• Название:

    толкование вз в евангелиях


  • Размер: 0.1 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Использование ВЗ Господом Иисусом Христом

Господь Иисус Христос придавал высочайший авторитет ветхозаветным Писаниям, утверждая незыблемость их нравственного основания и пророческой вести: «истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).

1. Нормативная функция ВЗ. Согласно Мф 5:17-20, Господь Иисус Христос глубоко чтил иудейский закон. Мало того, что Он пришел исполнить закон (и пророков) - «ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших...» (Мф 5:18-19). Это признание абсолютной и неизменной ценности закона разделяли современники Господа Иисуса Христа: «Будь внимателен к легкой заповеди, как к трудной, ибо тебе неизвестно, каково вознаграждение за них» (М. Авот 2:1); «Легкую заповедь торопись исполнить, как трудную» (М. Авот 4:2; ср. В.Т. Санхедрин 107а).

Однако в целом, по учению Иисуса Христа, Ветхий Завет имел смысл и значение для человечества не сам по себе, а как предуказание и приготовление к Новому Завету, принесшему обещанное и ожидаемое в Ветхом и исполнившееся в Новом Завете спасение людей (Ин. 8:56). В своих беседах Господь нередко приводит ветхозаветные Писания как обоснование Им своих действий (Мф. 12:25; 15:4,7?9; 19:4; 21:23; 22:32,37 и др.). Несколько важных примеров толкования СП Господом мы находим в Мф 5:21-48. Перед этим отрывком Господь Иисус Христос показывает, что Свое служение Он рассматривал не как нарушение или отмену ветхозаветного законодательства и учения, но как придание им нового качества и возведение их на новый уровень: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (plhrw/sai)» (Мф. 5:17). С учетом греческого глагола (plhro,w) этот текст может быть понят не только как исполнение Господом Иисусом Христом ветхозаветных пророчеств, но и доведение Им до завершения и даже до совершенства и этики ветхозаветного закона, и вести ветхозаветных пророков. Поэтому Господь Иисус Христос открывает человечеству качественно новое Божественное Откровение, предписывает качественно новые этические нормы, включающие в себя ветхозаветные, но превосходящие их, и заключает качественно Новый Завет, который хронологически и логически продолжает Ветхий, но онтологически — совершенно упраздняет его, ибо дает спасение не в обетовании только, но в осуществлении. Поэтому учение Христово не только отменяет ветхозаветный обрядовый закон, как утративший свое педагогическое значение, но и в ряде случаев формально превосходя ветхозаветные заповеди, как бы внешне отменяет и их, не уменьшая, а, увеличивая при этом нравственные требования, например: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою обрати к нему и другую» (Мф. 5:38). Таким образом, Сын Человеческий показывает Себя не только как «Господин субботы», но и как Господин Священного Писания.

В своих беседах Господь нередко приводит ветхозаветные Писания как обоснование Им своих действий (Мф. 12:2−5; 15:4,7−9; 19:4; 21:23; 22:32,37 и др.) или как пророчества, которые должны на Нем исполниться в подтверждение Его мессианского достоинства (Мф. 15:24; 16:27; 21:41−44; 22:42−45; 24:15,30; 26:24; Лк. 4:21 и д. д.). «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24:46). Тем самым Господь Иисус Христос использовал буквальное толкование ветхозаветных пророчеств.

Кроме этого, Иисус Христос нередко приводил ветхозаветные прообразы и указывал на их исполнение на Себе и в Своем служении, т. е. прибегал к типологическому толкованию Священного Писания Ветхого Завета. В этом смысле Он упоминает служение пророка Ионы и его трехдневное пребывание во чреве кита (Лк. 11:29-30), покаяние ниневитян (Мф. 12:41), состояние людей перед потопом (Мф. 24,37), повешенного Моисеем медного змия (Ин. 3:14) и другие события израильской истории.

В целом, по учению Иисуса Христа, Ветхий Завет имел смысл и значение для человечества не сам по себе, а как предуказание и приготовление к Новому Завету, принесшему обещанное и ожидаемое в Ветхом и исполнившееся в Новом Завете спасение людей (Ин. 8:56).

Нагорная проповедь. Вместе с тем по своей форме данный отрывок можно рассматривать как компиляцию избранных и отредактированных галахических интерпретаций Писания Иисусом. Шесть раз Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано...», а затем цитирует заповедь Пятикнижия (Мф 5:21 [Исх 20:13; Втор 5:17]; Мф 5:27 [Исх 20:14; Втор 5:18]; Мф 5:31 [Втор 24:1]; Мф 5:33 [Лев 19:12; Числ 30:3]; Мф 5:38 [Исх 21:24]; Мф 5:43 [Лев 19:18]) и продолжает: «А Я говорю вам...» (Такой способ выражения встречался и у раввинов: например, Рабби Амми [III-IV вв. н.э.] начал свой вызов библейской интерпретации, поддерживающей полигамию, словами «А я говорю», В.Т. Иевамот 65а.) Господь спорит не с Писанием (см. Мф 5:17-20), а с его популярным истолкованием (поэтому утверждения Господа Иисуса Христа часто называют «антитезами»). Впрочем, интерпретации не всегда противоречат точке зрения Его современников. Например, заповедуя любить врагов (Мф 5:44). Этому учили закон (Исх 23:4-5) и раввины. Комментируя Лев 19:18 («Люби ближнего твоего, как самого себя»), стих, на который также ссылается Иисус (Мк 12:31), раввины Акива, Бен-Аззай и Танхума находили в этой заповеди «великий принцип Торы», требующий не проклинать проклинающих тебя (Берешит Рабба 24.7 [на Быт 5:1]; Сифра на Левит 19:18; см. также М. Авот 4:19; В.Т. Металла 28а; ср. Мф 5:11). Впрочем, здесь можно отметить яркое отличие: Господь, в отличие от раввинов, призывает не просто не делать зла, а активно делать добро.

