• Название:

    Cover toccata y fuga DG Оксана Матиева


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга в Ре минор.

BWV 565 согласно системе нумерации Bach-Werke-Verzeichnis, “Каталог работ Баха»

Дэвид Гарретт сделал аранжировку в стиле рок-музыки. Кавер вошёл в альбом «Rock Symphonies” 2010 года.

Вживую исполнялся на концертах одноименного турне, в сопровождении оркестра и рок-группы.

Справки и объяснения терминов (с использованием материала Википедии).

Bach-Werke-Verzeichis, абревиатюра BWV – Каталог работ Баха - система нумерации, уложенная Шмидером в 1950 году и регулярно обновляемая в процессе изучения работ композитора. Последнюю версию подготовили А. Дюрр и Ёс. Кобаяси. Нумерация BWV используется повсеместно. Это общепринятый способ ссылки на работы Баха. В основе каталога лежит не хронологический, а тематический принцип. Это отличает его от каталогов произведений других классических композиторов и связано с тем, что большинство работ Баха не могут быть точно датированы. По традиции они издавались по жанрам.

Термины «токката» и «фуга» в нашем восприятии неразрывно связаны с периодом барокко.

Слово токкáта происходит от итальянского toccare, что значит касаться, трогать. Сначала так называли все произведения для клавишных инструментов. В современном понимании это инструментальная пьеса свободной, иногда рапсодиевой формы, с быстрым, чётким движеним с равными короткими длительностями, обычно для органа или клавира. Её особенность в том, что технические фигуры постоянно проводятся то правой, то левой рукой. Требует виртуозного владения инструментом, позволяет продемонстрировать мастерство исполнителя.

Слово фуга происходит от латинского fugere, что значит бежать, убегать. Этим словом называют не только жанр и форму, но и особенную композиционную технику полифонической музыки. Мастерство построения фуги считают музыкальным выражением самой идеи барокко. Этому периоду культурного развития свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, совмещение реальности и иллюзии, и одновременно — подчинение выразительных средств строгим математическим законам. Фуга как техника и жанр в музыке очень похожа на архитектуру барокко — с её чётко выверенными геометрическими формами и вычурными, пышными, изобильными украшениями.Фуга считается одной из самых сложных композиционных техник, требующей глубоко знания теоретических основ гармонии и досконального владения контрапунтическим музыкальным письмом. Композиционная техника состоит в наложении друг на друга музыкальных идей (тем), называемых субъектами. Они компонируются согласно правилам полифонии, построенной по законам контрапункта между несколькими голосами или инструментальными линиями, каждая из которых одинаково важна. Тема повторяется — имитируется — в каждом голосе. Таких линий обычно три — четыре, очень редко — две, но их количество может доходить и до восьми — десяти. Невозможно перечислить все приёмы и способы постороения фуги. Как техника, а не как отдельная форма, используется композиторами до нынешнего времени.

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750 гг.) по праву считается композитором, который создал самые значимые образцы токкат и фуг. К этим формам он обращался всю жизнь. Технику фуги исследовал до самых глубин, и принято говорить, что именно он исчерпал все возможности этого жанра, создав два монументальных цикла : «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги». Последнее произведение по праву называют музыкальным завещанием гения. Фуги Баха имеют огромную ценность не только как шедевры искусства, но и как дидактический, теоретический и даже философский материал, в котором музыкальным языком зашифрованы глубокие размышления и фундаментальные знания о мироздании.

Созданные им токкаты раскрыли технические возможности клавишных интсрументов, особенно органа, революционизировали исполнительскую технику, и можно даже сказать, что послужили основой разного рода пьес для самых разных инструментов, целью которых является именно оттачивание виртуозности.

Большая часть токкат была написана Бахом в молодые годы, когда он работал как органист, смотритель и настройщик органов, хотя на всю жизнь орган оставался его любимым — настоящим «королём всех инструментов» . Именно в этой ипостаси — а вовсе не как композитора — знали и ценили Баха его современники. Токкаты были нужны для проверки и демонстрации возможностей инструмента, а также использовались для заполнения пауз между хоралами лютеранского богослужения.

