• Название:

    7 Воображение


  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: ODT
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Роль и место воображения
    в познавательной деятельности

  • Понятие воображения как интеллектуального процесса. Воображение – «самый психический из всех психических процессов (С.Л. Рубинштейн). Воображение, как универсальная человеческая способность к построению новых образов действительности. Отличие воображения от восприятия. Воображение как основа наглядно-образного мышления. Представления воображения и представления памяти.

    Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения. Воображение и творчество.

    Основные виды воображения. Активное воображение и формы его проявления. Пассивное воображение и формы его проявления. Продуктивное и репродуктивное воображение, формы их проявления.

    Основные формы воображения. Сновидения. Галлюцинации. Грезы. Мечты.

    ВООБРАЖЕНИЕ Понятие о воображении. Виды воображения. Воображение и творчество. Механизмы создания образов воображения.

    Индивидуальные Особенности воображения.

    4.1. ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе. Иногда побуждения, фантазии могут сыграть отрицательную роль: ожидаемая неприятность может вызвать переживания.

    В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого либо свойства предметов из другой области.

    В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса и вместе с тем занимающего промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если, например, перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

    Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека и связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым психическим из всех психических процессов и состояний. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется загадочный и идеальный характер психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

    Загадочность этого феномена состоит в том, что нам до сих пор мало что известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае, об этом известно гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.

    Тем не менее, известно очень много о том, какое значение имеет воображение в жизни человека, как оно влияет на психические процессы и состояния и даже на организм.

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства пракгических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

    Что касается связи воображения и мышления, следует добавить, что, так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо найти новые решения. Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, А.В. Петровский замечает, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Если же проблемная ситуация отличается неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу, то в этом случае в действие приходят механизмы воображения. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, неотроги, и в этом - ограниченность воображения. Иначе говоря, воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. '..•'.' От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в лих есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

    Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. По мнению С.Л.Рубинштейна, это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, что в действительности сам никогда не видел. Во-вторых, воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Наконец, воображение может осуществить и такой «отлет» от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности.

    И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

    Таким образом, и в этой форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантазии, воображение не порывает вовсе с действительностью.

    Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, в определенных ситуациях оно способно вывести человека из крайне негативных состояний. И наоборот, воображение в определенных условиях может и повлечь за собой эти негативные состояния, вызвать отрицательные эмоции и чувства.

    Не менее заметна и существенная связь воображения с реализацией наших волевых действий. Воображение присутствует практически в каждом виде трудовой деятельности человека; ведь прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и все более приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

    В психологии распространена точка зрения, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль играет здесь гипоталамо-лимбическая система. Отсюда вытекает положение об определенной связи воображения с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др.

    В целом можно сказать, что в жизни человека воображение выполняет следующие специфические функции.

    Во-первых, представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена.

    Во-вторых, регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

    В-третьих, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов, человек может обращать внимание на нужные события.

    В-четвертых, формирование внутреннего плана действий способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

    И в-пятых, планирование и программирование деятельности составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

    4.2„ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ Воображение характеризуется, прежде всего, активностью и действенностью, в связи с чем различают активное и пассивное воображение.

    Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное,

    Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

    1. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно представленной задачей в том или другом виде деятельности. Именно этот вид воображения необходимо специально развивать.

    2. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей.

    Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного н6амерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

    Непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продукты непроизвольного воображения — это сновидения, свободные фантазии, грезы, страхи, галлюцинации.

    Характерными для сновидений являются:

    · их чувственная достоверность — когда человек видит сон, он часто ни на минуту не сомневается, что все это происходит с ним наяву.

    · невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

    · очевидная связь с потребностями человека.

    3. Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался (например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких образах).

    В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    4. Творческое (продуктивное) воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.).

    Творческая деятельность – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.

    Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

    Особое место среди образов творческого воображения занимает мечта.

    Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по своему желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

    Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответстгвующих описанию, называют воссоздающим. При чтении литературы, при изучении географических карт и исторических событий происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в книгах, картах и рассказах.

    Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

    В то же время, творческое воображение, как и воссоздающее тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.

    Возникшее в труде, творческое воображение является неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

    В пассивном воображении образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Такое воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренность пассивного воображения создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез.

    Грезы — нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего идеализируемым будущим. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Нетрудно представить, о чем будет грезить человек, ожидая с волнением значимого для него события. Людям вообще свойственно грезить о чем-то приятном, заманчивом, привлекательном. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни человека, то это уже может свидетельствовать об определенных нарушениях психики, об отрыве человека от реальной действительности, что, в свою очередь, тормозит психическое развитие личности.

    Непреднамеренное пассивное воображение отмечается при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, а также во сне (сновидения), в галлюцинациях.

    Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих лор не установлена. Хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

    Галлюцинации - восприятие человеком несуществующего объекта, это фантастические видения, не имеющие, скорее всего, никакой связи с окружающей человека действительностью. Это — наиболее показательное проявление пассивного воображения.

    Возникающий при галлюцинации образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности, Галлющшации — это обычно результат нарушения психики или работы организма, который сопровождает многие болезненные состояния.

    Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере достаточно отдаленного будущего и объединяет представления о жизни высокого качества. Мечта не предполагает немедленного достижения реального результата, а также полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта - сильный фактор творческого поиска, необходимое 5'словие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Мечта выступает в качестве побудительной силы, или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществленная, осуществленная мечта. В то же время есть люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности, их мечты остаются только мечтами. В таких случаях, как пишет С.Л. Рубинштейн, приходится проводить различие между бездеятельной пустой «мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

    В практической деятельности людей важнейшую, но не всегда заметную роль играет фантазия. Прежде всего, она выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Но поскольку работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством, в не меньшей степени фантазия проявляется также в научном, техническом и других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия, как разновидность воображения, играет положительную роль. Фантазия - важное условие развития ребенка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей.

    4,3. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО Выше мы уже коснулись вопроса о связи воображения и творчества. Какие же факторы, определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью • человека. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

    Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал многих известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал:

    «Что касается до «методов изобретения», по поводу которого было написано многих ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

    Не случайно поэтому английский ученый Г. Уоллес предпринял пытку исследовать творческий процесс и в результате выделил несколько стадий этого процесса. На первой стадии происходит подготовка, зарождение идеи;

    затем - созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

    на следующей стадии возникает «озарение» (интуитивное схватывание искомого результата);

    и, наконец, на завершающей стадии осуществляется проверка сделанного.

    Целую теорию решения творческих задач разработал другой ученый - Г.С. Альтшуллер. Он выделял пять уровней творчества.

    Задачи первого уровни решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности.

    Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

    Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

    При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

    На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый обвеет. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей современной науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

    По мнению Г.С. Альтшуллера, одним из важных приемов решения, творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

    Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть носят аналитнко синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

    Важнейшим элементом творческой деятельности выступает фантазия. Прежде всего, нужно сказать о том, что как бы мы ни фантазировали, образы фантазии, тем не менее, никогда не бывают оторванными от действительности. Замечено, например, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет найти нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже если мы возьмемся таким образом проанализировать произведения художников-абстракцпоннстов, в составляющих их элементах мы обязательно увидим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. А эффект фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается, как правило, за счет необычного комбинирования известных элементов.

    В последние годы одной из наиболее перспективных областей психологии становится психология научного творчества. Многие исследования, осуществленные специалистами в этой области, посвящены роли воображения, и в частности фантазии в процессах научного и технического творчества. Одним из путей, которым идет эта отрасль знания, является история научных открытий. А.В.

    Петровский считает, что если рассмотреть историю той или иной науки, достигшей высокого уровня развития, где достаточно разработаны теоретические концепции, широко применяется математика и т.п., то можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизала фантастическими допущениями, так как слишком много тогда еще оставалось неизвестным и дополнялось загадками. По мере того как область знания развивается, в ней многое становится устоявшимся и в воображении уже нет необходимости. Но так продолжается недолго. Новые научные знания н более совершенные методы исследования сталкиваются с фактами, которые не укладываются в общепринятые схемы и не могут быть объяснены по-старому. В таких условиях вновь возникает потребность в фантазии, и притом в возможно более смелой, она обеспечивает возможность осуществления революции в науке. Таким образом, фантазия все время продолжает работать на переднем крае науки, там, где открывается новое.

    Все это убедительно показывает, насколько тесно взаимосвязаны воображение и творчество, насколько велика роль фантазии в жизни и творчестве человека.

    4.4. МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ Сущность воображения, если говорить о его механизмах, состоит в преобразовании представлений, создании новых образов на основе имеющихся. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах - агглютинации, гиперболизации, схематизагщи, акцентирования, типизации.

    Прежде чем остановиться на характеристиках этих понятий, отметим, что создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части.

    Иначе говоря, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформировавшихся в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, то есть он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

    На втором этапе с этими образами могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, по существу и являются вторым этапом формирования образов воображения. Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, мы уже назвали, теперь рассмотрим их.

    Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на «курьих ножках», пегас и т.п.).

    Агглютинацией издавна широко пользовалось искусство. Оно встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства (человек с хвостом и звериной головой) и в искусстве североамериканских индейцев. Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, Леонардо да Винчи советовал молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть то будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». Кроме того, Леонардо да Винчи подчеркивал, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определенной тенденцией, придающей ей смысл. Агглютинация - это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией.

    Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно;

    но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения.

    Агглютинация часто применяется и в техническом творчестве, в различного рода изобретениях. Благодаря этому созданы, например, всевозможные «вездеходы» - автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, плавающие бронетранспортеры, самолеты, способные взлетать с водной поверхности и садиться на нее.

    Прекрасный пример агглютинации - аккордеон - сочетание фортепиано и баяна и т.д. и т.п.

    Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия и процессы произвольные, то есть контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

    По форме преобразования представлению агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан - огромный, как гора и мальчик с пальчак), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.п.

    Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, является схематизация и акцентирование (или, акцентуирование, по Рубинштейну).

    Схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, она может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

    Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

    И, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

    Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

    Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе, причем переработка представлений при создания типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

    По мнению С.Л. Рубинштейна, «акцентуирование» достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит;

    но она утрирует те или иные его черты, иначе она не стала бы карикатурой. При этом «акцентуирование», чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

    Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, то есть специфического обобщения. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Уже «акцентуирование» подчеркивает п этим выделяет нечто как существенное. Типизация - один из путей, которыми вдет преобразование единичного образа, придающее ему обобщенное значение. «Акцентуирование» одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. В результате весь образ в целом преобразуется.