Однако Господь Иисус Христос открывает тот смысл заповедей, который не осознавали многие Его современники. Ведь человек может не совершать убийство, но ненавидеть ближнего или людей за пределами его общины (ср. 1QS 1:10); он может не изменять жене, но испытывать похоть; он может мстить, (ошибочно) думая, что закон это разрешает, и т.д. Заметим, что эти интерпретации Иисуса нельзя считать уникальными. В раввинистической литературе встречаются похожие высказывания (см. В.Т. Бава Мециа 58б о ненависти; В.Т. Йома 29а о похоти и разводе; Сир 23:8-11 о клятве; В.Т. Йома 23а о мести; В.Т. Берахот 10а о любви к врагам).

Когда Его искушал сатана (Мф 4:1-11; Лк 4:1-13), Господь отвечал цитатами из Торы: «Не хлебом одним будет жить человек» (ср. Втор 8:3), «Не искушай Господа Бога твоего» (ср. Втор 6:16) и «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (ср. Втор 6:13). В ответ на вопрос о том, какая заповедь в законе величайшая, Иисус процитировал Втор 6:4-5 («Слушай, Израиль!., возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим...»; см. Мк 12:29-30) и Лев 19:18 («Возлюби ближнего твоего, как самого себя»; см. Мк 12:31).

Втор 6:4-5 было частью «Шема» - молитвы, произносившейся каждым благочестивым иудеем дважды в день (ср. М. Берахот 1:1-4). Идею о любви к ближнему как средоточии закона мы находим и в раввинистической литературе: «Это [Лев 19:18] - величайший принцип Торы» (Сифра на Левит 19:18; ср. Берешит Рабба 24:7 на [Быт 5:1]). На сочетание этих двух заповедей, возможно, указывается в «Заветах Двенадцати патриархов»: «Истину говорите каждый ближнему своему... Любите Господа всей жизнью вашей и друг друга истинным сердцем» (Зав. Дан 5:2-3); «[Я] Господа возлюбил и всякого человека...» (Зав. Исс 7:6).

Осуждая формализм и ханжество (Мк 7:1-23), Господь сказал, что фарисейский обычай «корбана» (ср. М. Бава Камма 9:10; М. Недарим 1:1; 9:1) противоречит заповедям Божьим: «Почитай отца своего и мать свою» и «злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк 7:10; ср. Исх 20:12 [Втор 5:16] LXX Исх 21:17). Здесь мы находим важное расхождение между учением Господа Иисуса Христа и фарисеями.

В другой раз Господь цитирует Ос 6:6: «Милости хочу, а не жертвы» (см. Мф 9:13; 12:7), чтобы обосновать свои братские трапезы с «мытарями и грешниками» (Мф 9:10). Раввины говорили, что общества грешников нужно избегать (Т. Демай 3:6-7; В.Т. Берахот 43б).

В Евангелиях описывается несколько случаев, когда Господа Иисуса Христа или Его учеников обвиняли в нарушении закона. Особенно распространенным было обвинение в нарушении субботы, например, когда Иисус кого-то исцелял (см. Мк 2:23-28; 3:1-6; Лк 13:10-17; 14:1-6; Ин 5:1-18; 9:1-34). Надо, однако, заметить, что раввины учили: «Спасение жизни важнее соблюдения субботы» (Мехильта Шаббата §1 [на Исх 31:12]) и «Суббота дана [человеку], а не [человек] субботе» (Мехильта Шаббата §1 [на Исх 31:14]). Это очевидная параллель к высказыванию Иисуса: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2:27). (Конечно, нельзя исключать, что данное речение в Мехильте восходит к Господу Иисусу Христу.) Но некоторые раввины считали, что когда человеческой жизни не угрожает непосредственная опасность, лечить его в субботу нельзя. Еще строже в интерпретации заповедей о субботе были сектанты. В «Дамасском документе» есть такие слова: «Пусть никто из вас не помогает отёлу скотины в день субботы. И если она упадет в ров или яму, пусть не вытаскивает ее в субботу» (CD 11:13-14). Господь же говорит: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?» (Мф 12:11). Очевидно, что ни Иисус Хирстос, ни ессеи не оспаривают необходимость соблюдения субботы. Они лишь по-разному интерпретируют закон о ней.

Господь Иисус Христос применял Тору, когда, касаясь разрешения споров между своими учениками, требовал, «дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф 18:16; ср. LXX Втор 19:15). Говоря о нерасторжимости брака, Христос цитировал Быт: «Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мк 10:6; ср. LXX Быт 1:27; 5:2); и «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью» (Мк 10:7-8; ср. LXX Быт 2:24). Как мы видим, учение Иисуса здесь более жесткое, чем Втор 24:1. Школа Гиллеля разрешала развод, даже если у жены «пригорает еда» (М. Гиттин 9:10). Рабби Акива говорил, что развод разрешен, даже если муж нашел более красивую женщину. Напротив, точка зрения по данному вопросу, которую мы находим в Кумранских рукописях, видимо, совпадала с точкой зрения Господа Иисуса Христа: см. 11QTemple 57:17-18 («Он не должен брать помимо нее другой жены, ибо она и только она останется с ним все дни его жизни») и CD 4:20-21, где цитируется Быт 1:27.

2. Пророческая функция ВЗ.

Господь Иисус Христос использует ВЗ пророчества, которые должны на Нем исполниться в подтверждение Его мессианского достоинства (Мф. 15:24; 16:27; 21:41?44; 22:42?45; 24:15,30; 26:24; Лк. 4:21 и д. д.). «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24:46). Тем самым Господь Иисус Христос использовал буквальное толкование ветхозаветных пророчеств. Иисус цитирует Ис 61:1-2 как пророчество, исполнившееся в Его служении и, возможно, давшее для него основание: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим...» (Лк 4:18-19; ср. Лк 7:22 пар. Мф 11:5). Интерпретация Иисусом Мих 7:6 («Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее...»[Мф 10:35-36]) аналогична мессианской интерпретации этого текста в иудейских источниках (ср. Юб 23:16, 19; М. Сота 9:15; ср. В.Т. Сота 496; В.Т. Санхедрин 97а).

