• Название:

    кня 9 вар


  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Содержание

Введение......................................................................................................................2

1 Религиозные представления ненцев.......................................................................3

2 Одежда ханты...........................................................................................................7

3 Древнее население края и его занятия. Освоение и заселение Западной Сибири русскими........................................................................................................8

3.1 Малые и большие народы Сибири ….......................................................8

3.1.1 История народонаселения в Сибири...........................................8

3.1.2 Коренные народы Сибири в современном мире.........................9

3.2 Освоение Западной Сибири служилыми людьми..................................12

3.2.1 Начало заселения и освоения Западной Сибири русскими служилыми людьми...............................................................................12

  • Строительство острогов в Западной Сибири...........................13

    Заключение.................................................................................................................17

    Список использованных источников.......................................................................18

  • ВведениеНаша работа посвящена изучению религии коренных народов края, истории присоединения Западной Сибири к России, что не только значительно расширило границы страны, но и изменило ее политический статус в XVII веке. Россия стала многонациональным государством. В течении многих столетий коренное население Западной Сибири занималось оленеводством (на севере), охотой и рыболовством в тайге, разведением овец и коневодства в степных районах юга. После присоединения к России начинается освоение этой территории. Менее чем за 100 лет за Российским государством закрепились обширные территории от Урала до берегов Тихого океана.Западная Сибирь - стратегически важный, ключевой регион России. Присоединение Западной Сибири к Русскому государству было не только политическим актом, но и имело огромное экономическое значение. Существенную роль в процессе включения Сибири в состав России играло хозяйственное освоение территории русским народом, развитием производительных сил, раскрытие производственных возможностей богатейшего по природным ресурсам края. Благодаря присоединению Сибири, Россия смогла узнать о несметном количестве сибирских полезных ископаемых, которые в дальнейшем стали обеспечивать всю страну в целом.Благодаря открытию нефти и газа Западносибирский район стал выделяться мощной экономикой. В Советские годы Западная Сибирь давала 70% добычи нефти и природного газа около 30% каменного угля около 20% заготавливаемой в стране древесины. На долю района приходилось около 20% зерна в стране, основное поголовье оленей. В настоящий момент наше государство испытывает большие экономические трудности и более менее стабильное положение на мировом рынке ему оказывает экспорт нефти и газа добываемого в Западной Сибири. Благодаря этому Западная Сибирь стала спонсором страны валютных поступлений, вырученных от продажи нефти и газа в другие страны.

    1 Религиозные представления ненцев.

    Хозяйственные функции ненецкой семьи находились в тесной связи с основным занятием — оленеводством. В семье бытовало строгое разделение труда. Мужчины занимались выпасом оленей и промыслами, а женщины — домашним хозяйством. Как везде, одной из основных функций семьи оставалось рождение и воспитание детей. От момента рождения до 5—7 лет ребенок находился под опекой матери. Сложившиеся формы воспитания предусматривали максимальную самостоятельность детей. Их почти никогда не учили чему-либо специально. Дети сами следили за деятельностью взрослых и старались воспроизвести ее в игре, приобретая необходимые навыки. Игры детей главным образом отражали хозяйственные занятия взрослых. Наиболее распространенные игрушки — миниатюрный аркан и лук со стрелами, фигурки оленей. Девочки играли в куклы, состоящие из клюва утки или гуся и туловища из сукна. Они самостоятельно шили куклам одежду и украшали ее, осваивая необходимые женские навыки. Девочки практически всю женскую работу должны были уметь выполнять к 13—14годам. В прошлом этот возраст считался достаточным, чтобы выходить замуж. Большое воспитательное значение имел фольклор: сказки, загадки, считалки, которые расширяли кругозор детей и давали им необходимые нравственные установки

    Отец-оленевод брал сыновей с 10—12-летнего возраста в стадо оленей, приучал подростков к самостоятельной работе: показывал и рассказывал особенности ухода за животными, поручал различную работу.

