• Название:

    Toccata DG Оксана Матиева


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Дэвид Гарретт. Токката. Альбомы «Free” и “Virtuoso”, вышедшие соответственно в марте и ноябре 2007 года.

Эта тема часто фигурирует под названием Toccata oma, хотя в альбомы она вошла под названием Toccata. Возможно, Дэвид исполнял это произведение вживую на самых первых своих кроссовер-концертах. Я сумела найти только одно видео 2009 года.

Произведение принадлежит перу Дэвида, оно аутентично и не является кавером на конкретную тему или пьесу. Однако название безошибочно отправляет нас к музыке барокко, к особенной форме и особому жанру. Слово «токката» происходит от итальянского toccare, что значит «трогать», «касаться». Сначала так называли все произведения для клавишных инструментов, однако уже во второй половине семнадцатого — первой половине восемнадцатого веков термин стал обозначать особенный жанр, в основании которого лежит виртуозное использование инструмента. Токката имеет довольно свободную импровизационную форму, даже черты рапсодии, то есть состоит из нескольких коротких разнородных тем, которые обычно проводятся то левой, то правой рукой. Токкаты создавались как вступительные части циклов органной или клавирной музыки, а также использовались для заполнения пауз между частями лютеранских хоралов, или даже для быстрого разучивания и своеобразной репетиции хоральной мелодии — ведь в те времена органисту, да и другим музыкантам, нередко приходилось играть без предыдущих репетиций. Ещё одно — пожалуй, самое важное - предназначение токкат — изучение и демонстрация технических возможностей как инструмента, так и виртуозности и мастерства исполнителя. Среди композиторов, создавших наиболее яркие образцы в этом жанре, надо назвать Алессандро Скарлатти, Дитриха Букстехуде и особенно — Иоганна Себастьяна Баха. Они придерживались правил полифонической композиции.

Токката Дэвида Гарретта полностью сохраняет все черты и особенности жанра. Конечно, написана она не для клавишного инструмента, а именно для скрипки — и очень заметно, что Дэвид писал её для своей собственной скрипки и под свою собственную манеру игры. Надо вспомнить, что во время учёбы в Джульярде, в 2003 году, Дэвид Гарретт получил первое место как композитор фуги, написанной в стиле Баха. Это свидетельствует о серьёзных теоретических познаниях и практических навыках Дэвида в вопросах композиции. Мы не имеем возможности услышать ту фугу (очень жаль, хотелось бы надеяться, что она не потерялась и когда-нибудь станет доступна ценителям). Но то, что Дэвид обращается к барокковой форме при создании своего собственного произведения в начале новой, кроссоверной карьеры, говорит о многом. Это сразу расставляет акценты и задаёт вектор его творческой деятельности: очень серьёзная, классическая база, использование всего сложнейшего арсенала композиционных средств, ориентация на высочайшее качество — и невероятно свежее, актуальное звучание, которое достигается особенностями звукоизвлечения, ритмизацией и привлечением новых, современных инструментов при оркестровке.

Не удержусь в нейтральном и беспристрастном тоне, потому что искренне считаю это произведение одним из лучших и совершенно особенных в творчестве Дэвида. Это необыкновенная, футуристическая пьеса, такая фантастическая «гостья из будущего», которая уже в 2007 году, в самом зародыше этого феномена, которым стал Дэвид Гарретт, предварила появление таких каверов, как, например, «Sandstorm” ,“Thunderstruck” или та же «Toccata” И. С. Баха. И многих, многих других, где скрипка звучит так, как она не звучала никогда и ни у кого в руках. Этот привычный — далеко не самый звучный, хотя и очень виртуозный — аккустический инструмент без каких-либо технических ухищрений, только благодаря мастерству, технике, глубокому знанию и безмерной любви к музыке и к звуку приобретает уникальное звучание, с реминисценсиями электрогитары. И при этом сохраняет свой собственный неповторимый голос. Я убеждена, что Токката Дэвида Гарретта — произведение гениальное, и пока что не получило настоящей оценки, хотя ценят его высоко. Но эта маленькая — меньше четырёх минут — пьеска таит в себе сжатые в пружину симфонические замыслы. Короткие, предельно насыщенные музыкальные фразы требуют нечеловеческого темпа исполнения и какой-то совершенно неописуемой техники правой руки. Я даже не знаю, найдутся ли названия для всех используемых Дэвидом смычковых штрихов. Но не только правая — левая рука тоже показывает чудеса. Больше, чем чудеса скорости. На единственном видео, которое я нашла, можно различить, как Дэвид играет некоторые фразы чем-то средним между обычной нажатием на струну и пиццикато пальцами левой рукой. Звук получается уникальный, чёткий, отрывистый, он бьёт по неравм как электрический разряд. Отдельно надо сказать об экспериментах с ритмической структурой Токкаты. Исполнить её вместе с оркестром, сохранив чёткость, выразительность и яркость — это мастерство в превосходной степени. Мне эти эксперименты напомнили суперкачественный кавер «Dangerous”. А встроенная в самое сердце цитата с клавирным звучанием, как золотая цепь, связывает произведение двадцать первого века со всеми столетиями европейской музыки. На видео нет одного важного момента, который, без сомнения, является не только украшением, но и идейным завершением темы : особого, достигнутого , наверно, каким-то невероятным глиссандо вскрика, взлёта, когда кажется, что присутствуешь при акте рождения…

Этот миниатюрный шедевр, это чудо несёт в себе зёрна и жемчужины Дэвидовых творческих идей и замыслов — например, бездонную галактическую мощь «Furious”. И кто знает, кто знает, что ещё зреет в том вулкане...