• Название:

    ИСАА билеты 1 3 (не мои, сама не успеваю)


  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



Билет 1

1. Социально-экономическая жизнь Японии в 17-18 вв.

Особенности феодального строя Японии в Новое время

1)  расширение контактов между странами, но нарастали различия в темпах и уровне развития

2)  феодальный строй стадиально не совпадал в сравнении с обществами, территориально близкими японским островам

3)  ОТСУТСТВИЕ ОТКРЫТЫХ ФОРМ КРЕПОСТНИЧЕСТВА

4)  XVII в. – период восходящего развития феодализма. В Японии самый высокоорганизованный феодальный строй из государств Азии. Основа – крестьянское хозяйство. У крестьянина – заинтересованность в хозяйственной деятельности (4 части урожая - феодалу, 6 – земледельцу). Рост числа культур. Новые типы удобрений. Поливное земледелие  укрепление экономического положения крестьянского хозяйства. Этому помогает и общинная организация.

НО такая ситуация вызвала у феодальной знати желание добиться большей управляемости земледельцами. Это стремление выразилось в т.н. «охоте за мечами» (изъятие оружия у крестьянских семей) в период правления Тоётоми Хидэёси (1536-1598). «ОзМ» должна была способствовать укреплению паразитического существования самурайского сословия за счет крестьянства.

С начала XVIII в. – рост крестьянских восстаний. Экономические силы страны парализованы.

 

Ещё в 1598 г. Хидэёси создал высший орган центральной власти из пяти тайро – главных министров. Один из министров, Токугава Иэясу, отбросил видимость лояльности к наследнику и развернул военные действия.

1600 г. – одержал победу. В его руках – полнота власти.

1603 г. – взял себе титул сёгуна.

Начало новой династии в Японии, Токугава (1603-1867).

В это время в Японии – около 260 крупных и мелких княжеств. 18 млн. чел., 80% - крестьяне. Социальная иерархия = си-но-ко-сё.

Си  -  самурайство, но  -  крестьянство, ко  -  ремесленники, сё  -  торговцы.

Сословие си – неоднородное. Верхушка – сёгун + окружение.

Микадо (титул императора) – только религиозно-церимониальные функции.

Знать при дворе микадо не имела земель  не была экономической силой. Жалование получала рисом.

Сёгун обладал реальной властью, а император был живым богом и царствовал, но не управлял. (Его почитание связано с синтоизмом – религиозным культом).

 

Феодальные княжества = основа административно-хозяйственного устройства.

Князья – в зависимости от дома Токугава. Делились по доходам. Доходы измеряются рисом. Минимимальный доход – 10.000 коку риса в год (x 160 кг). Всего в стране в год собирали 11.000.000 коку, из них 1/3 принадлежала дому Токугава.

Самые богатые князья получали в год 1.000.000 или даже чуть больше коку риса.

Класс феодалов составлял 10% населения. Число самураев сокращается.

Крупные князья – даймё – переселяли крестьян-ленников с земель и переводили их на рисовый паёк.

Основная форма землепользования – аренда. Господствующая форма повинностей – феодальная рента (оброк), иногда – денежный. Отработочная рента не получила распространения, лишь в форме помощи феодалам – ремонт в помещении, заготовка топлива, ремонт дорог и т.д.

Земли – как государственные (сёгунские), так и частные – князья, храмы, монастыри.

Крестьяне – самостоятельные хозяйства на правах наследственного держания.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА – ОТСУТСТВИЕ ОТКРЫТЫХ ФОРМ КРЕПОСТНИЧЕСТВА.

Феодал не мог купить или продать крестьянина, но личная зависимость существовала.

Города (Эда, Осака, Киото, Нагойя, Нагасаки и пр.) – центр ремесла и торговли.

Эда в начале строилась как столица. Свозились камни для строительства замков. Задействовались суда. в Эда и Киото жили до 500.000 чел.

 

Иностранцы пытались укрепить свое влияние в стране. Князей, принявших христианство, они старались использовать для проникновения в гос. аппарат, а христиан в XVII в. было уже 700.000. Токугавское правительство = указ о запрещении миссионерской деятельности. Несколько христиан казнили, а в 1614 г. безоговорочно запретили любую религию, кроме синтаизма.

1636 г. – под страхом смертной казни японцам-торговцам запрещали покидать территорию корабля, пригодного для дальних плаваний, а миссионерам запретили их деятельность. Был введен запрет покидать территорию страны под страхом смертной казни.

Иностранные купцы могли заниматься только торговли и не имели права вести миссионерскую деятельность.

 

1637 г. – около Нагасаки – крестьянское восстание. Причина – притеснение дай-мё.

У крестьян оружие, которое они получили от миссионеров. Поэтому у восстания религиозная окраска.

Сёгуны обратились к голландцам и те помогли подавить восстание, т.к. бомбили территорию Японии с моря.

После этого восстания сёгунат официально закрыл страну для иностранцев.

1638 г. – из страны высланы все португальцы и испанцы. Послабления – только для голландцев (они кальвинисты, а не католики, менее наступательные, менее агрессивные).

После закрытия страны под контроль государства поставлена деятельность всех буддийских храмов и святилищ. Спец. чиновники – дзися бугё - наблюдали за священниками. Под предлогом борьбы с христианством – слежка за всем населением. У каждого японца – удостоверение личности. Числится в храмовых списках.

Все действия – свадьба, похороны – с разрешения. Если без – лишение ID.

Храмы – компоненты полицейского надзора. Священник – пайковое жалование от сёгуна.

Синкретизм синтоизма и буддизма достиг наивысшего уровня.

В одном святилище могло быть несколько Будд и ботхисатв. При открытии святилища тосёгу (мавзолейный комплекс после смерти Токугава) синкретизм буддизма и синто выражался в том, что церемонии проводились как синтоистские, так и буддистские.

При этом официальной государственной идеологией стало конфуцианство в интерпретации китайского философа Джу Си.

Конфуцианство сильно подрывало позиции буддизма, потому что его доктрина –

1) доктрина гармонии и незыблемости существующего

2) требование подчинение правителю

3) для осуществления желаемого порядка надо восхвалять порядок существующий

Поклонение императору, как живому богу.

Конфуцианцы добились в 1660-х гг. массового закрытия ряда буддистских храмов. Монахов принудили отказаться от храма и работать на полях.

Из храмов выносили буддийские скульптуры. Буддизм терял свои позиции в стране.

При сёгуне Иэмицу (1632-1651) проводилась политика контроля и над классом феодалов.

