• Название:

    МХК 11 Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 20 веков. 9


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Дата Урок 9 Класс 11

Форма урока: творческая лаборатория.

Цель урока: дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве как фовизм, кубизм, сюрреализм.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с отдельными представителями новых направлений в искусстве на рубеже веков и их произведениями;

Развивающие:

- развитие способностей эстетического восприятия и осмысления работ художников зарубежной живописи;

- развитие образного, ассоциативного мышления на примере произведений живописи зарубежных художников;

- развитие умений анализировать произведение живописи и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

- развитие коммуникативных умений на основе развития речевой и мыслительной деятельности;

Воспитательные:

- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия художественного произведения;

- воспитывать чувство такта, взаимоуважения, терпения и взаимопомощи.

«Живописец должен изображать не то,

что он видит, а то, что будет увидено».
Поль Валери

Ход урока

  • Вступление (историческое время и культурное пространство эпохи).

  • В истории переход из одного века в другой — время всегда загадочное. Для общества это время удивительное и напряженное. История показывает – это время роковых событий и фатальных совпадений. Рубеж веков приносит миру великие открытия в науке, развитие индустрии и технический прогресс, с одной стороны и тяжелый экономический кризис, последствия которого еще не ясны, с другой стороны.

    Любые перемены - это сложный процесс обновления, как действительности, так и духовного мира любого человека, в том числе человека-искусства.
    Действительность открывает свои неизвестные стороны и новые аспекты восприятия; складывается новое художественное видение и мышление. Этот процесс несёт с собой неизбежные утраты и создаёт новые художественные ценности.

    - Чем же характеризуется рубеж веков в Европе?

    Невиданным развитием науки и техники. Изменился быт, жизнь, мировоззрение, пошатнулись казавшиеся незыблемыми устои. Мир лишился стабильности.

    - Влияла ли нестабильная общественная обстановка на развитие художественной культуры?
    Мироощущение цивилизованного человека начала XX века характеризуются непредсказуемостью и непредвиденными опасностями внешнего мира, которые рождают внутреннюю неуверенность и страх.

    Вывод:
    Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности, но и заставило отказаться от привычного взгляда на мир.
    Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных» истин.
    Достижения прошлого казались бесполезными, и человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена.
    Не случайно огромную популярность в ХХ в. приобрело примитивное и доисторическое искусство.

    - Скажите, пожалуйста, чем характеризуется конец 19 – начало 20 века в искусстве?

    Появляется новое течение модернизм.

    - Какие направления включает в себя новое течение?

    Модерн, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, фовизм, кубизм, сюрреализм…

    - Итак – «модерн». Что для него характерно?

    Модерн (пер. новый, современный) – художественное направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Модерн проявился в рекламах, афишах, фотографиях, цветном стекле витражей, книжных иллюстрациях, предметах быта (мебель, посуда, ткани).

    Что можете сказать об импрессионизме?

    Импрессионизм - Течение в искусстве, получившее развитие в конце 19 – начале 20 веков. Название нового направления связано с картиной К. Моне «Впечатление. Восход солнца».

    Что такое экспрессионизм?

    Экспрессионизм (с лат. «выражение») - течение в Европейском искусстве эпохи модернизма получившее развитие в начале 20 века в Германии и Австрии. Эдвард Мунк «Крик».

    Актуализация темы.

    Каков наш мир? Открытый, изученный, понятный каждому, кто хочет его понять и принять, или непостижимый, не поддающийся не только нашим чувствам, но и нашему разуму. То же самое, наверное, можно сказать и о произведениях искусства.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями зарубежных художников 20 века: Сальвадором Дали, Анри Матиссом, Пабло Пикассо. Каждый их них творил в своей манере, каждый их них развивал своё направление живописи., каждый их них создал уникальные творения, которые получили широкую известность в мире.

    Итак, рубеж веков – время потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов. Научные открытия освободили человека от физической нагрузки. Но возросли скорости. В искусстве появилось множество течений, много свободы и право на ошибку. Сегодня мы вместе с вами узнаем, как решает эпоха вечные вопросы.

    Для работы по теме Вам потребуется таблица.

    1. Фовизм Анри Матисса (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).

    Фовизм – направление из Франции, родоначальником является Анри Матисс. Фовизм в переводе «дикий» - яркий цвет полотен художника. «Дикий по отношению к цвету»

    А. Матисс «Красные рыбки». В центре картины красные рыбки. Цвета: красный, зелёный, фиолетовый.

    «Танец» - движение людей, динамичность, пластика.

    «Музыка» - статичность.

    3 основных цвета: синие, коричнево-красные, жёлтый цвет в картинах. Мир яркий, контрастный, детский.

    2. Кубизм Пикассо (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).

    Основоположник Пабло Пикассо. Стиль сформировался в начале 20 века. Пикассо испанец, но долго жил во Франции (Пикассо - ударение на посл. слог (франц) или Пикассо – ударение на «а» (испанск.). Два ударения верны.

    2 периода в творчестве

    Голубой период – мрачные картины (потеря, горечь). «Старый еврей с мальчиком», «Трапеза слепого»

    Розовый период (использует тёплые тона, тема цирка). Серия картин, посвящённых комедиантам «Девочка на шаре» - атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного.