    Религиозная система ненцев была сложной и детально разработанной. Она состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ему ежегодно весной и осенью приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение проводилось на возвышенном, открытом месте.

    Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток. Все присутствующие в этот момент несколько раз кланялись на восток. Посвящали Нуму и живых оленей. Это был также олень белой масти, никогда не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума — три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он оставался в стаде. От Нума, по поверьям, зависели погода и природные явления — снег, дождь, молния. Культ солнца (Хаер), очевидно, весьма важный для ненцев, сейчас отошел в прошлое и сохраняется только как воспоминание о том, что когда-то праздновали появление солнца после полярной зимы (январь), что соотносилось с Новым годом.

    Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв — хозяин земли, ид ерв — хозяин воды, яха ерв — хозяин реки, то ерв — хозяин озера, пэдара ерв — хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве, поэтому расположения духов добивались жертвоприношениями. Как воспоминание о далеком прошлом, на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. И если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочевок, духу — хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружье, стараясь умилостивить хозяина моря.

    Большим почитанием пользовались духи «я ерв» — хозяин земли и «я ерв не» — хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники.
    Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Обряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землей обитали мелкие злые духи нгылеко — источник болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.

    Немаловажным для ненцев был культ гор и камней. Объектами почитания были отдельные валуны, стоящие в тундре, небольшие камни особой формы, включенные в состав домашних святынь. На Южном Ямале почиталась Пэ ерв не — хозяйка гор (Пэ — ненецкое название Урала). Когда ненцы кочевали в районе Уральских гор, они совершали жертвоприношения «хозяйке», чтобы та не посылала на них лавин.

    В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями — лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей.

    Олень является основным жертвенным животным, но у некоторых групп ненцев Северного Ямала в жертву приносилась собака, особенно если жертва предназначалась злым духам.

    Пожалуй, наиболее важны для ненецких верований культовые места, специально созданные человеком. Они располагаются у лиственниц или камней особой формы. Подобные культовые места могли быть родовыми либо семейными. В тундре их встречалось очень много. Одно из них — Яумал-хэ — описал Б. Житков: длинный ряд сядэев, обложенных черепами оленей, обрывками шкур и сукна. Сядэи были сгруппированы в семь куч, и каждая считалась принадлежностью отдельного рода. В середину каждой кучи поставлена сухая лиственница. Сходное описание культового места на севере Ямала дает Г.Вербов. Жертвоприношения на культовых местах считались наиболее эффективным способом умилостивить духов и добиться от них помощи людям.
    Кроме сядэев, устанавливаемых на культовых местах, существовала категория домашних (семейных) духов — покровителей хэхэ. Они представляли собой деревянные фигурки или небольшие камни.

    Хранились покровители в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной нарте хэхэ хан (священная нарта). Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почетном месте — у стены, противоположной входу. Домашним покровителям за помощь во всех земных делах шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью. Пантеон домашних духов мог пополняться вещами, взятыми с культовых мест, вновь сделанными фигурками или найденными камнями необычной формы, а также предметами со старинных поселений.

    Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» — покровительницы женщин, деторождения и материнства. Она ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» не имело деревянной или каменной основы. Оно состояло только из комплекта миниатюрной одежды. Иногда внутрь вкладывался кусок сукна, а вместо лица вставлялась металлическая бляшка. Во время родов женщина держала мяд пухуця в руках, чтобы роды прошли легко. После удачных родов «старухе чума» дарили новую одежду, надевая ее поверх старой, или украшения. Она также хорошо помогала, как считали, во время болезней. Мяд пухуця передавалась от матери к дочери. Наиболее сильными считались фигурки, изображающие умершую родственницу-шаманку. В отличие от других хэхэ, мяд пухуця положено было делать только бескровные жертвоприношения. Это характерно для культов духов — покровителей женщин у всех народов Сибири.