Ещё Иэясу разделил самураев на несколько разрядов:

1) кугэ – придворная аристократия в г. Киото

2) букэ – менее высокий разряд самураев, преобладающий в стране класс военно-феодального дворянства. Делились на

a.  владетельных – даймё

  i.  верхняя часть – симпан. Связаны с сёгунами родственными узами.

  ii.  остальные – на две части

1.  фудай-даймё – вассалы сёгуна, 150 князей. Наместники в провинциях и правительственный персонал

2.  тодзама-даймё (высшее самурайство). Им не разрешали занимать правительственные посты. Были богатыми и их опасался сёгун

b.  рядовых – буси

c.  хатомота – нижний слой самурайства (вассалы сёгуна и удельных князей)

 

При малейшем подозрении – конфискации и перераспределение владений, а также заложничество – санкин-катай (1634). Конфискации могли запросто превратить индивида в самурая-без-хозяина – ронина, лишившегося не только земельных владений, но и жалования рисом.

Специальные указы предписывали периодически приезжать в столицу и демонстрировать признание верховной власти.

С 1634 г. нужно приезжать с семьёй и жить при дворе целый год, при этом жена и дети живут вместе, но считаются заложниками. Любое неповиновение – репрессии в отношении членов семьи. За переезд платит сам проверяющийся, а жизнь в столице дорогая. В течение года с приехавшего берут постоянные поборы на украшение столицы, домов, дворцов.

Верховный контроль над даймё – бакуфу. Когда даймё возвращался домой, он имел там большую самостоятельность.

 

Хатомота не имели владений, жалование рисом. Сёгунское войско, сыскари, надзиратели, мэцукэ (смотрящие), которые следили за нерушимостью интересов сёгуна. Подчинялись сёгуну – независимы от всех должностных лиц, тайная слежка за всеми.

 

Кодекс чести самурайства = запрет заниматься чем-либо, кроме военного дела.

Но в условии изоляции страны даймё не нуждались в многочисленных дружинах.

Самураи, потерявшие сюзеренов, становились ронинами, самураями без хозяина.

В эти же ряды попади и обедневшие самураи. Ронины отказывались от сословных привилегий и становились учителями, врачами, художниками, служащими. Они были недовольны социальной системой токугавского государства.

 

В идеологической сфере все более укрепляется конфуианство. Буддизм (идея бренности человеческого существования) мог вести к пренебрежению обязанностями подданных, этическая же программа конфуцианства иная (вера в непогрешимость традиций, покорность и послушание ей).

 

Антифеодальные выступления

Снижение натуральной ренты. В начале века – 2/3 урожая, к середине – 40%.

Роль барщины незначительна. Крестьянские хозяйства укрепляются. Но жизнь крестьянства очень регламентирована. Напр., повседневно есть рис запрещалось. Нужно было готовить лепешки из овса, ячменя и просо и только по праздникам есть рис.

Аналогично, даже если есть средства, нельзя каждый день носить одежду из шелка. Только хлопок и лен.

Нельзя строить жилища выше определенного размера.

Осуждались слишком пышные свадьбы, похороны и пр.

Для удобства надзора – круговая порука. Все деревни разбиты на пятидворки. Во главе – староста. Если кто-то из пятидворки убегал, налоги и пр. брались с оставшихся четверых.

 

На рубеже XVII-XVIII вв. – ухудшение экономической ситуации в стране. Положение крестьянства ухудшается, жизнь в столице все более роскошная. Чтобы добиться этой роскоши – изменение налоговой системы.

5 долей государю, 5 долей народу.

Сокращение населения. Детоубийство (девочек).

За время токугавского правления статистика зафиксировала 1283 крестьянских выступления. Подача петиций = тягчайшее преступление. Аналогично = бегство с земли и незаконные сборища крестьян. В случае восстания главарей распинали, причем сначала распинали на его глазах семью, а потом его самого.

Часто подобные выступления возглавляли богатые крестьяне, которые хотели торговать, но не имели возможности. Требования свободы торговли = одно из самых распространенных. В источниках часты упоминания об убийстве агентов торговых компаний, разрушения купеческих складов.

 

Города и городское население

Города в Японии делились на три категории:

1) сёгунатные

2) княжеские

3) вольные

Ни одна из категорий городов не имела гарантий от ущемления своего правового положения. Наибольшими полномочиями обладал губернатор, особенно в крупных городах – Осака, Киото. В Нагасаки – два губернатора-префекта (бугё). Каждый управлял по 0,5 года, не встречаясь с другим. Один управляет, а другой держит семью правящего в заложниках. А потом – наоборот. Даже княжеские города не обладали правовой неприкосновенностью. Известен указ под названием «один замок в феодальном владении». Требование разрушить все замки, кроме княжеского, в любом городе.

Только несколько городов в стране были самоуправляющимися:

1) Нагасаки – торговля, в т.ч. с иностранцами

2) Осака – внутренняя торговля

3) Сакаи 

4) Хакато – разбогатевшие торговые город.

Но и там чиновники бакуфу наблюдали за всем происходящим. Возрастающее могущество торгово-ростовщического капитала сёгунат вынужденно признал с появлением компаний, контролирующих рынок.

До конца XVIII в. – нестабильный состав населения. Высокий уровень социальной мобильности.

 

Ко = ремесленники + сё = торговцы.

Юридически – меньше прав, чем другие торговцы. Обслуживали феодальный класс. Центры купечества – Эдо, Киото, Сакаи, Нагасаки.

В Эдо торговцы ориентировались на представителей верховной власти, в Киото – на потребности столичного города, а в Осаке – сравнительно независимые, много привилегий. Осака – центр коммерческой деятельности. Здесь действовали купеческие гильдии и цехи ремесленников.

Рис, парча, шелк, сакэ, шелк-сырец, хлопок, лаковые изделие, фарфор, бумага, воск.

Рисовая биржа, которая устанавливала цены на рис, обязательные для всех рынков страны. Рыбная биржа, овощная биржа.

Мануфактуры – с конца XVI в. Гильдии оптовых торговцев.

Купцов ограничивали в праве ношения шелковых одежд, украшений, строительство просторных домов. Капиталы большие, а потратить их сложно. Ширина фасад не должна превышать 9 м. Но в глубину – сколько хочешь. На улицу – 1 окно (налог на окна). На окне – решетка и узкая маленькая дверь. Внешне скромные, внутри роскошные.

 

Ремесленники. Цехи – дза.

Иерархия. Занятие ремеслом наследственное. Цехи – объект поборов. Надзор за выпускаемыми товарами и сбытом.

В числе горожан – выходцы из самураев, купечества и ремесленников, ставшие учителями, художниками, врачами. На них – давление со стороны режима (ограничивают развитие этого слоя). Ответ – недовольство. Часто становятся руководителями выступлений горожан.

2. Захват Алжира Францией. Борьба алжирского народа против французских колонизаторов.

Высадка французских войск в Алжире в 1830 ознаменовала возобновление французской экспансии в Северной Африке, прерванной в конце периода правления Наполеона. Агрессия разворачивалась на фоне обострения давних конфликтов из-за задержки Францией платежей за приобретенное в начале 19 в. алжирское зерно. Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что во время публичной аудиенции 29 апреля 1827 разъяренный дей слегка ударил нагло державшегося французского консула Деваля опахалом. Этот инцидент послужил поводом для дальнейшей эскалации конфликта между странами. Французское правительство Карла X опасалось потери торговых факторий в Ла-Кале, Аннабе и Колло и намеревалось укрепить свои позиции с помощью военной силы. Ликвидация власти дея была представлена внешнему миру как желание положить конец пиратству алжирских моряков, что не могло не вызвать положительной реакции со стороны европейских держав. 14 июня 1830 французские войска под командованием генерала де Бурмона высадились в местечке Сиди-Фарруш в 21 км к западу от Алжира и быстро разгромили армию дея. 5 июля дей объявил о капитуляции.

