• Название:

    Эмансипированные дуэли


  • Размер: 0.06 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Эмансипированные дуэли


Фото Павлв Курмилёва

Баронесса Любиньска, которая руководила знаменитой дуэлью между принцессой Паулиной Меттерних и графиней Кильмансегг в 1892 году, настояла, чтобы дуэлянтки разделись до пояса, чтобы избежать возможной инфекции, которая может попасть в кровь в результате касания одеждой раны от клинка. Будучи врачом с солидным медицинским стажем, баронесса была свидетелем инфицирования солдат на войне от грязной одежды.

Некоторые изображения можно увидеть с оригинальным разрешением, если щелкнуть на них мышкой


English Version

На самом деле, задолго до 1892 года изображения сражающихся на клинках обнаженных по пояс (или полностью) дам уже распространялись по миру. Более того, говорят, что настоящие женские дуэли в викторианские времена проводились обнаженными до пояса. 

Таким образом, подобного рода дуэли называют эмансипированными по двум причинам: 
- Это дуэль между двумя женщинами, на которой секундантами и остальными присутствующими являются женщины. 
- Дуэлянтки сражаются с обнаженным торсом по своим собственным рациональным соображениям, а не ради развлечения мужчин.

Самая захватывающая и поучительная женская дуэль состоялась в столице Лихтенштейна Вадуце в 1892 году между принцессой Паулиной Меттерних и графиней Кильмансегг. Эта дуэль вошла в историю как "эмансипированная дуэль" - во-первых, потому, что все присутствующие были женщинами - участницы, секунданты и руководитель, а во-вторых, дуэлянтки дрались с обнаженной грудью. В качестве оружия были выбраны шпаги. Поединок закончилая в третьем раунде, после того как принцесса была слегка ранена в нос. К тому времени обе участницы получили легкие ранения: принцесса – в нос, а графиня – в ухо. Секундантки (тоже знатные дамы) немедленно объявили, что дуэль окончена, а победа была присуждена принцессе Меттерних. Причина, заставившая знатных дам взяться за клинки, состояла в том, что у них возникли разногласия по поводу аранжировки цветов для предстоящего музыкального вечера. :) Любопытно, что дуэль, обставленная в соответствии с дуэльным кодексам, была организована и проводилась под руководством баронессы Любиньской, доктора медицины (что было редкостью для женщины того времени), которая приготовила все необходимое, чтобы обработать возможные раны. Перед началом поединка баронесса заявила, что даже незначительные порезы во время дуэли могут привести к опасным инфекциям, если куски одежды будут соприкасаться с раной. В связи с этим, она предусмотрительно предложила обеим участницам поединка оголиться до пояса и драться топлес. Поскольку мужчины не присутствавали на дуэли и не могли вожделенно наблюдать участниц, решение женщин драться с с обнаженной грудью не имело отношения к сексуальности, а было вызвано необходимостью обезопасить дуэлянток от сепсиса. Баронесса Любиньска была передовой женщиной своего времени и во многом опережала его, пропагандируя революционные (но необщепринятые тогда) идеи британского доктора Джозефа Листера в области антисептики... 

Это событие вошло в историю феминистского движения и женской эмансипации, как доказательство наличия у женщин агрессии и физического мужества.

"Вся суть - в молочных железах". Записки коллекционера-фехтовальщика Эмбергера

Даже самые откровенные изображения из коллекции Эмбергера даже близко не стоят по степени обнаженности рядом с картинками из журналов, которые можно найти в кабинете любгом европейского дантиста. 

Наверное, в самом деле, женщины дрались редко, тем более на дуэлях, они чаще просто бранились. Но не потребуется много времени, изучая историческую информацию в Сети, убедиться, что существует немало исторических свидетельств о женских дуэлях. Женщины тоже дрались, как и мужчины, из-за любви, оскорблений (реальных или мнимых), слухов и, в конце концов, за честь. Они дрались с применением различных видов оружия – пистолетов, мечей, шпаг, рапир, ножей. Можно составить длииный список женщин, дравшихся на дуэли. 