    В первую очередь наличие жизни связывалось с дыханием инд (душа). Дыхание считалось причиной и показателем существования живого человека. Очень важно было также отношение к человеческой тени — сидянг. В буквальном переводе это означает «двойник» и примерно соответствует понятию «призрак». С жизненностью человека ненцы соотносят также кровь (хэм), сердце (сей), ум (и).

    С оценкой жизненных субстанций человека тесно связаны представления о загробном мире. Наиболее распространенный вариант: двойник покидает тело после смерти человека и отправляется в мир мертвых, где находит своих ранее умерших родственников и живет рядом с ними. Двойники, сидянг, ведут такую же жизнь, как и на земле: охотятся, ловят рыбу, пасут оленей. Олени и собаки в загробном мире — это двойники умерших или забитых на земле животных. Загробный мир отличается в верованиях ненцев от земного тем, что там все наоборот. День — там ночь, ночь — день, на нарты садятся с правой стороны, а не с левой. Двойник живет в загробном мире столько же, сколько человек прожил на земле. В этот период он может быть опасен для живых, так как способен утащить к себе их двойников и привести к новым смертям. Закончив жизнь в загробном мире, двойник умирает и превращается в жука, становясь совершенно безобидным.

    Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.
    Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрышки чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покрышку чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

    По прибытии на кладбище сооружали гроб (тин, пэмб), однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.

    В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.
    Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.

    Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7—10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы — только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.

    Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть.Традиции на сегодняшнем Ямале сохраняются лучше, чем у других групп ненцев, но и здесь новации весьма многочисленны. В наибольшей мере сохраняется традиционная система оленеводства и материальная культура, связанная с кочевым бытом. В духовной культуре наиболее полно представлены воззрения о домашних духах и погребальный обряд.

    2 Одежда ханты.

    Хантыйские женщины шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.

    Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.

    Если по одежде женщины судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток.

    Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Западным, южным, восточным манси и южным хантам было известно ткачество: ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных.

    Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

    3 Древнее население края и его занятия. Освоение и заселение Западной Сибири русскими.

  • Малые и большие народы Сибири

  • Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

  • История народонаселения в Сибири.

  • Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

    Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

    Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

    Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

    Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

    К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

    К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

  • Коренные народы Сибири в современном мире.

  • Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

    В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

    Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

    Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.

    Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

    Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

    Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

    Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

    Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.

    Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

    Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

    Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.

    Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

    Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

    Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

    Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.

    Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.

    Сибирские татары– пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100000 человек.

    Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

  • 3.2 Освоение Западной Сибири служилыми людьми

  • Начало заселения и освоения Западной Сибири русскими служилыми людьми

  • В начале освоения Западной Сибири, (конец 16 и начало века 17 веков) южная, степная, скотоводческая и земледельческая ее части, мало интересовало русских в то время.

    Возможно, что русские так и держались бы исключительно богатого пушниной севера Западной Сибири, если бы не постоянные набеги южных соседей, мешавших русской колонизации, и торговым отношениям с центрами восточной торговли – Бухарой и Китаем. По этой причине московское правительство конца 16 века, решило «Кучума – царя в конец истеснить», то есть перейти в наступление и покончить по возможности с воинственными жителями сибирских степей.

    Но, применив такую политику к остаткам, приверженцев Кучум – хана, откочевавших к югу, русские не предполагали, что это решение втянет их в новую, почти двухсотлетнюю войну с обитателями степи и, что после татар придется воевать с ногаями, калмыками и киргизами.
    Первым шагом этого наступательного продвижения в степную часть Западной Сибири, было основание города Тары в 1594 году.

    Первым воеводам города Тары, удалось частично выполнить это поручение, так — как дважды потерпев жестокое поражение (в 1596 и 1598 годах), и потеряв, в последнем сражении пять сыновей и восемь дочерей, Кучум бежал, по одним сведениям к калмыкам, а по другим к ногайцам, где и погиб.
    Последнее и окончательное поражение было нанесено Кучуму на берегах Оби, южнее Калывани.