Господь объясняет непонимание и неверие своих современников в категориях странного посланничества Исаии: «Чтобы они своими глазами смотрели, и не видели; своими ушами слышали, и не разумели; и не обратились, и не были прощены» (Мк 4:12 - аллюзия на Таргум Исаии 6:9-10; ср. Мф 13:14-15, где цитируется LXX Ис 6:9-10). Даже учеников Иисус упрекает сходными словами: «Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите?» (Мк 8:18; ср. Иер 5:21; Иез 12:2; Ис 6:9-10). Иисус обличает религиозных вождей Израиля: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк 7:6-7, цитируя LXX Ис 29:13).

Господь не раз изрекал пророчества о будущем. Например, ссылаясь на пророчество Исаии против Вавилона («До неба вознесешься? До ада низвергнешься!» [Ис 14:13,15]), Иисус предрекает грядущий суд городам, которые Его отвергли (Мф 11:23). Сам Иерусалим получает предостережение о своей судьбе словами Иер 22:5: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23:38). Эту мысль завершает ссылка на Пс 117:26: «Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф 23:39). Подразумевается, что Иерусалим будет духовно пуст до тех пор, пока не совершится парусия и Господь не будет должным образом принят.

Иисус Христос предсказал нависшую над Иерусалимом беду, процитировав слова Даниила о «мерзости запустения» (Мк 13:14; ср. Дан 11:31; 12:11). Эсхатологический день придет «...как сеть на всех живущих по всему лицу земному» (Лк 21:34-35; ср. Ис 24:17). Когда это случится, «начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» (Лк 23:30; ср. Ос 10:8).

Предстоящие Ему арест и распятие Господь Иисус Христос описал словами Зах 13:7: «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мк 14:27). Встревоженным ученикам Иисус сказал: «Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Мк 13:26; ср. Дан 7:13). Перед первосвященником Иисус также предсказал: «Вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14:62; ср. Пс 109:1 + Дан 7:13; ср. В.Т. Санхедрин 966-97а, где Мессия назван bar naphle, т.е. «сын падшей (скинии Давидовой)» [МТ Ам 9:11] или «сыном облака» [LXX Дан 7:13]).

Господь Иисус Христос говорит о Себе как о «Сыне Человеческом», которому будет дано Царство (см. Дан 7:14; 1 Ен 69:29; Пс Сол 17:44), а о Своих учениках как о «святых», которым будет дан суд (см. Дан 7:22). В этом свете можно понимать Его высказывание: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28; ср. Лк 22:28-30: «...и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да... сядете на престолах судить...»). Вероятно, в этом эсхатологическом высказывании есть аллюзия на Пс 121:3-5 («Иерусалим... куда восходят колена...там стоят престолы суда, престолы дома Давидова»). В раввинистической экзегезе оба пассажа (Дан 7 и Пс 121) цитируются рядом, когда идет речь о дне, в который Бог и старейшины Израилевы будут судить народы мира (Танхума, Кедошим 1.1). Рабби Акива интерпретировал множественное число («престолы») в Дан 7:9 как намек на то, что Мессия воссядет возле Бога (В.Т. Санхедрин 38б; В.Т. Хагига 14а). Наконец, Господь Иисус Христос предупреждает своих последователей о геенне, «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк 9:48; ср. Таргум Исаии 66:24). Согласно Иисусу Христу, Сын Человеческий, придя, «воздаст каждому по делам его» (Мф 16:27; ср. LXX Пс 61:13).

3. Символическая функция ВЗ. Иисус Христос нередко приводил ветхозаветные прообразы и указывал на их исполнение на Себе и в Своем служении, т. е. прибегал к типологическому толкованию Священного Писания Ветхого Завета. В этом смысле Он упоминает служение пророка Ионы и его трехдневное пребывание во чреве кита (Лк. 11:29-30), покаяние ниневитян (Мф. 12:41), состояние людей перед потопом (Мф. 24,37), повешенного Моисеем медного змия (Ин. 3:14) и другие события израильской истории. Господь Иисус Христос прямо сопоставляет свою деятельность с деятельностью Илии и Елисея (Лк 4:25-27; ср. 3 Цар 17:1-16; 4 Цар 5:1-14). Некоторые Его деяния напоминают деяния этих древних пророков (ср. Лк 7:11-17 с 3 Цар 17:17-24 и 4 Цар 4:32-37; Лк 9:51-56 с 4 Цар 1:9-16; Лк 9:61-62 с 3 Цар 19:19-21). Царство сравнивается с колосом, который растет сам по себе, а потом его собирают (Мк 4:29; ср. LXX Иоил 3:13). Иисус зовет людей взять иго Его на себя и «найти покой [своим] душам» (Мф 11:29; ср. Иер 6:16; ср. Сир 51:23-27; см. также Мф 11:19).

Среди экзегетов было много дискуссий по поводу одной из важнейших типологий - сравнения с Ионой: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12:40; ср. Ион 2:1). В Мф 12:38-39 «знамение Ионы» ассоциируется с Воскресением Господа Иисуса Христа (ср. 3 Макк 6:6 сл.). В Лк 11:31-32 оно, видимо, просто проповедь Иисуса. В одной из более поздних раввинистических работ замечательное избавление Ионы понимается как знамение язычникам (Пирке рабби Элиэзер §10). Господь Иисус Христос больше не только Ионы, но и самого Соломона, к которому приходила «царица Южная» (Мф 12:41-42; ср. 3 Цар 10:1-10).

