• Название:

    Лечебные свойства музыки. Музыкотерапия. СМО.


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 20 сек.

Установите безопасный браузер



Лечебное воздействие музыки

Музыкотерапия


Применение музыки с лечебными целями имеет почти двухтысячелетнюю историю. Этот вид лечения претерпел, однако, самое противоречивое отношение врачей: от веры во всемогущество музыки при лечении всех болезней до скептического и даже иронического отношения к самой этой идее, приравниваемой нередко к шаманству.
Достоверные исторические сведения о лечебном воздействии музыки весьма скудны. Мы их черпаем в основном из литературных источников. Гомер писал, что благодаря музыке рана Одиссея перестала кровоточить и что Трою, только музыка спасла от чумы. В библии в Ветхом Завете (в первой книге царства) приводится случай о благополучном излечении от тяжёлой депрессии царя Саула игрой на лире (по другим источникам — на арфе) царём Давидом.

В греческой истории упоминаются Эскулап, Орфей и Тимотей, применявшие музыку для лечения различных заболеваний. Их успеху несомненно способствовало то, что они были также хорошими музыкантами. Великие мыслители древности не обошли вниманием воспитательные и целебные свойства музыки. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжёлые психические переживания, что её воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. Сократ подчёркивал благотворное последействие музыки, которая продолжает ещё сильнее действовать после окончания её звучания. Лечебное воздействие музыки Пифагор называл «музыкальной медициной». Он приписывал музыке универсальную способность исцелять тело и дух, поскольку считал её одним из проявлений космической гармонии: музыка может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, какая царит в космосе, нужно только знать, когда и как её применять. Древние мыслители и врачеватели верили, что без музыкального сопровождения или пения лекарства не проявляют своих лечебных свойств. Не обошлось без наивных предрассудков, идущих от представлений о всемогущих возможностях музыки: так римский врач Галеи (II в. н.э.) рекомендовал слушать музыку как средство от укуса змей. Но были и более трезвые и критические суждения. Например Гиппократ (VI в. до н.э.) требовал применять индивидуальный подход к лечению, т. к. был убеждён, что не всякая музыка может быть рекомендована каждому больному.
В эпоху раннего средневековь научный и философский дух исканий древних пришёл в упадок. Метод лечения больных с помощью музыки был предан забвению. Вспомнили о нём и начали широко применять с XVI до XVIII вв., когда в Бельгии, Нидерландах и северных городах Германии широко распространилась эпидемия хореомании (пляски святого Витта): в общественных местах у отдельных людей и в небольших группах без видимой причины начинались пляски, кривляния. Толпы пляшущих начинали двигаться от селения к селению, постепенно втягивая всё большие и большие массы людей. Остановить их могли только музыканты, подстраивающиеся к их ритму и постепенно замедлявшие его до полного успокоения.

Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма — тяжёлого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука тарантула: больные впадали в оцепенение, переживали тяжёлую депрессию, приводившую к утрате всякого интереса к жизни. Считалось, что только очень быстрые движения под всё убыстряющуюся музыку были единственным средством лечения таких больных.

В первой половине XIX столетия использование музыки для лечения больных считалось «ненаучной игрой» и интерес к этому методу лечения заметно упал. Такие же взгляды выражались некоторыми врачами и в XX в. Так, немецкие учёные Шиллер, Портер и Катнер не видели никакой возможности для применения музыкотерапии. Они считали, что современный человек слабо реагирует на музыку. Это утверждение, однако, не было обосновано ни специальными исследованиями, ни статистически достоверными фактами.

Русская музыкотерапия ведёт своё начало с конца XIX в., с исследований И.М.Догеля и И.Н.Тарханова, опубликовавших результаты своих работ в 1888 и 1898 гг. в Казани. И.М.Догелю удалось обнаружить изменение дыхания и артериального давления от разной музыки. Выяснилось также, что активность и избирательность реакций зависела от слухового опыта: испытуемый татарин сильнее отреагировал на татарскую мелодию, а русский больше отреагировал на русску «Лучинушку».

В 1913г. В.М.Бехтерев, придававший большое значение музыке, организовал комитет по изучению воспитательного и лечебного воздействия музыки. В него вошли видные врачи и музыканты. К сожалению, их деятельность была прервана Первой мировой войной.
После Второй мировой войны во многих европейских странах и США возникли центры музыкотерапии, образовались национальные школы, появились интересные концепции её применения. Так, согласно шведской концепции, психотерапивтическая направленность музыкотерапии основана на более глубоком воздействии музыки на психику личности, чем слово.

