• Название:

    пляшущие человечки)) статья


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

    Осталось ждать: 10 сек.

Установите безопасный браузер



Сосенкова Екатерина

Анализ рассказа А. Конан Дойла «Пляшущие человечки».(Ι вариант).

«Пляшущие человечки»- увлекательнейший рассказ А. Конан Дойла, отражающий на своих страницах историю о том, как Шерлок Холмс гениальным образом разгадывает шифр, состоящий из человечков, находящихся в различных позах. Сами эти человечки представляют собой, на первый взгляд, если опираться на классификацию знаков Ч. Пирса, иконические знаки. Как говорит в начале сам Холмс, это- «детская шалость», то есть, внесмысловое письмо. К концу же произведения становится понятно, что причудливые человечки, нарисованные на клочках бумаги, на подоконнике, двери сарая - не что иное, как символы. Это шифр, действие которого основано на установленной по соглашению связи означающего и означаемого. Постараемся же проследить, как Шерлоку Холмсу удалось подобрать верный ключ к этому шифру и тем самым разоблачить преступника.

Как уже было упомянуто, в начале Холмс не видит никакого смысла в изображениях на бумажке, которую принёс мистер Хилтон Кьюбит. Сам Кьюбит сознаётся, что счёл бы эти изображения за детские рисунки, если бы не страшное беспокойство его супруги Илси при их виде. Из этого Кьюбит и Холмс делают вывод о том, что это не простые «детские шалости», а некие намеренные изображения, в которых «бесспорно заключен какой-то смысл». Более того, характер появления человечков на территории участка Кьюбитов сначала кажется хаотичным, но потом вырисовывается в некую сложную систему, действие которой приводит жену Кьюбита к тому, что она «тает на глазах». Холмс просит мистера Кьюбита следить за появлением данных изображений, тщательно их срисовывать и доставлять на Бейкер-стрит. Собрав значительное количество бумажек с изображениями пляшущих человечков, сыщик принимается за кропотливую работу по дешифровке. В итоге, Холмс подбирает ключ к данному причудливому шифру, понимает, что дело очень серьёзно, хочет рассказать о содержании посланий Кьюбиту, но не успевает этого сделать: Кьюбита убивают, его жену Илси тяжело ранят. Шерлок Холмс вместе с инспектором из норфолкского полицейского управления расследуют данное дело с целью наказать виновного. Они выслушивают показания прислуги, осматривают место преступления. При этом Холмс замечает мельчайшие детали, например, след от пули на оконной раме, свечу, не оплывшую стеарином, следы мужских ботинок, маленькую гильзу. Синтезируя показания служанок и улики, Шерлок Холмс выстраивает цепочку рассуждений и на её основе вырисовывается картина совершения преступления. После этого сыщик посылает записку на ферму Элриджа. Холмс рассказывает инспектору о встречах с мистером Кьюбитом, а также о необычном характере шифра, воплощённого в изображениях забавных пляшущих человечков. И дальше- самое интересное. Гениальный сыщик Шерлок Холмс раскрывает последовательность разгадывания данного шрифта. Она представляет собой стройную и простую на самом деле систему. Мистер Холмс говорит, что «цель изобретателя этой системы заключалась, очевидно, в том, чтобы скрыть, что эти значки являются письменами, и выдать их за детские рисунки. Но всякий, кто догадается, что значки эти соответствуют буквам, без особого труда разгадает их, если воспользуется обычными правилами разгадывания шифров». В первую очередь сыщик обратил внимание на флаги, знаменующие конецы отдельных слов. В последующих записках он заметил одинаковых человечков в начале и конце слова. Делая отсылку к правилам написания письма, Холмс заключает, что оно должно начинаться с имени адресата. Слово было из четырёх букв, первая и последняя из которых одинаковы. Из этого следует, что адресат — Илси. В следующей записке Холмс разгадывает слово «приходи», опираясь на буквы, которыми уже располагал, а также на характер «поведения» человечков в слове. Адресантом следующего сообщения, написанного на двери сарая, была миссис Кьюбит. Это был ответ на просьбу неизвестного «приходи». Опираясь на уже разгаданные буквы и на предположение о том, как может выглядеть ответ, Шерлок Холмс расшифровывает в послании слово «никогда». После этого сыщик обращается к самой первой записке, в которой на основании имеющихся уже разгаданных букв способен прочесть имя адресанта: это Аб Слени. Следующая записка была прочитана Холмсом без особого труда, так как он обладал уже большим арсеналом разгаданных букв. После этого Шерлок Холмс предполагает, опираясь на имя, что адресант посланий к Илси — американец и, вероятно, преступник. Он посылает телеграмму в нью-йоркское полицейское управление Уилсону Харгриву с запросом об этом человеке. Хагрив сообщает, что это «самый опасный бандит в Чикаго». И тут приходит последняя записка, в которой Аб Слени переходит к угрозам в адрес Илси, говоря: «Илси, готовься к смерти». Холмс тут же отправляется в Норфолк, но самое худшее к тому моменту уже совершается. Тогда сыщик задаётся целью наказать преступника. Для этого он пишет ему письмо, обозначая каждую конкретную букву определённым пляшущим человечком, на основе конвенции, принятой составителями данного шифра. Гениальный план срабатывает, и преступник попадается в ловушку, идёт прямо в руки полиции! Шерлок Холмс, к большому удивлению Слени, сообщает ему в подробностях историю Илси, а также описание преступления. Аб Слени поначалу не верит сыщику, что Илси при смерти, показывая записку с пляшущими человечками. Холмс же говорит ему, что сам написал данное послание. Слени восклицает: «На всем земном шаре нет ни одного человека, кроме членов нашей шайки, который знал бы тайну пляшущих человечков!». На это гениальный английский сыщик отвечает: «То, что изобретено одним человеком, может быть понято

другим». Аб Слени рассказывает о том, кем был изобретён данный шифр, а также историю своих отношений с Илси. В итоге всё заканчивается благополучно: опасный бандит Слени осуждён, Илси выздоравливает. В конце рассказа Шерлок Холмс говорит своему напарнику: «Словом, мой дорогой Уотсон, этих человечков, столь долго служивших злу, мы принудили в конце концов послужить добру».