Множество изображений с дерущимися на дуэли дамами стало появляться с 18 века. Феминистки были рады видеть бурную эмансипацию женщин и их вовлечение в исконно патриархальный мир, с его понятиями чести и вооруженными методами разрешения конфликтов. Интересно, что большинство известных женских дуэлей происходило в чисто женской среде. 

Фотографические почтовые карточки и появившиеся в конце 19 века стереоскопические серии обнаженных до пояса женщин, сражающихся на клинках, являлись логическим продолжением художественных традиций живописи и скульптуры. Вплоть до 19 века, однако, участие женщин в "делах чести" было, в основном, ограничено ролью "портящих удовольствие" - тех, кто не давал поединку нормально начаться или переживающих, радующихся или скорбящих – в зависимости от результатов дуэли. Типичный сюжет: "Красивая девушка рыдает при виде своего возлюбленного, пытающего уйти от смертельного удара". Но уже начиная с конца 18 века женщины стали играть более активную роль в художественных изображениях дуэлей. По крайней мере, в изображениях.

В нашей коллекции содержится стереоскопические изображения диптиха Эмиля Байарда - "Дело чести" и "Примирение". Изображения опубликованы Р.К. Бонином из Тироны, штат Пеннсильвания в его художественной серии (любители изобразительного искусства могут там ознакомиться с теми произведениями, которые они не могут увидеть в подлинниках). Больше всего в этих стереоскопических репродукциях нас привлекли две пары прекрасных молочных желёз.


Стереоскопические карточки "Дело чести" и "Примирение"

Для историка фехтования этот жанр несет столько же информации, сколько описания сражения на мечах в современной литературе. Близко к нулю. Так же как и в живописи и скульптуре модели позировали в драматических позах, мало заботях о достоверном воспроизведении дуэли. Если в них и есть элементы документальности, то только те, что демонстрируют незнание художниками истории и правил фехтование и дуэлей, даже в года расцвета этой формы искусства.

Фотографические почтовые карточки и стереоскопические картинки обычно выпускались сериями, в каждой из которых последовательно рассказывалось о каком-то событии. Этот жанр в каком-то смысле можно считать прямым предшественником немого кино. Оба жанра должны были передавать сложные действия и предполагаемые диалоги с помощью языка позы и жеста. Пересказать эти истории сейчас трудно, поскольку серии утеряны, и многие образцы циркулируют по-одиночке, вроде изображения выше, в котором элегантный дерзкий выпад воспроизводит изначальный шаблон оскорбления и вызова, дуэли и гибели – с примирением или без него.

Помимо вуайеристской привлекательности, характерной для любого изображения обнаженных женщин, в этом жанре присутствуют скрытые мелодраматические мотивы. В конце концов, дуэли не одобрялись обществом, особенно образованным обществом, были прекрасной пищей для многочисленных проповедников, которые издавали тома антидуэльной литературы.

Сдедующая история опубликована в Америке в 1899 году в виде еще одной стереоскопической серии, на этот раз без оголений. Так же как и на двух предыдущих французских картинках, здесь в качестве оружия дуэли выбрана рапира. (Поскольку сканирование этих старых картинок затруднено из-за деформации картонной основы, поэтому мы представляем здесь основные из них).

Следующая неполная серия (три изображения справа) содержит больше документального материала, чем все предыдущие, поскольку описывает в деталях подготовку к дуэли и сопутствующую этой подготовке атмосферу. Что особенно интересно для старого фехтовальщика на шпагах и коллекционера, вроде меня, - это подбор оружия. (И я не сомневаюсь, что феминистки будут более, чем счастливы эмансипационному вовлечению женщин в дела, узурпированные патриархатом, а именно - в дела части и вооруженных конфликтов: во всех известных мне женских дуэльных сериях, присутствуют только женщины.)

Я раньше видел всю серию, и почти уверен, что за представленными эпизодами последуют оголение груди, увечье и смерть. У нас сохранились только три неотклеившиеся из альбома картинки. Если у кого есть остальные картинки, мы с удовольствием дополним нашу историю, подтвердив или не подтвердив мою версию.

    

Дополнение к коллекции Эмбергера

Мы дополняем коллекцию Кристофа Эмбергера несколькими вариациями работ Байарда и другими изображениями дуэлей между обнаженными (до пояса или ниже) женщинами.