С 1936 г. в ленинградских клиниках применялась лечебная ритмика. В эти же годы стала применять логопедическая ритмика для лечения заикания. Успешно применяли музыкотерапию Г.В.Шипулин и А.Г.Коган. Их целью деятельность было способствовать улучшению общего состояния здоровья лиц с психическими и соматическими отклонениями независимо от возраста, пола, профессии и образования. К сожалению, это направление лечения больных не поощрялось официальной медициной и не получало ни материальной, ни моральной поддержки.

У музыкотерапии как нетрадиционного метода лечения есть скептики, сторонники и противники. Они ссылаются на исключительно широкий спектр различных стилей, которые сталкиваются друг с другом. (Рок- музыка самых различных направлений действует на биологические ритмы низшего уровня)

Противники музыкотерапии выражают сомнение в возможности подобрать музыкальные произведения, способные воздействовать на пациентов. Но причиной их сомнения является не столько музыкальный репертуар, сколько отсутствие достаточной музыкальной подготовки психотерапевтов: положительных результатов может достигнуть лишь врач, профессионально образованный и как музыкант.

Некоторые психотерапевты считают, что лечить профессиональных музыкантов с помощью музыки невозможно. Но этом противоречит исторический факт, имевший место с С.В.Рахманиновым. Когда после публичного провала его Первой симфонии у него развилась тяжёлая депрессия, известному московскому психиатру Н.В.Далю удалось вылечить Рахманинова игрой на виолончели. В благодарность свой Второй фортепианный концерт, написанный после длительно композиторской паузы, он посвятил именно ему.

В результате клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека — изменять его настроение, снижать тревогу и напряжённость — делает музыкотерапию важным средством лечения. У душевнобольных она повышает психический тонус, уменьшая раздражительность и агрессивность. Специально подобранная музыка положительно действует на маниакальных больных. Не менее благотворно действует она на ослабление и даже снятие депрессии. Музыка даёт хорошие результаты как эффективное «обезболивающее» средство в акушерстве, стоматологии, при хирургических операциях.. С одной стороны, она отвлекает больного от переживаний и тем снижает болевые ощущения. Это позволяет уменьшить дозы анестезирующих лекарств и снизить постнаркотические и аллергические осложнения. С другой стороны, музыка снимает мышечное напряжение и тем способствует более полной релаксации оперируемых больных. Достижение полной релаксации важно для успешного введения пациента в гипнотическое состояние. Успешно применяется музыка при лечении заикания, благотворна действует на сердечно-сосудистых больных, отвлекая их от тревожных и мрачных мыслей. Участие в хоровом музицировании помогает налаживанию контактов с лечащим врачом и выходу из аутизма. Эффективно применяется музыка в неврологии: хорошо подобранный ритм музыки снижает непроизвольные движения у больных хореей, особенно у детей. После перенесённого инсульта музыкотерапия помогает в восстановлении речи с помощью пения. В целом эффективность музыкотерапии в комплексе с медикаментозными и другими медицинскими методами лечения возрастает. Самостоятельно она не может излечить больного.

Нередко врачи рекомендуют тихую и спокойную музыку как средство от бессонницы. Но это даёт кратковременный эффект, если не узнать и не устранить саму причину бессоницы.

Для эффективного лечения с помощью музыкотерапии необходимы следующие факторы:
1) отношение пациента к музыке (анализ его эмоциональной сферы), уровень его общей и музыкальной культуры. Музыка должна иметь свой «личностный смысл» для больного.

2)Тщательный выбор музыкальных произведений. Необходимо учитывать не только болезнь, но и её фазы.

3) личность психотерапевта и его компетентность как врача и как музыканта. Ослабление требовательности к одному из этих слагаемых резко снижает эффективность музыкотерапии.

4)Доверительные отношения, которые складываются между врачом и больным.

5)Нормальная сенситивность, от которой в значительной степени зависит уровень ответной реакции пациента.

Музыка способствует повышению жизненного тонуса у психических больных, помогает установлению положительной самооценки, более адекватно воспринимать окружающий мир. Активное музицирование в виде хорового или сольного пения создаёт благоприятные возможность для самовыражения, особенно на стадии выздоровления.

Музыкотерапия выполняет следующие задачи:

- ослабляет желание больного «уйти в болезнь», уменьшает аутизм, помогает включению больного в межличностные отношения, повышает интерес к окружающей действительность и тем самым готовит пациента к здоровому образу жизни.
- воздействует на сердечную деятельность, дыхание, восстановление эмоционального фонда, уменьшение тревоги и раздражительности.

Музыкотерапия — часть психотерапии, способствующая реадаптации больных. И реализовываться она должна в комплексе с другими методами лечения.