Французские войска постепенно заняли все прибрежные районы вблизи Алжира, Беджаии, Аннабы, Мостаганема, Арзева и Орана, во внутренних областях страны образовалось независимое племенное государство во главе с эмиром Абд аль-Кадиром, которое развернуло ожесточенное сопротивление французской оккупации с 1832 года. В 1834 статус нового владения был признан по договору Демишеля, а позднее, в мае 1837, уточнен в соответствии с договором, подписанном в Тафне (за французами – только Оран, города Алжир, Оран). Тем не менее, когда в том же 1837 французы захватили Константину и стало ясно, что они намереваются установить контроль над центральными и восточными районами страны, противоборство государства Абд аль-Кадира и французской колониальной армии вспыхнуло с новой силой. Абд-аль-Кадир ввел равные привилегии для племен махзен, беев и каидов, система областей с наместниками, борьба с казнокрадством, монополия на внешнюю торговлю, военные и ткацкие мануфактуры, 80 тыс. армия (10 тыс. – регулярная), политика сплочения племен и измены феодалов.

С 1839 года – война с Францией. Французское правительство одобрило план захвата территории всего Алжира, и на протяжении следующих семи лет французские войска под командованием генерала Бюжо вели вооруженные действия против отрядов Абд аль-Кадира. В 1844 Абд аль-Кадир обратился за помощью к султану Марокко Мулай Абд-ар-Рахману, и марроканские войска двинулись к границе с Алжиром. В августе 1844 в битве у р.Исли вблизи г.Уджды марроканцы потерпели сокрушительное поражение от французов. 10 сентября султан Марокко был принужден подписать Танжерский договор, по которому обязывался не оказывать поддержку Абд аль-Кадиру. 1845 – восстание Западного Алжира. В 1847 эмир был вынужден сдаться, но потребовался еще не один поход французских войск, чтобы завоевать Кабилию и районы крайнего юга, где в период 1849–1850 были уничтожены два оазиса – Зааджа и Нара. Лидер восстания Бу-зиан был казнен.

В 1848 Алжир был объявлен французской территорией, три его провинции превратились в департаменты во главе с префектами, осуществлявшими административные функции. В 1858–1860 Алжир находился под прямым управлением министра по делам колоний в Париже, затем был передан в ведение военной администрации. 1851 – восстание в Кабилии, Бу-Багла – вождь. 1852 – оазис Лагут, 1854 – Тугурт. 1854-57 – восстание в Кабилии, Бу-Багла. 1843-44 – экспроприация земель племен (французы потребовали письменные документы на владение землей, которых у племен не было). Всеобщая алжирская кампания. Землю французы сдавали в аренду – появились издольщики и «батраки с наделом». 1859 – восстание Бану Снассена, 1864 – племена Улад Сиди Шейх, 1871 – всеобщее национальное восстание. В 1870 алжирские мусульмане были объявлены французскими «подданными», но не получили политических прав. Г-г – после 1896

Билет 2

3. Китай под маньчжурским владычеством в 17-18 вв.

В начале XVII в. – глубокий кризис в империи Мин.

30-е гг. XVII в. – многочисленные восстания крестьян. Част китайских феодалов, чтобы подавить эти восстания, начала переговоры с маньчжурскими ханами.

Ханы дали согласие предоставить войска.

Ли Цзычен (провозгласил себя императором) захватил Пекин. Другой лидер восставших – Чжан Сяньчжун.

Весна 1644 – маньчжуры вступили на территорию Китая. Вступили в Пекин и здесь провозгласили правителем страны одного из сыновей своего хана Абахая. Так в Китае закончилась история династии Мин и началась история династии Цин, которая правила страно на протяжении 267 лет (1644-1911).

Весна 1645 – остатки повстанцев разгромлены. Погиб и их предводитель – Ли Цзычен.

Маньчжуры заняли г. Янчжоу у Великого Канала. Здесь войска, верные минским правителям, особенно долго сопротивлялись. Когда город бы захвачен, продвижение маньчжуров на юг было облегчено. Сил, готовых оказывать сопротивление, не осталось. Но отдельные партизанские отряды выступали против маньчжуров и в 1660-е гг. Сопротивление оказывали и жители побережья. Для борьбы с ними маньчжуры создалии флот и использовали переселенческую политику – жителей побережья переселяли вглубь материка. Итого 4 периода – 1644-47 (С, Ю, Ц Китай), 1647-50(установление господства маньчжуров), 1650-1652 (до гибели повстанца Ле Динго и основания на Тайвани гос-ва Чжен Чэнгуна). 1681 – восстание У Саньгуя. 4 период – 1662-83, до покорения Тайвани.

Но одному из сопротивленцев – Чжэн Чэнгуну – удалось даже создать государство на Тайване, которое около 20 лет оказывало сопротивление маньчжурам.

Причины поражения Китая:

1) внутренняя смута

2) народные восстание

3) предательство части китайской верхушки

4) гибкая политика маньчжуров на завоеванных территориях (признали права прежних собственников на земли; поощряли обработку целинных земель; отменили част налогов)

И все же нашествие стоило миллионов жизней. Часть городов лежала в руинах.

Социально-экономическое положение Китая в XVII-XVIII вв.

Аграрные отношение

Земля делится на 2 части – гуань (чиновничья) (¼ )и минь (народная) (¾).

Община – основа жизни в деревне. Собственность на землю – совместная. Члены общины = родственники. Господство среднего и мелкого землевладения.

Земли общины не обрабатывались совместно, а сдавались в аренду, часто – жителям соседних деревень. Доход от аренды принадлежал всей общине. Из этих денег оплачивались деревенские школы («училищные земли»), культовые нужды («храмовые земли»), помощь бедным родственникам («благотворительные земли»).

Социальная дифференциация идет медленно, хотя индивидуалное ЗВ тоже существовало. Такие земли можно было и сдать в аренду, и продать, но лишь с согласия других членов общины.Общинно-клановые отношения очень устойчивые. Целая деревня одних родственников. Родственные связи находили воплощение в религиозных церемониях. В общине бывали и разбогатевшие родственники, но по образу жизни они мало отличались от основной массы. Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши».Арендная плата на землю составляла от 30% до 70% урожая. Большинство землевладельцев, включая шэньши, имели 3-6 га земли, а обычные крестьяне – 0,5-1,5 га.