Стереограммы "Дело чести" и "Примирение". Перепечатка из the Random Collection

На первой паре карточек "Удачный выпад" изображен кульминационный момент женского поединка на рапирах. 
На следующей паре карточек "Честь удовлетворена" изображена победительница, торжествующая над поверженной противницей. Кровожадность этих сцен подчеркивает неприемлемость женских дуэлей.

 

 
Эмиль Байард. "Дело чести" и "Примирение"
Картины маслом и почтовые открытки


Эдвардианскиие дамы фехтуют топлес (эпоха правления короля Эдуарда VII: 1901-1910) 
Работа Евы Аннер

 
Почтовые карточки "Женская дуэль топлес в Булонском лесу"

Two more postcards (non-topless) 


В основу этого материала легла статья "Голое фехтование: Деритесь голышом!" by Кристофа Амберга на сайте "Тайная история меча" (по-английски)

Апрель 2013 г.


Mastaglio. Duel
"Дамская дуэль" Доменико Мастальо обрела вторую жизнь на цветных почтовых карточках.
Эта почтовая карточка датируется 1905 годом.

Duel 1 Duel 2 Duel 3


Дуэль голых женщин. Тарелка
Из коллекции Atstoy

Duel
Иван Мясоедов. Женская дуэль. 
Дама в красном - гражданская жена художника. Дама в голубом - одна из его моделей. Из коллекции Atstoy

Duel
"Дело чести" (An Affair of Honor), короткометражный немой фильм (1901, студия "Любин")
Сюжет фильма: главная героиня обедает вдвоем со своим дружком. В это время появляется другая женщина и начинает флиртовать с ним. Разъяренная главная героиня вызывает наглячку на дуэль, и две дамы сражаются в присутствии зачарованных наблюдателей. 
Этот сюжет оказался очень популярным, и было сделано несколько римейков этого фильма, в том числе, в каждом представлении на шоу Джерри Спрингера в 1990-е года (хотя там, к сожалению, не было шпаг).  
From the site Old Hollywood

Emancipated duel
Дуэль между принцессой Паулиной Меттерних и графиней Кильмансегг в Лихтенштейне в 1892 году.
"Мадам, ваша аранжировка цветов оскорбила меня. Я требую сатисфакции!" 
From the site Friskbiskit

Edwardian topless duel
Эдвардианскиие дамы фехтуют топлес (период правления короля Эдуарда VII: 1901-1910) 
Со странички of NileCrocodile

Topless duel
Topless duel
Фотографии Павла Курмилёва




Из коллекции Drew Hammond



"Дамская дуэль" Доменико Мастальо обрела вторую жизнь на цветных почтовых карточках.
Эта почтовая карточка датируется 1905 годом.

  


Дуэль голых женщин. Тарелка
Из коллекции Atstoy


Иван Мясоедов. Женская дуэль. 
Дама в красном - гражданская жена художника. Дама в голубом - одна из его моделей. Из коллекции Atstoy


"Дело чести" (An Affair of Honor), короткометражный немой фильм (1901, студия "Любин")
Сюжет фильма: главная героиня обедает вдвоем со своим дружком. В это время появляется другая женщина и начинает флиртовать с ним. Разъяренная главная героиня вызывает наглячку на дуэль, и две дамы сражаются в присутствии зачарованных наблюдателей. 
Этот сюжет оказался очень популярным, и было сделано несколько римейков этого фильма, в том числе, в каждом представлении на шоу Джерри Спрингера в 1990-е года (хотя там, к сожалению, не было шпаг).  
From the site Old Hollywood


Дуэль между принцессой Паулиной Меттерних и графиней Кильмансегг в Лихтенштейне в 1892 году.
"Мадам, ваша аранжировка цветов оскорбила меня. Я требую сатисфакции!" 
From the site Friskbiskit


Эдвардианскиие дамы фехтуют топлес (период правления короля Эдуарда VII: 1901-1910) 
Со странички of NileCrocodile



Фотографии Павла Курмилёва


http://www.fscclub.com/history/duel-topl.shtml