Очищая Храм, Иисус говорит: «Не написано ли: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? А вы сделали его «вертепом для разбойников» Мк 11:17; ср. Ис 56:7 + Иер 7:11). Ис 56 предсказывает наступление дня, когда все народы соберутся в Иерусалим поклониться Господу. Заполнив «двор язычников» в Храме жертвенными животными, священники проявили равнодушие к верующим из других народов, затруднив им молитву. Иер 7 пророчествует о суде Божьем над наглым и корыстолюбивым священством (см. Священник, священство). Ссылаясь на это место Писания, Господь Иисус Христос подразумевает, что храмовое священство растлилось. Другие иудейские источники, рассказывая о храмовом священстве той поры, рисуют аналогичную картину (ср. Иос. Флав. Древности 20.8.8 §181; 20.9.2 §206-207; 2 Апок. Вар 10:18; М. Керитот 1:7; Т. Йома 1:6-7; Т. Менахот 13:18-22; В.Т. Песахим 57а). Когда священники негодуют по поводу того, как дети приветствуют Иисуса, Иисус отвечает: «Разве вы никогда не читали: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф 21:16; ср. LXX 8:3, один из псалмов Халлеля, которому учили маленьких детей; Т. Сота 6:2-3).

Притча о злых виноградарях начинается с важной аллюзии на Песнь о винограднике: «Некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню» (Мф 12:1; ср. Ис 5:1-2). Но если у пророка Исаии Песнь о винограднике обвиняла всех иудеев (Ис 5:3, 7), то в притче Иисуса Христа критика направлена только против иудейских религиозных вождей (Мк 12:12). Такое использование Ис 5:1, видимо, отражает распространенную во времена Иисуса традицию истолкования (ср. Таргум Исаии 5:1-7; Т. Меила 1:16; Т. Сукка 3:15, где «башня» из Песни прямо отождествляется с Храмом, а «точило» - с жертвенником). В заключение притчи Иисус цитирует Пс 117:22-23: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мк 12:10-11). Этот отвергнутый камень следует понимать как разъяснение образа отвергнутого сына из Мк 12:6-8. Сравнению способствуют парафраз Таргума («сын, которого отвергли строители» (основано на игре слов «сын» [ben] и «камень» [eben]) и ссылка раввинов на самих себя как на «строителей» (см. В.Т. Шаббат 114а; В.Т. Берахот 64а [в позитивном смысле]; CD 4:19; 8:12, 18 [в негативном смысле]; ср. 1 Кор 3:10).

Многие притчи Господа Иисуса Христа либо отражают ВЗ, либо основаны на нем. Притча о сеятеле (Мк 4:3-9), возможно, иллюстрирует высказывание Ис 55:10-11 о том, что слово Божье дает семя сеятелю (см. также Иер 4:3 [«не сейте между тернами»]; Ис 6:13 [«святое семя»]).

Притча о смирении (Лк 14:7-14), где Господь Иисус Христос убеждает занимать за столом менее почетные места, основана на совете Притч 25:6-7: «Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя перед знатным» (ср. Сир 3:17-20). Извинения, которые находили приглашенные гости в притче о званых на вечерю (Лк 14:15-24; ср. М. Авот 4:16: «Приготовь себя в преддверии, чтобы войти в чертог»), приблизительно соответствуют тем, что содержатся во Втор 20:5-7.

Защищая надежду на воскресение, Иисус Христос цитирует слова, произнесенные при купине: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Мк 12:26; ср. Исх 3:6, 15). Смысл этой ссылки состоит в том, что Бог не стал бы отождествлять Себя с именами мертвых. В другой раз Господь повторяет слова псалма: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Мк 12:36; ср. LXX Пс 109:1). Этим Он намекает, что Мессия не меньше Давида (как можно было бы подумать из титула «сын Давида»), а больше его. Такое истолкование - важное свидетельство, что Иисус понимал мессианство иначе, чем Его современники.

Цитируя Пс 21:2 («Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?», Мк 15:34), Господь Иисус Христос отождествляет Себя со страдающим праведником, который переносит оскорбления и страдания, но ждет, что Бог его оправдает. В момент смерти Он также говорит о Себе как о Праведнике, который переносит болезни, муки и покинут друзьями: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46; ср. Пс 30:6). Этот же стих Писания иногда читали благочестивые иудеи, отходя ко сну (В.Т. Берахот 5а).

Толкование Ветхого Завета в Евангелиях.

ВЗ в Евангелии от Матфея.

Широкое использование ВЗ в Мф общеизвестно. Для св. Матфея было важно показать, что Господь Иисус Христос полностью исполнил Писание. Он не только лично исполнил все требования закона, но и был его искусным толкователем. Он не только исполнил мессианские пророчества, но и был величайшим пророком Израиля. Наконец, Он -единственный в своем роде учитель, воплощение самой Премудрости.

1. Нормативная функция ВЗ. Интерес Матфея к галахе Господа Иисуса Христа очевиден. Иисус Христос - исполнение не только пророческих Писаний, но и закона (ср. 3:15: «исполнить всякую праведность»). Яркий пример этой заинтересованности - композиция Нагорной проповеди (гл. 5-7). В гл. 5 Господь объясняет, что не собирается нарушать даже самые малые заповеди закона (5:17-20). Как видно из антитез (5:21-48), этические требования Господа Иисуса Христа строже. В гл. 6 Мф подчеркивается, что Господь требует религиозной чистоты и искренности. Сурово осуждается ханжество, будь то иудейское или языческое. Отметим, что в Мф Господь, обличая ханжество книжников и фарисеев (23:3-12), повелевает соблюдать все, чему те учат, когда сидят «на Моисеевом седалище», т.е. учат закону Моисея (23:1-3).

2.Пророческая функция ВЗ. В ряде мест повествования Мф указывается, что такое-то событие произошло, чтобы сбылось определенное место Писания. В рассказе о детстве Господа таким образом введены пять ссылок на ВЗ: 1:23 (ср. LXX Ис 7:14); 2:6 (ср. Мих 5:2); 2:15 (ср. Ос 11:1); 2:18 (ср. Иер 31:15); 2:23 (возможно, аллюзия на nezer [«ветвь»] из Ис 11:1; ср. Ис 4:2; Иер 23:5; Суд 13:5). Указывается, что служение Иисуса Христа в Галилее исполняет Писание (4:15-16; ср. Ис 9:1-2). Согласно Мф, пророчества о Страдальце сбываются в совершаемых Иисусом исцелениях («Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» 8:17; ср. Ис 53:4) и мирном характере Его служения («Се, Раб Мой, Которого Я избрал... не воспрекословит, ни возопиет...» 12:17-21; ср. Ис 42:1-3 + LXX 42:4). Исполнением Писания является и то, что Господь учит притчами: «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (13:35; ср. Пс 77:2). Въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим также исполняет Писание (21:4-5; ср. Ис 62:11 + Зах 9:9). (Отметим большое количество прямых и косвенных аллюзий на мессианские пассажи Ис.) Писание исполняют предательство Иуды за 30 сребреников с последующей покупкой Иудой поля горшечника (26:15; 27:9-10; ср. Зах 11:12-13 + Иер 18-19, 36) и арест Иисуса Христа (26:54, 56).