Итак, проанализировав содержание рассказа А. Конан Дойла «Пляшущие человечки», обращая особое внимание на акт опознания и расшифровки знаковой системы, делаем вывод о том, что произведение имеет сложную внутреннюю организацию. Здесь обыгрывается несколько оппозиций. Во- первых, противопоставление: осмысленное/ бессмысленное, касающееся характера знаков. При первом взгляде на записки с изображениями пляшущих человечков всякий бы сказал, что это всего лишь детская шалость, а, следовательно, внесмысловое письмо. У доктора Уотсона возникает ассоциация с бессмысленными иероглифами. Но позже Шерлок Холмс и мистер Кьюбит убеждаются в том, что за данными «безобидными» изображениями стоит нечто большее, чем просто желание какого- нибудь шалунишки имитировать весёлых человечков. Во- вторых, обыгрывается оппозиция: намеренное/ ненамеренное. На мой взгляд, она тесно связана с предыдущим противопоставлением. Впервые увидев «пляшущих человечков» на подоконнике Кьюбит подумал, что их нарисовал мальчишка из конюшни, следовательно, он сделал это без всякого намерения по отношению к семье Кьюбитов, а просто из желания развлечь себя рисованием. Но когда мальчик клянётся, что он не рисовал никаких человечков, закрадывается подозрение о том, что изображения кто-то наносит намеренно: они адресованы конкретному лицу, в них содержится определённая информация (« В этих странных рисунках бесспорно заключен какой-то смысл.» ). Есть ещё одна существенная деталь, которая, несомненно, играет большую роль в структуре произведения- признаки, то есть, ненамеренные знаки. Это улики, найденные Холмсом на месте преступления (незаметное отверстие от пули в оконной раме, свеча, не оплывшая стеарином, следы мужских ботинок на газоне, маленькая гильза). Опираясь на эти признаки, гениальный сыщик в дальнейшем довольно точно воспроизводит картину совершения преступления. К. Гинзбург в своей статье говорит о том, что «у Шерлока Холмса следы, а именно, улики позволяют проникнуть в иную, глубинную реальность, недосягаемую другими способами». В- третьих, в тексте представлена оппозиция системное/ хаотичное. Это касается прежде всего характера частоты появления пляшущих человечков. Поначалу они возникают со значительными перерывами во времени, но затем всё чаще и чаще, и это начинает носить системный характер. То, что они появляются в различных местах (на подоконнике, клочках бумаги, двери сарая и солнечных часах), производит впечатление некоего хаоса, вызывающего панику у мистера Кьюбита: « Отвратительное состояние - чувствовать, что ты со всех сторон окружен какими-то неизвестными, невидимыми людьми, которые пытаются вовлечь тебя в какую-то беду ...». Оппозиция системное/ хаотичное присутствует и в манере разгадывания Холмсом необычного шифра. Уотсон замечает, что Шерлок Холмс глубоко озадачен пляшущими человечками, время от времени достаёт бумажку с их изображениями, смотрит на неё долгое время, ничего не говоря. Когда приходит мистер Кьюбит, Холмс задаёт ему, на первый взгляд, ничего не значащие вопросы (на верхней или нижней панели двери нарисована очередная порция человечков?), затем говорит, что информация, полученная от Кьюбита по этому поводу «вселяет надежду». Но уже потом, когда гениальный сыщик раскрывает секреты дешифровки, мы понимаем, что, на самом деле, процесс разгадывания «тайны» пляшущих человечков отнюдь не был хаотичным, состоящим из непонятных обрывков, а имел вид стройной логической системы, где одно вытекает из другого. Наконец, обратимся к противопоставлению: иконическое/ символическое. Эта оппозиция относится непосредственно к самим пляшущим человечкам. Первая мысль Кьюбита и Холмса — о том, что это детские рисунки, а, следовательно, по классификации знаков Ч. Пирса, -знаки- иконы. Но потом герои рассказа убеждаются, что это некий сложный шифр. А если это шифр, опираясь на Пирса, заключаем, что это уже - не знаки- иконы, а знаки- символы. Пляшущие человечки относятся к символическим репрезентантам и ассоциативно связаны со своими денотатами. В данном случае каждому пляшущему человечку в определённой позе соответствует определённая буква алфавита.

Таким образом, в рассказе работают категорий конвенции и кода. Пляшущие человечки, подобно азбуке Морзе,- код, представляющий буквы «письменного алфавита». При составлении «непонятных», «забавных» и в то же время пугающих посланий происходит процесс превращения слов текста в последовательности из пляшущих человечков в определённых позах. Главарь чикагской шайки «изобрел буквы, которые всеми принимались за детские каракули» на основе конвенции, то есть, договорённости с обозначением некоторых условностей. Знаки в виде пляшущих человечков были сознательно наделены смыслом, понятным лишь для узкого круга лиц. Гениальный сыщик Шерлок Холмс раскрывает «загадку» преступной шайки, заставляя в итоге «этих человечков, столь долго служивших злу, … послужить добру».