    «Авиньенские девицы» - изображает девушек авиньёнских проституток (глаза миндалевидные, руки похожи на цилиндры, торсы на треугольники, изображены обнажёнными).

    «Герника» (1937), сюжет 1937 года – страшный год для Испании. Герника – это испанский город: фрагменты тел людей, лошадей. Довоенное время – нападение. Использует геометрические сегменты (искажённые лица, страдающие угловатые формы, миндалевидные глаза. Образ лошади, корриды – символ Испании). Пикассо был реалистом, кубистом и графиком.

    3. Сюрреализм Дали (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).

    Сюрреализм - направление в искусстве XX века. Дословно переводится как «сверхреальность».

    Игра «Изысканный труп». Механический автоматизм (4 мин)

    Отдохните немного. Поиграем в слова. На листе бумаги ученик пишет любое слово, лист сгибает, передаёт другому. Когда все напишут по 1 слову, читаем фразу.

    Любимая игра сюрреалистов, для них характерно коллективное творчество. Литераторы и художники очень любили игру слов и образов. Вот так играя, однажды поэты составили фразу, которая восхитила и потрясла участников игры: «Изысканный труп будет пить прекрасное вино». С тех пор игру назвали «Изысканный труп». А со временем её видоизменили и стали не писать, а рисовать.

    - На каком уровне человеческого сознания могут возникать такие последовательности? (На уровне подсознания).

    Сальвадор Дали (испанец), направление сформировалось в начале 20 века. «Сюрреализм – это я» - говорил он.

    - Мнения людей о творческой манере этого художника самые разные, зачастую звучат слова «абсурд», «непостижимый», «непонятный». Мы попытаемся заглянуть в мир художественных образов Сальвадора Дали и решить для себя: так ли уж непостижим и непонятен этот художник.

    На открытие выставки художник мог придти обнажённым. Был женат. Гала́ (с фр. праздник, торжество) (настоящее имя Елена Дмитриевна Дьяконова (26 августа 1894, Казань — 10 июня 1982, Фигерас, Испания) — жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали.

    Жене Гала посвящалась серия картин: «Покорение Америки», «Леда и лебедь», «Похищение Европы». Писал жену в обнажённом виде. «Постоянство времени, постоянство памяти» (расплывающиеся часы по веткам, столу, время тянется, он ждал когда придёт Гала).

    Соединяет фантастическое с реалистичным (образ пылающего жирафа на фоне пустыни – пылающий жираф – сюрреализм, пустыня – реальное)

    «Загадки Гитлера» (блюдо, фото Гитлера)

    «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»

    «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»

    Сопоставьте ваши высказывания с высказыванием художника-сюрреалиста Рене Магритта: «Сюрреализм - это реальность, освобожденная от банального смысла».

    Вывод, понять произведения сюрреализма невозможно и не нужно. Для того чтобы разобраться в истине этого утверждения, проанализируем картину С.Дали « Пылающий жираф ». (На экране появляется изображение картины).

    Учитель: Какие вопросы возникли у вас при первом взгляде на эту картину?

    Ученики:

    - Почему жираф такой маленький по сравнению с другими персонажами картины, если она называется « Пылающий жираф?

    - Почему жираф пылает?

    Учитель: Прозвучали первые вопросы. Давайте попробуем найти на них ответы.

    Обсуждение.

    - Почему Сальвадор Дали изобразил жирафа?

    - Почему не оленя, не лошадь, не льва? Ведь в природе достаточно красивых и благородных животных, достойных того, чтобы их изобразить на картине.

    Жираф единственное животное, которое является обладателем такой длинной шеи, оно грациозно и гармонично поэтому, возможно, именно он и привлек художника.

    Жираф является символом индивидуальности, неповторимости, оригинальности.

    На картине мы видим столкновение серости, безликости с оригинальностью, яркостью, индивидуальностью.

    - Но почему же жираф пылает?

    - Что может символизировать собой огонь?

    Огонь - это символ жизни, духовного горения, но в то же время огонь уничтожает, сжигает дотла. И поэтому картину можно понять двояко: жираф сгорает под натиском серых сил, как все безликое уничтожает индивидуальность; серость жизни наступает, однако жираф под натиском безликости продолжает пылать все ярче.

    Учитель: Таким образом, мы с вами стали свидетелями того, как безликий на первый взгляд холст, наполненный «странными» символами, вдруг заговорил с нами.

    Самостоятельная работа в группах.

    Учитель предлагает работать в парах, представить свое видение других картин Сальвадора Дали:

    «Постоянство памяти».

    «Загадка Гитлера».

    «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»

    «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»

    Выводы учащихся:

    Учитель: Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох?

    Учащиеся делают вывод, учитель обобщает:

  • Отказ от норм классического изображения

  • Деформация формы

  • Экспрессия

  • Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем.

  • Подведение итогов.

    Учитель: Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в искусстве нет единого мнения, каждое имеет право на существование. Одно бесспорно - любое произведение искусства, каким бы странным и непостижимым на первый взгляд оно нам ни казалось, - неразрывная часть единого культурного пространства.

    Домашнее задание:

    Занести в таблицу ещё одно произведение одного из трёх рассмотрен. нами художников.

    Итог урока – оценки.

    А теперь я предлагаю Вам посмотреть видеоряд живописных картин сюрреализма в музыкальном сопровождении, это направление актуально и сейчас. Наслаждайтесь.

    (Вкл. видеозапись).