3.Символическая функция ВЗ. Ветхозаветные темы и аллюзии заметны в рассказе Мф о детстве Господа Иисуса Христа. Попытка убить Его и бегство в Египет перекликаются с аналогичными событиями в жизни младенца Моисея, которому угрожала опасность от фараона. В Нагорной проповеди обсуждаются 5 тем Писания (5:21-48). Этим параллелизмом Евангелист Матфей, видимо, хочет показать, что Господь Иисус Христос исполняет и заповеди, и пророчества. Учение Господа Иисуса Христа излагается в 5 длинных речах (гл. 5-7, 10, 13, 18, 23-25), каждая из которых завершается формулой: «Когда Иисус окончил слова сии...» (7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1).

Такая композиция могла быть попыткой провести параллель между учением Господа Иисуса Христа и учением Моисея, изложенным в 5 книгах, причем речи Моисея иногда завершались примерно такой ремаркой: «Когда Моисей изрек все слова сии...» (ср. Числ 16:31; Втор 32:45). Воскресший Иисус, стоящий перед учениками на горе (28:16-20), также представлен в качестве нового Моисея. Но Иисус больше Моисея, ибо Ему дана «всякая власть» на небе и на земле (28:18).

ВЗ в Евангелии от Марка

1.Нормативная функция ВЗ. Описывая спор Иисуса с книжниками и фарисеями о ритуальном омовении рук перед едой (7:1-23), евангелист комментирует: «Этим Он объявил всякую пищу чистой» (7:19). (Относительно комментариев евангелиста ср. описание «предания старцев» в Мк 7:3-4.) Учитывая, что законы Торы в Мк систематически представляются в положительном свете (7:10; 10:3, 19; 12:19, 29-30), можно предположить: согласно Мк, Иисус одобряет закон, но обладает большей властью, чем он.

2.Пророческая функция ВЗ. Св. Марк определяет Благую весть о Мессии Иисусе как исполнение пророчества Исайи о спасении: «Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой... глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк 1:2-3; ср. Мал 3:1 + LXX Ис 40:3). Другими словами, христианское благовестие - это исполнение того, чего так долго ждал Израиль. Ис 40:3 понимался как пророчество о восстановлении также в некоторых кумранских документах (1QS 8:12-14; 9:19-20) и других иудейских сочинениях (Вар 5:7; Зав. Моис 10:1-5). В словах с неба, раздающихся при крещении Господа Иисуса Христа, есть аллюзия на Пс 2:7: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (1:11; ср. Быт 22:2; Исх 4:22-23; Ис 42:1). Во время преображения, когда Господь Иисус Христос беседовал с Моисеем, глас с неба сказал ученикам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (9:7; ср. Пс 2:7; Быт 22:2; Втор 18:15). Это повеление слушать - аллюзия на Втор 18:15 («Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня [Моисея], воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - его слушайте»). Как возлюбленный Сын Божий и пророк, подобный Моисею (ср. Мк 8:28), Господь Иисус Христос был долгожданным Мессией Израиля.

Из использования ветхозаветных текстов в повествовании о Страстях также видно, что Евангелист Марк понимает как страдающего праведника. Там есть три основные аллюзии-цитаты:

1)разделение одежд Иисуса Христа (15:24; ср. Пс 21:19);

2)крик оставленности (15:34; ср. Пс 21:2);

3)подача кислого питья (15:36; ср. Пс 68:22). Такое понимание оправдывают слова, сказанные Иисусом Хритом при своем аресте («да сбудутся Писания», Мк 14:49).

3. Символическая функция ВЗ. Когда Св. Марк сообщает читателю, что Иисус Христос «сжалился над ними [людьми], потому что они были как овцы, не имеющие пастыря» (6:34), Он проводит аналогию между Ним и Моисеем и Иисусом Навином, которые были пастырями Израиля: «И сказал Моисей Господу, говоря: «Да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека... чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря». И сказал Господь Моисею: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух...» (Числ 27:15-18). Описание преображения содержит ряд аллюзий на предания о синайской теофании: «и по прошествии дней шести» (Мк 9:2; Исх 24:16); три спутника у Моисея/Иисуса (9:2; Исх 24:9); место действия - гора (9:2; Исх 24:12); Иисус Христос и Моисей вместе (9:4; Исх 24:1-18); преображенная внешность (9:3; Исх 34:29-30); божественное присутствие в облаке (9:7; Исх 24:15-16); глас с неба (9:7; Исх 24:16); страх (9:6; Исх 34:30); «Его слушайте» (9:7; Втор 18:15). Другой пример аналогии: восторженные восклицания в Мк 11:9-10 («Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!»; ср. Пс 117:25-26) опираются на мессианскую интерпретацию Халлеля - псалма, которым часто приветствовали приближающихся к Иерусалиму паломников, шедших туда на религиозный праздник.

В Мк на протяжении большого объема текста могут встречаться аллюзии на какое-то одно место ВЗ. Например, к рассказам о чудесах в Мк 4-8 есть несколько параллелей в Пс 106: избавление от голода и жажды в пустыне (Мк 6:30-44; 8:1-10, 14-21; ср. Пс 106:4-9); избавление от уз (Мк 5:1-20; 6:13; 7:24-30; ср. 106:10-16); избавление от болезней (Мк 5:21-6:5, 13, 53-56; 7:31-37; 8:22-26; ср. Пс 106:17-22); избавление от опасности на море (Мк 4:3541; 6:45-52; ср. Пс 106:23-32). В Храме бурно протекала религиозная деятельность, но Господь говорит, что эта деятельность была бесплодной, как смоковница (11:12-21). Притча о злых виноградарях (12:1-12) предполагает, что религиозные вожди Израиля потеряют свою власть.