С первой половины XVIII в. – единый подушно-поземельный налог, исчислявшийся в зависимости от количества и качества земли. Вносили все, но только шэньши и разбогатевшие общинники освобождались от трудовой повинности и платили только денежную

Част земель по-прежнему принадлежала императору, маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам войск. По-прежнему существовало казенное землевладение – земли военных поселений, которые обрабатывались воинами пограничных гарнизонов. Доход от земель – на их содержание.

ИТОГ: основа аграрных отношений в XVII-XVIII вв. – община азиатского типа, основанная на родственных связях и коллективном землевладении. Социальная дифференциация слабая, но шла – зажиточные общинники и шэньши. Город

Существуют цехи (хан), но они не стали господствующим типом социальной организации. Ремесленники сами же и продают свою продукцию – ремесло не окончательно отделилось от торговли. Частное ремесло (минь) задавлено налогами, как и крестьянин, ремесленник нес трудовую и иные повинности в пользу государства. Предприниматель и купец рассматривались властью не как опора трона, а как опасный элемент.

Т.е., в отличии от Европы, в Китае не сложился особый правовой статус города. Город не стал автономным центром полит. власти.

Казенное ремесло в Китае отлично развито, потому частное ремесло развивается плохо. 

Государственное и социальное устройство

Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана. = огромная роль государства.

Богдыхан = сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У неприближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.

2 совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет.

В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев.

А Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.

18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды.

В каждой провинции были управы с отделами по финансам, суду, образованию, гос. монополиям. В уезде – органы с целью налогообложения и суда. В рамках ведомства: судебное, церемоний, налогов, военное, чинов, общественных работ.

В деревнях – самоуправление, круговая порука («баоцзя»). В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами. Естественно сложившиеся традиционные общины не признавались административными единицами. Деление на десятидворки – насильно и сверху.

Социальная структура

300 млн. чел. 27.000 чиновников. Чтобы стать чиновником, нужно иметь ученую степень. А ученая степень давалась только после экзамена. Уездные, провинциальные, столичные.

Каллиграфия, иероглифическая грамотность, знание классической литературы, философских и исторических трактатов («Девятикнижие»).

Впервые экзамен проведен в 1679 г. Сдавшие экзамены именуются «шэньшами».

[Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши»].

Чиновник на службе получал жалование. Земельных владений – нет. Оно было невелико, но статус давал ему возможность получать взятки и присваивать часть налогов, собираемых с населения.

Полноправными группами населения считались шэньши, земледельцы «нун», ремесленники «гун» и торговцы «шан». Они могли участвовать в сдаче экзаменов и получать ученую степень. Сословной замкнутости китайское общество не знало   высокая социальная мобильность. Главное отличие от минскойсистемы – наличие привилегированного класса маньчжуров.

Военные в основном маньчжуры. Помимо них набирали наемников китайцев – «войска зеленого знамени».

В Китае действовали законы, принятые еще во времена Мин. Свод законов XVIII в. – 1000 глав по 1000 статей.

Развитие производства (металлообработка – Гуаньдун, ткани – Шанхай, сахар, соль, худ. промыслы).

Внешняя политика

1691 г. – подчинение Халхи (северной Монголии; в состав Цинов).

1755 г. – попытка закрепиться в Джунгарском ханстве. Там – восстание против цинов. К 1757 г.  подавили восстание, присоединили.

Окончательное присоедение – 1759 г., Джунгария и Кашгария. После Китая – крупнейшие территориальные приобретения.

Другое направление внешней политики – на юго-запад, на Тибет.

1720 г. – захватили восточную часть Тибета, 1750 г. – убили законного правителя.

Конец XVIII в. – Тибет вошел в состав Китая.

1760-е гг. – направление внешней политики на Индокитай. Неудачно

1768 г. – против Бирмы. Вышли из пределов Бирмы. По условиям договора расплавили пушки до ухода с территории, а торговые отношения Бирмы и Китая продолжались.

1780-е гг. – попытки подчинить Вьетнам.

1788 г. – Китай ввел войска, но в 1789 г. – поражение от вьетнамцев.

1790 г. – Вьетнам признал сюзеренитет Китая, но формально. В дальнейшем просто ежегодно посылал подарки богдыхану.

Первые контакты с западными государствами

Вояж итальянского миссионера Маттео Ричи (в честь него – Макао). Первым дошел до закрытого – до Китая. Там – самоизоляция. Плавание Чжэн Хэ – 1407-33. Цель – показать могущество Китая. В некоторых сферах Китай опережал Европу и отсталым не был. Китай присоединен к европейской экономике в 1834 – 1 ОВ. Маттео Ричи был при дворе императора Вань-ли. Маньчжуры не дали ничего нового – только увеличили границы.

С начала XVII в. голландская ост-индская компания предпринимала несколько попыток установить дип. и торг. отношения с Китаем.

Но Китай не шел на это. Тогда голландцы обосновались на Тайване.

1660-е гг. – голландцы изгнаны с Тайваня. Но и в XVII, и в XVIII в. имели лучшие отношения с китайской империей, чем другие страны.

XVIII в. – положение голландцев в мировой торговле изменилось. Их потеснили англичане. Уже в конце XVII в. в пригороде Чуанчжоу англичане основали свою первую факторию в Китае.

1757 г. – цинский двор запретил всю торговлю вдоль китайского побережья, кроме Гуанчжоу.

Застоя в целом не было – «долгий 18 век», демографический взрыв. 100 млн. – оптимальное количество, к началу 19 в. – 350. Две причины стабильности – политика династии Цин (экономическая поддержка – зерном, снижение налогов и т.д.) + положительный торговый баланс – многое вывозили, не ввозили почти ничего. Взлет производства, увеличение количества металла, внедрение новых с/х. Главная причина китайских катаклизмов 19 века – экономическая инволюция (рост производства при падающей производительности труда, рост без развития). Бандитизм.

Культура.

Гу Яньу, Ван Фучжи, Хуан Цзунси. «Полное собрание 4 разделов литературы». Цао Сюэцинь («Сон в красном тереме»), Пу Унлин – новеллы.

4. Просветительное движение в Индии, образование ИНК.

Реформация и начало национально-освободительного движения.

Для его возникновения нужно, чтобы сложился новый класс/прослойка, заинтересованная в экономическом развитии страны, и понимающая, что развитие это натыкается на рудности, вызванное колониализмом. Также нужна своя интеллигенция, которая должна ментально выразить эти требования, понять де их она не в состоянии.

В пер пол- начале 19 века такие люди появляются.Накладывались на особенности развития капитализма. ВО первых, узкий охват – всего три общины, две из них иноверцы, только одна по карме соответсовавла купцам. Т.е. своя буржуазия воспринималась долго как иноверческая, иностранная. Это врехушечники – опоры на мелких фабрикантов нет. АНклавность развития- всего три центра, всё остальное –глубоко агарная страна. Узость внутреннего рынка (пауперизм городского населения). Высокая степень религиозности – протестантизм всё же был философской базой капитализма – работать и работать, а в Индии в основах общества леность и праздность.

