• Название:

    Lektsia 205 docx 0


  • Размер: 0.1 Мб
  • Формат: ODT
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Лекция №5 (07.03.14)

Одним из центральных вопросов средневековой философии был - вопрос об отношении знания и веры

Патристика

Патристика - учение отцов церкви (4-7 века)

Представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Августин Блаженный

Августин Блаженный (354-430 г. н.э.)

(Платон)

Августин Блаженный считается не совершенно ортодоксальным в отличие от других (не все согласно решениям собора)

Происходил из семьи римского чиновника язычника, а мать - Моника, была христианкой, оказала решающее воздействие на него.

Получает в Карфагене риторское образование, отличается необыкновенными способностями - придворный ритор Милана, знакомится с представителями княжеской власти, происходит окончательный переход к христианству

«Исповедь» - одно из главных произведений

Основные идеи:Человек приходит к Богу благодаря внутренней работе духа (неоплатоника)

К концу 4 века, христианство - государственная религия.

Решается два вопроса:

  • Священник, связанный с политической властью, не извращает ли он проповедь прихожан (Тогда, когда исповедующийся проходит таинство исповеди в лоне церкви путем проповеди священника в любом случае снисходитсвятой дух/ в церкви через посредничество священника идет связь с Богом)

  • Имеет ли право священник обратиться к семигосударствам, когда видит, что прихожанин отходит от Бога (церковь вправе использовать государственной власти - глубокое противоречие)

  • Выступает за церковь как доминирующий социальный институт - целое государство

    «О граде Божьем» - многотомное произведение, где он описывает свою философию истории - с момента сотворения Адама

    Провиденциализм - проведение участвует в человеческой истории (Бог - постоянный участник)

    «Учение о божественном предопределении»

    Эсхатология - учение о конце времен (человеческая история - трагедия, трагедия борьбы между добром и злом)

    Добро олицетворяет град небесный - глад любви к богу до забвения себя

    Град земной - глад любви к себе до забвения Бога

    «Рим пал, потому что о внутренне нравственно сгнил, Рим - блудница на семи холмах»

    История об Авеле (ГЗ) и Кавеле (ГН)

    «Кавель, где брат твой, Авель?»

    История - нравственный процесс, точкой этого процесса является пришествие Христа

    Это борьба закончится небывалой трагедией и вторым пришествием Христа

    История - это нравственный прогресс

    Град небесный - это состояние невозможности грешить

    Проблема о человеке (антропология), этика

    Каково происхождения зла?!

    Бог это добро, трансцендентное начало, олицетворяющее все, зло - результат действия свободной воли человека, добро - божественное начало, зло - отсутствие или умаление добра

    Важнейшую роль в жизни человека играет его способность к выбору

    Гносеология Августина (как познать?!)

    Познание - богоуподобление «Люби (Бога) и делай что хочешь (опираясь на эту свою любовь)»

    Главные объекты познания:

  • Бог

  • Человеческая душа

  • «Хочу познать Богу и душу и ничего кроме этого ничего»

    Определяет европейское религиозное средневековое мировоззрения вплоть до 12 столетия

    В 13 столетии - Фома Аквинский (опирается не на учении Платона а Аристотеля)

    Схоластика

    Схоластика - очередной этап развития философии (с 7-13 столетье)

    Христианское учение преподают в школах и университетах

    Главные вопросы:

  • Проблема соотношения веры и знания

  • Вопрос об отношении общего и единственного

  • Схоласты опиралась на священные писания и на философию античности (правила мышления, дискуссий)

    Философия - служанка богословия (11 век). Философия помогает богословию решать основные проблемы религиозной веры.

    2 основных направления:

  • Номинализм (Расцелин, первичны общие понятия) - общие понятия в уме Бога

  • Реализм (Альберт Великий) - последователи Платона, общие понятия обладают подлинной реальностью, они субстанциональны, первично единичное (Понятие - имена вещей, сотрясение воздуха).

  • Вопрос спора, что является первичным (лица троицы или сам Бог?), вопрос универсалии (о природе общих понятий) - являются общие понятии субстанционалиями

  • *Концептуализм (Пьер Абеляр) понятия существуют в уме человека, результат мыслительной деятельности человека.

  • Фома Аквинский

    (Платон и Аристотель)

    В 13 веке выдающийся богослов Фома Аквинский создает учение, которое официально становится учением католической церкви - томизм

    Понятия существуют трояка:

  • В уме Бога (до вещей)

  • В самих вещах

  • В уме человека

  • В 12 веке становится популярным учение о том, что личного Бога не существует лишь некое абстрактное начало, после смерти душа соединяется с ним, а личностное бытие человека утрачивается (один из вариантов пантеизма) - арабский ученый Аверроэс (схоласты, следующие его учению - «Существует непроходимая пропасть между наукой и религией»)

    Под влиянием Августина номиналисты утверждают идею - двойственной истины (между собой не связаны). Возникает идея отделения церкви от государства - в это время приходит Фома Аквинский, начинает полемизировать это точке зрения.