ВЗ в Евангелии от Луки

Евангелие от Луки обычно считается Евангелием для язычников, и в нем нет регулярного введения ветхозаветных цитат формулой «да сбудется» (как в Мф и Ин). Поэтому роль ВЗ для Евангелие от Луки часто недооценивают. Между тем роль ВЗ (т.е. LXX) в нем очень важна. Евангелист не только цитирует одни пассажи и делает аллюзии на другие - он заимствует его лексику и подражает его стилю. На это можно усмотреть указание в словах воскресшего Иисуса ученикам: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (24:4447; ср. 24:26-27).

1.Нормативная функция ВЗ. Св. Лука изображает Господа Иисуса Христа и Его родителей как благочестивых и исполняющих закон иудеев. В соответствии с законом на восьмой день Младенцу Иисусу сделали обрезание (2:21; ср. Быт 17:12; Лев 12:3; М. Шаббат 18:3). Евангелист далее отмечает, что Св. Иосиф и Пресвятая Дева принесли Богомладенца в Иерусалим, повинуясь заповеди об очищении (2:22). Здесь имеются в виду заповеди о первенце (2:23; ср. Исх 13:2, 12, 15) и очищении матери (2:24; ср. Лев 12:8). Хотя Св. Лука допускает, что закон Моисеев может освободить не от всех грехов (Деян 13:39), он считает важным привести слова Павла правителю Феликсу: «...веруя всему написанному в законе» (Деян 24:14).

2.Пророческая функция ВЗ. Точка зрения Св. Луки на исполнение пророчеств видна в его обобщающих фразах. В Лк 5 раз говорит об исполнении Писания (4:21; 18:31; 21:22; 24:25-27, 44-47; ср. 22:16). Согласно Деян, Ап. Павел сказал антиохийской синагоге: «Когда же исполнили все написанное о Нем, то, снявши с древа...» (Деян 13:29). Об исполнении некоторых пророчеств сообщается только в Лк. Например, ангел говорит Захарии, что у того будет сын, который придет «пред [Господом] в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям...» (1:17; ср. Мал 4:5-6; Сир 48:10; на этот пассаж есть аллюзия в Мк 9:11-12 пар.). После рождения св. Иоанна Предтечи Захария также ссылается на пророчество Малахии: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа - приготовить пути Ему» (1:76; ср. Мал 3:1). В той же песне Захария возвещает, что Божье спасение просветит «сидящих во тьме и тени смертной» (1:79; ср. Ис 9:2; фрагменты этого пассажа цитируются в Мф 4:15-16). Очень важно, что, цитируя (подобно Матфею и Марку) Ис 40, Св. Лука в отличие от них включает в цитату ст. 5: «Глас вопиющего в пустыне... и узрит всякая плоть спасение Божье» (3:4-6; ср. LXX Ис 40:3-5). Этим евангелист подчеркивает универсализм христианской вести. Св. Иоанн Предтеча проповедовал не только с тем, чтобы Израиль покаялся и был спасен, но и чтобы «всякая плоть» покаялась и была спасена.

ВЗ выполняет пророческую функцию и тогда, когда Господь Иисус Христос предсказывает судьбу Иерусалима. В плаче Иисуса Христа о Иерусалиме и описании грядущих бедствий (19:41-44) используются лексика и метафорика книг пророков, говоривших о первом разрушении Иерусалима (ср. Ис 29:3; Иер 6:6; Иез 4:2). Эта трагедия постигнет святой город «за то, что [он] не узнал времени посещения [своего]» (19:44; ср. LXX Иер 6:15: «во время посещения их погибнут»; Прем 3:7; 1 Петр 2:12). В Лк Господь Иисус Христос повторяет свое страшное предсказание о судьбе Иерусалима в эсхатологической речи (21:20-24). Жители Иерусалима должны бежать от грядущего гнева, «потому что это дни отмщения, да сбудется написанное» (21:22; ср. LXX Ос 9:11: «пришли дни отмщения»). Согласно Лк 21:24, жители Иерусалима «падут от острия меча» (ср. Сир 28:18) и «отведутся в плен во все народы» (ср. LXX Втор 28:64); сам Иерусалим «будет попираем язычниками» (ср. LXX Зах 12:3), «доколе не окончатся времена язычников» (ср. Тов 14:5; Рим 11:25). Лука сообщает, что когда Иисуса Христа вели на казнь (23:26-31), Он последний раз предупредил о надвигающемся на Иерусалим разрушении: «Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» (23:30; ср. Ос 10:8).

3. Символическая функция ВЗ. Св. Лука проводит ряд типологических сопоставлений между Господом Иисусом Христом и различными библейскими лицами. Например, повествование о рождестве перекликается с историей Самуила. «Магнификат» (1:46-55) построен по образцу песни Анны (1 Цар 2:1-10) и полон ветхозаветных аллюзий (ср. 1:48 и LXX 1 Цар 1:11; 1:50 и Пс 102:17). Когда Св. Лука писал, что «Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (2:52), он, несомненно, помнил слова Писания о Самуиле: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1 Цар 2:26). Другая параллель - между Иисусом Христом и пророками Илией и Елисеем. Когда ученики предлагают низвести с неба огонь и уничтожить самарян (9:54), имеется в виду огонь, который низвел с неба Илия (4 Цар 1:10, 12). Св. Лука также сравнивает Господа Иисуса Христа со Страдальцем, который «к злодеям причтен» (22:37; ср. Ис 53:12) и, будучи «как овца веден на заклание», «не отверзает уст Своих» (Деян 8:32-33; ср. Ис 53:7-8).

