иссякала для облегчения перехода.

  • Высыхание Евфрата неминуемо привело бы к тому, что высохла бы и река Тигр, которая так же велика, как и первая. Источники обеих рек лежат в горной стране Армении и отделены друг от друга всего на 15 английских миль, у них общее (в одном направлении) течение, которое идет почти параллельно, и, тем не менее, пророчество ничего не говорит о Тигре.

З.Буквальное высыхание рек происходит во время излития четвертой чаши, когда солнцу дана сила мучить людей своим зноем. К этой язве, без со­мнения, можно отнести сцены засухи, голода, которые так удачно описаны вИоиля 1:14-20и следствием которых было то, чтоиссякли источники вод. Так как невероятно, чтобы при этой всеобщей засухе река Евфрат стала бы исключением, то в ней уже не было бы воды и не было бы необходимости ее высыханию во время излития шестой чаши.

Эти язвы по своему свойству должны бытьпроявлением гнева и наказа­ния людей, но если высыхание ограничивается только одной рекой Евфрат, то шестая язва такого характера оказывается событием не очень серьезным и вообще не страшным. В виду приведенных возражений немыслимо буквальное понимание этого места, и поэтому мы должны понимать его в символическом значении, т. е., что река Евфрат - символ той власти, которая располагается в ее водном бассейне, а именно Османской или Турецкой империи.

1. Подобным же образом она употреблена и в других местах Священного Писания(см. Исаии 8:7; Откровение 9:14).Каждый должен согласиться, что в приведенном тексте Евфрат олицетворяет турецкую власть, и так как это вообще первое применение этого слова в Откровении, то, наверное, мы имеем право принять, что такоезначение будет правилом для всей книги.

2. Сообразно вышеприведенному объяснению высыхание реки должно бы обозначать падение Турецкой империи, сопровождаемое большим или меньшим уничтожением ее подданных. В таком случае люди в действитель­ности были бы наказаны подобно другим и именно вследствие этой язвы.

Однако можно возразить, что мы в данном случае, защищая буквальное понимание чаш, делаем все же одну из них символом. Мы отвечаем: нет. Это действительно правда, что власть представляется при излитии шестой чаши в символической форме, как это происходит и в пятой, ибо мы читаем там о престоле зверя, уже знакомом символе, или в первой чаше - о начертании зверя, его образа и поклонении ему - все это, опять же, символы. То, на чем мы настаиваем, так это на буквальности судов, которые следуют за каждой из чаш, и которые, как здесь, так и во всех других случаях, должны пониматься буквально, даже если власти, которых постигнут эти суды Божьи, представ­ляются символами.

Можно задать вопрос: как черезвысыхание или падение Османской власти приготовится путь царям востока? Ответ очевиден: стоит только посмотреть на цель, для которой нужно приготовить путь этим царям. Не для того ли, чтобы они пришли в этот великий день Господа Всемогущего на битву? Гдеэта битва должна происходить? Возле Иерусалима(см.пророчества Иоиля и Софонии).Но Иерусалим находится в руках турок, потому что они облада­ют землями Палестины со святым местом погребения, яблоком раздора, на который с ревностной жадностью смотрели разные народы. Но хотя в на­стоящее время Турция и есть обладательница этой страны, а другие народы страстно стремятся к ней, все-таки мир Европы требует существования этой страны в ее теперешнем величии для того, чтобы удержать так называемое«равновесиевластей».Поэтому христианские нации Европы стараются не

до­пустить падения Турции, так как они не могут договориться о разделе добычи, если Турция падет. По этой причине это правительство сейчас существует, и как только они перестанут поддерживать ее и представят самой себе, что случится при шестой язве, когда окончательно высохнет символическая река, тогда Турция перестанет существовать, и откроется народам дорога к обе­тованной земле. Цари Востока, власти, нации и царства, лежащие к востоку от Палестины, будут при этом играть значительную роль, ибоИоильговорит относительно этого события:«Воспрянут народы и низойдут в долинуИосафата».Миллионы магометан из Персии, Афганистана, Туркестана и Индии бросятся на поле битвы в защиту своей религии(см. большеинформации о Турции в Дан. 11:40-45).

Те, которые смотрят на первые пять язв, как на происшедшие в прошлом, и утверждают, что мы живем теперь во время шестой, особенный вес при­дают тому факту, что Турция с каждым днем подходит к своему падению, на которое указывает шестая чаша. Но вряд ли необходимо отвечать на это, так как событие, о котором здесь говорится, полное, совершенное падение этой власти, а не начало ее упадка, которое мы в настоящее время можем только заметить. Разумеется, необходимо время, пока ослабнут все связи государства и настолько оборвутся, что оно сможет рухнуть, когда язва будет излита. То, что мы видим теперь, это только начало, а абсолютное падение произойдет в скором будущем.