    Он говорит что вера и знания не противоположны друг другу, а взаимно дополняют, существует гармония между знанием и верой, там где знание замолкает в свои права вступает вера

    В гносеологии Фомы Аквинского : «Понимай, чтобы верить» - рациональное знание необходимо человеку, чтобы верить

    5 рациональных объяснений бытия Бога

  • Из движения (у каждого есть источник, в начале всех источников - божественное начало. Бог - перводвигатель

  • Фома Аквинский - аристотелист

  • Бог как производящая причина (у каждого явления своя причина, причина всех причин - божественная инстанция)

  • От понятий возможности и случайности ( в мире не может быть все случайно, обязательно прослеживается необходимость, первой необходимостью и является божественная субстанция)

  • Исходит из ступеней совершенства (какие бы поступки ты не совершал, он дает оценку нравственности своим деяниям, высшим критерием является - божественная субстанция)

  • Из понятия целесообразности (все в мире настолько целесообразно, что не может не быть внутренней причины, которая бы породила это)

  • В гносеологии на переднем плане - факт знания, ДЛЯ ДОКАЗАНИЯ БЫТИЯ БОГА

    Личностная сторона души человека не исчезает, после смерти остается мышление и воление

    Фома Аквинский в области социальных идей, был сторонником монархической формы правления (иерархия как на небе)

    Средневековье - слияние античного и религиозного мировоззрений (Августин - христианство с Платоном, Фома Аквинский же христианство с Аристотелем)

    Философия эпохи Возрождения

    (С 14- начало 16 века)

    Родина - Италия. Происходит в период падения Константинополя, когда люди, бегущие в Рим, несут с собой все достижения античности, происходит возрождение (в искусстве, философии и т.д.)

    Эпоха Возрождения - возрождения идеалов античности, но повторить их стало не возможным, слияние идеалов античности на почве средневековья

    Главная черта - антропоцентризм - мировоззрение, в центр которого ставится человек и сквозь призму потребностей человека рассматривает всю окружающую среду

    Особенность: человек идеализируется, не Бог!

    Возрождаются идеи диалектики (Дж. Бруно, Н. Кузанский) - гелиоцентрическая система

    Джордано Бруно

    «О бесконечности вселенной и мирах» - Дж. Бруно

    Говорит о том, что своему составу космический мир уподоблен земному, т.е. бесконечен.

    Все находится в движении и на земле и на небе

    Характерен пантеизм - природа есть Бог в вещах (первым - Н. Кузанский природа - развертывание из божественных глубин)

    Даже самому малому в мире ничего не противостоит, а значит минимум и максимум между собой тождественны, совпадают)

    Появляются первые социальные учение (Томас Мор)

    Томас Мор

    (1480-1535)

    Был человеком, приближенным к королю, лорд-канцлером, но в конце жизни вступил в конфликт с королем на религиозной почве, выступал на стороне римского папы, был убит

    «Утопия» - место, которого нет

    Анализируя Англию 15-16 веков, приходит к выводу, что народ Англии бедствует, находится на критическом положении (поля на прокорм овцам) + строгое законодательство.

    Мор обвиняет в этом частную собственность - причина всех бедствий, именно она делит людей на бедных и богатых, все скапливается в руках нескольких магнатов, поэтому чтобы спастись от голодной смерти - необходимы государственные реформы.

    1) В этом обществе - общественная собственность на факторы производства. Цель государства - достижение земного благополучия, общественного достатка

    2) В государстве Утопии люди работают только 6 часов в день, это не тяжелый труд (нет праздных сословий - работаю все, нет дворян, священников и т.д.). Все сносят продукты труда в общие магазины, а оттуда каждый берет то, что ему надо. Всего в утопии в изобилии - рай на земле, без частной собственности.

    Грязная работа - удел провинившихся, а армия - наемная составляющая

    2 социалист - Томазо Кампанелла

    Томазо Кампанелла (Италия)

    Работы:

    «Город солнца» (идеал - общество трудящихся)

    Никколо Макиавелли - итальянский мыслитель

    «Государь» - божественная составляющая исчезает, церковь должна подчиняться государству, священники должны заниматься воспитанием, патриотизмом»

    Н.М. пишет, что необходимо стремится к государству не республиканским, а монархическим с очень жестким законодательством, и в делах объединения и сохранения единства - цель оправдывает средства.

    Философия Макиавелли - философия аморализма, отрицающая прогресс в политике (все движется по кругу).