    Вскоре после построения города Тары, был построен еще один опорный пункт русских колонизаторов, на границе лесной и лесостепной части Западной Сибири, город Томск, который вместе с Тарой служил оплотом в освоении Западной Сибири.

    В 1604 году, князь татарского племени Еушты тайно отправился в Москву и там принял российское подданство, а так же обещал содействовать русским в покорении соседних инородцев.

    Посланные из Москвы казацкий голова Писемский и боярский сын Тыртов заложили на реке Томи город Томск, в который были переведены из Верхотурья «пашенные люди».

    В тоже время хотели покориться и присоединиться к России киргизы, во главе со своим князем Немчей, но посланная для переговоров жена была ограблена «прельствшимся ея дорогой шубой» томским воеводой. Эта обида, в последствии сделала Немчу непримиримым врагом России.

    Хищничество и насилия со стороны русских служивых людей и вообще первых русских колонизаторов Западной Сибири объединили в своей борьбе не только киргизского князя Немчу, но еще в 1598 году вызвали бунт нарымских остяков, а 1605 году –кетских.

    Дошедшие до Западной Сибири слухи об отсутствие царя и смуте в Москве придали смелости сибирским инородцам, и в период с 1605 по 1612 года один за одним поднялись инородческие бунты.

    В 1606 году взбунтовались сургутские остяки, в 1609 году татары, вогулы и остяки попытались сжечь Тюмень, в 1612 году вогулы осадили Пелым, а с юга на Тару и Томск начали нападать появившиеся на территории Западной Сибири калмыки и объединившиеся с ними «кучумовцы».

    В 1609 – 1614 годах, на поселения русских возле Томска, совершали нападения кузнецкие татары и нарушившие присягу теленгеты.

    Все эти волнения сибирских инородцев, на некоторое время приостановили освоение западной Сибири, за исключением ее северной территории на которой после неудачных попыток вернуть себе независимость вскоре все затихло, но зато южные, поддерживаемые сильной и воинственной калмыцкой ордой, делались смелее и агрессивнее.

    Сибирские казаки сначала отсиживались, «запершись в острогах», но позже, когда покорили северных инородцев, начали и сами предпринимать походы, как например в 1613 году большая экспедиция на Ямышевское озеро за солью и разгром царевича Ишима в 1618 году.

    Более свободно себя чувствовали томские воеводы, так как несмотря на частые нападения окрестных инородцев они, после смутного времени в России, сделали первый крупный шаг для освоения сибирского края. Так, не довольствуясь подчинением «гатских татар», они в 1615 году отправились с 200 человек томских казаков против непокорных кузнецких татар по реке Мрассе и Кондоме, но здесь были окружены пятитысячной толпой калмыков, киргизов и татар; казаки решили умереть или пробиться сквозь и после стремительного натиска они разгромили неприятеля и даже захватили многих в плен.

  • Строительство острогов в Западной Сибири

    В 1618 году, для удержания кузнецких татар в подчинении, был построен

  • Кузнецкий острог, при впадении реки Кондомы в Томь, а через два года возле него уже существовало несколько заимок пашенных крестьян. Для укрепления связи этого Кузнецкого острога с Томском были построены остроги Мунгатский (в 1657 году), Верхне – Томский (в 1657 году), Сосновский острог (в 1657 году), а в 1668 году основан Уртамский острог.

    В начале 18 века освоение Западной Сибири продолжалось с построением по реке Оби новых острогов — Чаусский и Белоярский.

    Постоянно тревожимые теленгетами, киргизами и калмыками, русские колонизаторы западной Сибири, старались в то время только удержать за собой занятые территории, единственным исключением был ряд походов, предпринятых около половины 17 века на телесского князя Мандрака. При этом сибирские казаки дошли до Телецкого озера, но поставить здесь укрепленный пункт не решились.