Меж тем бизнес развивался успешно. Колониальная интеллигенция сложилась, но пришла к капитализму только через духовные изыскания.

Реформация.

В ходе неё в Индии появился неоиндуизм. Творцы различных его течений:

Рам Мохан Рой (первая треть 19 в.): воспринял идею ислама равенства верующих перед богом, что новинка для индуизма. В баптистской школе познакомился с христианством, там ему понравилась этика. Работал сборщиком налогов, скопил капитал и купил дом в Калькутте и с 1814 г. занимается общественной деятельностью: реформатор + отец бенгальской журналистики и литературы, ратует за образование на западных началах - просветитель. В этот момент открывается хинду-колледж – преподавание на английском, точные науки. Когда предложили открыть санкри-колледж – всё традиционное, древние языки, передача знаний заучиванием – Рам Мохан Рой против.

Учение: опирался не столько на Веды, сколько на веданды – доказывал единобожие индуизма, всякие кастовые системы – это более позднее наслоение. Ратовал за уничтожения варварских обычаев (вроде самосожжения вдовы – сати), чтобы женщина приобрела вес в обществе, вплоть до второго замужества вдов. Поселившись в Калькутте, вокруг него стали собираться единомышленники – круг узкий, но это была Калькутта – кипящий котёл изучения Индии. Получается нечто вроде дискуссионного клуба, где оттачивается теория Роя. Рой скорее адаптировал древние тексты к современному пониманию, пропагандируя древнее индийское писание и подводя теоретическую базу. В 28 г. оформились в «Общество Брахмы», члены его – брахмасаманджисты. В 30 году едет в Англию, должен был выступить в Парламенте с рядом предложений, был также доверенным лицом Великого Могола. Там он заболел и помер в 33 году. Ученики действуют, но не с тем напором. Замкнутый клуб, поэтому не шибко всё массово. Новый подъём был с 50х годов, новый глава общества вырабатывает свой катехизис и ритуалы – общество из клуба дискуссионного превращается в нечто вроде протестантской секты внутри индуизма. Затем туда вливается группа чиновников – говорят о том, что нужна социализация – пора иметь свои школы, пропаганду, столовые для бедных. Организация делится на две части – обе становятся замкнутыми «протестантскими» сектами, одна близка к англичанам. Важно: они выработали теоретическую основу дальнейшим движения

Дайананда Саросвати (умер в 1883 году). Это уже другое поколение, из семьи, где почитали традиции шивоизма индуизма. В детстве увидел, как мышь безнаказанно поглощает дары, которые народ припёр на алтарь Шиве. Дайананда решает выяснить, что за ботва. Бежит из дома и 20 лет живёт в лесу с отшельниками на подножном корме и подаяниях. Постигает религиозную науку из уст в уста от слепых брахманов, он приходит в мир со своим религиозным воззрением. В отличии от Рам Мохан Роя был малограмотным, его позиция была основана на социальном понимании – нужно идти в массы. Также утверждал, что бог един. Священными считал Веды – древнейшие учения, толковал их всячески по мере того, как в мире происходили открытия – и самолёты там нашёл, и лампочку. Основал свою организацию – «Общество Арья». Более открытое и активное общество, занималось также привлечением новообращённых христиан обратно в индуизм. Открыли свою школу, стала университетом, он и сама организация существуют по сей день. Издавали свой журнал, писали статьи из разряда «как там было в древней Индии» + философские статьи (сравнение философии Шопенгауэра и Вед), один даже с Л.Н. Толстым. \

Ещё ветвь имеет два творца: Рамакришна Парамахамса (умер в 70е гг.), Свами Вивекаманда (умер в 1902 г.). Рамакришна – типичный средневековый мистик, служил в Бенгалии в храме богини Кали. Впадал в транс, вызывал богов на разговор, передавал знания из уст в уста своим ученикам. А Свами его переосмыслил и дополнил, но что конкретно здесь от того или другого – не узнаем никогда. У нас по Питеру и Москве ходят именно эти кришнаиты. Именно они хотели строить храм на Ходынке. И вот значит в 19 веке Рамакришна делится с учениками откровениями: сложное учение постепенного постижения бога: вначале верующий видит Кали по ГОСТУ – с ножом и головой отрубленной, а потом она сначала добреет, а потом вплоть до видения тупо света. Т.е. есть разные стадии понимания бога – если вы христианин, то бога понимаете вот так, а если мусульманин, то уже на иной стадии. Его ученик Вивекананда решил путешествовать по Индии после смерти Рамакришны.

Вот Вивекананда путешествует по стране и видит всякую нищету. Клянётся, что принесёт добро и счастье. Сказал, что не верит той религии, которая не может дать народу счастье. Это вот открытая социализация религии. ПО сути, все творцы Реформации в Индии боролись за единство нации, у Вивекананды это более светское. И вот он узнаёт, что за чёрными водами, в страшной дыре – Нью Йорке, будет очередной съезд религий. Там осточертевшая всем грызня христиан с христианами. И тут пришёл Вивекананда в кришнаитских шмотках. Занялся пропагандой своего учения. Проехался по всей Америке с циклом лекции, собрал деньжат, основал там кришнаитскую миссию. Подобное начал и в Индии, но вскоре скончался.

Было больше течений. Скажем, в нач. 20 в. объединения индусов на чисто индуистких принципах по принципу «мы против всех». Ультрареакционны, проблем от них куча. Ещё группа течений вышла из физкультурных обществ: стали качаться при 40-градусной жаре и почти 100% влажности воздуха. Общества качков стали революционизироваться, стало сочетаться с религиозностью – при вступлении в качалку поклянись богине Калли, олицетворящей собой Родину- Мать. Идеалом для себя избрали наших родных народников. Бросали бомбы в англичан и пр. Столицу пришлось переносить из Бенгалии в Дели. Бомбисты-спортсмены.

Общие черты у всех: бог един, жреца не надо, контакт с богом непосредственный. Главное- внутреннее самосовершенствование, обрядовости изначально не было, всё это от средних веков, нужно изжить. Кастовая система также должна быть ликвидирована. Все религии правы, но индуизм правее всех. Вот это и есть неоиндуизм. В отличии от протестантизма не привёл к расколу, могут быть названы фундаменталистами, но с положительной окраской. Всё это дало толчок к гандизму. А учение Саросвати стало ещё более шовинистическим, сейчас у власти многие его придерживаются. Единство не масс, а индустских масс. Все течения вели в отталкиванию мусульманских масс и разобщению общеиндийского самосознания.

Идеологическая основа – индусы думали, что их ведизм – перворелигия. Это и есть основа для консолидации. Е. П. Блаватская

Уже в начале 19в в Индии появились первые представители интеллигенции, под влиянием ЗЕ. Раньше всего – в Бенгалии. Распространялся английский язык (школы миссионеров). 1833 – парламентский акт- все индейцы могут занимать посты на службе ОИК. 1857 – созданы Калькуттский, Мадрасский и Бомбейский университеты для подготовки кадров низших звеньев колониальной администрации. Преподавание на местных языках велось только в начальных школах, много неграмотных.