В Лк мы находим параллель между Иисусом и самим Моисеем. Св. Лука не только прямо говорит, что в Господе Иисусе Христе исполняется Втор 18:15-19 (см. Деян 3:22-23; 7:37), но и строит так называемый центральный раздел (9:51-19:27) таким образом, чтобы его материал перекликался с Втор 1-26. Возможно, по его замыслу, на материалы в Лк 9:51-19:27 нужно смотреть в свете Втор 1-26, и наоборот. Эту особенность Лк можно проиллюстрировать различными примерами. Признавая, что милосердный самарянин исполнил великую заповедь (Лк 10:37), законник мог помнить о том, какое суровое обращение с язычниками, населявшими Святую землю, предписывал закон израильтянам, которые ее завоевывали. Смысл этих предписаний Втор. был в том, чтобы предотвратить совращение израильтян язычниками. Притча Господа Иисуса Христа предлагает парадоксальную ситуацию: оказал милость (тем самым исполнив одно из требований закона!) неизраильтянин. Эпизод в Лк 10:38-42, где Марфа хлопочет об угощении, а Мария слушает Иисуса, иллюстрирует Втор 8:3 («...не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа...»). Извинения, которые находили званные на вечерю (Лк 14:15-24), напоминают причины, по которым разрешалось не участвовать в священной войне (Втор 20:5-7). Читая притчу о потерянной овце (Лк 13:3-7), следует помнить заповедь возвращать заблудившихся овец и волов их владельцам (Втор 22:14), а притчу о блудном сыне (Лк 15:11-32) - заповеди о праве старшего сына на наследство (Втор 21:15-17) и о наказании непокорного сына (Втор 21:18-21). В притче о неверном управителе (Лк 16:1-8), видимо, есть аллюзия на Втор 23:15-16.

ВЗ в Евангелии от Иоанна.

Использование ВЗ в Ин подчеркивает переход (гл. 2-12) к Страстям Господа Иисуса Христа (гл. 13-20). В первой половине Евангелия ссылки на ВЗ вводятся по-разному, обычно через слово «написано» (1:23; 2:17; 6:31, 45; 7:38; 8:17; 10:34; 12:14). Во второй половине Евангелия они вводятся формулой «да сбудется» (12:3840; 13:18; 15:25; 19:24, 28, 36-37). В чем смысл этого? Если знамения Иисуса согласовывались с требованиями и ожиданиями Писания, Его отвержение (впервые прямо упомянутое в 12:37 в ссылке на знамения) было исполнением ветхозаветных пророчеств. Здесь проявляется апологетический пафос Ин: отвержение и распятие Господа Иисуса Христа не означают, что Он не был Мессией (видимо, расхожее мнение в синагоге конца I в.), а, напротив, доказывают, что Он им был - как то видно из многочисленных случаев исполнения ВЗ. Поэтому неудивительно, что ВЗ в Ин выполняет, главным образом, христологическую функцию.

1. Нормативная функция ВЗ. В Ин есть несколько примеров этой функции ВЗ. В Ин 7:14-24 Господь Иисус Христос критикует иудейскую интерпретацию заповедей о субботе (Исх 20:8-11) и обрезании (Лев 12:3) как непоследовательную и несправедливую. Его аргументы до некоторой степени параллельны аргументам рабби Элиэзера (ок. 90 г.): «Если человек нарушает субботу из-за одного из своих членов, не следует ли ему тем более нарушить ее из-за всего тела [т.е. при смертельной опасности]?» (Т. Шаббат 15:16). В вопросе Никодима фарисеям («Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Ин 7:51), возможно, есть аллюзия на Втор 1:16-17; 17:6. Однако самую тесную параллель мы находим в устном законе: «Люди выносят суждение о ком-то, если слышат его слова. Если они не слышат его слов, они не могут вынести суждение о нем» (Шемот Рабба 21.3 [на Исх 14:15]).

В одном из отрывков Господа Иисуса Христа спрашивают, что делать с женщиной, взятой в прелюбодеянии. (Согласно закону, она должна была быть побита камнями; см. Ин 8:5 и Лев 20:10). Когда Господу задали этот вопрос, Он что-то писал пальцем на земле. В этом Его жесте можно усмотреть намек на Иер 17:13 («Все, оставляющие Тебя [Бога], посрамятся. Отступающие от Тебя будут написаны на прахе»). Возможный смысл намека: обвинители женщины не вправе судить ее.

В Ин 8:17 («А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно») есть аллюзия на Втор 19:15, но смысл также христологический: свидетелей двое - сам Иисус и Его Отец (ср. 8:18). Другие примеры галахической интерпретации также отражают христологические темы. После ареста и допроса Иисуса Пилат говорит иудеям: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите Его» (Ин 18:31). Господа Иисуса Христа судили по «закону» и приговорили к смерти: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим» (Ин 19:7). В последней реплике, возможно, имеется в виду заповедь отвращаться от пророка, проповедующего других богов (Втор 13:1-11), или запрет богохульства (Лев 24:16; ср. Мк 14:61-64, где Каиафа называет притязание Иисуса на богосыновство богохульством). То же представление может стоять за следующей фразой Талмуда: «[Иисус] должен быть побит камнями, ибо он... сбивал Израиль с пути» (В.Т. Санхедрин 43а; ср. 1076; В.Т. Шаббат 1046; В.Т. Сота 47а).

2. Пророческая функция ВЗ. Согласно четвертому Евангелию, Иоанн Креститель сказал: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» (Ин 1:23; ср. LXX Ис 40:3). При этом пророчество понимается по сути так же, как у синоптиков. В вопросе о происхождении Иисуса («...не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема?», Ин 7:41-42) есть аллюзия на Мих 5:2. Отвержение Господа Иисуса Христа не только исполнило библейское пророчество («Господи! Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?», Ин 12:38; ср. LXX Ис 53:1), но и было волей Божьей: «Он ослепил глаза их, и окаменил сердце их, чтобы не видели глазами, и не разумели сердцем, и не обратились ко Мне за исцелением» (Ин 12:40; ср. Ис 6:10). Предательство Иуды также исполнило Писание: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин 13:18; ср. Пс 40:10). Многие элементы Страстей были исполнением пророчеств: «Возненавидели Меня напрасно» (Ин 15:25; ср. Пс 68:5); «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин 19:24; ср. LXX Пс 21:19); «Жажду... уксуса» (Ин 19:28-29; ср. Пс 68:22); «Кость Его да не сокрушится» (Ин 19:36; ср. Исх 12:46); «Воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин 19:37; ср. Зах 12:10).