    Освоение русскими юго – западных границ Западной Сибири, начавшееся после смутного времени несколько позднее, чем на юго – восточных, шло последовательнее и быстрее. Для защиты от постоянных и опустошительных набегов тюменские и тарские воеводы стали строить ряд укреплений, так, возникли еще в 1630 годах Тарханский (1631), Атьямский при реке Вагае (1633), Каурдагский, Тебендинский и Ялуторовский (1639, а также, вскоре, Исетский (1650) и Катайский остроги.

    Эта линия постепенно продвигалась к югу, когда были основаны еще слободы Царево – Городище (в 1662 году), остроги Устяцкий (в 1680 году), Коркинский (в 1670 году – современный город Ишим) и Абатский ( 1680).
    В 18 веке ( около 1737 года), передовая линия русских укреплений продвинулась еще дальше. Так от укрепления Чернолуцкого она продвинулась к северо – востоку до Пустынного, отсюда поворачивала к западо – северо – западу, у Зудиловского отклонялась к юго – западу, от Ишима поднималась к северо – западу до Усть – Ламинского.

    Продолжением этой оборонительной линии в пределах Томской области Западной Сибири, служили остроги Чарусский, Бердский, Крутишинский и Каинский, а передовыми опорными пунктами на юго – востоке Сибири, являлись вновь выстроенные остроги Абаканский (в 1707 году) в Енисейской губернии и Бийский острог (в 1709 году).

    Основными жителями этих острогов были ссыльные переселенцы, приток которых при Петре Первом был очень велик. Кроме множества стрельцов и казаков, сосланных сюда за бунты (1704 – 1705 и 1708 годов), сюда же были отправлены пленные шведы за попытку бежать (1711 год) и керженские старообрядцы.

    С основанием в 1752 году новой Преснорьковской или Горькой военной линии, которая шла по южной границе Западной Сибири, Ишимская оборонительная линия потеряла всякое значение.
    С основанием в первой четверти 18 века по реке Иртышу Омской, Ямышевской, Семипалатной и Усть – Каменогорской крепостей, отрезавших Алтай от киргизских степей, эта территория постепенно начала переходить к России. Этому переходу еще способствовало открытие на Алтае промышленником Демидовым медной руды и основание в 1723 году Колывановского завода.

    Для заселения и освоения этих вновь выстроенных селений и наполнения военных гарнизонов сибирских крепостей в 1763 -64 годах было сформировано несколько конных и пеших полков из беглых русских старообрядцев, бежавших в Стародубье и на Ветку. В тоже, в 1770 году, время сюда была переведена часть донских и запорожских казаков и, было велено селить вообще отставных нижних чинов.

    Заинтересованное скорейшем освоением и заселением территории Западной Сибири, русское правительство стало направлять сюда партии ссыльных, сюда же были переведены не попавшие в сибирские полки «за неспособностью носить оружие», стародубские раскольники.

    Отсутствие путей сообщения в Западной Сибири и в Сибири вообще и трудность поддерживать освоение вынудило Российское правительство принимать меры к заселению некоторых местностей, не имевших ни стратегического, ни другого какого – либо значения, но прилегающего к сибирским трактам. Сюда, помимо основания первых ямов в Туринске, Томске (1600 годах), затем других ямских слобод Самаровской, Демьяновской (1637 году) и заселения трактов между Тобольском и Верхотурьем ( в 1593 годах), Тобольском и тарой (в 1762 году) Ишимом и Омском (1762 год), Чаусским острогом и Томском, Тарой и Чаусским острогом, Тобольском и Нерчинском (в 1770 году).

    Еще до начала освоения Западной Сибири, московское правительство при борьбе с ханом Кучумом понимало, что единственно верное решение для удержания покоренной территории Западной Сибири является его заселение. Пионерами всяких начинаний и мероприятий правительства по покорению и освоению территории Западной Сибири были служилые люди, под этим общим названием понимались все военнослужащие, начиная от бояр до простых стрельцов и казаков, причем и те, и другие были просто служилыми людьми, только разных рангов, обязанные постоянной и бессрочной службой «доколе в силах».