Бенгальская интеллигенция считала, что для преодоления отсталости Индии нужно образование, реформа религии, изменения в кастовом строе, в общественных отношениях.

Рам Мохан Рои – богатый, в 1815 создал общество «Дховное собрание», своя газета. Критика индуизма, призыв к отказу от идолопоклонства, к почитанию единого бога Брахмы, против каст. В 1828 он создал  «общество Брахмы» Его идеи подхвачены и в других провинциях. Мохан Рои за систему постоянного замининдари, но за фиксацию размера налога для райятов, против дискриминации индейцев в суде. В 1832г он едет в Англию защищать интересы Индии. 1й индус из высшей касты, нарушивший религиозный запрет на заморские путешествия. Но ничего не добился. 1833 – умер.

В Бенгалии возникают общественно-политические организации. Ассоциация Британской Индии – защищала интересы бенгальских заминдаров. Требовала снижения налогов.

Активно студенчество.(Хинду колледж, «Молодой Бомбей»). Но организации проявляли и лояльность к английской власти.

Развитие капитализма в индии => возникновение буржуазно-национального движения. 1860-1870 – появление их организаций, 1880е – всеиндийский масштаб. Ратовали за увеличение индийцев на постах, за проведение экзаменов как в Индии, так и в Англии.

Зрели и радикалы – низшая буржуазия, малоимущая интеллигенция, верхи крестьян. За распространение патриотизма через печать

1878 – индийцам запрещалось иметь огнестрельное оружие. Главным пунктом были равные права с англичанами, собственно, согласно Прокламацией королевы Виктории. Требования выработались ещё в светских организациях до Конгресса: распространение на всю Индию системы постоянных зиминдариев; в промышленности – распространение знаний и передового опыта- печатание брошюр, организация выставок; защита нац. пром. путём изменения тарифов: равные позиции при ввозе-вывозе для местных и английских тканей; создание нормальной системы кредита – банки были, но только английские и займы давали только англичанам, индусы обращаются в ростовщикам, а там страшный процент; расширение советов (вроде правительств, там только англичане) при губернаторе (три крупных в Калькутте, Бомбее и Мадрасе) – туда + индийцев путём народных выборов; Для попадания на службу нужно было сдать экзамены (в Англии!) и выучить английский так, чтобы сдать на нём экзамен по всем наукам – так вот, требование увеличить возраст для этого с 19 до 23 лет. Возраст подняли, но также плавали в Англию.

Конгресс составлял требования, из них списочек, отправляли вице-королю и...всё. Говорильня, ни партий, ни членства. Но прочес пошёл. Формируется радикальное крыло, связано с именем Тилака. Он привнёс новую струю, более демократическую, его Ленин называл первым индийским демократом. НО шло всё на индуистских шовинистических началах Также подняли брачный возраст девочек с 10 до 12 лет. Была эпидемия холеры, англичане ввели карантин, Тилок призвал толпу наплевать и перебить анличан-врачей. Перебили. Сели все.

Итак, произошло разделение – те, кто вырабатывает требования и говорит речи, и те, кто хотел идти дальше, пусть даже на шовинистических началах. НО Конгресс ничего не сделала для улучшения жизни рел.меньшинств.

1885 в Бомбее – 1й съезд ИНК – 1й общеиндийской буржуазно-помещичьей организации.  Под покровительством властей, генсек – английский чиновник Юм. Выражал интересы верхних слоев, либерального крыла. Программа – защита и развитие национальной промышленности, снижение налогов и тарифов, требование постоянного земельного обложения. За расширения состава законодательных советов за счет индийцев. Главный лозунг – мирная оппозиция колониальному режиму. Бойкот английских товаров, демонстративное ношение национальной одежды. Особой популярностью у населения пользовался лидер радикального крыла ИНК, юрист Тилак. Он призывал к решительной борьбе с англичанами. Но в ИНК сильна борьба внутренняя. В 1907 – раскол партии на умеренных и радикалов. Лидеры радикалов и Тилак вскоре оказались в тюрьме. Это вызвало массовый протес. Вне ИНК стали возникать террористические группы, покушения на английских чиновников. В 1914 авторитет Тилака упал, вместо него – Мохандас (Махатма, «великая душа») – в дальнейшем вождь освободительного движения.

С начала 80х в противовес ИНК, при поддержке англичан появились просветительские мусульманские организации. Они усиливали индусско-мусульманскую рознь (практика английской политики «разделяй и властвуй»). Лидер – Сайид Ахмад-хан.  Крупный торговец и просветитель. Им основан Алигархский колледж, который готовил из мусульманской молодежи чиновников для колониального аппарата. Но он – за колониальный режим. Деобандаский мусульманский центр.

Билет 3

5. Государственная организация Цинской империи. Феномен «шэньши».

Новая империя унаследовала многие черты гос. устройства предыдущих держав. Существовало 6 ведомств: чинов, налогов, церемоний, военное, судебное и общественных работ. При манчьжурах там два начальника- один китаец, один манчьжур. Над ними императорский секретариат, потом к нему добавился военный совет. Большинство власти было у императора – назывался при манчьжурах бандыханом и был куда влиятельнее, чем в дальнейшем (при первых 4-х императорах периода Высокой Цин). Все ветви власти у него + глава культа, совершает церемониальные акты – молится о ниспослании на Поднебесную хорошую погоду, или же обряд первой борозды – сам с плугом вспахивал небольшой участок и открывал с/х сезон; устраивал сессии- учёбы, отбирались опытные лекторы, они разъясняли императору концепцию Конфуцианского управления.

Также в столице были: палата управления окраинами (всякими варварскими и полуварварскими народами), палата цензоров, храм большой истины, академия (типа Наук, там формировалась элита бюрократии).

Бюрократия и при Мин и при Цин бюрократия была не такой большой, как принято считать. 20.000 должностей на огромную страну густонаселенную при Мин – это крайне мало. Ранг чиновника обозначался круглешками на головном уборе и нагрудным знаком – нашивка, украшенная изысканными птицами – низший 9-ый ранг обозначался перепелами, высший – журавлями. У армейской службы изображались хищные звери.

Палата цензоров занималась контролем– импичмент могут предъявить даже императору, такие случаи бывали. Цензоры на груди носили изображение легендарного животного – «серджи» - якобы жило в древности, согласно поверьям, могло отличать добро от зла.

Существовала знаменитая система экзаменов. Возникла при династии Тан. Соревновательные экзамены, сохранились даже изображения – строили нечто вроде огромного комплекса своих небольших кабинок, человеку там давали тему сочинения и он должен был продемонстрировать начитанность и холиграфию (красиво рисовать иероглифы). Давали ему два иероглифа – и определяй, откуда это, в каком контексте его употребил Конфуций, что писали об этом потомки, как это применить к современности. Экзамены проходили на трёх уровнях – были крайне тяжелы. Каждый раз около 1 млн человек пыталось сдать экзамен – могли сдавать люди любого возраста и сословного положения – это особенность Китая. Открывают клапан социальной мобильности. Сдавали немногие. А без неё нельзя стать чиновником.