3. Символическая функция ВЗ. Св. Евангелист Иоанн несколько раз типологически сопоставляет Господа Иисуса Христа и других лиц с различными лицами и темами ВЗ. При этом цитируется Писание. Например, говоря пораженному Нафанаилу: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51; ср. Быт 28:12), Господь проводит имплицитную параллель между собой и патриархом Иаковом. Согласно раввинистической традиции, ангелы спустились, чтобы поглядеть на Иакова (Берешит Рабба 70.12 [на Быт 29:10]; Фрг. Тарг. Быт 12:28). Смысл здесь в том, что Иисус - врата между небом и землей (ср. Ин 14:6). Ревность Иисуса о Храме, доме Божьем, сравнима с ревностью Давида: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин 2:17; ср. Пс 68:10). О верящих в Иисуса сказано: «И будут все научены Богом» (Ин 6:45; ср. LXX Ис 54:13). Господь Иисус Христос - это «хлеб жизни», «сшедший с небес»; вкушение Его - это вкушение учения Божьего (Ин 6:48-51, 63-65; ср. представление раввинов о поедании манны израильтянами как усвоении Торы; см. Филон Mut. Nom. §253-263; Мехильта Бешаллах §1 [на Исх 13:17]). Иисус напомнил своим противникам, что говорит им Писание: «Я сказал: «вы боги» (Ин 10:34; ср. Пс 81:6). Если они - «боги и сыны Всевышнего», получившие закон на Синае (ср. В.Т. Авода Зара 5а), как можно обвинять в богохульстве Господа Иисуса Христа? Как Слово Божье, Отцом освященное и посланное в мир, Господь Иисус Христос имел право назвать себя Сыном Божьим (Ин 10:35-36).

В Ин крик толпы («Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!», Ин 12:13; ср. Пс 117:25-26) обретает по сравнению с синоптической традицией (ср. Мф 21:9) существенное дополнительное значение. Четвертое Евангелие, помня о важности имени Божьего, отмечает, что Господь Иисус Христос пришел во имя Отца и открыл людям имя Отца (5:43; 10:25; 17:6, 11, 12, 26). Поэтому именно в контексте Евангелия от Иоанна цитата из Пс 117 особенно уместна. Наконец, Господь Иисус Христос сопоставляется с кротким Царем-Мессией, о котором сказано: «Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин 12:15; см. Ис 40:9 + Зах 9:9).

В Ин вообще много важных аллюзий на ветхозаветные пассажи и темы. Это легко видеть на примере Пролога (1:1-18): «От начала с премудростью Слово Господне создало небо и землю» (Тарг. Неоф. Быт 1:1; ср. Ин 1:1); «Прежде века от начала [arche] Он произвел меня [Премудрость]» (Сир 24:10; ср. Ин 1:1); «Он рождает [genna] меня прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов» (LXX Притч 8:25); «Я слово, сказанное Всевышним» (Сир 24:3; ср. Ин 1:1); «Он дал мне власть [exousia] в Иерусалиме» (Сир 24:12; ср. Ин 1:12); «Сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово [logos] Твое» (Прем 18:15; ср. Ин 1:1, 14); «Тогда Создатель всех повелел мне... «Поселись [kataskmoun] в Иакове» (Сир 24:8-9; ср. Ин 1:14); «Кто видел Его, и объяснит?» (Сир 43:34; ср. Ин 1:18).

Последняя часть Пролога (1:14-18) прямо сопоставляет Господа Иисуса Христа с Моисеем. Иисус Христос - это воплощенное Слово Божье, «полное благодати и истины» (Ин 1:14), т.е. качеств, изобильно присутствующих в самом Боге (Исх 34:6). В Господе Иисусе Христе люди увидели славу (Ин 1:14; ср. Исх 33:18, где Моисей просит Бога показать ему «славу Его»); в Нем они «приняли [новую] благодать на [старую] благодать» (Ин 1:16). Если закон был дан через Моисея, благодать и истина произошли через Мессию Иисуса Христа (Ин 1:17). Наконец, хотя никто не видел Бога (Ин 1:18), - даже Моисей («человек не может увидеть Меня и остаться в живых» Исх 33:20), которому был дозволен лишь мимолетный взгляд «сзади» на Бога (Исх 33:20-23), - Господь Иисус Христос всегда пребывал с Богом «в недре Отчем» (Ин 1:18; ср. «у [pros] Бога» Ин 1:1).

Сопоставления Господа Иисуса Христа с Моисеем можно найти и в других местах Ин. Иногда они прямые: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе» (Ин 1:45; возможно, аллюзия на обетование в Втор 18:15-18); «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно воз-несену быть Сыну Человеческому» (Ин 3:14; ср. Числ 21:9); «Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин 5:46); «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин 6:32; ср. 6:31, где цитируется LXX Пс 77:24, в свою очередь являющееся аллюзией на Исх 16:15; Числ 11:7-9); «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» (Ин 7:23); «Ты ученик Его [Иисуса], а мы Моисеевы ученики» (Ин 9:28). Другие сравнения - это важные вербальные параллели (что в перечисляемых случаях хорошо видно в LXX): «Это истинно тот Пророк, которому должно прийти в мир» (Ин 6:14; ср. Втор 18:18); «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин 4:26; ср. Втор 18:18); «Столько знамений сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин 12:37; ср. Числ 14:11; Исх 4:30-31); «Ибо послал Бог Сына Своего в мир» (Ин 3:17; ср. Числ 16:29); «Как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин 8:28; ср. Исх 4:12); «Как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин 14:31; ср. Лев 16:34; Числ 27:22); «...и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин 10:9; ср. Числ 27:21); «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин 10:11; ср. Числ 27:17).