• Название:

    6 музыка Образы симфонической музыки 23

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или


Дата Урок 23 Класс 6

ТЕМА: Образы симфонической музыки.

ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

ЗАДАЧИ:

- познакомиться с историей создания произведения;

- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

УМЕТЬ:

- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- сопоставлять звучание инструментов в симфоническом оркестре.

ЗНАТЬ:

- композитора Г. Свиридова;

- историю создания музыкального произведения;

- музыкальные термины: сюита, музыкальные иллюстрации;

- средства художественной выразительности;

- какими приёмами пользуется композитор для раскрытия образов литературного произведения симфоническим оркестром.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пьеса «Тройка» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями!

СЛАЙД №1

- Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

(рассуждения детей)

- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратенько расскажу.

СЛАЙД №2.

- В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Какие жанры текстовой музыки вы знаете?

(ответы детей)

- Правильно: песня, романсы, арии, кантаты. А он писал романсы и песни. Но очень любил работать для театра и кино. Эта работа давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций в музыкальных произведениях.

СЛАЙД №3.

А сейчас отправимся в 1830г. (дети – «К А.С. Пушкину?»)

- Да, в золотую пору его творчества, названной позднее «Болдинской осенью». Как вы помните, эта пора дала невиданную россыпь гениальных произведений разных жанров, в том числе – прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».

СЛАЙД №4.

- Образец великолепной лаконичной и ясной прозы «Метель», написанная в один день, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной девице Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, что бы тайно обвенчаться со своим бедным и , потому, неприемлемым для своих родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3-х человек.

СЛАЙД №5.

Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.

СЛАЙД №6.

- А теперь главный вопрос на данном этапе: как образовался этот новый опус: музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»? Не догадываетесь? Писал то он музыку для кинофильма, и тут вдруг единое музыкальное произведение, которое так интересно назвал композитор.

(рассуждения детей)

- И , действительно, из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Давайте вспомним, что такое «сюита»?

(ответы детей)

СЛАЙД №7.

- Так вот, её 9 номеров создали последовательный ряд, своего рода, иллюстраций к Пушкинской повести. Музыкальных иллюстраций… Ребята, давайте вспомним, что такое иллюстрации?

( ответы детей)

- Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации.

(дети рассуждают и приходят к единому мнению)

- Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.

Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы. И, если мы говорим об образах и о том, как музыка симфонического оркестра помогает их раскрыть, значит, тема нашего урока… помогите мне…

(рассуждения детей)

- Немного подкорректирую ваши высказывания. Тема нашего урока - «Образы симфонической музыки» . Запишите в тетради. И, подумайте , какую цель мы сегодня должны поставить для себя, что бы раскрыть эту тему?

(дети выдвигают свои гипотезы)

- В целом правильно. Только немного сформулировано не верно. Я вам помогу. Итак, цель нашего урока: Рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. А теперь, слушаем музыку и составляем синквейн.

(учащиеся выполняют поставленную задачу)

- Закончили. Ребята, картинка нарисовалась? Зачитывайте, что у вас получилось.

(учащиеся отвечают, анализируют собственные и другие ассоциации)

- А теперь вместе попробуем дать название первой иллюстрации.

(«в споре рождается истина…»)

- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».

СЛАЙД №8.

-Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».

(дети отвечают)

- Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы?

(учащиеся рассуждают)

- Да, не только… Вы говорите о чувствах тревоги, печали, раздолья… А разве это не русская душа? У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Вы чувствуете, что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели? Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной , какие инструменты звучат, как и для чего.

(звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)

- Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса. Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека!!! Сквозь метель!!! Сквозь пургу!!! И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русские широкие распевы. Вот она - русская душа! Эта песня длится, переходит к кларнету , и ,затем, её подхватывает фагот , наконец, скрипки. Обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.

(музыка закончилась)

- Какие вы молодцы, ребята! Вот как мы вместе разобрали музыку пьесы и выполнили цель нашего урока: На примере музыкальной иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

(ответы детей)

- Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощнее. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей? Конечно, справились.

РЕФЛЕКСИЯ:

Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Сколько пьес нам осталось разобрать?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

За активную работу на уроке получают оценки…

А теперь всего доброго. До новых встреч!