Интересующая нас Токката и фуга в Ре минор, вне сомнения — одно из самых знаковых произведений классической музыки всех времён и народов. До такой степени, что нарицательное название превратилось в собственное, и когда его произносят, у всех возникает образ именно этой музыки, хотя Бах написал больше сотни токкат и фуг, в том числе несколько в Ре минор. Так вот, именно это — для многих самое известное произведение Баха — имеет довольно смутную историю. Авторство его находится под сомнением. Есть музыковеды, полагающие, что написана она не Бахом, и на самом деле лет на сто моложе — то есть появилась примерно в начале девятнадцатого, а не восемнадцатого века. Уж очень не похожа именно эта токката на всё, что когда-либо создал Бах, ни на то, как писали токкаты и фуги в позднем барокко. Есть определённые композиционные приёмы, которые встречаются только в этом произведении, и больше нигде ни разу в творчестве Баха не появляются. Не существует и подлинного автографа этого произведения, только копия в материалах И. П. Кельнера, хронографа жизни и творчества Баха. Однако именно этот факт для многих исследователей творчества композитора является доказательством в пользу спорного произведения — токката и фуга нашлась среди прочих произведений такого же типа, подлинность которых не оспаривается. Её особенности объясняют тем, что это один из самых ранних творческих экспериментов молодого Баха, и предназначение её было не столько соответствовать строгим законам композиции, сколько быть практическим инструментом для проверки технических возможностей одного из органов, а именно арнштадстского. Это была первое место работы Баха — смотритель и органист в Арнштадте, в период с 1703 до 1707 годов. Приверженцы гипотезы аутентичности Токкаты и фуги Ре минор утверждают, что как раз особенности арнштадтского органа — у которого не было всех регистров — обусловили нетипичные черты произведения.

Так или иначе, гениальное произведение занимает достойное место не только в истории музыки, но и в активном репертуаре современных исполнителей. Сделано множество переложений пьесы для самых разных инструментов, в том числе и оркестровых обработок. Яркий мордент, повторяющийся с интервалом в октаву, которым начинается токката, стал эмблемой европейской классической — и не только — музыки. Его можно услышать в саундтреках фильмов, в рок-музыке, в компьютерных играх…

Дэвид Гарретт всегда подчеркивал, что именно Иоганн Себастьян Бах является его любимым композитором, наиболее вдохновляющим и дающим невероятно разнообразный материал для творчества. Произведения гения барокко постоянно присутствуют в репертуаре скрипача. Кавер на «Токкату и фугу» по праву считается одной из лучших, самых удачных его аранжировок. Можно сказать, что он стал одной из эмблем творческих идей самого Дэвида — смешение, объединение классики и современности, сохранение неизменной музыкальной сути в новой инструментальной и ритмической подаче.

Скрипка ведёт виртуозную партию, а оркестровка поддерживает басовую линию. Дэвид динамизировал темп, сократил детальную разработку темы в фуге, и сконцентрировался на быстрых, виртуозных и технически сложных частях. Это позволило найти особое, новое звучание рок-композиции. Его кавер полностью подтверждает и подчеркивает название и определение жанра «токката» - демонстрация возможностей инструмента и исполнителя. В пьеске длительностью не более четырёх минут ярко и уместно используется большое количество смычковых штрихов, и именно на разнообразии звукоизвлечения построена разработка основной темы. Тематическая линия поддерживается электрогитарой, сохраняя полифоническое звучание равноправных частей. Летящий ритм воплощает саму идею фуги — бега, движения. Даже больше - особенности звучания скрипки — инструмента струнного — превращают побег в полёт, и вечное произведение взмывает ввысь, как космический корабль… И фуга — один из самых старых жанров — становится органической частью современного ритма.