    В круг обязанностей служилых людей входили самые разные «службы», часто не имеющие ничего общего с военной, как это видно из «челобитных» служилых людей.

    «И был я, Государь, во всяких твоих службах, и в пешей, и в конной, в лыжной, и в стружной, и в пушкарях, и в затинщиках (саперах), и у строения острогов, и у сбора твоего, государева ясака, и в толмачах, и в вожжах, и у проведывания новых землиц, и разведки о заграничных обстоятельствах, и у подведения неверных под твою высокую руку».

    Такая сложность службы, включавшая все обязанности, начиная от лоцмана, проводника и разведчика до инженерной разных родов и дипломатической, обуславливала собою и крайнюю строгость при наборе казаков.

    Необходимые для такой службы грамотные люди комплектовались частично из высылаемых за «разные вины» из Москвы и других городов служилыми людьми, частью иностранцами. Отсюда произошел подбор в сибирские служилые люди всякого рода «въезжих» и пленных – «литвы» (поляков), «немцев», «черкас» (запорожцев) и прочих, как людей более «грамотных, видалых и бывалых», а в остальное добирали из разных «нетяглых» — добрых молодцев, «к воинскому делу обыклых и стрелять умелых».

    Главная цель служилых людей было не заселение Сибири, а в закреплении отдельных ее местностей за Россией, и в открытии новых территорий для поселения «пашенных людей».

    Кроме «пашенных людей», элементами правительственного освоения Западной Сибири являлись люди для разных сибирских служб, главную роль среди них отводится ямщикам, которых целыми тысячами, начиная с 1600 года переселяли на сибирские тракты. Но этот род подневольных переселенцев вследствие крайней тяжести, возложенной на них службы меньше всего уживался на месте и разбегался, куда глаза глядят. Кроме ямщиков, также высылались плотники для постройки судов и острогов и разные мастеровые, как на открывавшиеся сибирские заводы, так и для других промыслов.

    Заключение

    В заключение хотелось бы сказать о влиянии промышленного освоения Севера на развитие культуры Северных народов на примере ненцев. На земле, где ненцы жили, разводили оленей, рыбачили и охотились. После прихода сюда нефтяных компаний тундра залита нефтью и застроена нефтяными вышками. За годы освоения северных земель разрушены многие священные места, нанесён вред природе, сократилось количество нетронутых промышленным освоением и чистых в экологическом отношении земель, сократилось поголовье оленей, реки становятся отравленными. Нефтяные компании не учитывают интересы коренного населения. Ради кратковременной наживы на нефти мы теряем уникальные культуры Северных народов.

    Из-за снижения численности оленей сегодня ненцы ведут оседлый образ жизни возле поселков, так как олени – основная тяговая сила кочевников. Дети живут с родителями до 7 лет, затем их отправляют в школу -интернат. Они приезжают только на каникулы. Став взрослыми, юноши и девушки уже не горят желанием жить в чумах и вести кочевой образ жизни. Старые ненцы переживают, что молодежь разучится кочевать, а их нация растиряет обычаи.

    Хотя возможно для ненецкой нациине все потеряно. В Салехарде действует полноценное училище, где молодых людей учат традициям и обычаям, а главное жизни в тундре.

    Список использованных источников

    1 Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации Томск: Издательство Томского университета, 1960. — 151 с.2 Кабакова Н.В. История Сибири. Курс лекций.- Омск: СибАДИ, 2007.-53с.

    П р и м е ч а н и е – Вышеперечисленная литература доступна в электронной библиотеке «Twirpx», http://www.twirpx.com

    4 Научно-информационный журнал «Биофайл» http://biofile.ru/his/13162.html

    5 Информационный интернет портал Сибирь-Инфо.рф - все о Сибири и немного обо всем. http://сибирь-инфо.рф/content/21

    6 Сайт Сибири (Путешествие в историю) http://tobolzk.ru/osvoenie-zapadnoj-sibiri-sluzhilymi-lyudmi/