Другое событие в этой язве, на котороенеобходимо обратить внима­ние, это появление трех нечистых духов, которые должны собрать народ на великую брань. Мы полагаем, что такая сила, которая ныне распространила свое влияние повсюду в мире, известна под именем современного спиритизма, и она будет в этом деле одним из главных факторов. Если проявление этих духов наблюдается уже теперь, то, как же пророчество относит это ко времени шестой язвы, т.е. к будущему? Наше возражение основывается на том факте, что при этом, как и при многих других движениях, действующее средство, которое Небо использует для выполнения Своих планов, должно для этой цели пройти известную подготовку. Прежде чем эти духи будут иметь такую безграничную власть над человеческим родом, чтобы собрать его на брань против Царя царейи Господа господствующих, они должны прежде пойти ко всем народам земли и под предлогом Божественного поручения побуждать их к принятию их слов как закона. Эту работу они совершают сейчас, и как только они достигнут достаточного влияния на нации, о которыхидет речь, то какое еще более подходящее орудие может быть, чтобы собрать их к без­рассудно смелому и безнадежному предприятию?

Многим может показаться невероятным, что когда-либо нации соберут­ся на такую неравную битву и будут сражаться против Бога Вседержителя; такие пусть задумаются о том, что эти дьявольские духи имеют возможность обманывать, потому что они делают знамения и обольщают даже самих царей земли, так что те верят в их лживое дело.

Источники этих духов показывают, что они будут работать среди трех религиозных систем человечества, которые представлены символами драко­на, зверя и лжепророка, т. е. среди язычества, католицизма и павшего про­тестантизма.

Что должно означать введенное в15 стихепредостережение«Се, иду как тать…»?Время

ис­пытания должно окончиться, и Христос должен оставить Свою должность Посредника, прежде чем язвы падут на людей. Есть ли еще опасность паде­ния после этого? Очевидно, что это предостережение упоминается в связи с работой духов. Поэтому мы делаем вывод, что оно имеет свойство обратного действия и относится ко всему периоду до конца времени испытания, в кото­ром эти духи совершают свою миссию.

В греческом языке часто встречается, что настоящее время употребляется вместо прошедшего; без такого измене­ния времени место это звучало бы так:«Блажен, кто бодрствовал и сохранил одежду свою чистой», потому что нагота и срамота тех, кто этого не сделал, к тому времени обнаружится особенным образом.

«Необузданный, упивающийся нечестивыми наслаждениямимир сладко грезит, не чувствуя опасности греха. Люди считают, что Пришествие Господа очень далеко. Они насмехаются над предупреждениями и хвастливо и гордо утверждают:«От начала творения все останется также. Завтра то же бу­дет, что сегодня, да еще и больше»(2Петра3:4; Ис. 56:12).«Предадимся же еще более удовольствиям».Но Христос говорит:«Се, иду как тать» (Откр. 16:15).Именно в то время, когда мир с насмешкой спрашивает:«Где обетованиепри­шествия Его?»,эти признаки исполняются. Когда все восклицают:«Мир и безопасность!»внезапно приходит гибель. Когда кощунствующий отвергнет истину и станет слишком самонадеянным, когда дельцы будут бессовестно наживаться, когда ученые будут жадно стремиться познать все, что угодно, но только не Библию, Христос придет, как тать».2

«И он собрал их».К кому относятся слова«собралих»,и кем они будут собраны?

Если слово«их»относится к царям в14 стихе,то определенно ясно, что сила, собравшая их, недобрая сила, и если под местоимением«он»разуме­ются духи,

то нужно ответить на вопрос: почему употреблено единственное число? Эта особенность в конструкции этого предложения привела некоторых к такому пониманию этой фразы:«И Он [Христос] собрал их [святых] на место,называемое по-Еврейски Армагеддон[Чудный город или Новый Иеруса­лим]».Однако такое положение, конечно же, несостоятельно.

Нижеследующая критика, появившаяся не так давно в одном христианском журнале, кажется, бросает верный свет на это место. Автор говорит:«16 cтих, кажется мне, является продолжением14-го,и местоимение«аитоис» «их»- это«цари»,упомянутые в14-мтексте.Так как этот последний текст гласит:«Они выходят к царям земли всей Вселенной, чтобы собрать их»и т. д., а в16 cтихеговорится:«И он собрал их».

В греческомязыке «слово среднего рода множественного числа требует глагола в единственном чис­ле»(см. Софокла, Греч. Грам. Разд. 151, 1).Не может ли подлежащее глагола«оиицуауен» «собрал» (16 cт.)быть словом«та ттисираш» «духи»из14 стиха, и, таким образом,«собирание»упомянутое в двух стихах,это одно и то же. Итак, если это есть собирание царей земных всей Вселенной, то не будет ли это для цели, упомянутой в тексте, а именно:«собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя?»