За пределами этой системы способов пробиться в элиту не было. В других азиатских обществах можно было успешно воевать или торговать, а в Китае только через экзамены. Также стоит отметить, что кандидата готовили целые кланы причём пару поколений – чтобы человек мог спокойно пару десятилетий читать древние трактаты. Часто местные власти воздвигали мемориальные арки – награждая родителей успешного кандидата – для населённого пункта было большой честью, если кто-то сдавал экзамен на провинциальном или столичном уровне.

Чиновники были обязаны проходить регулярную аттестацию в столице – если получал плохую характеристику, то его карьера заканчивалась – мониторинг и чистки.

Выделяют 5 уровней управления: столичная бюрократия – император и центральные органы -----генерал-губернаторства----провинция---область----уезд. В учебнике написано ,что при Цин было 18 провинций и примерно 1500 уездов. Уезд- адм-терр. единица, представялющая собой низшую ступень бюрократической пирамиды, но при этом единица довольно крупная с примерно 250000 жителей, его начальник – чиновник 7 высшего ранга (из 9 рангов, все они делятся ешё и на старшие и младшие – т.е. 18). Прибыв к месту службы, он попадал в комплекс сооружений под названием «уездная управа» - маленькая копия Запретного города – в Пекине там было 9999 помещений, в провинции также обычно квадратный комплекс сооружений с ориентацией на юг. Там алтарь для жертвоприношений и зал, где начальник вершил суд и расправу. Помещения для клерков, амбар, зал упражнений в стрельбе из лука, жилые помещения. «Ямынь» это называется.

На уровне уезда управление заканчивается. Дальнейшее управление было уже косвенным. На низовом уровне многомиллионное население всегда управлялось косвенными элементами. Была категория людей, которых мы называем «шеньши» - «сословие учёных». Они успешно прошли экзамен, были группой населения, которая помогала гос-ву управлять огромной массой людей.

Уезд делился на ряд областей – суб-уездные структуры, там нет никакого жалования для чиновников – выше она была + право повышения. А ниже характер недостаточно бюрократизирован. Скажем, начальник волости – это староста, которого на эту должность мобилизовали в приказном порядке. Волости делились на околотки – из числа шеньшей назначались там начальники. Волостные старосты занимались не тем, чем рангированные чиновники – занимались мелкими проектами благоустройства.

Но и это не всё – позднетрадиционное гос-во пыталось контролировать население ещё круче, но не напрямую, а чтобы оно само себя контролировало. В самом низу: триединая система самоконтроля: «линд зя» (фискальная круговая порука- крестьян заставляли образовывать пяти или десятеричные структуры (дворов), и в рамках этой единицы в случае прегрешений ответственность несут все – т.е. восполняют недоплату от одного из членов), «бао дзя» (полицейская круговая порука – если кто-то из односельчан безобразничал или занимался грабежами, то ответственность также распределялась), система «сян юэ» (морально-идеологическая порука – «третья нога триединой системы»- чтобы население воспринимало ценности имперского государства, проникалось нужными власти принципами поведения, император Кон Си опубликовал 16 принципов правильного поведения – местные грамотеи должны это растолковывать крестьянам).

И при Цин, и при Мин система управления была ограничена боязнью государства переусердствовать с налоговым прессом. Нельзя в традиционной империи допустить разрастание бюрократии. Был ещё ряд особенностей Минской системы: император был из бедняцкой семьи, (а потом это унаследуют манчьжуры, так что корень здесь), заложил – максимальное ограничение всякой государственной деятельности – государство выполняло не столько организующую, сколько парализующую функцию – а это принцип Конфуция: «гуманное правление основано на не обременении народа». В очередной раз попытались организовать такую утопическую схему – в начале Мин должностей было вообще 8.000, из своих ямыней не могли выходить под страхом смерти – чтобы не притесняли крестьян, нельзя было выезжать в сельские районы. Император пообещал населению лично рассматривать жалобы простых подданных. Издал «Великие предостережения» - напечатали огромным тиражом, должны были храниться в каждом хозяйстве.

Нужно различать бюрократию – жалование получают – и квази-бюрократию – навязанные сверху механизмы, чья эффективность спорна. В начале Мин все деревни были организованы в самоуправляющиеся сообщества. Там в каждой деревне два павильона – один для восхваления граждан, второй – для порицания. Там разбирались всякие споры. Дважды в год устраивали местное пиршество, пели песни (короче, 1 мая в колхозе). На них те, кто не хотел наказываться и каяться за проступки, совершённые за истёкший период, высылались на окраины империи. Вот так вот жёстко.

6. Англо-русское соперничество на Среднем Востоке в XIX в.

Афганистан

Непосредственное столкновение интересов Англии и России на СВ относится к началу XIX в. Интересы скрестились в Афганистане. Ост-Индская компания (Англия) хотела включить в состав колониальных владений Англии часть Средне Азии, а для этого ей было необходимо, чтобы в Афганистане сохранялись разрозненные феодальные княжества. В это время эмиром Афганистана был Дост Мухаммед (с 1826 г.)

1836 г. – обратился к правительствам России, Англии и Ирана с просьбой помочь ему в борьбе против сикхов. Но Ост-Индской компании не хотелось, чтобы в результате борьбы афганцев и сикхов возникло сильное и независимое афганское государство. Англия на словах поддерживает афганцев, в действительности же препятствует объединению. 1836 – миссия Виткевича.

Россия, не хотевшая укрепления позиций Англии на Среднем Востоке, заинтересована в сильном и едином Афганистане. В ответ на просьбу Дост Мухаммеда русское правительство послало в Афг. миссию Виткевича. Виткевичу предложено подтвердить «дружеское заступничество» России.

1837 г. – чтобы укрепить свое влияние на Ср. Востоке, Россия поддержала поход иранского шаха на Герат.

Англия недовольна. Посылает военного советника в Герат. Английские офицеры = дипломаты в лагере у иранского шаха – тайно установили с ним связь. Через него осажденные узнавали о военных планах Ирана. Осада затянулась.

Кандагар: Виткевич содействует заключению соглашению между Кохандиль-ханом (Кандагар) и Ираном против Герата.

Когда Виткевич прибыл в Кабул, там была английская миссия (Бернс), целью которой было помешать сближению Афганистана, Кандагара, Ирана и России.

В переговорах между Бернсом и Дост-Мухаммедом представитель английской миссии озвучил требование Англии – немедленно выслать Виткевича.

Дост-Мухаммед против. Тогда из Афганистана уехал Бернс. В этих условиях Виткевич предлагает заключить тройственный союз. Кандагар-Афганистан-Иран против Англии при гарантии России. Одновременно – договор о расширении торговли России и Афганистана.

