• Название:

    Explosive рецензия Оксана Матиева


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Скоро год, как я взяла в руки «Explosive”.

Ошеломляющий визуальный ряд - удивляющий, яркий, и вместе с тем удивительно бережный к деталям - давал ощущение высокого качества и озорного жизнелюбия. Альбом казался живым, трепещущим, тёплым, в нём пульсировала кровь и пела душа. Казалось, Дэвид подмигивает : "Вы меня видели разным . Вы слышали мою игру много раз. Но ТАКИМ вы меня ещё не знаете. Ану-ка, посмотрите, каким ещё я могу быть. Ану-ка, послушайте - удастся ли мне вас удивить"...

Альбом стал явлением и вехой. Напряжённо ждём одноимённый тур…

Многие отмечали целостность и всеохватность этой работы - я совершенно согласна с ними. Концептуальность, наличие объединяющей идеи присущи всем без исключения студийным работам Дэвида. И этот диск — не исключение. Мне думается, в "Exposive" основной замысел - исследовать жанровое многообразие современной популярной музыки и богатство её эмоциональной наполненности. Структура альбома не случайна, чувствуется развитие сюжета, живой истории. Его нужно прослушать парочку раз, не нарушая порядка композиций. Воспринимается как целостная эпическая картина. У меня возникают параллели с "Временами года" Вивальди. Множество небольших произведений, очень разных по настроению и ритму, объединённых чувством полноты жизни и летящего времени. Нет в этом альбоме только одного-единственного явления - смерти. Вернее, оно есть, но в тени — в делюкс-версию Дэвид включил кавер на «Лакримозу». Но даже «Лакримоза» у него звучит бунтарски и жизнеутверждающе!

Альбом излучает жизнь, её ощущаешь кожей и позвоночником, мышцы откликаются на призыв к танцу, к движению - то плавному, то ритмичному, то неистовому, то страстному. Эти мелодии предельно чувственны, они дышат живым теплом находящегося на очень близком расстоянии человека... Как странно - такую бурю вызывает популярная, априори развлекательная музыка? Откуда же эта власть наполнять душу и мысли, словно сложное симфоническое произведение? Феноменальный сплав глубоких эмоций, богатой, почти барокковой мелодичности и совершенного владения колдовским и мудрым инструменом - скрипкой. Дэвид говорил, что в этом альбоме как раз хотел исследовать возможности звукоизвлечения скрипки. У меня ощущение, что он забрался на какие-то уж вовсе нечеловеческие вершины мастерства. Скрупулёзно, тщательно, как ювелир, вытачивает он каждую ноту, придавая ей именно то звучание, которое считает оптимальным. И если решение некоторых технических задач ещё можно как-то осознать в более спокойных треках, то как он играет "Furious" — это за пределами человеческого понимания...

Палитра его скрипки равна многообразию мира. Каждую мелодию инструмент поёт уникальным голосом, создавая гармоническое единство, имя которому - шедевр. Эта работа - и правда взрыв. Что-то изменилось в звуке инструмента, перестало быть земным и понятным. Без преувеличения скажу, что звуковое мастерство и богатство палитры Дэвида как исполнителя были и остаются для меня главной "приманкой" в широчайшем спектре его артистических качеств. А в "Explosive" чародейский голос его скрипки приобретает небывалую свободу. Он и раньше её проявлял, эту дразнящую свободу виртуоза, особенно заметную в таких каверах, как Тoccata или Smells Like Teen Spirit... Но когда он играл не свои творения, то будто расписывал чужие контуры своими собственными роскошными красками. И при этом оставлял неповторимую печать личности, создавал уникальную музыку на уже существующей базе. А в этот раз он живописует на чистом полотне, и в отношении каверов это тоже верно... делает что хочет и как хочет. Холодит под ложечкой от чувства беспредельности. Словно он искал границы творческих возможностей - и не нашёл их. Взорваны.

Стоит ему пожелать то или иное звучание - и он выколдовывает его из скрипки, будто не существует никаких технических или физических ограничений. Не уверена, что всё можно объяснить только виртуозной смычковой техникой... Я раз за разом прослушиваю некоторые фразы и целые композиции - и ошарашено думаю, что ни в одной музыковедческой энциклопедии не найдётся названий для всех этих бесконечно разнообразных штрихов...

Это одна из граней творческого неистовства, которым дышит альбом. Другая, конечно же — это работа Дэвида как композитора. Именно этот аспект он сам считает наиважнейшим. Он очень переживал, как воспримут его творения — его обнажившуюся душу. Дэвид искреннен и открыт - так щедро, так бесстрашно протягивает своё творение… У меня щемит в груди, горло перехватывает от его отважной искренности. Мы приняли его дар. Он состоялся как композитор. Самая яркая черта его собственных произведений — насыщенная эмоциональность. Пребывая в чётких жанровых рамках, он выстраивает настоящие чувственные истории. Он крепко держится классической базы — все до одного произведения, как его собственные, так и аранжировки - «собраны» по строгим классическим нормам. Мне кажется, именно так и работают ювелиры высшего класса — осторожно, до миллиметра рассчитывают все мельчайшие детали, придерживаются строжайших «цеховых» правил, не допускают ни малейшей небрежности. И при этом воплощают новые находки, не повторяя уже существующих шедевров. Получаются не только эстетически совершенные, изящные, но и удивительно добротные творения, которые выдержат золотую пробу времени. Как и Дэвидовы композиции. Я не возьмусь назвать любимую… нет, пожалуй, назову две. Это абсолютное барокко двадцать первого века : минорная соната Baroque Fantasy и ошеломляющая токката Furious. Уж очень, очень-очень я люблю барокко! Поэтому такая вот выборка очень условна — мне нравятся все вещи, несущие печать Дэвидового авторства. Они оставляют ощущение многослойности — они так глубоко проработаны на всех уровнях, от идейно-тематического до исполнительского, что всегда остаётся какая-та грань, которую хочется разглядеть поподробнее. И слушаешь снова, и снова...

Напоследок скажу словечко о Lose Yourself. Дэвид скромно называет трек кавером. Да, это кавер — Дэвид использовал основную идею, гармоническую основу и ритмические находки оригинала. Но он создал такую проникновенную мелодию, что произведение зазвучало совсем по-новому. Рассказывая о новом альбоме, Дэвид сравнивает эту композицию с творениями Бетховена или Моцарта, хоть и оговаривается, мол, вроде не положено. Рэп... А глаза сияют, руки живописуют восторг и воодушевление.

И чтоб я лопнула, он прав! Словно магическим фонариком посветил, и привычный уже хит вспыхнул удивляющими гранями. Дэвид взрывает непроницаемый слой предрассудков, он ощущает музыку вне жанров и направлений. Он извлекает эссенцию музыки, сгущает, насыщает её краски. Повторюсь - ювелирная работа Мастера...

©Матиева О., 2016