С этим мнением согласуются также некоторые переводы, употребляя местоимение во множественном числе.

Вейкфилд передает этот текст в своем переводе Нового Завета следующим образом:«И духи собрали царей в одно место, которое по-еврейски называ­ется Армагеддон».

В Новом Завете на Сирийском языке этот стих гласит так: «Иони собрали их в одно место, которое на еврейском языке называется «Армагеддон».

Перевод Сойера говорит:«И они собрали их в месте, называемом по- еврейски Армагеддон».

В переводе Нового Завета Веслеяэто место гласит так:

«Иони собрали их в место, которое по-еврейски называется Армагеддон».

Вайтинг переводит так:«И они собрали их в одно место, называемое по- еврейски Армагеддон».

Профессор Андаверского Колледжа Стюарт, выдающийся критик, но не переводчик Священного Писания, считает так же:«И они собрали их».

Не­мецкий перевод Библии Де Ветте согласуется со Стюартом и другими.

Альберт Барнс, чьи примечания к Новому Завету так часто употребляются, ссылается также на грамматическое правило из вышеприведенной цитаты и говорит: «Свидетельство таких авторитетов, как Де Ветте и профессор Стю­арт, объясняет, что «конструкция, которую они применяют, оправдывается греческим языком, в чем, конечно, никто не усомнился, так как она лучше, чем может быть какая-либо другая, подходит по контексту».

По вышеизложенным причинам нужно, поэтому, читать этот текст следующим образом:«Они со­брали их»,вместо«он собрал их».Эти же источники доказывают далее, что собравшиеся люди суть подданные сатаны, а не святые; что это дело духов, а не Христа, и что место собрания будет не в Новом Иерусалиме во время сва­дебного пира Агнца, но в Армагеддоне (или гора Мегиддо)«во время брани в оныйвеликий день Бога Вседержителя». «Шум дойдет до концов земли, ибо у Господа состязание с народами: Он будет судиться со всякою плотью, нечестивых Он предаст мечу» (Иеремии 25:31).

«На протяжении шести тысяч лет продолжалась великая борьба. В этой борьбе Сын Божий и небесные вестники сражались с властью сатаны, чтобы предостеречь, просветить и спасти детей человеческих. Теперь каждый при­нял свое решение; нечестивые полностью соединились с сатаной в его борьбе против Бога. Наступило время, когда Бог восстановит авторитет Своего по­пранного Закона. Теперь борьба будет идти не только с сатаной, но и с людьми.«У Господа состязание с народами».«Нечестивых Онпредаст мечу».1

Холмы Мегиддо, возвышающиеся над Изреельской равниной, были местом, где Варак и Девора истребили всю армию Сисары и где Иосия был обращен в бегство Египетскимфараоном Нехао.

Стихи 17-21:«Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с техпор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон ве­ликий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая».

Седьмая язва.Этими словами Откровение описывает нам последнее наказание, которое Бог определил людям, упорствующим в своем восстаниипротив Него. Некоторые из язв, как мы видели, были локальными по своему применению, но эта чаша, напротив, выливается на воздух, а так как воздух окружает всю землю, то из этого мы можем заключить, что эта чаша постигнет весь обитаемый мир, весь земной шар. Она всеобщего характера: сам воздух будет смертоносным. Собирание народа происходит во время шестой чаши, но битва будет толь­ко во время седьмой, и поэтому только здесь нам показано оружие, которым Бог умертвит нечестивых. Это то время, о котором можносказать:«Господь открыл хранилище Свое и взял [из него] орудия гнева Своего» (Иеремии 50:25).

«И были голоса».Преимущественно будет слышен голос Божий.«И воз­гремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господьбудет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых» (Иоиля 3:16, см. также Иеремии 25:30 и к Евреям 12:26).Голос Божий станет причиной великого землетрясения, какого еще не было с тех пор, как живут люди на земле.

«Молнии и громы»- это намек на египетские суды(см. Исход9:23).Город великий распался на три части, что, должно быть, указывает, что три большие системы ложных и отпавших религий в мире (большом городе),

т. е. язычество, католицизм и отпавший протестантизм, разделились и готовыполучить свое возмездие. Города народов падают, всеобщее опустошение распространяется по земле; всякий остров убежал, и гор не стало; и Вавилон великий воспомянут перед Богом. Прочтите его наказания, описанные в18 главе.

«И великий град пал с неба на людей».Это последнее средство, при­мененное для наказания нечестивых, так сказать, горький осадок седьмой чаши. Бог настоятельно предостерегает от него нечестивых, говоря:«Я положуправосудие мерилом, а правду весами; и градом истребится убежище лжи, вода унесет обман» (Исаии 28:17; см. также 30:30).В другом месте Бог спрашивает Иова, видел ли он хранилище града,«которые берегу Я на время скорби, на день битвы и войны» (Иова 38:22, 23).