В России в этот момент – изменения. Хочет сблизиться с Англией в борьбе против Франции. Поэтому Виткевич получает требование сделать уступку Англии в вопросе о Среднем  Востоке. Миссия Виткевича дезавуирована. Успешнейший договор отвергнут. Царь отказался его гарантировать и помогать Ирану и Афганистану.

Англия воспользовалась этим, нажав на Иран и требуя прекратить осаду Герата.

1838 г. – иранский шах отвел свои войска от Герата. Ситуацией воспользовалась Англия, расчленила Афганистан и оккупировала часть его территорий.

1842 г. – поражение Англии в войне с Афганистаном. Следствие объединения афганских земель. Распространение власти Дост-Мухаммеда на Кандагар и Герат.

Его преемник, Шер Али, завершил объединение, провел преобразования. Отмена откупов, развитие почты,

Далее Афганистан стал территорией английского влияния.

1873 г. – Россия признала Афганистан сферой влияния Англии. Англия ведет наступательную политику.

Тогда Шер Али  начал переговоры с Россией. Просьба о поддержке.

1878 г., весна – в пограничные районы Средней Азии царь направил русские войска, а в Кабул – дип. миссию во главе с ген. Столетовым. Проект русско-афганского договора о союзе.

Но на Берлинском конгрессе 1878 г. Англия выступила против договора Афганистана и России. Потребовала от Шер Али срочно принять британскую миссию Чемберлена, а Чемберен потребовал разорвать отношения с Россией.

Но Чемберлен не был пропущен в страну. Напротив, эмир продолжал переговоры со Столетовым. Это использовано англичанами как предлог для начала войны.

Премьер-министр Англии сказал, что граница между Индией и Афганистаном случайна и неудачна. Предложил афганцам изменить ее. Афганистан отказался.

Ноябрь 1878 г. – 1879 гг. – 35.000 британцев вторглись Афганистан. Вторая Англо-афганская война. 1879 г. – договор. Контрол над внешними сношениями, ограничен суверенитет Афганистана.1887 – договор Абдурахман-хана с Россией о границе по реке Гернируд.
С 1893 г. владения пуштунских племен – в составе британских колониальных владений в Индии. 1907 – «Конвенция по делам Пекрсии, Афганистана и Тибета» между Англией и Россией – урегулирование споров.

Иран

Перворе взаимодействие России и Ирана – Каспийский поход Петра 1 1722 года.

Рубеж XVIII-XIX вв. – Иран в центре борьбе нескольких западных государств.

1783 г. – Георгиевский трактат. Начало ущемление интересов Ирана. Грузия присоединилась к России по собственному желанию.

1804 г. – война из-за Георгиевского трактата. Англия – выжидательная позиция. Пока Россия воевала с Ираном, Англия лишь наблюдала. Тогда в 1807 г. Наполеон, воспользовавшись ситуацией, заключил ирано-французский договор. Тогда Англия срочно начинает выстраивать отношения с Ираном.

С 1800 по 1807 г. преимущество имели французы, но в 1807 г. в Тегеран прибыл английский представитель и заставил шаха порвать все отношения с Францией. 4 мая 1807 – подписан договор.

За то, чтобы шах развязал войну с Россией, Англия обещала выплатить громадную денежную субсидию.

Обещание: пришлет инструкторов и оружие. Французская миссия генерала Гардана.

Между тем Россия вела в это время с Ираном (1804-1812 гг.) вялотекующую войну, которая завершилась разгромом иранской армии и подписанием в 1813 г. Гюлистанского мира. Иран отдавал Дагестан, Грузию, Сев. Азербайджан.

12 октября 1813 года - Гюлистанский мир – удар по английским планам проникновения в Иран.

1814 г. – тайный англо-иранский договор. Шах должен аннулировать все союзы с враждебными Англии государствами. Обязан приглашать военных инструкторов только из Англии. За это обещано помочь в пересмотре Гюлистанского мира.

Июль 1826 г. – шахские войска, внезапно напав на русских, начали вторую русско-иранскую войну (1826-1828).

Неудача Ирана. Октябрь 1827 г. – Ереван, Тибриз и др. города заняты русскими.

Февраль 1828 г. – Туркманчайский мир. Восточная Армения – в состав России. Иран платит контрибуцию в 20 млн. рублей. Исключительное право России иметь военный флот на Каспии.

Подписание мира = обострение англо-русских противоречий.

Местное население тоже недовольно – увеличились поборы. Шах старается направить народный гнев против России и ее посланника в Иране – Грибоедова.

Февраль 1829 г. – англичане спровоцировали нападение иранских фанатиков на русскую миссию. Грибоедов и все сотрудники растерзаны. Шах послал в Петербург извинения Николаю. Николай не знал, как реагировать.

Англичане воспользовались ситуацией и, сместив одного претендента на шахский трон, возвели на престол Мохаммеда (1834-1848).

Одновременно ему в подарок – партия оружия в связи с «воШАХением».

Но парализовать влияние России не так-то просто.

Гератский вопрос. 1837 г. – шах предпринял поход на Герат и осадил его.

1838 г. – Англия неожиданно разрывает дип. отношения с Ираном и угрожает заключить союз с Гератом. Шах снимает осаду с Герата. Англия восстанавливает отношения (1841 г.). Одновременно – низкие пошлины на ввозимые в Иран английские товары.

1848-1852 г. – бабидские восстания. Против закабаления Ирана иностранным капиталом. «Баб» - врата, через которые махди передает людям свою волю. Бабом себя назвал некий Али Мохаммед. Провозглашал, что Коран устарел и будет новая священная книга, которая защитит права личности и собственности.

Бабидские восстания отразили мечты о счастливом царстве.

Чтобы хоть как-то снять напряженность, нужны реформы (провел Амир Низам).

Реформы должны были укрепить нац. самостоятельность, а это невыгодно Англии. Амира Низама сместили, реформы отменили. Протест России против вмешательства Англии во внутренние дела Ирана. Обсуждение вопросов = предпосылки Крымской войны.

Англия стремится вытеснить Россию с Кавказа, из Закавказья и Каспийской области под предлогом обороны Индии, которой, конечно, никто не угрожал.

Во время Крымской войны (1853-1855) иранский шах, воспользовавшись тем, что англичане осаждают русский Севастополm, осадил Герат, а в 1856 г. взял его.

Сразу после Парижского мира (1856 г.) Англия объявила войну Ирану. Захватили ряд городов.  Но в самой Англии нестабильное положение. Франция и Россия протестуют против проникновения Англии в Иран.

Март 1857 г. – англо-иранский мир. Шах выводит войска из Герата и Афганистана, а Англия выводит из Ирана.

Дальнейшее закабаление Ирана Англией и Россией – невоенными способами. И Англия, и Россия получили ряд телеграфных, дорожных и др. концессий.

1889 г. – Россия основывает Шахиншахский банк.

1890 г. – Россия основывает Учетно-ссудный банк.Между банками – соперничество.

1901 г. – Англия получает концессию на эксплуатацию нефти. British Petroleum.

На севере – Россия, на юге – Англия. Иран – полуколония.