Град, как сказано, был«величиною в талант».Талант весит, по различным источникам, 57 обычных фунтов (т. е. 26 кг). Что могло бы выдержать силу камней такого веса, которые, к тому же, еще и падают с неба? Далее нужно еще иметь в виду, что люди в то время не будут иметь никакого убежища, потому что города все рухнут от великого землетрясения, острова и горы исчезнут. Тогда нечестивые будут искать облегчения своим страданиям только бого­хульством, потому что казнь градом будет«очень тяжела».

Некоторое слабое представление о последствиях сцены, предсказанной здесь, можно получить из описания бури с градом на Босфоре, данного Ком­модором Портером:«Мы проплыли приблизительно полторы мили, когда по облаку, показав­шемуся на западе, мы поняли, что вскоре пойдет дождь. Через несколько минут мы обнаружили, что что-топадает с неба с тяжелым всплеском, белое на вид. Я не мог понять, что это было, но, увидев неподалеку нескольких чаек, я подумал, что это они охотятся за рыбой, однако вскоре увидел, что это большие глыбы льда, падающие с неба. Внезапно мы услышали звук, подобный грохочущему грому или шуму от десяти тысяч карет, мчащихся по дороге. Весь Босфор был в пене, как будто вся небесная артиллерия была против нас и нашего слабого корабля. Казалось, что наша судьба определена; мы раскрыли наши зонтики, чтобы защититься, но глыбы льда порвали их в клочья.К счастью, мы имели укрытие в лодке, под которым все собрались и таким образом спаслись.

У одного из трех гребцов руку буквально раздробило, другой был сильно ранен в плечо; у мистера X. был ушиб ноги, моя правая рука также пострадала, и, вообще, все получили ранения в большей или в меньшей степени...

Это было самое ужасное и потрясающее зрелище, которое я когда-либо видел и которое, я надеюсь, никогда больше не испытаю вновь! Глыбы льда, как два моих кулака, падали в лодку, и некоторые из них падали с такой силой, что если бы они попали в руку или ногу, то точно был бы перелом кости. Одна из глыб ударила в лопасть весла и раздробила ее. Все это длилось приблизительно пять минут, но эти пять минут были минутамисамых ужасных ощущений, которые я когда-либо испытывал. Когда все окончилось, мы увидели, что все окрестные холмы покрыты глыбами льда, я не могу назвать это градом, деревья были лишены листьев и ветвей, все выглядело опустошенным... Невозможно описать ужас этого зрелища.Я был свидетелем нескольких землетрясений: молнии сверкали над моей головой, ветер ревел, и волны то поднимали меня до неба, то опуска­ли в глубокую пропасть. Я служу в действующих войсках и видел смерть и разрушения вокруг меня, но я никогда не испытывал такого чувства ужаса, который охватил меня тогда. Этот ужас все еще преследует меня и, думаю, будет преследовать всегда... Мой помощник, самый смелый из всех, наблюдал за происходящим, стоя в дверях, и был сбит с ног глыбой льда, иесли бы его не затащили внутрь, то был бы побит до смерти... Два лодочника были убиты в верхней части села, и я слышал о том, что у многих были поломаны конеч­ности... Представьте себе: небеса замерзли и внезапно разбились на части различной массы от полфунта до фунта и упали на землю».4

Читатель, если такими были последствия бури с градом, которая раскиды­вала камни, размером в мужской кулак и весом приблизительно в фунт (373 грамма), то кто может описать последствия надвигающейся бури, в которой«каждый камень»будет весом в талант? Как верно Слово Божье, так верно и то, что Он однажды таким образом накажет виновное человечество. О, если бы нашей участью были обители мира, какие Бог обещал Своему народу(см. Исаии 32:18, 19)!

«И громкий голос вышел из храма небесного от престола, говоривший: «Со­вершилось».Этим все окончилось, ибо переполнилась мера вины человеческой, последняя душа воспользовалась Планом спасения. Книги закрылись, число праведников наполнилось и больше нечего прибавить к историимира. Чаши гнева Божьего излиты на развращенное поколение. И после того, как они вы­пили их до конца, они входят в тысячелетнее царство смерти. Читатель! Где ты хочешь быть после этого великого решения?

Однако, где же будут находиться все святые, когда ворвется несчастье, как река? Они составляют предмет особого попечения Божьего, без ведома Которого не упадет даже воробей на землю. Много обетований дано, чтобы их успокоить. Подобные обетования содержатся в красивых и выразительных текстах 90 псалма:

«Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Он изба­вит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убо­ишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы,ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты [сказал]: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему»(Пс. 90:2-10).

Великая борьба. - С.628, 629.

Желание веков. - С. 635.

Великая борьба. - С.656.

David Porter. Константинополь и его окружение. - Т.1. - С.44-47.